Методические рекомендации по организации
самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к
практическим занятиям. Самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий студентов и представляет собой многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством преподавателя в аудиторное и внеаудиторное время.
Целью самостоятельной работы студентов является формирование профессиональной компетентности студента, подготовка конкурентоспособного специалиста, раскрытие творческого потенциала студента и формирование мотивации к самообразованию и самосовершенствованию.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умения пользоваться нормативной, правовой, справочной документацией и специальной литературой;
формирование умения пользоваться интернет- ресурсами;
развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие умения мыслить перспективно, развитие научного мышления
и познания; -формированиемотивации к исполнению заданий и труду;
- раскрытие творческого потенциала студентов;
- воспитание умения к самостоятельной деятельности; Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы должны включать в себя: информационную карту самостоятельного занятия, набор заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, набор заданий для самоконтроля, информационные ресурсы. I
Информационная карта самостоятельного занятия: – представляет собой общие сведения о занятии и включает в себя:
1) тему занятия в соответствии с КТП.
Например:
Предстерилизационная очистка инструментов. Стерилизация. Принципы работы централизованного стерилизационного отделения.
2) цель занятия: при этом цель должна соответствовать профессиональным компетенциям (- ии), которые осваиваются на данном занятии .
Например:
Получить знания и умения, которые будут необходимы на практических занятиях и учебной практике для обеспечения инфекционной безопасности и производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте под руководством преподавателя.
3) задачи самостоятельной внеаудиторной подготовки: воспитательные, учебные (образовательные), развивающие.
Воспитательные задачи должны быть направлены на формирование таких качеств личности без которых невозможно профессиональное становление, на формирование основных моральных качеств и этико-деонтологических основ профессии с учётом ОК.
Учебные задачи должны быть направлены на получение знаний, необходимых для дальнейшего формирования умений и навыков, лежащих в основе осваиваемой компетенции.
Развивающие задачи должны способствовать интеллектуальному развитию студента, стимулировать его анализирующие способности, способности мышления, вызывать интерес к учёбе и стимулировать получение новых знаний, способствовать самосовершенствованию.
Например:
А )Образовательные:
- изучить основные методы предстерилизационной очистки инструментария многоразового использования, аппаратуры.
- изучить основные понятия: стерилизация, методы и режимы, виды стерилизаторов, устройство и функции ЦСО, контроль качества, преимущества и недостатки.
- ознакомиться с основными документы (СанПин), регламентирующими способы стерилизации;
-ознакомиться с основными требованиями к соблюдению санитарно-эпидемиологического режима различных помещений ЛПУ;
-изучить основные методы текущей и заключительной дезинфекции уборочного инвентаря, предметов ухода и помещений ЦСО.
- изучить методы гигиенической обработки рук и рационального использования перчаток.
- изучить методы приготовления моющих растворов для «ПО» и рабочих растворов для контроля качества «ПО».
-ознакомиться с методами упаковки инструментария для стерилизации.
б) Воспитательные задачи:
- воспитывать основные этико - деонтологические качества медика - сопереживание, сочувствие, доброту, терпимость, уважения к старшим, соблюдения основных принципов субординации;
- воспитывать понимание сущности и социальной значимости к своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ;воспитывать способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- воспитывать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
в)Развивающие:
- развивать способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- развивать способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- развивать способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
- развивать способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 3) Этапы организации самостоятельной работы целесообразно представлять в виде таблицы:
Цель
| Вид работы
| Информационные
ресурсы
| 1
| 2
| 3
|
В графе 1 указывается цель того или иного этапа домашней работы, это могут быть: первичное овладение знаниями (усвоение нового материала), закрепление и систематизация знаний, применение знаний и формирования умений.
В графе 2 указываются виды работ, которые необходимо сделать студенту для овладения материалом.
Для первичного овладения знаний это могут быть: чтение учебника, лекций, дополнительной литературы; составление плана и тезисов по теме; составление конспектов; выписки из текстов; составление графологических структур текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами работа с интернет- ресурсами и т.д.
Для закрепления и систематизации знаний могут применяться: работа с составленными конспектами, тезисами, схемами; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц; графиков; ответы на контрольные вопросы; подготовка рефератов и докладов; составление библиографии и т. д.
Для применения знаний и формирования умений могут применяться: решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных задач; подготовка к деловым играм; подготовка истории болезни к защите и т. д.
Этапы подготовки должны быть логичны, способствовать не только первичному получению знаний, но и их закреплению и формированию первичных умений. Выбор методов и средств обучения должен чётко соответствовать поставленной цели. Информационные ресурсы должны указываться конкретно, с указанием всех источников, страниц, сайтов.
Видами внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть:
Для овладения знаниями:
чтение текста (учебника, методической и дополнительной литературы);
составление плана теоретического материала по теме;
графическое изображение структуры теоретического материала;
конспектирование текста;
выписки из текста;
работа с энциклопедиями, словарями, справочниками, интернет-ресурсами;
работа с законодательными и нормативными документами;
учебно-исследовательская работа;
работа с использованием аудио- и видеозаписей, методических материалов на электронных носителях;
Для закрепления и систематизации знаний:
работа с конспектом лекции;
работа с учебно-методическими материалами;
составление плана и тезисов ответа;
подготовка материалов (таблиц, схем по вопросам сопоставления предложенных данных с материалами других источников по разным темам);
изучение нормативных материалов;
ответы на контрольные вопросы;
сравнительный анализ текста;
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
подготовка рефератов, докладов;
составление тематических кроссвордов;
тестирование с целью определения исходных знаний по изучаемой теме;
выполнение заданий в рабочей тетради;
подготовка сообщений и презентаций по современной концепции изучаемой темы;
Для формирования умений:
решение задач теоретического и этико-деонтологического плана;
анализ производственных ситуаций;
составление алгоритмов действия по изучаемой теме;
теоретическая и практическая подготовка к деловой игре по теме;
моделирование элементов профессиональной деятельности при тех или иных практических ситуациях по изучаемой теме;
подготовка курсовых работ (проектов);
отработка практических умений на тренажёрах, муляжах, фантомах;
учебно-исследовательская работа;
- выполнение работ технического и творческого характера. II
Набор заданий для самостоятельной внеаудиторной работы может включать в себя:
- информационный материал (конспект лекции, алгоритмы манипуляций, схемы, диаграммы, таблицы);
- перечень вопросов для подготовки к занятию;
- перечень алгоритмов манипуляций;
- указания по работе с литературой, электронными материалами и интернет-ресурсами;
- инструкции по составлению тезисов, схем, графиков, таблиц и т.д.
- инструкции по работе с нормативными и законодательными документами;
- темы рефератов, докладов с требованиями к их составлению;
- номера заданий в рабочей тетради, которые необходимо выполнить для
подготовки к занятию;
- темы кроссвордов и инструкции по их составлению;
- задания по составлению алгоритмов действий по теме;
- алгоритмы составления и решения ситуационных задач; IV
Набор заданий для самоконтроля может включать в себя:
- контрольные вопросы;
- алгоритмы выполнения манипуляций с критериями оценки;
- наборы тестовых заданий на исходные знания первого уровня с эталонами ответов и критериями оценки;
- набор ситуационных задач с эталонами ответов и критериями оценок;
- набор упражнений или картинок с эталонами ответов;
- программированный контроль (в электронном варианте), на бумажных носителях сообщается информация: в каком кабинете. В какое время и в какой папке можно найти тот или иной вид контроля и заданий. V
Информационные ресурсы должны быть представлены перечнем основной и дополнительной литературы, ссылками на интернет- сайты и электронные учебники, которыми может воспользоваться студент для подготовки к занятию. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |