Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации ФГОС. Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного


Скачать 297.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного
АнкорМетодические рекомендации ФГОС.doc
Дата02.10.2017
Размер297.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические рекомендации ФГОС.doc
ТипМетодические рекомендации
#23582
страница2 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3

Этапы разработки АОП для обучающегося с ОВЗ в образовательной организации

Этап

Шаги проектирования АОП

Содержание деятельности

Предварительный

Предварительная оценка особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и запроса родителей

Администрация ОО (при наличии заключения ПМПК и/или рекомендаций ИПРА):

  • определяет междисциплинарную команду специалистов психолого-педагогического сопровождения;

  • при отсутствии в ОО необходимых специалистов администрация рассмат­ривает варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, муниципальной службой психолого-педагогического сопровождения, при­влечение волонтеров и т.д.);

  • заключает договор с родителями.

  • проводит анализ информации о ребенке и его семье (см. ниже)

Оценка требований ФГОС общего образо­вания по уровню и ФГОС НОО ОВЗ, примерных основных образова­тельных программ, в том числе адаптированных

  • изучение документации: нормативно-правовой, учебно-методической;

  • разработка локальных регламентирующих актов: приказа о деятельности ПМПк, службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.

Диагностический

Проведение комплексного обследования ребёнка педагогом-психологом, учителем-логопедом, педагогами

  • организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия;

  • подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д. Основная задача – описание зон ближайшего и актуального развития, определение особых образовательных потребностей учащегося, уровня обученности. Определение направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов.

Описание необходимых ребенку с ОВЗ спе­циальных образовательных условий с уче­том возможностей и дефицитов развития

- определение конкретных условий

Разработка

Проектирование АОП

Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках создания АОП

Организация обсуждения АОП. При необходимости - привлечение специалистов ППМС-центра в рамках сетевого взаимодействия. Согласование с родителями.

Определение временных границ реализации АОП

Четкое формулирование цели АОП (Совместно с родителями!)

Определение круга задач в рамках реализации АОП

Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты)

Планирование форм реализации разделов АОП

Определение форм и критериев мониторин­га учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося

Определение форм и критериев мониторин­га эффективности учебной и коррекцион­ной работы

Реализация

Практическое применение АОП

Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом;

  • организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;

  • организация мониторинга эффективности коррекционной работы

Анализ и коррек­ция

Определение сроков и способов анализа и коррекции АОП

Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка;

- внесение корректив в АОП

Представленная последовательность действий специалистов ОО соблюдается, если у ребенка есть заключение ПМПК с указанием обучения по определенному варианту АООП, в том числе ребёнка с инвалидностью или обучащегося, имеющего рекомендации врачебной комиссии (медицинской организации) по обучению на дому. Обращаем ваше внимание на то, что требования ФГОС по объемам учебной нагрузки для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому, должны быть выполнены полностью. Т.е. не допускается уменьшение учебных часов и, тем более отсутствие у ребёнка, обучающегося на дому, контактных часов работы с учителем по отдельным предметам.

При выявлении трудностей в освоении основной образовательной программы определённого уровня образования (в случае отсутствия заключения ПМПК), первым шагом администрации и специалистов образовательной организации будет привлечение внимания родителей к данной ситуации и рекомендации посетить ПМПК. При несогласии родителей на прохождение ПМПК, ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

По результатам мониторинга готовности системы общего образования к введению ФГОС ОВЗ на региональном уровне необходимо:

  • обеспечить полное комплектование штатов психолого-медико-педагогических комиссий в соответствие с требованиями приказа Министерства образования
    и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

  • обеспечить полное комплектование штатов служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях (ПМПк) в соответствие с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее – приказ №1015);

  • обеспечить введение ставок тьюторов, ассистентов для сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в штатное расписание общеобразовательных организаций исходя из количества рекомендаций ПМПК и с учетом требования приказа №1015;

  • продолжить создание доступной архитектурной среды в общеобразовательных организациях;

  • продолжить повышение квалификации, профессиональную переподготовку педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ в соответствие со сроками введения ФГОС ОВЗ;

  • обеспечить вариативность моделей обучения детей с ОВЗ;

  • обеспечить условия для социальной инклюзии в рамках внеурочной работы общеобразовательных организаций для детей, которым рекомендовано обучение на дому;

  • обеспечить регулярный мониторинг введения ФГОС ОВЗ в общеобразовательных организациях;

  • повышать информирование родителей детей с ОВЗ о введении ФГОС ОВЗ, условиях, созданных в образовательных организациях для обучения детей с ОВЗ инвалидностью в субъекте Российской Федерации через размещения соответствующей информации на официальном сайте регионального органа управления образованием и на сайтах образовательных организаций;

  • повышать информирование административных и педагогических работников по вопросам нормативного регулирования образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, требований ФГОС ОВЗ, разработки АООП.


Ответы на часто задаваемые вопросы

(Стилистика авторов вопросов сохранена)
1.ВОПРОС: В нашем муниципалитете всего 10 общеобразовательных организаций. 1 сентября 2017 года в одну школу (предварительно) придет 1 ребенок с ОВЗ, в остальные школы - дети с ОВЗ не придут. К тому же, мы сделали анализ до 2020 года, у нас детей с ОВЗ будет всего 4 и они придут в две школы. В связи с этим у нас вопрос: Нужно ли во всех школах принимать локальные акты по введению ФГОС с ОВЗ? разрабатывать адаптированные программы? заключать договора о сотрудничестве и т.д.
ОТВЕТ: Согласно статистическим данным только детей с инвалидностью в Российской Федерации от 4 до 6 % от общего количества детей. Детей с ОВЗ в 3-4 раза больше, причём с каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. При этом, семьи мигрируют. Поэтому, приведенный Вами прогноз, очень сомнителен. Подготовка к введению ФГОС ОВЗ предполагает, кроме прочего, подготовку кадров, и это важно сделать заранее. Что касается разработки адаптированных программ, то они разрабатываются для ребенка. Если ребенка с ОВЗ нет в вашей школе, то и адаптированная программа не нужна.
2. ВОПРОС: В чем разница между коррекционным классом и инклюзивным классом? Коррекционный класс - это где все дети обучаются по АООП, а инклюзивный класс - среди здоровых детей обучается 1-2 ребенка с ОВЗ. Это правильно?
ОТВЕТ: Правильно, коррекционный класс – это класс, в котором дети одной категории (например, все дети с задержкой психического развития) обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ЗПР (АООП НОО ЗПР), а инклюзивный класс – это класс, в котором совместно с нормально развивающимися сверстниками обучается ребёнок с ЗПР по адаптированной основной общеобразовательной программе.
В условиях введения ФГОС ОВЗ в обоих случаях должна быть разработана адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР.
3. ВОПРОС: Разъясните, правильно ли мы поняли, что в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07
«О введении ФГОС ОВЗ», адаптированная образовательная программа, которая соответствует ФГОС ОВЗ, необходима для детей с ОВЗ, пришедших в первый класс с 1 сентября 2016 года, а дети с ОВЗ, обучающиеся в 3-4 классах, занимаются по-старому, по скорректированным программам по предметам и программам коррекционных занятий.

ОТВЕТ: Дети с ОВЗ, зачисленные в образовательную организацию до 1 сентября 2016 года (обучающиеся во 2, 3, 4 и т.д. классах) обучаются по тем программам, по которым обучались ранее. Вместе с тем, всем детям, независимо от класса, должны быть созданы специальные условия для получения образования в соответствии со ст. 79 Закона об образовании и с учетом заключения ПМПК.

Для обучения детей с ОВЗ, зачисленных в общеобразовательную организацию
до 1 сентября 2016 года (обучающиеся 2, 3, 4 и т.д. классов) и обучающихся в отдельных (коррекционных) классах или школах, необходимо разработать адаптированную основную общеобразовательную программу начального, или основного, или среднего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы НОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»), или в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897»); или в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы СОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»).

4.ВОПРОС: 1. Может ли ТПМПК, не присвоив ребенку статус с ОВЗ, дать заключение в группу компенсирующей направленности ДОО (на основании действующих нормативно-правовых документов, например, ПООП и др.)? Имеет ли право ребенок без статуса ОВЗ посещать данную группу ДОО? 2. Если дети без статуса ОВЗ посещают группу компенсирующей направленности детского сада (по рекомендации ПМПК), например, для детей с нарушениями речи (в официальном порядке установлены диагнозы: ОНР 3 уровень, дизартрия), какая программа должна реализовываться с данной категорией детей в специальной группе: основная образовательная программа ДОО или АООП, ведь статуса ОВЗ нет?

ОТВЕТ: 1. ТПМПК не присваивает статус. ТПМПК определяет необходимость создания специальных условий получения образования (работа специалистов, адаптация программы, сроки обучения и т.д.). Заключение ТПМПК выдается родителям, а не группе компенсирующей направленности. Если ребенку ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи (или с ФФНР, или с ОНР), с ЗПР, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), то ребёнок имеет право посещать группу компенсирующей направленности, созданную для детей определённой категории. Если ПМПК не рекомендовала обучение по АООП, то посещать группу компенсирующей направленности ребёнок не может. Он будет посещать группу общеразвивающей направленности.

2. В группе компенсирующей направленности должна реализовываться адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для конкретной категории воспитанников. Работа с воспитанниками с общим недоразвитием речи (ОНР), чья речь соответствует III уровню развития речи, требует учёта состояния и развития всех компонентов речи, т.е. совместной работы воспитателя и логопеда, что и происходит при реализации АООП.

  1. ВОПРОС: Убедительно прошу оказать содействие в вопросе, касающемся ФГОС ОВЗ для глухих детей в части сроков обучения: согласно методическим рекомендациям период обучения по АООП ОВЗ начального общего образования для глухих детей с нормой развития интеллекта составляет 5-6 лет, обучение по программе основного общего образования - 5 лет (ранее в соответствие с Приказом министерства образования и науки Российской Федерации № 29/2065-п от 10 апреля 2002 г. сроки обучения глухих детей с нормой интеллекта составляли: начальное общее образование - 4 года (5 лет с подготовительным классом без базовой дошкольной подготовки) основное общее образование - 7 лет.
    1   2   3

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей