Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Развитие самоконтроля у детейдошкольного возраста. Методические рекомендации по организации работы по развитию самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста вывод по второй главе


Скачать 379.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации работы по развитию самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста вывод по второй главе
Дата31.03.2019
Размер379.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРазвитие самоконтроля у детейдошкольного возраста.doc
ТипМетодические рекомендации
#44395
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5


Развитие самоконтроля у детей дошкольного возраста (практическая психология)

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития самоконтроля у детей дошкольного возраста………………………………..6

1.1. Психолого-педагогические основы определения сущности понятия «самоконтроль»…………………………………………………………………...6

1.2. Развитие самоконтроля у детей дошкольного возраста в онтогенезе……………………………………………………………………..….12

Вывод по первой главе …………………………………………………….17

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению уровня развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….18

2.1. Выявление уровня развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста…………………………………...…..…………………..18

2.2. Методические рекомендации по организации работы по развитию самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста ……………..……….27

Вывод по второй главе…………………………………………………......32

Заключение………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………….35

Приложение………………………………………………………………..38

Введение

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Исторический анализ проблемы позволил установить, что первое упоминание о самоконтроле как психическом явлении можно встретить в литературных источниках далекого прошлого, в том числе в трудах Аристотеля, стоявшего у истоков возникновения научной психологии. Тем не менее, очень долгое время этот феномен оставался вне научных интересов. Только на границе XIX и XX веков понятие самоконтроля начинает все чаще рассматриваться на страницах психологической литературы. Целенаправленные и систематические исследования самоконтроля в связи с вопросами воспитания, обучения в школе начинаются в нашей стране в послевоенный период, и относится к рубежу 50-60-х годов XX века (в педагогике: П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, в психологии: П.К. Анохин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский,      П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.С. Никифоров, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Самоконтроль понимается в психологии как регуляторная функция, роль которой заключается в обеспечении соответствия результатов деятельности поставленным целям. Развитие процессов саморегуляции представляет собой важную линию становления личности в дошкольном возрасте.

Особую актуальность вопросы изучения развития самоконтроля у детей дошкольного возраста приобретают в настоящее время. Это связано с тем, что за последние годы в обществе радикально изменилось содержание социального заказа, который обусловливает требования, предъявляемые к уровню развития детей. Трудности, возникающие в связи с отсутствием навыков саморегуляции и самоконтроля у детей, - проблема, с которой сталкиваются, прежде всего, родители и воспитатели дошкольных учреждений. Объясняется это тем, что «изменение условий и образа жизни ребенка, необходимость выработки новых форм социального взаимодействия и способов поведения, требуют существенных усилий от ребенка и создают серьезную нагрузку для его психики организма» [11, с. 20].

Эти трудности представляют собой широкий спектр поведенческих особенностей: ребенку тяжело соответствовать требованиям распорядка, он плохо справляется с просьбами взрослых, также появляются проблемы с адаптацией в новом коллективе (если ребенок не умеет контролировать свои эмоции и поведение – его могут не принять). Именно поэтому важно уделять внимание развитию навыков самоконтроля уже в дошкольном возрасте. Таким образом, сложившаяся ситуация и определяет актуальность нашего исследования.

Отсюда целью настоящего исследования явилось изучение особенностей развития самоконтроля у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования выступили дети дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности развития процесса самоконтроля у детей дошкольного возраста.

Цель исследования обусловила постановку следующих основных задач:

1.Подобрать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Раскрыть сущность понятия «самоконтроль».

3.Описать процесс развития самоконтроля у детей дошкольного возраста в онтогенезе.

4.Провести экспериментальное изучение особенностей развития самоконтроля у детей 5-6 лет.

5. Разработать методические рекомендации по развитию самоконтроля у старших дошкольников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; эксперимент; обобщение полученных результатов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: общие положения личностно - деятельностного подхода в психологии (Л.С. Выготский, 1972, 1982; А.Н. Леонтьев, 1971, 1977 и др.), основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, 1968, 1979; Л.С. Выготский, 1972, 1982; B.C. Мухина, 1980; Д.Б. Эльконин, 1960, 1978 и др.), современные концепции самосознания личности (И.С. Кон, 1975, 1978, 1981; В.В. Столин, 1981, 1983 и др.).

Теоретическое значение исследования определяется в систематизации и обобщении положений процесса самоконтроля. Определена последовательность развития самоконтроля в дошкольном возрасте.

Практическое значение. Полученные данные могут быть положены в основу разработки и внедрения программы, направленной на развитие самоконтроля в дошкольном возрасте. Определены основные направления и содержание работы по проблеме. Результаты исследования могут использоваться в деятельности психологической службы образовательного учреждения.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития самоконтроля у детей дошкольного возраста

1.1. Психолого-педагогические основы определения сущности понятия «самоконтроль»

Проблема самоконтроля, как одного из наиболее сложных аспектов психологии личности, была объектом изучения сравнительно немногих психологов (П.К. Анохин, М.И. Боришевский, Т.Г. Гавакова, Е.Г. Лебедев, Л.Н. Деркач Л.В. Долинская, А.А. Леонтьев, А.С. Линда, К.П. Мальцева, С.Ю. Николаева, Э. Фромм, К. Хорни, В. Шевченко, П. Якобсон и др.)[6].

Впервые проблема самоконтроля как особого психического образования была выделена З. Фрейдом. Процесс самоконтроля он рассматривал как инстинкт, обеспечивающий сохранение собственного «Я- индивида».

Впоследствии попытку выяснить психологическую сущность самоконтроля осуществили такие представители неофрейдизма, как Г. Салливан, Э. Фромм и К. Хорни. «Самоконтроль - это рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно-значимых мотивов и установок, которые заключаются в сравнении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий»[41, с. 312]. По их мнению, способность к самоконтролю является врожденной, независимой от внешней среды. Человек рождается с «автономным стремлением к самосознанию», а потребность в самоконтроле, самооценке возникает в процессе выполнения индивидом определенных видов деятельности [24].

Сущность физиологических механизмов самоконтроля пытались раскрыть и представители необихевиоризма (Б. Скиннер, Э. Толмен, К. Халл и др.). Так, Б.Скиннер настаивал на выделении внутреннего плана поведенческой деятельности или образа как одной из психологических категорий. В связи с этим исследователь определил определенные признаки, характеризующие действие механизма самоконтроля в поведении индивида, а именно: 1) противоречия между двумя или многими альтернативами поведенческой деятельности 2)последствия, находящиеся в конфликте, 3) основным фактором самоконтроля выступает внешний контроль, в частности, последствия поведенческой деятельности человека [10]. В свою очередь Э. Толмен и К. Халл отмечали внутренних (независимых) стимулах в поведении личности и зависимости вида деятельности индивида от типа его самоконтроля [21].

Объективно обосновать сущность процесса самоконтроля как одной из наиболее важных признаков сознания и самосознания человека удалось отечественным психологам, используя принцип единства и деятельности (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.).

Самоконтроль выступает как условие адекватного психического отражения человеком собственного внутреннего мира, окружающей ее объективной реальности, а также является обязательным компонентом всех форм психических явлений, которые присущи человеку (процессы, состояния, свойства). Так, самоконтроль - это способность индивида следить за собой, контролировать себя, осознавать собственное поведение, деятельность и их результаты [16].

Заслуживает внимания и попытка С. Никифорова разделить понятия самоуправления, саморегуляции и самоконтроля. Саморегуляция рассматривается им как составляющая самоуправления. Самоуправление обеспечивает конкретизацию мотивов поведения и деятельности, постановку соответствующих целей, выбор путей их достижения. Вместе саморегуляция способствует реализации задуманного, то есть ближайших промежуточных целей. Тогда как к задачам самоуправления относятся: решения конечной цели деятельности, конкретизация целей. Самоконтроль, по мнению С. Никифорова, является одним из важнейших компонентов самоуправления и саморегуляции. Каждый этап преобразования информации в кольцевой схеме психического самоуправления (прием, переработка информации, выбор программы действий и ее реализация) сопровождается подключением механизма самоконтроля с целью обеспечения эффективного и надежного протекания процессов саморегуляции и достижение цели деятельности [27].

Остановимся подробнее на психологической сущности процесса самоконтроля. Данное направление предполагает направленность на выявление способов итогового контроля в ходе усвоения знаний и овладения навыками производственной деятельности. По мнению психологов, самоконтроль тесно связан с вниманием (П.Я. Гальперин), мышлением и внутренним вещанием (А.Н. Соколов), волей (В.И. Селиванов).

Существует много подходов к определению понятия самоконтроля, условий и средств его формирования. Так, в философском словаре указывается, что «самоконтроль - это способность человека к самоанализу и самооценки собственного «Я», собственных интеллектуальных, морально-психологических, профессиональных качеств, умение учитывать их при осуществлении конкретных поступков в различных ситуациях, контролируя таким образом свою деятельность» [19, с. 14].

В энциклопедическом словаре отмечается, что «самоконтроль - это осознанное регулирование человеком своего поведения и деятельности с целью обеспечения соответствия между их результатами и поставленными целями и требованиями, нормами» [22, с. 159].

Л.И. Рувинський и А.Е. Соловьева акцентируют внимание на наличии программы практического поведения, программы собственной деятельности как необходимого условия реализации механизма самоконтроля. С помощью такого механизма индивид способен устанавливать отклонения программы деятельности, реализуемой от заданной и вносить коррективы в план деятельности [36, с.36 ].

Обобщая вышеописанные подходы, Л.И. Божович отмечает, что самоконтроль - это сознательный контроль, осуществляемый человеком собственным поведением, мыслями, чувствами, а также управления и планирования своей деятельности. Средствами самоконтроля индивид сознательно корректирует собственную внутреннюю и внешнюю деятельность[2].

Дальнейшие определения понятия самоконтроля позволяют одновременно перейти к проблеме понимания функций самоконтроля. Г.А. Собиева указывает, что самоконтроль - это умение индивида критически относиться к собственным поступкам, действий, мыслей, чувств, способность регулировать свое поведение [38, с56.]. М.И. Кувшинов определяет самоконтроль как сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа изменений, происходящих в процессе действия, и способствует достижению поставленной цели[23, с.78]. По мнению А.С. Линди, самоконтроль является таким компонентом самосознания, предполагает активное саморегулирования и коррекцию индивидом собственной деятельности и поведения. Вместе с тем основой такого самоконтроля выступают действия самоуправления (самооценка, коррекция, совершенствование собственной деятельности и поведения) [24, с.143]. Таким образом, в функции самоконтроля относятся процессы планирования, управления, регулирования и коррекции.

С другой стороны, самоконтроль выполняет функцию контроля, в частности позволяет установить степень разногласий или совпадение между эталоном и контролирующей составляющей. Проанализируем эту функцию самоконтроля сквозь призму проблемы самовоспитания. Так, А.Я. Арета понимает под самоконтролем способность человека к самонаблюдению, самопроверки, в частности проверки собственного поведения и деятельности средствами сопоставления их результатов с общепринятыми критериями [1]. Похожего мнения по контролирующей функции самоконтроля, разделение понятий самоконтроля и саморегуляции придерживаются В.В. Чебышева и Л.Б. Ительсон. В.В. Чебышева считает, что самоконтроль выступает как сознательный процесс, предусматривает: самонаблюдения индивида действиями, их результатам сопоставления таких результатов с воображаемыми правильными действиями и результатами в соответствии с целями и планом деятельности регулирования собственной деятельности [1]. На основе указанного выше Л.Б. Ительсон видит контрольно-оценочную функцию самоконтроля в сопоставлении принятого плана, приемов, которые выполняются, достигаемых, и корректив, вносимых с поставленной целью и оценке их адекватности намеченной трудовой задачи [15].

Представленные выше подходы к определению понятия самоконтроля можно дополнить результатами исследований В.А. Петровского и Е.М. Черепановой. Термином «самоконтроль» исследователи обозначают особые действия, предметом которых выступают собственные состояния и свойства человека, например, характеристики индивида как субъекта деятельности, общения или самосознания[31].

Самоконтроль как особое психическое образование в структуре самосознания может быть двух видов: 1) аффективный 2) когнитивный. Аффективный самоконтроль позволяет управлять эмоциональными процессами и побуждениями индивида. Предметом контроля когнитивного вида самоконтроля выступают собственные представления и мысли индивида [40, с.34 ].

Представляют интерес и результаты исследований П.Я. Гальперина относительно содержания самоконтроля. Так, в структуру самоконтроля как акта проверки он относит все психические процессы и свойства личности, необходимые для осуществления побудительной и исполнительной саморегуляции индивидом собственной деятельности. Психолог указывает на тесную связь между самоконтролем и вниманием, рассматривая самоконтроль как одну из предпосылок формирования внимания. П.Я. Гальперин также отмечает о существовании как пооперационного, так и итогового контроля по конечному результату [9].

На тесную взаимосвязь между самоконтролем и вниманием указывает также и А.Р. Лурия, называя высшей формой самоконтроля сложную форму произвольного внимания, что позволяет индивиду самостоятельно контролировать свою деятельность и поведение [10].

По мнению исследователей, как упоминалось выше, самоконтролирующая деятельность зависит и от участия в ней волевых процессов. В связи с этим Л.И. Рувинський и А.Е. Соловьевой выделяются два вида самоконтроля: 1) самопроизвольный; 2) произвольный. Именно произвольный самоконтроль, определяемый сознательно поставленной целью, позволяет следить за точностью реализации программы собственной деятельности [36]. В отличие от произвольного самоконтроля непроизвольный самоконтроль может осуществляться в структуре восприятия и функционирования автоматически. Предметом непроизвольного самоконтроля выступает лишь процессуальная сторона деятельности, снижает его возможности в процессе стабилизации деятельности [37].

Итак, самоконтроль является неотъемлемой составляющей всех видов деятельности человека.

В исследованиях В.К. Васильева показано, что в дошкольном возрасте формируются три вида самоконтроля: 1)контроль по результату - умение сравнивать выполненное задание с запланированным, а в случае несоответствия самостоятельно определять причину допущенных ошибок и исправлять их; 2)контроль за способом действия - умение сопоставлять производимые действия с определенными правилами и способами их выполнения; 3) предвосхищающий контроль - умение при планировании деятельности предвосхищать возникновение возможных трудностей путем оценки своих умений и навыков и избегать их. В основе самоконтроля лежит формирующееся у детей осознание собственного «Я», стремление следовать положительному образцу, получать положительные оценки от значимых взрослых. Автор отмечает, что формирование самоконтроля происходит более успешно в условиях совместной деятельности, когда ребенок имеет возможность сравнивать свое поведение с поведением сверстников, удовлетворять свою потребность в идентификации себя с образцом-сверстником, доступном для сравнения и подражания[5].

Итак, развитие самоконтроля у детей дошкольного возраста, тесно связано со становлением таких новообразований как воля, произвольность и саморегуляция поведения ребенка, которые позволяют постепенно замещать внешний контроль - внутренним. Становление саморегуляции происходит, главным образом, в ходе освоения новых разнообразных видов деятельности, социальных контактов, практик поведения при установлении субъектно-деятельностных отношений с осваиваемой действительностью. Остановимся подробнее на рассмотрение данного вопроса в следующем параграфе.

1.2. Развитие самоконтроля у детей дошкольного возраста в онтогенезе

Процесс развития самоконтроля у детей дошкольного возраста получил широкое рассмотрение в исследованиях педагогов и психологов на основе изучения разных видов деятельности[3] .

А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец отмечают, что к моменту рождения ребенка «архитектурно» оказываются созревшими все функциональные системы: дыхания, глотания, сосания и др., необходимые для обеспечения его жизнедеятельности. Значит, можно сказать, что ребенок рождается с определенным набором механизмов самоконтроля, функционирующих на биологическом уровне. В дальнейшем механизмы самоконтроля за протеканием физиологических процессов развиваются в соответствии с генетической программой, и при этом каждый вид биологической саморегуляции с включенным в нее самоконтролем появляется на определенной стадии развития организма. Механизмы самоконтроля высших уровней жизнедеятельности формируются у ребенка только в процессе его последующего воспитания [7].

Первые недели и месяцы жизни ребенка - это пора интенсивного овладения своими органами чувств. Научась осязать, ребенок получает первые представления об отношениях пространства и времени. Осязание, вкус и обоняние развиваются с некоторым опережением по отношению к высшим органам чувств – зрению и слуху. С развитием сенсорных систем начинает постепенно накапливаться и уточняться опыт чувственного отражения ребенком окружающей его действительности. Формирующиеся образы внешнего мира (сенсорные эталоны) еще только готовят почву к решению ребенком одной из главных задач первого года жизни – овладение двигательной сферой. Движения новорожденного отличаются хаотичностью и импульсивностью. Однако опыт двигательных возможностей ребенка последовательно наращивается, и непосредственно во взаимосвязи с этим процессом происходит формирование способности контролировать собственные движения. Прежде всего ребенок научается контролировать движения мышц глаз, губ и языка. На протяжении второго и третьего месяцев жизни он овладевает контролем за движением головы, а еще позднее – за координацией мышц туловища [39].

Функциональное объединение зрительной и двигательной систем является решающим этапом онтогенетического развития. На втором и третьем месяцах жизни ребенок все устойчивее фиксирует свой взгляд на движении рук, а в последующие три месяца уже научается под контролем зрения использовать их для преднамеренного доставания предметов. Манипулируя с предметами внешнего мира, ребенок не только расширяет, но и учится проверять формирующиеся представления об окружающей действительности. Именно со второй половины первого года у ребенка все отчетливее начинает проявляться способность к произвольным движениям, предполагающим их целенаправленный и контролируемый характер. К концу первого года (8-10 месяцев) ребенок уже овладевает навыками самоконтроля за движениями туловища: он способен сидеть без посторонней помощи, может самостоятельно переворачиваться и передвигаться ползком. Таким образом, просматривается определенная закономерность в становлении двигательного аппарата и включенных в его работу механизмов самоконтроля. Она выражается в развитии прежде всего крупных мышечных групп, а затем мышц, обслуживающих более мелкие движения. Развитие движений идет в направлении от туловища, в соответствии с чем прежде всего формируется самоконтроль за мышцами плеча и бедра, а уже позднее за остальными. Такая координация пальцев рук при захвате предметов появляется только после того, как ребенок научится пользоваться движением руки, менять ее местоположение. При этом в «топографическом» отношении функциональное развитие мышц и самоконтроля за их работой идет как бы сверху вниз: сначала младенец научается управлять движением глаз, поднимать, держать и поворачивать голову, потом приобретает способность управлять положением тела при сидении и движением рук при манипуляции с предметами, наконец, он становится способным передвигаться ползком и предпринимать первые попытки встать на ноги [35].

Овладение ходьбой является знаменательной вехой периода раннего детства (от одного года до трех лет). В целом в организации двигательной сферы все отчетливее просматриваются черты упорядоченности и целесообразности. У ребенка формируются разнообразные двигательные навыки, в осуществлении которых все заметнее реализуется принцип минимизации двигательной активности, ребенок научается преодолевать избыточность двигательных программ, выбирая в каждом конкретном случае наиболее правильные и координированные движения. Самоконтроль приобретает все большее значение для выполнения сложных, высокодифференцированных и точных двигательных актов. Предметные манипуляции являются ведущим видом деятельности для периода раннего детства. С их помощью ребенок приобретает и проверяет свои знания о свойствах окружающего его предметного мира. Сформированные образы внешних предметов закрепляются в памяти ребенка и в дальнейшем актуализируются в познавательных процессах, входя в состав механизмов самоконтроля как его эталонные составляющие[32].

Еще одним крупным событием раннего детства является речевое развитие ребенка. Овладение речью открывает перед ребенком перспективу все более интенсивного перехода от управления своими движениями путем непосредственной сигнализации к управлению ими на сознательной и произвольной основе. Речевая форма коммуникации – решающий момент для дальнейшего формирования самоконтроля в онтогенезе. Язык как средство общения открывает ребенку путь к овладению всем тем богатством видов и приемов самоконтроля, которое закреплено в человеческом опыте [26].

В том, что в период раннего детства ребенок постепенно научается ходить, совершать правильные движения и, наконец, вступать в речевое общение, определяющая роль, конечно же, принадлежит взрослому человеку. Именно под его регулирующим воздействием и контролем осуществляется процесс передачи ребенку социального опыта и вместе с тем закладываются первые предпосылки к последовательному овладению многообразием навыков психологического самоконтроля. Взрослый учит ребенка тому, как надо правильно выполнять те или иные действия, произносить отдельные слова и вслух выражать свои мысли. Он учит ребенка совершать поступки, которые были бы адекватны социальному окружению. В процессе воспитания родительское управление должно постепенно уступать место самоуправлению, основанному на умении ребенка контролировать себя и предвидеть результаты собственных действий. Строгий контроль со стороны взрослого в период формирования навыков поведения и деятельности у ребенка является для последнего лучшей подготовкой к самоконтролю. Если у ребенка не воспитывается привычка к контролю за собой, если, иначе говоря, ему не представляется возможность под руководством взрослого упражняться в самоконтроле, то наступает задержка его психического развития. Самоконтроль постепенно формируется и совершенствуется в процессе игры, общего и трудового обучения ребенка. Ближайшее к ребенку окружение, т. е. его родители и товарищи, ежеминутно доставляют ему цели, образцы и мотивы его действий. Обучающий обеспечивает показ эталонов, с помощью которых обучаемый начинает овладевать первоначальными формами самоконтроля. В процессе обучения и воспитания эти эталоны интериоризируются, присваиваются обучаемым и становятся неотъемлемым компонентом психической саморегуляции выполняемой им деятельности, тем самым позволяя обучаемому переходить на самостоятельный контроль своих действий, своего поведения. Обучающий не только показывает, но и раскрывает содержание усваиваемых обучаемым эталонов, объясняет ему значение самоконтроля в различных видах деятельности, учит правильно им пользоваться и первое время побуждает к его реализации. Таким образом, под контролем обучающего протекает очень важный процесс воспитания у обучаемого умения и потребности контролировать себя [13].

К трем годам самосознание ребенка развито уже настолько, что он способен выделять себя из окружающего мира и умеет в некоторой мере контролировать свои действия. В этом возрасте ребенок восприимчив к усвоению элементарных норм социального поведения и начинает приучаться к их соблюдению. Итак, участие во взаимоотношениях с окружающими людьми, определенная самостоятельность, речевое общение, несложные поведенческие реакции – все это уже присуще трехлетнему ребенку и предполагает включение самоконтроля [8].

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Трудно переоценить его значение для общего психического развития ребенка. Играя, ребенок начинает учиться. Игра таит в себе благоприятные и необходимые предпосылки для обучения детей навыкам контроля за собственными действиями и поступками. В процессе игры дошкольники усваивают начальные этические нормы, т. е. те требования, которыми они руководствуются. Изменить нередко неадекватную позицию ребенка в этом возрасте можно, приучая его к рассуждению, т. е. воспитывая в нем потребность и умение включать самоконтроль в мыслительную деятельность. Взрослым следует добиваться от ребенка, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, задумывался над тем, что делает или только еще собирается делать. В целом ребенок выходит из периода дошкольного детства в определенной мере самостоятельным, владеющим активной речью, ему доступны элементы логического мышления и первичные формы произвольного поведения, подчинения правилам.С поступлением в школу ведущей деятельностью для ребенка становится учебная. Она захватывает детский, подростковый и юношеский возраст. Школьный период имеет принципиальное значение для социального созревания человека, становления его как личности. С этим этапом онтогенеза связаны и наиболее характерные моменты в формировании самоконтроля [20].


Вывод по первой главе

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что решение проблемы полноценного развития самоконтроля у детей дошкольного возраста относится к числу острых и актуальных задач психологии. Проблема самоконтроля, как одного из наиболее сложных аспектов психологии личности, была объектом изучения сравнительно немногих психологов (П.К. Анохин, М.И. Боришевский, Т.Г. Гавакова, Е.Г. Лебедев, Л.В. Долинская, А.А. Леонтьев, А.С. Линда, К.П. Мальцева, С.Ю. Николаева, Э. Фромм, К. Хорни, В. Шевченко, П. Якобсон и др.). Данный феномен понимают как способность индивида следить за собой, контролировать себя, осознавать собственное поведение, деятельность и их результаты. Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Развитие самоконтроля у дошкольников подчиняется определенным закономерностям. В начале овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения.

  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей