Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Обучение связной речи детей 5-6 лет.. Методические рекомендации Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрос лыми, в их обучении и воспитании. Дети старшей группы детского сада (5-6 лет) при нор мальном речевом развитии должны уметь следующее


Скачать 6.22 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрос лыми, в их обучении и воспитании. Дети старшей группы детского сада (5-6 лет) при нор мальном речевом развитии должны уметь следующее
АнкорБардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Обучение связной речи детей 5-6 лет..doc
Дата05.12.2016
Размер6.22 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаBardysheva_T_Yu__Monosova_E_N_Obuchenie_svyaznoy_rechi_detey_5-6
ТипМетодические рекомендации
#3000
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 77 файл(ов). Среди них: Podgotovka_k_shkole.doc, Minutnye_zadania.pdf, schitaem_do_pyati_s_5_-_6_let.pdf, Artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_malchikov_-_Voloshina.pdf, Naydi_protivopolozhnosti.pdf, Durova_N_V_-_Poigraem_v_slova.pdf, Fadeeva_Yu_A_Pichugina_G_A_Zhilina_I_I_-_Igry_s_prischepkami_tvo, 1_dlya_zakreplenia_proiznoshenia_svistyaschikh_zvukov_S_Z_Ts.pdf, Novikovskaya_O_A_-_Stikhi_dlya_razvitia_rechi_4-7.pdf, 60_kartochek_na_avtomatizatsiyu_zvuka_L.doc и ещё 67 файл(а).
Показать все связанные файлы





Методические рекомендации

Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрос­лыми, в их обучении и воспитании. Дети старшей группы детского сада (5-6 лет) при нор­мальном речевом развитии должны уметь следующее:

  • употреблять сложные предложения разных видов;

  • при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью;

  • самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по серии картинок;

  • без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

  • подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом со сходным значением;

  • употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

Вместе с тем у многих детей этого возраста отмечается специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность проявляется как в диалогах, так и в монологах дошкольников. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. По наблюдениям Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, в речи детей 5-6 лет наиболее часто встречаются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжет­ной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно- следственных связей в тексте.

В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.Д. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) приводятся методики и технологии форми­рования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составля­ются схема предложения и план рассказа.

В данном пособии предлагается дополнительный материал для логопедических заня­тий. Этот материал представлен сюжетными картинками, текстами, вопросами к ним, картинно-графическими схемами и планами рассказов.

Тексты рассказов составлены для закрепления и активизации в речи детей изучаемых предлогов, относительных и качественных прилагательных, глаголов.

В картйнно-графических схемах и планах рассказов используются следующие обо­значения:



По мере изучения гласных букв в схемы предложений вводятся буквенные обозначения предлога У и союза И.

Для обучения детей связной речи, планированию собственного высказывания в посо­бии предлагаются следующие виды работы, каждый из которых целесообразно проводить в несколько этапов.
I. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы, планы

    1. Предложить детям рассмотреть картинку.

    2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с исполь­зованием схемы каждого предложения.

    3. Попросить детей послушать получившийся рассказ, который необходимо переска­зывать четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.

    4. Напомнить, что каждому слову соответствует определенный символ.

    5. Дать задание придумать название рассказу.

    6. Предложить двум-трем детям пересказать рассказ.

II. Пересказ рассказа по картинке с использованием картинно-графических схем, планов

      1. Предложить детям рассмотреть картинку.

      2. Прочитать текст, относящийся к картинке, привлекая внимание слушателей к каж­дой схеме предложения, к каждому его символу.

      3. Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы данного предложения.

      4. Еще раз пересказать детям рассказ четко по схеме, затем попросить придумать ему название.

      5. Предложить двум-трем детям пересказать рассказ.

III. Составление рассказов без сюжетной картинки с опорой на картинно-графические схемы, план

        1. Попросить детей рассмотреть картинно-графическую схему каждого предложения.

        2. Задать вопросы к каждому предложению, добиваясь ответов в соответствии со схе­мой предложения.

        3. Попросить детей послушать получившийся рассказ и придумать ему название.

        4. Предложить пересказать рассказ.

IV. Составление рассказа по сюжетной картинке без опоры на картинно-графический план

          1. Попросить детей рассмотреть картинку.

          2. Задать вопросы по содержанию картинки, добиваясь развернутых ответов.

          3. Предложить детям послушать рассказ.

          4. Предложить детям пересказать рассказ.


Занятие 10. Картинка «Осень, листопад», картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям

            1. Наступила осень.

            2. Начался листопад.

            3. Листья падают на дорожки, скамейки, клумбы.

            4. Дворники сметают листья с дорожек и клумб.

            5. Дети гуляют и собирают листья со скамеек.

            6. Они сделали из листьев осенний букет.

            7. Букет получился очень красивый!

Вопросы:


              1. Какое время года наступило?


              2. Что началось?


              3. Куда падают листья?


              4. Откуда дворники сметают листья?


              5. Что делают дети и откуда собирают листья?


              6. Что они сделали из листьев?


              7. Какой получился букет?


Занятие 14. «В парке», картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям

                1. Толя и Оля пошли гулять в парк.

                2. Оля увидела 2 пня, а Толя увидел много деревьев.

                3. Дети вернулись домой.

                4. Толя нарисовал 5 деревьев, а Оля нарисовала 5 пней.

                5. Дети нарисовали красивые деревья и пни. Вопросы:

                  1. Куда пошли гулять Толя и Оля?


                  2. Что увидела Оля, а что увидел Толя?


                  3. Куда вернулись дети?


                  4. Что нарисовал Толя, а что нарисовала Оля?


                  5. Какие деревья и пни нарисовали дети?


Занятие 22. Картинка «Повар», картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям

1. Повар готовил обед.

2. Он сварил гороховый суп, сделал картофельное пюре, выжал томатный сок, испек пирожки с капустной начинкой.

3. Обед получился очень вкусный.

Вопросы:


  1. Кто готовил обед?


  2. Какой суп сварил повар, какое сделал пюре, какой выжал сок, с какой начинкой испек пирожки?


  3. Какой получился обед?

Занятие 29. Картинка «Заготовки на зиму», картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям

    1. Бабушка делала заготовки на зиму.

    2. Она сварила персиковое варенье, яблочный и вишневый компоты, приготовила сливовую и грушевую начинки для пирожков.

    3. Заготовки получились очень вкусные.

Вопросы:


      1. Что бабушка делала на зиму?


      2. Какое она сварила варенье, какие компоты, какие приготовила начинки для пирож­ков?


      3. Какие получились заготовки?

Занятие 40. Картинка «Лиса и заяц», картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям

        1. Лиса спала в норе.

        2. Она проголодалась и вышла из норы.

        3. Лиса подкралась к кусту.

        4. За кустом сидел заяц.

        5. Заяц.увидел лису, выскочил из-за куста и убежал.

Вопросы:


          1. Где спала лиса?


          2. Что случилось с лисой и откуда она вышла?


          3. Куда подкралась лиса?


          4. Где сидел заяц?


          5. Кого увидел заяц, откуда выскочил и что сделал?

Занятие 44. Картинка «Кабан под дубом», картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям

            1. Кабан ел желуди под дубом.

            2. Налетел сильный ветер.

            3. Желуди посыпались с дуба.

            4. Кабан испугался и убежал из-под дерева.

Вопросы:


1. Где кабан ел желуди?

  1. Какой налетел ветер?


3.Откуда посыпались желуди?


4. Что случилось с кабаном и откуда он убежал?

Занятие 51. Картинка «Зимой», картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям

                1. Наступила зима.

                2. Снег лежит на дорожках и дорогах.

                3. Дворники сгребают снег с дорожек.

                4. Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.

Вопросы:


                  1. Что наступило?


                  2. Где лежит снег?


                  3. Откуда дворники сгребают снег?


                  4. Откуда убирают снег снегоуборочные машины?

Занятие 53. Картинка «Новогодняя елка», картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям

1. Папа купил зеленую пушистую елку.

2. Петя повесил на елку стеклянные игрушки, бумажные флажки и хлопушки.

3. Елка стояла дома нарядная и красивая.

4. Новогодний праздник закончился.

5. Папа и Петя сняли с елки елочные игрушки и убрали в большую картонную коробку.

Вопросы:


  1. Какую елку купил папа?

  2. К.акие игрушки Петя повесил на елку?


  3. Какая елка стояла дома?


  4. Какой праздник закончился?


  5. Какие игрушки папа и Петя сняли с елки и куда убрали?

Задание 73. Картинка «Сапожник»

Работа по картинке

Объяснить детям, что это мастерская сапожника. Здесь чинят обувь.

Беседа по картинке:

  • Назовите обувь, которую вы видите на столе у сапожника.

  • Чем одна туфля отличается от другой? (Одна туфля с каблуком, а другая туфля без каблука.)

  • Чем один сапог отличается от другого? (Один сапог с молнией, а другой сапог без молнии. Один сапог с подошвой, а другой сапог без подошвы.)


  • Что такое сапожник?


  • Что делает сапожник?


  • Что он прибьет к туфле? Что приклеит к одному сапогу? Что вошьет в голенище другого сапога?


  • Чему будут рады люди?


  • Какая профессия сапожник?

Текст рассказа по предложениям

    1. Сапожник - это профессия.

    2. Сапожник чинит обувь.

    3. Он прибьет каблук к туфле, приклеит подошву к одному сапогу, вошьет молнию в голенище другого сапога.

    4. Люди будут рады, что им починили обувь.

5. Хорошая, нужная профессия сапожник.


Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию

«Обучение связной речи детей 5-6 лет»

Картинно-графические планы рассказов
Авторы идеи Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Компьютерная верстка А.Н. Богачев

ООО «Издательство «Скрипторий 2003»

Телефон для покупателей (495) 602-92-31

E-mail: ludzul@mail.ru www.skrip03.ru



Подписано в печать 03.12.2012 г.

Формат 60х901/8. Бумага типографская. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 1. Тираж 30 000 экз. (1-й завод - 3000 экз.)

Заказ № 655пв/32пв.

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленного электронного оригинал-макета

в типографии ОАО «Альянс «Югполиграфиздат»

ООО ПК «Панорама-Вельт»

400001 г. Волгоград, ул. КИМ, 6. Тел./факс: (8442) 26-60-10, 97-49-40.




































































































9785985271928













перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей