Главная страница

Бруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов. Бруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практич. Методические рекомендации по основным разделам техники речи (первый год обучения) Дикция 38 Дыхание и постановка голоса 49


Скачать 3.98 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по основным разделам техники речи (первый год обучения) Дикция 38 Дыхание и постановка голоса 49
АнкорБруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов.doc
Дата20.09.2017
Размер3.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практич
ТипМетодические рекомендации
#15609
страница5 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7

Стр. 74

***

Два года обучения - для одних это огромный срок, за который можно успеть исправить свои основные речевые недостатки и приобрести основополагающие знания и умения. Для других стар­товая площадка для обдумывания.

Начинающим педагогам не нужно бояться задавать вопросы. Любой опытный преподаватель ответит и подробно разъяснит, для чего он делает со студентами то или иное упражнение, на что оно направлено, какие промежуточные задачи выполняет. Вполне вероятно, что, поняв всё это, магистрант или стажер возьмёт это упражнение «на вооружение», а может быть выберет другое иден­тичное или придумает своё. Но, поняв чужую педагогическую ло­гику и даже отвергнув её, проще создавать свою.

Многолетние наблюдения показывают, что в начале своего пути преподаватель пробует и использует огромное количество самых разнообразных упражнений, от многих из которых он бы­стро отказывается. Вероятно, таким образом, и происходит ста­новление педагогической индивидуальности и выработка крите­риев отбора. Методом проб и ошибок уточняется методика пре­подавания, выверяются методы работы, создаётся неповторимый педагогический почерк.

Приобретя опыт, преподаватель, как правило, имеет ограни­ченное количество результативных методически точных упраж­нений, которые могут варьироваться, дополняться или комбини­роваться в зависимости от индивидуальности студента. Здесь бу­дет уместно вспомнить, что великий русской полководец А.В. Су­воров говорил: «Побеждать надо не числом, а умением» и, не смотря на то* что учёба - не война, вдуматься в мудрость этих слов.

И студенты, и преподаватели начинают учиться в стенах ин­ститута, а затем всю свою жизнь продолжают этот захватываю­щий, интереснейший процесс. Только в этом случае, педагог не стоит на месте, а впитывает, осваивает новые формы и методы работы с актёрами.

Стр. 75

Для того, чтобы начать думать в системе, надо эту систему знать.

Если педагог освоил систему знаний - он профессионал!

Если он научился в ней мыслить и находить свой путь - педа­гогическая индивидуальность!

Примерная программа зачётов по сценической речи

I семестр

1. Упражнения по дыханию и голосу (общие и индивидуальные).

  1. Артикуляционная гимнастика (общая).

  2. Дикционная разминка (общая и индивидуальная).

а) Гласные звуки.

б) Согласные звуки, пройденные за первый семестр.

  1. Упражнения на словесное действие - пословицы, чистоговорки, этюды, споры (индивидуальные и парные).

  2. Русские народные сказки (общие, парные и индивидуальные).

  3. Цитаты.

П семестр

  1. Упражнения по дыханию и голосу (многие выполняются индивидуально).

  2. Упражнения, этюды и тексты на голосовой посыл (парные и индивидуальные).

  3. Дикционная разминка (общая и индивидуальная).

  4. Скороговорки, многоговорки, споры, стихи, этюды с использованием словесного действия (парные и индивидуальные).

  5. Упражнения и этюды на перемену темпо-ритма.

  6. Стихотворные тексты на перемену темпо-ритма (общие).

7. Публицистика (развернутый вариант цитат).

Стр. 76

8. Теоретическая сдача раздела «орфоэпия» по экзамена­ционным билетам (может быть проведена раньше на две-три не­дели).

Практические задания. Раздел «Дикция»

1. Распределите этапы работы в логической последовательности:

- звукосочетание

- артикуляционная гимнастика

- текст

- подготовка дыхательного аппарата к фонации конкретного

звука

- артикуляция конкретного звука

- скороговорка

- формирование конкретного звука

- чистоговорка

- слово

- фраза

словосочетание

2. Напишите и обоснуйте варианты последовательности постановки звуков русского языка.

3. Напишите и обоснуйте, какие учебные дисциплины могут быть использованы в дикционном тренинге.

Стр. 77

4. Напишите и обоснуйте, какие разделы предмета «Сценическая речь» могут быть использованы в дикционном тренинге.

5. Напишите варианты использования темпа-ритма при постановке звуков речи.

6.Напишите варианты использования упражнений по дыханию при постановке звуков речи.

7. Напишите варианты использования орфоэпических норм при постановке звуков русского языка.

8. Напишите варианты использования словесного действия в дикционном тренинге.

Стр. 78

9. Напишите варианты использования упражнений по голосоведению при постановке гласных звуков.

10. Напишите наиболее целесообразные варианты

использования словесного действия для развития

интонационно мелодического разнообразия при работе со сложными

звукосочетаниями.

11. Предложите варианты использования динамических упражнений на разных этапах преподавания раздела «Дикция».

Стр. 79

Сценическая речь

Учебная программа для студентов актерского факультета

1 Организационно –методический раздел

Цели обучения:

  • развитие и усовершенствование природных речевых и голосовых возможностей будущих актеров,

  • воспитание дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры актера,

  • обучение процессу овладения авторским словом, его содержательной, действенной, стилевой природой.

Задачи обучения:

  • приобретение навыков профессионального дыхания,

  • разработка звучного, гибкого голоса и умелое владение им, приобретение безупречной, ненавязчивой дикции,

  • овладение образцовым произношением, согласно современным нормам русского языка,

  • освоение основ словесного действия,

  • развитие речевого слуха.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Предмет «Сценическая речь» наряду с предметом «Мастерство актера» - ведущая дисциплина в системе профессиональной под­готовки будущего актера. Ведущий принцип обучения - ком­плексность преподавания всех аспектов сценической речи. Изучение предмета «Сценическая речь» состоит из двух этапов - техника речи и художественное чтение.

Стр. 80

Занятия по технике речи проводятся по группам и индивиду­ально. Занятия по художественному чтению - индивидуально. Студентам необходимо научиться самостоятельно отрабатывать отдельные навыки сценической речи по индивидуальному зада­нию педагога.

Начиная с приобретения элементарных речевых технических навыков, постепенно усложняя задачи, предмет «Техника речи» (дыхание, голос, дикция, орфоэпия, логика речи, стихосложение) переходит в предмет «Художественное чтение».

Студентам старших курсов по согласованию художественно­го руководителя курса с кафедрой, по необходимости, выделяют­ся отдельные часы по технике речи.

Итоговой формой обучения является зачет (1, 2, 3, 5, 7 семест­ры) и экзамен (4 и 7 семестр).

По решению кафедры студенты, ярко проявившие себя в ху­дожественном чтении, имеющие работы, которые смогут соста­вить основу будущего чтецкого репертуара, одновременно с ак­тёрским получают чтецкий диплом.

При кафедре существует институт подготовки стажеров и ма­гистрантов, к которым прикрепляется научный руководитель, курирующий его теоретическую и практическую работу. Стажеры и магистранты - полноправные члены кафедры и имеют право посещать занятия педагогов кафедры и участвовать в методиче­ских обсуждениях.

Педагогам кафедры рекомендуется проводить методическую работу, которая фиксирует и систематизирует результаты, полу­ченные на практике.

2. Краткое содержание курса

Первый семестр (17 недель)

Введение

- Предмет «Сценическая речь». Его цели и задачи.

- Концентрация внимания. Свобода мышц.

Стр. 81

Дыхание

- Понятие «дыхание в жизни» и «дыхание на сцене».

Нахождение, укрепление и активизация мышц дыхатель­но-голосовой опоры.

Развитие носового дыхания.

Понятие «Вдох» «Добор». Фиксированный выдох. Длинный выдох.

Упражнения, связанные с развитием* и закреплением полученных навыков. Голосоведение

Основное положение речевого аппарата. Воспитание начальных навыков фонации. Работа по нахождению и использованию резонаторов. «Закрытый» звук.

«Вывод» звука.

Развитие слуха. Групповое звучание. Звучание по голосовым регистрам. Расширение диапазона. Упражнения на закрепление полученных навыков. Дикция

Выявление индивидуальных речевых недостатков. Активизация частей речевого аппарата (артикуляция) Установка гласных звуков. (И-Э-А-О-У-Ы, е-я-е-ю) Установка согласных звуков, деление на группы по месту и способу их образования:

П,Б,В,Ф К,Г,Х С,3,Ц Т,ТЬ,Д,ДЬ

М, Н, Л, Р Ч, Ш, Ж, Щ

(Материал рассчитан на два семестра.)

- Интонационные конструкции (вопрос - ответ и др.). Упражнения на закрепление полученных навыков на основе словесного действия.

Орфоэпия (теория и практика)

- Нормы литературного языка. Работа со словарем

Отличие устной и письменной речи Старомосковское и современное произношение Ударение в слове

Стр. 82

Произношение безударных гласных Произношение согласных звуков Произношение отдельных грамматических форм Произношение заимствованных слов Орфоэпический разбор текстов

Первый семестр заканчивается зачетом по сценической речи. На зачете студенты должны продемонстрировать полученные на­выки по всем разделам предмета, пройденным за семестр.

Примерный план зачета

  1. Упражнения по дыханию и голосу (общие и индивидуальные)

  2. Артикуляционная гимнастика (общая)

  3. Дикционная разминка (общая и индивидуальная)

а) Гласные звуки

б) Согласные звуки. «Больные» звуки

  1. Пословицы, чистоговорки, этюды, споры (индивидуальные и парные)

  2. Русская народная сказка

  3. Цитаты

Второй семестр(17 недель)

Дыхание

Продолжение работы над укреплением мышц дыхательно-голосовой опоры

- Дыхание в речи Дыхание в движении

Упражнения, направленные на закрепление полученных навыков Голосоведение

- Нахождение и укрепление голосового центра. Индивидуальное голосоведение

«Посыл» звука Слабый и сильный звук

Стр. 83

Развитие диапазона голоса. Использование трех голосовых регистров

Упражнения, направленные на закрепление полученных навыков

Дикция

Артикуляционная гимнастика

Завершение установки согласных звуков

Дальнейшая работа над исправлением* индивидуальных речевых недостатков на материале скороговорок

Темпо-ритм речи

Понятия темпа и ритма

Удержание и смена темпо-ритма речи

Упражнения на закрепление полученных навыков

Орфоэпия (теория и практика)

Закрепление и совершенствование норм произношения

Понятие мелодики русского языка

Контрольный урок по разделу «орфоэпия»

Контроль сценической речи студента на предмете «Мас­терство актера» Второй семестр заканчивается зачетом по сценической речи.

Примерный план зачета

  1. Упражнения по дыханию и голосу (многие выполняются индивидуально)

  2. Голосовой «посыл» - упражнения, этюды и тексты (парные и индивидуальные)

  3. Дикционная разминка (общая и индивидуальная)

  4. Скороговорки, многоговорки, споры, стихи

  5. Темпо-ритм - упражнения, этюды, тексты

Публицистика

Стр. 84

Третий семестр (17 недель)

Техника речи

Совершенствование верных речевых навыков по всем пройденным разделам предмета (дикция, дыхание и голос, орфоэпия)

Расширенный групповой и индивидуальный тренинг по всем разделам предмета

Составление индивидуальной разминки (с учетом сложно­стей речевого аппарата каждого студента) для самостоятель­ного тренинга перед голосовой нагрузкой

Характерность речи

Понятие характерности речи (диалекты, говоры, акценты, манерность речи).

Характерность речи как средство выразительности для создания сценического образа.

Практическая работа по освоению прозаического, стихо­творного или драматургического материала.

Дальнейшее закрепление основных орфоэпических норм.

Логика речи (теория и практика)

Понятия: «логика речи», «значение» и «смысл», «дейст­венность слова». Темы:

1. Речевой такт.

2. Пауза (логическая и психологическая).

3. Логическое ударение.

4. Знаки препинания.

5. Инверсия.

6. Простое нераспространенное предложение.

7. Распространенное

предложение (согласованные и несогласованные определения, дополнение, обстоятель­ства, обращение, однородные члены предложения, пере­числения).

8. Понятие «вводного».

Стр. 85

  1. Новое понятие.

  2. Сравнение. Противопоставление.

  3. Период.

  4. Логическая перспектива.

Практическая работа над прозаическим материалом. Раз­бор текстов из русской классической литературы. - Чтение с листа.

Контроль сценической речи студентов на предмете «мастерство актера».

Примерный план зачета

  1. Усложненная и расширенная дыхательно-голосовая разминка (групповое и индивидуальное звучание).

  2. Чтение публицистических и художественных текстов с использованием голосовых, дикционных, орфоэпических навыков, положенных на словесное действие, с учетом пройденного материала по разделу «Логика речи».

Четвертый семестр (17 недель)

Техника речи

Закрепление и совершенствование речевых навыков по всем разделам предмета.

Совершенствование голосовых возможностей каждого студента.

Работа с гекзаметром.

Стихосложение (теория и практика)

Понятие ритма. Темы:

  1. Системы стихосложения.

  2. Рифма:

Способы рифмовки (парные, перекрестные, кольцевые,

внутренние).

Степень точности (точные, диссонансные, ассонансные,

составные).

Стр. 86

Слоговые окончания (мужские, женские, дактилические, гипердактилические).

  1. Силлабо-тоническое стихосложение.

  2. Строфа (двустишье, терцины, четверостишья, октавы, оды, сонеты. Венок сонетов. Онегинская строфа).

  3. Белый стих.

  4. Вольный стих.

  5. Паузный стих.

  6. Свободный стих.

  7. Тонический стих.

  8. Пауза (конечная, цезура, фермата).

  9. Переносы (зашагивание)

  10. Ритм и смысл.

Практическая работа над стихотворным текстом на мате­риале русской классической и современной поэтической лите­ратуры.

Сдача контрольного урока по теме «Логика речи» и «Стихосложение».

- Контроль сценической речи студентов на предмете «Мастерство актера».

Четвертый семестр заканчивается экзаменом по технике сце­нической речи. На экзамене студенты должны продемонстриро­вать полученные навыки по всем разделам предмета.

Примерный план экзамена

  1. Дыхательная, голосовая и дикционная разминка (по усмотрению педагога).

  2. Соединение работы по стиху и по голосу (общее и индивидуальное звучание).

  3. Индивидуальное прочтение стихотворного русского классического и современного материала.

Стр. 87

Пятый семестр (17 недель).

Шестой и седьмой семестры (по 16 недель)

Групповые разминки по технике речи

Закрепление и совершенствование навыков по дыханию, голосу и орфоэпии.

Работа над речью студентов в отрывках и дипломных спектаклях.

Успехи студентов по технике речи учитываются при выстав­лении отметок по художественному чтению.

Художественное чтение (индивидуально)

Выбор материала.

Жанр произведения. Стиль автора.

Образ рассказчика и образы действующих лиц.

Кинолента видений.

Тема и идея. Мысль и смысл.

Сквозное действие.

Логическая перспектива.

Сверхзадача исполнителя.

Средства выразительности.

Пятый и седьмой семестры заканчиваются зачетом. Шестой семестр заканчивается экзаменом. На зачеты и экзамен по художественному чтению выносятся отрывки, предпочтительно из русской классической литературы.

3. Учебно-методическое обеспечение курса

Использование методических пособий, разработанных для студентов актерского факультета.

Поэтапное освоение тем и разделов данных пособий.

Самостоятельное выполнение индивидуальных заданий, полу­ченных от педагога на основе данных методических разработок.

Стр. 88

Совместная с педагогом разработка индивидуальных речеголосовых тренингов по разделам предмета.

Подбор материала для самостоятельного закрепления прой­денного материала.

Изучение специальной литературы по предмету «Сценическая речь» для ответов на контрольные вопросы.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
связь с админом