Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Метод._рекомендации_Творческое_направление. Методические рекомендации по направлению Личностное развитие Творческое развитие


НазваниеМетодические рекомендации по направлению Личностное развитие Творческое развитие
АнкорМетод. рекомендации Творческое направление.pdf
Дата01.08.2017
Размер1.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetod_rekomendatsii_Tvorcheskoe_napravlenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24608
страница2 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
Возрастные особенности старшеклассников
Ученики старших классов стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития.
К достижению данного возраста обучающийся обретает физическую зрелость, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни.
Ведущий вид деятельности данного возраста
– учебно- профессиональная. Определение будущего профессионального пути становится центром социальной ситуации развития старшеклассника. Выбор профессии формируется под влиянием родителей, сверстников, запросов общества, престижа. В 10-11 классе стоит проблема профессионального самоопределения, подготовки к экзаменам. Это новая социальная позиция изменяет отношение детей к значимости учения. Обучающиеся оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, все чаще руководствуются сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Внимание становится более избирательным, зависящим от

10 направленности интересов. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами.
Для старшеклассника свойственна готовность к физическим и умственным нагрузкам.
Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии.
Задача первостепенной важности – самоопределение, выбор своего жизненного пути. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением.
В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.
Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание нового. Умственное развитие старшеклассника заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
В этом возрасте появляется проблема выбора жизненных ценностей.
Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям.
Обучающиеся предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей.
Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность, пытаются это подчеркнуть всеми возможными средствами.
Образ «Я» складывается в процессе общения, и в первую очередь общения со сверстниками, с другими обучающимися. Вожатый должен это учитывать в организации разновозрастных отрядов, где старшеклассники могут стать наставниками в разных видах творческой деятельности, что будет способствовать самоопределению старших школьников, как личному, так и профессиональному.
Ранняя юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами. Благодаря этому, старшеклассники являются важнейшим ресурсом в организации работы вожатого по развитию творческих способностей школьников, являются примером для подражания более младших обучающихся.
К основным новообразованиям старшего школьного возраста относятся:

11

мировоззрение,

самостоятельность суждений,

формирование собственной самооценки,

стремление к самовоспитанию,

индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности,

профессиональное и личностное самоопределение.
Организация творческой деятельности обучающихся важна для решения задачи их личностного развития. Понимание содержания процесса личностного развития позволит более четко определить целевые ориентиры и выделить критерии эффективности деятельности вожатого.
Развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но и внутренней позицией, складывающейся у ребенка в контексте определенного отношения к миру людей, вещей и к самому себе.
Таким образом, мы рассмотрели основы деятельности вожатого по направлению «творческое развитие» с учетом возрастных особенностей школьников, и с выделением важных направлений личностного развития человека.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
Важным педагогическим принципом деятельности вожатого должен быть принцип событийности. Вожатый проводит не мероприятие – а организует образовательное событие, реализующее личностные смыслы его участников. Отсюда, в технологии деятельности вожатого важной составляющей является групповое планирование и распределение задач самими школьниками, вовлеченными в деятельность вожатого.
Конкретные этапы деятельности вожатого в образовательном учреждении могут быть следующие:
1. Информирование школьного сообщества о создании отделения РДШ в ОУ.
2. Организация группы актива из школьников, желающих участвовать в этой деятельности.
3. Работа с активом, направленная на планирование деятельности и командообразование.
4. Продумывание бренда организации: символика, отличительные знаки, личное пространство в образовательном учреждении, информационное пространство и каналы коммуникации членов организации.
5. Вовлечение в реализацию проектов Актива других школьников.
6. Публичное размещение отчетов о деятельности Актива в информационном пространстве ОУ.
7. Продумывание и реализация традиций Актива РДШ в ОУ.
Основные направления деятельности:

12 1. Мотивация и поддержка творческой деятельности школьников.
Вовлечение школьников в творческий процесс.
2. Информационное обеспечение:

информирование школьников о потенциальных возможностях развития и творческой реализации,

отражение различных этапов творческого процесса в социальных сетях и т.д.
3. Формирование навыков самореализации и самоорганизации для решения творческих задач.
4. Взаимодействие с различными образовательными организациями, психологической службой, педагогическим составом школы и родителями.
5. Проведение конкурсов, праздников, дней единых действий, конференций, проектов и подведение их итогов (мониторинг).
Технология деятельности вожатого по реализации творческого развития школьников включает в себя:
1. Мотивационный блок.
2. Операционно-регулирующий блок –организация процесса творческой деятельности.
3. Рефлексивный блок.
Таблица 1
Сводная таблица структуры деятельности вожатого, направленная на
творческое развитие школьников

Структура
деятельности
Задача
Направление деятельности
1
Мотивационный блок
Стимулирование творческой активности школьников
Мотивация и поддержка творческой деятельности школьников. Вовлечение школьников в творческий процесс
Информационное обеспечение
2
Операционно- регулирующий блок
Координация воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса
Взаимодействие с различными образовательными организациями, психологической службой, педагогическим составом школы и родителями
Предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свои
Формирование навыков самореализации и самоорганизации для решения творческих задач
Проведение конкурсов, праздников, дней единых

13 потенциал и получить признание действий, конференций, проектов
Информационное обеспечение
3
Рефлексивный блок
Контроль реализации творческого развития школьников
Подведение итогов
(мониторинг)
Информационное обеспечение
Мотивационный блок
Важным направлением деятельности вожатого является мотивация и
поддержка творческой деятельности школьников, вовлечение в творческий процесс.
Под мотивацией подразумевается готовность человека к осуществлению творческой деятельности, скорость, с которой он включается в данный процесс, эффективность выполнения творческих заданий, стремление к личностному совершенствованию в творческом процессе.
Можно выделить социальную и материальную мотивацию творческой деятельности.
Таблица 2
Виды мотивации и способы мотивирования
Виды мотивации
Способы мотивирования
Социальная мотивация строится на основе контактов с другими людьми:

желание приобрести новый круг общения, выбраться из дома;

стремление к общению и обмену опытом;

потребность в чувстве принадлежности и необходимости;

потребность играть значимую роль в обществе и иметь цель в жизни.

организация возможности свободного общения школьников друг с другом в комфортной обстановке;

организация участия школьников в мероприятиях с позитивной обратной связью;

регулярная поддержка
(при возникновении необходимости) и помощь;

предоставление возможности поделиться своим опытом с другими: сверстниками, младшими школьниками: научить их что-то делать (например, танцевать, делать сувениры и т.д.);

представление возможности встретиться с интересными людьми.
Материальная
мотивация
– достижение личных целей и/или

организация участия в обучающих занятиях, тренингах;

14 удовлетворение личных потребностей:

применение собственного опыта, знании , навыков и приобретение новых;

самореализация, личностный рост,

самоутверждение;

выполнения деятельности, приносящей удовольствие;

интересное проведение времени.

совместное проведение мероприятий
(дни единых действий, конкурсы, конференции, проекты, экскурсии, и др.);

получение сертификатов и грамот;

отображение успехов на сайте, в социальных сетях.
Данное разделение условно, обычно деятельность полимотивирована.
Предлагаемые средства мотивирования не являются единственно возможными.
На этом этапе также присутствует такое направление деятельности вожатого как информационное обеспечение, выполняющее задачу стимулирования творческой активности школьников.
Здесь вожатый выполняет две функции:
1.
информирование школьников о возможностях, которые представляет РДШ в развитии и творческой самореализации, возможных мастер-классах, конкурсах, спектаклях, конференциях и т.д., возможностей включиться в эти виды деятельности, попробовать себя в них.
2.
Отражение различных этапов творческого процесса в социальных сетях, на стендах в школе и т.д.
Конкретные шаги по реализации творческого события на этом этапе:

обсуждение идеи с Активом школьников;

разработка положения о событии (документа, описывающего цели, задачи, организацию и ресурсы проекта), согласование организационных моментов с руководителями ОУ;

информирование школьного сообщества о событии и мотивация участия в нем. Привлечение участников в организационный комитет события, привлечение школьников, заинтересованных в участии в событии;

разработка программы события, определение ответственных за реализацию задач на каждом этапе организации события.
Операционно-регулирующий блок
Это непосредственнаяорганизация процесса творческой деятельности школьников. На этом этапе создаются определенные условия, которые будут способствовать развитию и реализации творческих способностей личности.

15
Традиционно выделяют такую систему успеха деятельности: цель –
вера – план – действие – результат.
Необходимым условием являются четкое выделение поставленной цели, принятие и осознание ее. Основными требованиями к выделению цели выступают:

представление цели по возможности в объективированной форме в виде образца продукта (результата) действия

словесное описание требуемых характеристик продукта на понятном обучающимся языке.
Детское творчество начинается с осмысления замысла. В этот момент надо особенно учитывать возрастные особенности ребенка: чем младше ребенок, тем больше роль взрослого (вожатого) в формулировке этого замысла. Тем не менее, он не должен представлять собой конкретное задание, необходимо оставить место для творчества. Для детей среднего и старшего школьного возраста замысел может быть более неопределенным, можно дать им возможность самостоятельно продумать особенности этого замысла.
"Запустить" творческое мышление можно используя специальные приёмы генерирования творческих идей, способы быстрого получения доступа к творческим ресурсам ( алгоритм действий см. в прил. 3).
Для реализации любого замысла необходим «период накопления информации». Он может включать в себя:

Накопление творческих навыков
Для реализации этой задачи совместно с органами дополнительного образования детей необходимо организовать систему мастер-классов, на которых дети получат первоначальные творческие навыки, которые лягут в основу их будущей творческой деятельности.

Знакомство с позитивным образцом творческого поведения
Для этого необходимо организовывать встречи детей с творческими личностями (писателями, художниками, актерами, изобретателями, учеными и т.д.). Подобный положительный образец, как правило, вызывает желание ребенка подражать ему, что будет эффективно стимулировать творческую активность.
Только после такого своеобразного подготовительного периода можно приступать к реализации творческих замыслов. Важно ориентировать ребенка не на достижение результата, а на сам процесс, который должен быть необычным, оригинальным, нестандартным. Это одно из важных условий детского творчества, в результате которого происходит самовыражение детской личности. В этот период можно организовывать различные конкурсы, проектную деятельность т.п.
Результаты творческой деятельности ребенка не должны остаться без внимания. Они должны быть проанализированы под руководством вожатого в коллективе сверстников (дети младших и средних классов) или самостоятельно (старшеклассники). Это будет способствовать развитию

16 навыков самоанализа. Школьники любого возраста должны четко понимать критерии, на основании которых были выбраны победители, осознавать положительные и отрицательные стороны результата своей творческой деятельности.
Особое внимание следует уделить поощрению
(положительному подкреплению) не только победителей, но и всех участников, что будет стимулировать дальнейшее участие детей в подобных мероприятиях.
Обучающиеся могут демонстрировать результаты своего творчества, принимая участие в различных мероприятиях годовой сетки дней единых действий. В первую очередь это относится к демонстрации социального и художественного детского творчества. Возможность получения социального одобрения повышает ценность подобного опыта для ребенка.
На этом этапе вожатый применяет такой вид деятельности как
информационное обеспечение, выполняющее функции информирования обучающихся о возможностях, которые представляет РДШ в развитии и творческой самореализации, возможных мастер-классах, конкурсах, спектаклях, конференциях и т.д., и отражения различных этапов творческого процесса в социальных сетях, на стендах в школе и т.д.
Другой вид деятельности вожатого, направленный на организацию творческого процесса,
– это
взаимодействие
с
различными
образовательными
организациями,
психологической
службой,
педагогическим составом школы, родителями, решающее задачу координации воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса.
В системе образования накоплен колоссальный опыт применения различных развивающих программ, технологий, которыми владеют специалисты (обучение танцам, пению, разработке компьютерных программ, авиамоделированию и т.д. и т.п.), направленные на разные виды творчества, раскрывающие творческий потенциал личности. Задача вожатого – организовать их взаимодействие с РДШ, выполняя направляющую, стимулирующую и контролирующую функцию.
Особое внимание в работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям.
Взаимодействие вожатого с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания личности ребенка в целом.
Еще один вид деятельности вожатого по организации творческого процесса – формирование навыков самореализации и самоорганизации для
решения творческих задач.
Он включает планирование и контроль:

формирование у детей умения планировать деятельность по содержанию и во времени.

контроль, выступающий в «организованной» деятельности как самоконтроль обучающихся, предполагает соотнесение выполняемых

17 действий и их результатов с заданным образцом. Предоставление ребенку «зон компетентности» для самостоятельного оценивания своей деятельности, создание ярких наглядных конфликтов между оценкой взрослого (вожатого, родителя, педагога) и полученным ребенком результатом способствуют развитию ориентации на образец как эталон для контроля и оценки.
В этом направлении деятельности можно позволить обучающимся изменить свой социальный статус: из обучаемого превратиться в мастера, наставника, обучающего. С этой целью актуальным будет создание разновозрастных групп творческого самовыражения школьников, где старшие дети будут обучать, поддерживать и стимулировать к развитию на своем примере ребят младшего возраста. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Такая форма работы не только позволит старшим обучающимся социально подкрепить притязание на признание, стимулируя свое творческое развитие, уверенность в своих возможностях, но и развивает самостоятельность, инициативность, свободу самовыражения, ответственность, что способствует развитию как творческого потенциала, так и личности в целом. А для более младших обучающихся – это позитивный образец творческого поведения, пример для подражания, стимул творческого развития и позитивные эмоции от совместного участия в проектах со старшими детьми.
В такой деятельности достаточно успешно корректируется позитивный образ «Я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатийного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях.
Детям от 10 лет можно предложить вести дневник личностного развития для самоанализа, рефлексии жизненного опыта. Это средство познания себя, работы над ошибками, построения карты своей жизни: анализа роста, торможения. Дневник личностного развития – это пространство, где ребенок может увидеть, как разворачивается процесс его личностного развития. Когда обучающийся научится анализировать свои поступки, поведение, мысли, он сможет управлять собой и своей жизнью.
Дневник является средством, позволяющим подростку самостоятельно простроить личную карту развития, творческой самореализации: цель – вера
– план – действие – результат.
Дневник личностного развития ведется исключительно по личной инициативе, которую школьник проявляет в моменты сознательного включения в процесс самопознания и саморазвития.
Предлагаем два варианта дневника:

Первый – в свободной форме для детей, начиная с 10 лет (см. прил.1)

18

Второй – более алгоримизированный: дневник – тренинг личностного развития для детей с 13 лет. Требует более высокого уровня осознанности (см. прил. 1).
Еще одним видом деятельности вожатого является
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей