Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по теме пожарная безопасность


НазваниеМетодические рекомендации по теме пожарная безопасность
АнкорMETODIChESKIE REKOMENDATsII PO TEME POZhARNAYa BEZOPASNOST dlya uchaschikhsya starshikh klassov.doc
Дата17.09.2017
Размер92.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMETODIChESKIE_REKOMENDATsII_PO_TEME__POZhARNAYa_BEZOPASNOST__dly
ТипМетодические рекомендации
#13164
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕМЕ : «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

(для учащихся старших классов.)

Первым фактором развития личности подростка является его социальная активность.

В отличие от учащихся младшего возраста старшеклассник начинает анализ возникшей перед ним задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет гипотезы. Поэтому работу по профилактике пожаров среди старшеклассников следует строить по двум направлениям:

- привлечение внимания старшеклассников к проблемам пожарной безопасности;

- непосредственное участие старшеклассников в сбережении от огня народного достояния.

Эффективной формой первого этапа работы является устный или письменный опрос.

Можно предложить старшеклассникам лист самоконтроля.

Лист самоконтроля старшего школьника.




п/п

Содержание вопроса

Ответ

1

Храните ли вы спички и зажигалки в местах, недоступных для маленьких детей.




2

Кто-либо в вашем доме курит лежа на диване или кровати.




3

После ухода гостей проверяете ли вы наличие горящих окурков и пепла на полу, мебели.




4

Освещаете ли вы спичками или свечой дорогу на чердак, в подвал, кладовую.




5

Обертываете ли вы бумагой электрические провода и электрические лампы.




6

Не применяете ли вы «жучки» в электроприборах




7

Не устанавливаете ли вы телевизор в мебельную стенку.




8

Вы регулярно проверяете все электроприборы, имеющиеся в доме.




9

Закрываете ли вы заглушкой или крышкой неиспользуемые электророзетки.




10

Используете ли вы мощные электроприборы




11

Стирают ли вещи в вашем доме в бензине или керосине.




12

Храните ли вы промасленные тряпки в металлических ящиках с крышкой.




13

Как вы храните краски, растворители, бензин




14

Не разводите ли вы костры вблизи строений кустарников




15

Используете ли вы электрогирлянды промышленного производства.




16

Не одеваетесь ли вы в легковоспламеняющиеся карнавальные костюмы.




ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ В ШКОЛЕ.

Какими основными вопросами должны заниматься все школьники, чтобы не допустить пожаров в школе? Круг этих вопросов разнообразен: нужно следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные сгораемые отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению огня на школьные пристройки.

Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи и сжигают. Это очень опасно: тлеющие листья ветром могут занесены на кровлю здания или в слуховое окно, что может привести к пожару.

Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они ничем не загромождались, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные машины всегда имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.

Современные пожарные машины-цистерны вывозят тот запас воды, которого достаточно, чтобы успешно бороться с огнем. Если же пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: пруды, водоемы, резервуары, чаны, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За всеми этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий уход.

Что же нужно делать? Необходимо следить, чтобы крышки гидрантов не были засыпаны землей и мусором, а на стене ближайшего строения была табличка с указаниями, на каком расстоянии от здания расположен гидрант. Делается это для того, чтобы пожарные могли его разыскать. Во время снежных заносов следует заботиться об очистке крышек гидрантов от снега.

В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей. С какой целью он разрабатывается?

Если в школе возник пожар, в первую очередь необходимо очень быстро и организованно эвакуировать всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.

В плане эвакуации отражаются вопросы быстрого оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений, указываются запасные и основные выходы, через которые они должны эвакуироваться.

План эвакуации состоит из 2 частей – графической и текстовой. В графической части показывается планировка здания, изображаются пути, по которым должны эвакуироваться люди в случае пожара. Наряду с основными путями эвакуации, через которые школьники обычно входят и выходят из здания школы, указываются запасные. На схеме указываются места размещения телефонов и имеющихся в школе средств тушения пожара (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, щитов с комплектом противопожарного инвентаря).

До прибытия пожарных, юноши – учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одевать, отвести детей в теплое помещение, вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим, выполнить отдельные поручения по тушению пожара.

Каждое школьное здание должно иметь не менее 2 эвакуационных выходов: в случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей и имущества используется второй. Двери должны открываться по выходу и оборудоваться легкооткрывающимися запорами. В противном случае створки дверей будут прижаты и не откроются. Пути эвакуации учащихся должны быть свободны, поэтому лестничные клетки, коридоры, проходы, тамбуры нельзя загромождать столами, стульями, партами – всем тем, что затрудняет выход. В ночное время пути эвакуации должны быть освещены.

Электричество прочно вошло в повседневную жизнь каждого человека. Сейчас оно дает нам свет, тепло, приводит в движение станки и машины, широко используется на транспорте, в сельском хозяйстве, быту.

Нельзя, однако, забывать о том, что неумелое обращение с электрооборудованием и бытовыми электроприборами часто приводит к пожару.

При нормальных условиях эксплуатации сила тока и напряжения – величины постоянные. Но если включить в сеть дополнительно несколько электронагревательных приборов или мощных ламп, нагрузка увеличивается и сила тока резко возрастает. С увеличением силы тока резко возрастает выделение тепла и провод сильно нагревается. Изоляция проводов высыхает и воспламеняется – возникает пожар.

Часто причиной пожара является также короткое замыкание в сети. Происходит оно в результате соприкосновения проводов друг с другом через посредство какого-нибудь металлического предмета (балки, трубы, гвоздя, проволоки и т.д.). При коротком замыкании сопротивление в сете уменьшается, сила тока в короткозамкнутой цепи резко возрастает, а это, в свою очередь, вызывает увеличение выделения количества тепла. Настолько, что иногда провод накаляется докрасна, а это приводит к воспламенению изоляции проводов.

Чтобы не допустить пожара от короткого замыкания, нужно систематически следить за исправностью изоляции проводов, за правильностью их крепления. Надо своевременно заменять провода с поврежденной изоляцией или изолировать оголенные места. Там, где электрические провода соприкасаются с металлическими конструкциями, изоляцию надо усиливать резиновыми прокладками, эбонитовыми трубками или фарфоровыми втулками.

Прежде чем приступить к работе в школьных производственных мастерских, где есть электрооборудование, нужно изучить установленные правила эксплуатации моторов, электроагрегатов и строго выполнять их.

Наибольшую пожарную опасность из школьных помещений представляют кабинеты физики и химии, производственные мастерские, так как именно здесь помещаются горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т.д.

В химических лабораториях, например, возникновение пожара может произойти даже непосредственного воздействия внешних причин. Многие из химических веществ и реактивов, применяемых в химических кабинетах, обладают пожаровзрывоопасными свойствами, например перекись водорода, глицерин. Поэтому при использовании и хранении таких веществ нужно соблюдать меры безопасности.

Надо помнить, что недопустимо совместное хранение некоторых веществ и материалов, так как это может привести к нежелательным последствиям: взрыву, воспламенению и т.п. Такие вещества должны храниться раздельно и в соответствующей упаковке.

Сильные окислители: бертолетовая соль, аммиачная селитра, азотнокислый калий и натрий – должны храниться в стеклянной посуде с притертой пробкой.

Хранение концентрированных минеральных кислот допускается только в стеклянной посуде с притертой пробкой в количестве не более 3л. Бромангидрид и хромовый ангидрид хранят в стеклянной посуде с последующей упаковкой в металлический сосуд и помещают в вытяжной шкаф. Перекиси натрия и бария разрешается хранить в стеклянной посуде с притертой пробкой, которая. В свою очередь, устанавливается в металлический резервуар, что предохраняет их от рассыпания на случай растрескивания стеклянной тары. Перекиси размещают в шкафу на одной полке с окислителями. Ставить на ту полку какие-либо другие вещества нельзя.

Красный фосфор и перекись водорода хранят в темной стеклянной посуде, которая устанавливается в металлический контейнер. Размещать их можно в одном шкафу с нейтральными солями (углекислыми, сернокислыми), но вдали от окислителей, щелочных металлов, металлических порошков.

В школьных химических лабораториях все реактивы должны храниться в шкафах под замком, ключи от которых должны находиться у преподавателей (лаборантов). Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, эфир, ацетон, керосин, нефть, спирт) должны храниться в специальном металлическом ящике, вдали от нагревательных приборов и выходов, в количестве не более 3л.

Эфиры. Спирты, бензин, керосин являются крайне опасными жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички. Поэтому этими жидкостями следует пользоваться крайне осторожно, употреблять их в строго ограниченном количестве. Не разрешается учащимся заправлять ими нагревательные приборы.

Чтобы не допустить несчастных случаев, занятие в физических и химических лабораториях с применением реактивов, электрических и нагревательных приборов разрешаются только в присутствии преподавателя (лаборанта). Перед началом занятий надо убедиться в исправности всех аппаратов, приборов, средств пожаротушения, включить в работу вентиляцию.

Необходимо следить за тем, чтобы на всех банках с реактивами имелись этикетки; убирать промасленные тряпки и ветошь в специальный металлический ящик с плотной крышкой.

Классные доски, парты, шкафы, столы устанавливаются с таким расчетом, чтобы выходы из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских не были заставлены.

Из твердых веществ постоянную опасность представляет кинопленка, целлулоид, фосфор, бертолетовая соль, калий, натрий, сера и т.д.

Тушение ряда воспламеняющихся веществ и жидкостей (натрий, бензин, керосин) водой производить нельзя. Поэтому в химических лабораториях и в производственных мастерских должны быть средства тушения пожара (огнетушитель, плотное покрывало, песок).

Перед началом занятий в кабинетах физики и химии, в производственных мастерских учащихся следует проинформировать о степени пожарной опасности веществ, применяемых для очередных учебных целей. Пользоваться огнеопасными веществами и нагревательными приборами учащимся в отсутствие преподавателя не разрешается.

Чтобы предотвратить возможность возникновения пожара, после опытов, связанных с выделением взрывоопасных газов, всю химическую посуду, приборы надо убрать в шкафы, оборудованные вытяжной вентиляцией.

В школьных столярных и механических мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Уборку мусора и отходов в них необходимо производить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количества, которое потребуется для проведения занятий на один день. Нельзя в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах и возле печей, производить окраску изделий нитрокрасками.

Соблюдение указанных мер пожарной безопасности обеспечит нормальные занятия в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.

Внешкольная работа среди учащихся школ занимает сейчас видное место в учебно-воспитательной работе. Далеко не последнюю роль во внешкольной работе играют кино и спектакли. Но организаторы этих мероприятий не всегда выполняют правила пожарной безопасности, а опыт показывает , что забывать об этом ни в коем случае не следует.

Такие массовые мероприятия, как кинопоказ, вечер или праздник новогодней елки, должны проводиться с разрешения местных органов пожарной охраны.

Следует иметь в виду, что кинопоказ может быть разрешен только в помещениях первого этажа. Исключение составляют помещения, имеющие под зрительным залом несгораемые перекрытие и не менее 2 выходов на лестничные клетки. Если помещение не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности, устройство в нем киносеансов, спектаклей и вечеров не разрешается.

Показ учебных фильмов для школьников в классе разрешается только на узкопленочной аппаратуре. В этом случае присутствовать на просмотре фильма может только один класс. Кинопроектор следует устанавливать так, чтобы он находился с противоположной стороны от выхода. Выход из помещения, где проводится кинопоказ, должен быть наружу, в коридор или на лестничную клетку.

В помещении, где производится кинопоказ, электропроводка должна соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок. Подключение кинопроектора разрешается только исправными проводами при помощи штепсельных розеток и вилок.

Предназначенные для демонстрации фильмокопии должны храниться в специальных металлических коробках или фильмотеках. В школах, где практикуется показ учебных фильмов, разрешается хранить не более 10 фильмокопий в шкафах, закрытых на замок.

Стоять в проходах класса, где идет демонстрация кинофильма, не разрешается.

В зале стулья в каждом ряду должны быть скреплены между собой.

В период демонстрации кинофильма в классе или показа спектакля обязательно присутствие преподавателя или воспитателя, которые несут ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ни в коем случае нельзя закрывать на замок основные и запасные выходы из помещения, где демонстрируется кинофильм, проходит вечер.

Веселый праздник – новогодняя елка! Ребята не верят в существование Деда Мороза, но все же без него праздник не праздник.

Но вот беда – в такие дни многие забывают, что малейшая неосторожность – и Дед Мороз может встретить ребят не подарками, а пожаром.

Чтобы предупредить это, при устройстве новогодней елки надо помнить, что обкладывать ее и украшения ватой, не пропитанной огнезащитным составом, запрещается.

Ни в коем случае не допускается зажигать на елке свечи и бенгальские огни, применять хлопушки, вешать на елку целлулоидные игрушки, осыпать елку бертолетовой солью.

Иллюминация елки должна быть сделана электромонтерами и проверена пожарной охраной. Звонковым проводом устраивать иллюминацию запрещается.

Нельзя во время проведения праздника полностью гасить свет, устраивать танцы и представления в костюмах из бумаги. Во время праздника новогодней елки юные пожарные должны нести службу особенно бдительно.

Для закрепления полученных знаний можно провести в конце занятий противопожарную викторину:


Содержание вопроса

Ответ

1. Почему номер пожарной охраны «01», а не какой-либо другой.

Это два крайних отверстия на телефонном диске, их можно отыскать в любых условиях: темноте, дыме.

2. Что такое горение

Быстро протекающая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и света.

3. Что такое воспламенение

Это возникновение горения при нагревании без внешнего источника огня.

4. Как называется устройство для забора из водопроводной сети для тушения пожара

Пожарный гидрант

5. Как называется гибкий трубопровод для тушения пожара

Пожарный рукав.


6. Какая зависимость между температурой воспламенения и опасностью вещества.

Чем ниже температура воспламенения, тем опаснее вещество.

7. Какое вещество называется горючим

Всякое вещество, способное самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.

8. Чем определяется пожарная опасность вещества или материала

Опасностью к воспламенению, самовозгоранию.

9. Как называется печатный орган пожарной охраны.

Журнал «Пожарное дело».


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ.
ПОЖАР В КВАРТИРЕ.

Ваши действия:

  1. Вызовите пожарную охрану по тел «01»

  2. Выведите на улицу детей и престарелых.

  3. Тушите пожар подручными средствами 9водой, плотной мокрой тканью, от внутренних пожарных кранов в холлах зданий повышенной этажности и т.п.)

  4. При опасности поражения электрическим током отключите электроэнергию (автоматы в щитке на лестничной площадке).

  5. Горящие легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Необходимо воспользоваться огнетушителем или плотной мокрой тканью.

  6. Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон и дверей для уменьшения притока воздуха.

  7. Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.

  8. Организуйте встречу пожарных подразделений, укажите им очаг пожара.

  9. При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и криками привлеките внимание прохожих и пожарных.


Перегрелся телевизор (пропало изображение, слышно гудение, ощущается запах гари и т.п.).

Ваши действия:

  1. Немедленно отключите телевизор от сети (выньте вилку шнура питания из сетевой розетки).

  2. Вызовите специалиста ремонтного предприятия.

  3. Не оставляйте телевизор включенным без присмотра, даже на короткое время.

Горит телевизор.

Ваши действия:

  1. Обесточьте телевизор.

  2. Сообщите о загорании в пожарную охрану по тел «01».

  3. если после обесточивания горение не прекратилось, то залейте телевизор водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от телевизора.

  4. Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, не занятых ликвидацией загорания, в первую очередь детей.

  5. После ликвидации загорания вызовите телемастера.

  6. Аналогично действуйте и при загорании других электробытовых приборов.

Пожар на балконе (лоджии) от брошенного сверху окурка сигареты и т.п.

Ваши действия:

  1. Позвоните в пожарную охрану по тел «01».

  2. Тушите загорание любыми подручными средствами, так как огонь в подобных случаях быстро распространяется в квартиры верхних этажей и безопасность многих людей может оказаться под угрозой.


Запах дыма в подъезде.

Ваши действия:

  1. Позвоните в пожарную охрану по тел «01».

  2. Если возможно, определите место горения (квартира, почтовые ящики, мусоропровод и т.д.) и что горит (электропроводка – по запаху резины, пластмассы; вата, бумага, легковоспламеняющиеся жидкости и т.д.).

  3. Постарайтесь локализовать очаг пожара и потушить его подручными средствами, не забывая о безопасности людей.

  4. Если в горящей квартире зовут на помощь, при необходимости ломайте дверь.

  5. Если пожар произошел вне вашей квартиры и воспользоваться лестницей для выхода наружу из-за сильного задымления и огня невозможно, то останьтесь в квартире. Закрытая и хорошо уплотненная дверь надолго защитит вас от опасной температуры и едкого дыма.

Во избежание отравления продуктами горения закройте щели дверей и вентиляционные отверстия мокрыми одеялами, полотенцами и т.п. По прибытии пожарных подразделений подойдите к окну привлеките внимание и попросите оказать вам помощь. Укрыться от пожара до прибытия пожарных можно также на балконе (лоджии), закрыв при этом за собой балконную дверь.

ЗАПОМНИТЕ: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом запрещается!.

  1. Если горит только ваша входная дверь, то поливайте ее водой изнутри, а тушение снаружи организуйте с помощью соседей.

  2. Если есть пострадавшие от пожара, вызовите «скорую помощь».

  3. Окажите первую помощь пострадавшим до прибытия врачей.

  4. Свяжитесь по телефону с диспетчерской РЭУ для принятия технических решений с использованием аварийно-ремонтных служб.

  5. Для наведения порядка вызовите милицию.

Пожар в соседнем доме, горит автомобиль и т.п.

Ваши действия:

  1. Вызовите по телефону пожарную охрану, милицию, «скорую помощь».

  2. Окажите посильную помощь будьте осторожны – в горящем автомобиле могут взорваться баки с горючим или с газом).

  3. До прибытия пожарных уведите от места пожара детей и престарелых.

  4. По мере возможности с помощью соседей и прохожих, постарайтесь не допустить распространения огня (особенно на стоянках автомобилей у дома).

  5. Не допускайте возникновения паники – во время пожара это крайне опасно, так как затрудняет спасение пострадавших и создает трудности для работы пожарной команды.

Человек горит (вспыхнула одежда и т.п.)

  1. Не давайте ему бегать, чтобы пламя не разгоралось сильнее.

  2. Помогите быстро сбросить воспламенившуюся одежду либо погасите ее водой или снегом, при необходимости накиньте на горящего человека одеяло, пальто и т.п. оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения.

  3. Вызовите «скорую помощь».

  4. Окажите посильную доврачебную помощь:

- при ожогах 1 и 2 степени наложите стерильную повязку, не смазывая кожу вазелином или др. мазями и жирами;

- при тяжелых ожогах заверните пострадавшего в чистую простыню, укройте потеплее; дайте 1 и 2 таблетки анальгина или амидопирина, напоите теплым чаем и создайте покой до прибытия врачей;

- при шоке срочно дайте 20 капель настойки валерианы.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей