Перечень вопросов по всему курсу
1 семестр
1. «Дыхание в жизни» и «дыхание на сцене». Назовите сходства и различия.
Понятия: вдох - выдох - добор воздуха. Что вы знаете об этом?
Что такое «опора» звука?
Что такое резонаторы и для чего они существуют?
Как образуются губные звуки - П, Б, В, Ф?
Чем отличаются согласные от гласных?
В образовании каких звуков активно участвует кончик языка?
Чем отличается звукообразование К,Г,Х от СДЦ ?
Что изменяется при образовании твердых и мягких звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ,Д-ДЬ.
Что такое говор? Как вы работаете над его исправлением?
2 семестр
Как восстановить дыхание после физической нагрузки?
Какие вы знаете голосовые атаки?
Что такое «посыл» звука?
Есть ли разница в понятиях «сила» и «громкость» звука?
Что вы знаете о голосовых регистрах?
Стр. 89
Какие вы знаете составные гласные звуки?
Отличия в образовании звуков «ш» и «ж»?
Что такое йот? Его значение в разделах «Орфоэпия» и «Дикция».
Что вы знаете о понятиях «темп» и «ритм»?
Как работать со скороговорками?
3 семестр.
Сравните разделы «Орфоэпия и «Характерность речи».
Что такое логика речи? Для чего она нужна?
Значение контекста.
4 семестр
Как вы готовите свой аппарат к звучанию?
Отличие стихов от прозы?
5, 6, 7 семестры
Что такое текст и что такое подтекст?
Значение «видений» в работе актера-чтеца.
Что такое стиль автора? Сравните стили двух любимых Вами авторов.
В чем отличие чтеца от актера?
4. Распределение часов курса по темам и видам работ
Число часов в семестре на 1-м и 2-м курсах в расчете на 1-го студента (1-й -4-й семестры -17 недель).
Групповые занятия:
4 часа в неделю х 17 недель х 4 семестра = 272 час. Индивидуальные занятия:
15 мин./неделя х 17 недель х 4 семестра = 22 2/3 час. Прогоны зачетов и экзамена: 2 часа на человека х 4 семестра х = 8 час. Теория сценической речи:
Стр. 90
1 час в неделю х 2 семестра = 34 час.
Во втором семестре прибавляются часы на консультации и контрольный урок по орфоэпии - 1 час на студента.
В четвертом семестре прибавляются часы на консультации и контрольный урок по логике речи и стихосложению - 1 час на студента.
Итого: 346 2/3 акад. час.
Педагог имеет право распределять количество часов по разделам предмета по своему усмотрению, в зависимости от речевых проблем группы и индивидуальных особенностей речи каждого студента в отдельности.
Число часов в семестре на 3-м и 4-м курсах в расчете на 1-го студента ( 5 семестр - 17 недель, 6 семестр - 16 недель)
Художественное чтение:
1 час в неделю х 33 недели =33 час.
Групповые разминки по технике речи:
1 час в неделю х 33 недели = 11 часов (из часов «Речь в спектакле»).
Прогоны зачета и экзамена:
2 час х 3 прогона х 2 семестра = 6 час. Зачёт и экзамен - 1 час.
Итого: 73 часа
Число часов в семестре на 4-ом курсе в расчёте на 1-го студента (7 семестр — 16 недель)
Художественное чтение:
1 час в неделю х 16 недель =16 часов (часы из факультатива). Групповые разминки по технике речи:
1 час в неделю х 16 недель = 16 часов. Речь в спектакле - 8 часов.
Стр. 91
Прогоны зачёта:
1 час х 3 прогона = 3 часа.
Зачёт 1 час.
Итого: 56 часов
Общий итог: 475 2/3 часа.
По Государственному стандарту 2003 г. общее количество часов на дисциплину «Сценическая речь» по циклам. ОПД и СД - 714 часов. Из них:
475 2/3 часа - практические
200 часов - самостоятельная работа студентов
38 1/3 -факультатив.
5. Формы итогового контроля
семестр - зачет
семестр - зачет
семестр - зачет
семестр - экзамен
семестр - зачет
семестр - экзамен
семестр - зачёт
семестр - итоговая аттестация с учётом речи в дипломном спектакле.
Заключительным этапом в работе кафедры на курсе является концерт студентов-дипломантов. В учебный процесс включено участие студентов в концертах, чтецких конкурсах, семинарах и конференциях. Кроме часов, предусмотренных учебным планом института, кафедра предоставляет педагогу право воспользоваться дополнительными часами для репетиций и прогонов необходимого репертуара.
Стр. 92
Рекомендуемая литература
Аванесов Р. Русское литературное произношение. - М., 1972.
Аксенов В. Искусство художественного слова. - М., 1962.
Артоболевский Г. Художественное чтение. - М., 1978.
Бруссер А. Учебно-методическое пособие по технике речи для ассистентов-стажеров (первый и второй семестры). - М., 2002.
Бруссер А. Основы дикции (практикум). - М., 2003.
Бруссер А., Оссовская М. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). - М., 2005.
Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. - М., 1964.
Винокур Г. Русское сценическое произношение. - М., 1997.
Волконский С. Выразительное слово. - Спб., 1913.
Груздева 3., Куцкая С. Руководство по технике речи. - М., 1966.
Гегелия Н. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М., 1999.
Германова М. Книга для чтецов. - М., 1964.
Ермолаев В., Лебедева Н., Морозов В. Руководство по фониатрии. -М., 1970.
Журавлев Д. Беседы об искусстве чтеца. - М., 1977.
Запорожец Т. Логика сценической речи. - М., 1974.
Захава Б. Мастерство актера и режиссера. М., 1978.
Калинина Н. Логично мыслить - логично говорить: Правила русской речи.-М.,2003.
Кнебель М. Слово в творчестве актера. - М., 1970.
Козлянинова И., Чарелли Э. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, '1992.
Кочарян С. В поисках живого слова. - М., 1979.
Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. - М., 1968
Ласкавая Е. Сценическая речь. - М., 2006.
Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. - М., 1967.
Лотман Ю. Анализ поэтического текста. - М., 1978.
Немирович-Данченко В. О творчестве актера. - М., 1973.
Оссовская М. Орфоэпия. Теория и практика. - М., 1998.
Оссовская М. Русские диалекты (наречия и говоры): Учебно-методическое пособие по устранению произносительных диалектных ошибок. - М., 2000.
Оссовская М. Московский говор. - М., 2003.
Оссовская М. Практическая орфоэпия. - М., 2005.
Оссовская М. Уроки орфоэпии. - М., 2007.
Стр. 93
Петрова А. Сценическая речь. - М., 1981.
Проблемы сценической речи. Сб. - М., 1968.
Промптова И. Диалектное и акцентное произношение как выразительное речевое средство драматического актера. - М., 1972.
Саричева Е. Сценическая речь. - М., 1955.
Саричева Е. Работа над словом. - М., 1956.
Саричева Е. Сценическое слово. - М., 1963.
Савкова 3. Как сделать голос сценическим. - М., 1968.
Савкова 3. Энергия живого слова. - СПб., 1991.
Сладкопевцев В. Искусство декламации. - СПб., 1910.
Смоленский Я. В союзе звуков чувств и дум. - М., 1976.
Смоленский Я. Гармония и алгебра стиха. - М., 1996.
Сценическая речь. - М., 1995.
Станиславский К. Работа актера над собой. Собрание сочинений, том 3. - М. Любое издание.
Ушаков Д. Русский язык (1928). - М., 1995.
Ушакова В. Орфоэпия. - М., 1976.
Хватцев М. Логопедия. - М., 1951.
Чарелли Э. Как работать над дикцией и голосом актеру. - Иркутск, 1969.
Чарелли Э. Учитесь говорить. - Екатеринбург, 1991.
Чуковский К. Живой как жизнь. - М., 1962.
Шварц А. В лаборатории чтеца. - М., 1968.
Эфрос Н. Записки чтеца. - М., 1980.
Словари
Агеенко Ф., Зарва М. Словарь ударений русского языка (под редакцией Штудинера М.) - М., 2000.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. -М.,1995.
Зарва М. Русское словесное ударение. - М., 2001.
Каленчук М., Касаткина Р. Словарь трудностей русского произношения. - М., 1997.
Орфоэпический словарь русского языка. / под редакцией
Аванесова Р.)-М., 1997.
Толковый словарь русского языка конца 20-ого века: Языковые изменения. - СПб., 2000.
Стр. 94
Сценическая речь
Учебная программа для магистров
1. Организационно-методический раздел
Цели обучения:
подготовка педагогов по предмету «Сценическая речь»,
воспитание творческой педагогической индивидуальности.
Задачи обучения:
освоение теоретических основ предмета,
совершенствование собственного речевого аппарата для возможности демонстрации студентам технических приемов по всем разделам предмета (приобретение навыков профессионального дыхания, разработка звучного, гибкого голоса и умелое владение им, приобретение безупречной, ненавязчивой дикции, овладение образцовым произношением, согласно современным нормам русского языка, освоение основ словесного действия, развитие речевого слуха),
поэтапное соединение навыков, полученных при практическом освоении каждого раздела,
овладение методикой преподавания курса «Сценической речи», предусмотренного учебной программой для студентов актёрского факультета Театрального институту имени Б. Щукина,
приобретение педагогических навыков преподавания предмета «Сценическая речь» для повышения речевого мастерства студентов в различных предлагаемых обстоятельствах сцены и жизни,
освоение междисциплинарных связей.
Стр. 95
Место курса в профессиональной подготовке педагога
Основополагающим звеном профессиональной подготовки будущего педагога по сценической речи является постижение организационных и методических требований, создание индивидуального комплекса методов работы, направленных на реализацию поставленных задач. Имея базовое актерское образование, магистры определяют цели и задачи обучения. ,
Учебный процесс магистра по кафедре сценической речи делится на три основные этапа обучения в соответствии с формой обучения (очная форма - 2 года, заочная - 3 года).
Практическое освоение методики преподавания сценической речи проходит, как правило, в виде самостоятельного изучения теоретической базы, созерцательной практики (систематического присутствия на занятиях ведущих педагогов кафедры) и выполнения методических рекомендаций научного руководителя.
Первый этап обучения (ознакомительный) складывается из изучения и анализа учебно-методической литературы, а также приобретения созерцательного опыта. Такое сочетание позволяет начинающему педагогу:
осознать объём и глубину новых знаний, которые ему необходимо освоить для успешной работы в своей педагогической деятельности,
понять основные принципы организации учебного процесса,
усвоить связь теоретических основ предмета с их практической реализацией,
освоить методику и методы обучения студентов технике сценической речи в театральном вузе,
выработать критерии оценки и отбора материала в соответствии с личностными особенностями студента,
научиться слышать речевые произносительные ошибки студентов,
Стр. 96
• использовать разнообразие теоретических и практических разработок для накопления самостоятельного педагогического опыта.
Этот этап чрезвычайно важен для получения фундаментальных знаний по всем разделам предмета и формирования коммуникативной педагогической культуры. Кроме этого, необходимо' фиксировать и анализировать опыт, приобретенный в процессе созерцательной практики. Положения этих записей могут быть проверены на собственной практике во время второго и третьего этапа обучения. В результате этого начинающий педагог либо принимает рекомендованные ему методы обучения, либо формирует свой подход к решению методических проблем предмета. При этом следует учесть, что в теории и практике предмета «Сценическая речь» есть стабильные составляющие, которые не следует ревизовать, - такие как нормы литературного произношения, физиологические особенности организма и т.п.
Первый этап обучения заканчивается теоретическим экзаменом.
Второй этап обучения (пробный) - продолжение созерцательного опыта в сочетании с самостоятельной практикой, которая должна проходить под руководством научного руководителя или опытного педагога кафедры.
Такой подход позволяет будущему педагогу:
убедиться в эффективности индивидуального подхода к каждому студенту,
на собственной практике оценить результаты применения личностного воздействия на студентов (создание дисциплины, атмосферы и т.д.),
понять неоднозначность и вариантность преобразования теоретических знаний в практические умения,
осознать необходимость дополнительного изучения сопутствующих теоретических дисциплин - таких, как философия, педагогика, психология и других, входящих в учебный план обучения магистров и аспирантов.
Стр. 97
Как правило, второй этап является весьма важным в процессе становления педагогической индивидуальности, т.к. переход к пробно-самостоятельной практике демонстрирует готовность будущего педагога приступить к третьему этапу обучения.
Надо отметить, что при любой педагогической практике неизбежно возникают трудности в освоении отдельных разделов предмета. Особенно сложно сразу постичь комплексное видение всего предмета в целом. Для этого требуется не один год. Поэтому в процессе обучения и последующей педагогической практики происходит переход с одной ступени квалификации на другую -более высокую.
Второй этап заканчивается сдачей открытого урока по разделам предмета.
Третий этап (самостоятельный) - полноценная самостоятельная педагогическая практика. На протяжении этого этапа:
реализуется на практике освоение методики преподавания,
вырабатываются наиболее эффективные методы работы,
происходит осознание педагогической ответственности, определяются критерии самооценки,
приобретается систематический опыт продуктивного общения со студентами,
• вырабатываются критерии оценки работы студентов.
Третий этап заканчивается сдачей контрольного урока или
сдачей самостоятельно подготовленного со студентами зачета (экзамена).
Четвертый этап (дополнительный) - самостоятельная работа с текстом по художественному чтению.
Обучение заканчивается защитой магистерской диссертации. По окончанию обучения магистры получают диплом и полноправно встают на путь самостоятельной педагогической деятельности.
Стр. 98
2. Краткое содержание курса
Первый этап
Подготовка речевого аппарата к звучанию
Свобода мышц. Осанка.
2. Типы дыхания и мышцы, участвующие в процессе дыхания
- Укрепление мышц дыхательно-голосовой опоры.
- Сходства и различия дыхания в жизни и на сцене.
- Носовое дыхание.
- Понятия «вдох», «добор», «фиксированный выдох», «длинный
выдох».
- Методические рекомендации по постановке дыхания.
3. Постановка звуков
- Гласные звуки.
- Согласные звуки.
- Основы логопедии.
- Методика исправления дикционных недостатков.
4. Голосоведение
- Гигиена голоса.
- Опора звука как основа звучания.
- Резонаторы. Закрытый звук.
- Вывод звука. Посыл звука. Сильный и слабый звук.
- Развитие диапазона. Три регистра звучания.
- Индивидуальное и групповое звучание.
- Методические рекомендации по постановке голоса.
5. Нормы литературного произношения
- Орфоэпические законы и правила устной речи.
- Методика исправления диалектных речевых недостатков.
- Характерность речи как выразительное средство для создания образа на сцене.
- Культура речи.
6. Логико-интонационная структура текста
- Законы и правила логики речи.
Стр. 99
- Понятия «логика речи», «значение и смысл», «действенность слова».
- Из истории стихосложения.
- Основы стихосложения.
- Методические рекомендации по работе с прозаическим и
стихотворным текстом.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |