Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические советы по изучению основных элементов русского народного танца


НазваниеМетодические советы по изучению основных элементов русского народного танца
АнкорA Klimov Metodicheskie sovety po izucheniyu osnovnykh elementov russkogo narodnogo tantsa.doc
Дата22.09.2017
Размер1.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаA_Klimov_Metodicheskie_sovety_po_izucheniyu_osnovnykh_elementov_
ТипДокументы
#17059
страница1 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Методические советы по изучению

основных элементов русского народного танца

Описание движений в основном дается в чистом виде, вне комбинаций. Все элементы в учебнике разбираются по степени трудности от простых к сложным, что дает возможность их последовательно осваивать. Часть элементов для удобства из­учения объединена в разделы или группы.

Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации, сочиненные из различных эле­ментов, нужно только на середине зала. Исполнение, как отдель­ных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполни­телю полное раскрепощение, создает большую свободу передви­жения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения. Руки и корпус исполнителя при этом находятся в тех естественных условиях, в которых зарождался и бытует в настоя­щее время данный элемент. Это дает возможность учащимся с меньшей затратой времени и сил переносить различные движения в какой-либо этюд или танец. Если учащийся держится за станок одной или двумя руками, он в какой-то степени скован, а значит, ему не всегда удается передать характер русского народного тан­ца, а самое главное — манеру исполнения и индивидуальность. Часто при исполнении какого-либо движения у станка, а особенно комбинации, характер русского танца настолько теряется, что его можно узнать лишь по мелодии, сопровождающей это движение или комбинацию. Можно сделать исключение для разучивания ряда трудных элементов, например полных присядок, полуприся­док, части прыжков и некоторых других. элементов, по усмотре­нию педагога. Но и в этом случае разучивание движений у станка служит лишь тренировкой, подготовкой мышц и корпуса учащихся к выполнению этих движений на середине.

В процессе прохождения основных элементов необходимо об­ращать большое внимание на пластичность исполнения движений, на совершенствование технических приемов, развитие мастерства у учащихся, а самое главное — на развитие индивидуальных спо­собностей и выявление творческой индивидуальности.

При описании элементов в основном дается одно, наиболее удобное для изучения положение рук, корпуса и головы. В даль­нейшем, в зависимости от восприятия учащимися данного движе­ния, педагог может усложнять его, добавляя более разнообразные положения рук, корпуса и головы.

При изучении основных элементов необходимо требовать от учащихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений. Координация помогает исполните­лю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчерк­нуть характер, настроение, манеру и выразительность движения.

Каждый освоенный элемент необходимо развивать и усложнять, не соединяя его с другими элементами: постепенно увеличивать темп музыкального сопровождения, усложнять координацию рук, корпуса и головы, видоизменять характер и манеру его исполне­ния, усложнять и разнообразить его ритмический рисунок. Услож­няя и совершенствуя каждый отдельный элемент, раскрывая его технические и выразительные возможности, его многообразие, уча­щиеся не только будут сознательно воспринимать основные эле­менты русского танца, но и творчески осваивать их.

По мере освоения элементов их можно соединять на первых порах в небольшие, а в дальнейшем в более сложные танцеваль­ные комбинации. Если элементы хорошо и правильно усвоены и по технике исполнения и по характеру их подачи, то вся комби­нация, составленная из них, будет исполняться в русской манере, в русском характере.

Необходимо развивать у учащихся импровизацию и воображе­ние, давая, по мере освоения элементов задания и на самостоя­тельное усложнение отдельных элементов и на сочинение танце­вальных комбинаций. Импровизация — важная черта русского народного танца, и на это необходимо обращать большое внима­ние в течение всей учебы, как будущих исполнителей, так и буду­щих педагогов.

Темп музыкального сопровождения на первых порах разучива­ния большинства элементов не должен быть быстрым. В дальней­шем, если того требует характер данного элемента, темп убыст­ряется.

Выполнение элементов в большинстве своем происходит на му­зыкальный размер 2/4 (на счет «раз— и», «два — и»), поэтому перед каждым элементом этот музыкальный размер не дается. В тех случаях, когда движение выполняется на другой музыкаль­ный размер, он указывается.

В описании некоторых элементов, бытующих в разных областях России, но имеющих различную манеру исполнения, присущую конкретно той или иной местности, даются их местные, специфи­ческие названия. Специфика исполнения выражается в характере движения рук, корпуса, головы или в своеобразном ритме. Для изучения этих движений необходимо подбирать и соответствующее музыкальное сопровождение. По ходу изучения элементов с мест­ными особенностями исполнения необходимо рассказывать об ис­тории этой местности, о географических условиях, о быте живущих там людей и т. д.. В процессе обучения надо бороться с испол­нительской небрежностью, решительно пресекать грубую или сла­щавую манеру исполнения, поскольку все это не только искажает образ, характер русского человека, но и приводит к фальшивой, псевдорусской манере исполнения.
Основные положения ног

Положений и сочетаний ног, встречающихся в момент пляски, очень много. Они различны и порой неповторимы. Мы выделяем из этих многообразных положений и сочетаний такие положения, которые являются для исполнителя изначальными, с которых он чаще всего начинает то или иное движение либо заканчивает его. Такие положения и являются основными. В русском народном тан­це выделяются три таких основных положения:

1) 1-е свободное положение (рис. 39, а) — ноги свободно, без
напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развернуты под
небольшим углом.

Существует вариант этого положения, когда ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп. Такое поло­жение называется 1-м прямым положением (иногда 6-й позицией) (рис. 39, б);

2) 2-е свободное положение (рис. 40, а) — ноги стоят свободно, носки развернуты под небольшим углом, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга.

Здесь также существует вариант прямого положения стоп: обе ноги стоят параллельно на расстоянии стопы друг от друга. Это 2-е прямое положение (рис. 40, б);

3) 3-е свободное положение (рис. 41, а) — левая нога стоит свободно, правая нога ставится также свободно, но так, чтобы ее каблук прикасался к середине стопы левой ноги.

Вариант этого положения: обе ноги поставлены рядом и сопри­касаются внутренними сторонами стоп, каблук правой ноги нахо­дится у середины стопы левой. Это 3-е прямое положение (рис. 41, б)
.



Рис. 39. Основные положения ног

а) 1-е свободное; б) 1-е прямое




Рис.40

Основные положения ног

а) 2-е свободное; б) 2-е прямое



Рис. 41. Основные положения ног а) 3-е свободное; б) 3-е прямое

Основные положения рук

Руки в русском танце очень выразительны и разнообразны. В со­четании с движением головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцевальному движению наци­ональную окраску. «По рукам узнаю душу твою»,— писал Л. Тол­стой.

В хороводах, плясках, кадрилях, переплясах встречается много различных положений и сочетаний движений рук, идущих от ин­дивидуальности исполнителя, характера танца и местных особен­ностей. Но существуют такие положения рук, которые встреча­ются чаще других, являются общими как для парней, так и для девушек и которые характерны для русской национальной манеры исполнения. Такие положения называются основными. В русском народном танце выделяются четыре основных и одно подготови­тельное положения.

1) Подготовительное (рис. 42) — обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти повернуты ладонями к корпусу.













2) 1-е положение (рис. 43)—обе руки согнуты в локтях и на­ходятся на талии. Локти направлены в стороны и находятся на одной линии с плечами. Кисть руки не прогибается. У девушек пальцы сжаты в кулачки, тыльная сторона кисти направлена строго вперед. Иногда кулачки как бы раскрыты, но и в том и в дру­гом случае большой палец остается прижатым к указательному пальцу. У парней кисти рук, как правило, обхватывают талию — большой палец сзади, четыре других, сжатых вместе, — спереди. Руки не должны сдвигаться к животу.

Такое положение рук, как у девушек, так и у юношей в народе называют «подбочениться», «подбочиться», то есть подпереться руками. В русской народной песне поется:

Встань, сударь, подопрись,

Всем девицам поклонись.

«руки в боки», «руки самоварчиком» и ряд других. Описывая пляску Наташи Ростовой в романе «Война и мир», Л. Толстой выделил это типичное и яркое положение рук. «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала»

Иногда в некоторых местностях на Урале, в Сибири руки у пар­ней бывают, сжаты в кулачки, как у девушек.

3) 2-е положение (рис. 44) — обе руки, свободные в локтях, под­няты вперед на уровне груди, локти направлены вниз, кисти по­вернуты ладонями вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. Это положение характерно для ряда моментов в танце: соединение рук парней и девушек, подача их друг другу, пригла­шение, приветствие хлебом-солью и др. Взгляд при этом открытый, голова поднята.

  1. 3-е положение (рис. 45) — обе руки широко раскрыты в сто­роны на уровне груди, ладони направлены вперед-вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. У девушек локти свободны, кисти рук находятся чуть ниже уровня локтей, руки мягкие. У пар­ней руки раскрыты широко, грудь расправлена, руки в локтях более вытянуты, чем у девушек. Это положение создает впечат­ление удали и большой физической силы.

  2. 4-е положение — обе руки скрещены на уровне груди или, как часто говорят, руки сложены «калачиком», сложены накрест и т. д. У девушек левая рука лежит поверх правой, руки свободно при­касаются к корпусу. Кисти рук находятся с внутренней стороны локтя разноименных рук, они как бы спрятаны под локоть, паль­цы собраны вместе и полусогнуты. Это положение рук создает впечатление домашнего тепла. У парней левая рука лежит поверх правой, руки к корпусу не прикасаются. Ладони рук лежат на разноименных руках чуть выше локтя, пальцы собраны вместе. Руки создают впечатление уверенности и силы. Этому настроению соответствует и гордая посадка головы (рис. 46, в). Существуют варианты 4-го положения для девушек.

а) Левая рука лежит поверх правой, руки свободно прикасаются к корпусу. Ладонь правой руки лежит на левой руке, чуть выше локтя, пальцы собраны вместе, кисть левой руки находится с внутренней стороны локтя правой руки, как бы спрятана под ним, пальцы собраны вместе и полусогнуты

(см. рис. 46, б).

б) Руки скрещены чуть ниже груди — левая поверх правой —и свободно прикасаются к корпусу. Ладонь правой руки поддерживает снизу локоть левой, а ладонь левой поддерживает снизу локоть правой. Пальцы обеих рук собраны. При этом положении рук передается, как правило, одно настроение — задумчивое, с грустинкой. Движение тогда исполняется очень сдержанно.

В 4-м положении, как и во всех его вариантах, правая рука мо­жет лежать поверх левой (см. рис. 46, а).
рис. 46


Комбинированные положения рук

Кроме четырех основных и подготовительного мы выделяем комбинированные положения рук, производные от основных, когда, например, правая рука находится в одном положении, а левая в другом. Мы не устанавливаем ни количество таких комбиниро­ванных положений, ни последовательность их выполнения. Они представляют собой своеобразную импровизацию исполнителей. Приведем для примера лишь несколько комбинированных поло­жений: правая рука в подготовительном, левая в 1-м основном по­ложении, или наоборот; правая рука в 3-м основном, а левая в 1-м основном положении, или наоборот, и т. д.

Платочек в русском танце

Традиционный платочек или, как называли его в старину, «ши­ринка» (кусок ткани, отрезанный во всю ее ширину) — неотъемлемая часть женского праздничного национального костю­ма. Платочек органично вошел в русский народный танец, и все пляски, хороводы стали исполняться девушками и женщинами с платочком.

Уже в XI в. на фреске южной башни Софийского собора в Кие­ве был изображен скоморох, переодетый женщиной, который пля­шет с платочком в руке. Немецкий путешественник Олеарий, посе­тивший Россию в XVIII в., пишет: «У женщин в руках пестро вы­шитые носовые платки — ширинки, которыми они размахивают при танцах» '.

Платочек придает каждому движению большую выразитель­ность, помогает раскрыть в танце характер исполнителей, под­черкивает их настроение. В хороводах и некоторых плясках с по­мощью платочка соединяются отдельные пары или все исполни­тели. В игровых хороводах разыгрываются целые сцены, в кото­рых платочек служит своеобразным символом, он может изобра­жать постель, подушечку, плетку и т. п. Платочки чаще всего бывают белого цвета, и во время пляски они красиво взлетают над головами исполнителей, словно белые голуби.

Каждая девушка любовно вышивала и украшала свой плато­чек, и чем искуснее и талантливее была мастерица, тем наряднее и богаче он выглядел. По расшитому платочку можно было опре­делить вкус и мастерство рукодельницы — будущей невесты.

Девушки в танце часто хвалятся друг перед другом своей рабо­той— вышивкой и кружевами. В хороводах, кадрилях девушка иногда дарит платочек парню, которому симпатизирует. Взмахом платочка вызывают партнера или партнершу на пляску. Понравившегося парня девушка приглашает на пляску или в хоровод по-особенному — или легко ударяя его платочком по плечу, или с поклоном держа платочек двумя руками, или положив платочек на плечо парня. Бывает и так — девушка, не зная, кому отдать предпочтение, кого пригласить на пляску, подкидывает платочек вверх, а каждый из парней старается поймать его. Платочек до­стается самому ловкому, самому быстрому и самому смелому.

Все элементы необходимо разучивать с платочком, поскольку он помогает большей выразительности каждого движения.
Обращение с платочком

В танце девушки всегда держат платочек расправленным, не ком­кают его. Платочек берут или за один из его концов, или за сере­дину. В различных плясках и хороводах, а также в различных местностях платочек держат по-разному.

1) За край (рис. 47)

а) Взять левой рукой за конец платочка и пропустить его со сто­роны ладони между указательным и средним пальцами правой руки от себя, затем вывести конец платочка между средним и безымянным пальцами в сторону ладони. Пальцы сжимаются, и платочек удобно лежит в руке.

б) Взять платочек левой рукой за конец и пропустить его меж­ду указательным и средним пальцами в сторону ладони, затем вывести этот же конец между указательным и большим пальцами и крепко прижать его большим пальцем.


Рис. 47. Обращение с платочком. За конец

Рис. 48. Обращение с платочком. За середину

2) За середину (рис. 48)

Все четыре конца платочка находятся на одном уровне и сви­сают вниз.

а) Платочек берется за середину двумя пальцами — средним и указательным.

б) Платочек берется за середину «щепоточкой»— тремя пальцами: большим, указательным и средним.

в) Середина платочка пропускается между указательным и
средним пальцами и прижимается большим пальцем к ладони.


Наиболее распространенные положения рук, часто встречающиеся в танцах

В хороводах, плясках, переплясах, кадрилях встречается много различных положений рук, каждое из которых присуще либо пар­ням, либо девушкам. Мы рассмотрим лишь несколько наиболее характерных положений

Наиболее характерные у девушек платочком) (рис. 49) а) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касает­ся подбородка; ребро ладони направлено от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова задумчиво наклонена к правому плечу или направлена прямо.

б) Руки, согнутые в локтях, находятся перед корпусом на уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса, локти находятся на одной высоте с кистями. Ладонь правой руки повернута к корпусу, ладонь левой от корпуса. Согнутые пальцы обеих рук соединены друг с другом так называемым «замком».

в) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платочек держится за концы обеими руками. Взгляд направлен на платочек, девушка любуется им, «обыгры­вает» его.

Рис. 49. Наиболее характерные положения рук у девушек (с платочком; а, б, в)









Г. Д. е.

Рис. 49. Наиболее характерные положения рук у девушек (с платочком; г, д, е)
.

г) Обе руки, согнутые в локтях, на уровне плеч. Кисти рук
соединены ладонями и находятся над правым плечом. Голова наклонена вправо и слегка прикасается щекой к тыльной стороне кисти левой руки.

д) Корпус слегка развернут правым плечом вперед. Правая
рука согнута в локте и находится в вертикальном положении у
правого плеча; локоть не прикасается к корпусу. Кисть с присогнутыми пальцами повернута ладонью влево и находится на уровне подбородка. Левая рука опущена и немного отходит от корпуса назад.

е) Правая рука в 1-м основном положении. Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне кисти правой, локоть не прижимается к корпусу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей