|
Методические рекомендации по обучению детей грамоте, по развитию речи, познавательных способностей, творческого воображения, интеллекта, памяти учащихся Комбинированный урок «Чтение — письмо».
Повторение строчных букв м, с, письмо заглавных букв М, С
(«Мой алфавит», с. 20—23; «АБВГДейка», с. 78—79)
1. Самостоятельная работа. Печатание изученных букв под звуковыми схемами слов (миска, мышка, сом).
2. Чтение слов по следам анализа. Повторение правил чтения прямого слога.
3. Чтение слогов с буквами м, с, написанных Симой («АБВГДейка», с. 78—79), и предложения, которое составил Ктототам.
— Понравилось ли вам, как он выразил свою мысль? Это поговорка (краткое, меткое, яркое изречение).
— Попробуйте прочитать ее так, чтобы мы почувствовали, как радуется и гордится вашими успехами Ктототам.
4. Чтение текста повышенной сложности (для читающих) и подчеркивание известных букв.
— Чем похожи и чем различаются слова мама, мамочка, мамуля? Как они звучат?
5. Письмо слогов и слов с буквами м, с и заглавной буквой М («Мой алфавит», с. 21).
Учащиеся встречаются с героями сказки Л. Толстого «Три медведя» и персонажами из сказки «Маша и медведь». Маша и Миша очень просят ребят запомнить, какие звуки обозначаются буквой м.
Слого-звуковой анализ слов Маша, Миша.
— Что в звучании слов общее, в чем различие? Кто больше назовет слов с мягким звуком [м’]? с твердым [м]?
За каждое правильно названное слово дети получают очко (можно раздать им фигурки мишек, квадратики и т. д.). Набравшие самое большое количество фишек становятся победителями.
1) Письмо слогов ми — мы — ма, слова мама.
Маша просит детей помочь ей научить Мишу писать заглавную букву М.
2) Письмо заглавной буквы М (правила письма имен и фамилий).
— Ребята, — говорит Маша, — посмотрите на наши две рабочие линии. На что они похожи? Мне кажется, что они напоминают дорогу, по которой мы едем из Звукограда в Буквоград. Чтобы наш поезд шел с хорошей скоростью и с ним ничего не случилось, надо писать буквы очень ровно, а вертикальные линии писать так, как уложены шпалы на железнодорожном полотне. Об этом вам будут напоминать две маленькие наклонные палочки (линии, черточки). Помогите Мише написать красиво и аккуратно слоги мы — ми — ма.
3) Письмо заглавной буквы М проводится после ее графического анализа, затем даются ориентиры в написании буквы (дети ставят опорные точки на основных вертикальных линиях буквы), наклонные линии используются как ориентиры для наклонного размещения буквы на строке.
4) Аналогичная работа ведется с [с] и буквой С (с. 23).
Сказочные персонажи вместе с детьми составляют слова с изученными буквами. Слова используются самые различные.
6. Чтение слов, написанных письменными буквами.
7. Сопоставляются предложения со словами, имеющими буквы С, М; записываются схемы этих предложений. Проводится чтение предложений по схеме, данной в тетради: Маша любит молоко. (Маша пьет молоко.) Маша любит малину. (Маша ест малину.)
8. После обобщения знаний об изученных звуках ([с], [с’] и [м], [м’]) проводится внеклассное чтение.
Звуки [н] и [н’]. Буква Нн (с. 80). Письмо строчной и заглавной буквы
I. 1. Продолжение путешествия из Звукограда в Буквоград.
— На какой станции у нас была остановка? (На станции, где живут согласные М, С.)
— Что вы о них узнали? Герои каких сказок живут на этой станции? А какие слова с этими буквами вы уже можете прочитать? На доске написаны слова (в них стоит знак ударения, указаны лиги:
).
2. Выделение звуков [н] и [н’].
— Что делал Гусля? (Играл на трубе.) А Незнайка? (Плясал под музыку и зацепился за дерево.)
— Как жесты, позы и мимика героев, которых нарисовал художник, помогают определить их настроение?
3. Составление звуковых схем слов ноты, нитки.
— Кому из коротышек нужны ноты, а кому нитки?
Выделение звуков [н] и [н’], их сравнение и характеристика.
— Обозначьте звуки в слове ноты. А из каких звуков состоит слово нитки? Заполните схему.
— Выделите первый звук в каждом слове. Чем похожи эти звуки и чем они различаются? (Звуки [н] и [н’] похожи по звучанию — оба согласные; язык, прижимаясь к верхним зубам, образует преграду выходящему воздуху. Но [н] — твердый звук, а [н’] — мягкий.)
— А какие еще похожие, но различные по твердости-мягкости согласные звуки встречались в этом слове?
4. Упражнения в распознавании звуков.
— Имена каких коротышек начинаются со звуков [н] и [н’]?
— Названия каких предметов содержат звуки [н], [н’]? (Штаны, ноты, нитки и т. д.)
5. Соотнесение звуков [н] — [н’] с буквой н.
— Почему художник изобразил букву Н в виде ниток? Какие звуки обозначает буква н? ([н], [н’].)
6. Упражнение в чтении слогов. Если слитное чтение слога у отдельных детей не получится, разыгрывается следующая ситуация.
— У Незнайки никак не получается плавное чтение слогов на, ни, ны. Кто из ребят может объяснить, как прочитать слог?
Следует вспомнить, что н в сочетании с буквой и читается мягко, а с буквами а, о, у, ы — твердо; потом надо посмотреть на гласную и согласную буквы и произнести звуки, ими обозначенные, вместе на одном выдохе.
7. Выразительное чтение предложений под рисунком.
8. Составление слов из рассыпанных букв.
— Пока мы с вами читали слоги, — скажет учитель, — на нашу станцию прилетел сильный и злой колючий Ветер. Он не хочет, чтобы мы попали в Буквоград, поэтому дунул и спутал все слова. (На доске из двух слов Нина и Инна остались только буквы Н-н-, И--а.) Сможем ли мы теперь узнать, что было тут написано?
Учащиеся называют согласные и гласные, пытаются прочитать слова. Учитель подводит их к мысли, что только в сочетании гласных с согласными получаются новые слова. Дети, вставляя различные гласные в первое слово, а согласные во второе, получают искомые слова.
9. Чтение хором слов Нина, Инна.
— Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
Ктототам размышляет:
— А почему слово девочки не пишется с заглавной буквы? Ведь оно тоже называет девочек.
Дети коллективно обсуждают, почему так происходит. Учитель обращает внимание детей на разное значение слов девочка, Нина, Инна: «Словом девочка можно назвать всех девочек, что помогает различить девочек и мальчиков. А слово Нина принадлежит только одной девочке, это имя...» (имя собственное).
10. Рубрика «Мы сами читаем. Мы умны». Коллективное и индивидуальное чтение слов нос — сон — сын. (Изменение одной буквы или изменение порядка букв в слове меняет смысл, значение слова.)
II. Письмо. Строчная буква н и заглавная буква Н (с. 24—25).
1. Чтение акрофонической записи слов, звуковой анализ.
2. Графический анализ буквы н; закрепление начертания печатной буквы н.
3. Копирование (самостоятельное воспроизведение) письменной буквы н (в вертикальной полосе).
4. Поэлементный анализ строчной буквы: ориентировка в написании буквы и размещении ее на строке.
5. Написание слогов. Четкое артикулирование звуков при написании слогов на, ны, ни, но. Устное дополнение слогов до целого слова, составление с одним из них предложения, запись его с помощью схемы.
Детям, знающим буквы, можно предложить (дома или в классе) сочинить сказку про букву Н:
«Жила-была буква Н. Она очень любила ножницы и нитки. Каждый день она начинала какое-то новое дело, но не любила его доводить до конца.
Приближался Новый год. Буква Н решила на праздник сделать новые маски: носорога, норки, незабудки и нарцисса. Ножницы и нитки помогали ей. Но буква Н делала все так нехорошо, небрежно, неаккуратно, что ножницы и нитки очень рассердились на нее:
— Никто не наденет такие некрасивые маски на Новый год!
Буква Н накричала на своих помощников:
— Не суйте свой нос не в свое дело!
Буква О пыталась смягчить пылкий нрав буквы Н и побежала за ней. «О-о-о! Остановись! — кричала она. — Начнем все сначала и будем работать дружно!»
Но все безуспешно. Буквы Н и след простыл. И вдруг ножницы и нитки увидели свой словесный наряд в зеркале и ужаснулись:
— Во что мы превратились? Кто же теперь узнает нас, если от нас остались рожки да ножки: -ож-ицы, -итки?
Они позвали на помощь другие буквы. Пришли Л, Р и У и попытались составить новую «одежду» для ножниц и ниток. У них получилось: рожицы, улитки.
— Нет, нет! Нам это не подходит! Кто же будет нас уважать, если мы останемся с такими именами? Кто-нибудь захочет купить в магазине нитки или ножницы, а им скажут: «Вот вам, пожалуйста, улитки и рожицы». Ни за что мы не согласимся на новые имена. Прежние нам очень нравились, нас все знали, и мы хорошо понимали друг друга.
Нитки и ножницы на себе испытали, что ссора до добра не доводит».
Звуки [л] и [л’]. Буква Лл (с. 81)
I. 1. Урок начинается с рассматривания иллюстраций к книге Н. Носова «Незнайка на Луне».
— Зачем люди совершают такие путешествия?
Речевая задача для Знайки: расскажи о Луне так, чтобы коротышкам захотелось на ней побывать.
Речевая задача для Незнайки: объясни, почему ты не хочешь лететь.
2. Работа с «АБВГДейкой». Рассказ по картинкам с объяснением значения слов телескоп, линза, обсерватория.
— Как называется дом, из которого можно наблюдать через телескоп звезды? Приглашение туда получит тот, кто выполнит все задания на с. 81.
3. Звуковой анализ слов со звуками [л] и [л’] и обозначение этих звуков буквой Лл в словах Луна и линза.
4. Чтение слогов ла — ло — лу. Освоение позиционного принципа чтения. Сравнение слогов лы — ли.
5. Чтение выражения «сила мысли» и его объяснение.
6. Чтение текста с новой буквой. Следует обратить внимание на предложения с восклицательным знаком.
7. Логические упражнения (работа с разрезной азбукой).
— Как назвать одним словом? (Лоси, лисы, ослы, слоны.)
8. Упражнение в чтении слов по слогам и целыми словами с ориентировкой на знак ударения.
II. Письмо. Буква Лл (с. 26—27).
1. «Загадки слов»: звуковой анализ.
2. Печатание буквы Лл.
3. Графический анализ строчной буквы л, запись слогов и слов с буквой л. Чтение записанных слов.
4. Дописывание предложений.
5. Письмо заглавной буквы Л (с. 27).
Следует обратить внимание на многозначность слова лист (лист бумаги, тетрадный лист...). Лист дерева и лист бумаги практически стали омонимами.
Комбинированный урок «Чтение — письмо». Повторение букв М, С, Н, Л
1. Работа с азбукой (с. 82—83).
Учащиеся рассматривают страницы учебника и определяют, в какие игры их приглашают поиграть. (Компьютерные игры, ребусы, скороговорки.)
2. Упражнения в чтении слогов и слов, которые высвечиваются на экране.
3. Договаривание слога до целого слова. (Ма-ша, санки, мис-ки...)
4. Чтение скороговорок.
5. Упражнения в чтении (с. 82).
6. Подчеркивание изученных букв в текстах повышенной сложности и их характеристика.
7. Письменные упражнения (по страницам Прописи 2 «Мой алфавит», с. 28—29).
8. Составление и запись предложений: У Нины малина. Мила мыла лимон.
Звуки [т], [т’]. Буква Тт
I. 1. Работа с азбукой (с. 84—85).
— Кто сегодня пригласил нас в гости? (Тюбик.)
— С какого звука начинается его имя? ([т’].)
— Имя какого коротышки начинается со звука [т]? (Торопыжка.)
2. Сравнение звуков [т] — [т’], упражнения в слышании звуков [т] — [т’] и обозначение их буквой Т.
Сравнение слов Тюбик (малыш-коротыш) и тюбик (тюбик краски).
— Догадались ли вы, почему художник носит имя Тюбик?
— Какие предметы, которые нарисовал Тюбик, имеют в своем названии звуки [т] — [т’]? (Тигр, труба...)
— Какие бывают трубы? (Труба, через которую идет дым, и труба — музыкальный инструмент.)
— У кого из коротышек была совсем необыкновенная труба, через которую можно было смотреть на Луну и на звезды? (Подзорная труба у Стекляшкина.)
— На что похожа буква Т? (На трубу, на антенну...)
3. Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Тт.
— Гусля и Незнайка играли на трубе, а Тюбик рисовал Ворону. Ворона тоже рисовала, только клювом. Как стучал ее клюв? (Та-та-та, ти-ти-ти.) Постарайтесь интонацией передать удары, т. е. прочитайте четко, отрывисто.
— А теперь прочитайте слоги, потянув гласные так, словно дым тянется из трубы.
Чтение слов с доски: тут, тот, там, том, тон.
Чтение текста «Картина».
— Что хочет сказать Ворона? (Название рассказа.) Прочитайте его.
4. Работа в паре. Игра на составление слов, чтение.
5. Чтение текста «Сон аиста». Придумывание различных вариантов окончания сказки.
6. Сравнение слов сон — нос.
— Чем интересны эти слова? В чем их секрет? (Они могут читаться справа налево и слева направо.)
7. Обучение чтению целыми словами.
Учащиеся, определяя ударный слог, ставят в словах знак ударения и произносят их целиком. Учитель говорит, что все слова будем читать сначала по слогам, а потом целиком, как взрослые. В этом помогает знак ударения.
— Какой слог будет ударный?
Мудрый совет Знайки: «Помните, что, читая первый слог, мы немного тянем ударный гласный, а глазами смотрим на второй слог и произносим его, плавно соединяя с первым».
II. Письмо. Буква Тт (с. 30—31).
1. Письмо строчной буквы т e заглавной буквы Т.
— Ребята, — говорит Ктототам, — пока вы читали азбуку, злой Ветер заглядывал в ваши тетради и старался рассыпать букву т, чтобы вы не научились ее писать или забыли, сколько в ней элементов.
2. Учащиеся проводят графический анализ строчной буквы т, выявляют ее элементы и записывают по образцу.
3. При записи слов сон, нос, ноты указывают количество слогов, характеризуют звуки, отчетливо их проговаривая.
4. Поэлементный анализ заглавной буквы Т (с. 31).
5. Запись имен собственных.
6. Работа в парах: помоги коту Тимофею (с. 31).
Звуки [к] и [к’]. Буква Кк
(с. 86—87)
I. 1. Чтение афиши «Приглашаем в цирк» (написана на доске).
— Расскажите, что вам особенно нравится в цирке.
2. Работа с «АБВГДейкой».
— Кто выступает на арене цирка (с. 86—87)? В чем необычность циркового костюма клоуна?
— Как сказать точнее, что у клоуна на голове: шапка, фуражка, колпак, кепка? (Работа с моделью слова.) Докажите, что это модель слова кепка (хотя слово шапка и подходит по количеству звуков, но рисунок показывает, что значение здесь другое).
3. Звуковой анализ.
— Обозначим звуки в схеме слова кепка. Найдите согласные, парные по твердости и мягкости (звуки [к] и [к’]).
— В названиях каких предметов и животных из цирка встречаются эти звуки? (Гармошка, мартышка, пеликан, палочки, тарелки.)
4. Знакомство с буквой Кк.
— Посмотрите на букву Кк, которая обозначает звуки [к] и [к’]. Как ее можно изобразить? (Карандашами.) Постройте эту букву из своих карандашей. Как еще можно изобразить букву Кк?
5. «Живые слоги».
— Попробуем и мы, как клоуны, изобразить буквы движениями и даже составить из них слоги. (Учитель показывает букву к: встает боком, разводит руки перед собой, одну — кверху, другую — книзу. Учащиеся повторяют. Затем изображаются гласные буквы: А — ноги в стороны, О — дети делают руками круг, И — один ученик берет другого за руку и т. п. После этого составляются слоги и прочитываются.)
6. Чтение слогов и слов.
— Придумайте историю «Волшебный горшочек». Кто бы мог произносить эти слоги и слова?
7. Составление слов из разрезной азбуки. Работа в парах. Договаривание и дописывание слов (кол... пак, ска-кал... ка).
8. Рассматривание иллюстрации, изображающей клоуна Олега Попова.
Составление слов из слогов.
— Кто хочет попробовать жонглировать? Только шары не терять — все, что написано, правильно читать.
9. Чтение текста по слогам и целыми словами (с. 87). Озвучивание акрофонической схемы слова играл.
— О чем говорится в тексте?
Работа с моделями слов тарелки, Карандаш, карандаш.
10. Рисование клоуна, выбор масок.
II. Письмо. Буква Кк(с. 34—35).
Письмо заглавной буквы К и строчной буквы к целесообразно проводить на разных уроках.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |
|
|