Главная страница

Методические_рекомендации_Гражданская_Активность (1). Методические рекомендации по направлению деятельности Гражданская активность


Скачать 0.68 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по направлению деятельности Гражданская активность
АнкорМетодические_рекомендации_Гражданская_Активность (1).pdf
Дата01.08.2017
Размер0.68 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_Grazhdanskaya_Aktivnost_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24606
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

1
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская
организация
«РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Т. Н. Арсеньева
Х. Т. Загладина
А. В. Коршунов
В. Е. Менников
Методические рекомендации
по направлению деятельности
«Гражданская активность»
МОСКВА
2016

2
Проект методических рекомендаций по направлению деятельности
«Гражданская активность». М: Общероссийская общественно-
государственная детско-юношеская организация «РОССИЙСКОЕ
ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2016
Методические рекомендации адресованы старшему вожатому, организующему работу в условиях общеобразовательного учреждения по направлению деятельности РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
«Гражданская активность»
Содержание методических рекомендаций подготовлено группой авторов
МПГУ: к.п.н. Т.Н. Арсеньевой, к.и.н. Х.Т. Загладиной, к. соц. н. А.В.
Коршуновым, В.Е. Менниковым

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ФИЛОСОФИЯ РОССИЙСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА И
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. .................................................................................... 4 1.1. С чего начинается Родина? Нравственные ценности подрастающего поколения и волонтерские практики социализации детей и молодежи. ....... 4 1.2. Особенности развития добровольчества в общеобразовательной организации. ......................................................................................................... 9 1.3. Авторские модели волонтерской деятельности в образовательной организации. ....................................................................................................... 18
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЁРОВ .................................................... 19
ПООЩРЕНИЕ ВОЛОНТЁРОВ ........................................................................... 22
ВОЛОНТЁРСКИЙ ПРОЕКТ В ШКОЛЕ ............................................................ 23
ОБРАЗЦЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ................................................ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... 44

4
ФИЛОСОФИЯ РОССИЙСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА И
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ
ИНИЦИАТИВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
1.1. С чего начинается Родина? Нравственные ценности
подрастающего поколения и волонтерские практики социализации детей
и молодежи.
Слова знаменитой песни «С чего начинается Родина», принадлежащие
М. Матусовскому, стали своеобразным поэтическим выражением любви к своему Отечеству, они сохраняют свою значимость и вполне актуальны для сегодняшнего дня, когда мы говорим о добровольчестве (волонтерстве).
Именно в детстве, среди «хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», у растущей личности формируется потребность в определении смысла собственных поступков, их ценности для реализации своего потенциала, созидательной активности и заслуженного признания друзей и окружающих.
Все более важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность - цель, задачи, формы и методы которой ориентированы на формирование
позитивных духовно-нравственных ценностей.
Положительный опыт реализации добровольческих проектов нуждается в
серьезной экспертной оценке, требует все большего количества специалистов-практиков, способных развивать
«воспитание добровольчеством» в российской школе. Разработка, внедрение и апробация добровольческих инициатив – сложная научно-практическая деятельность.
Она предполагает формирование у детей и подростков (при их активном
участии) системы знаний, интересов, потребностей, ценностных
ориентаций. Для решения такого рода задач важна научно-обоснованная характеристика феномена волонтерства, вопросов его организации и методологии.
Системный анализ практики последних лет ставит в повестку дня вопрос о необходимости оптимистического футорологического прогноза развития добровольческих усилий в школе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Трудно не согласиться с точкой зрения о том, что
«тот, кто ищет ответы на вопрос «ради чего?», рано или поздно
находит ответы на любые «как?», с помощью каких технологий и
инструментов достичь желаемых целей»
[5].
Гуманистическая философия
«воспитания добровольчеством» может и должна стать методологическим инструментом формирования нравственно-мировоззренческих ориентиров детей и подростков.

5
Участие в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. Наиболее эффективно в этом плане социально-педагогическое движение детей и молодежи, суть которого заключается в стремлении придать детско-юношеской инициативности и активности социально- позитивный характер. При этом важно не только решать задачи воспитания человека, способного воспринимать и присваивать духовно-нравственные гуманистические ценности, поступать в соответствии с убеждениями, но и решать перспективную задачу формирования естественными, мягкими средствами будущих профессионалов и волонтеров социальной работы разной направленности. Дети и подростки, прошедшие через волонтерские программы и мероприятия социально-педагогического характера, так или иначе, связывают свою будущую профессиональную жизнь с социальной сферой, серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане, становятся творческими и деятельными.
«Тимуровцами нашего времени» называют школьников-волонтеров сегодня, для которых потребность улучшить окружающий мир, стремление помогать и заботиться о тех, кто меньше и слабее, тем, кто остро нуждается в помощи, становиться осознанной необходимостью. Они готовы помогать людям и при этом не требуют вознаграждения за свой, порой нелегкий, труд.
Это может быть уход за престарелыми людьми (уборка в доме, помощь в
работе на приусадебном участке, покупка лекарств и продуктов) и простое
общение с пожилыми людьми, поскольку иногда они абсолютно одиноки, им
не с кем поделиться своими чувствами и волнениями. Современные
тимуровцы посещают детские дома и больницы, устраивают концерты и
небольшие праздники для маленьких детей и стариков, сажают деревья,
ухаживают за памятниками в честь участников Великой Отечественной
войны, участвуют в поисковой деятельности на местах былых сражений и
т.д.
Развитие добровольческого движения в общеобразовательной школе, вовлечение обучающихся в проекты социальной направленности
(экологические, гражданско-патриотические, краеведческие, культурные, нацеленные на здоровьесбережение, помощь малообеспеченным слоям населения и т.д.) формируют любовь к Родине, трудолюбие, чувство долга, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию. В условиях XXI века именно различные формы добровольчества формируют систему ценностей человека с ее специфическим содержанием и иерархической структурой. «Приоритетной сферой развития личности является сфера ценностно-смысловая. Это означает, что воспитание, претендующее на управление развитием личности, должно иметь целью и главным предметом воспитательной деятельности ценностно-смысловое развитие ребенка. Таким образом, воспитание следует рассматривать как смыслопорождающий процесс
»[7].
В настоящее время развитие добровольчества является показателем
социально-педагогической работы школы, готовности педагогов,

6
учащихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в
жизни местного сообщества. А волонтерские практики становятся
важнейшим инструментом формирования у школьников активной
гражданской позиции и ответственности.
Детско-юношеское волонтерство, как эффективная социальная практика, способствует преодолению таких серьезных рисков в подростковой среде, как:

рост потребительских тенденций;

распространение социальной пассивности;

падение трудовой этики, деградация смысла труда («работать, чтобы лучше потреблять»);

«уход» детей и подростков в виртуальную реальность при отсутствии контроля родителей;

распространение психоактивных веществ (наркомании, алкоголизма и табакокурения) и асоциального поведения среди детей и подростков;
На сегодняшний день, если в вузах страны в целом создана инфраструктура развития волонтерства, то в общеобразовательных организациях предстоит еще большая работа. Среди школьников добровольческие практики по ряду причин используются крайне ограниченно
[10
].
Ни для кого не является секретом то, что до сих пор у нас превалирует знаниевый подход в ущерб воспитанию, а среди воспитательных практик преобладают досугово-развлекательные форм работы. В школах практически отсутствуют квалифицированные педагогические кадры по работе с детско-подростковыми общественными организациями. Негативно на создание детского коллектива и вовлечения молодежи в социально значимую волонтерскую деятельность, сказывается перегрузка педагогов и классных руководителей.
В настоящее время большое распространение получают экстремизм в его различных формах, националистические настроения и ксенофобия. Заметной тенденцией стало увлечение молодежи чуждыми нашей культуре мировоззренческими взглядами, носящими радикальный характер. Ведь именно молодежная среда в этом плане является наиболее уязвимой частью общества. Существует немало примеров, когда вчерашние школьники становятся жертвами экстремисткой пропаганды вербовщиков (в том числе и в Интернет-сетях) и принимают правила их игры.
Добровольчество же открывает дополнительные возможности дружеского общения и взаимодействия с единомышленниками (имеется в виду и волонтерство-онлайн), приобретения коммуникативных навыков.
Наблюдается безудержный рост интереса (порой небезопасного для психики ребенка) к компьютерным играм, очень часто виртуальное пространство (а не семья и не образовательная организация) становится «зоной ближайшего развития подростка». Продвижение культуры волонтерства позволит отвлечь детей от многочасового неконтролируемого пребывания в виртуальном

7 пространстве и социальных сетях, что негативно сказывается и на здоровье детей, и на формировании их ценностных ориентаций.
Внедрение добровольческих практик, как показывают исследования, минимизирует риски употребления ПАВ, которые приводят к деструктивным проявлениям в развитии личности и серьезным поведенческим проблемам у детей и подростков.
Сегодня эффективность образования в значительной степени оценивается не только способностью решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной эпохе, но и овладением опыта решения реальных практических дел. Для детей открываются возможности выйти в открытый социум, развить навыки общения, приобрести опыт ответственного лидерства.
В Указе Президента «О стратегии национальной безопасности
Российской Федерации» (Москва, Кремль 31 декабря 2015 года №683),
Стратегии развития воспитания на период до 2025 г., (распоряжение
Правительства от 29 мая 2015 г. №996-р), Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается о необходимости развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтерские практики, как в школах, так и по месту жительства, в создание детских клубов социальной направленности.
Современное общество предъявляет более высокие требования к образованию личности, к овладению ею новыми компетенциями и профессиональным опытом. Чрезвычайно актуальной в этой связи является такая организация процесса обучения и воспитания, которая мотивирует детей к получению новых знаний, умений и навыков, обеспечивает способность выпускника школы активно включаться в общественные и экономические процессы, чтобы наши молодые люди не оказались
«лишними» в собственной стране.
Большим воспитательным ресурсом обладают социально ориентированные некоммерческие организации (НКО), работающие с молодежью и имеющие существенный опыт волонтерской деятельности различной направленности. Они начинают активно включаться в образовательный процесс, предлагают широкий спектр собственных методик и технологий, выстраивая партнерские отношения с местными органами власти, педагогическим сообществом и родительским корпусом.
Межсекторному и межведомственному взаимодействию, сотрудничеству организаций образования, культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса принадлежит исключительно важная роль. Развитие принципов и внедрение механизмов государственно-частного и общественно-государственного партнерства приобретает особую значимость.
В «Концепции развития дополнительного образования детей» вчисле ожидаемых результатов к 2020 году намечено «создание благоприятных условий для деятельности организаций негосударственного сектора,

8 государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно- производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно- пространственных сред…»[
16
]
В последние годы накоплен успешный опыт развития детско- юношеских общественных организаций, волонтерских центров в системе общего и дополнительного образования детей, складываются инновационные модели взаимодействия социально ориентированных НКО со школами и колледжами (как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях). Все это важно учитывать при экспертном анализе и экспертном проектировании волонтерской деятельности в общеобразовательных организациях мегаполиса, больших и малых городов, сельской местности.
Опыт реализации добровольческих проектов нуждается в серьезной экспертной оценке представителей научного сообщества, привлечения к экспертизе специалистов-практиков, способных развивать «воспитание добровольчеством» в российской школе, поскольку разработка, апробация и распространение современных добровольческих инициатив – сложная научно-практическая и учебно-методическая деятельность. При проведении экспертной оценки программ и моделей детско-юношеского волонтерства необходим комплексный междисциплинарный подход, в этой связи большое значение для нас имеет учет позиций и точек зрения представителей различных отраслей науки – педагогов, психологов, медиков, юристов, социологов, историков и других специалистов. К работе экспертного сообщества должны быть привлечены педагоги-практики, руководители образовательных организаций, поскольку от их управленческих решений во многом зависит продвижение добровольческих инициатив, и конечно, представители гражданского общества (ученические и попечительские советы, родительские ассоциации и т.д.).

9
1.2. Особенности развития добровольчества в общеобразовательной
организации.
Под волонтерской (добровольческой

) деятельностью мы предлагаем понимать форму социального служения, осуществляемую по свободному волеизъявлению граждан, направленную на бескорыстное оказание социально значимых услуг, способствующую личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (волонтёров/добровольцев).
На государственном уровне, привлечению молодых людей к добровольчеству, придаётся особое значение. Подтверждение тому – учёт с
2015/2016 учебного года волонтёрской (добровольческой) деятельности как одного из индивидуальных достижений абитуриентов при поступлении в вузы России на программы бакалавриата и специалитета.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) № 839 от 28 июля 2014 г. «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год»: «при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования начисляет баллы за следующие индивидуальные достижения:
[…] осуществление волонтёрской
(добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более 4 лет)»
[17].
Во многих отечественных вузах (причём не только государственных, но и частных) принято решение насчитывать определенное количество баллов (от 1 до 10) абитуриентам, предоставляющим документы (в частности, Личную книжку волонтёра), в которых подтверждается их участие в добровольческой деятельности.
В связи с этим приобретает особую значимость деятельность тех общеобразовательных учреждений, на базе которых создаются или уже
функционируют различные волонтёрские организации (объединения).
Каждый из видов волонтёрских организаций имеет свою специфику, в соответствии с которой и определяется его наименование: дружина, группа, отряд, центр, движение и т.п. Ниже мы предлагаем примерную
классификацию добровольческих объединений:

За исключением уже сложившихся понятий – «Добровольческая армия» и «волонтёры Олимпийских или
Паралимпийских Игр», термины «волонтёрство» и «добровольчество» мы предлагаем рассматривать как
полные синонимы, поскольку «доброволец» – слово исконно русского происхождении, а «волонтёр» – заимствование из французского с тем же значением. Соответственно, здесь и далее они используются как
равнозначные понятия.

10
волонтёрская группа (звено) – это небольшое волонтёрское подразделение внутри класса, действующее в рамках 1–2 направлений волонтёрской деятельности;
волонтёрский отряд – внутришкольное объединение нескольких волонтёрских групп, что позволяет более масштабную, совместную реализацию нескольких направлений добровольческих инициатив;
волонтёрский центр (движение) – действующее объединение волонтёров, которое позволяет, с одной стороны, координировать деятельность волонтерских отрядов на базе школы (гимназии, лицея) и, с другой стороны, осуществлять их взаимодействие с государственными и негосударственными структурами, НКО, иными волонтёрскими организациями и т.д.;
Все волонтёрские объединения, как правило, преследуют
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом