Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Теория государства и права, Практикум, 2015. Методические рекомендации по написанию курсовых работ к каждой из наиболее часто встречаемых тема также выделяют и проблема- тизируют малоизученные, поисковые темы, имеющие перспективу исследования в дипломных и диссертационных работах


НазваниеМетодические рекомендации по написанию курсовых работ к каждой из наиболее часто встречаемых тема также выделяют и проблема- тизируют малоизученные, поисковые темы, имеющие перспективу исследования в дипломных и диссертационных работах
АнкорТеория государства и права, Практикум, 2015.pdf
Дата12.10.2017
Размер1.84 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTeoria_gosudarstva_i_prava_Praktikum_2015.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#28359
страница1 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ситуация в современном российском образовании, радикальное изменение его основ, реформирование и содержания, и формы образовательного процесса предполагает переход на принципиально новую систему профессионального обучения, предполагающую сокращение бюджета времени аудиторных занятий и увеличение объема самостоятельной работы студентов. В целом же, болонский процесс определяет переход к англосаксонской парадигме подготовки специалистов, основными принципами которой являются интерактивность, индивидуальность, многоуровневость, максимальная практическая ориентированность и узкопрофиль- ность, формирование установки на непрерывное образование и саморазвитие личности. Конечно, вряд ли традиции российского образования исчезнут, растворятся в инновационном образовательном потоке, скорее всего, будет реализован конвергенционный вариант подготовки бакалавров, специалистов и магистров в тех или иных отраслях знания, но изменение форм и методов обучения, их корректировка с учетом требований современного политико-правового и со- циально-экономического развития общества неизбежны. В этом плане, предлагаемая авторами практическая часть изучения курса Теория государства и права включает, как традиционные разделы (например, методические указания и рекомендации по написанию курсовых работ, тесты и др, таки новые формы организации аудиторной и самостоятельной работы студентов (в учебнике представлены методические и методологические разработки организации учебного занятия, различные форматы самостоятельной работы студентов).
Включение в учебник методического материала актуально еще и с позиций отсутствия у преподавателей юридических вузов и факультетов профессионального педагогического образования, что определяет потребность в наличии разного рода научно-методиче-

5
ских, дидактических разработок, готовых к использованию в учебном процессе.
Материалы настоящего практикума, кроме всего прочего, помогут студентам хорошо подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов семестровых и итоговых, государственных, так как содержат все необходимые требования по курсу (программу, контрольные вопросы, соответствующие методические рекомендации) и позволяют через предлагаемую систему тестов проверить себя в режиме самоконтроля. В полной мере оправдано внимание авторского коллектива к такой форме самостоятельной работы студентов, как курсовая работа. Написание курсовых работ по теории государства и права, во-первых, является безусловным требованием государственного стандарта, во-вторых, способствует углублению и закреплению знаний по указанному предмету, подготовке к будущей практической деятельности. Поэтому авторы предлагают развернутые методические рекомендации по написанию курсовых работ к каждой из наиболее часто встречаемых тема также выделяют и проблема- тизируют малоизученные, поисковые темы, имеющие перспективу исследования в дипломных и диссертационных работах.
В практико-методическую часть учебника, естественно, включен и обширный список рекомендуемых учебников, монографий и статей, включая современную правовую публицистику. РАЗДЕЛ I.
УЧЕБНО-ПРОГРАММНЫЙ БЛОК ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
ГЛАВА 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 1.1. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ
Проблемы и технологии обеспечения качества юридического образования в настоящее время являются приоритетными в системе профессиональной подготовки. Очевидно, что в системе высшего образования понятие качество толкуется неоднозначно, различные агенты образовательного процесса (заказчики, представители услуги пр) по разному рассматривают характеристики, требования и способы (технологии) в обеспечении качества высшего образования. В соответствии с ФЗ Об образовании в Российской Федерации под качеством образования понимается целый комплекс характеристик, определяемых государственными стандартами, потребностями рынка труда, а также планируемыми результатами образовательной программы, реализуемой высшим учебным заведением. Так, согласно п. 29 ст. 2 качество образования — это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиями (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. В данной нормативно-правовой дефиниции (законодательном определении) воспроизводится понимание качества образовательной деятельности, зафиксированного в международном стандарте ИСО
9001, в котором определяется, что качество представляет собой совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности .

7 Общеизвестно, что содержание качества образовательного процесса, прежде всего, измерение (оценка) последнего, связана как с количественными, таки с качественными показателями. Причем, что вполне логично, качество содержания программы дисциплины может оцениваться не только количественно и качественно, но и
«внутрени» — как относительно автономная, взаимосвязанная, целостная совокупность элементов (система, и внешне — внешние требования к ее качественному содержанию. Например) внешние критерии качества программы относятся, главным образом, к самой рабочей программе — это соответствие ее норма- тивно-правовым требованиям, федеральным государственным стандартам, запросам рынка труда, конкретных работодателей и или индивидуальным требованиям (предпочтениям) обучающегося (индивидуальные траектории обучения, рабочая программа должна также отражать современный уровень развития данной дисциплины и отрасли знания и пр) внутренние критерии качества программы относятся к содержанию самой программы, те. это соответствие друг другу — целей и задач дисциплины, образовательных технологий, фонда оценочных средств, модульной организации материалов, методического обеспечения и т.д., а также тем компетенциям которые формируются, развитие которых моделируется и которые измеряются в итоге освоения дисциплины.
Очевидно и другое, а именно то что выделение внутренних и внешних систем качества рабочей программы весьма условно, поскольку в реальном образовательном процессе они связаны. Отсюда следует, что их необходимо рассматривать взаимосвязано, в комплексном единстве. Обычно в отношении учебного процесса применяют понятия качества к условиям, процессу и результатам. В этих трех направлениях и стоит рассматривать взаимосвязь внешних и внутренних критериев качества. Качество условий включает:
во-первых, организационно-нормативное и научно-методическое обеспечение образовательного процесса в аспекте реализации программы конкретной дисциплины. Это, прежде всего, система нормативных документов, разработанных специализированными кафедрами и утвержденных высшим учебным заведением с учетом требований национального и регионального рынков труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки
030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр) —
ФГОС ВПО. Кроме того, это четко регламентированные, в соответствии с основной образовательной программой (ООП), цели и задачи дисциплины, ожидаемые результаты обучения, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, система оценки качества обучения поданной дисциплине (соответствующие ей фонды оценочных средств, необходимые методические материалы и разработанные, с учетом конкретной дисциплины, технологии обучения и кредитно- рейтинговой системы, обеспечивающие качественное усвоение различных дисциплинарных моделей;
во-вторых, необходимое ресурсное обеспечение дисциплины и образовательного процесса. Это необходимое «источниковое наполнение (литература, справочная, энциклопедическая, периодическая и методическая оснащенность. Качество процесса предполагает:
во-первых, систему оценок и указаний, установленных вузом, фиксирующих базисные точки и критерии по которым осуществляется проверка соответствия качества реализуемой программы дисциплины федеральным государственным стандартам, внутри- вузовскими кафедральным стандартам менеджмента качества. Это, соответственно, предполагает систематический мониторинг качества как реализации самой программы дисциплины, таки конкретных результатов обучения во-вторых, систему оценки качества освоения конкретных профессиональных знаний, умений и навыков со стороны обучающихся, заказчиков, работодателей и т.п. Кроме того, многие вузы развивают системы внутреннего мониторинга удовлетворенности студентов, с одной стороны, соответствия программы дисциплины ожиданиям, требованиям, заказам обучающегося, ас другой — удовлетворения студентов от качества условий, процесса и результата обучения по конкретной программе, ее значимости в формировании профессионального мышления, формировании возможностей будущего использования полученных профессиональных и общекультурных навыков и умений, максимальная ясность целей и задач программы, этапов их достижения и т.д.
3. Качество результата отражает ряд характеристик любой программы дисциплины, это, во-первых, соответствие результатов нормативным требованиям, запросам регионального рынка труда (особенно это характерно для прикладного направления бакалавриата по юриспруденции, с другой — соответствие полученного результата социальными личностным ожиданиям обучаемых, а также формирование необходимых компетенций преемственно развиваемых иными дисциплинами в соответствии с матрицей профессиональных компетенций и основной образовательной программы, разработанной вузом. Конечно, кроме качественных критериев,

9 здесь используются и количественные — процент, успешно сдавших экзамены, качество и уровень написания курсовых проектов, их актуальность и востребованность результатов, соответствие нормативным требованиям, результаты итоговой аттестации и общий уровень освоение дисциплины и т.д.
В этом плане рабочая программа дисциплины представляет собой не только моделирование результата обучения, прогнозирование конкретных требуемых (внешней и внутренней средой) количественных и качественных показателей но и выступает инструментом управления качеством образовательного процесса.
§ 1.2. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Дисциплина Теория государства и права является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 030900.62 — Юриспруденция. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компе-

тенций (осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания, профессиональных компетенций выпускника (осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства толковать различные правовые акты преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическим уровне эффективно осуществлять правовое воспитание).
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с природой и сущностью государства и права с основными закономерностями возникновения, функционирования и развития государства и права историческими типами и формами государства и права, их сущностью и функциями механизмом государства системой права, механизмом и средствами правового регулирования, реализацией права особенностями государственного и правового развития России ролью государства и права в политической системе общества, в общественной жизни.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса лекционные, практические занятия, самостоятельная работа студента.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля) текущий контроль — система оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по отдельным темам дисциплины, частям, разделам дисциплины (выполнение практических заданий, тематики докладов, эссе, задания для контрольных работ, решение проблемных заданий и т.д.) и промежуточный контроль — система оценочных средств и технологий для проведения промежуточной рубежной) аттестации по модулям дисциплины (в форме контрольных срезов знания, умений и навыков, проведения рубежных коллоквиумов, написания контрольных работ, промежуточного тестирования и т.п.);
2) итоговый контроль — система оценочных средств и технологий для проведения итоговой аттестации по дисциплине в форме итогового, в том числе и государственного экзамена, курсовой работы, различных видов НИРС.
§ 1.3. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль знаний в области правоведения и государствоведе- ния, усвоение которой является необходимым условием обучения сту- дентов-юристов, а также основой изучения юридических дисциплин.
Предметом курса являются закономерности и особенности функционирования правовых и политических систем государств, присущие им типологические черты, проявляющиеся на различных этапах развития общества, культуры и цивилизаций. Соединяя многообразные и разноуровневые знания, теория государства и права формирует мировоззренческую основу и правосознание будущих бакалавров юриспруденции как профессионалов, осуществляющих правоприменительную деятельность и, шире, функции правового регулирования законодательство, юридический контроль, правовая охрана, поддержание на должном уровне правовой культуры общества и т.д.).
В процессе изучения теории государства и права студенты получают представление об основных направлениях, масштабах и пределах проникновения юридических начал в экономику, политику, социальные отношения и другие сферы общественной жизнедеятельности 1.4. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП)

Дисциплина Теория государства и права входит в профессиональный цикл базовой (обязательной) части российского юридического образования

11 Теория государства и права является частью современного обществоведения, содержит выводы, которые опираются на достижения экономики, философии, социологии, психологии, культурологии и других социальных наук.
С момента своего возникновения государство и право играют важную роль в истории человечества. Они призваны обеспечить стабильность и безопасность общественной жизни, ввести ее в определенные рамки посредством установления обязательных правил поведения.
Естественно, что многие гуманитарные и общественные науки обращаются к изучению этих явлений.
Так, философия, как самая всеобъемлющая из наук, видящая свою цель в осмыслении сути природы, общества, человека, мышления, естественно, не может обойти вниманием такие важные явления, как право и государство. В рамках этой формы понимания мира имеет место определение природы и значения этих важнейших социальных явлений.
Невозможно представить себе и историческую науку, которая не касалась бы вопросов национального государства и права. История, как и философия, включает в себя всезнания и все стороны общественного бытия. Преобразования государственной власти в результате реформ или революций, принятие крупнейших законодательных актов всегда находятся в центре внимания историков, но лишь как элементы общего исторического процесса. Теснейшая связь истории с правоведением породила смежные историко-пра- вовые дисциплины.
Археологи предоставляют обширный материал для суждений о государстве и праве далекого прошлого. Экономические науки рассматривают воздействие государства и права на хозяйственную жизнь. Специалисты в области этики анализируют соотношение морали и права. Особо следует обратить внимание на историко- правовые науки, которые рассматривают эволюцию государственных и правовых институтов разных страна также представление о государстве и праве в хронологической последовательности или в определенных хронологических рамках — история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений.
Таким образом, теория государства и права играет основную роль в формировании у студентов высокой методологической и общеправовой культуры, создает теоретический фундамент для успешного усвоения последующих юридических дисциплин 1.5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ:
• природу и сущность государства и права;
• основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права;
• исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;
• механизм государства;
• систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
• особенности государственного и правового развития России;
• роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни.
УМЕТЬ:
• оперировать юридическими понятиями и категориями;
• анализировать юридические факты и возникающие в связи сними правовые отношения анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
• принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ВЛАДЕТЬ:
• юридической терминологией;
• навыками работы с правовыми актами;
• навыками:
анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
а) общекультурные (ОК)
• осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);
б) профессиональные:
• в правоприменительной деятельности:
• осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК–2);
• обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК–3);

13 принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК–4);
• применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК–5);
• юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК–6).
— в экспертно-консультационной деятельности толковать различные правовые акты (ПК–15).
— в педагогической деятельности:
• преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическим уровне (ПК–17);
• эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК–19).
§ 1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Семестр ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей