Главная страница

Бруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов. Бруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практич. Методические рекомендации по основным разделам техники речи (первый год обучения) Дикция 38 Дыхание и постановка голоса 49


Скачать 3.98 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по основным разделам техники речи (первый год обучения) Дикция 38 Дыхание и постановка голоса 49
АнкорБруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов.doc
Дата22.09.2017
Размер3.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практич
ТипМетодические рекомендации
#17250
страница1 из 7
Каталог

С этим файлом связано 42168 файл(ов). Среди них: lekcii_po_gigiene.doc, Ftiziatria_zadachi.doc, Kak_pravilno_prisedat_Polnoe_rukovodstvo.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_2.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_1.pdf, 20_prichin_chtoby_prisedat_prisedat_i_esche_raz_prisedat.pdf, Огоньки(знакомства,конфликтные,адаптации итд).doc, vasileva_okruzhayuschiy_mir.docx, ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, ЛОВКОСТЬ, РЕА и ещё 42158 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7







Составители

учебных программ по курсу «Сценическая речь» для магистров и студентов актерского факультета

кандидат педагогических наук доцент кафедры сценической речи Театрального института им. Б.Щукина

А. М. Бруссер

кандидат филологических наук, профессор кафедры сценической речи Театрального института им. Б.Щукина

М. П. Оссовская

Практические задания. Раздел «Дикция»

А.М. Бруссер, М.Н. Радциг

© А.М.Бруссер, автор, 2008 г.

А. М. Бруссер

Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов.. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008, -112 с

Содержание

Введение

5…..Педагогическая компетентность

Формирование педагогической индивидуальности [7]

Организация учебного процесса[11]

Создание рабочей атмосферы[14]

Междисциплинарные связи[16]

Внутрипредметные связи[23]

Индивидуальность педагогического подхода[27]

Урок. Прогон (репетиция). Показ (зачёт) [29]

38…..Методические рекомендации по основным разделам техники

речи

(первый год обучения) Дикция[38]

Дыхание и постановка голоса[49]

Орфоэпия[61]

Анализ художественных текстов как способ овладения речевыми

средствами выразительности[68]

76……Примерная программа зачётов по сценической речи

77…..Контрольные вопросы по разделам предмета «Методика

преподавания сценической речи»

78……Практические задания. Раздел «Дикция»

80 Сценическая речь. Учебная программа для

студентов актерского факультета

95….Сценическая речь. Учебная программа для магистров

Рождение педагогической индивидуальности — трудно прогнози­ровать. Актёры далеко не всегда занимаются театральной педагогикой - нехватка времени, нежелание заниматься чужой судьбой или другая неведомая причина останавливают их. Однако находятся и такие, ко­торые ищут в педагогике призвание и на многие годы связывают с ней свою жизнь. Путь в педагогику у каждого свой. И все же не каждый, кто пришёл в театральную школу преподавать, сразу может похва­статься своим педагогическим почерком и мастерством.

Известно, что любая профессиональная деятельность требует оп­ределённой предрасположенности. Для педагогической деятельности необходимы такие качества как воля, терпение, такт, ответственность, художественный вкус, чувство меры ... Желание помочь студенту во чтобы то ни стало - вот реальный путь к рождению педагогической индивидуальности. К этому прибавляются знания, опыт, интеллект и другие составляющие элементы педагогики.

Освоение методики и методов преподавания, организации и логи­ки учебного процесса, создание творческой атмосферы и налаживание дисциплины, глубинные взаимосвязи предметов и разделов - всё это увлекательное путешествие в страну под названием «Театральная пе­дагогика».

Вы держите в руках книгу «Сценическая речь. Методические ре­комендации и практические задания для начинающих педагогов теат­ральных вузов». В ней предпринята попытка обобщить и проанализи­ровать опыт работы автора с магистрантами и стажерами Театрального института имени Б. Щукина в рамках авторского курса «Методика преподавания предмета «Сценическая речь».

Надеемся, что методические рекомендации, практические задания и подбор рекомендуемой литературы помогут всем желающим пройти непростой путь становления и формирования педагогической индиви­дуальности.

Стр. 4

Педагогическая компетентность

В театральном институте имени Б. Щукина существует практика под­готовки преподавателей основных театральных дисциплин (мастерство актера, сценическая речь, сценическое движение, режиссура). На кафедре сценической речи института разработана специальная, рас­считанная на два года программа, по которой обучаются магистранты и стажеры.

Стандарты и общепринятые формы учебных программ и методи­ческих пособий имеют строгие структурные рамки, в которых сложно уместить живой творческий процесс театрального образования.

Надо признать, что есть методы обучения, которые сложно зафик­сировать и описать. Это такие неуловимые субстанции, как атмосфера, юмор, энергетика, заразительность, эмоциональность - то, без чего профессия актёра не существует. Именно поэтому профессиональное обучение актёров, режиссеров, театральных педагогов передаётся «из 1>ук в руки, из уст в уста».

И всё же, необходимо предпринять попытки фиксировать и обоб­щать огромный практический опыт, накопленный разными поколе­ниями преподавателей по сценической речи.

К сожалению, бывает так, что педагог во главу угла ставит собственные амбиции. В таком случае студент является для него лишь средством самореализации. Главная задача театральной педагогики состо-И1 к том, чтобы направить усилия других людей на достижение по-( лишенных целей, добиться от учащихся использования их внутреннего потенциала, раскрыть их творческую индивидуальность.

Актер проходит длительное, углублённое, разностороннее обуче­ние, прежде чем добивается свободы, ведущей его к творчеству. А на­чинающему педагогу придётся приобретать дополнительные знания, умения и навыки, необходимые для преподавательской работы.

Педагог по сценической речи должен быть квалифицированным профессионалом в различных областях знаний. Педагогика, акмеология, психология, теория актёрского мастерства, физиология, логопедии, фониатрия, орфоэпия, риторика, стиховедение, литературоведение

Стр.5

и анализ текста - вот неполный перечень обязательных для освое­ния научных направлений.

Практически все магистранты и стажёры кафедры сценической речи являются выпускниками актёрских факультетов театральных ву­зов и, естественно, обладают такими обязательными для актёра каче­ствами как обаяние, заразительность, темперамент и др. Все эти каче­ства могут в большой степени быть полезными в педагогической дея­тельности. Творческий процесс в театральной -школе невозможен без практического знания законов театра, понимания сложности, кропот­ливости и уровня затрат актёрской профессии.

Однако существует опасность подмены истинного освоения ме­тодики преподавания предмета «Сценическая речь» актёрским «разыг­рыванием». Нельзя путать умение эмоционального, заразительного общения - «дружбы» — с углублёнными знаниями в области техники речи. Необходимо вырабатывать педагогическую компетентность.

Компетентность преподавателя складывается из знания, умения и отношения. Только комплексное понимание компетентности может дать положительный результат.

На первом этапе обучения будущий педагог должен сформировать фундамент своей деятельности - получить основные знания по инте­ресующему его предмету и изучить необходимые родственные науки.

Далее следует приобретение профессиональных умений по всем разделам предмета. Преподаватель должен не только сам уметь вы­полнить то или иное упражнение, но и объяснить студентам его цель, задачу, место этого упражнения в системе профессиональной подго­товки актёра. Он должен не только уметь определить, «услышать» ре­чевые ошибки студентов, но и в полной мере овладеть методикой ис­правления речевых недостатков, а также своей работой уметь добиться положительного результата, используя в своей деятельности необхо­димые педагогические и психологические элементы воздействия на аудиторию.

Третья, чрезвычайно важная составляющая - отношение к учеб­ному процессу. «Педагог являет собою пример для подражания» - эта формула накладывает на каждого из нас определённые обязательства. Внутренняя и внешняя дисциплина, искренняя заинтересованность в процессе обучения, понимание гуманности всей педагогической

Стр. 6

деятельности, уважение к учащемуся - вот неполный перечень обязатель­ных для обдумывания и выполнения тем.

Сочетание всех трёх компонентов компетентности - знания, уме­ния и отношения складывается в профессиональную пригодность педагога.

Далее стоят вопросы творческого роста, раскрытия индивиду­альных возможностей, максимальной личностной самореализации.

Задание:

  • Откройте список рекомендуемой литературы и составьте индивидуальный план поэтапного чтения.

  • Оцените качество своей речи, с учётом овладения всех основных разделов предмета.

  • Обратите внимание на свою внутреннюю и внешнюю дисциплину.

Формирование педагогической индивидуальности

Что такое педагогическая индивидуальность? Из чего она склады­вается? Как выработать свой педагогический почерк? Думается, что ни вопросы волнуют каждого, кто с любовью занимается общей и театральной педагогикой.

Практическое освоение методики преподавания сценической речи также основывается на приобретении всех трёх компонентов компе­тентности. Физик Л. Ландау говорил, что создание методики несоиз­мерим» по своей значимости с конкретным, даже положительным результатом, так как она (методика) может дать большое количество разнообразных результатов.

Думается, что в практике театральной педагогики существует множество рекомендаций по обучению магистрантов и стажёров, од­ним» до сих пор они не находили должного отражения в учебно-методической литературе. Определим некоторые возможные пути и и. 1|>п.шил такого обучения.

III) кафедре сценической речи Театрального института имени Б. Щукина учебный процесс будущих преподавателей делится на три основные этапа. (А.М. Бруссер, М.П. Оссовская. Сценическая речь. Учебная программа для магистрантов. Издательство Театрального института имени Б. Щукина. М, 2006.)

Стр.7

Первый этап обучения складывается из чтения и анализа учебно-методической литературы (это необходимо продолжать на протяжении всей преподавательской деятельности), а также приобретения «созер­цательного» опыта на занятиях ведущих педагогов кафедры. Такое сочетание позволяет начинающему педагогу:

  • осознать объём и перспективу своей новой деятельности,

  • соотнести теоретические основы предмета с их практической

реализацией,

  • использовать разнообразие теоретических и практических разработок для самостоятельного педагогического опыта,

  • понять значимость индивидуального подхода при переходе от

теории к практике,

освоить методику и методы обучения студентов технике сценической речи в театральном вузе,

  • выработать критерии отбора материала в соответствии с личностными особенностями,

  • понять принцип организации учебного процесса и обдумать возможности его усовершенствования,

  • сопоставить задачи обучения, стоящие перед студентом и начинающим педагогом,

  • развить и довести до совершенства собственный речевой аппарат,

  • обозначить цели и задачи обучения аспирантов и стажёров на

разных этапах.

Этот этап чрезвычайно важен для получения фундаментальных знаний по всем разделам предмета и формирования коммуникативной педагогической культуры. Кроме этого, в целях организации учебного процесса, рекомендуется завести специальные тетради для записи сво­их профессиональных впечатлений. Эти «рационализаторские» идеи могут быть проанализированы, а также испробованы на практике во время второго и третьего этапа обучения. В результате подобной реф­лексии, обучающийся либо отрицает свои же мысли, либо утверждает­ся в них. При этом надо оговориться, что в теории и практике предме­та «Сценическая речь» есть незыблемые составляющие, которые не могут быть изменены в зависимости от воли учащегося, такие как

Стр. 8

закономерности методики преподавания, нормы литературного произношения, физиологические особенности организма и т.п.

Первый этап заканчивается теоретическим внугрикафедральным

экзаменом.

Второй этап обучения - продолжение созерцательного опыта в со­тни с пробной самостоятельной практикой, которая должна проходит под руководством основного педагога или научного руководителя. Такое объединение позволяет:

  • мотивировать необходимость дальнейшего обучения и самоусовершенствования,

  • понять неоднозначность и вариативность преобразования теоретических знаний в практические умения,

  • соотнести свою педагогическую практику с практическими умениями и навыками опытных педагогов и проанализировать сходства

  • осознать необходимость дополнительного изучения сопутствующих дисциплин таких, как педагогика, психология и других,

  • понять, что создание педагогической индивидуальности это длитигельный процесс углублённого изучения всех аспектов предмета,

 осознать необходимость индивидуального подхода к каждому студенту для повышения эффективности учебного процесса,

  • экспериментально исследовать результаты применения личностных воздействий на студентов (создание дисциплины, атмосферы, авторитета и т.д.),

  • проверить на практике свои видения педагогической подачи
    материала,

  • попробовать добиться реального положительного результата
    и обучении студентов.

Второй этап обучения должен заканчиваться подробным анализом, уточнением целей и задач обучения, постановкой конкретных проблемных вопросов, требующих обдумывания, изучения и проверки на практике.

Как правило, второй этап является важным в процессе становле­нии педагогической индивидуальности. Переход к пробно-самостоятельной практике демонстрирует готовность преподавателяI учить к третьему самостоятельному этапу обучения.

Стр. 9

В редких случаях второй этап может быть пропущен. Если аспи­рант или стажёр является взрослым человеком с опытом театральной или педагогической деятельности, то его индивидуальный план может включать в себя не три, а два этапа обучения. То есть после ознакоми­тельного сразу следует самостоятельный этап.

Однако бывают случаи, когда отсутствует третий этап обучения. Если магистрант или стажёр, по мнению научного руководителя, не готов к самостоятельной педагогической деятельности, то его обуче­ние заканчивается на втором этапе, но он должен в обязательном по­рядке провести открытый урок, пригласить преподавателей кафедры и продемонстрировать уровень своих практических умений.

Надо отметить, что при любой педагогической практике невоз­можно освоить все разделы предмета в равной степени. Особенно сложно сразу постичь комплексное видение всего предмета в целом. Для этого требуется не один год. Больше того, с приобретением прак­тического опыта количество вопросов не уменьшается, а увеличивает­ся. А так как известно, что нет предела совершенству, то, само собой разумеется, что каждый из учащихся переходит с одной ступени по­знания на другую - более высокую. Самое страшное в педагогической деятельности перестать сомневаться, закончить профессиональный поиск и считать себя «истиной в последней инстанции».

Третий этап - полноценная самостоятельная педагогическая дея­тельность. На протяжении этого этапа:

  • продолжает формироваться педагогическая индивидуальность,

  • реализуется на практике освоение методики преподавания,

  • вырабатываются наиболее эффективные методы работы,

  • происходит осознание педагогической ответственности,

  • приобретается систематический опыт продуктивного общения со студентами,

  • вырабатываются критерии оценки работы студентов,

  • определяются критерии самооценки,

усиливается мотивация педагогической деятельности.

Третий этап заканчивается для магистрантов защитой магистер­ской диссертации, а для стажёров внутрикафедральным экзаменом. По окончании обучения все учащиеся получают соответствующие квали­фикационные документы и полноправно встают на путь профессионального усовершенствования.

Стр. 10

Задание:

- Продумайте разнообразные варианты мотивации студентов во время групповых и индивидуальных занятий.

  • Определите критерии оценки работы студента на уроке и дома.

  • Адаптируйте выбранное вами упражнение для разных студентов с учётом индивидуального подхода.

Организация учебного процесса

Воспитание отношения студентов к профессии в целом и к отдельной дисциплине в частности даёт возможность преподавателю предъявлять студентам конкретные требования:

  • не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший
    не только сам пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом концентрации группового и индивидуального внимании, по и отвлекает своим приходом остальных студентов и преподавателя;


  • добиться с первых же уроков наличия отдельной тетради у каждого студента для записи упражнений и текстов, рассчитанную на два года занятий по технике речи. Эта тетрадь будет содержать все

иные чипы обучения и может пригодиться не только в стенах института но и при работе в театре;

  • приходить заранее и готовить аудиторию к занятиям (проветривать, ставить стол и стул педагогу и стулья студентам, освобождать
    комнату от лишней мебели и т.д. и т.п.);


  • иметь, при себе методические материалы, необходимые для работы;

  • иметь при себе зеркало для контроля артикуляционных и дикционных упражнений;

  • приходить на занятия подготовленным и заниматься самодисциплиной

Студенты, которые выполняют эти элементарные требования, как пришит, собранны и готовы к уроку. Это помогает им в полном объёме усваивать предложенный педагогом теоретический и практический

материал. С такими студентами легко работать, своей работоспособность они стимулируют фантазию педагога и являются примером для

однокурсников.

Стр.11

Проблема налаживания дисциплины в большей или меньшей степени стоит перед каждым преподавателем. Студенты- первокурсники приходят на занятия с установившимися школьными представлениями о процессе обучения. Часто психологический настрой можно определить следующей фразой: «я пришёл, а вы меня учите». Такая позиция усложняет одну из важнейших задач театральной педагогики выявление творческого потенциала личности учащегося. Именно поэтому преподаватель должен стараться убедить студента в целесообразности другой (Вахтанговской) формулы: «Нельзя научить, можно научиться».

Важно помнить, что на первом этапе занятий всё зависит от про­фессионализма, компетентности и личностных характеристик препо­давателя. Первые уроки определяют всю дальнейшую работу, взаимо­понимание, манеру общения и эффективность процесса обучения по данной дисциплине.

На наш взгляд, обязательным условием занятий должно стать со­четание доброжелательности и требовательности. Именно оно являет­ся основой создания рабочей творческой атмосферы.

Преподаватель должен приходить на урок подготовленным и соб­ранным. Профессиональная подготовка включает в себя продумыва­ние основных тем занятий, отбор упражнений по этим темам, разра­ботку плана урока и т.д. Начинающему педагогу необходима домаш­няя кропотливая методическая работа. Она облегчает проведение пер­вых самостоятельных занятий и предохраняет от методических неточ­ностей на уроке.

Для упрощения процесса планирования рекомендуется собирать и использовать картотеку упражнений, в которой можно отражать: ис­точник, раздел, тему, краткое описание упражнения и педагогическую задачу. Таким образом, процесс планирования может быть ограничен подбором и раскладыванием в определённой последовательности не­обходимых карточек, которыми надо без стеснения пользоваться во время проведения занятий.

Запоминание последовательности упражнений и понимание ва­риативности их использования приходит с опытом работы и непосред­ственно связано с уточнением комплексной методики преподавания предмета «Сценическая речь».

Стр. 12

Собранность преподавателя подразумевает настрой на профессиональное общение, волевое отключение от посторонних мыслей и житейских проблем, желание добиться максимального результата в запланированном процессе.

К сожалению, бывает так, что подготовленный во всех отношени­ях педагог приходит на занятия и сталкивается с неготовностью студентов воспринимать продуманный и собранный им материал. В таком случае не имеет смысла срывать на них свой гнев и обиду за потрачен­ное напрасно время. Во-первых, проделанная вами работа не прошла даром, она обязательно пригодится на другом уроке. А во-вторых, сту­денты пришли не подготовленными не потому, что они хотели сорвать занятия, а по неорганизованности, несобранности или по каким-либо чрезвычайным (на их взгляд) обстоятельствам.

Намного эффективнее приложить все усилия для того, чтобы со­хранить урок, постепенно привести студентов в рабочее состояние и успеть сделать хотя бы часть намеченного.

Всё это требует огромного терпения, воли, такта, любви и уваже­ния к своей профессии, которое вольно или невольно передаётся уче­никам и делает их вашими единомышленниками.

Профессия актёра, так же, как любая другая профессия, связанная

автоматизацией полученных навыков, должна руководствоваться формулой: «Понять - значит сделать и уметь повторить». Нельзя верить, студенту, который после объяснения педагога на вопрос: «Понятно?» - отвечает: «Понятно».

Задача преподавателя состоит в том, чтобы добиться от каждого студента чёткого выполнения упражнения под контролем и самостоятельно. Только в этом случае можно надеяться, что студент сможет отрабатывать данное упражнение в домашних условиях. В противном случае, кивнув педагогу и, сказав: «Понятно», студент в одиночестве проделает упражнение ошибочно и таким образом выработает неверный навык.

Для эффективного закрепления полученных навыков и умений рекомендуется не торопить студентов и иметь терпение дождаться закономерного результата, надеясь на то, что регулярные правильно проведенные занятия обязательно переведут количество верных повторов

в качество того или иного упражнения.

Стр. 13

Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы настоять на своём мнении, но и в том, чтобы, доказав студентам их профессио­нальную, а не человеческую несостоятельность, убедить их в необхо­димости освоения того или иного раздела предмета.

Невозможно предугадать все возникшие проблемы учебного про­цесса, невозможно иметь заранее придуманные варианты поведения преподавателя в той или иной учебной или даже конфликтной ситуа­ции. Главное - уважительно относиться к студенту и искренно хотеть, чтобы у него всё получалось.

Задание:

  • Начать работу по созданию картотеки упражнений.

  • Наблюдать и анализировать поведение различных педагогов в конфликтных ситуациях урока, продумывать варианты своего педагогического поведения в схожей ситуации.

  • Продумать несколько вариантов начала занятия.

Создание рабочей атмосферы

Вопрос налаживания дисциплины тесным образом связан с созда­нием творческой атмосферы. Как наладить отношения со студентами и не давать им бездельничать? Как достичь равновесия человеческой и творческой активности? Как заставить их работать и не потерять инте­рес?

Все эти вопросы волнуют не только начинающих, но и вполне опытных педагогов. Конечно, не существует единых рецептов, и каж­дый, кто занимается педагогической деятельностью, вырабатывает свои, приходящие с опытом, варианты общения и выхода из кон­фликтных ситуаций.

Однако, вероятно, можно акцентировать внимание на некоторых особенностях коммуникативной культуры. Вот, что пишет И.И. Зарецкая в своей книге «Коммуникативная культура педагога и руководите­ля»:

«Важное условие гуманизации деятельности педагога - овладение методами психолого-педагогической поддержки. Поддержка требуется на всех этапах развития воспитанника. Первый этап - открытие ребён­ком своих возможностей. Психолого-педагогическая поддержка на этом этапе состоит в создании условий, благодаря которым воспитан­ник поверит в свои силы. Второй этап - возникновение потребности в

Стр. 14

реализации своих возможностей. Чтобы такая возможность возникла, педагогическая поддержка направлена на поиск стимулов, т.е. внеш­них побудителей, которые формируют внутреннюю готовность к действию. мотив. Третий этап - реализация потребности в деятельности, адекватной возможностям и склонностям личности. Вот на этом этапе поддержкой будет включение в ту деятельность, которая позволит самоактуализироваться и самоутвердиться в новом личностном приобретении.

Всё это возможно только при условии создания доброжелатель­ной, доверительной атмосферы. Преподаватель должен быть настроен на положительный результат, эффективный процесс, радоваться успехам студентов и иметь верные установки до и во время урока.

Главная тема обеспокоенности педагога - непрерывность процесса обучения. Его внимание, сосредоточенное на деле, его критерии иконки, которые касаются не студента, а того, что он делает, его умение добиться положительного результата - обеспечат создание той неповторимой атмосферы творчества, о которой мечтает каждый педа­гог, и к которой студент максимально реализует свой творческий потенциал.

Доверие педагога - его надежда на то, что студент обязательно

выполнит данное ему задание, вера в возможности студента, уважение

к нему и соединении с доверием ученика, ощущением, что преподаватель в силах дать ему все необходимые знания и умения - может содействовать созданию такой атмосферы.

К сожалению, многие преподаватели склонны рассматривать поведение ученика на уроке, как положительное или негативное отношение к себе. Как правило, эти два понятия не имеют ничего, общего.

Студент может прекрасно относиться к педагогу, но не уметь сосредоточить, свое с внимание на нужном упражнении, а может идеально себя И мри плохих взаимоотношениях.

В учебном процессе, как правило, приобретают знания обе стороны. Даже опытный преподаватель не может знать всё без исключения, поэтому, не имея ответа на конкретный вопрос студента, начинающий преподаватель не должен стесняться. Самое лучшее в таком случае, четно признаться

в своём незнании и перенести ответ на следующий урок, и не наводить «тень на плетень» и выставлять ученика в дурном свете за «неудачно» заданный вопрос. В таком случае, студент будет

Стр. 15.

чувствовать в преподавателе не отстранённого контролера, а автори­тетного учителя.

Необходимо помнить, что

  • точность объяснения домашнего задания, образные примеры и своевременный контроль стимулируют учащихся к творчеству,

  • конструктивная критика, которая направлена на достижение результата, а не на корректировку и неприятие личности, даёт возможность уточнения всех аспектов предмета,

  • учёт индивидуальных психологических и профессиональных
    особенностей повышает эффективность учебного процесса,


  • разработка новых методов обучения повышает творческий потенциал.

Всё это и многое другое способствует созданию творческой атмо­сферы на уроках по сценической речи. Задание:

  • Анализируйте уроки преподавателей. Обратите внимание на методы, которые способствуют созданию рабочей, творческой атмосферы.

  • Проанализируйте конфликтную ситуацию, предложите свои
    варианты ее решения.


Междисциплинарные связи

Последовательность изучения отдельных разделов предмета пре­дусматривает принцип комплексности, состоящий в том, что каждый последующий раздел объединяет навыки техники речи, полученные при освоении предыдущих разделов предмета. Это играет значитель­ную роль при выработке профессиональных критериев оценки работы студентов. Так, работая с русской народной сказкой, педагог обращает внимание не только на точность ударений, соблюдение норм совре­менного произношения и другие орфоэпические особенности, но и на распределение выдоха, дикционную точность, звучание голоса и т.д.

Вторым комплексом является совмещение в едином учебном про­цессе освоения студентами предметов «Мастерство актёра» и «Сцени­ческая речь».

Программа обучения студентов построена таким образом, что па занятиях по мастерству актёра (упражнения, этюды, отрывки, роли и

Стр. 16

дипломных спектаклях) студент должен использовать навыки, приоб­ретенные ранее на занятиях по технике речи.

Так, в программе предмета «Мастерство актёра» Театрального института имени Б. Щукина (А.Г. Буров, П.Е.Любимцев. Мастерство актёра. Учебная программа для студентов актёрского факультета. Из­дательство Театрального института имени Б. Щукина. М., 2005.) в III семестре предусмотрены наблюдения, профнавыки и этюды к образу. (Профнавыки — упражнения, которые помогают студентам освоить определённый профессиональный навык чистильщик обуви, конди­тер, официант и др. Этюды к образу - студенты этюдным методом по­стигают данные им образы специально выбранного произведения -играть нужно вымышленные ситуации, не прописанные в произведе­нии.)

Для того чтобы полноценно освоить эти упражнения и этюды, не­обходимо овладеть одной из составляющих элементов образа - харак­терностью речи. Именно поэтому в программе по сценической речи в III семестре предусмотрен этот раздел. Таким образом, занятия по ос­воению характерности речи параллельно проходят по двум предметам, что помогает студентам более эффективно освоить предложенный раз­дел.

Многолетняя педагогическая практика показывает, что реализация комплексного подхода даёт возможность будущему артисту использо­вать речевые навыки в своей профессиональной деятельности. Таким образом, роль специальных дисциплин, в том числе сценической речи, значительно расширяется и приобретает не узконаправленное, а общепрофессиональное значение.

Ниже приведена модель междисциплинарных связей, иллюстри­рующая данное положение на примере первых четырёх семестров. Необходимо учитывать, что данная модель демонстрирует посеместровые параллели и не ставит перед собой задачу обязательного совме­щения отдельных тем предложенных предметов.

Стр. 17

Модель междисциплинарных связей


Разделы программы предмета «Мастерство актёра»


Разделы программы предмета «Сценическая

речь»

I семестр


Задача семестра - подготовить речевой аппарат студента к рождению слова. Студенты действуют на сцене «от себя» - «я» в предлагаемых обстоятельствах. Все упражнения и этюды проходят без слов - в усло­виях «органического молчания».


Сценическое внимание


Выявление индивидуальных речевых недостатков студентов


Освобождение мышц

Снятие мышечных зажимов

Воображение и фантазия


Нахождение, укрепление и активизация мышц дыхательно-голосовой опоры


Предлагаемые обстоятельства


Воспитание начальных навыков фонации

Упражнения на память физических действий

Работа по нахождению и

использова­нию резонаторов


Физическое самочувствие Перемена отношения к предмету


«Вывод звука»

Перемена отношения к месту действия

Установка гласных и согласных звуков


Оценка факта


Нормы литературного языка Отличия устной и письменной речи

Перемена отношения к парт­неру


Отличия устной и письменной речи


Этюды на общение в услови­ях «органического молчания»


Упражнения на закрепление получен­ных навыков на основе словесного

действия


II семестр


Показ самостоятельных от­рывков


Продолжение работы над укреплением мышц дыхательно-голосовой опоры


Упражнения и этюды на об­щение со словами

Дыхание в речи




Дыхание в движении Нахождение и укрепление голосового центра (в групповом и индивидуаль­ном варианте)


Рождение слова на сцене Контроль педагогов по мас­терству актёра и сценической речи за использованием на­выков, полученных на заня­тиях по сценической речи в I семестре


«Посыл» звука Развитие диапазона голоса Завершение установки согласных зву­ков

Дальнейшая работа над исправлением индивидуальных речевых недостатков на материале скороговорок Понятие темпа и ритма речи Удержание и смена темпо-ритма речи

Совершенствование норм

произноше­ния

Понятие мелодики русского языка Упражнения, направленные на закреп­ление полученных навыков.


III семестр


Наблюдения за людьми, за животными, упражнения на фантазию

Проверка полученных ранее навыков


Профнавыки - упражнения на приобретение профессиональных

умений

Составление индивидуальной размин­ки с учетом сложностей речевого ап­парата каждого студента

Этюды к образу

Характерность речи

Контроль сценической речи студентов с учетом пройден- ного речевого материала. Применение раздела «Харак­терность речи» в упражнени­ях и этюдах на занятиях по мастерству актёра.


Логика речи

Чтение с листа

IV семестр

Педагогические отрывки


Самостоятельные отрывки

Совершенствование речевых

навыков каждого студента и

использование их на занятиях по

мастерству актёра.


Индивидуальные и групповые

размин­ки по всем разделам

предмета
Стихосложение



Задачи второго года обучения сценической речи заключаются:

  • в автоматизации навыков по разделам «техники речи» и свободном использовании их на занятиях по мастерству актёра;

  • в составлении индивидуальной разминки, задача которой состоит в том, чтобы уметь самостоятельно подготовить свой речевой аппарат к звучанию;

  • в освоении действенного анализа прозаического и поэтического

текста.

Для осуществления предложенной временной взаимосвязи двух предметов необходим поэтапный контроль и мотивация методики и ме­тодологии профессионального обучения. Основные, обязательные этапы контроля речи студентов на занятиях и показах по мастерству актёра:

• самостоятельные отрывки - март - второй семестр

  • переход от этюдов на «органическое молчание» к этюдам «с импровизированным текстом» - занятия, прогоны и экзамен второго семестра;

  •   1   2   3   4   5   6   7

    перейти в каталог файлов
связь с админом