Главная страница

Методич_рек_написания_курсовых_2011. Методические рекомендации по написанию


Скачать 214.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по написанию
АнкорМетодич_рек_написания_курсовых_2011.doc
Дата30.11.2016
Размер214.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodich_rek_napisania_kursovykh_2011.doc
ТипМетодические рекомендации
#2836
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040201 - СОЦИОЛОГИЯ

Введение

Курсовые работы являются неотъемлемой частью подготовки специалистов по социологии. Студенты обязаны выполнять курсовые работы на 2, 3 и 4 годах обучения. Они составляют основу специализации и являются необходимыми этапами, предшествующими написанию и защите дипломных работ на 5 курсе.

При написании курсовой работы студент осваивает современные методы организации и проведения социологических исследований, учится работать с социологической литературой, развивает творческое мышление, приобретает навыки самостоятельной научной работы. Курсовая работа должна продемонстрировать умение логично, аргументировано, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Цель выполнения курсовой работы – формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач через систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков студента в соответствующей области.

Курсовая работа является научной разработкой конкретной темы в небольшом объеме в процессе обучения по специальности. Будучи учебным произведением, она должна по своему содержанию и форме стремиться к идеалу «настоящего» научного текста, тем самым она представляет собой своеобразную пропедевтику будущего научного исследования.

Следует помнить, что научное содержание курсовых работ всегда несет на себе печать творческой индивидуальности автора, в то время как организация их подготовки подчиняется общему порядку, а оформление – действующим государственным стандартам. Исходя из этого, рекомендации в отношении научного содержания работ следует воспринимать как консультативные, в то время как сведения об организации подготовки работ и правила их оформления носят обязательный, нормативный характер.

Руководство курсовым проектом, научно-консультационную и методическую помощь студенту, а также контроль за ходом выполнения работы осуществляет преподаватель, назначаемый кафедрой.

Таким образом, курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. Она обладает всеми чертами научного произведения: в ней четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования; она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний; содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы и, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.
Курсовая работа студента 2 курса выполняется по дисциплине «Общая социология». Обычно она представляет собой результат ознакомления студента с основным содержанием избранной им проблемы и имеет вид расширенного реферата с собственными выводами и представляет собой изложение темы со вторичным использованием результатов уже проведенных исследований при постановке собственных целей или самостоятельное социологическое исследование. Курсовая работа по общей социологии отражает особенности учебной дисциплины и избранная тема должна находить опору в основных понятиях курса, то есть использовать в качестве отправной точки определенные понятия общей социологии.

В отношении стандартных требований предполагается, что студент 2 курса уже владеет навыками самостоятельной работы с источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Ее объем не превышает 20-25 машинописных страниц (без учета списка литературы и приложений). Начиная с первой курсовой работы, студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным составлением библиографии, что сбережет ему много сил в дальнейшей профессиональной деятельности. Первая курсовая работа оценивается на «зачтено»-«не зачтено».
На 3 курсе студент выполняет курсовую работу по «Истории социологии». Теоретический характер дисциплины диктует требования к её содержанию: необходимо продемонстрировать умение работать с большим объемом источников (первоисточники, с возможным (!) переводом), реферированием, глубоким анализом значительного числа источников и аргументированными выводами. В отношении стандартных требований предполагается, что студент 3 курса уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Примерный объем работы составляет 25-30 машинописных страниц; выводы должны быть по объему не менее 1,5 машинописных страниц. Данная работа оценивается дифференцированным зачетом, т.е. выставляется оценка «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».
Курсовая работа по дисциплине специализации «Социология образования» выполняется на 4 курсе и к ней предъявляются более строгие требования. Она должна быть методологически последовательна, сопровождаться глубоким анализом теоретических подходов на основе обширного круга источников, опираться на результаты самостоятельно подготовленного и проведенного социологического исследования. Если предшествующая работа студента не была экспериментальной, то на 4 курсе предоставляется последняя возможность подготовить экспериментальную базу для основательной, глубоко научной дипломной работы. Объем последней курсовой работы должен составлять 30-40 машинописных страниц; выводы – 1,5-2 машинописных страницы. Работа выполняется на оценку.

Таким образом, курсовая работа студента должна продемонстрировать его умение:

  • Разбираться в излагаемых проблемах;

  • Систематизировать научный материал по избранной теме;

  • Последовательно, логически грамотно его излагать;

  • Самостоятельно решать поставленные творческие задачи;

  • Давать научную оценку различным взглядам;

  • Высказывать своё мнение, научно обосновывая его;

  • Организовывать и проводить социологические исследования;

  • Разрабатывать инструментарий социологического исследования (программу, анкету, рабочий план);

  • Анализировать полученные статистические данные, фиксировать результаты исследования, делать выводы и разрабатывать практические рекомендации);

  • Логически обосновывать и формулировать выводы, предложения и рекомендации;

  • Грамотно представлять результаты теоретической и эмпирической работы с использованием информационно-коммуникационных технологий.


Итак, смысл курсовых работ состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Такие навыки необходимы не только академическим ученым и исследователям, но и всем, кто желает посвятить себя любой интеллектуальной профессии.

Курсовые работы отличаются от докладов и выступлений студентов на семинарских занятиях тем, что являются строго обязательными, выполняются каждым студентом в письменном виде в противоположность «стихийным» устным выступлениям. Тем не менее, выступления на семинарских занятиях способствуют заинтересованному выбору темы курсовой работы.

В афористической форме важнейшие принципы научного творчества уже сформулировал родоначальник опытной науки Нового времени английский философ Ф. Бэкон, который писал: «Те, кто занимался науками, были либо эмпириками, либо догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает его по своему умению ..., перерабатывает в разуме». Ученый, согласно Ф. Бэкону, должен действовать подобно пчеле, а не предаваться ни чистому умозрению, ни голому эмпиризму.

Таким образом, курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. Она обладает всеми чертами научного произведения: в ней четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования; она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний; содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы и, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
«Не представляю себе, как можно

довольствоваться знаниями, полученными

из вторых рук; хотя чужое знание может

нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь

своей собственной мудростью»

Мишель де Монтень

Порядок подготовки курсовых работ содержит следующие этапы:

      1. Выбор темы.

      2. Сбор материала, поиск литературы по теме, перевод иноязычных источников, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана.

      3. Подготовка первого варианта.

      4. Сдача подготовительного текста научному руководителю.

      5. Доработка текста по замечаниям научного руководителя.

      6. Сдача окончательно доработанного и оформленного текста.

      7. Получение отзыва и оценки работы от научного руководителя.

      8. Подготовка презентации.

      9. Процедура защиты курсовой работы.


1. Выбор темы
Ситуация выбора темы не является для студента неожиданностью. Программа обучения строится таким образом, чтобы студенты познакомились с предметной областью социологии, содержанием профессиональной деятельности социолога, структурой учебного плана подготовки социологов, приобрели первый опыт письменной работы по социологии в курсе «Введение в социологию». Как уже отмечалось, импульсы для выбора темы могут возникнуть из докладов и выступлений студентов на семинарских занятиях, и курсовая работа даже может быть их дальнейшим развитием. Студентам не стоит забывать об однажды начатой собственной научной работе при подготовке к семинарским занятиям. Итак, варианты.

А. Тему предлагает преподаватель. Если он ведет исследовательскую работу по какой-либо проблеме, то может привлечь к её разработке и студентов, придав их творческому поиску конкретное направление.

Б. Студент выбирает тему, соответствующую его интересам. Это может быть продолжение исследовательского проекта студента в период его обучения в общеобразовательной школе, либо идея подсказана сферой профессиональных интересов близкого круга или внеучебной деятельностью. Далеко не всегда этот проект может лежать в поле социологическом. Однако, он может потребовать социологического осмысления.

Тема может «родиться» из аналитического обзора литературы, выполненного ранее реферата по какой-либо социологической проблеме.

Возможно, на выбор темы натолкнет вполне осознаваемое затруднение, проблема, с которой пришлось столкнуться самому студенту или его близким, что потребует поиска обоснований путей её решения.

Ориентируясь на собственный научный интерес и направления научной работы кафедр и преподавателей, студент может, как уже отмечалось, предложить свою формулировку темы с обоснованием необходимости ее разработки. В таком случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Не следует предлагать темы, разработка которых потребовала бы многолетних усилий целого научного коллектива.
2. Сбор материала, поиск литературы по теме, перевод иноязычных источников, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана
«План был, что и говорить, великолепный,

очень стройный и простой.

Единственной заторой было то,

что она не имела ни малейшего представления,

как привести его в исполнение»

"Алиса в стране чудес"
Первостепенным направлением для поиска литературы по теме является БИБЛИОТЕКА УНИВЕРСИТЕТА. Сегодня уже нет необходимости рыться в ящиках каталогов по направлениям и персоналиям: достаточно прийти в электронный читальный зал и сделать запрос в системе «Ирбис». Все книги, имеющиеся в библиотеке университета, по избранной студентом теме будут предложены, останется только отобрать те, которые наиболее соответствуют направлению исследования. Обязательно требуется сформировать список трудов и приступить к поступательному их изучению. По результатам беглого просмотра1 отобранных книг их список, скорее всего, значительно сократится. Более детальное знакомство с библиографией оставшихся книг по проблеме исследования поможет редуцировать направление поиска.

Следующим шагом подбора литературы является работа с научными социологическими изданиями: журналы «Социологические исследования: Социс», «Социально-гуманитарное знание», «Социология 4М», «Социология» и другие. Для сокращения усилий следует брать последний номер журнала за год и знакомиться с содержанием публикаций за истекший год. Чаще всего журналы группируют изданные материалы по рубрикам, которые студент самостоятельно может соотнести с темой своего исследования. При первом обращении к журналу или сборнику полезно на полях отмечать заголовки статей, которые необходимо прочитать.

Для современного студента самым естественным путем поиска литературы по теме, скорее всего, станет Интернет. Это хорошая идея. Но следует с пристрастием отобрать сайты-источники. Оптимальным вариантом удовлетворения страсти по Интернету станет поход в электронный читальный зал университета. Особенностью данного места является оптимальный доступ к научным полнотекстовым ресурсам.

Начинать следует с поиска научных статей по известным словосочетаниям. Не забывайте простое правило: при поиске заключать устойчивые неизменные словосочетания в кавычки. Это избавит от нудного отбора «зерен от плевел».

Если, прежде чем обратиться к великому брату Интернету, студент познакомился с разделами учебников по избранной им теме, то в его распоряжении могут оказаться и сведения о персоналиях, в чьих работах уделялось внимание схожим проблемам. Тогда поиск литературы станет ещё более продуктивным, так как в строку поисковика можно будет ввести и имена ученых, работавших в избранном студентом направлении, что существенно увеличит возможности сбора материалов.

ВНИМАНИЕ! Википедия не является устойчивым научным источником, ссылкой на который можно начинать свои исследования!

Итак, на руках у студента список книг и статей, где отражены в той или иной мере соображения известных социологов по избранной теме. Пришло время более подробного знакомства с литературой для получения необходимой информации. На этом этапе следует приучить себя подчеркивать, отчеркивать, делить текст на отдельные смысловые части.

Совет бывалого. Начните работу с конкретным текстом с создания файла в папке с возможным названием «Моя курсовая». Каждый файл должен носить вполне определенное название: это может быть только фамилия автора текста, либо (если от данного автора выбраны несколько работ) к фамилии можно добавить одно-два ключевых слова (например: Зборовский_Теория, Зборовский_Парадигмы_образования). Текст файла может начинаться полной ссылкой на источник, далее следует вносить отобранные из текста цитаты, не забывая фиксировать страницы, где «живут» эти мысли автора. Это окажет неоценимую службу, когда они найдут свое место в тексте курсовой работы.

Итак, перед студентом лежит объемная кипа разного рода цитат из отобранного списка литературы. Что с этим делать? Структурировать! Как? Исходя из определенных объекта и предмета исследования.

В основной части курсовой работы, следующей за введением, необходимо прежде всего раскрыть понятийный аппарат работы, на базе которого возможна постановка и формулировка проблемы в строго научных терминах, так как формой существования науки являются понятия. Далее, необходимо изложить теоретические и методологические основы работы, т. е. пути ее решения и исследовательские инструменты, которые используются в работе.

Существует хороший технологический ход, помогающий разобраться в большом объеме цитат и текстов. Можно составить и заполнить соответствующую таблицу.
Систематизация авторских подходов к изучению конкретного круга проблем


автор

понятие 1

понятие 2

понятие 3

понятие 4

понятие n

автор 1

точка зрения




точка зрения




точка зрения

автор 2




точка зрения

точка зрения







автор n

точка зрения







точка зрения





Таблица помогает видеть круг проблем, заслуживших наибольшее внимание широкого числа ученых, а также те проблемы, которые мало освещались в научной литературе. Кроме того, таблица сделает явными разночтения, либо единодушие исследователей по поводу одного и того же научного, социологического понятия. Описывая отрывшиеся сходства и различия, студент создает самостоятельный научный текст курсовой работы, находит собственную новизну в изучаемой теме, формулирует самостоятельные выводы.

Данный подход не является единственным возможным при работе со множеством текстов, однако заслуживает внимания и использования студентами.
3. Подготовка первого варианта
В первом варианте работы предполагается построение общей логики работы. К этому времени у автора-студента уже сформирована общая структура работы, выделены объект и предмет исследования.

На этом этапе научный руководитель может предложить углубить, расширить части работы, либо попытаться изменить структуру. Это самый интересный и творческий этап, когда студент уже глубоко погружен в тему, хорошо ориентируется в изученных текстах, может вести компетентный диалог с научным руководителем.

ПОМНИТЕ! Бережное отношение к ссылкам на библиографию сохранит ваше время и силы. Пользуйтесь постраничными ссылками, дабы цитаты были «привязаны» к источникам. Оформляйте ссылки сразу полностью и аккуратно, потом потребуется немало времени на исправления мелких недочетов, т.н. «ловлю блох».

Когда уже собран «макет» текста курсовой работы, следует писать Введение и Заключение. Это звучит несколько странно, однако только полностью владея полнотой информации по изучаемому предмету, можно создать «условие задачи» - написать Введение, а раз так, то и дать «развернутый ответ» - создать Заключение.
4. Сдача подготовительного текста научному руководителю
Подготовительный текст сдается научному руководителю не позднее, чем за месяц до защиты курсовой работы. На этом этапе также может потребоваться коррекция текста. В идеале, если текст сопровождается предыдущим вариантом работы с правками научного руководителя, что делает значимыми всю проведенную автором работу по совершенствованию текста курсовой. Возможно, научный руководитель порекомендует расширить список литературы, обратит внимание автора на новые, не отмеченные автором научные публикации.

Подготовительный текст уже имеет все необходимые ссылки, автор видит общий объем работы, приложений, их корреляцию между собою.
5. Доработка текста по замечаниям научного руководителя
Доработка текста обычно имеет характер редакторских правок, стилистическое отнесение к научному тексту, коррекция возможных публицистичных, литературно некорректных выражений. Проверяется корректность выводов по параграфам, соответствие Заключения Введению, соответствие ссылок.
6. Сдача окончательно доработанного и оформленного текста
Текст сброшюрованный, отредактированный сдается научному руководителю за неделю до защиты. Не забудьте поставить свою подпись на титульном листе! Этим автор заверяет, что текст работы авторский, полностью готов к защите.
7. Получение отзыва и оценки работы от научного руководителя
На этом этапе научный руководитель читает окончательную редакцию курсовой работы, пишет отзыв и дает допуск к защите, что формализуется в его подписи на титульном листе.

Помните, без подписи научного руководителя работа заслушиваться на защите не будет!
8. Подготовка презентации защиты курсовой работы
Долгое время преподаватели противоречиво относились к наличию презентации на защите. Однако, требования государственного образовательного стандарта неумолимы – обязательна компетентность представления результатов проведенного исследования с использованием мультимедиа.

Зачем нужна презентация? Для того, чтобы объяснить, сделать значимой собственную точку зрения на исследованную проблему.

Презентация дает возможность продемонстрировать умение выделять главное, структурировать собственные мысли. В определенных условиях средствами презентации можно дать обратную связь, скорректировать понимание участников. Кроме того, визуальные средства помогают добавить эмоции, через образы сделать собственное видение социологических, научных проблем более проявленным, иногда даже остроумным, ироничным, ярким, неожиданным.

Презентация как жанр представления курсовой работы к защите должна содержать следующие слайды:

  1. Титульный (название работы, автор, научный руководитель)

  2. Объект, предмет, цель

  3. Задачи исследования

  4. Теоретическое обоснование исследования

  5. Использованные методы

  6. Описание результатов

  7. Выводы

  8. Источники информации

Данные рекомендации обозначают позиции в логике слайдов, но не ограничивают их число. Однако, время на защиту составляет 10 минут. Успеют ли познакомиться с 30-40 слайдами благодарные слушатели?

Обычно подавляющее большинство презентаций завершаются слайдом «Спасибо за внимание». Кому? Думается, уместно благодарить людей, которые помогли в проведении исследования, подарили (подтолкнули) идею написания работы, консультантов, возможно и научного руководителя.
9. Процедура защиты курсовой работы
Процедура защиты курсовой работы предполагает сообщение автора об основном содержании работы, в котором излагаются:

- актуальность выбранной темы;

- объект и предмет исследования;

- цель и задачи исследования;

- методология и методика исследования;

- результаты исследования и их практическая значимость.

В выступлении убедительно будет звучать текст самостоятельного реферирования курсовой работы (не повторяются текст Введения и Заключения дословно!).

Упор делается на результаты проведенного исследования. Новизна, авторская идея, основной тезис, авторское видение существа проблемы – вот главное, ради чего собирается комиссия и весь семестр работает студент.

Слайд-презентация студентом выполняется самостоятельно. Руководитель может только согласовать некоторые моменты, если студент покажет презентацию до защиты.

Автору могут быть заданы вопросы по теме исследования.

После обсуждения основных положений работы комиссия выставляет оценку в ведомость и зачетную книжку.

Оценка за курсовую работу должна быть выставлена руководителем, с обязательной подписью члена комиссии по защите в зачетную книжку до начала сессии или в сроки, установленные деканатом.
Основные критерии оценки курсовой работы

● Актуальность выбранной темы;

● Широта охвата источников и грамотность их анализа;

● Самостоятельность подхода к написанию курсовой работы;

● Четкая характеристика предмета, цели и методов исследования;

● Разработка и проведение социологического исследования там, где это необходимо;

● Теоретическая и практическая значимость работы;

● Правильность оформления курсовой работы.

2.1. Структура текста и язык изложения

Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Введение служит для ориентации читателя в дальнейшем изложении. Как уже отмечалось в начале этой работы, во введении делается обоснование выбора темы, формулируется предмет исследования, т.е. ставится научная проблема, раскрываются цели и задачи работы, анализируется степень разработанности проблемы. Во введении могут быть приведены в тезисной форме основные результаты.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы.

Текст, расположенный между введением и заключением является основной частью, которая никогда так не озаглавливается. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких, как минимум, из двух глав.

Главы могут быть (но не должны обязательно) разделены на параграфы. Деление работы на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию. Например, в 20-страничной работе 5 страниц для введения и 5 для заключения – это слишком много, но и полстраницы для введения – слишком мало.

При делении текста работы на части следует руководствоваться таким эмпирическим правилом: введение в курсовой работе должно быть не менее одной страницы. Из опыта следует, что оптимальный размер введения – до 10% текста. То же самое относится к заключению, но все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону. Остальной объем работы приходится на основную часть.

Существует несколько формальных систем структурирования текста в главы и параграфы, из которых наиболее подходящими для курсовой работы являются две.

Первая называется десятичной системой. В ней применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфов образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа, которые разделяют точкой. Таким образом, цифры «2.1» и «2.2» обозначают номера параграфов главы 2. Если параграф 2.2 делился бы на части, то для их обозначения использовалась бы следующая нумерация: 2.1.1, 2.1.2 и т. д. Тем самым по номеру раздела легко определить его место в структуре всего текста.

Не менее распространенной является и другая система, в которой главы обозначаются словом «глава» с номером, а параграфы знаком «§» с указанием порядкового номера данного параграфа в главе. Например, «§ 2.1».

Некоторое распространение имеет также система деления текста на основе использования римских цифр для обозначения глав и арабских цифр для параграфов и строчных букв со скобками для второго деления. По этой системе настоящий параграф обозначался бы «II.2», а в случае его разделения на отдельные части - II.2.а), II.2.б).

Существуют и другие системы обозначения частей текста, выбор той или иной системы – дело вкуса, обязательно лишь последовательно придерживаться однажды выбранной системы на протяжении всего текста и следить, чтобы обозначение выделяемых частей текста соответствовало их месту в иерархии частей текста. Например, в работе не может быть параграфа под номером «2.2» при отсутствии параграфа «2.1».

Заключение никогда не делится на части, введение – тоже, за исключением введений к большим сочинениям. Не следует увлекаться делением текста на части и оформлять каждый абзац в отдельный раздел. Не рекомендуется выделять более двух уровней иерархии частей текста. Здесь действует простое правило: часть текста с любым заголовком не может быть меньше одной страницы.

В конечном итоге деление текста на части и количество частей зависит от структурирования проблемной области работы и стиля изложения материала. Главы и параграфы следует выделять продуманно, т. е. в соответствии с логикой изложения, аргументацией ее основных положений, а не просто потому, что через каждые 10 страниц всегда должна начинаться новая глава. Лучше всего руководствоваться следующими соображениями: глава – это часть текста, в которой содержится большая смысловая единица, параграф – это подраздел текста внутри главы, содержащий логически важную часть главы. Параграфы делятся на абзацы, в которых содержится небольшая, но законченная мысль. Заголовки глав и параграфов основной части должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом.

Текст делится автором на абзацы в известной мере произвольно. Поначалу выделение абзацев представляет собой большую трудность. Абзац, т.е. часть текста, начинающаяся с новой строки, или завершающаяся нажатием клавиши «Enter» в случае использования текстового редактора для персонального компьютера, состоит из нескольких предложений, выражающих одну законченную мысль. Опыт показывает, что на странице хорошего научного текста имеется от 2 до 4 абзацев.

Выделение глав, параграфов и абзацев связано со структурой работы в целом. Структуру всей работы в целом, ее основную идею, аргументы и их последовательность, выводы из работы следует прояснить в основном еще до написания текста работы на консультации с научным руководителем. Именно таким образом можно достичь полного соответствия структуры и содержания работы.

При написании текста следует следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, т. е. так называемая «красная нить». Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, непосвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует либо вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения мысли. Следует постоянно проверять, носит ли аргументация логически стройный характер. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждая глава, параграф и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами.

Желательно, чтобы конец каждой главы, параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы, которое последует в новой главе или параграфе. Можно порекомендовать и другой прием, а именно: начинать каждую главу или параграф с вводного абзаца, который подсказывает читателю, о чем пойдет речь дальше. Во вводном абзаце можно «перекинуть мостик» к предшествующим мыслям. Это лишь подчеркнет «красную нить» всей работы.

Всякая научная работа имеет эстетический аспект, который проявляется прежде всего через логику и стиль изложения материала. Совершенная логическая форма является эстетическим достоинством текста. Не случайно, что требование соответствия формы и содержания научной работы часто подтверждают цитатой из стихотворения поэта Н.А. Некрасова, посвященного поэтическому мастерству: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно».

Курсовая работа должна быть написана хорошим научным языком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учет особенностей научной речи: ее точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи. Важность соблюдения рекомендаций в отношении языка легко заметить по положительной реакции научного руководителя и рецензента по этому поводу, которая обычно предшествует анализу содержания работы.

В отношении стиля научной речи следует запомнить, что личная манера изложения в современной научной литературе уступила место безличной. Иными словами, местоимение «я» не употребляется, а местоимение «мы» постепенно выходит из употребления. (Можно считать, допустим, что...) Далее, при обсуждении научных положений того или иного мыслителя следует применять одну и ту же форму настоящего времени. Наконец, имеются слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте, например: «очевидно», «общеизвестно», «само собой разумеется», «естественно». Очевидным и общеизвестным положениям не место в научной работе, а ссылки на естественный ход вещей в случае социологического произведения искажают научное восприятие проблемы тем, что социальное подменяется природным. В общественной жизни все является «социальным» и в этом смысле «искусственным», а не «природным» или «естественным». Не следует также употреблять местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу их неопределенности.

Курсовая работа не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки.

Она не является и собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается либо на научной проблеме, либо (чаще всего) на учебной и опирается на источники и вторичную научную литературу.

В курсовой работе, особенно теоретического характера, где внимание автора обращено к текстам предшественников, классиков социологии, философии, необходимо использование цитат. Цитата – точная, буквальная выдержка из текста.

Цитата должна быть неразрывно связана с текстом. Она подтверждает или опровергает мысль автора курсовой работы. Цитата может содержать пример, точную формулировку определения, иллюстрацию, присущую именно данному ученому и т.п. Для добросовестного исследователя цитирование является отражением культуры его научного метода. Поэтому существуют вполне определенные правила цитирования.

Цитата всегда помещается в кавычки. Она может применяться как самостоятельное предложение. В этом случае она начинается с прописной буквы (даже если в источнике она начинается со строчной). После точки, завершающей цитату делается ссылка на место в источнике, откуда взято данное предложение. (см. Правила ссылок)

Если цитата является частью предложения исследователя и включается в текст после подчинительного союза – что, ибо, если, потому что, –заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в источнике она начиналась с прописной буквы.

Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы как в цитируемом источнике (в таком случае перед текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).

Если предложение цитируется не полностью, то пропущенные слова, в каком бы месте они не находились – вначале, в конце, в середине предложения – заменяются многоточием.

Цитироваться может одно слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения.

Бывают ситуации, когда необходимая цитата найдена исследователем в произведении другого автора, либо она взята из трудно доступного источника, редкого, зарубежного издания. Добросовестность исследователя будет удовлетворена, если он укажет «цит. по: указание источника».

Можно передать мысль автора своими словами (непрямое цитирование). В этом случае следует обязательно ссылаться на источник. Например: «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения» (А.П. Чехов). А.П. Чехов говорил, что нет национальной науки, как нет национальной таблицы умножения. Национальной науки нет, считал А.П. Чехов, как нет национальной таблицы умножения.

Цитату можно ввести в контекст различными способами:

Автор (в частности) пишет: «…»;

Автор подчеркивает: «…»;

Автор указывает: «…»;

«…, – пишет автор, – …»;

«…, – отмечает автор, – …»;

«…, – подчеркивает автор, – …»;

«…, – указывается в работе (статье, монографии…), – …»;

«…, – отмечается по этому поводу в статье (работе, монографии), – …»;

«…, – указывается в этой связи, – …»;

Автор делает следующее замечание: «…»;

Вместе с тем делается уточнение: «…»;

В итоге делается такой вывод: «…»;

Сделан такой вывод: «…»;

Он заключает: «…»;

В заключение автор пишет: «…».

Курсовая работа не может быть целиком простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, которая наполнена однородным научным содержанием: фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д. и содержать нечто новое: обобщение обширной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения. Этот принцип является непреложным: структура курсовой работы остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание: углубляется фундаментальность исследования проблемы, что внешним образом проявляется в росте количества первоисточников и удлинения списка литературы.
Самостоятельность научного творчества студентов проявляется в свободе выбора тем курсовых работ, что позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов, обеспечить развитие «социологического воображения» при вхождении в исследовательское пространство и выбор своего места в социологической науке.

Свобода научного творчества требует от будущего специалиста особой интеллектуальной разносторонности, умения ориентироваться в теоретико-методологических основах социологии и методологической дисциплинированности.

В первую очередь это касается овладения понятийным аппаратом социологической науки, который отражает ее предметную область. Понятия – это форма существования всякой науки, и мыслительный процесс осуществляется в понятийной форме. Это в особой степени относится к мышлению ученых, исследователей, ибо они используют не только более широкий и полный спектр понятийных отношений, но и отчетливо сознают, какие из них задействованы в том или ином конкретном рассуждении.

Понятийный аппарат курсовой работы выполняет важнейшую роль в процессе ее подготовки: он служит для описания избранного объекта и предмета исследования, научной постановки проблемы, выдвижения гипотез и их проверки или формулировки основной идеи работы и ее развертывания в содержание и, наконец, для обобщения нового знания о проблеме, полученного в результате работы. Грамотный понятийный аппарат включает работу в общий контекст социологической науки. Формируя понятийный аппарат своей работы, автор уже на начальном этапе получает возможность уяснить место изучаемой проблемы в предметной области социологии и её конкретного направления.

Помимо понятийного аппарата курсовая работа содержит описание и анализ теоретико-методологической основы, методов получения и обработки данных, т. е. их статистической и социологической интерпретации, на основе которой и формулируются корректные выводы.

Построение содержания курсовой работы в логике решения задачи



Актуальность: почему это важно? Для кого это важно? Зачем нужно это изучать?

Построение содержания курсовой работы

на основе конкретного социологического исследования




  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом