Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по обучению детей грамоте, по развитию речи, познавательных способностей, творческого воображения, интеллекта, памяти учащихся


НазваниеМетодические рекомендации по обучению детей грамоте, по развитию речи, познавательных способностей, творческого воображения, интеллекта, памяти учащихся
Анкорl.f. klimanova s.g. makeeva obuchenie gramote metodicheskoe posobie.docx
Дата24.09.2017
Размер0.51 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаl.f._klimanova_s.g._makeeva_obuchenie_gramote_metodicheskoe_poso
ТипМетодические рекомендации
#18363
страница3 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

«Страшный зверь». Слова и жесты в общении

(с. 14—15)

Культура общения

      Задачи: а) закрепить представление о жесте и его значении, уместности использования жестов; б) культура общения: внимание к собеседнику; использование формул речевого этикета.

      I. 1. Устные рассказы по серии картинок «Страшный зверь» (из «Забавных историй» В. Сутеева). Учащиеся сопоставляют порядок кадров и последовательность событий. Они обращают внимание на испуганный вид детей. Школьникам дается задание представить, как малыши показали охотнику страшного зверя, и передать это с помощью мимики, жестов и слов.

      Слова, обозначающие действия и состояние героев: идут, бегут, несутся, удирают; боятся, пугаются, опасаются, тревожатся, беспокоятся; робеть, дрожать, трусить.

      Выбор слов, точно описывающих состояние героев.

      2. Уместность использования жестов в речевом общении.

      — Припомните и расскажите случаи, где наряду со словом можно было бы использовать жест.

      3. Придумывание юмористических историй на тему «Ктототам в булочной». (Жест героя может обозначать величину торта, каравая.)

      4. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

      Одни школьники создают выразительные пластические образы с помощью характерных движений, поз и выразительных жестов, а другие — угадывают, что они означают.

      5. Разыгрывание коммуникативно-речевой ситуации «Внимание к собеседнику».

      Текст читает учитель или подготовленный ребенок.

      Учащиеся, распределив роли между собой, выстраивают диалог героев.

      — Всегда ли вы внимательны друг к другу?

      Обсуждаются случаи, когда доброе, внимательное отношение к человеку помогло ему.

      II. Письмо. «Чей домик?» (с. 14—17). Страницы прописи используются учителем по собственному выбору.

      1. Устный рассказ «Чей домик?» сопровождается обведением предметов и их штриховкой. Дорисовывание домика: обведение крыши, штриховка, раскрашивание занавесок со словесным проговариванием (линии вертикальные, горизонтальные, с наклоном влево и вправо).

      2. Введение понятия «рабочая строка», значение стрелки (направление движения руки), обозначение точкой начала письма прямых и наклонных палочек.

      3. Упражнения в двух типах классификации: а) логической — «Лото»; б) ассоциативной — «Правильно — неправильно», «Найди пару».

      4. Самостоятельные упражнения на основе простейших заданий.

В мире природы. Понимаешь ли ты язык животных?

(с. 16—19)

      Задачи: а) развитие наблюдательности детей, умений читать и понимать поведение животных, их намерения по характерным движениям, позам; б) формирование речевого умения словесно описывать животных, их поведение, действия; в) общение с животными — устные рассказы.

      I. 1. Чтение. Учащиеся вспоминают содержание песни «Жили у бабуси два веселых гуся» и исполняют ее, изображая поведение гусей: вытягивают шеи, прячутся в канавке, кланяются бабусе.

      2. Разговор переходит на естественное поведение птиц в природе.

      — Вам наверняка приходилось видеть, как гуси вытягивают шеи или наклоняют головы, покачивая ими. В песенке этим движениям давалось шутливое объяснение. А что они означают на самом деле?

      Расшифровка движений гуся: поднятие головы вверх — выражение тревоги, голова спрятана под крыло — нерешительность и т. д.

      Лексическая работа: отбор слов, обозначающих настроение гуся, его особенности (тревожится, волнуется, беспокоится; храбрый — трусливый, боязливый).

      3. Рассказ по рисунку «Мальчики и собака».

      — Почему лает собака? Как это узнать? (Чем обеспокоена собака, можно определить только из ситуации. Ее лай может выражать радость при появлении хозяина, несущего ей косточки, но может означать и угрозу для ребят.)

      4. Составление рассказа и рисование по произведению К. Ушинского «Еж и заяц». Дети изображают (движением и на рисунке) защитную позу ежика (свернулся в клубочек). Рисунок должен быть очень простым (колючий шарик).

      5. По серии рисунков «Тигр и зайцы» составляется устный рассказ. Предварительно анализируются поза и движения тигра, определяются его намерения: высматривает добычу, готовится к прыжку, прыгает... 2

      Обучение рассказыванию в паре: дети делятся на слушателей и рассказчиков, затем они меняются ролями.

      6. Игры-загадки: «Угадай, что это», «На что это похоже?». Цель — узнать животных или предметы по их описанию с помощью жестов, движений, пластических образов. Дети убеждаются, что с помощью действий и жестов можно изобразить любой предмет, ситуацию или какое-либо животное, показать, как оно двигается, ведет себя во время опасности (заяц, волк, черепаха, ворона). Учитель может пояснить, что пластические образы — это своеобразный язык искусства танца, балета.

      7. «На уроке у кота Леопольда» — устные рассказы по серии рисунков.

      — Как вы догадались о том, что произошло на уроке? Что вам помогло? (Помогло умение читать жесты, позы, мимику героев и понимать их значение.)

      Учитель может пояснить, что испуг мышонка представлен как немая сцена — он выражен не словами, а внешним видом: поднялся хвост, встала дыбом шерстка, вытянулась мордочка. Внешний вид кота Леопольда выражает недоумение, непонимание того, что случилось.

      — Чем же напугала красивая бабочка маленького мышонка? (В процессе обсуждения дети убеждаются, что в общении мимика 3 имеет большое значение.)

      Перед составлением устных рассказов учитель обращает внимание детей на последовательность изложения своих мыслей в рассказе.

      — Художник рассказал историю про кота и мышей с помощью рисунков. Чтобы не сбиться с мысли, свой рассказ он разбил на три части: начало, середина, конец. Запомните эти слова-подсказки (начало, середина, конец): они помогут не потерять мысль в своем устном рассказе.

      8. Классификация слов: по каким признакам можно объединить слова жук, стрекоза, ...?

      II. Письмо. «Длиннее — короче», «Целое и часть», «Компьютер-помощник», «Часть и целое», «Составь целое из частей» (с. 18—23).

      1. Проведение параллельных линий, штриховка. Усвоение понятий «рядом», «длиннее», «короче», «больше», «меньше».

      2. Самостоятельная работа.

      3. Устные рассказы по рисункам: «В походе», «Кто съел кусок сыра» и др.

      4. Предметная классификация (деревья, ягоды...), ассоциативная классификация (елка — колючая, ягода — сладкая...).

      5. Введение понятия «бордюр» (полоска, которая обрамляет что-то).

Мы пришли в театр. Мимика и ее роль в общении

(с. 20—21)

      Задачи: а) развивать умение читать (понимать значение) выражение лица героев сказок; б) формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией.

      I. 1. Приглашение детей в театр. Учащиеся рассказывают, над чем они смеются в театре, над чем плачут.

      — А вы замечали, как настроения и чувства людей отражаются на их лицах? Как это передано в масках? (Можно дополнить, что маски являются символом театра.) Все актеры владеют искусством передавать душевное состояние с помощью движений мышц лица — мимикой. Мимикой обладает и каждый из вас.

      2. Просмотр спектакля «Золушка».

      — Когда вам грустно? Когда радостно? (Используется подбор масок к каждой сценке, т. е. дети графически обозначают свое общее эмоциональное состояние с помощью той или иной маски: грустно, весело.) Посмотрите на выражение лиц детей, которые оказались на одном из спектаклей.

      3. Эмоционально-образное иллюстрирование таких выражений, как слезы градом; надулся; сияет, как солнышко... Для собственного выражения лица дети находят наглядный образ.

      Лексическая работа со словами-антонимами (без термина): грустно — весело; добрый — злой; смеяться — плакать.

      II. Письмо. «Головоломка», «Овал» (с. 24—25).

      1. Найдите закономерность. Коллективное обсуждение расположения элементов в первой строке. Обсуждение недостающих элементов — во второй строке.

      2. Самостоятельная работа.

      — Найдите и нарисуйте недостающие элементы в других строках таблицы.

      3. Подготовка к звуковому анализу. Упражнения в предварительной звуковой ориентировке в слове.

      4. Письмо элементов печатных букв.

      5. Индивидуальные задания для учащихся, знающих буквы: печатание букв как сенсорных образцов известных детям звуков.

      6. Овал. Игра «Удивительные превращения». Игровые упражнения по превращению овалов в разнообразные предметы.

      «В квартире», «Веселые превращения» (с. 26—27).

      1. Коммуникативно-речевая ситуация «Убираем квартиру». Обведение изображенных предметов, письмо линий в рабочей строке; составление и рисование бордюра.

      2. Лексическая работа со словами: гостиная, спальня, детская, кухня, ванная.

      3. Самостоятельная работа «Веселые превращения». Рассказы детей могут быть фантастического или юмористического характера.

      4. «На что похоже?» — обведение пунктирных линий; письмо элементов печатных букв в рабочей строке.

Кто разговаривает в сказках? Интонация, ее роль в общении

(с. 22—23)

      Задачи: а) совершенствовать умение читать (понимать значение) выражение лица героев сказки; б) понимать значение интонации 4, эмоциональной окраски голоса собеседника; в) развивать умения воспроизводить речь героев сказок с соответствующей интонацией.

      I. 1. Рассматривание иллюстраций.

      Учащиеся узнают героев произведения К. Чуковского «Мойдодыр». Проводится краткая беседа по содержанию произведения с зачитыванием отдельных строчек, отрывков текста. Слова Мойдодыра, обращенные к грязнуле и чистому мальчику, соотносятся с позой Мойдодыра, жестами, выражением «лица» и, наконец, интонацией, эмоциональной окраской голоса. Соответственно и учащиеся, представляя себя в роли Мойдодыра, подкрепляют свое чтение подобной мимикой и интонацией.

      Коммуникативно-речевая задача: а) попробуйте убедить слушателей, что мимика, интонация помогают передать характер героя; б) докажите, что слова Мойдодыра следует читать по-разному: одни — громко, резко; другие — спокойно, одобрительно.

      2. Следующее задание:

      — Найди смешные предметы. Есть ли они в сказке? (Подушка, как лягушка; мыло кусало, как оса.)

      С помощью рисунков можно раскрыть механизм образования простого сравнения, этому помогает и использование слов как, словно.

      Вводится условный знак сравнения https://refdb.ru/images/1068/2134990/m23080d22.jpg. Он появляется по аналогии с образом крутящегося колеса: «Отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом?» Учитель может пояснить: завертелись колесом не только сами предметы, но и их слова-названия, так что свойства одних предметов стали переноситься на другие. Появились странные, смешные предметы. Какие?

      Сравнение рисунка поросенка, лежащего в луже, и грязнули дает наглядное представление о том, почему ребенка назвали поросенком.

      — В этой сказке происходят и другие невероятные вещи: слово, которым всегда назывался поросенок (учащиеся обводят рисунок), вдруг «перелетело» на мальчика (соединяют его с другим рисунком). Почему так случилось? Прав ли Мойдодыр, назвав мальчика поросенком?

      Учащиеся отвечают на главный вопрос: «Отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом?..» (Потому что Мойдодыр был очень возмущен неопрятностью малыша.)

      3. Наблюдение над значением и ролью интонации в общении проводится по иллюстрациям к известным сказкам. Учащиеся анализируют выражения лиц героев и тем самым определяют интонационные особенности речи и их значение. Особое внимание уделяется изменению голоса героев. Буратино пытается говорить с Карабасом «голосом кувшина»; девочка говорит с яблонькой сначала капризно и грубо, а потом ласково и вежливо: «Яблонька, голубушка, спрячь меня!»

      — Зачем герои сказок меняют свой голос? (Это нужно, чтобы достичь какой-то цели, результата, т. е. важно не только что сказать, но и как сказать.) Это очень важный аспект речи, который учащиеся «открыли волшебным ключиком».

      4. Заключение. Дети в лицах передают содержание представленных эпизодов, сопровождая свой рассказ необходимыми движениями и жестами, соответствующей мимикой и интонацией. Проводится игра «Отгадай, чей голос».

      С этого урока учитель переключает внимание детей с интонационной стороны речи к звучанию самого слова, учит ориентироваться в его звуковом составе (находить нужный звук в начале, середине и конце слова).

      II. Письмо. «Сравни дома», «В магазине одежды» (с. 28—29).

      1. Штриховка домиков для героев.

      2. Лексическая работа: различение слов с общим и конкретным значением (дом — изба, чум...).

      Составление рядов слов по линии увеличения объема понятия: дом, улица, город, страна...

      3. Подготовка к звуковому анализу (звук в начале, в середине слова); обведение элементов букв по стрелкам 5.

      4. «В магазине одежды».

      — Рассмотрите рисунок и догадайтесь, какой узор должен быть на одежде котика.

      5. Составление узора для бордюра.

«О чем рассказал Гулливер?». Слова или предметы?

(с. 24—25)

      Задачи: а) разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»; б) классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; в) выяснение роли предмета и слова в общении.

      I. 1. Вместо слов — предметы.

      — Иллюстрации к произведению Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» знакомят нас с новым способом общения, изобретенным учеными академии одной сказочной страны, — с помощью самих предметов, а не слов 6.

      Рассматривая иллюстрации, изображающие мудрецов с мешками за спиной, полными вещей для общения, учащиеся решают, действительно ли этот метод общения удобен. (Во всех отношениях легче просто назвать предметы, чем носить их, да и не все мысли, разумеется, можно выразить с помощью предметов.)

      Учитель предлагает подумать, что такое слово и предмет.

      2. Игровые ситуации на различение предметов и слов, их обозначающих.

      — Выглянуло солнце, позвало вас гулять. Какие предметы для игры вы возьмете? (Учащимся нужно молча взять со стола учителя мяч или скакалку.)

      — Назовите каждый предмет словом. Покажите действия с мячом. (Учащиеся подбрасывают мячи, ударяют их об пол.) Назовите каждое действие словом. А теперь разделите мячи на группы: по цвету, размеру. Назовите их признаки словом. (Большие и маленькие, красные и синие.)

      3. Чтение отрывков из сказки С. Маршака «Кошкин дом». Ситуации в гостиной приводят к важному выводу: для взаимопонимания нужно уметь правильно соотносить слово-название и предмет.

Сравни

Кошка

 

Козел

Вот это стул —

На нем сидят.

 

Вот это стул —

Его едят.

      4. Игра «Слово и предмет».

      Учитель поочередно называет слова, обозначающие разные предметы. Учащиеся демонстрируют разнообразные предметы, затем соотносят слово и предмет. Выигрывает тот, кто заметит больше несоответствий.

      5. Игра «Мы узнаем мир по именам». Почтальон Печкин задает детям вопросы: «Кто там?», «Что там?». Ребята должны называть окружающие предметы и точно классифицировать названия по вопросам кто?, что?

      Побеждает тот, кто больше всех назовет слов.

      6. Повторение: логические упражнения на классификацию. Учащиеся с помощью карандаша соединяют рисунки, обозначающие конкретные наименования, со словами обобщающего характера: учебные вещи, животные, растения, которые даны в азбуке в наглядно-образном плане.

      Учитель напоминает, что слова бывают разные: одни называют конкретные предметы, другие обозначают сразу все предметы подобного рода. Например, камыш, тюльпан, ель, ромашка называют одним словом — растения.

      7. Работая со словом, осмысливая его назывную функцию, учащиеся вновь встречаются с забавным существом (Ктототамом).

      — Как вы объясните такое необычное имя? (Это кто-то загадочный, непонятный, которому трудно придумать название.)

      — Кто придумал это забавное имя? (Писатель Б. Заходер.)

      — А теперь посоревнуемся, кто больше знает слов — названий тех предметов, которые нас окружают, т. е. существуют, находятся вокруг нас.

      Необходимо проследить за тем, чтобы дети умели не только называть вещи (окружающие их предметы), но и указывать все их детали, называть словом (ромашка — лепесток, стебелек и т. п.).

      II. Письмо. «В походе. На привале» (с. 30—31).

      1. Обведение предметов, штриховка.

      2. Подготовка к звуковому анализу слов.

      3. Диалог по коммуникативно-речевой ситуации «На привале».

      4. Рисование бордюра.

      5. Тематическая классификация слов: одежда (пальто, платье...), обувь (сандалии, сапоги), электроприборы (утюг...).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей