Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Метод._рекомендации_Творческое_направление. Методические рекомендации по направлению Личностное развитие Творческое развитие


НазваниеМетодические рекомендации по направлению Личностное развитие Творческое развитие
АнкорМетод. рекомендации Творческое направление.pdf
Дата01.08.2017
Размер1.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetod_rekomendatsii_Tvorcheskoe_napravlenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24608
страница4 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
3. Проведение данного мероприятия должно опираться на возрастные
особенности детей.
Дети младшего школьного возраста
Форма проведения: может быть организована система мастер-классов
(например, Занимательная биология, Занимательная химия, занимательная физика и т.д.), которые помогут сформировать у детей творческие навыки, необходимые для дальнейшей творческой активности ребенка. Для проведения мастер классов необходима координационная работа вожатого по привлечению учителей, преподавателей ВУЗов-партнеров, научных работников для проведения мастер-классов.
Роль взрослого: поскольку возможности младших школьников по самостоятельной творческой деятельности ограничены, то включенность взрослого в творческий процесс этой возрастной группы максимальный, взрослый выступает как руководитель.
Дети среднего школьного возраста
Форма работы для обучающихся этого возраста может быть как индивидуальная, так и групповая.
Роль взрослого в группе – помощник, советник.
Результат: дети учатся работать в группе, формулировать свою идею, отстаивать ее необходимость, практическую значимость. Важным моментом будет презентация творческого результата. Для оценки результатов творческой деятельности детей можно привлекать экспертов (учителей, преподавателей ВУЗов-партнеров, научных работников), ориентируясь на точку зрения профессионалов. Оценивается оригинальность идеи, ее
практическая значимость, эффективность работы в группе, презентация
результата.

27
Дети старшего школьного возраста
Форма работы как индивидуальная, так и групповая.
Роль взрослого: оценка результата.
Результат: особое внимание стоит уделить анализу каждого этапа работы, это обеспечивает развитие здорового соперничества, стимулирует активность, инициативу, самодеятельность учащихся, позволяет выявить способности и таланты каждого воспитанника, содействует развитию его творческой индивидуальности.
4.Анализ творческих результатов
Оценка
Оценка должна проводиться по тем критериям, которые были объявлены заранее.
Для детей младшего школьного возраста очень важна оценка взрослого. Необходимо, чтобы она носила корректный характер, чтобы не обидеть ребенка, и не разрушить его желание дальше участвовать в подобных мероприятиях. Для оценки можно привлекать школьных учителей, психологов, родителей.
Для детей среднего и старшего школьного возраста более важно мнение сверстников, поэтому для оценки этих возрастных групп можно вводить в жюри авторитетных детей или вводить такую номинацию как
«приз школьных симпатий». Для этой возрастной группы важно наличие профессиональной оценки, поэтому присутствие экспертов по теме мероприятия обязательно.
Более эффективному развитию личности ребенка будет способствовать использование самооценки его участия в мероприятии. Для этого можно использовать анкету члена РДШ. При этом самооценка младшего школьника может быть более эмоциональной, а в старшем школьном возрасте дети обладают достаточно развитой рефлексией, т.е. навыками самоанализа.
Ознакомление с результатами самоанализа детей (мониторинг) даст возможность получить обратную связь от участников разных возрастов, позволит определить круг детей с заниженной самооценкой, на которых надо направить дополнительное внимание и усилия.
Подобный мониторинг можно проводить не только среди детей, но и среди родителей и учителей, для координации своей деятельности, для оценки эффективности тех мероприятий, которые проводятся в рамках РДШ.
Подведение итогов
Подкрепление очень важно для стимуляции (мотивации) дальнейшего участия детей в мероприятиях РДШ.
Для детей младшего школьного возраста более желательным будет материальное подкрепление (награда, приз, грамота и т.д.). Поэтому желательно, чтобы все участники мероприятия данного возраста получили некие достижения, хотя бы в виде грамот.
Для детей среднего и старшего школьного возраста кроме материального аспекта может быть использовано и социальное

28 подкрепление. Например, старшие дети, отличившиеся в каком-либо мероприятии, могут курировать в дальнейшем группу младших детей, обучая их тому, что у них хорошо получается, организуя их дальнейшее творческое развитие и помогая вожатому.
Необходимо создать ситуацию, в которой дети поделились бы друг с другом своими эмоциями, мыслями, впечатлениями, пожеланиями по проведению дальнейших мероприятий. Наиболее эффективно подобные мероприятия проходят, если на них присутствуют дети разных возрастов.
Возможно создание общего коллажа, посвященного празднику, альбома. Или совместный с детьми подбор фотографий для сайта. С более старшими детьми возможна работа по созданию и монтажу фильма, посвященного проведенному мероприятию, с младшими – презентации, проведение конкурса рисунков по теме праздника.
Важно проанализировать мероприятие и самому вожатому, ответить для себя на вопрос: все ли получилось так, как планировалось, достигнуты ли цели, что можно было сделать по-другому и т.д.
Модель проведения Дня научного творчества (школьный уровень)
Подготовительный этап
Цель: ознакомление детей с научным творчеством, с личностями знаменитых ученых, с практическим применением научных открытий.
Форма проведения: экскурсии, классные часы, дискуссии и т.д.
В результате у детей сформируется ценностное отношение к научному творчеству, появится положительный образец, т.е. мы закладываем определенную перспективу развития для ребенка.
Задачи вожатого:
1.
Мотивация детей к участию в мероприятии;
2.
Координация работы (организация подготовительного этапа, привлечение экспертов, сопровождение победителей, анализ отзывов участников);
3.
Подбор заданий для каждой возрастной группы;
4.
Ознакомление участников с критериями оценки;
5.
Анализ творческих результатов (оценка и подкрепление).
Проведение данного мероприятия должно опираться на возрастные
особенности детей.
Дети младшего школьного возраста
Форма проведения: может быть организована система мастер-
классов (например, Занимательная биология, Занимательная химия, занимательная физика и т.д.), которые помогут сформировать у детей творческие навыки, необходимые для дальнейшей творческой активности ребенка. Для проведения мастер-классов необходима координационная работа вожатого по привлечению учителей, преподавателей ВУЗов- партнеров, научных работников для проведения мастер-классов.

29
Роль взрослого: поскольку возможности детей младшего школьного возраста по самостоятельной творческой деятельности ограничены, то включенность взрослого в творческий процесс этой возрастной группы максимальный, взрослый выступает как руководитель.
Результат: после проведения работы, направленной на формирование у детей творческих навыков, можно дать им задание написать сочинение
(эссе) на тему «Мои новые возможности», которое они размещают на своей странице в соц. сетях или на общем портале. Можно провести конкурс эссе, оценивая оригинальность идеи и степень раскрытия тех знаний и навыков,
которые получили дети. Победители награждаются.
Дети среднего школьного возраста
Задание не носит жестко регламентированный характер, оно скорее неопределенное, что дает возможность детям проявить творческую активность. Так, например, можно дать задание придумать водный
аттракцион.
Форма работы для детей среднего школьного возраста может быть, как индивидуальная, так и групповая.
Роль взрослого в группе детей среднего и старшего школьного возраста – помощник, советник.
Результат: дети учатся работать в группе, формулировать свою идею, отстаивать ее необходимость, практическую значимость. Важным моментом будет презентация творческого результата. Для оценки результатов творческой деятельности детей можно привлекать экспертов (учителей, преподавателей ВУЗов-партнеров, научных работников), ориентируясь на точку зрения профессионалов. Оценивается оригинальность идеи, ее
практическая значимость, эффективность работы в группе, презентация
результата. Победители награждаются, проходят на региональный уровень, демонстрируют результаты своего научного творчества остальным ученикам школы.
Дети старшего школьного возраста
Задание имеет более высокий уровень сложности (по сравнению со средними школьниками) и неопределенности. Например, создать проект
скоростного транспорта для чемпионата мира по футболу 2018 г.
Форма работы как индивидуальная, так и групповая.
Роль взрослого: оценка результата.
Результат: особое внимание стоит уделить анализу каждого этапа работы.
Модель проведения фестиваля художественного творчества
Направления художественного творчества

Музыкальное искусство;

Танцевальное искусство;

Визуальное искусство.

30
(Понимать творческие направления следует максимально широко. Будущее
современного искусства за смешением стилей и форматов, так что
разделение на направления в рамках этого фестиваля-смотра служит для
условного сегментирования творческого контента.)
Рекомендуемая форма: внутришкольный концерт, приуроченный к праздничной дате (с привлечением преподавательского состава и родителей в качестве зрителей / важно, чтобы руководство школы было включено в состав жюри)
Задача – предложить ребенку самому выбрать творческое направление и форму. Молодежь черпает из интернета самые передовые формы творческого самовыражения –задача РДШ, вовлекая ребят в проект, давать им возможность представить себя так, как им этого хочется, посильно помогая в доработке номера.
Важная деталь, которую необходимо вплести во всю канву конкурса – выступление должно быть целостным и разносторонне-продуманным –
«маленькое шоу», а не просто воспроизведением песни или танца. При подготовке необходимо уделять внимание не только исполнительскому мастерству, но и оформлению, постановке, образу, эффектам (по возможности и при необходимости) и пр. При таком разностороннем подходе мы получаем дополнительное поле для творческой самореализации ребенка, а так же приучаем его рассматривать «творческих продукт» как совокупность составляющих (что в заметно поднимет качественный уровень).
Предлагаемая мотивация: показать себя / поздравить зрителей и подарить свой номер / участие в большом проекте с дальнейшими возможностями / фотоматериалы для социальных сетей.
Обязательно:

возможность для репетиций на площадке, на которой будет проходить сам концерт;

фото-сопровождение мероприятия.
По возможности:

качественное техническое оснащение площадки;

работа звукорежиссера + хотя бы одна репетиция со звукорежиссером;

привлечение доступных СМИ для освещения мероприятия;

информационная компания в социальных сетях (с краткой информацией о каждом участнике).
Основной канал коммуникации для школьников – социальные сети.
Необходимо сделать все возможное, чтобы участники проекта имели достаточное количество материалов (фото-материалы с мероприятия, видео- материалы с мероприятия, упоминания о каждом участнике в информационной компании проекта в соц. сетях, публикации СМИ (даже локальных) и пр.) для использования с выше обозначенной целью в своих социальных сетях.
Во время концерта работает жюри. Отдельно оцениваются разные направления художественного творчества в разных возрастных группах.

31
Предлагаемые критерии оценки творческого продукта:
1.
Исполнительское мастерство (от 0 до 5 баллов).
2.
Оригинальность (от 0 до 5 баллов).
3.
Общее впечатление от номера (от 0 до 10 баллов).
4.
Дополнительные баллы за авторский творческий материал (самих участников) (от 0 до 3 баллов).
Предполагаемый результат фестиваля:

отличное настроение, эстетические эмоции;

творческая презентация детей;

отбор лучших творческих номеров (творческий продукт) в каждом направлении искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что на Вас, на вожатых, возложена ответственная миссия – развитие личности ребенка. Это бесконечный и многогранный процесс.
В процессе творческой деятельности у школьника появляется возможность увидеть мир по-новому, найти новые решения для возникающих проблем, открываются безграничные возможности самовыражения и самореализации От степени развития творческих способностей во многом зависит восприятие мира школьником, ощущение себя в нем.
В процессе творческого преобразования своего мира школьник узнает и начинает лучше понимать себя, непрерывно растёт и меняется, повышает собственную эффективность, приобретает жизнеутверждающие смыслы и позитивные переживания.
Вы, вожатые, создаете пространство для творческого развития личности школьников, открываете для них огромный мир возможностей, зажигаете творческие огоньки в их глазах, позволяете стать авторами своей жизни. И Вы можете это сделать!
Творческое направление деятельности вожатого в РДШ – это и ваша творческая самореализация, где и вы можете проявить все свои способности: организационные, коммуникативные, творческие, интеллектуальные, педагогические и т.д. Это пространство и для Вашего личностного развития.
Занимаясь организацией творческого развития школьников, вы преобразуете мир школьников, т.е. сами занимаетесь непосредственной творческой деятельностью. А это значит, что и Вы открываете для себя новый мир и его возможности.
Это и
Ваша лесенка личностного развития, самосовершенствования, один из источников света Ваших глаз. А это лучший пример для подражания для школьников, ориентир для их личностного развития, искорка для огня их творческой самореализации.
В Вас и в каждом школьнике заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации!

32
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей . – М.:
ACADEMIA, 2002. – 425с.
2.
Большаков АВ. Многообразие творческой деятельности // Аналитика культурологии

Электронное издание
// https://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/1586 3.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //
Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С.65 – 69.
4.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.:
«Питер», 2012. – 375с.
5.
Лопатина И.А. Роль эмоций в творчестве // Одаренный ребенок. – 2008. –
№ 4. – С. 13 – 19.
6.
Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. – М.: Когито-Центр, 2009. – 389с.
7.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.,
2006.
8.
Николаева Е.И. Психология детского творчества – СПб.: Речь, 2006. –
487с.
9.
Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред.
Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 2003. – 623с.
10.
Яковлев В.Я. Философские принципы креативности // Вестник
Московского Университета, 2005. – 455с.

33
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно- методическое пособие.
– СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. –
44 с.
2.
Дневник личностного роста: Практикум / Е.А.Щербакова. –
Краснодар: КВВАУЛ, 2009. – 17с.
3.
Козулина Ю.Г. Теоретические и методические основы тренинга развития творческого мышления // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.
– 2009. –
№1. – С. 99 –105.
4.
Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Телегина, И.О., Волошина
А.Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.:
Питер, 2012.
5.
Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.:
«Речь», Институт Тренинга, 2001.
6.
Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.
Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.
7.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие. – Ярославль: Академия развития, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Дневник личностного развития
Напутствие школьникам:
Каждый из нас творец своей жизни и собственной личности. Вы можете стать кем хотите. Саморазвитие – это творческий и непростой процесс.
Словно Пигмалион, что создал свою Галатею, вы лепите себя. Как и
Пигмалион, вы можете получить удивительный результат – человека, которым хотите стать. Вы в состоянии изменить свои мысли, чувства, привычки. Развивая себя, вы учитесь творить.
Дневник личностного развития предназначен для того, чтобы фиксировать свою внутреннюю жизнь в ее развитии. Он позволяет аккумулировать полученный жизненный опыт. Здесь вы учитесь познавать себя, работать над своими ошибками, можете заметить “холмы” и “равнины” своей жизни, где был быстрый рост, а где он затормозился, что было сделано лучше, что хуже.
Дневник – это пространство, где можно увидеть, как разворачивается процесс вашего личностного развития. Дневник личностного развития – лучший способ научиться развивать себя. Когда вы научитесь анализировать свои поступки, поведение, мысли, вы сможете управлять собой и своей жизнью.
Дневник личностного развития
1. может помочь яснее выразить свои мысли и чувства. В процессе записи ваша мысль становится более ясной и определенной и вы все больше открываете себя.
2. позволяет быстрее обнаружить подлежащую разрешению проблему, и это первый шаг к выходу из создавшийся ситуации.
3. стимулятор творческого развития. Известно, что когда предстоит разрешить какую-то проблему, достаточно записать несколько мыслей по этому поводу, чтобы вызвать появление новых ассоциативных идей. А эти идеи, в свою очередь, открывают новые подходы к проблеме, новые возможности, о которых человек ранее не думал. Таким образом вы научитесь расширять горизонт своего мышления и будете искренне изумлены глубиной вашей способности проникать в суть вещей, которая ждет своего освобождения.
4. способ совершенно безвредно для окружающих выражать переполняющие вас разрушительные эмоции. Это средство «выпуска пара», снятия внутреннего напряжения. И способ самовыражения.
5. упражнение по развитию навыков сосредочения, внимания и волевого контроля.
Рекомендации по ведению дневника личностного развития.
Важно датировать каждую запись, чтобы было возможно иметь ясную картину своего развития.

Подберите тетрадь, ручки, карандаши, маркеры которые вам бы нравились.
Конфиденциальность. Держите записи подальше от посторонних.
Постоянство. Ведите записи ежедневно.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей