КАФЕДРА СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
ПРОФИЛАКТИКА
ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ
АНОМАЛИЙ (Методические указания для студентов
к практическим занятиям по курсу
профилактики стоматологических
заболеваний)
ТВЕРЬ
2010
Методические указания разработаны сотрудниками кафедры стоматологии
детского возраста с курсом детской стоматологии ФПДО, ПК и ППС Тверского государственного ордена Дружбы народов медицинского института доцентами Лавриковым В. Г., Чумаковым А. Н., ассистентом к. м. н. Д.В. Бобровым Под редакцией член - корреспондента РАМН, заслуженного деятеля науки РФ д.м.н., профессора Б. Н. Давыдова
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящие методические указания для студентов 3 курса стоматологического
факультета разработаны в соответствии с учебной программой на основе закономерностей современной теории усвоения: поэтапного формирования умственных действий и понятий с заранее заданными свойствами.
Методические указания не заменяют собой ни одного из рекомендованных учебников. Их основное назначение - обеспечить обучающемуся полную ориентировочную основу действия в изучении предмета: профилактика зубочелюстных аномалий.
При самостоятельной подготовке к практическому занятию необходимо;
1. Изучить материал темы по рекомендованным литературным источникам.
2. Уточнить полученные знания, пользуясь логико-дидактической структурой темы.
3. Проверить степень усвоения изучаемого материала решением контрольных задач для проверки исходных знаний.
В процессе практического занятия студент решает задачи трех видов: контрольные, учебные и клинические (ситуационные). Оценивая правильность решения контрольных задач, преподаватель определяет степень подготовленности студента к занятию, учебных — уровень усвоения материала темы, клинических (ситуационных) — возможность перенесения полученных знаний в практику.
Авторы методических указаний будут признательны за замечания и практические предложения.
СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
№ Этапы занятия
| Оснащение
| Место
| Время
|
| оборудование и инструментарий
| учебные пособия и средства контроля
| 1. Проверка уровня исходных знаний
|
| контрольные задачи для проверки исходных знаний
| Учебная комната
| 30 мин
| 2. Коррективы исходных знаний
|
| Альбомы тематические, контрольно-диагностические модели, наборы миогимнастические.
| Учебная комната
| 25 мин
| 3. Решение учебных задач
| Контрольно-диагностические модели
| Учебные задачи
| Учебная комната
| 45 мин
| 5. Контроль результатов усвоения
|
| Ситуационные (клинические) задачи
| Учебная комната
| 30 мин
| 6. Подведение итогов занятия.
Задание к следующему занятию
|
|
| Учебная комната
| 10 мин
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Григорьева Л. П. Профилактика зубочелюстных аномалий у учащихся начальных классов, живущих в районах с высоким содержанием фтора в питьевой воде (методическое письмо). К., 2004.
Еловикова Л. Н. Корригирующая гимнастика в комплексной терапии и профилактики зубочелюстных аномалий. Пермь, 2002.
Зубкова Л.П. Хорошилкина Ф.Я. Лечебно профилактические мероприятия в ортодонтии – Киев: Здоровье, 2003.
Колесов А. А. Стоматология детского возраста. М., 1985.
Окушко В. П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками и их лечение. М., 2005.
Сахаутдинов В. Г., Татаринов В. Ф. Профилактика и лечение зубочелюстных аномалий в раннем детском возрасте. Уфа, 2003.
Сахаутдинов В. Г., Татаринов В. Ф. Предупреждение зубочелюстных аномалий у детей дошкольного возраста. (Информационное письмо). Уфа, 2003.
Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия, книга IV. М., 2005.
Материалы лекций.
ТЕМА:
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ПРИКУСА РЕБЕНКА
Цель занятия: Научиться различать морфологические признаки, характеризующие относительную норму на этапах развития прикуса
I. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ
Задача № 1. Какому возрасту плода или ребенка соответствуют перечисленные периоды развития прикуса?
Периоды развития прикуса человека
| От 6 мес. до 3,5 лет
| До рождения
| От 0 до 6 мес.
| От 3,5
до 6 лет
| После 12-13 лет
| От 6 до 12-13 лет
| 1. Внутриутробный.
|
|
|
|
|
|
| 2. Беззубый рот новорожденного.
|
|
|
|
|
|
| 3. Формирование молочного.
|
|
|
|
|
|
| 4. Сформированный молочный.
|
|
|
|
|
|
| 5. Сменный.
|
|
|
|
|
|
| 6. Постоянный.
|
|
|
|
|
|
|
Задача № 2. Для какого периода развития прикуса характерны перечисленные морфологические признаки?
Морфологические признаки, характеризующие относительную норму
| Периоды развития прикуса | внутриутробный
| беззубый рот
новорожденного
| формирование молочного
| 1. Оформлен суставной бугорок и суставной диск, суставная головка приобретает некоторую кривизну.
|
|
|
| 2. Закладка молочных зубов.
|
|
|
| 3. Межчелюстная высота удерживается десневыми валиками
|
|
|
| 4. К концу периода коронки молочных зубов и центральных постоянных резцов минерализованы полностью, клыков на 3/4, моляров на или 1/3.
|
|
|
| 5. Прогеническое соотношение челюстей.
|
|
|
| 6. Последовательность, парность и симметричность прорезывания молочных зубов в соответствующие сроки.
|
|
|
| 7. Окончание формирования корней молочных центральных боковых резцов.
|
|
|
| 8. К моменту рождения младенческая ретрогения: челюсти
развиты соразмерно, но нижняя смещена кзади по отношению к
верхней.
|
|
|
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |