Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по обучению детей грамоте, по развитию речи, познавательных способностей, творческого воображения, интеллекта, памяти учащихся


НазваниеМетодические рекомендации по обучению детей грамоте, по развитию речи, познавательных способностей, творческого воображения, интеллекта, памяти учащихся
Анкорl.f. klimanova s.g. makeeva obuchenie gramote metodicheskoe posobie.docx
Дата24.09.2017
Размер0.51 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаl.f._klimanova_s.g._makeeva_obuchenie_gramote_metodicheskoe_poso
ТипМетодические рекомендации
#18363
страница9 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

Комбинированный урок «Чтение — письмо».

Повторение строчных букв м, с, письмо заглавных букв М, С

(«Мой алфавит», с. 20—23; «АБВГДейка», с. 78—79)

      1. Самостоятельная работа. Печатание изученных букв под звуковыми схемами слов (миска, мышка, сом).

      2. Чтение слов по следам анализа. Повторение правил чтения прямого слога.

      3. Чтение слогов с буквами м, с, написанных Симой («АБВГДейка», с. 78—79), и предложения, которое составил Ктототам.

      — Понравилось ли вам, как он выразил свою мысль? Это поговорка (краткое, меткое, яркое изречение).

      — Попробуйте прочитать ее так, чтобы мы почувствовали, как радуется и гордится вашими успехами Ктототам.

      4. Чтение текста повышенной сложности (для читающих) и подчеркивание известных букв.

      — Чем похожи и чем различаются слова мама, мамочка, мамуля? Как они звучат?

      5. Письмо слогов и слов с буквами м, с и заглавной буквой М («Мой алфавит», с. 21).

      Учащиеся встречаются с героями сказки Л. Толстого «Три медведя» и персонажами из сказки «Маша и медведь». Маша и Миша очень просят ребят запомнить, какие звуки обозначаются буквой м.

      Слого-звуковой анализ слов Маша, Миша.

      — Что в звучании слов общее, в чем различие? Кто больше назовет слов с мягким звуком [м’]? с твердым [м]?

      За каждое правильно названное слово дети получают очко (можно раздать им фигурки мишек, квадратики и т. д.). Набравшие самое большое количество фишек становятся победителями.

      1) Письмо слогов ми — мы — ма, слова мама.

      Маша просит детей помочь ей научить Мишу писать заглавную букву М.

      2) Письмо заглавной буквы М (правила письма имен и фамилий).

      — Ребята, — говорит Маша, — посмотрите на наши две рабочие линии. На что они похожи? Мне кажется, что они напоминают дорогу, по которой мы едем из Звукограда в Буквоград. Чтобы наш поезд шел с хорошей скоростью и с ним ничего не случилось, надо писать буквы очень ровно, а вертикальные линии писать так, как уложены шпалы на железнодорожном полотне. Об этом вам будут напоминать две маленькие наклонные палочки (линии, черточки). Помогите Мише написать красиво и аккуратно слоги мы — ми — ма.

      3) Письмо заглавной буквы М проводится после ее графического анализа, затем даются ориентиры в написании буквы (дети ставят опорные точки на основных вертикальных линиях буквы), наклонные линии используются как ориентиры для наклонного размещения буквы на строке.

      4) Аналогичная работа ведется с [с] и буквой С (с. 23).

      Сказочные персонажи вместе с детьми составляют слова с изученными буквами. Слова используются самые различные.

      6. Чтение слов, написанных письменными буквами.

      7. Сопоставляются предложения со словами, имеющими буквы С, М; записываются схемы этих предложений. Проводится чтение предложений по схеме, данной в тетради: Маша любит молоко. (Маша пьет молоко.) Маша любит малину. (Маша ест малину.)

      8. После обобщения знаний об изученных звуках ([с], [с’] и [м], [м’]) проводится внеклассное чтение.

Звуки [н] и [н’]. Буква Нн (с. 80). Письмо строчной и заглавной буквы

      I. 1. Продолжение путешествия из Звукограда в Буквоград.

      — На какой станции у нас была остановка? (На станции, где живут согласные М, С.)

      — Что вы о них узнали? Герои каких сказок живут на этой станции? А какие слова с этими буквами вы уже можете прочитать? На доске написаны слова (в них стоит знак ударения, указаны лиги:

https://refdb.ru/images/1068/2134990/m4498d4d6.jpg).

      2. Выделение звуков [н] и [н’].

      — Что делал Гусля? (Играл на трубе.) А Незнайка? (Плясал под музыку и зацепился за дерево.)

      — Как жесты, позы и мимика героев, которых нарисовал художник, помогают определить их настроение?

      3. Составление звуковых схем слов ноты, нитки.

      — Кому из коротышек нужны ноты, а кому нитки?

      Выделение звуков [н] и [н’], их сравнение и характеристика.

      — Обозначьте звуки в слове ноты. А из каких звуков состоит слово нитки? Заполните схему.

      — Выделите первый звук в каждом слове. Чем похожи эти звуки и чем они различаются? (Звуки [н] и [н’] похожи по звучанию — оба согласные; язык, прижимаясь к верхним зубам, образует преграду выходящему воздуху. Но [н] — твердый звук, а [н’] — мягкий.)

      — А какие еще похожие, но различные по твердости-мягкости согласные звуки встречались в этом слове?

      4. Упражнения в распознавании звуков.

      — Имена каких коротышек начинаются со звуков [н] и [н’]?

      — Названия каких предметов содержат звуки [н], [н’]? (Штаны, ноты, нитки и т. д.)

      5. Соотнесение звуков [н] — [н’] с буквой н.

      — Почему художник изобразил букву Н в виде ниток? Какие звуки обозначает буква н? ([н], [н’].)

      6. Упражнение в чтении слогов. Если слитное чтение слога у отдельных детей не получится, разыгрывается следующая ситуация.

      — У Незнайки никак не получается плавное чтение слогов на, ни, ны. Кто из ребят может объяснить, как прочитать слог?

      Следует вспомнить, что н в сочетании с буквой и читается мягко, а с буквами а, о, у, ы — твердо; потом надо посмотреть на гласную и согласную буквы и произнести звуки, ими обозначенные, вместе на одном выдохе.

      7. Выразительное чтение предложений под рисунком.

      8. Составление слов из рассыпанных букв.

      — Пока мы с вами читали слоги, — скажет учитель, — на нашу станцию прилетел сильный и злой колючий Ветер. Он не хочет, чтобы мы попали в Буквоград, поэтому дунул и спутал все слова. (На доске из двух слов Нина и Инна остались только буквы Н-н-, И--а.) Сможем ли мы теперь узнать, что было тут написано?

      Учащиеся называют согласные и гласные, пытаются прочитать слова. Учитель подводит их к мысли, что только в сочетании гласных с согласными получаются новые слова. Дети, вставляя различные гласные в первое слово, а согласные во второе, получают искомые слова.

      9. Чтение хором слов Нина, Инна.

      — Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

      Ктототам размышляет:

      — А почему слово девочки не пишется с заглавной буквы? Ведь оно тоже называет девочек.

      Дети коллективно обсуждают, почему так происходит. Учитель обращает внимание детей на разное значение слов девочка, Нина, Инна: «Словом девочка можно назвать всех девочек, что помогает различить девочек и мальчиков. А слово Нина принадлежит только одной девочке, это имя...» (имя собственное).

      10. Рубрика «Мы сами читаем. Мы умны». Коллективное и индивидуальное чтение слов нос — сон — сын. (Изменение одной буквы или изменение порядка букв в слове меняет смысл, значение слова.)

      II. Письмо. Строчная буква н и заглавная буква Н  (с. 24—25).

      1. Чтение акрофонической записи слов, звуковой анализ.

      2. Графический анализ буквы н; закрепление начертания печатной буквы н.

      3. Копирование (самостоятельное воспроизведение) письменной буквы н (в вертикальной полосе).

      4. Поэлементный анализ строчной буквы: ориентировка в написании буквы и размещении ее на строке.

      5. Написание слогов. Четкое артикулирование звуков при написании слогов на, ны, ни, но. Устное дополнение слогов до целого слова, составление с одним из них предложения, запись его с помощью схемы.

      Детям, знающим буквы, можно предложить (дома или в классе) сочинить сказку про букву Н:

      «Жила-была буква Н. Она очень любила ножницы и нитки. Каждый день она начинала какое-то новое дело, но не любила его доводить до конца.

      Приближался Новый год. Буква Н решила на праздник сделать новые маски: носорога, норки, незабудки и нарцисса. Ножницы и нитки помогали ей. Но буква Н делала все так нехорошо, небрежно, неаккуратно, что ножницы и нитки очень рассердились на нее:

      — Никто не наденет такие некрасивые маски на Новый год!

      Буква Н накричала на своих помощников:

      — Не суйте свой нос не в свое дело!

      Буква О пыталась смягчить пылкий нрав буквы Н и побежала за ней. «О-о-о! Остановись! — кричала она. — Начнем все сначала и будем работать дружно!»

      Но все безуспешно. Буквы Н и след простыл. И вдруг ножницы и нитки увидели свой словесный наряд в зеркале и ужаснулись:

      — Во что мы превратились? Кто же теперь узнает нас, если от нас остались рожки да ножки: -ож-ицы, -итки?

      Они позвали на помощь другие буквы. Пришли Л, Р и У и попытались составить новую «одежду» для ножниц и ниток. У них получилось: рожицы, улитки.

      — Нет, нет! Нам это не подходит! Кто же будет нас уважать, если мы останемся с такими именами? Кто-нибудь захочет купить в магазине нитки или ножницы, а им скажут: «Вот вам, пожалуйста, улитки и рожицы». Ни за что мы не согласимся на новые имена. Прежние нам очень нравились, нас все знали, и мы хорошо понимали друг друга.

      Нитки и ножницы на себе испытали, что ссора до добра не доводит».

Звуки [л] и [л’]. Буква Лл (с. 81)

      I. 1. Урок начинается с рассматривания иллюстраций к книге Н. Носова «Незнайка на Луне».

      — Зачем люди совершают такие путешествия?

      Речевая задача для Знайки: расскажи о Луне так, чтобы коротышкам захотелось на ней побывать.

      Речевая задача для Незнайки: объясни, почему ты не хочешь лететь.

      2. Работа с «АБВГДейкой». Рассказ по картинкам с объяснением значения слов телескоп, линза, обсерватория.

      — Как называется дом, из которого можно наблюдать через телескоп звезды? Приглашение туда получит тот, кто выполнит все задания на с. 81.

      3. Звуковой анализ слов со звуками [л] и [л’] и обозначение этих звуков буквой Лл в словах Луна и линза.

      4. Чтение слогов ла — ло — лу. Освоение позиционного принципа чтения. Сравнение слогов лы — ли.

      5. Чтение выражения «сила мысли» и его объяснение.

      6. Чтение текста с новой буквой. Следует обратить внимание на предложения с восклицательным знаком.

      7. Логические упражнения (работа с разрезной азбукой).

      — Как назвать одним словом? (Лоси, лисы, ослы, слоны.)

      8. Упражнение в чтении слов по слогам и целыми словами с ориентировкой на знак ударения.

      II. Письмо. Буква Лл (с. 26—27).

      1. «Загадки слов»: звуковой анализ.

      2. Печатание буквы Лл.

      3. Графический анализ строчной буквы л, запись слогов и слов с буквой л. Чтение записанных слов.

      4. Дописывание предложений.

      5. Письмо заглавной буквы Л (с. 27).

      Следует обратить внимание на многозначность слова лист (лист бумаги, тетрадный лист...). Лист дерева и лист бумаги практически стали омонимами.

Комбинированный урок «Чтение — письмо». Повторение букв М, С, Н, Л

      1. Работа с азбукой (с. 82—83).

      Учащиеся рассматривают страницы учебника и определяют, в какие игры их приглашают поиграть. (Компьютерные игры, ребусы, скороговорки.)

      2. Упражнения в чтении слогов и слов, которые высвечиваются на экране.

      3. Договаривание слога до целого слова. (Ма-ша, санки, мис-ки...)

      4. Чтение скороговорок.

      5. Упражнения в чтении (с. 82).

      6. Подчеркивание изученных букв в текстах повышенной сложности и их характеристика.

      7. Письменные упражнения (по страницам Прописи 2 «Мой алфавит», с. 28—29).

      8. Составление и запись предложений: У Нины малина. Мила мыла лимон.

Звуки [т], [т’]. Буква Тт

      I. 1. Работа с азбукой (с. 84—85).

      — Кто сегодня пригласил нас в гости? (Тюбик.)

      — С какого звука начинается его имя? ([т’].)

      — Имя какого коротышки начинается со звука [т]? (Торопыжка.)

      2. Сравнение звуков [т] — [т’], упражнения в слышании звуков [т] — [т’] и обозначение их буквой Т.

      Сравнение слов Тюбик (малыш-коротыш) и тюбик (тюбик краски).

      — Догадались ли вы, почему художник носит имя Тюбик?

      — Какие предметы, которые нарисовал Тюбик, имеют в своем названии звуки [т] — [т’]? (Тигр, труба...)

      — Какие бывают трубы? (Труба, через которую идет дым, и труба — музыкальный инструмент.)

      — У кого из коротышек была совсем необыкновенная труба, через которую можно было смотреть на Луну и на звезды? (Подзорная труба у Стекляшкина.)

      — На что похожа буква Т? (На трубу, на антенну...)

      3. Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Тт.

      — Гусля и Незнайка играли на трубе, а Тюбик рисовал Ворону. Ворона тоже рисовала, только клювом. Как стучал ее клюв? (Та-та-та, ти-ти-ти.) Постарайтесь интонацией передать удары, т. е. прочитайте четко, отрывисто.

      — А теперь прочитайте слоги, потянув гласные так, словно дым тянется из трубы.

      Чтение слов с доски: тут, тот, там, том, тон.

      Чтение текста «Картина».

      — Что хочет сказать Ворона? (Название рассказа.) Прочитайте его.

      4. Работа в паре. Игра на составление слов, чтение.

      5. Чтение текста «Сон аиста». Придумывание различных вариантов окончания сказки.

      6. Сравнение слов сон — нос.

      — Чем интересны эти слова? В чем их секрет? (Они могут читаться справа налево и слева направо.)

      7. Обучение чтению целыми словами.

      Учащиеся, определяя ударный слог, ставят в словах знак ударения и произносят их целиком. Учитель говорит, что все слова будем читать сначала по слогам, а потом целиком, как взрослые. В этом помогает знак ударения.

      — Какой слог будет ударный?

      Мудрый совет Знайки: «Помните, что, читая первый слог, мы немного тянем ударный гласный, а глазами смотрим на второй слог и произносим его, плавно соединяя с первым».

      II. Письмо. Буква Тт (с. 30—31).

      1. Письмо строчной буквы т e заглавной буквы Т.

      — Ребята, — говорит Ктототам, — пока вы читали азбуку, злой Ветер заглядывал в ваши тетради и старался рассыпать букву т, чтобы вы не научились ее писать или забыли, сколько в ней элементов.

      2. Учащиеся проводят графический анализ строчной буквы т, выявляют ее элементы и записывают по образцу.

      3. При записи слов сон, нос, ноты указывают количество слогов, характеризуют звуки, отчетливо их проговаривая.

      4. Поэлементный анализ заглавной буквы Т (с. 31).

      5. Запись имен собственных.

      6. Работа в парах: помоги коту Тимофею (с. 31).

Звуки [к] и [к’]. Буква Кк

(с. 86—87)

      I. 1. Чтение афиши «Приглашаем в цирк» (написана на доске).

      — Расскажите, что вам особенно нравится в цирке.

      2. Работа с «АБВГДейкой».

      — Кто выступает на арене цирка (с. 86—87)? В чем необычность циркового костюма клоуна?

      — Как сказать точнее, что у клоуна на голове: шапка, фуражка, колпак, кепка? (Работа с моделью слова.) Докажите, что это модель слова кепка (хотя слово шапка и подходит по количеству звуков, но рисунок показывает, что значение здесь другое).

      3. Звуковой анализ.

      — Обозначим звуки в схеме слова кепка. Найдите согласные, парные по твердости и мягкости (звуки [к] и [к’]).

      — В названиях каких предметов и животных из цирка встречаются эти звуки? (Гармошка, мартышка, пеликан, палочки, тарелки.)

      4. Знакомство с буквой Кк.

      — Посмотрите на букву Кк, которая обозначает звуки [к] и [к’]. Как ее можно изобразить? (Карандашами.) Постройте эту букву из своих карандашей. Как еще можно изобразить букву Кк?

      5. «Живые слоги».

      — Попробуем и мы, как клоуны, изобразить буквы движениями и даже составить из них слоги. (Учитель показывает букву к: встает боком, разводит руки перед собой, одну — кверху, другую — книзу. Учащиеся повторяют. Затем изображаются гласные буквы: А — ноги в стороны, О — дети делают руками круг, И — один ученик берет другого за руку и т. п. После этого составляются слоги и прочитываются.)

      6. Чтение слогов и слов.

      — Придумайте историю «Волшебный горшочек». Кто бы мог произносить эти слоги и слова?

      7. Составление слов из разрезной азбуки. Работа в парах. Договаривание и дописывание слов (кол... пак, ска-кал... ка).

      8. Рассматривание иллюстрации, изображающей клоуна Олега Попова.

      Составление слов из слогов.

      — Кто хочет попробовать жонглировать? Только шары не терять — все, что написано, правильно читать.

      9. Чтение текста по слогам и целыми словами (с. 87). Озвучивание акрофонической схемы слова играл.

      — О чем говорится в тексте?

      Работа с моделями слов тарелки, Карандаш, карандаш.

      10. Рисование клоуна, выбор масок.

      II. Письмо. Буква Кк(с. 34—35).

      Письмо заглавной буквы К и строчной буквы к целесообразно проводить на разных уроках.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей