Главная страница
qrcode

Метод._рекомендации_Творческое_направление. Методические рекомендации по направлению Личностное развитие Творческое развитие


НазваниеМетодические рекомендации по направлению Личностное развитие Творческое развитие
АнкорМетод. рекомендации Творческое направление.pdf
Дата01.08.2017
Размер1.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetod_rekomendatsii_Tvorcheskoe_napravlenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24608
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

1
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская
организация
«РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
И.А.Лопатина
Т.Н. Сахарова
Е.Г.Уманская
Методические рекомендации
по направлению
«Личностное развитие»
«Творческое развитие»
МОСКВА
2016

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
.............................................................................................. 4
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ........................................................................................... 11
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
..................................................................................................................... 19
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ................................................... 21
ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ....................................................................... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
..................................................................................................................................................................... 31
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................................. 32
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРАМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................................................................................................................................................. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ
..................................................................................................................................................................... 34
Редакционный совет:
Родионова Е.Г., Пуговкина Т.Н., Лопа Н.А., Сахарова
Т.Н., Уманская Е.Г., Зинченко Ю.П., Арифулина Л.М., Батурин А.К.,
Матюхина Е.Н., Фришман И.И., Петров А.С.

3
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена творчество являлось необходимой частью жизни.
Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной.
Нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Творчество – это процесс человеческой деятельности, созидающий качественно новые материальные и духовные ценности. В общефилософском смысле – это категория, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции.
Проявления творческой деятельности многообразны. Это многообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство внутреннего мира человека.
Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений
– это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.
Творческая деятельность продуцирует «строительный материал» для жизнеутверждающих смыслов и позитивных переживаний. Креативные чувства способны в какой-то степени исполнять роль неуловимой интуиции.
Они, с одной стороны, являются закономерным результатом формирования, развития интеллектуальных и нравственно-эстетических эмоций и чувств, с другой, условием и элементом творческого мышления в целом.
Творческое развитие позволяет лучше узнать и понять себя, найти новые решения для стандартных проблем, взглянуть на мир по-новому, повысить собственную эффективность и многое другое. От степени развития творческих способностей во многом зависит восприятие мира и чувство собственной сопричастности к социуму.
В каждом человеке заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации.
Цель данного поднаправления – развитие творческого потенциала личности, создание благоприятных условий для развития личности школьника.
Цель реализуется через следующие задачи.
Задачи деятельности:
1.
Стимулирование творческой активности школьников.
2.
Предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание.

4 3.
Координация воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса.
4.
Контроль реализации творческого развития школьников.
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
Для решения поставленных задач творческого развития школьников важно понимать, что такое творчество, творческое развитие, какие существуют виды творчества и особенности организации творческого развития на разных возрастных этапах.
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности; итог создания объективно нового.
Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления
(производства) - уникальность его результата.
Цель организации творческой деятельности обучающихся – создать условия длявсестороннего и гармоничного личностного развития человека, способствующие реализации потенциала активности человека и решению ближайших задач развития.
К признакам творческой продуктивной деятельности относятся полезность (ценность) и новизна (оригинальность).
В соответствии с различными видами теоретической и практической деятельности можно определить следующие виды творчества:
1. социальное;
2. научное;
3. техническое;
4. художественное.
Социальное творчество – это действия по созданию новых форм социальной реальности и развитию общественного сознания, д еятельность, направленная на создание нового направления в духовной и культурной сферах общественности.
Социальное действие – это результат интеграции духовных (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) и практических усилий социального субъекта (индивида, коллектива, группы, класса, общества).
Проявление нового культурного течения явно прослеживается в молодежных программах, конкурсах, праздниках, показах, КВН и многих других проявлениях.
Научное творчество - это «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания».
Благодаря творческому профессиональному подходу происходит создание новой техники, упрощение механизмов работы, автоматизация процессов
К творческому процессу можно отнести и использование научных открытий, решение практических задач с помощью науки.

5
Техническое творчество — это объективно обусловленная практически духовная формообразующая деятельность человека, специфическим предметом которой является идея, материализуемая в техническом объекте, это своеобразный синтез духовного и материального производства.
Техническое творчество связано непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструкций.
Художественное творчество
Суть художественного творчества: соединение свободно созданных фантазий и реальности в конечном продукте искусства таким образом, чтобы произвести художественный эффект.
В отличие от научного и технического творчества, художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Благодаря фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в искусстве, искусство приобретает силу и самостоятельность.
Организация творческого развития школьников осуществляется вожатым черезсоздание благоприятных условий, способствующих развитию и реализации творческих способностей личности.
Для обеспечения творческого развития личности важно, чтобы:

выполняемая деятельность приводила к реальным изменениям;

деятельность была разнообразной и интересной;

присутствовала поддержка, одобрение со стороны других;

была возможность для личного роста, удовлетворения учебно- профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни;

присутствовали поощрения самостоятельной активности и инициативы, творческих способностей;

были доброжелательные отношения со сверстниками, педагогами, родителями, вожатым.
Психологами выделяются основные условия развития и реализации творческих способностей личности:

Отсутствие образца регламентированного поведения;

Наличие позитивного образа творческого поведения;

Создание условий для подражания;

Социальное подкрепление (грамоты, призы, экскурсии и т.д.).
По мнению многих психологов и нейрофизиологов, одним из главных препятствий для раскрытия творческого потенциала человека является стресс. Если нервная система человека находится в постоянном напряжении, то творческие импульсы просто не могут «пробиться» через поток забот и переживаний.

6
Вожатый может организовывать работу, координируя свою деятельность со школьными психологами: проведение мастер-классов, тренингов уверенности в себе и т.п.
Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы). Традиционно выделяют четыре стадии творческого мышления:
1.
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
2.
Инкубация — временное отвлечение от задачи.
3.
Озарение — появление интуитивного решения.
4.
Проверка — испытание и/или реализация решения.
Для организации творческого развития школьников важно учитывать их возрастные особенности.
Возрастные особенности младших школьников (6–7 до 9–10 лет)
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Но игра продолжает занимать важнейшее место в жизни младшего школьника, стимулируя их познавательную и творческую активность, помогая сохранять внимание и произвольность действий, поскольку умственная работоспособность младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая, они легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Поэтому основной формой деятельности по развитию творческого мышления младших школьников должна быть игровая.
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста, позволяющими обучающимся стать активными членами РДШ, являются:

качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

рефлексия, анализ, внутренний план действий;

развитие нового познавательного отношения к действительности;

ориентация на группу сверстников.
В младшем школьном возрасте создаются условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. «Утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников, что позволяет ребенку руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Все это дает возможность включить младших школьников в РДШ

7 и эффективно организовать мотивационный и операционально- регулирующий этапы деятельности вожатого по их творческому развитию.
Младшие школьники восприимчивы и впечатлительны. Все новое
(книжка с картинками, интересный пример, шутка) вызывает немедленную реакцию. Поэтому при организации их творческого развития очень важно использовать наглядный материал, добавлять элементы театрализованных действий, инсценировать героев сказок, мультфильмов, вызывая интерес, сохраняя внимание.
Важный источник успехов младших школьников
– их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения взрослого, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей, и т.п. Поэтому при организации творческого развития младших школьников необходимо предоставить им возможности для научения, копирования. Здесь могут быть как мастер- классы специалистов, так и обучающие занятия, организованные более старшими детьми.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Это определяет значимость организации разновозрастных групп для творческого развития в РДШ, ситуации, когда старшие школьники общаются, направляют, обучают младших.
Младший школьный возраст является сензитивным для:

формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

усвоения социальных норм, нравственного развития;

развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Здесь важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому очень важно стимулирование деятельности младших школьников в том числе с помощью эмоциональной поддержки, похвалы, грамот.

8
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт творчества в этом мире.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет)
Это переходный возраст от детства к юности (5–9 классы), характеризующийся глубокой перестройкой всего организма.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям.
Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте обучающимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие.
Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении.
Работа вожатого должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом «бури и натиска».
Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому вожатый должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

9
В этом возрасте подросток стремиться подражать окружающим. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость
– подлостью, любовь к себе – насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные.
Вожатому необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

формирование нравственных качеств личности

знакомство с примерами положительных идеалов.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения.
Притязания на признание, чувство взрослости – очень важно для подростка.
Здесь вожатый может организовать разновозрастные отряды, в которых подростки могут быть наставниками, обучающими и поддерживающими младших ребят. Организуя работу с обучающимися, вожатый должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом