Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, в рамках реализации задачи «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития»
мероприятие 2. «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей»
подмероприятие 2.8«Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» Проект: «Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Москва - 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ I. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 9
1.1.Модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья 11
1.2.Медицинское обследование 14
1.3. Психолого-педагогическое обследование 16
1.4.Особенности психолого-педагогического изучения детей первых трех лет жизни 21
ЧАСТЬ 2. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ. 30
2.1.Структурно-организационные составляющие модели системы ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи 31
2.2.Алгоритм разработки индивидуальных программ ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье 34
2.3.Оценка эффективности индивидуальной программы ранней помощи 37
Проверка зрения в 3 месяца. 56
Проводятся: 56
Проверка зрения в 1 год. 56
Проводится: 56
Осмотр детей с 3 лет 57
-Диагностика восприятия ребенка 1-3 года: 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Приложение №1 64
Приложение №2 67
Приложение №3 74
ВВЕДЕНИЕ Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап развития, который предполагает:
максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;
максимальное сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи
снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка);
построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка.
обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.
В связи с этим одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является достраивание отсутствующей структуры в образовании - системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка.
Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что правильно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на раннем этапе возрастного развития.
Важным условием успешной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения, которые реализуются в рамках Службы ранней помощи. Из истории создания и становления службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни младенца до трехлетнего возраста) выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, конкретизированных в исследованиях психологии младенчества и генезиса общения М.И.Лисиной (1974; 1986; 1987) и ее учениками; об использовании сензитивных периодов (периоды повышенной чувствительности) для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Это в первую очередь позволило спроектировать и провести научные эксперименты в области коррекционной педагогики и убедительно доказать эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей.
Начиная с 90-х годов XX века в специальной психологии и коррекционной педагогике в России начинает складываться система коррекционной помощи детям раннего возраста с проблемами развития, которая основывается на отношении к раннему возрасту, как к наиболее эффективному периоду в жизни ребенка с точки зрения коррекционно-развивающего воздействия. Действующая в настоящее время система ранней помощи, заимствуя опыт некоторых западных стран, опирается на отечественные теории, возникшие на протяжении XX века. К их числу принадлежат: теория о синкретичности психомоторного развития в раннем возрасте (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, O.E. Смирнова, Д.Б. Эльконин,), о роли деятельности в развитии ребенка и ведущих видах деятельности в раннем возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д. Б. Эльконин), о роли и развитии общения в раннем возрасте (М.И. Лисина и ее ученики, Д.Б. Эльконин), а так же вопросы оценки и диагностики психомоторного развития ребенка раннего возраста (А.С. Галанов, А.М. Казьмин, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт, И.Ю. Левченко), вопросы содержания воспитания в образовательных и медицинских учреждениях (Л.А. Венгер, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, Л.Т. Журба, Е.А. Стребелева).
Однако изучение практики психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития позволяет прийти к выводу о ее ограниченной роли в системе специального образования в современной России. В настоящее время существуют такие учреждения, как Научный центр здоровья детей РАМН, служба ранней педагогической помощи в Ассоциации Даун-синдром, службы ранней помощи и лекотеки в административных округах города и другие аналогичные структуры при ПМПК и дошкольных учреждениях центральных городов и в региональных центрах России, Институт раннего вмешательства в г. Санкт-Петербурге.
Появившиеся в России в середине 90-х годов учреждения, в которых начали оказывать диагностическую и коррекционно-педагогическую помощь семьям, имеющим детей раннего возраста с риском или выявленными отклонениями в развитии, не решают всех стоящих задач из-за их малочисленности и разобщенности. Широкому распространению психолого-педагогической помощи детям раннего возраста препятствует отсутствие механизма включенности ранней помощи в общую систему образования. В то же время уже наработан значительный отечественный опыт, представляющий различные действующие модели взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста и конкретные технологии психолого-педагогической помощи.
Научным коллективом "Института коррекционной педагогики" РАО во главе с Н.Н. Малофеевым в Российской Федерации разработана и апробируется Государственная концепция «Раннего вмешательства». Она предполагает реконструкцию отечественной системы специального образования и активное внедрение служб ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии.
Ранняя помощь позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.
Следует отметить, что уже работает государственная система выявления нарушений слуха у детей с периода новорожденности. В соответствии с приказом Минздравмедпрома России № 108 от 23.03.96. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и Указаниями Минздрава России № ДОЗ от 05.05.92. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации» предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха.
В рамках программ «Столичное образование-3» и «Столичное образование-4» по инициативе А.М. Казьмина к.м.н., профессора, заведующего кафедрой клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии МГППУ и при его активном участии в г. Москве созданы две новые формы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития и их семьям: «Служба ранней помощи» и «Лекотека». Разработаны и приняты Департаментом Образования города Москвы положения об одноименных структурных подразделениях государственного образовательного учреждения, базовые методические материалы. Данные модели работы внедряются и в медицинских учреждениях – поликлиниках, клиниках, домах ребенка в нескольких регионах РФ. Психологическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии должно включать в себя несколько форм работы: семейные диагностические игровые сеансы для семьи и специалиста, индивидуальные консультации для родителей и работу с группой родителей.
Проблема психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни и сопровождения семей, имеющих таких детей, раскрывается в работах ряда авторов: О.Г. Приходько, Ю.А. Разенковой, Е.Р. Баенской, Н.Д. Шматко, Е.В. Кожевниковой, Р.Ж. Мухамедрахимова, Г.А. Мишиной, В.В. Ткачевой, И.Ю. Левченко и др.
В последние десятилетия в Российской Федерации усилился интерес к проблемам ранней диагностики нарушений развития у детей. Был осуществлен ряд научных исследований в данном направлении (Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, М.Л. Дунайкин, Ю.А. Лисичкина и др.).
Раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития.
Целевые группы населения, нуждающихся в услугах Службы ранней помощи:
Целевые группы населения, в отношении которых организовывается и осуществляется деятельность Службы ранней помощи, в том числе:
Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста – дети, относящиеся к возрастной группе от 0 до 3 лет, и имеющие отклонения от нормального психического и физического развития различной степени выраженности, вызванные врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальном комплексном сопровождении их развития.
Основные критерии отнесения ребенка к категории детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья:
возраст ребенка в диапазоне значений от 0 до 3 лет;
наличие интеллектуального, сенсорного, эмоционального, двигательного, речевого недостатка или их сочетаний
наличие потребности в специальном комплексном сопровождении развития.
Наиболее распространенными в современной психолого-педагогической и медико-социальной литературе являются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями здоровья». Их преимущественное употребление вызвано тем, что эти понятия отражают состояние детей как исходное положение, определяющее круг проблем независимо от состояния общества и среды, которое может только расширить этот круг.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения, раскрывающих проблемы оказания помощи лицам с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с этим, понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.
В классификации, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья:
· дети с нарушениями функций слухового анализатора, в том числе дети после кохлеарной имплантации;
· дети с нарушениями функций зрительного анализатора;
· дети с нарушениями двигательного развития;
· дети с расстройствами аутистического спектра;
· дети с нарушением интеллектуального развития;
· дети с нарушениями предречевого и раннего речевого;
· дети со сложными недостатками развития;
· дети с хроническими соматическими заболеваниями;
· дети, воспитывающиеся в неблагоприятной социальной среде, сиротских учреждениях и пр.;
Семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |