Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации по выделению и сохранению лесов, имеющих важное социальное и культурное значение под ред


Скачать 10.27 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации по выделению и сохранению лесов, имеющих важное социальное и культурное значение под ред
АнкорМетодические рекомендации по выделению и сохран.
Дата19.03.2017
Размер10.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_po_vydeleniyu_i_sokhran.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#12713
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6
Ильина О.В., Карпачевский МЛ, Кобяков К.Н.,
Кулясова А.А., Кулясов И.П., Яковлева А.И.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выделению лесов, имеющих важное социальное и культурное значение
Ильина О.В., Карпачевский МЛ, Кобяков К.Н.,
Кулясова А.А., Кулясов И.П., Яковлева А.И.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выделению лесов, имеющих важное социальное и культурное значение Москва
Ильина О.В., Карпачевский МЛ, Кобяков К.Н.,
Кулясова А.А., Кулясов И.П., Яковлева А.И.
Методические рекомендации по выделению и сохранению лесов, имеющих важное социальное и культурное значение / под ред.
О.В. Ильиной, КН. Кобякова. М Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2014. 124 Методические рекомендации посвящены выделению социально значимых лесов высокой природоохранной ценности в процессе добровольной сертификации. Описывается как процедура выделения лесов, имеющих важное социальное и культурное значение, таки рекомендации по управлению ими, включая режим лесопользования. Книга будет полезна представителям лесопромышленных компаний, особенно тем, кто уже имеет сертификат лесоуправления FSC, либо планирует его получение, а также широкому кругу заинтересованных сторон.
Рецензент: к.б.н. МС. Тысячнюк, ЦНСИ
Авторы и составители благодарят Д.Ю. Доронина (Институт этнологии и антропологии им Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, А.В. Родионова (МРОО
«СПОК»), МС. Тысячнюк (Центр независимых социологических исследований, ТО. Яницкую (Лесной попечительский совет – Россия, Ю.В. Калиничеву
(WWF России) оказавших неоценимую помощь в подготовке издания своими материалами, замечаниями и предложениями Ильина О.В., Карпачевский МЛ, Кобяков КН,
Кулясова А.А., Кулясов И.П., Яковлева АИ текст.
© Александров Г, Антонов А, Бартунов О, Белозорова Е,
Вдовин И, Великанов А, Верхолат В, Брюханов А, Грибков А, Доронин Д, Егорчев И, Ильина О,
Кабанец А, Кобяков К, Колотилин А, Кучма Д, Марковский А, Подгорный И, Покатилов В, Родионов А, Романенко Д, Рыжов М, Скороделов А,
Титова С, Тысячнюк М, Филонов В, Фоменко П,
Харлов А, Шардакова Е, Moerschel F.: фотографии Всемирный фонд дикой природы (WWF): издание
Фото на обложке родовое дерево на бубне кумандинского шамана Макара Васильевича Кастаракова, г. Бийск, Алтайский край (Доронин Д.Ю., 2003 г.)
Редактор: Калиничева Т.С.
Издание выполнено при поддержке проекта Партнерство WWF-IKEA по лесам. Распространяется бесплатно SBN 9 7 8 - 5 - 9 0 6 5 9 9 - 0 8 - 7 9 7 8 5 9 0 6 5 9 9 0 8 7

С
одержание
Предисловие
Список используемых сокращений
Подходы к работе с социальными ЛВПЦ 6
История появления понятия ЛВПЦ 6
Общее описание ЛВПЦ 5 и 6 7
Опыт выделения социально значимых лесов в мире
Особенности выделения ЛВПЦ 5 ив России
10
ЛВПЦ 5 ив Российском национальном стандарте FSC 10
Выделение ЛВПЦ 5 и 6 при сертификации в России
12
Основные проблемы при выделении социальных ЛВПЦ 13
Обзор основных работ по выделению социальных ЛВПЦ Типы социальных ЛВПЦ Общая методика работы по выделению ЛВПЦ 5 и 6 20
Привлечение экспертов
20
Запросы
21
Работа с местным населением 24
Работа с литературой и данными сети Интернет
31
Поиск тематических карт и их содержание 32
Составление карт
Рекомендации по работе с ЛВПЦ 5 и 6 для сертифицированных компаний Перспективы выделения некоторых типов в виде защитных лесов и ОЗУ
Методика выделения различных типов ЛВПЦ 5 и 6 Приложение 1. Перечень организаций и информационных ресурсов с информацией о социально ценных лесах
Приложение 2. Список рекомендованной литературы
Приложение 3. Список нормативно-правовых актов, определяющих порядок выделения и режим использования для некоторых типов социальных ЛВПЦ
117

4
П
редисловие
Данные методические рекомендации разработаны, прежде всего, для помощи при выделении лесов высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ) при сертификации лесоуправления. Выявление и сохранение ЛВПЦ, в том числе социально и культурно важных их категорий, – одно из требований добровольной лесной сертификации как по системе FSC (Forest Stewardship Council), таки по системе PEFC (Programme For Endorsement Of Forest
Certification Schemes), которые применяются сейчас на территории Российской Федерации.
Рекомендации по социальным аспектам сертификации уже даны в ряде пособий, приведенных в обзоре ниже, также издан ряд работ по идентификации и сохранению различных типов ЛВПЦ. Однако на практике результаты выделения важных для местного населения типов ЛВПЦ все еще далеки от идеальных. Поре- зультатам проведенного в течение 2012 года экспертами WWF мониторинга интенсивности и качества выявления сертифицированными компаниями таких ЛВПЦ
1
был сделан вывод о необходимости работы по разъяснению сути этих категорий и улучшению качества их выделения и отражения результатов данной работы в отчетах аудита.
Поэтому в данном издании приводятся рекомендации, которые, как мы надеемся, помогут повысить эффективность как процесса выделения социально значимых ЛВПЦ, таки управления ими.
Константин Кобяков,
координатор проектов по лесам высокой природоохранной ценности WWF России результаты анализа см. Яковлева, 2013.
Список используемых сокращений – Forest Stewardship Council (Лесной попечительский совет – Programme for Endorsement of Forest Certification Schemes
ВПЦ – высокая природоохранная ценность
ГИС – географическая информационная система
ЗЛ – защитные леса
ЛВПЦ – леса высокой природоохранной ценности
ЛП – лесной план
ЛФ – лесной фонд
ЛХР – лесохозяйственный регламент н.п. – населенный пункт
ОЗУ – особо защитные участки
ООПТ – особо охраняемая природная территория
СТП – схема территориального планирования
ТТП – территории традиционного природопользования
Подходы к работе с социальными ЛВПЦ
И
стория появления понятия ЛВПЦ
Леса высокой природоохранной ценности – это леса, имеющие выдающееся экологическое и/или социальное значение. Понятие высокая природоохранная ценность (ВПЦ) возникло входе разработки систем добровольной лесной сертификации. Позже концепция ВПЦ распространилась ив других отраслях производства.
В России концепция ВПЦ наиболее активно используется в добровольной лесной сертификации по системе FSC. В мировой практике этаже концепция используется ив других системах сертификации, например Круглый стол по устойчивому производству пальмового масла (RSPO – Roundtable on Responsible Palm Oil),
Bonsucro (производство сахара, Круглый стол по внедрению принципов устойчивого развития в переработке сои (RTRS –
Roundtable on Responsible В настоящее время в лесной сертификации обычно используется следующая классификация ЛВПЦ (Дженнингс Сидр
ЛВПЦ 1. Лесные территории, где представлено высокое биораз- нообразие, значимое на мировом, региональном и национальном уровнях
ЛВПЦ 1.1. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).
ЛВПЦ 1.2. Места концентрации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.
ЛВПЦ 1.3. Места концентрации эндемичных видов.
ЛВПЦ 1.4. Ключевые сезонные места обитания животных.
ЛВПЦ 2. Крупные лесные ландшафты, значимые на мировом, региональном и национальном уровнях (подтипов нет).
ЛВПЦ 3. Лесные территории, которые включают редкие или находящиеся под угрозой исчезновения экосистемы (подтипов нет.

7
ЛВПЦ 4. Лесные территории, выполняющие особые защитные функции
ЛВПЦ 4.1. Леса, имеющие особое водоохранное значение.
ЛВПЦ 4.2. Леса, имеющие особое противоэрозионное значение.
ЛВПЦ 4.3. Леса, имеющие особое противопожарное значение.
ЛВПЦ 5. Лесные территории, необходимые для обеспечения существования местного населения.
ЛВПЦ 6. Лесные территории, необходимые для сохранения самобытных культурных традиций местного населения.
Ключевая идея концепции ЛВПЦ отражена в Принципе 9 Стандарта лесоуправления FSC: Ведение хозяйства в лесах высокой природоохранной ценности должно способствовать сохранению или усилению характеристик, определяющих ценность этих лесов. При принятии решений в отношении лесов высокой природоохранной ценности необходимо соблюдать особую осторожность и тщательно учитывать возможные негативные последствия».
О
бщее описание ЛВПЦ 5 и Таким образом, из шести выделяемых типов ЛВПЦ два (ЛВПЦ 5 и 6) имеют особое значение для местного населения, обеспечения их социальных нужд и культурных потребностей. В разработанном организацией общем руководстве по выделению ЛВПЦ (Evans
T. and others, 2005) и созданных на его основе национальных методиках обычно рекомендуется следующее разделение типов 5 и к ЛВПЦ 5 (а providing fundamental basic needs of local communities) относят лесные территории, необходимые для обеспечения существования местного населения. Например, определенные участки леса, используемые как источник топлива, пищи, корма для скота, лекарств или строительных материалов
к ЛВПЦ 6 (а critical to the cultural identity of local com mu- ni ties) относят лесные территории, необходимые для сохранения самобытных культурных традиций местного населения. В данном случае определенные лесные участки обеспечивают сохранение традиционной культуры местных общин. В случае утраты или изменения этих лесных участков культура местного населения подвергнется значительным изменениям.
Зачастую использование леса местными жителями необходимо для обеспечения существования и одновременно для поддержания традиционного уклада и культуры. Поэтому ЛВПЦ 5 и 6 часто объединяют и обозначают как социальные ЛВПЦ». Этот термин будет использоваться далее в настоящем издании.
В соответствии с концепцией ЛВПЦ под местными жителями понимают людей, проживающих на самих лесных территориях, в прилегающих к ним районах, а также всех тех, кто получает из лесов существенный невозместимый доход, пищу и другие блага.
О
пыт выделения социально значимых лесов в мире
Некоторые руководства по выделению ЛВПЦ (например, принятые в Папуа Новой Гвинее) рассматривают типы 5 и 6 совместно, так как методики их выявления схожи. Иногда дается более развернутое толкование связей между этими типами с одной стороны, процесс добычи ресурсов – охота, сбор ягод и т.д. – важен для культурного самосознания, а не только для удовлетворения насущных нужд, с другой стороны, посещение памятных мест, совершение обрядов и т.п. является такой же фундаментальной потребностью, как потребность вводе и пище. Это главным образом относится к коренным народам.
Ключевым моментом, в котором сходятся все руководства, считается требование организации сотрудничества с местными жителями, те. работа с любыми источниками, картами, материалами ле-
2
см. https://www.hcvnetwork.org/resources/national-hcv-interpretations/PNG%20
HCVF%20Toolkit%20Draft%20November%202005.pdf

9
соустройства – это лишь подготовительный этап, и без вовлечения местного населения его недостаточно для выделения ЛВПЦ 5 и В отдельных странах (например, в Канаде, Болгарии, Румынии) социальным ЛВПЦ уделяется значительное внимание разработаны подробные методики выявления и мониторинга, составлены конкретные списки объектов для отдельных типов, проведен анализ концепции социальных аспектов ЛВПЦ в целом. Отмечается, что особенности и достоинства концепции ЛВПЦ заключаются как разв попытке установления гармоничных отношений между человеком и природой см. E. Brown and others, 2013.
Особенности выделения ЛВПЦ 5 ив России
Л
ВПЦ 5 ив Российском национальном стандарте Поскольку в настоящее время на территории России наибольшее распространение получила сертификация лесоуправления по системе, то далее более подробно рассматриваются требования в части выделения и управления социальными ЛВПЦ именно для стандарта FSC. Однако, как было сказано выше, сходные принципы используются ив других системах лесной сертификации (в частности, PEFC) ив процессах сертификации иных отраслей при- родопользования.
В российском стандарте FSC ЛВПЦ 5 и ЛВПЦ 6 объединены и интерпретируются как участки, имеющие особо важное значение для местного населения, в том числе с религиозной, культурной, экологической или экономической точек зрения. Выделение и сохранение социальных ЛВПЦ в стандарте FSC регулируются индикаторами 2.2.3 4
, 3.3.3 5
и 9.1.5 6
национального стандарта лесоуправления. Дополнительные разъяснения даны в приложениях к стандарту Приложение E. Леса высокой природоохранной ценности и Приложение F. Коренные народы. Кроме того, значительная часть Принципа 9 стандарта (сохранение
4 2.2.3. Организация приведении хозяйственной деятельности не должна нарушать юридические или обычные (в том числе традиционные) права местных сообществ на пользование лесными ресурсами 3.3.2. При участии представителей коренных народов должны быть выявлены места, имеющие для них особую культурную, экологическую, экономическую и религиозную ценность 9.1.5. В данном лесу выявлены участки, имеющие особо важное значение для местного населения, в том числе с религиозной, культурной, экологической или экономической точек зрения (участки, которые местное население расценивает как более ценные по сравнению с окружающими лесными территориями

11
ЛВПЦ) посвящена процессу организации консультаций с заинтересованными сторонами, к которым относится и местное население (индикаторы 9.2.1-9.2.4 критерия 9.2 При этом важно понимать, что некоторые ЛВПЦ не могут быть однозначно отнесены к какому-либо одному типу. Так, водоохранные зоны могут одновременно относиться к защитным лесам
(ЛВПЦ 4) и выполнять функцию обеспечения местного населения, проживающего по берегам рек, чистой питьевой водой (ЛВПЦ 5). Глухариные тока могут быть классифицированы как ЛВПЦ 1.4 ключевые сезонные места обитания животных, таки как важные для местного населения охотничьи участки. В соответствии с российским федеральными региональными законодательствами на землях коренных малочисленных народов могут создаваться территории традиционного природопользования (далее – ТТП). Ранее они относились к ООПТ, ив Приложении Е указано, что такие территории могут рассматриваться как ЛВПЦ 1.1. Однако эти же территории могут и должны признаваться как ЛВПЦ 5 и/или 6, в зависимости от специфики конкретной ТТП.
В стандарте FSC подкоренными народами понимаются не только коренные малочисленные народы, определение которых закреплено в РФ законодательно, но и любые группы людей, которые в течение многих поколений идентифицируют себя как независимые этнокультурные группы (этносы, нации, этнические группы или этнокультурные группы, связаны с определенным географическим регионом, сохраняют элементы стиля жизни, основанного на традиционном использовании природных ресурсов (комплексном управлении природными ресурсами, которое в различных
7 9.2. В рамках консультативной части сертификации особое внимание должно уделяться природоохранным ценностями выявлению способов их сохранения Ст. 1 Федерального закона № 82-ФЗ О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации Коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее – малочисленные народы) – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями
комбинациях включает животноводство, сельское хозяйство, охоту и отлов диких животных и использование древесных и недре- весных продуктов леса и до сих пор имеет культурное значение для этих общин. Подробнее об определении коренных народов – в Приложении F к стандарту лесоуправления. Особое внимание к коренным народам необходимо обратить при выделении ЛВПЦ
6. При этом, как уже упоминалось, концепция ЛВПЦ предусматривает учет интересов любых жителей, социальные и культурные интересы которых могут быть затронуты приведении лесопользования, а не только представителей коренных народов.
Стандарты FSC постоянно совершенствуются. В связи с переходом на новые Принципы и критерии FSC в ближайшие годы предстоит обязательная ревизия российского национального стандарта. Входе этой ревизии российский национальный стандарт будет приведен в соответствие с новыми принципами и критериями, атак- же планируется исправить недостатки действующего стандарта. Например, в новых принципах и критериях местные сообщества фактически уравнены в правах с коренными народами. Также, согласно новому стандарту, будут требоваться не только консультации с заинтересованными сторонами, но и их активное вовлечение в процессы лесоуправления.
В
ыделение ЛВПЦ 5 и 6 при сертификации в России
Сертификация лесоуправления по системе FSC в России охватила множество предприятий, сертифицированная территория сейчас
9
составляет более 38 млн га (около четверти от всей арендованной для заготовки древесины площади лесного фонда, и эта цифра постоянно растет. Категории ЛВПЦ 5 ив настоящее время достаточно хорошо разработаны, и при желании предприятия способны грамотно выделить такие участки в любом регионе. Однако на практике ЛВПЦ 5 и 6 выделяются мало, внимание к ним со стороны предприятий слабое. Вместе стем эта категория имеет огром-
9
По состоянию на май 2014 года

13
ное значение для выполнения социального аспекта сертификации. В ситуации, когда большая часть продуктивных лесов недалеко от сельских населенных пунктов вырублена и нет законодательного механизма учета интересов населения при лесопользовании, категории ЛВПЦ 5 и 6 становятся исключительно важным ресурсом для выживания и развития местного населения. По сути это единственный реально действующий в России механизм, позволяющий населению защищать свои права и интересы в сфере традиционного лесопользования. Вместе стемна практике этот механизм работает с большим трудом.
О
сновные проблемы при выделении социальных ЛВПЦ
Низкое качество выполнения требований сертификации в целом, минимизация и формализация выполнения требований стандарта. Зачастую выполнение требований сертификации является формальностью, система лесоуправления на предприятиях в действительности оказывается затронута слабо. Для реализации требований сертификации необходимо изменить мышление и практику всего персонала предприятия, от руководства до рабочих, то есть внедрить новую идеологию устойчивого лесоуправления, новую культуру производства, что происходит далеко не всегда.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей