Главная страница
qrcode

Бруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов. Методические рекомендации по основным разделам техники речи (первый год обучения) Дикция 38 Дыхание и постановка голоса 49


НазваниеМетодические рекомендации по основным разделам техники речи (первый год обучения) Дикция 38 Дыхание и постановка голоса 49
АнкорБруссер А. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов.doc
Дата20.09.2017
Размер3.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практич
ТипМетодические рекомендации
#15609
страница3 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7


СЛОН КОСТЕР ФИКУС

СЛОВО КАСКА КАКТУС

СИЛА КОСТЬ ТЙРМОС

СУША МОСКВА ТОНУС

В группах может быть от 10 до 15 слов. Задача педагога за­ключается в том, чтобы объяснить и проконтролировать на ин­дивидуальных занятиях чёткое, точное звучание подобранных, записанных и отработанных слов и упражнений.

Преподавателю рекомендуется завести специальную тет­радь, в которой он будет фиксировать все ошибки студентов, домашние задания и их выполнение. Проверка домашнего зада­ния должна быть сделана вовремя и в полном объёме, иначе у студента возникает ощущение бесконтрольности и он перестаёт самостоятельно работать.

Следующий этап работы - фраза, небольшой текст. Это мо­жет быть поговорка, пословица, загадка или просто придуман­ное предложение, в котором несколько раз повторяется отраба­тываемый звук.

Например:

  1. Весна красна цветами, а осень - снопами.

  2. Сказано - не доказано, надо сделать.

  3. В сенокос Сеня принёс в красивой корзине сухую солому.

Часто бывает так, что студент может произносить звукосо­четания, упражнения и слова, точно и чётко контролируя «боль­ной» звук, однако, переход к фразе или небольшому тексту да­ётся ему с трудом. Для облегчения работы на этом этапе следует сначала прочитать текст медленно, отделяя слова друг от друга,

Стр. 42

а затем произнести целиком всё предложение. Индивидуальный подход важен и здесь.

Студенту, имеющему вялый, неразвитый речевой аппарат, вскоре можно предложить скороговорку. Она будет стимулиро­вать его и являться дополнительным упражнением для разра­ботки губ и языка. Студенту, имеющему ускоренный темп речи, рекомендуется все тексты произносить медленно, не ускоряя темп, уделять внимание «чистоговорению».

Чистоговорки и скороговорки являются обязательным эле­ментом работы с «больными звуками», так как предполагают многократное произнесение отрабатываемого звука и облегчают дальнейший процесс автоматизации.

Заключительный этап - перенос верного звучания в быто­вую и сценическую речь. Для облегчения прохождения этого этапа, вызывающего у студентов наибольшие сложности, реко­мендуется устраивать два-три раза в день 15-минутки правиль­ной речи. Засекая время, студент следит за своей речью либо в течение разговора, либо при чтении вслух. Это поможет ему ввести правильное звучание в привычку.

Дикционную разминку следует проводить в индивидуаль­ном, групповом и смешанном вариантах. Рекомендуется под­ключать к дикционному тренингу упражнения на смену темпо-ритма и словесного действия.

Например, упражнение на активизацию кончика языка:

ТР-ТР-ТР-ТР.

  • чётко произнести звукосочетания в хоровом и индивидуальном варианте.

  • то же, но в заявленном педагогом темпо-ритмическом рисунке (можно предложить несколько вариантов).

Например,

тр-тртр-тр

тр-тр-тр-тр

тррр-тр-тр-тррр

тр - тртр - тр - тртр - тр.

Стр. 43

- то же, но с уточнённым словесным действием - «сплет­ня».

Словесное действие, как правило, активизирует работу ре­чевого аппарата.

Словесное действие используется и в работе над цитатами (зачётный материал первого семестра). Во второй половине пер­вого семестра преподаватель поручает студентам выбрать цита­ту из художественной или публицистической литературы, в ко­торой звучала бы мысль о богатстве русского языка или об ос­новных законах развития театра. Затем преподаватель разбирает (на индивидуальных занятиях) утвержденный отрывок, который может состоять из 1,2, 5 предложений. Эта часть зачёта стано­вится итогом дикционной и орфоэпической работы первого се­местра. Студент читает цитату наизусть, выполняя поставлен­ные перед ним технические и актёрские задачи.

Примеры цитат:

«Речь - музыка. Текст роли и пьесы - мелодия, опера или симфония. Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи. Недаром же хорошую речь называют музыкальной. От такой звучной, размерной речи сила воздействия слова увеличивается. Искусство требует порядка, точности и законченности. Произношение на сцене требует большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности».

К. С. Станиславский

«Актёр должен заново учиться произносить каждый звук в отдельности (как в детстве учился писать каждую букву в отдельности) для того, чтобы позднее получить право, за­быв свою кропотливую, подготовительную работу, от­даться свободно своей творческой речи».

М. Чехов

Варианты и темы цитат могут быть самые разные: высказы­вания деятелей культуры, мудрость народов мира, речевые

Стр. 44

портреты, нравственные ценности и т.п. Выбор темы зависит не только от желания и приоритетов педагога, но и от понимания групповых и индивидуальных проблем курса, подбора студен­тов в группе и т.п.

Во втором семестре студентам предлагается составить многоговорку (небольшой рассказ, составленный из пословиц, по­говорок и скороговорок), которая продемонстрирует их дости­жения в области дикции.

Пример многоговорки:

(составлено студентом)

Надо: чёрной-чёрной ночью украсть у мрачного, молчаливо­го, охваченного паническим ужасом часового начищенный котелок с выгравированной монограммой: «Феофану Мит-рофанычу от сыновей, дочерей и внучек»...

Надо: налить до половины воду из-под водопровода, дове­сти до кипения, всыпать мелко измельченные 32 ножки со­роконожки, накапать сок цветка нарцисса, настоянный на четверти четверика гороха без червоточины, и варить до четверга, попеременно бросая горсть укропа, попа Прокопа, кипу пуха и щепотку замшелой яшмы, вынутой из замши. При помешивании приговаривать: «Для милого дружка и серёжка из ушка». Сняв в четверг с костра сие снадобье, приправить подливкой, подавать в сливках с наливкой.

Возможное словесное действие - «дать указание». Давая студентам задание, преподаватель может объявить общую тему - все рассказывают про повара Павла, или же не ограничивать студентов темой, а потом (перед зачётом) собрать уже отработанные тексты в группы и объединить их единым словесным действием или одним героем.

Дикционный тренинг не должен ограничиваться первым го­дом обучения. Он продолжается на втором курсе и может стать потребностью актёра на долгие годы творчества.

Ниже приводятся некоторые методологические приёмы, раз­работанные и используемые нами при обучении будущих

Стр. 45

педагогов. (Бруссер А.М., Оссовская М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). М.: ИПЦ МАСКА, 2007.)

Для примера разберём ошибку, связанную с дифференциро­ванием (смешением) звуков Р и Л.

После того, как студенту объяснён принцип ошибки, уста­новлены и проверены звуки, сделаны упражнения и даны обще­известные скороговорки, предлагается:

1. Придумать и предложить свой вариант упражнений. Например, произнесите специально подобранные слова,

следя за тем, чтобы не происходило смешения звуков Р и Л:
рама - лама ружья - лужа

ром - лом крен - лень

враль - марь крона - лоно

кружит - Луша рвань - лань

криво - лира рёв - лов

рампа - лампа ряса - лясы

роль - лор Рим - налим

крик - лик рей - лей

крошка - ложка руки - из лука и др.

2. Придумать и предложить студентам предложения, составленные из этих слов.

Например:

Сделал криво струны лиры.

Через раму видно ламу.

И на рампе свет от лампы.

В старом Риме ловили налима.

За последней крошкой потянулась ложка.

Ваш рёв спугнул клёв.

Увидев лик, издал он крик.

Луша кружит в ритме вальса.

Для стрельбы из лука напрягите руки.

Стр. 46

3. Придумать и предложить студентам скороговорки, в кото­рых встречаются звуки Р и Л.

Например:

Лора планировала мелирование.

Рисовальщик полировал, лакировал и ретушировал релик­вию.

Лакеи в ливреях полировали пол и рояли.

Лавр и Лара, релаксируя, пили рислинг.

Врачи урегулировали результаты рецидива.

Лирика и альтруизм - альтернатива корыстному разгиль­дяйству и ротозейству.

Рулевой лайнера лавировал сквозь рифы.

Легендарные римляне пели рулады.

Ретивый рецензент лоббировал представителя Карелии.

Легендарная Клетемнестра была убрана лаврами на ко­рабле в Лазурном море.

Порой кумиры в мире редкость.

Мавр в Лувре в лавровом венке.

Колибри и лилия, - какая идиллия!

В Кадиллаке разбросаны лаки.

Для составления подобных текстов рекомендуется использо­вать словари. Вначале можно выписать интересные и нужные слова, а затем группировать их в необходимом объёме в различ­ные упражнения, фразы и предложения.

Другой вариант заданий — найти слова, в которых произнесе­ние одинарного или двойного согласного может изменить смысл сказанного. Преподаватель объясняет студентам отличие и доби­вается чёткости произносимых словосочетаний.

Например:

воз - ввоз воз и ныне там

ввоз багажа запрещён

ведение - введение ведение дела

введение в специальность

валиться - вва- валиться с ног

Стр. 47

Литься

Вернуть – ввернуть
Водный – вводный
Волок – вволок
Водить – вводить
Век - ввек

Ввалиться в дверь

Вернуть книгу

Ввернуть лампочку

Водный стадион

Вводный курс

Волок по дороге

Вволок в квартиру

Водить по кругу

Вводить в круг

Век прошедший

Ввек не забуду и др.


Следующим этапом могут быть специально составленные предложения. Читать их нужно с учётом разобранной выше ошибки.

Например:

Добрый джинн любит хороший джин.

На полу были разбросаны конфеты и конфетти.

Странница перевернула страниц и продолжала читать.

Он обивал оббитый диван.

Дорогая поделка оказалась подделкой.

Не забудь ввернуть лампочку и вернуть книгу.

Поданы документы подданной Великобритании.

Из манки варят манную кашу.

У финна в руках была финка.

Из-за сора вышла ссора.

Баронесса договорилась со стюардессой, что директриса

заменит актрису.

Миссионер на мессе объяснил миссию мессии.

Артиллерия поддержала кавалерию.

У женщин в экспрессии происходят депрессии.

Одесситы любят Одиссея, Отелло и Одетту.

Ссора способствовала получению ссуды.

В хобби хиппи входит хоккей в холле.

Стр. 48

Предложенная и проверенная на практике методика профес­сионального обучения педагогов предмету «Сценическая речь» позволяет сформулировать следующие основные положения:

  • стимулирование фантазии и творческой активности ускоряет процесс формирования и становления педагогической индивидуальности;

  • поэтапное усложнение и расширение творческих задач даёт возможность проверить методику обучения;

  • умение пользоваться достижениями смежных наук и адаптировать их для профессионального образования педагогов, повышает эффективность обучения;

  • пользование словарями помогает расширить кругозор магистрантов и стажёров.

Задание:

  • Отобрать несколько артикуляционных и дикционных упражнений, сформулировать их цели, задачи и местоположение в логике преподавания данного раздела.

  • Определить взаимосвязь мышечной активности языка с произнесением согласных звуков русского языка.

  • Обосновать порядок установки гласных и согласных звуков.

  • Определить и сформулировать значение словесного действия в работе над исправлением дикционных недостатков.

Дыхание и постановка голоса

Развитие дыхательных навыков является подготовительным этапом работы над постановкой голоса.

Как правило, в учебных пособиях материал расположен в сле­дующей последовательности: дыхание, затем постановка голоса. На практике же, после освоения начальных упражнений по дыха­нию, можно постепенно начинать работу над постановкой голоса,

Стр. 49

а далее чередовать различные упражнения или же заниматься ими параллельно. Начать лучше всего с упражнений на расслабление мышц. Снятие мышечных зажимов в дальнейшем поможет и ос­вобождению голоса.

Следующим этапом работы является проверка осанки, умение держать её, соединение упражнений на свободу мышц с выстраи­ванием позвоночника.

Когда студенты научатся контролировать свободу мышц, снимать зажимы и ощущать комфортность свободного тела, мож­но приступать к упражнениям по дыханию.

Основная, типичная ошибка учащегося заключается в том, что вдох производится ртом и воздух распределяется в верхней части корпуса (плечи, грудная клетка).

Мы же, напротив, должны вырабатывать глубокое носовое дыхание, при котором воздух распределяется в нижней части кор­пуса (диафрагма, лёгочные пазухи). Важно следить, чтобы при вдохе сокращалась диафрагма, расширялась грудная клетка и под­тягивались косые мышцы живота. Выдох должен быть равномер­ным и плавным.

Начинать работу целесообразно с тренировки дыхательных мышц, которые используются при вдохе и выдохе. На групповых занятиях преподаватель объясняет и показывает, где находятся мышцы дыхательно-голосовой опоры, и как они работают, инди­видуально проверяет работу необходимых мышц, а также обра­щает внимание на координацию движений, свободу шейно-плечевого отдела и правильную осанку.

Если упражнение будет несколько раз сделано правильно при вас, можно надеяться, что студент и дома выполнит его правиль­но. Дыхательные упражнения рекомендуется начинать с выдоха, так как отсутствие опыта может повлечь за собой «перебор» ды­хания, и как следствие - мышечный зажим.

Стр. 59

Ниже даны основные темы раздела:

1. Нахождение и разработка основных «опорных» мышц

«Мышцы брюшного пресса сосредоточены под диафрагмой и

связывают верхнюю и нижнюю части тела. Они давят на диа­фрагму, которая в свою очередь растягивается и раздвигает меж­рёберные мышцы. Она автоматически связана с гладкой мускула­турой трахеи, бронхов и гортанью. Существует зависимость, чем больше тонус диафрагмы, тем свободнее проявляют себя осталь­ные мышцы голосоречевого аппарата.

При выдохе мышцы живота подтягиваются, фиксируем это положение, а затем, расслабляем мышцы живота при сомкнутых губах и расслабленной челюсти, происходит самопроизвольный вдох носом. При активно расслабленных мышцах живота (вдох) диафрагма находится в тонусе — и это является достаточным усло­вием для всех прочих расслаблений: губ, челюсти, языка». (Брус-сер А.М., Оссовская М.П. Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. М.: ИПЦ МАСКА, 2007).

2. Развитие носового дыхания

3. Вдох - добор

Важно понимать отличие этих двух процессов.

Разберём два варианта:

Первый: ВЫДОХ - ВДОХ - ВЫДОХ - ВДОХ;

Второй: ВЫДОХ - ДОБОР - ВЫДОХ - ДОБОР.

В первом варианте мы выдыхаем (или проговариваем) весь запас воздуха, «сбрасываем» мышцы опоры и через паузу делаем глубокий, полноценный вдох. Во втором варианте мы не делаем полного выдоха, а оставляем часть воздуха, к которому «добира­ем» нужный нам объём. Мышцы опоры не расслабляются. Умение правильно добирать воздух необходимо артисту на сцене и в жиз­ни. Использование второй схемы является основой для дикцион-ных, голосовых, логических упражнений.

Стр. 51

4. Умение дышать «спиной». Длинный выдох

Для того, чтобы правильно распределить выдох и добиться ровного, плавного дыхания, а в дальнейшем и звучания речи, надо следить за тем, чтобы расширенные при вдохе лёгочные пазухи сокращались постепенно, без рывков. Удлинение выдоха непо­средственно связано с умением удерживать, а затем постепенно «сбрасывать» мышцы спины. Таким образом, расход воздуха про­изводится сначала из легочных пазух, и только после этого акти­визируется основная рыдыхательная мышца - брюшной пресс.

5. Дыхание в движении

Научившись основам дыхания в статичном состоянии, можно переходить к дыханию в движении. Такого рода упражнения при­годятся на старших курсах, в дипломных спектаклях, а позже - в театральных работах. На этом этапе ртуденты могут использовать навыки, полученные на уроках сценического движения, танца,

ритмики.

Педагогу надо быть особенно внимательным и следить, чтобы движение было целесообразным и не мешало правильному дыха­нию.

6. Дыхание в речи

Дыхание в упражнениях отличается от дыхания в речи. На за­нятиях по художественному чтению и мастерству актёра у сту­дентов уже не будет времени делать привычные паузы, поэтому, подходя к этому этапу, необходимо контролировать все дыха­тельные навыки учащихся. Для достижения непрерывности речи носовой вдох производится с открытым ртом и воздух беспрепят­ственно и одновременно входит и в нос и в рот.

Студенты должны в первую очередь заботиться о том, как максимально точно донести мысль, заложенную автором, а техни­ческие навыки (чёткая дикция, соблюдение норм орфоэпии, опора дыхания и голоса) должны быть отработаны и выявлять творче­скую индивидуальность студента.

Стр. 52

Пробный текст (материал второго семестра)

Мольер. «Ревность Барбулье»

Так знай же, мой друг,

Что дай ты мне кошелёк, наполненный пистолями,

И находись этот кошелёк в богатом ящичке,

Этот ящичек - в драгоценном футляре,

Этот футляр - в чудном сундучке,

Этот сундучок - в замечательном шкафчике,

Этот шкафчик - в великолепной комнате,

Эта комната - в приятном помещении,

Это помещение - в роскошном замке,

Этот замок - в несравненной крепости,

Эта крепость - в знаменитом городе,

Этот город - на плодоносном острове,

Этот остров - в богатой провинции,

Эта провинция - в процветающей монархии,

Эта монархия - во всём свете,

То и тогда весь свет, где находилась бы

Эта процветающая монархия,

Эта богатая провинция,

Этот плодородный остров,

Этот знаменитый город,

Эта несравненная крепость,

Этот роскошный замок,

Это приятное помещение,

Эта великолепная комната,

Этот замечательный шкафчик,

Этот чудный сундучок,

Этот драгоценный футляр,

Этот богатый ящичек,

В котором был бы заперт кошелёк, наполненный писто­лями, -

Стр. 53

То и они меня интересовали бы так же

Мало, как твои ДЕНЬГИ и ТЫ САМ!

В процессе работы над этим текстом преподаватель может да­вать студентам различные задания: делать доборы воздуха после каждой строчки, после каждых двух, четырёх, шести строчек. В результате, постепенно увеличивая длину выдоха, студент сможет произнести данный текст с одним добором воздуха. Во время от­работки текста важно обратить внимание студента на то, что ско­рость прочтения не должна нарушать дикционной и смысловой точности.

После освоения первоначальных дыхательных навыков и ук­репления мышц опоры можно постепенно приступать к работе над постановкой голоса. Студентов нужно подготовить к тому, что привычный, удобный голос не всегда является поставленным. Бывает так, что, впервые услышав свой чистый («опёртый») звук, студент считает его неестественным и чужим.

Задача данного раздела - развить природные голосовые каче­ства и научить студента управлять своим речевым голосом. В первом семестре эта работа происходит в основном на групповых занятиях, во втором семестре - на индивидуальных.

Важно помнить, что голосовые связки расположены в гортани в виде двух складок. Они образуют звук в момент прохождения воздуха через голосовую щель.

Резонаторы - полости, увеличивающие полученный в резуль­тате колебания связок звук. К ним относятся: грудная клетка, нё­бо, полость носа, зубы, лобные пазухи.

Звук имеет различные характеристики (высота, сила, тембр), которые можно развивать при помощи специальных упражнений. Перед тем как начать выполнение упражнений на развитие от­дельных характеристик звука, педагог должен убедиться в отсут­ствии у студентов органических недостатков в строении речевого аппарата, требующих медицинского вмешательства

Стр. 54

Важно помнить, что есть три вида голосовой атаки - мягкая, твёрдая и придыхательная. При мягкой атаке смыкание голосо­вых связок совпадает с началом выдоха, при твёрдой - связки смыкаются до начала выдоха, при придыхательной атаке начало выдоха происходит до смыкания голосовых связок.

В работе над постановкой речевого голоса вы можете встре­титься с такими типичными ошибками, как несоответствие при­вычного и природного тона, «горловое» звучание, «открытый», «плоский» звук и др.

При нормальном звучании глотка должна быть расширена, нёбная занавеска приподнята, рот раскрыт в вертикальном поло­жении. Эти условия могут обеспечить свободное прохождение звука из гортани к резонаторам.

Рассмотрим основные темы раздела «Постановка голоса» и ряд упражнений для его освоения.

1. «Закрытый» звук

Начнём с «закрытого» звука, используя сонорные согласные М,Н,Л,Р. После нахождения «середины» - центра голоса, самого удобного тона (работа индивидуальная для каждого студента) -рекомендуется заняться развитием резонаторов и добиться точно­го, осознанного, многократного попадания в зоны резонирования и устойчивого умения повторить найденный звук.

Упражнение на определение центра голоса:

  1. этап - «сбросить» корпус вниз, проверить свободу рук, шеи, «тяжёлая» голова тянет корпус вниз, тело покачивается, а учащийся проверяет свободу всех необходимых мышц.

  2. этап - неоднократно направить звук в зоны резонирования (грудная клетка, зубы, гайморовы полости, лоб, темя).

  3. этап - «выстроить» позвоночник, проверить осанку и свободу мышц и позвучать на звуке «У».

Повторить упражнение несколько раз. Устойчивый тон звуча­ния и будет индивидуальным голосовым центром.

Стр. 55

В упражнениях с «закрытым» звуком важно следить не только за правильным дыханием, но и за тем, чтобы нёбо было припод­нято (создание внутренней акустики) и звук собирался у губ (подготовка к выводу и посылу звука). Проверяйте свободу мышц студентов, так как излишнее напряжение может помешать точно­му звучанию.

2. «Открытый» звук. «Вывод» звука

В упражнении на развитие резонаторов звук сдерживается гу­бами и остаётся внутри человека, а при «выводе» голоса сначала необходимо определить направление звука, адрес — точка, в кото­рую будет направлен звук, и лишь после этого выпустить его на­ружу. При выполнении упражнений на голосовой посыл важно понимать, что звук рождается внутри человека. Для того, чтобы добиться правильного звучания, необходимо вначале увидеть объ­ект, на который будет направлен звук, за воображаемую нить при­тянуть его к себе, создать и ощутить внутри себя напряжение опорных мышц, и только после этого направить звук к увиденной цели. В таком случае, голос насытится силами всего человеческо­го существа и будет звучать в полной мере. Проделывая все уп­ражнения на развитие голоса, необходимо помнить об этом вооб­ражаемом «звуковом эллипсе». Тело скорее отклоняется назад, нежели наклоняется вперёд. Все эти условия помогут голосу стать устойчивым и убедительным.

Можно предложить студентам постепенно пробовать откры­тое звучание, используя при этом уже знакомые таблицы гласных звуков. Сначала напевно, потом речево идти от своего голосового центра вниз и вверх по звукоряду, контролируя опору, дыхание, нащупывая и проверяя диапазон звучания.

Стр.56

Пробный текст

М. Цветаева «Август - астры ...»

Август

астры,

Август - звёзды,

Август - грозди

Винограда и рябины

Ржавой - август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! - Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звёздных

-Август! - Месяц

Ливней звездных!

Звучание даётся в индивидуальном или групповом варианте. Каждому студенту может достаться слово, два слова или строка. Один подхватывает другого так, чтобы не нарушился ритм стиха, заложенная в него мысль и эмоциональность.

В. Хлебников «Там, где жили свиристели...»

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стаи лёгких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стаи лёгких времирей.

Стр. 57

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Закружились, зазвенели

Стаи лёгких времирей.

Стаи лёгких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу лёгких времирей!

В работе над предложенным текстом можно использовать по­вышение и понижение тона, растягивание сонорных согласных, напевную интонацию и многое другое - по усмотрению педагога (может использоваться как зачётный или экзаменационный мате­риал).

3. Звучание в регистрах. Расширение диапазона

Если до этого момента студенты пользовались серединой го­лоса, то теперь необходимо уже добиваться звучания в трёх ос­новных регистрах. Обычно сложность вызывает попадание в верхний головной регистр. Попробуйте предложить студенту на­гнуться, опустить голову вниз, попробовать головные резонаторы на высоком тоне. Затем можно медленно подняться и повторить найденный звук. Важно зафиксировать устойчивое звучание в разных регистрах и уметь плавно переходить из одного регистра в другой. Это может пригодиться в работе над текстом, ролью.

Пробный текст

М. Цветаева «Гордость и робость - родные сестры...»

Гордость и робость - родные сестры, Над колыбелью, дружные, встали.

«Лоб запрокинув!» - гордость велела. «Очи потупив»! - робость шепнула.

Стр.58

Так прохожу я - очи потупив -

Лоб запрокинув - Гордость и Робость.

При чтении этого стихотворения можно использовать все три регистра.

Работа над расширением диапазона ведётся обычно на инди­видуальных занятиях второго семестра. Она состоит из упражне­ний и текстов, которые помогут каждому студенту развить и рас­ширить возможности своего голоса.

Чем выше голос поднимается по диапазону, тем глубже стано­вится дыхание. Не рекомендуется пользоваться своим максималь­но возможно высоким тоном, так как при этом существует веро­ятность срыва голоса. Низкий звук со сцены звучит устойчивее и убедительнее.

4. Голосовой «посыл»

Во втором семестре при продолжении дыхательно-голосовых разминок - начинается работа над одним из основных разделов - голосовым «посылом». К этому времени на занятиях по мастерству актёра в программу вводятся этюды с импровизи­рованным текстом, и студенты на практике понимают важность и значение правильного голосоведения.

Текст на сцене произносится с точным словесным действием и определенной направленностью, так что, работая со звуком, те­перь его необходимо не только укрепить, выровнять и распро­странить, но и направить.

Важно в начале второго семестра объяснить студентам прак­тическую ценность упражнений на голосовой посыл и настроить их на использование этих упражнений на показе самостоятельных отрывков, проходящих в марте месяце.

Во второй части второго семестра можно использовать трени­ровочные тексты - «зазывы».

Стр. 59

Примеры «зазывов»:

К. И. Чуковский «Чудо-дерево»

Эй вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные калошки,

Кому нужны сапоги,,

К чуду-дереву беги!

Сюда, сюда –

Готова еда!

Столик накрыт,

Чтоб каждый был сыт.

Соседи, сюда -Готова еда!

Е. Л. Шварц. «Тень»

- Арбузы, арбузы! Кусками!

- Вода, вода, ледяная вода!

- А вот ножи для убийц!

Кому ножи для убийц!

- Цветы, цветы. Розы! Лилии! Тюльпаны!

- Дорогу ослу, дорогу ослу!

- Посторонитесь, люди, идёт осел!

- Подайте бедному немому!

- Яды, яды, свежие яды!

В работе над «зазывами» особое внимание надо обращать на контроль дыхания и опоры звука. Нельзя разрешать студентам кричать. Необходимо добиваться сильного, опёртого, направлен­ного звучания, напоминать студентам о необходимости использо­вания приобретённых навыков на занятиях по мастерству актёра.

В процессе постановки голоса рекомендуется комбинировать упражнения по дыханию и голосу с упражнениями по темпо-ритму, а также с ритмическими и акробатическими упражнения-

Стр. 60

ми. Это часто даёт положительные результаты и помогает подго­товить студентов к дальнейшему сценическому звучанию в спек­таклях разных жанров.

Задание:

  • Определите взаимосвязь разделов «Дыхание» и «Голос».

  • Сформулируйте типичные проблемы студентов при прохождении этих разделов и продумайте упражнения для их устранения.

  • Составьте перечень вопросов, определяющих основные темы разделов.

  • Проанализируйте эффективность и результативность

методологических приёмов.

Орфоэпия

Начиная групповые занятия, педагог, в первую очередь, объ­ясняет значение и задачи данного раздела, а также возможности его применения в творчестве актёра. Развитие речевого слуха, умение слышать себя и партнёра, особенности московского и ста­ромосковского говора, отличия устной речи от письменной - вот неполный список тем, которые должны обсуждаться на занятиях по орфоэпии. Будущие артисты должны понять, что классическая сценическая речь - это норма, а «характерность» речи - это воз­можное отклонение от речевой нормы, которое по необходимости используется для создания характерного образа (материал третье­го семестра).

На групповых занятиях педагог даёт основные правила и кон­тролирует их освоение, приветствуется также групповое прослу­шивание записей спектаклей Театра им. Евг. Вахтангова, МХАТа, Малого театра с участием прославленных мастеров русской сце­ны, таких как Р. Симонов, Б. Щукин, Ц. Мансурова, А. Орочко, М. Астангов, О. Книппер-Чехова, В. Москвин, В. Пашенная и др.

Стр. 61

Такие прослушивания развивают слух, прививают вкус и любовь к литературе и являются противовесом сленговому языку, кото­рый всё больше и больше внедряется в современную разговорную и сценическую речь.

1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом