Главная страница

Методические рекомендации по депутатской деятел... Методические рекомендациив помощь депутатам представительных органовмуниципальных образований


Скачать 248.04 Kb.
НазваниеМетодические рекомендациив помощь депутатам представительных органовмуниципальных образований
АнкорМетодические рекомендации по депутатской деятел.
Дата28.02.2017
Размер248.04 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskie_rekomendatsii_po_deputatskoy_deyatel.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#10798
Каталог

Методические рекомендации
в помощь депутатам представительных органов
муниципальных образований
Формы депутатской деятельности
Депутат представительного органа муниципального образования приобретает свои полномочия со дня избрания его в состав представительного органа на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.
Предусмотрено несколько форм депутатской деятельности:

участие в заседаниях представительного органа муниципального образования;

участие в работе комитетов и комиссий представительного органа муниципального образования, в порядке установленном представительным органом муниципального образования;

участие в выполнении поручений представительного органа муниципального образования;

участие в депутатских слушаниях;

внесение на рассмотрение представительного органа муниципального образования проектов правовых актов и поправок к ним;

направление депутатских запросов, обращений;

работа с избирателями;

участие в работе депутатских объединений, фракций и депутатских групп в представительном органе муниципального образования и т.д.
Избирательный округ
Депутат должен поддерживать постоянную связь со своими избирателями, это реализуется посредством двух видов связей: прямых и обратных.
Прямые связи –
это получение депутатом информации от своих избирателей посредством рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.
Обратные связи –
это представление депутатом информации о выполнении предложений, заявлений и жалоб избирателей, отчеты о проделанной работе и т.д.
Отчет депутата –
это основной элемент обратных связей, при помощи которого депутат информирует избирателей о выполнении полученных им предложений, жалоб и заявлений. Депутат обязан отчитываться о своей работе, а также о работе представительного органа не менее одного раза в год.
Заседания представительного органа
муниципального образования
На заседаниях представительного органа муниципального образования депутат наделен определенным кругом прав и обязанностей, которые целесообразно закрепить в регламенте представительного органа муниципального образования.

Среди возможных прав и обязанностей депутата на заседаниях представительного органа муниципального образования можно назвать следующие:
Права
1.
Избирать и быть избранным в комиссии, созданные при представительном органе муниципального образования.
2.
Предлагать вопросы для рассмотрения на заседании представительного органа муниципального образования.
3.
Вносить предложения по повестке дня заседания представительного органа муниципального образования.
4.
Вносить для рассмотрения проекты нормативных правовых актов.
5.
Оглашать тексты обращений, заявлений, депутатских запросов.
6.
Получать информацию о ходе выполнения решений.
7.
Объединяться в депутатские группы, объединения и др.
Обязанности
1.
Присутствовать на заседаниях представительного органа муниципального образования.
2.
Соблюдать регламент представительного органа муниципального образования и другие нормативные акты, определяющие порядок его деятельности.
3.
Соблюдать дисциплину на заседаниях представительного органа муниципального образования.
Комиссии
представительного органа
муниципального образования
Комиссии представительного органа избираются из числа депутатов в целях предварительного изучения, рассмотрения и подготовки вопросов для дальнейшего их рассмотрения на заседании представительного органа муниципального образования.
Депутат обязан входить в состав комиссий и принимать участие в их заседаниях.
Работа в комиссии –
это возможность для депутата эффективно реализовать депутатскую деятельность. Целесообразно вести учет активности депутатов,
посещаемости заседаний комиссии, определение вкладов депутатов в их работу. Председателю комиссии необходимо оценивать работу членов комиссии.
Профессионализм
в депутатской деятельности
Депутат может оценивать свой уровень профессионализма с помощью анализа своей работы по всем формам депутатской деятельности, которые описаны выше. При этом приоритетность деятельности можно разделить как:
1.
Деятельность в округе.
2.
Деятельность в комиссии.
3.
Деятельность в заседаниях представительного органа.

Для достижения эффективной работы всего депутатского корпуса каждый депутат должен периодически давать самооценку по каждому из видов свой деятельности.
Определяющим фактором в оценке профессионализма является соблюдение депутатом законов, нормативных актов и других документов.
Формы и методы работы депутата с избирателями
Эффективное выполнение депутатами своих депутатских обязанностей имеет существенные положительные стороны, как для граждан, так и для самого народного избранника.
Во
- первых, сотрудничая со своими избирателями, депутаты представительного органа лучше понимают потребности граждан, что дает возможность защищать перспективные направления деятельности муниципального образования.
Во
- вторых, депутат представительного органа, который сотрудничает со своими избирателями, может таким способом обеспечить поддержку своей политики в рамках своего избирательного округа.
В
- третьих, для обеспечения эффективной деятельности депутату, как представителю представительного органа муниципального образования
, необходимо выработать соответствующую стратегию представительства своих избирателей. Разрабатывая такую стратегию, депутату надо поразмыслить над поставленными ниже вопросами.
1.
Кто преимущественно является вашими избирателями?
2.
Что вы обещали своим избирателям во время избирательной кампании?
3.
Решению, каких вопросов отдают предпочтение ваши избиратели?
4.
Каким вопросам вы отдаете предпочтение?
5.
Что вы можете изменить в своем округе, чтобы разрешить приоритетные для избирателей вопросы?
Ответив на эти вопросы, депутат сможет лучше понять, кого он представляет, какие вопросы важны для избирателей и что он может сделать, чтобы повлиять на решение этих вопросов.
Депутат может наладить связь со своими избирателями несколькими способами:

встреча с избирателями своего округа;

помощь в решении проблем, возникших у избирателей, их инициирование, а в случае необходимости, рассмотрение на заседаниях представительного органа;

общение посредством переписки или телефона;

использование местных средств массовой информации;

публичные мероприятия, например, на предприятиях, в организациях, учреждениях и др.;

приемные депутата.
Использование депутатом своего времени
на депутатскую деятельность
По роду своей деятельности депутату представительного органа муниципального образования приходится осуществлять представительские, контрольные, стратегические и политические функции:

Представительские функции

встречи с избирателями;

рассмотрение конкретного дела;

общение с прессой.
Контрольная деятельность

участие в заседаниях исполнительных органов, где рассматриваются вопросы контроля;

ознакомление с материалами, подготовленными исполнительными органами;

встречи с должностными лицами исполнительных органов.
Разработка стратегических решений

работа в постоянных комиссиях;

общение со специалистами, экспертами или работниками различных служб;

подготовка положений, решений.
Политическая деятельность

посещение партийных мероприятий;

встречи с партийными деятелями;

проведение предвыборных кампаний;

участие в лоббировании интересов отдельных групп избирателей через представительские организации.
Депутатский запрос
Депутатский запрос –
это способ получения представительным органом муниципального образования информации или разъяснения по той или иной проблеме.
Что подразумевается под депутатским запросом
?
Депутатским запросом считается внесенное в письменной форме на рассмотрение представительного органа муниципального образования и принятое представительным органом муниципального образования обращение депутата (группы депутатов) по вопросам, имеющим общественное значение.
В каких случаях депутаты используют право запроса?
Депутатский запрос вносится по вопросам, имеющим общественное значение. На этапе подготовки запроса целесообразно максимально использовать другие возможности, предоставленные депутату законодательством, к которым можно отнести: право обращения депутата в органы государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления, находящиеся на территории муниципального образования предприятия, учреждения. Необходимость запроса очевидна, если другие средства исчерпаны и требуется поддержка представительного органа.
Кому принадлежит право запроса?
Запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной форме. Запрос подписывается депутатом или группой депутатов.

Кому может быть адресован депутатский запрос?
Депутатский запрос депутат вправе направить руководителям органов государственной власти
Тюменской области, органов местного самоуправления, находящихся на территории муниципального образования предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно
- правовых форм и форм собственности, по кругу вопросов, относящихся к ведению представительных органов местного самоуправления и входящих в компетенцию указанных органов и их должностных лиц.
Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования можно "наделить" депутатский запрос рядом отличительных черт:

необходимость включения в повестку дня заседания представительного органа и обязательного оглашения на заседании представительного органа;

обязательность проведения обсуждения по запросу;

обязательность принятия решения представительного органа по запросу.
Этим депутатский запрос существенно отличается от депутатских обращений, а также вопросов, критических замечаний и предложений, высказанных на заседании представительного органа.
Когда и в какой форме делается запрос?
Порядок внесения депутатского запроса на рассмотрение на заседание представительного органа муниципального образования целесообразно закрепить в нормативном правовом акте органа местного самоуправления. Для внесения депутатского запроса на федеральном и региональном уровне не установлено никаких сроков. Запрос может быть сделан депутатом или группой депутатов как заблаговременно, так и на самом заседании представительного органа. Желательно, чтобы запрос был сделан заблаговременно. Такой порядок дает возможность, во
- первых, пригласить на заседание соответствующее должностное лицо, во
- вторых, должностному лицу или органу, к которому обращен запрос, обстоятельно подготовиться к ответу на заседании представительного органа, принять необходимые оперативные меры к устранению недостатков.
Письменная форма депутатского запроса
На местном уровне возможно закрепление в нормативном правовом акте определенной формы депутатского запроса. Например, депутатский запрос может начинаться со слов: "Прошу (Ф.И.О.) огласить следующий запрос к должностному лицу или органу…". Далее приводятся факты, обстоятельства, которые вызвали необходимость у депутата, группы депутатов внести запрос. В конце подпись депутата.
Рассмотрение депутатского запроса
В нормативном правовом акте органа муниципального образования возможно закрепление следующего порядка рассмотрения депутатского запроса.
После оглашения запроса предоставляется возможность руководителю органа или должностному лицу, которому адресован запрос, дать ответ. На запрос обязано отвечать лицо, к которому он обращен. Если запрос обращен к коллегиальному органу, то ответ по решению этого органа дает один из его руководителей или членов.
В любом случае ответы на запрос депутата звучат только на заседаниях представительного органа.
Председательствующий на заседании
представительного органа после ответа должностного лица на запрос выясняет у депутата(ов), внесшего(их) запрос, удовлетворен(ны) ли ответом, нет ли у него вопросов к должностному лицу,
не желает ли он дать пояснения; затем спрашивает у депутатов, есть ли необходимость открывать прения, или ответ принимается к сведению.
Итогом обсуждения является решение представительного органа по запросу, в котором дается оценка положения дел, работы конкретных органов и лиц, указание на выявленные недостатки и установление сроков их устранения. На должностных лиц, подчиненных представительному органу и виновных в допущенных нарушениях, могут налагаться взыскания в порядке, установленном законодательством.
Депутат или группа депутатов, которые обратились с запросом, могут представить проект решения представительного органа, о том, какую позицию, по их мнению, должен занять представительный орган в данном случае.
Заранее подготовленный проект решения представительного органа поможет активнее провести обсуждение, и сила запроса повысится. Действенность запросов повышается и при обеспечении гласности, постоянном внимании к ним представительного органа.
Работа с обращениями граждан
Работа с обращениями граждан ведется в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Указом Президиума Верховного Совета СССР от
12.04.1968 № 2534
-VII
, Законом Тюменской области "О порядке рассмотрения обращений граждан в Тюменской области"
На канцелярию представительного органа, или лицо наделенное данными полномочиями, возлагается работа по регистрации, учету, обработке обращении граждан.
Обращение граждан, направленные в адрес конкретного депутата, контролю не подлежат.
После регистрации письма направляются председателю представительного органа для рассмотрения и наложения резолюции, за исключением писем, адресованных в постоянные комиссии или конкретному депутату.
Обращения граждан, рассмотренные председателем представительного органа, в соответствии с его поручением направляются в подразделения исполнительного органа или депутату в течении трех дней, а содержание резолюции заносится в учетную карточку.
Письма и обращения граждан рассматриваются исполнителем в срок до одного месяца со дня регистрации в канцелярии или в соответствии с резолюцией председателя представительного органа, а не требующие дополнительной проверки и изучения –
безотлагательно, не позднее 15 дней.
Сроки ответа на обращения граждан могут быть при необходимости в порядке исключения продлены председателем представительного органа в случаях проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов, но не более чем на один месяц, с обязательным уведомлением заявителей об этом и с занесением нового срока исполнения в учетную карточку.
Не допускается отправка ответов на письма граждан без регистрации в канцелярии. Копия ответа остается в материалах переписки канцелярии.
Методические рекомендации
подготовлены
отделом по работе с территориями

перейти в каталог файлов
связь с админом