Приложение Д (Для подготовки плана-проспекта исследования)
Логические связи элементов психологического исследования помогают верно, определить его направление, способствуют предотвращению дублирования и уходу от темы и предмета исследования в ходе литературного поиска и составления текста курсовой. Четкие логические связи помогают грамотно выполнить введение курсовой работы. Правильно оформленные логические связи позволяют быстро и обоснованно составить план-проспект научного исследования. Для составления плана-проспекта научно-психологического исследования целесообразно все его составные части выполнить на отдельных листах бумаги по предлагаемой схеме:
ТЕМА | АКТУАЛЬНОСТЬ
(Примерно ½ листа)
| ПЛАН
(сложный)
| ОБЪЕКТ,
ПРЕДМЕТ
| ЦЕЛЬ | ЗАДАЧИ | ГИПОТЕЗА | ПРЕДПОЛАГА-
ЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ (Для проверки соотнесения с целью исследования)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5 | 6
| 7
| 8
|
Затем эти листки необходимо склеить вместе один с другим в порядке номеров и сложить в "гармошку". Это необходимо для того, чтобы при работе с данными положениями возникала возможность видеть их одновременно все, поскольку проследить их логические связи другим способом довольно трудно.
При составлении плана-проспекта желательно выдерживать следующие логические связи:
1.ТЕМА – АКТУАЛЬНОСТЬ – ПЛАН - ПРЕДМЕТ
2. ПРЕДМЕТ – ЦЕЛЬ - ГЛАВЫ ПЛАНА - ПАРАГРАФЫ
3. ЦЕЛЬ – ЗАДАЧИ – ГИПОТЕЗА – ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
4. АКТУАЛЬНОСТЬ – ГИПОТЕЗА – ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
5. ЦЕЛЬ – ЗАДАЧИ – ГИПОТЕЗА – ПЛАН - НАЗВАНИЕ ГЛАВ – НАЗВАНИЕ ПАРАГРАФОВ – ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Должен проходить один смысл этих суждений!
Если все эти связи четко прослеживаются, следовательно, план-проспект составлен правильно. Логическое соответствие содержание плана-проспекта представляется очень важным, поскольку он позволяет более точно:
* определить стратегическое направление исследования;
* выявить основные точки приложения усилий исследователя;
* сформулировать более точное представление о конечном результате;
* тщательнее увязать гипотезу с целью и задачами курсовой работы.
* устранить логические противоречия, неточности и неувязки между основными элементами плана, а впоследствии и введения.
При таком подходе при изменении хотя бы одного слова темы исследования сразу видно как необходимо изменить остальные логические структуры методологического аппарата.
Значение логически грамотно составленного плана – проспекта представляется важным еще и потому, что он лежит в основе " Введения" курсовой работы и способствует более грамотно, в соответствии с требованиями оформления научных произведений, её выполнить.
Приложение Е
Алгоритмы изучения теоретических источников
Правила, способствующие повышению эффективности чтения научной литературы:
При просмотре и чтении текста желательно думать о том, какую информацию вы хотите из него получить. Также хорошо составить предварительный список вопросов, на которые вы надеетесь получить ответ в данной книге или учебнике.
Просмотрите названия глав и разделов, пробегите глазами тексты на суперобложке или аннотацию, а также предисловие (вступительные замечания или введение).
Выясните, что бы вы хотели прочитать более интенсивно. При просмотре отдельных разделов обращайте внимание на вводные или заключительные фразы, а также на ключевые слова в тексте.
Не задерживайте внимание на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом, на аргументации, статистических данных, подробных описаниях и различных отступлениях автора.
Больше, чем словам, следуйте смысловому содержанию и идее текста. Старайтесь понять, прежде всего, смысл высказываний частного и общего порядка.
Отыскивайте такие используемые автором смысловые указатели, как подзаголовки, выделенные слова предложения, а также таблицы.
Указатели в виде слов помогут найти вам определённые вводные замечания, усиления или акценты в тексте:
такие вводные сигналы, как «особенно», «следовательно», «поэтому», «тем самым», «предполагает», «поскольку», «так как» указывают на основную или поясняющую мысль; здесь имеет смысл прочитать предыдущее или последующее предложение;
усиливающие сигналы «также», «кроме того», «дополнительно» подчёркивают мысль, которая ранее была уже кратко изложена;
изменяющие сигналы «но», «не говоря о», «с другой стороны», «однако», «или – или», «напротив», «хотя», «несмотря на», «скорее» указывают на то, что ход мыслей автора изменяется на противоположные.
Желательно опускать малоинформативные абзацы текста и замедлять темп чтения на важных и наиболее трудных для усвоения фрагментах.
Целесообразно учитывать специфику структуры различных текстов:
справочные тексты в газетах и журналах важнейшую информацию содержат вначале, а второстепенную – в конце;
в комментариях и высказываниях по какому-либо вопросу существенная информация (а именно выводы автора) приводится, как правило, лишь в заключительном предложении);
специальные статьи содержать во введении описание проблемы, в основной части – разработку путей её решения и в заключительной части – выводы или взгляд на будущее.
Использование алгоритмов чтения научной литературы
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |