Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по обучению детей грамоте, по развитию речи, познавательных способностей, творческого воображения, интеллекта, памяти учащихся


НазваниеМетодические рекомендации по обучению детей грамоте, по развитию речи, познавательных способностей, творческого воображения, интеллекта, памяти учащихся
Анкорl.f. klimanova s.g. makeeva obuchenie gramote metodicheskoe posobie.docx
Дата24.09.2017
Размер0.51 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаl.f._klimanova_s.g._makeeva_obuchenie_gramote_metodicheskoe_poso
ТипМетодические рекомендации
#18363
страница6 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Звучание слова и его значение (с. 52—53).

Упражнения в звуковом анализе слов

      Задачи: а) развивать умение определять количество звуков в слове, их последовательность, учить определять гласные и согласные звуки, твердые и мягкие; б) различать (в практическом плане) звуковую форму слова и его значение.

      I. 1. Звуки музыки и звуки нашей речи.

      — Какую песню исполняют дети? («По малину в сад пойдем...») (Учащиеся, подпевая им, изображают содержание песни движениями, мимикой, жестами. Определяют, что звучание мелодии передается нотными знаками, а звучание слов — условными значками в схемах.)

      — Произнесите название ягоды из песни. Попробуйте заполнить звуковую схему.

      Сравнивают звучание и значение слов малина и калина и делают вывод: изменение одного звука меняет смысл слова.

      2. Логические упражнения на классификацию слов и заполнение звуковых схем. Рассматривая рисунки, дети соотносят значение слова и его звуковую форму.

      Учащиеся соревнуются, кто больше назовет слов, обозначающих ягоды, бахчевые культуры 14.

      3. Затем дети коллективно анализируют слова: арбузы, дыни, тыквы, записывают звуки в схемах, характеризуют их (мягкие, твердые).

      4. Работа в паре. По рисунку учащиеся определяют, кто из зверей образовал пары и почему. Для этого выделяются последний и первый звуки в каждой паре слов: тигр — рысь, волк — кот. Последняя пара лиса — стрекоза образована неверно, и не только из-за несовпадения звуков.

      — Кто из зверей не на месте? (Стрекоза не зверь, а насекомое.)

      5. Загадки по серии рисунков с изображением животных. Учащиеся определяют, что у ослика неверно нарисован хвост (сказка А. Милна про Винни Пуха и его друзей может быть здесь кстати), и заполняют схему слова с характеристикой каждого звука. Отгадывают названия других животных (слон, баран) и записывают отгадки в звуковые схемы слов.

      II. Письмо. «Подбери пару», «Разгадай секрет» (с. 52—53).

      1. Классификация слов по цвету, форме, принадлежности.

      2. Звуковой анализ слов (с. 54—55).

      3. Письмо элементов письменных букв.

      4. Свободное письмо элементов письменных букв.

Слог. Деление слов на слоги (с. 54—55)

      Задачи: дать учащимся представление о слоге как произносительной части слова, формировать умение произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания.

      I. 1. Встреча с любимыми героями детских книг. Дети припоминают 2—3 истории о Малыше и Карлсоне, выражают свое отношение к ним, затем составляют связный рассказ по ситуации.

      2. Выделение в слове слогов.

      — Припомните, как произносят (кричат) слова люди, находящиеся далеко друг от друга. (Произносят слова по частям, скандируют 15.)

      — Если вы любите названных героев, покажите им, как следует произносить слова.

      — Посмотрите, как это показано на схеме слова. Попробуем так покричать: «Ма-лыш!», «ма-ма!», «па-па!».

      3. Учитель обобщает: «Такие выделяемые при произношении части слова называются слогами. Само слово подсказывает, что оно слагается (складывается) из слогов. Условимся обозначать слоги дугой (лигой 16)».

      Учащиеся сравнивают количество слогов и количество гласных в слове, пытаются сами открыть секрет деления слова на слоги (в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков).

      4. Упражнение в делении слов на слоги сопровождается записью в тетрадках-малышках или хлопками и жестами. Начинать упражнение лучше с имен собственных. Дети припомнят случаи, когда родители звали их домой, используя прием скандирования (произносили слово по слогам), — Ни-на, Во-ва, О-ля, И-ра, И-ван.

      5. Формирование умения произносить слова по слогам проводится в форме игры «Как Буратино учился говорить ».

      Вначале учащиеся, подобно Буратино, произносят слова по слогам за папой Карло: чай-ник, ру-баш-ка. Затем задача усложняется: учащиеся должны сами разделить слова на слоги, обозначив на схемах слоговую границу: дом, кни-ги, Бу-ра-ти-но. Чтение слов по схемам.

      6. Рассказ в картинках В. Сутеева «Мышонок и карандаш». Учащиеся рассказывают эту историю, пытаясь читать подписи под рисунками.

      — Договори слово за мышонка. Кто изображен на рисунке? (Учащиеся изменяют слово так, чтобы в нем остался один слог (кот). Можно связать это с грамматической пропедевтикой рода существительного: «Кошка — это она, а кот ...?»)

      Учащиеся заполняют звуковые схемы слов (кошка, кот), выделяют слоги, характеризуют звуки (гласные, согласные).

      7. Песенка-игра «Далеко-далеко на лугу пасутся ко...».

      — Дополните слог ко- так, чтобы получилось новое слово. Дети договаривают слова на ко-: ко-зы, ко-ни, обозначая звуки и слоги на схемах слов, читают их. Учащиеся могут подписать под схемой буквы, если знают.

      8. «Чудесные превращения слов».

      Задание: изменить слово так, чтобы в нем вместо одного слога стало два, вместо двух — три (лиса — лисица, куры — курица).

      9. Итог урока.

      — Какие важные сведения об особенностях слова вы сегодня узнали? (Слово можно делить на части-слоги. В слове столько слогов, сколько в нем гласных.)

      10. Урок можно построить иначе, если использовать отрывки из произведения Э. Успенского «Школа клоунов», которое помогает детям закрепить полученные знания.

      Давайте заглянем на урок в школу клоунов. Интересно, как они изучают тему «Деление слова на слоги». (Ирина Вадимовна — директор школы и учительница. Шура, Наташа и Саня — клоуны-ученики.)

      Ирина Вадимовна объясняла клоунам:

      — Слово можно разделить на части. В слове бывает столько частей, сколько раз мы открываем рот. Например, я говорю мама. Я открываю рот два раза. Значит, в слове мама две части.

      — Я все поняла! — закричала Наташа. — Слово стул состоит из пяти частей. Потому что в нем четыре ножки и спинка.

      — Нет, не так, — добавил клоун Саня. — Там же еще сиденье есть.

      Тут вмешался Шура:

      — Они совсем меня запутали. По-вашему, Ирина Вадимовна, слово стул состоит из одной части. Мы один раз рот открываем. А они говорят — из многих частей. Из сидений и ножек... Тогда получается, что слово сороконожка состоит из сорока частей. У нее же ног сорок.

      Клоуны зашумели.

      — Нет, — успокоила их Ирина Вадимовна. — Слово сороконожка состоит из пяти частей со-ро-ко-нож-ка. Очень просто сосчитать.

      — Совершенно невозможно! — сказала Наташа.

      — Почему же?

      — Потому что мы считать не умеем.

      — Верно, — согласилась Ирина Вадимовна. — Тут моя ошибочка. Объявляется перерыв на два часа.

      11. После прослушивания отрывка можно задать такие вопросы:

      — Какие ошибки допустили клоуны? (Они делили на части не слова, которыми обозначаются предметы, а сами предметы, поэтому их подсчеты не совпадали с количеством слогов в слове.)

      — Усвоили ли клоуны тему «Деление слова на слоги»? Что им помогло? Чтобы никто не допускал таких же ошибок, как клоун Наташа (она путала предметы и слова), заучим с вами четверостишие из песни:

Должны запомнить дети

И знать, как дважды два,

Что есть на целом свете

Предметы и слова.

      II. Письмо. «В спортивном зале», «Догадайся» (с. 56—57).

      1. Звуковой анализ слов. Заполнение схемы. Чтение слов по следам анализа.

      2. Упражнения в написании письменных элементов строчных и заглавных букв.

Ударение в слове (с. 56—57)

      Задачи: а) дать учащимся общее представление об ударении в слове и формировать умение определять место ударения в слове; б) показать значение ударения для объединения звуков в слове; совершенствовать культуру речи учащихся: умение правильно произносить слово и ставить в нем ударение.

      I. 1. Знакомство с ударением. «Приглашение на бал к Золушке».

      Придворный кавалер приносит послание Принца:

      — Принц приказал объявить во всеуслышание, что на бал попадет тот, кто разгадает секрет двух слов (зáмки — замки́).

      Рассматривание иллюстраций азбуки, объяснение значений слов зáмки (дворцы) и замки́. Озвучиваются схемы этих слов, помещенные на доске. Наблюдая за особенностями произношения слов, учащиеся замечают, что, хотя звуки в словах одинаковые, в одном случае выделяется голосом слог зам, а в другом — ки. Вводится понятие ударного слога как произносящегося с большей силой голоса, т. е. громче, протяжнее 17. Можно задать детям вопрос:

      — Какую особенность произнесения слова вы заметили?

      Учащиеся сами формулируют вывод: слоги в словах произносятся неодинаково, с различной силой голоса, одни слоги — более громко и протяжно, другие — немного тише.

      Вывод учителя: «Ударение различает слова по смыслу».

      2. Введение знака ударения.

      Появляется новый персонаж — Мальчик-колокольчик, который, ударяя своим волшебным молоточком по одному из слогов каждого слова (зáмки — замки́), отмечает ударный слог знаком ударения. Он ставится в схеме над гласным звуком.

      — Обратите внимание на одну особенность появления знака ударения в слове. (Учащиеся обнаруживают, что ударение ставится только над гласным звуком.)

      — Договоримся, что гласный звук, на который падает ударение, и слог, где стоит ударение, будем называть ударным.

      3. Культура речи детей.

      Хозяйка бала Золушка предложит подарки тем, кто правильно определит место ударения в слове... (Учитель показывает рисунок туфли, дети дают свое название.) Запомните: тýфля — тýфли, тýфелька. Сравните значения слов: туфля — туфелька.

      — Золушка стала принцессой не только потому, что была прекрасно одета. Она еще была милой, доброй девушкой, умела себя вести и правильно говорить.

      Учитель может дополнительно дать следующее пояснение:

      — В слове бывает только одно ударение, независимо от количества слогов. Но место ударения в слове разное, так как в русском языке ударение не закреплено за определенным слогом, как в других языках (во французском языке ударение падает на последний слог, а в английском — на первый). Поэтому грамотный, культурный человек следит за правильностью ударения в слове (портфéль, а не пóртфель, звони́шь, а не звóнишь, понялá, а не пóняла, спалá, а не спáла). Он проверяет правильность ударения в слове по словарю в том случае, если сомневается.

      4. «Подбери обувь героям сказок».

      С одной стороны, это логическое упражнение. С другой — уточняется значение слов (кеды — современная спортивная обувь; лапти — обувь русских крестьян; башмаки носились в старину, но само слово живет до сих пор).

      — Что носит Емеля? А что Буратино? В чем можно пойти на бал?

      5. «За праздничным столом».

      — Расскажите об угощениях, которые были на столе.

      Учащиеся называют фрукты (сливы, вишня, лимоны), составляют схемы слов, делят слова на слоги, ставят знак ударения. Разгадывается акрофоническая схема слова торт: труба, ослик, рука, труба.

      6. Итог урока.

      — Где вы сегодня были? Кто вас пригласил? Что увидели? Что понравилось? Кого и как поблагодарите?

      — Какие новые знания приобрели сегодня? (Узнали, что такое ударение и ударный слог.)

      7. Для закрепления материала учитель может дополнительно использовать образ музыкального молоточка как символа ударения. Мотивированность этого образа можно показать так: «Выделяя ударный слог, мы как бы ударяем по нему голосом. Не случайно появилось такое стихотворение:

Ударный слог, ударный слог —

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь-ка слог ударом!»

      II. Письмо. Уроки «Ремонтная мастерская», «Собери машину» (с. 58—59).

      Объем материала этих страниц для урока определяет учитель.

      1. Упражнения в написании элементов письменных букв.

      2. Звуковой анализ слов. Заполнение схем. Чтение по следам анализа.

Слово и предложение (с. 58—59)

      Задачи: дать представление о предложении и его функциях; учить детей различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке, записывать и читать его на основе схем и пиктограмм.

      I. 1. «Похож — не похож». Умственная разминка в виде игры на сравнение предметов. Каждый из играющих задумывает два предмета, имеющих между собой какое-то сходство. Не называя предметов, дети должны указать, чем они похожи и чем они различаются (слива и вишня, персик и яблоко, груша и яблоко и т. п.).

      — Я задумываю два предмета. Это овощи, они имеют круглую форму, но один растет в земле, а другой — на земле. Один — желтый с длинным хвостиком, сладкий, а другой — красный, сочный, мягкий. (Репа и помидор.)

      — Кто ел репу? Расскажите, какая она по цвету, вкусу, форме. Посоветуйте, есть ее или нет.

      — Сравните слова репа — репка по смыслу. Нарисуйте модель слова репка (рисунок и звуковую схему). Делим слово на слоги, определяем ударный слог.

      2. Сравнение слова и предложения.

       Вопросы для внимательных:

      — Что вы сейчас делали? (Советовали, рассказывали, выражали свои мысли.) С помощью чего? (Слов.) Достаточно ли одного слова, чтобы выразить свою мысль?

      — Условимся все связанные между собой слова, которые выражают определенную мысль, называть предложением.

      3. Рассказывание сказки «Репка» с элементами драматизации.

      4. Работа с азбукой.

      — Как передано содержание сказки в азбуке? (В рисунках, моделях слов, схемах.)

      — Рассмотрите иллюстрацию. Почему героям сказки не удается вытащить репку? (Дети объясняют, что на картинке не хватает мышки, дорисовывают ее, заполняют схему слова мышка.)

      5. Закрепление понятия «предложение», знакомство с его схемой.

      Взявшиеся друг за друга герои сказки как бы представляют в наглядно-образной форме состоящее из слов предложение.

      — Как герои сказки выстраиваются друг за другом, так и слова для выражения какой-то мысли выстраиваются друг за другом и образуют предложение. Покажите, где на странице записаны схемы предложений. Как они оформлены?

      — Вспомните начало сказки. («Посадил дед репку».) Посмотрите, как эта мысль записана с помощью схемы предложения. (Дети соотносят каждое слово предложения с его графическим обозначением в схеме, обращают внимание на оформление начала и конца предложения.) Затем анализируется последнее предложение «Вот и вытащили репку».

      6. Составление предложения. Работа в паре.

      Дети учатся строить предложение из отдельных слов, связывая их по смыслу и ставя в определенном порядке.

      Учащиеся называют словами предметные картинки (лиса, волк, белка, сыр, рыба, грибы).

      — Давайте составим предложение о том, кто из зверей что любит. Одно из предложений уже составил Ктототам. Озвучим его. (Белка любит рыбу.) Так ли это? Какое же слово надо заменить? (Белка любит не рыбу, а грибы.) Не будем больше надеяться на Ктототама и сами составим предложения.

      Учащиеся составляют предложения и обозначают их начало и конец.

      7. Обобщение: «Мы узнали, что такое предложение. Оно состоит из связанных между собой слов и выражает законченную мысль».

      II. Письмо. Урок-обобщение «Проверь себя», «Подумай и сравни» (с. 60—63).

      1. Звуковой анализ.

      2. Письмо элементов письменных букв и безотрывных линий.

      3. Логические упражнения.

      4. Аня и Ваня, персонажи из прописи «Рисуй, думай, рассказывай», прощаются с детьми и просят рассказать, чему их научила эта тетрадь.

      5. Чтение пословицы «Есть терпение — будет умение».

Записываем слова и предложения. Речь

(с. 60—63)

      Задачи: дать практическое и наглядно-образное представление о речи; показать звучность, мелодичность и выразительность русской речи.

      1. Рассматривание иллюстраций к сказке А. С. Пушкина, чтение литературных отрывков.

      2. Выразительное чтение и заучивание поэтических строк.

      3. Восстановление литературного текста.

      4. Учащиеся вспоминают стихи о кораблике, вставляют пропущенные слова, читают их вслух. Учитель объясняет значение выражения кораблик бежит (плывет быстро, легко, напоминает бегущего человека).

      5. Формирование общего представления о речи.

      — Объясните, почему так говорят: «Речь льется». (Она напоминает непрерывное течение воды: слово следует за словом, и они, связываясь по смыслу, образуют предложение, выражающее мысли и чувства, а предложения, в свою очередь, тоже связываются по смыслу друг с другом в речи.) Почему речь царевны «словно реченька журчит»?

      6. Закрепление наглядно-образной модели слова орех.

      — В сказке А. С. Пушкина орешек изображается как драгоценность. А можно ли считать драгоценностью слово, которое мы сравниваем с орешком? (Учащиеся вместе с учителем размышляют о ценности слова, его звучании и тем более значении, которое действительно можно сравнить с «чистым изумрудом».)

      Учащиеся осмысливают слово как взаимосвязь значения и звучания.

      — В каких случаях говорят: «Слов много, а толку нет»? (О человеке говорят: пустозвон, пустослов, если он не знает значения слов, не понимает, о чем говорит. Получается, что его слова похожи на пустой орех.)

      7. Обобщение (с. 62—63).

https://refdb.ru/images/1068/2134990/m1d4a2d2d.gif

1 Число часов, отводимых на подготовительный период, учитель может сократить или увеличить по своему усмотрению.

2 Анализ пластического образа героев сказок, особенностей их поведения, изображенных в иллюстративно-образной форме на рисунке, очень важен для детей, так как впоследствии им легче будет воссоздать эти картины в своем воображении при самостоятельном чтении текста.

3 Мимика (от греч. слова mimikos — подражательный) — это движение мышц лица, которое выражает внутреннее, душевное состояние человека.

4 Интонация (от лат. слова intonare — громко произносить) — ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; интонация слов — это манера произношения слов, которая выражает отношение человека к тому, что он говорит.

5 Дети, знающие буквы, могут составлять их (печатать) с помощью прямых линий.

6 Отрывок из произведения Дж. Свифта: «Так как слова суть только названия вещей, то автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражений наших мыслей и желаний...»

7 Начиная с детьми изучение знаков, учителю необходимо помнить, что вся система средств, используемых человеком для обмена информацией, является знаковой по своей природе, а связь между знаком и обозначенным им предметом условна. Процесс общения с использованием знаков носит опосредованный характер. Сообщать детям все понятия нет необходимости, но понаблюдать опосредованность процесса общения — задача, посильная для них. Можно поставить ребят в позицию изобретателей, открывателей способов записи наших мыслей с помощью условных знаков или других посредников общения (предметов, символов, дорожных знаков и др.). Эта ступень в понимании опосредованности процесса общения совершенно необходима, так как она помогает детям понять суть общения с помощью слов, которые являются посредниками в нашем общении с людьми и окружающим миром.

8 Класс делится на группы, и в каждой из них проводится сюжетно-ролевая игра на темы «Магазин» и «Больница». Предметы в игре используются одни и те же. Например, ручки и линейки могут приобретать различное значение в игре «Магазин» или «Больница»: ручка означает колбасу в магазине и шприц в больнице. Таким образом дети осознанно овладевают операцией замещения. Учащиеся по характерным действиям с этими предметами определяют, какая группа во что играет (в «Магазин» или «Больницу»).

9 С этого урока можно договориться с учащимися использовать цвет как условный знак для передачи настроения. В конце урока на листочках бумаги дети раскрашивают квадратик одним из цветов (красный — радостное, зеленый — спокойное, черный — грустное, плохое настроение).

10 Содержание письма может быть заменено по усмотрению учителя. Дети, знающие буквы, могут использовать их.

11 Дополнительно сообщаются сведения, связанные с понятием знака. Например:

      1) у погоды тоже есть свои знаки, вернее, не знаки, а признаки. Туча — признак дождя, желтые листья — признак осени и т. п.;

      2) нахмуренное лицо человека, его резкий голос — это тоже признаки плохого настроения, которое окружающие смогут прочесть как знак недоброжелательного отношения к себе;

      3) грязная одежда ученика, разбросанные на парте вещи, рваные книги могут быть истолкованы окружающими как знак неряшливости, неаккуратности.

12 Акрофонический принцип записи звуков с помощью картинок (с. 47).

13 Знак выводится на основе наблюдения за положением языка при произнесении мягкого согласного (язык немного приподнимается).

14 Бахча — это участок, где выращивают арбузы, дыни, тыквы.

15 Скандировать — громко и четко произносить слова по слогам, не обращая внимания на смысловую интонацию высказывания.

16 Лига — знак в виде дуги. Он ставится под нотами. Мы используем дугу для обозначения слогов, которые следует произносить не отрывисто, а плавно, слитно.

17 Чтобы детям было легче выделить ударный слог, можно продолжить серию упражнений с перестановкой ударения в словах — именах детей: Саша (Сáша — Сашá), Света (Свéта — Светá).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей