Методические рекомендации
по организации на приходах
миссионерских мероприятий
в Великую Субботу
Содержание
Введение 2
Приходская миссионерская деятельность 4
в Великую Субботу 4
Общие рекомендации 4
Дежурство священника, диакона, миссионера 4
Раздача буклетов и открыток 6
Миссионерская встреча-беседа 7
Мастер-класс для детей 8
Приглашение в приходскую добровольческую группу 8
Экскурсии по храму 9
Подготовка добровольцев 10
Координация 11
Введение Великая Суббота – это день, когда в православные храмы приходит очень много людей, считающих себя верующими, но не участвующих в церковной жизни.
Большинство из них потенциально открыты для церковной проповеди и могли бы начать свое воцерковление, если сделать им шаг навстречу. От того, как клирики, сотрудники и прихожане храмов встретят этих людей, во многом зависит их отношение к Церкви.
В 2016 году Восточным викариатством г. Москвы совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом был проведен социологический опрос людей, пришедших освящать куличи в Великую Субботу. Специалистами лаборатории "Социология религии" ПСТГУ было собрано и обработано более 13 тысяч заполненных анкет, что достаточно для серьезного научного анализа.
Основные выводы анкетирования, которые необходимо иметь в виду при планировании приходской миссионерской работы в Великую Субботу:
1) праздник Пасхи считают важнейшим праздником в году 92% опрошенных, посетить храм на Пасху собираются 64%, а причащаться – 18%;
2) высок процент людей с высшим образованием и научной степенью: 56% пришедших в Великую Субботу имеют высшее образование (при том, что средний показатель по Москве – 40%), 8% из них имеют ученую степень или несколько высших (в среднем по Москве – 3,5%);
3) 50% опрошенных - от 18 до 45 лет;
4) 80% - женщины, 20% - мужчины;
5) около 30% опрошенных не причащались и не исповедовались никогда, 22% - причащаются реже раза в год;
6) основные проблемы (43% опрошенных), которые мешают людям поговорить со священником (несмотря на наличие желания), «внутренние»:
«стесняюсь подойти»;
«боюсь подходить с глупыми вопросами»;
«стыдно, грехов много»;
«я замкнутый человек»;
«что-то не пустило, не готов»;
«страшно быть пристыженым, недопонятым»;
«стыдно говорить о том, что мучает»;
7) вторая по популярности проблема (>30%) – недоступность священника. Т.е. около трети людей как минимум однажды хотели поговорить со священником, но не смогли по следующим причинам:
много людей, большая очередь (15%);
священник был занят (13%);
не было священника (7%);
8) 23% опрошенных воспринимают освящение куличей и сам праздник Пасхи как массовый церковный праздник, повод что-то отпраздновать. Они мало осведомлены о церковной жизни, не исповедуются, не причащаются. Этим людям необходим контакт со священником, через которого будет возможным включение в церковную жизнь и внебогослужебную деятельность на приходе
9) 19% опрошенных знают о церковной жизни и практикует те ее элементы, которые не предполагают участие в Таинствах и общение со священником. Как правило, такие люди говорят: «Бог у меня в душе, а остальное все неважно».
На основе полученных выводов и миссионерской работы Восточного викариатства были разработаны следующие методические рекомендации.
Приходская миссионерская деятельность в Великую Субботу
Общие рекомендации 1) Несмотря на большое количество людей и общую усталость (особенно к концу дня), все сотрудники, добровольцы и, в первую очередь, клирики должны приветливо и обходительно вести себя со всеми людьми, встречая их с радостью.
2) У всех, кто приходит в храм, должна быть возможность получить контактный телефон кого-либо из священников. Для этого в каждом храме должен быть священник, готовый опубликовать в открытом доступе свой телефон.
Священникам не стоит бояться шквала звонков. Как показывает практика, звонки от людей достаточно редки, даже если телефон священника опубликован в открытых источника: в буклетах храма, на стенде, приходском сайте, в группе в соцсетях и т.п.
3) Миссионерство ни в коем случае не должно быть агрессивным. Если человек не расположен к диалогу, достаточно поздравить его с праздником и сказать несколько теплых слов. Не нужно быть назойливым, читать проповеди, делать замечания, настаивать на своем. Человек приходит в храм для общения с Богом, нельзя навязывать ему против воли общение с нами.
4) В каждом храме на месте освящения куличей должна быть организована система усиления звука. Для этого нужна как минимум одна колонка с микрофоном1.
Дежурство священника, диакона, миссионера Человека, приходящего в храм, должен кто-то встречать: священник, алтарник или миссионер. Чем больше будет тех, кто готов поговорить, выслушать, объяснить, – тем лучше: в крупных храмах в Великую Субботу можно выделять несколько таких дежурных.
Дежурство священника
Дежурство священника свободного от послушаний, предпочтительней. Ведь, как свидетельствует опрос, примерно треть пришедших в Великую Субботу в 2016 году людей имели неудачный опыт несостоявшейся беседы со священником: его или не было в храме, или он был слишком занят.
В приходах с многочисленным клиром на протяжении всего дня Великой Субботы желательно помимо череды освящения куличей организовать череду дежурств священников для бесед с любым желающим. Чтобы каждый мог поговорить со священником, не ожидая, когда тот освободится с других послушаний.
О месте дежурства священника должны знать все сотрудники храма, работники церковной лавки, приходские консультанты и добровольцы. Дежурство диакона или миссионера в стихаре
В храмах, где организовать постоянное дежурство священника затруднительно, беседы и консультации могут вести диаконы и подготовленные миряне-миссионеры. Если настоятель благословит, консультанты-миссионеры могут быть одеты в стихари, чтобы было легко отличить их от остальных людей в храме.
Человек в подряснике или стихаре воспринимается как церковнослужитель и вызывает большее доверие. Это ко многому обязывает: миряне-консультанты должны быть хорошо подготовленными, желательно наличие богословского образования. Впечатление от общения с миссионером-консультантом может стать для человека основополагающим для мнения о Церкви в целом. Поэтому настоятелям храмов следует быть крайне разборчивыми, давая тому или иному человеку благословение на ношение стихаря (пусть даже на один день).
Дежурный священнослужитель и приходской консультант могут разделить между собой место и задачи консультирования: мирянин-консультант будет рассказывать о Пасхе, богослужении, об истории храма, основах христианского вероучения, а к священнослужителю направлять людей с серьёзными духовными вопросами или тех, кто спрашивает об исповеди. Консультационные пункты
Дежурство подготовленных воцерковленных мирян-миссионеров может быть организовано как служба приходского консультирования. Задача службы та же, что и у дежурных: через живой контакт с теми, кто пришел в храм впервые или только начинает воцерковление, помочь больше узнать о вере Христовой.
Консультационный пункт – это стойка или стол, за которыми находится консультант.
Стойка должна быть красиво оформлена, на ней должна быть большая яркая надпись – например: «Здесь ответят на Ваши вопросы о вере и Церкви». По внешнему виду стойку не должны путать со свечной лавкой или пунктом продажи куличей.
Переносные промо-стойки можно заказать через интернет (от 4000 рублей за стойку с учетом печати цветного баннера и таблички). Впоследствии такие стойки можно использовать для других приходских мероприятий и уличных акций.
Стойка должна располагаться в поле зрения людей, пришедших освящать куличи, но несколько отдаленно, чтоб не мешать проходу и дать возможность поговорить без помех.
Можно поставить несколько стоек в разных местах (например, недалеко от столов, где производится освящение, при входе на территорию храма, в самом храме и т.п.).
Раздача буклетов и открыток В Великую Субботу можно раздавать в храме буклеты и открытки с миссионерским содержанием и информацией о приходской жизни.
Буклеты или открытки должны быть красиво оформлены и качественно напечатаны. Тогда информация, которую содержит раздаточный материал, будет лучше воспринята. Черно-белые листочки с текстом не выполнят этой задачи: большую их часть люди выбросят не читая.
Миссионерские открытки и буклеты могут содержать краткий текст о празднике Пасхи, о Православной вере, об исповеди и т.д.
Материалы о Причастии невоцерковленным людям лучше не раздавать во избежание профанации этого главного Таинства Церкви. Говорить о нем может только священник и только с теми, кто встал на путь воцерковления.
Открытки и буклеты могут рассказывать о храме и внебогослужебной деятельности прихода. В них может быть:
общая информация о храме: расписание богослужений, контакты и т.п.;
информация о приходской деятельности, интересной в том числе невоцерковленным людям. Для молодежи это могут быть молодежные встречи, беседы, киноклубы, молебны о создании семьи; для семей с детьми – детские занятия или воскресная школа, беседы о воспитании детей; для будущих мам – молебны для беременных; для активных и неравнодушных – участие в делах милосердия; для любителей путешествовать – интересные паломнические поездки; для творческих людей – участие в кружке церковного пения или иконописи и т.п.
Нужно обязательно указать расписание всех мероприятий на ближайшее время, контактные данные (телефон, e-mail), адрес сайта и соцсетей (храма или каждого отдельного направления). Эффект от таких материалов будет значительно выше, если перед их раздачей представитель одного из направлений приходской деятельности устроит их мини-презентацию.
Буклеты могут содержать краткую информацию о том, по каким вопросам и с какими просьбами человек может обратиться к священнику и как это сделать.
При составлении текста учитывайте причины, которые, согласно соцопросу, являются наибольшим препятствием на пути к священнику: «стесняюсь подойти»; «боюсь подходить с глупыми вопросами»; «стыдно, грехов много»; «я замкнутый человек»; «что-то не пустило, не готов»; «боюсь быть пристыженным, недопонятым»; «стыдно говорить о том, что мучает».
Нужно обязательно указать время и место приема дежурного священника и время проведения исповеди, дать краткую информацию о самих клириках: фотографии, имена, образование, личные контакты и т.д. Тогда многим людям будет проще к ним обратиться.
Миссионерская встреча-беседа В Великую Субботу добровольцы или сотрудники храма могут раздавать всем пришедшим в храм приглашение на миссионерскую встречу.
Провести ее желательно не откладывая – на Светлой седмице вечером или в ближайшие выходные днём.
Примеры тем для миссионерских встреч-бесед:
Как попросить Бога о помощи?
Зачем нужна Церковь?
Зачем нужны священники?
Зачем мне исповедоваться?
Главная Тайна Церкви
Как создать счастливую семью
Как воспитать ребенка
В чем смысл жизни?
О радости церковной жизни
Как правильно праздновать Пасху?
Примеры выбраны по результатам опроса невоцерковленных людей об интересных им темах, проведенного при подготовке миссионерского сайта ОВЕРЕ.РФ.
Мастер-класс для детей На освящение куличей многие приходят в храм всей семьей, в том числе с детьми. Можно предложить им короткое увлекательное занятие: сделать поделку на пасхальную тему, декупаж, украсить пасхальные яйца и т.п. Важно, чтобы ребенок смог увидеть конечный результат своего труда, вдохновиться им.
Вести мастер-класс могут молодые прихожане, добровольцы, дружелюбные и контактные.
Можно предложить детям сделать не просто поделку, а Пасхальный подарок нуждающимся. Для этого у прихода должна быть возможность организовать передачу поделок одиноким старикам, большим и маленьким пациентам больниц. Если поделка не требует много времени и усилий, то идеальный вариант для ребенка – сделать две одинаковые поделки: одну – домой, другую – в подарок. Такой мастер-класс будет особенно запоминающимся.
Приходу или добровольцам нужно заранее позаботиться о необходимых материалах, сделать заготовки, помочь детям освоить технику изготовления.
Чтобы научить добровольцев проводить такие мастер-классы, можно организовать на уровне викариатсва несколько занятий-тренингов с опытными специалистами. Узнать подробную информацию или посетить тренинги Восточного викариатства можно написав ответственной Екатерине Барисенковой: e-borisenkova75@mail.ru
Приглашение в приходскую добровольческую группу Более чем 10-летний опыт московской службы добровольцев «Милосердие» показывает, что есть достаточно много неравнодушных людей, которые пока не готовы участвовать в Таинствах Церкви, но готовы помогать нуждающимся. Многие далекие от Церкви добровольцы начинают воцерковляться в процессе добровольческой деятельности.
В каждом храме, где действует социальная служба или имеется социальный работник, можно предлагать приходящим в Великую Субботу записаться в добровольцы, чтобы посильно помогать нуждающимся.
Для этого нужно подготовить анкету «Хочу помочь»: в которой будущие добровольцы отметят, кому, в чем и как часто они готовы помогать.
Анкеты могут располагаться на отдельной промо-стойке (с соответствующей вывеской и оформлением) на видном месте. Социальный работник храма может находиться рядом, чтобы ответить на вопросы, помочь заполнить и собрать анкеты.
Другой вариант – разработать красочные буклеты про приходскую социальную службу с приглашением присоединиться и раздавать пришедшим на освящение куличей. Раздачу лучше сопровождать кратким и ярким рассказом сотрудника социальной службы и мини-презентацией.
Конечно, чтобы приглашать людей и раздавать анкеты, нужно уже иметь в храме действующую социальную службу с отлаженной схемой работы. Социальный работник должен иметь четкое представление, что он может предложить записавшимся людям. Связываться с каждым человеком, заполнившим анкету, нужно в течении недели, не позднее.
Если в храме пока нет социальной службы и приходского соцработника, можно распространять буклеты Православной службы добровольцев «Милосердие» (служба охватывает всю Москву).
Экскурсии по храму Большинство невоцерковленных людей не знают, как себя вести в храме, что делать, не понимают, что происходит на богослужении и поэтому чувствуют себя здесь чужими.
Чтобы помочь человеку почувствовать храм своим, воспринять его как место общения с Богом, в Великую Субботу можно организовать экскурсии по храму. Вести их могут подготовленные экскурсоводы из числа прихожан, добровольцев или сотрудников храма.
Для первой группы достаточно двух-трех человек. Если экскурсовод рассказывает громко и увлекательно – к группе обязательно присоединятся и другие. Такие группы можно набирать из числа желающих в течение всего дня.
Во время экскурсии можно рассказать: историю храма; краткое житие святого или описание праздника, в честь которого освящен храм; показать основные святыни; объяснить смысл и назначение элементов храма, рассказать о богослужениях и священниках. При необходимости, можно охватить экскурсией и прихрамовую территорию.
Оптимальная длительность экскурсии – не более 30 минут, далее - ответы на вопросы.
Экскурсовод должен уметь ответить на вопросы не только о храме, но и о вере, Церкви, Таинствах, рассказать, когда и как желающие могут попасть на беседу со священником или на исповедь.
В конце экскурсии можно раздать экскурсантам миссионерские материалы: буклеты, открытки, листки (см. раздел «Раздача буклетов и открыток»).
Получить более подробную информацию о том, как организовать такую экскурсию, или посетить «показательную экскурсию» для приходских экскурсоводов в Восточном викариатстве можно связавшись с катехизатором храма пророка Божия Илии в Черкизове Екатериной Макалец: kath@hramilii.ru
Практически все варианты приходской миссии в Великую Субботу требуют подготовленных добровольцев. Однако во многих приходах их не хватает или нет совсем.
Чтобы решить эту проблему, можно на уровне викариатства или благочиния организовать в течение Великого поста подготовительные курсы для всех желающих принять участие в миссионерской деятельности в Великую Субботу.
Занятия должны включать следующие темы:
основы догматики;
Страстная Седмица, Великая Суббота и Светлое Христово Воскресение;
устройство и символика православного храма.
Вести их должны опытные педагоги.
Для желающих проводить мастер-классы для детей и экскурсии по храмам, дополнительно должен быть организован хотя бы один тренинг-практикум.
Информацию о курсах можно распространять не только в храмах викариатства, но и в открытых источниках, чтобы привлечь больше добровольцев в помощь храмам, где мало активных прихожан.
Регистрируя людей на курсы, нужно сразу узнавать, в каком храме человек хочет помогать в Великую Субботу. Тех, кто не определился с выбором, по итогам собеседования и согласованию с настоятелями можно распределить по приходам, где не хватает добровольцев.
В процессе обучения нужно отсеять людей, которые ведут себя неадекватно или недобросовестно.
По завершении обучения нужно провести собеседование при участии опытного священника, чтобы определить, кто из добровольцев может:
консультировать и отвечать на вопросы людей;
проводить экскурсии;
проводить мастер-классы;
только раздавать открытки, буклеты, флаеры и отправлять с вопросами к консультантам или священнику.
Координация Миссионерская деятельность в Великую Субботу будет организована более эффективно, если будет назначен ответственный за ее подготовку со стороны викариатства, а также ответственные от каждого храма, действующие по благословению настоятеля.
Задача ответственных от храмов – помочь настоятелю выбрать подходящую форму приходской миссии и организовать ее в Великую Субботу.
В задачи ответственного от викариатства входит:
организация для добровольцев подготовительных курсов, мастер-классов и тренингов;
набор на курсы добровольцев, желающих помогать в Великую Субботу;
распределение по приходам тех, кто прошел собеседование, но не определился с выбором храма.
1 Такой набор стоит сравнительно недорого (от 10 000 руб.) и может быть полезен в приходской деятельности во многих других случаях.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |