С этим файлом связано 77 файл(ов). Среди них: Podgotovka_k_shkole.doc, Minutnye_zadania.pdf, schitaem_do_pyati_s_5_-_6_let.pdf, Artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_malchikov_-_Voloshina.pdf, Naydi_protivopolozhnosti.pdf, Durova_N_V_-_Poigraem_v_slova.pdf, Fadeeva_Yu_A_Pichugina_G_A_Zhilina_I_I_-_Igry_s_prischepkami_tvo, 1_dlya_zakreplenia_proiznoshenia_svistyaschikh_zvukov_S_Z_Ts.pdf, Novikovskaya_O_A_-_Stikhi_dlya_razvitia_rechi_4-7.pdf, 60_kartochek_na_avtomatizatsiyu_zvuka_L.doc и ещё 67 файл(а). Показать все связанные файлы
Методические рекомендации
Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Дети старшей группы детского сада (5-6 лет) при нормальном речевом развитии должны уметь следующее:
употреблять сложные предложения разных видов;
при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;
самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по серии картинок;
без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом со сходным значением;
употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.
Вместе с тем у многих детей этого возраста отмечается специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность проявляется как в диалогах, так и в монологах дошкольников. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. По наблюдениям Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, в речи детей 5-6 лет наиболее часто встречаются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно- следственных связей в тексте.
В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.Д. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) приводятся методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.
В данном пособии предлагается дополнительный материал для логопедических занятий. Этот материал представлен сюжетными картинками, текстами, вопросами к ним, картинно-графическими схемами и планами рассказов.
Тексты рассказов составлены для закрепления и активизации в речи детей изучаемых предлогов, относительных и качественных прилагательных, глаголов.
В картйнно-графических схемах и планах рассказов используются следующие обозначения:
По мере изучения гласных букв в схемы предложений вводятся буквенные обозначения предлога У и союза И.
Для обучения детей связной речи, планированию собственного высказывания в пособии предлагаются следующие виды работы, каждый из которых целесообразно проводить в несколько этапов. I. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы, планы
Предложить детям рассмотреть картинку.
Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.
Попросить детей послушать получившийся рассказ, который необходимо пересказывать четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.
Напомнить, что каждому слову соответствует определенный символ.
Дать задание придумать название рассказу.
Предложить двум-трем детям пересказать рассказ.
II. Пересказ рассказа по картинке с использованием картинно-графических схем, планов
Предложить детям рассмотреть картинку.
Прочитать текст, относящийся к картинке, привлекая внимание слушателей к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы данного предложения.
Еще раз пересказать детям рассказ четко по схеме, затем попросить придумать ему название.
Предложить двум-трем детям пересказать рассказ.
III. Составление рассказов без сюжетной картинки с опорой на картинно-графические схемы, план
Попросить детей рассмотреть картинно-графическую схему каждого предложения.
Задать вопросы к каждому предложению, добиваясь ответов в соответствии со схемой предложения.
Попросить детей послушать получившийся рассказ и придумать ему название.
Предложить пересказать рассказ.
IV. Составление рассказа по сюжетной картинке без опоры на картинно-графический план
Попросить детей рассмотреть картинку.
Задать вопросы по содержанию картинки, добиваясь развернутых ответов.
Предложить детям послушать рассказ.
Предложить детям пересказать рассказ.
Занятие 10. Картинка «Осень, листопад», картинно-графический план рассказа
Текст рассказа по предложениям
Наступила осень.
Начался листопад.
Листья падают на дорожки, скамейки, клумбы.
Дворники сметают листья с дорожек и клумб.
Дети гуляют и собирают листья со скамеек.
Они сделали из листьев осенний букет.
Букет получился очень красивый!
Вопросы:
Какое время года наступило?
Что началось?
Куда падают листья?
Откуда дворники сметают листья?
Что делают дети и откуда собирают листья?
Что они сделали из листьев?
Какой получился букет?
Занятие 14. «В парке», картинно-графический план рассказа
Текст рассказа по предложениям
Толя и Оля пошли гулять в парк.
Оля увидела 2 пня, а Толя увидел много деревьев.
Дети вернулись домой.
Толя нарисовал 5 деревьев, а Оля нарисовала 5 пней.
Дети нарисовали красивые деревья и пни. Вопросы:
Куда пошли гулять Толя и Оля?
Что увидела Оля, а что увидел Толя?
Куда вернулись дети?
Что нарисовал Толя, а что нарисовала Оля?
Какие деревья и пни нарисовали дети?
Занятие 22. Картинка «Повар», картинно-графический план рассказа
Текст рассказа по предложениям
1. Повар готовил обед.
2. Он сварил гороховый суп, сделал картофельное пюре, выжал томатный сок, испек пирожки с капустной начинкой.
3. Обед получился очень вкусный.
Вопросы:
Кто готовил обед?
Какой суп сварил повар, какое сделал пюре, какой выжал сок, с какой начинкой испек пирожки?
Какой получился обед?
Занятие 29. Картинка «Заготовки на зиму», картинно-графический план рассказа
Текст рассказа по предложениям
Бабушка делала заготовки на зиму.
Она сварила персиковое варенье, яблочный и вишневый компоты, приготовила сливовую и грушевую начинки для пирожков.
Заготовки получились очень вкусные.
Вопросы:
Что бабушка делала на зиму?
Какое она сварила варенье, какие компоты, какие приготовила начинки для пирожков?
Какие получились заготовки?
Занятие 40. Картинка «Лиса и заяц», картинно-графический план рассказа
Текст рассказа по предложениям
Лиса спала в норе.
Она проголодалась и вышла из норы.
Лиса подкралась к кусту.
За кустом сидел заяц.
Заяц.увидел лису, выскочил из-за куста и убежал.
Вопросы:
Где спала лиса?
Что случилось с лисой и откуда она вышла?
Куда подкралась лиса?
Где сидел заяц?
Кого увидел заяц, откуда выскочил и что сделал?
Занятие 44. Картинка «Кабан под дубом», картинно-графический план рассказа
Текст рассказа по предложениям
Кабан ел желуди под дубом.
Налетел сильный ветер.
Желуди посыпались с дуба.
Кабан испугался и убежал из-под дерева.
Вопросы:
1. Где кабан ел желуди?
Какой налетел ветер?
3.Откуда посыпались желуди?
4. Что случилось с кабаном и откуда он убежал?
Занятие 51. Картинка «Зимой», картинно-графический план рассказа
Текст рассказа по предложениям
Наступила зима.
Снег лежит на дорожках и дорогах.
Дворники сгребают снег с дорожек.
Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.
Вопросы:
Что наступило?
Где лежит снег?
Откуда дворники сгребают снег?
Откуда убирают снег снегоуборочные машины?
Занятие 53. Картинка «Новогодняя елка», картинно-графический план рассказа
Текст рассказа по предложениям
1. Папа купил зеленую пушистую елку.
2. Петя повесил на елку стеклянные игрушки, бумажные флажки и хлопушки.
3. Елка стояла дома нарядная и красивая.
4. Новогодний праздник закончился.
5. Папа и Петя сняли с елки елочные игрушки и убрали в большую картонную коробку.
Вопросы:
Какую елку купил папа?
К.акие игрушки Петя повесил на елку?
Какая елка стояла дома?
Какой праздник закончился?
Какие игрушки папа и Петя сняли с елки и куда убрали?
Задание 73. Картинка «Сапожник»
Работа по картинке
Объяснить детям, что это мастерская сапожника. Здесь чинят обувь.
Беседа по картинке:
Назовите обувь, которую вы видите на столе у сапожника.
Чем одна туфля отличается от другой? (Одна туфля с каблуком, а другая туфля без каблука.)
Чем один сапог отличается от другого? (Один сапог с молнией, а другой сапог без молнии. Один сапог с подошвой, а другой сапог без подошвы.)
Что такое сапожник?
Что делает сапожник?
Что он прибьет к туфле? Что приклеит к одному сапогу? Что вошьет в голенище другого сапога?
Чему будут рады люди?
Какая профессия сапожник?
Текст рассказа по предложениям
Сапожник - это профессия.
Сапожник чинит обувь.
Он прибьет каблук к туфле, приклеит подошву к одному сапогу, вошьет молнию в голенище другого сапога.
Люди будут рады, что им починили обувь.
5. Хорошая, нужная профессия сапожник.
М етодические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Обучение связной речи детей 5-6 лет» Картинно-графические планы рассказовАвторы идеи Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Компьютерная верстка А.Н. БогачевООО «Издательство «Скрипторий 2003» Телефон для покупателей (495) 602-92-31 E-mail: ludzul@mail.ru www.skrip03.ruПодписано в печать 03.12.2012 г. Формат 60 х90 1/ 8. Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1. Тираж 30 000 экз. (1-й завод - 3000 экз.) Заказ № 655пв/32пв. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинал-макета в типографии ОАО «Альянс «Югполиграфиздат» ООО ПК «Панорама-Вельт» 400001 г. Волгоград, ул. КИМ, 6. Тел./факс: (8442) 26-60-10, 97-49-40.
9785985271928 перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |