Главная страница

методичка. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по учебной дисциплине Общая психология


Скачать 145.07 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по учебной дисциплине Общая психология
Анкорметодичка.docx
Дата09.12.2016
Размер145.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаmetodichka.docx
ТипМетодические рекомендации
#3150
страница1 из 5
Каталог

С этим файлом связано 42168 файл(ов). Среди них: lekcii_po_gigiene.doc, Ftiziatria_zadachi.doc, Kak_pravilno_prisedat_Polnoe_rukovodstvo.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_2.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_1.pdf, 20_prichin_chtoby_prisedat_prisedat_i_esche_raz_prisedat.pdf, Огоньки(знакомства,конфликтные,адаптации итд).doc, vasileva_okruzhayuschiy_mir.docx, ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, ЛОВКОСТЬ, РЕА и ещё 42158 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Севастопольский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт

В. Г. МОИСЕЕВ

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

по учебной дисциплине «Общая психология»

Для студентов направлений подготовки:

37.05.02 (030301) «Психология служебной деятельности




37.03.01 «Психология»

Севастополь

2016

ББК 88.3

УДК 159.9

М 748

Рецензенты:

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по учебной дисциплине «Общая психология»разработаны на кафедре «Общая и прикладная психология и педагогика» ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными документами:

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367.

– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.05.02 (030301) «Психология служебной деятельности Приказ Минобрнауки № 67 от 17.01.2011.

– Положение о разработке рабочих программ в ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет», утвержденное на заседании научно-методической комиссии ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» от _________2015 г. № __

- Рабочей программой дисциплины С3 Б2 «Общая психология»

- Рабочей программой дисциплины Б.1 Б.18 «Общая психология»

. Впервые утверждены и введены с действие на заседании кафедры ______________ от «___»____________20__г., протокол №____.

Содержание

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………...

4

  1. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………

6

  1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………..

12

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Образец оформления титульного листа………….

22

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Образец оформления содержания………………..

23

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Образец автореферата курсовой работы………....

24

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Контрольные точки исследования………………..

26

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Логические связи элементов научного психологического исследования…………………………………………………..

27

ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Алгоритмы изучения теоретических источников..

29

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Лист оценки курсовой работы……………………

33

ПРИЛОЖЕНИЕ И. Примеры библиографического описания литературный источников и списка использованных источников…............

35

ПРИЛОЖЕНИЕ К. Примерная тематика курсовых работ по учебной дисциплине: «Общая психология»………………………………………

37

ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Образец задания на курсовую работу…………….

39

ПРИЛОЖЕНИЕ М. Ресурсы интернета по психологии……………….

41


1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

После утверждения на заседании кафедры психологии методические рекомендации являются обязательными для всех студентов, выполняющих курсовые работы по учебной дисциплине: «Общая психология».

Курсовая работа является формой учебной работы, в процессе которой студенты овладевают методикой и техникой научного исследования, приобретают навыки работы со специальной литературой, осваивают правила оформления научной документации в соответствии с действующими стандартами.

С целью организации учебно-исследовательской работы студентов в соответствии с учебным планом подготовки по специальности ПСИХОЛОГИЯ предусмотрено написание четырех курсовых работ различной степени сложности:

1-я курсовая работа по общей психологии (выполняется во втором семестре студентами первого года обучения) является начальной формой представления результатов научного исследования в письменном виде и носит в основном теоретический характер;

2-я курсовая работа (выполняется в четвертом семестре студентами второго года обучения) является практико-ориентированным исследованием, включающим элементы психологического эксперимента;

3-я курсовая работа (выполняется в течение 5 – 6 семестров студентами третьего года обучения) представляет собой психологическое исследование, направленное на подтверждение выдвинутой в работе гипотезы, включает организацию и проведение констатирующего эксперимента;

4-я курсовая работа (выполняется в течение 7 – 8 семестров студентами 4 года обучения) представляет собой психологическое исследование, направленное на разработку и обоснование системы коррекционных, профилактических мероприятий или психологического сопровождения клиента. Включает организацию и проведение констатирующего эксперимента, разработку и обоснование на этой основе системы психокоррекционных мероприятий без экспериментальной оценки их эффективности.

В ходе написания курсовой работы по учебной дисциплине «Общая психология» студенты закладывают основы формирования следующих компетенций:

- Для направления подготовки 37.05.02 (030301)

ОК-8. Способность владеть культурой научного мышления, анализировать логику рассуждений и высказываний

ПК – 21. Способность осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования.

- Для направления подготовки 37.03.01

ПК – 6. Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.

ПК-7. Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии

Целями курсовой работы по учебной дисциплине «Общая психология» являются:

  • расширение и углубление теоретических знаний студентов по фундаментальным и практико-ориентированным отраслям психологии;

  • овладение методикой теоретического анализа психологической литературы;

  • приобретение навыков самостоятельного литературного поиска при решении конкретных исследовательских задач;

  • совершенствование навыков обобщения теоретических данных;

  • формирование умения обобщения и выводов при анализе теоретических

взглядов, теорий и концепций.

  • приобретение навыков исследовательской деятельности: самостоятельное оценивание исследований в области изучаемой проблематики для разработки новых гипотез исследования, а также изучение методологии и развитие критического осознания ее основных положений.

Задачами курсовой работы являются:

  • выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать научный материал, личную позицию по рассматриваемой проблеме, четко формулировать теоретические обобщения и выводы

  • овладение приемами научной речи и письма.

В курсовой работе по общей психологии студент должен показать:

  • понимание логики психологического исследования;

  • умение ориентироваться в современных научных концепциях;

  • умение анализировать и обобщать литературные источники, формулировать выводы и предположения;

  • умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи;

  • навыки количественной и качественной обработки научной психологической литературы.

В результате выполнения курсовой работы студент должен:

Сформировать представление:

  • о содержании и структуре курсовой работы, целью которой является изучение теории вопроса (проблемы) исследования;

  • об алгоритме планирования, организации и реализации психологического исследования, а также оформления и представления его результатов, в том числе подготовки и представления устных выступлений, подготовки наглядных средств и презентации.

Закрепить знания:

  • о требованиях к оформлению курсовой работы по дисциплине «Общая психология»;

  • об этапах и научном аппарате психологического исследования;

  • о критериях выбора темы теоретического исследования, постановки его проблемы и его оформления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к исследовательским работам по психологии.

Продемонстрировать умения:

  • выделения и уточнения исследовательской проблемы, определения объекта и предмета исследования, формулировки его цели и задач;

  • выработки оптимальных исследовательских стратегий с учетом имеющихся ограничений;

  • разработки программы собственного исследовательского проекта в устной и письменной форме;

  • подготовки материалов к защите и презентации результатов исследования.

Владеть:

  • тезаурусом психологической науки (раздел «Общая психология»);

  • методами теоретического исследования;

  • аналитическим стилем изложения научного текста;

  • навыком оформления текста работы, содержащей аналитический обзор психологической литературы по проблеме исследования;

Приобрести опыт:

  • самостоятельной теоретической работы над проблемой исследования;

  • осуществления поиска научной литературы по проблеме исследования;

  • публичной защиты выполненной работы

2. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Написание КР включает в себя следующие этапы:

  1. Выбор темы исследования.

  2. Обсуждение и согласование темы исследования с научным руководителем.

  3. Получение задания на курсовую работу и согласование календарного плана её выполнения.

  4. Составление Плана-проспекта (программы) исследования.

  5. Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме исследования.

  6. Определение структуры работы.

  7. Согласование структуры работы и плана исследования с научным руководителем.

  8. Написание основного текста работы.

  9. Предоставление материалов теоретической части работы научному руководителю для проверки и утверждения дальнейшей программы исследования.

  10. Формулирование выводов по теме исследования.

  11. Предоставление чернового варианта работы научному руководителю для проверки.

  12. Оформление курсовой работы.

  13. Публичная защита курсовой работы,

2.1. Выбор темы исследования

Тематика курсовой работы по общей психологии разрабатывается и утверждается кафедрой общей психологии. Она должна соответствовать профилю студентов по будущей специальности, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития психологической науки и решать конкретные задачи процесса обучения.

Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы из утвержденного списка. Тема курсовой работы может быть изменена по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой.

Выбор одной и той же темы курсовой работы двумя и более студентами не допускается.

Выполнение курсовой работы осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика».

(Примерная тематика курсовых работ представлена в Приложении И).

2.2. Обсуждение и согласование темы исследования с научным руководителем.

После самостоятельного выбора темы исследования студенту необходимо связаться с научным руководителем для ее согласования. Для этого научным руководителем предусматриваются индивидуальные консультации, в ходе которых вырабатывается окончательная тема исследования с целью ее обсуждения и утверждения на кафедре «Общая и прикладная психология и педагогика».

2.3. Получение задания на Курсовую работу, согласование календарного плана работы

Выдача задания (Приложение К) на курсовую работу осуществляется научным руководителем после утверждения темы на кафедре и закрепления ее за конкретным студентом. Задание содержит исходные данные и краткое содержание работы, и в нем главным образом указывается перечень подлежащих разработке вопросов в соответствии с заявленной темой. Составление календарного плана осуществляется лично студентом с учетом собственных возможностей и способностей, а также сроков сдачи курсовой работы и необходимости выделения времени на рецензирование работы, ее доработки к защите (внесение исправлений согласно замечаниям руководителя). Календарный план работы над курсовой работой в обязательном порядке согласуется с научным руководителем. За основу для составления календарного плана можно взять контрольные точки исследования (по В.С. Безруковой Приложение Г).

2.4. Составление плана-проспекта (программы) исследования

Данный этап представляет особую важность, поскольку при составлении плана проспекта исследования студент должен определить методологический аппарат работы : объект и предмет исследования; актуальность; цель и задачи; гипотезу исследования. Для разработки методологического аппарата целесообразно использовать схему логических связей элементов научного психологического исследования (Приложение Д). В сроки, определенные календарным планом, студент должен представить план-проспект для согласования с научным руководителем.

    1. Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме исследования.

Перед написанием курсовой работы необходимо составить картотеку литературы по изучаемой теме. Отправной точкой поиска являются ключевые слова. Картотека организует и облегчает работу с литературными источниками и может содержать дополнительную информацию по сравнению с библиотечными каталогами. Используя картотеку, легче составить библиографический список литературы, который представляется в курсовой работе.

Изучая научную литературу по общей психологии, рекомендуется делать выписки. Например: цель исследования, его актуальность, теоретическая модель исследования, выводы и результаты. Над каждой выпиской целесообразно указывать проблему, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу с цитатой. Эта информация поможет избежать ошибок при оформлении ссылок в тексте курсовой работы. Алгоритм изучения теоретических источников представлен в приложении Е.

Курсовая работа по «Общей психологии» является строго теоретической работой, вносящей определенный научный вклад в понимание изучаемого психологического явления. Данная работа представляет собой полный обзор литературных источников в предметной области психологической науки и смежных областей других наук, связанных с тематикой исследования.

Для анализа новейших исследований по теме курсовой работы целесообразно изучить ресурсы интернета.

В результате изучения научной литературы составляется библиографический список по теме работы, определяется система методов, с помощью которых осуществляется исследование данной проблемы, формулируются и конкретизируются задачи курсовой работы, определяется круг вопросов, подлежащих дополнительному изучению.

    1. Определение структуры работы


Курсовая работа должна в четкой форме с логической последовательностью раскрыть тему, содержать теоретический анализ изучаемой проблемы, обобщение теоретических взглядом, концепций и теорий по теме курсовой работы зарубежных и отечественных психологов, выводы и заключение.

Обязательными структурными элементами курсовой работы являются:

  • титульный лист (см. «Приложение А»;

  • задание на курсовую работу с календарным планом её выполнения

(см. «Приложение Л »;

  • автореферат (см. «Приложение В»;

  • содержание (см. «Приложение Б»;

  • введение;

  • основной текст работы (одна или две главы в зависимости от особенностей формулировки темы и содержания работы);

  • выводы;

  • заключение;

  • список использованных источников (см. «Приложение И);

  • лист оценки курсовой работы (см. «Приложение Ж»).

2.7. Согласование структуры работы и плана исследования с научным руководителем

Курсовая работа по общей психологии содержит теоретический анализ научной специальной литературы по изучаемой проблеме, определение подходов к её решению в отечественной и зарубежной психологической науке. Данная работа носит обзорно-аналитический характер.

Текст курсовой работы может состоять из глав и параграфов представляющих собой логически завершенные блоки содержательной части работы. Количество глав и параграфов определяется, исходя из содержания темы и логики научного исследования. Каждый параграф должен охватывать значительный (не менее ¼) объема основного текста работы.

Например, логика исследования может быть следующей:

  • отражение подходов к пониманию и решению проблемы в западной и отечественной психологии;

  • отражение подходов к пониманию и решению проблемы в различных отечественных психологических школах;

  • история возникновения проблемы и современное состояние её решения различными психологическими школами.

2.8. Написание основного текста работы
Основной текст работы, как правило, содержит одну или две главы, каждая из которых делится на 2-3 параграфа. Количество глав и параграфов зависит от формулировки темы, логической структуры и содержания работы.

В курсовой работе по общей психологии главы носят теоретический и обзорно-аналитический характер и должны представлять собой анализ различных теоретических подходов к пониманию сущности и характеристик предмета исследования, как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Недопустимо, чтобы название одной из глав или параграфов полностью совпадало с темой курсовой работы.

2.9. Предоставление материалов работы научному руководителю для проверки

Вместе с научным руководителем студент определяет контрольные точки курсовой работы, предложенные В.С. Безруковой [1, с.22 – 24], и уточняет конкретные даты их достижения и соответствие календарному плану (Приложения Г, К).

По мере достижения сроков контрольных точек, в соответствии с календарным планом исследования студент предоставляет материалы научному руководителю на проверку, исправляет и дополняет работу в соответствии с полученными замечаниями и рекомендациями (Приложения Г, К).

Студент проводит анализ научной теоретической литературы по проблеме исследования, обобщает полученные данные, точки зрения, подходы, направления, школы. Для более эффективного анализа литературы целесообразно использовать схему анализа (Приложение Д).

2.10. Формулирование выводов по теме исследования

Работа должна содержать краткие выводы по каждой главе и проделанной работе (обычно 2-3 вывода в конце главы и 5-6 выводов в заключении). В них автор подводит итог проделанной работы, оценивает степень достижения целей и задач, которые он ставил перед собой. Как правило, количество выводов совпадает с количеством задач, поставленных в ходе исследования. Качество сделанных выводов характеризует эрудицию студента, его умение анализировать и обобщать информацию. Выводы в заключении должны соответствовать результату решения задач исследования.

2.11. Предоставление чернового варианта работы научному руководителю для проверки

В соответствии с контрольными точками исследования и календарным планом студент предоставляет выполненную работу для проверки научному руководителю. Главные контрольные точки, такие как сроки предоставления на кафедру чернового и чистового варианта курсовой работы, публичной её защиты составляются и утверждаются кафедрой «Общая и прикладная психология и педагогика» и корректируются только с разрешения заведующего кафедрой.

2.12. Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Примеры оформления титульного листа, оглавления, реферата и списка литературы приведены в Приложениях.

Объем курсовой работы должен составлять: 30–35 страниц.

В общий объем курсовой работы не включаются приложения. Курсовая работа выполняется на белой односортной бумаге формата А-4 на одной стороне листа через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman №14 текстового редактора Word.

Размеры полей: левое – 25мм, верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм.

Основной текст работы делится на главы и параграфы. Главы нумеруются римскими цифрами в пределах всей работы и начинаются с новой страницы.

Параграфы нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая –непосредственно номер самого параграфа (например, 2.3. – так обозначается третий параграф второй главы, знак параграфа в курсовой работе не используется).

Параграфы имеют свое название. В отличие от глав они располагаются сплошным текстом, один за другим, а не с новой страницы. Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя. В конце заголовков точку не ставят.

Заголовки глав печатаются прописными (заглавными) буквами, располагаются по центру строки и отделяются от основного текста 3 межстрочными интервалами. (двумя полуторными или тремя одинарными).

Страницы курсовой работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу страницы без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Каждая глава, Содержание, Введение, Заключение, Список использованных источников, приложениЕ начинаются с новой страницы. Выполненная курсовая работа переплетается.

2.13. Публичная защита курсовой работы

Выполненная студентами курсовая работа проверяется научным руководителем, который выставляет оценку по пятибалльной шкале в листе оценивания с 1 по 17 пункт.

При оценке работы учитываются содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность предложенной методики исследования, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный). Одновременно указываются положительные и отрицательные стороны работы. Наиболее существенные достижения и недостатки отражаются научным руководителем на обратной стороне листа оценивания курсовой работы.

Работа после оценки научным руководителем может быть представлена студенту для ознакомления и возможного исправления, если она выполнена в соответствии с контрольными сроками, утвержденными кафедрой.

Защита курсовых работ происходит публично перед комиссией, состоящей из преподавателей кафедры. На защите могут присутствовать остальные студенты группы, в которой происходит публичная защита курсовых работ.

На защите студент должен кратко изложить содержание работы, уметь ответить на вопросы членов комиссии.

Примерная структура доклада-презентации студента на защите:

    1. Краткое информативное представление темы исследования и элементов его категориального аппарата (актуальность, проблема, состояние разработанности проблемы, объект и предмет, цель и задачи, гипотеза, теоретико-методологические основания и методы).

    2. Описание этапов организации исследования, согласно поставленным целью и задачам, а также представление его основных результатов: выводов и их следствий.

    3. Общая оценка студентом проведенного исследования: трудности, которые возникли в процессе аналитического обзора психологической литературы по проблеме исследования, перспективы для его дальнейшего продолжения и возможные ограничения.

Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы, по алгоритму, предложенному Н. В. Зоткиным [4, с.15] (пункты 18 – 22 листа оценивания). Оценка за курсовую работу выставляется в экзаменационную ведомость, журнал, индивидуальный план студента, зачетную книжку студента и в приложение к диплому (Приложение Ж).

  1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Во введении дается общая характеристика курсовой работы: анализ современного состояния исследуемой проблемы, обоснование актуальности темы. Студенты определяют объект, предмет, цель и задачи исследования.

1. Обоснование темы исследования и ее актуальность

Кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников (что уже сделано в науке в этом направлении). Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования.

На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Ставя проблему, необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Проблема — это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес. Проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям. Таким образом, постановка проблемы это констатация пробела, области неизвестного в современном психологическом знании по данной теме. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования.

Проблема, которую студент предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования.

К примеру, исследуются подходы к пониманию сущности темперамента в общей психологии. В ходе проведенного литературного анализа можно выделить следующее противоречие:

противоречие между существующими различными подходами к пониманию сущности темперамента в отечественных и зарубежных психологических школах, с одной стороны, и отсутствием единых критериев его анализа, – с другой.

Исходя из отмеченного противоречия, вытекает проблема исследования: возможны ли единые критерии анализа сущности темперамента в современной психологической науке.

Актуальность и различные подходы к исследованию темперамента определяют выбор темы исследования: «Проблема темперамента в общей психологии».

2. Цель исследования. На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель.

Цель – это представление о конечном результате исследования, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы.

В качестве цели исследования в дипломной работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Нежелательно использовать при определении цели глагол (поскольку глагол отражает динамику процесса, а не его конечный результат) Например, цели исследования: изучить, исследовать, уточнить, предполагают, что вы будете осуществлять данный процесс, но они не отражают результат процесса. Таким образом, желательно формулировать цель исследования в существительном, раскрывающем конечный результат исследования.

Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить в процессе выполнения курсовой работы, например, анализ критериев исследования темперамента в различных психологических школах отечественной и зарубежной психологии.

3. Объект исследования. Объект отражает ту или иную сторону действительности. Это сфера психической реальности, данная исследователю до начала работы. Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определение объектаисследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?

4. Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту не вызывала сомнения. Предметпоказывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объектарассматривает данное исследование.Необходимо отметить, что предмет курсовой работы чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Так, например, если объектом исследования является темперамент, как свойство личности, то предметом исследования могут стать подходы к пониманию сущности темперамента в отечественной и зарубежной психологии.

5. Рабочая гипотеза исследования .

Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза требует доказательства и, поэтому, не может быть тривиальной. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования. Гипотеза строится, исходя из проблемы, цели и предмета исследования.

Так как курсовая работа по учебной дисциплине «Общая психология носит теоретический и обзорно-аналитический характер, возникает необходимость выдвижения теоретической гипотезы. Теоретическая гипотеза – это утверждение о существовании некоторой обобщенной закономерности, причинной зависимости, закона функционирования и др. Теоретическая гипотеза предельно абстрактна и отражает общие положения теории. Она должна сопровождаться теоретическим объяснением закономерности.

Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.

Гипотеза должна отражать наличие четко сформулированной авторской позиции, относительно рассматриваемого феномена, а также демонстрировать критический взгляд на заявленную проблему в исследовании, с целью оценить достоинства ее познания, обнаружить и разрешить существующие противоречия и ограничения в ходе ее познания, наметить перспективные пути дальнейшего ее исследования.

Гипотеза курсовой работы должна обязательно включать в себя две части:

  • констатирующую (на основе выявленного противоречия);

  • предполагающую (что собирается сделать автор курсовой работы) с использованием оборота: «если…, то…».

Например, Существует противоречие между существующими различными подходами к пониманию сущности темперамента в отечественных и зарубежных психологических школах, с одной стороны, и отсутствием единых критериев его анализа, – с другой.

Предполагается, что если провести анализ подходов к пониманию сущности темперамента, то можно выделить наиболее значимые критерии его исследования в современной психологической науке.

6. Задачи исследования. Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.В курсовой работе задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Задачи целесообразно формулировать с использованием глагола, поскольку они должны раскрывать процесс достижения цели исследования.

В нашем примере такими задачами могут быть:

1. Провести анализ критериев исследования темперамента в отечественных психологических школах.

2. Изучить особенности подходов зарубежных психологов и критерии исследования темперамента.

3. Обобщить критерии исследования темперамента различных психологических школ.

7. Методы исследования. Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как теоретических, так и специальных методов изучения научной литературы, применяемых в психологической науке. К ним можно отнести:

Теоретические методы:

  1. сравнение – сопоставление однородных по существенным для данного рассмотрения признакам объекта (качественным и количественным);

  2. анализ – мысленное или физическое расчленение целостного объекта на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и исследование этих частей независимо от целого;

  3. синтез – мысленное или физическое соединение отдельных составляющих элементов (признаков, свойств, отношений) объекта в единое целое с учетом знания, полученного при независимом изучении составляющих элементов;

  4. абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда признаков (свойств) объекта при одновременном выделении других признаков (свойств), представляющих интерес для исследователя при решении конкретной задачи;

  5. аналогия – предположение о сходстве объектов в каких-то свойствах на основании выявленного сходства в других свойствах;

  6. обобщение – установление признаков и свойств общих для некоей группы объектов;

  7. индукция – выработка общего вывода на основе частных посылок;

  8. дедукция – выведение заключений частного характера на основе общих посылок;

Методы изучения научной литературы:

  1. составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; 

  2. реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; 

  3. конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; 

  4. аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; 

  5. цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Основная часть работы

Главы курсовой работы по общей психологии носят теоретический характер. В них на основе изучения отечественной и зарубежной психологической литературы дается анализ исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению. В работе должны быть раскрыты основные понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки.

При написании работы надо строго отделять свои мысли от заимствованных или уже известных в науке. При этом необходимо делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылки на литературный источник в тексте курсовой работы сопровождается порядковым номером, под которым этот источник включен в список использованных источников. Ссылка заключается в прямые скобки, где второе число обозначает номер страницы, из которой взята цитата. Может использоваться как прямое цитирование, когда необходимо привести позицию автора дословно без обобщений и искажений с сохранением стиля автора. В некоторых случаях можно пропустить второстепенную часть текста, не влияющего на смысл цитаты, заменив его многоточием….

Например, Б. Г. Ананьев пишет: "Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведения носитель нравственного поведения " [4, с.52]. В данном случае подразумевается, что эта работа находится под номером четыре в списке использованных источников и цитируется её 52 страница.

В случае пересказа мыслей и идей, взятых из других источников, указывается, откуда они взяты. Мысль выражается своими словами без кавычек.

Например, В работах ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретических и опытно-экспериментальных исследований по проблемам психологического консультирования, психодиагностики и психокоррекции [8;11;13;14]. В этом случае просто перечислены источники по нумерации списка использованных источников в курсовой работе.

При использовании цитат взятых не с оригинальных работ автора, а из других источников необходимо обязательно указать, откуда именно взята цитата. В тексте работы после прямой речи с цитатой указывается [Цит. по: 22, с.14]. В этом случае указывается номер источника по списку использованных источников и страница в нем.

При использовании цитат нежелательно повторяться в первой фразе. Желательно использовать синонимы. Например, вместо глагола отмечает можно использовать: анализирует, высказывает мнение, доказывает, излагает, констатирует, находит, не разделяет точку зрения, обнаруживает, объясняет, отвечает, определяет, объясняет, одобряет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет и т.д.

При подготовке текста курсовой работы помимо учебников и монографий по теме исследования желательно использовать:

  • научные статьи в журналах и сборниках;

  • диссертации (доступ, как правило, платный) и авторефераты диссертаций (можно скачать бесплатно в интернете);

  • реферативные журналы. (РЖ) ВИНИТИ (для психологов «0.4.Биология. Раздел 0.4. II. Психология»). В РЖ ВИНИТИ обобщается информация, публикуемая в 130 странах мира на 66 языках. В нем публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания работ.

  • экспресс-информация (ЭИ) ВИНИТИ, в которой освещаются современные достижения науки и техники за рубежом в виде расширенных рефератов.

  • сигнальная информация (СИ) ВИНИТИ – библиографическое пособие для специалистов для оперативного информирования о публикациях по определенной отрасли, теме или проблеме в отечественных и зарубежных изданиях.

Курсовая работа по учебной дисциплине «Общая психология» предполагает подбор, изучение и анализ состояния определенной научной проблемы.

Обзор литературных источников по изучаемой проблеме не сводится к перечислению существующих в этой области исследовательских работ, а представляет собой подробный анализ основных результатов и выводов имеющихся исследований. Студенту необходимо систематизировать изложение соответствующих теоретических позиций и эмпирических сведений, выделить основные линии научных дискуссий по этой теме, выявить сильные и слабые стороны той или иной позиции, обосновать выбор собственной позиции. Целесообразно использовать приемы рационального чтения научной литературы и алгоритмы изучения теоретических источников [3, с.296 - 306].

(См. Приложение Е).

Теоретическое исследование начинает носить обзорно-критический характер, если автор не только делает обзор, но и представляет аргументированную критику того, что сделано по проблеме, формулирует собственные выводы.

При выполнении курсовой работы теоретического характера автор может также вносить обоснованные собственные теоретические предложения, оригинальные идеи в теорию обсуждаемой проблемы с опорой на обзор и критический анализ имеющихся концепций в современной отечественной и зарубежной научной литературе.

Таблицы

Цифровой материал, используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Таблица располагается в курсовой работе непосредственно после первого упоминания о ней в тексте. Все таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается над названием таблицы. Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами. Располагается нумерация сверху заголовка справа. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например: (См. табл. 1.3) — смотрите таблицу 3 первой главы.

Заголовок располагается над таблицей и должен кратко характеризовать значение табличных данных. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится. В случае если на одной странице таблица не вмещается, продолжают ее на следующей странице. В этом случае на следующей странице над таблицей пишут "Продолжение табл. 1.3". Пример оформления таблиц показан ниже:

Таблица 2.1

Психологический эффект цветов

Цвет

Давление крови

Пульс, дыхание

Мускульное

напряжение

Воздействие

на эмоции

Красный

Увеличивает

Ускоряет

Увеличивает

Возбуждает

Оранжевый

Слегка увеличивает

Слегка увеличивает

Увеличивает

Стимулирует

Желтый

Не меняет

Не меняет

Не меняет

Уравновешивает

Зеленый

Незначительно

Незначительно

Незначительно

Уравновешивает

Голубой

Уменьшает

Успокаивает

Уменьшает

Успокаивает

Синий

Значительно уменьшает

Значительно уменьшает

Уменьшает

Затормаживает

Фиолетовый

Сильно уменьшает

Сильно успокаивает

Сильно уменьшает

Подавляет

Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении.

Если таблицы занимают достаточно большой объем площади листа и размещаются по ее длине, то страницы (листы) рукописи следует закреплять в курсовой работе таким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц рукопись можно было бы разворачивать по часовой стрелке. При использовании в курсовой работе таблиц, содержащих большой объем информации, разрешается печатать их более мелким шрифтом. Например, шрифтом arial 9 или 10 кеглем.

Иллюстрации в курсовой работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Например: Рисунок 1.4 (четвертый рисунок первой главы). Все рисунки сопровождаются названием непосредственно после номера рисунка. В конце наименования рисунка точка не ставится. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте курсовой работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице.

Рисунки и таблицы в курсовой работе должны носить авторский характер. Если рисунок или таблица приводятся из какой-либо научной работы необходимо указать источник, откуда они взяты. В таком случае после названия таблицы или рисунка указывается [Приводится по: 21, с.134].

выводы (общие выводы по всей работе) представляют собой сжатое изложение полученных результатов. Целесообразно представить выводы как самостоятельный раздел курсовой работы. Формулируются выводы в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией.

Количество выводов может быть разным, оптимальным является количество равное 5 – 7. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов исследования поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Не следует включать в выводы общепринятые в психологической науке положения, уже не нуждающиеся в доказательствах.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в виде утверждений. В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты. Давать полное описание того, как именно были получены выводы, не требуется. Выводы – это обобщения, охватывающие только наиболее существенные результаты проведенной работы.
В Заключении необходимо дать оценку степени разработанности изучаемой проблемы и соотнести ее с целью исследования в рамках курсовой работы, раскрыть итоги решений задач исследования, достижение его цели и доказательство гипотезы.

дается краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. Можно вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов. В заключении подводится итог решения поставленных задач, подчеркивается практическая значимость работы и даются конкретные рекомендации по использованию полученных результатов.

Список использованных источников

Список использованных источников составляется в соответствии с требованиями общероссийского стандарта ГОСТ 7.1-84 (см. п. 3.2.2), ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка» и правилами, принятыми в ведущих (рецензируемых) научных изданиях.

В список включают все использованные в работе источники в алфавитном порядке. Сведения о книгах (монографиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий: Москва — М.. Ленинград — Л., Санкт-Петербург — СПб., Киев – К.

В сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. Количество источников, которые необходимо проанализировать при написании курсовой работы, должно составлять не менее 25.

Всписке использованных источников в курсовых работах указывать учебники и учебно-методические пособия не допускается.

При описании электронных ресурсов необходимо указать Фамилию Имя Отчество автора, название статьи или другого научного материала, [Электронный ресурс], Режим доступа: URL (подробный электронный адрес) и дату обращения.

Например, Прохоров А. О. Образ психического состояния: феноменологические особенности и личностные корреляты [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Электронный журнал. 2011. № 3. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/494-prokhorov17.html (дата обращения: 04.06.2012).

Образец оформления списка использованных источников (см. «Приложение И»).

Приложения
Курсовая работа может включать различные материалы, которые по мнению автора позволяют лучше раскрыть содержание работы. Они помещаются в конце работы в разделе «Приложения». Каждый материал сопровождается подписью. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах. Приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Например, так: (см. «Приложение И»). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Приложение А

Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Севастопольский государственный университет»
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом