ТЕМА: 1) ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ПРИКУСА PЕБЕНKA
2) ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ
Цель занятия: а) Научиться различать функциональные признаки, характеризующие норму на этапах развития прикуса. Устанавливать наличие патологии функциональных отправлений
б) Научиться установлению и устранению вредных привычек у детей. II. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ Задача № 1. Укажите основные функции полости рта ниже перечисленных периодов развития прикуса.
Периоды развития прикуса
| сосание
| глотание
| дыхание
| жевание
| речь
| 1. Беззубый рот новорожденного (от 0 до 6 месяцев)
|
|
|
|
|
| 2. Формирование молочного (от 6 мес. До 3,5 лет)
|
|
|
|
|
| 3. Сформированный молочный (от 3,5 до 6 лет)
|
|
|
|
|
| 4.Сменный (от 6 до 12— 13 л.)
|
|
|
|
|
| 5. Постоянный (с 12—13 л.)
|
|
|
|
|
|
Задача № 2. Какому физиологическому акту и в каком возрастном периоде соответствуют перечисленные функциональные отправления, характеризующие норму?
Функциональные отправления, характеризующие норму
| Беззубый рот
новорожденного
| Формирование
молочного прикуса
| сосание
| глотание
| дыхание
| глотание
| дыхание
| 1.Носовое дыхание
|
|
|
|
|
| 2.Беспрепятственные ритмические передне-задние движения нижней челюсти, возможные благодаря не выраженности элементов височно-нижнечелюстного сустава и благо приятной форме десневых валиков.
|
|
|
|
|
| 3.Соматическое: после прорезывания молочных резцов язык совершает первичный толчок от их небной поверхности и передней трети неба. Зубы и губы сомкнуты.
|
|
|
|
|
| 4.Возможность одновременного дыхания и глотания.
|
|
|
|
|
| 5.Выраженный сосательный рефлекс. Сосательные движения - функциональный раздражитель, способствующий развитию челюстей, жевательных и мимических мышц, мышц языка и дна полости рта.
|
|
|
|
|
| 6.Инфантильное: язык совершает первичный толчок от нижней губы, прокладывается между десневыми валиками. Губы сомкнуты.
|
|
|
|
|
|
Задача № 3. Какому физиологическому акту и в каком возрастном периоде соответствуют перечисленные функциональные отправления, характеризующие норму?
Функциональные отправления, характеризующие норму
| Сформированный
молочный
| Сменный
| Постоянный
| жевание
| речь
| смыкание губ
| жевание
| речь
| смыкание губ
| жевание
| речь
| смыкание губ
| 1. Умеренно выраженные подбородочная и носогубные складки, верхняя губа без напряжения слегка перекрывает нижнюю.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Двустороннее равномерное жевание. Жевательная эффективность 65-80%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Движения нижней челюсти дробящие и размалывающие. Жевательная эффективность 90 %.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Четкое произношение всех звуков. Правильная артикуляция губ и языка.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Продолжительность жевательного периода 23 – 30 сек.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Продолжительность жевательного периода 25—60 сек.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Продолжительного периода 14—16 сек.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача № 4. Какому физиологическому акту соответствуют ниже перечисленные лабораторные показатели нормальных функциональных отправлений
Лабораторные показатели нормальных функциональных отправлений
| Глотание
| Жевание
| Смыкание
губ
| Электромиография: биоэлектрическая активность мышц в состоянии покоя не регистрируется.
|
|
|
| 1. Электромиография: биоэлектрическую активность проявляют мышцы супрагиоидной группы и дна полости рта
|
|
|
| 2. Электромиография: биоэлектрическая активность жевательных мышц выше активности височных.
|
|
|
|
Задача № 5. Какому физиологическому акту и в каком возрастном периоде присущи перечисленные функциональные отправления патологического характера?
Функциональные отправления патологического характера.
| Сформированный
молочный
| Сменный
| Постоянный
| жевание
| речь
| смыкание
губ
| жевание
| речь
| смыкание
губ
| речь
| смыкание
губ
| 1. Глотание инфантильное и после прорезывания молочных резцов
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Снижение жевательной эффективности за счёт уменьшения контактирующих зубов.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.Искусственное вскармливание.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Нарушение произношения шипящих и свистящих звуков. Картавость. Шепелявость. Косноязычие.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Предпочтение пищи мягкой консистенции.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Дыхание - ротовое или смешанное.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Жевание одностороннее, неравномерное.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Гипо и гипертонус при смыкании. Отсутствие смыкания.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Дыхание – ротовое или смешанное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача № 10. Мероприятия по нормализации каких нарушенных функции перечислены?
Мероприятия по нормализации нарушенных функций
| Максимальное приближение искусственного вскармливания к естественному
| Обучение носовому дыханию
| Обучение правильному смыканию губ
| Нормализация жевания
| 1. Миогимнастика.
|
|
|
|
| 2. Своевременная санация ЛОР-органов.
|
|
|
|
| 3. Обучение интенсивному жеванию: двустороннему, равномерному.
|
|
|
|
| 4. Бутылочке с соской придается горизонтальное положение.
|
|
|
|
| 5. Назначение пищи грубой консистенции.
|
|
|
|
| 6. Подвижные игры.
|
|
|
|
| 7. Регулярная санация полости рта.
|
|
|
|
| 8. Бутылочка не оказывает давления на передние отделы челюстей.
|
|
|
|
| 9. Своевременное протезирование.
|
|
|
|
|
Задача № 11. К какой группе по классификации В. П. Окушко (1975 г.) относятся ниже перечисленные вредные привычки?
Вредные привычки
| Зафиксированные позотонические рефлексы, определяющие положение частей тела
| Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции)
| Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции)
| 1. Привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов.
|
|
|
| 2. Нарушение функции жевания.
|
|
|
| 3. Неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.
|
|
|
| 4. Ротовое дыхание.
|
|
|
| 5. Привычка сосания пальцев.
|
|
|
| 6. Неправильная речевая артикуляция.
|
|
|
| 7. Привычка сосания и прикусывания языка.
|
|
|
| 8. Неправильная поза тела и нарушение осанки.
|
|
|
| 9. Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы.
|
|
|
|
Задача № 12. Какие вредные привычки могут вызывать ниже перечисленные деформации зубных рядов и прикуса?
Деформация зубных рядов и прикуса
| Привычка сосания пальца
| Нарушение функции жевания
| Неправильная речевая артикуляция
| Неправильная поза тела и нарушение осанки
| 1. Открытый прикус.
|
|
|
|
| 2. Не стертость бугров молочных зубов.
|
|
|
|
| 3. Дистальная окклюзия.
|
|
|
|
| 4. Протрузия передних зубов верхней челюсти.
|
|
|
|
| 5. Менее активная смена зубов на нерабочей стороне зубных рядов.
|
|
|
|
| 6. Мезиальная окклюзия.
|
|
|
|
| 7.Неудовлетворительное гигиеническое состояние нерабочей стороны зубных рядов.
|
|
|
|
| 8.Ретрузия передних зубов нижней челюсти.
|
|
|
|
| 9. Передний открытый прикус за счет протрузии передних зубов или зубоальвеолярного укорочения передних отделов.
|
|
|
|
|
Задача № 13. Какие вредные привычки могут вызвать ниже перечисленные деформации зубных рядов и прикуса?
Деформации зубных рядов и прикуса
| Привычка сосания и прикусывания губ щек, предметов
| Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы
| Неправильное положение нижней челюсти и языка в покое
| Ротовое дыхание
| Привычка сосания и прикусывания языка.
| 1. Сужение зубных рядов.
|
|
|
|
|
| 2. Передний открытый прикус за счет зубоальвеолярного укорочения передних отделов челюстей.
|
|
|
|
|
| 3. Мезиальную окклюзию.
|
|
|
|
|
| 4. Открытый прикус.
|
|
|
|
|
| 5. Передний открытый при кус за счет протрузии передних зубов или зубо-альвеолярного укорочения в передних отделах одной или обеих челюстей.
|
|
|
|
|
| 6. Ретрузию или протрузию передних зубов на обеих челюстях.
|
|
|
|
|
| 7. Протрузию верхних и вижних передних зубов.
|
|
|
|
|
| 8. Буккальную или буккально - лингвальную окклюзию.
|
|
|
|
|
| 9. При гипертрофии небных миндалин - вестибулярное положение верхних передних зубов. Дистальную окклюзию.
|
|
|
|
|
| 10. Боковой открытый при кус за счет зубоальвеоляр ного укорочения в боковых отделах челюстей.
|
|
|
|
|
| 11. Смещение нижней
челюсти в сторону.
|
|
|
|
|
| 12. При гипертрофии язычной миндалины - мезиальный прикус.
|
|
|
|
|
|
Задача № 14. Какие вредные привычки могут вызвать ниже перечисленные функциональные нарушения?
Функциональные нарушения
| Привычка сосания пальцев
| Неправильная поза тела и нарушение осанки
| Привычка сосания и прикусывания губ, щек предметов
| Неправильное положение нижней челюсти и языка в покое
| Привычка сосания и прикусывания языка
| 1. Нарушение функции жевания, речи. Эстетические нарушения.
|
|
|
|
|
| 2. Нарушение функции глотания, жевания, речи.
|
|
|
|
|
|
Задача № 15. Симптомы клинического проявления каких вредных привычек нижеперечислены?
Симптомы клинического проявления вредных привычек.
| Неправильная речевая артикуляция
| Неправильная поза тела и на рушение осанки
| Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы
| Привычка сосания пальцев
| Привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов
| 1. Нарушение осанки, наклон головы вперед.
|
|
|
|
|
| 2 Привычное положение нижней челюсти.
|
|
|
|
|
| 3. Гиперфункция мимических мышц, двойной подбородок.
|
|
|
|
|
| 4 Наличие шепелявости, картавости. Прокладывание языка между зубами.
|
|
|
|
|
| 5. Увеличенный шейный и грудной изгиб позвоночника, опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, западающая грудная клетка, отстающие от груди лопатки, свисающий живот.
|
|
|
|
|
| 6. Движения головой. Гримасничанье. Сморщенный лоб.
|
|
|
|
|
| 7. Прокладывание языка между зубами.
|
|
|
|
|
| 8. Возможны локальные участки кровоизлияний на слизистой оболочке гy6, щек.
|
|
|
|
|
| 9. Возможен характерный рисунок кожи пальца от ее мацерации.
|
|
|
|
|
| 10. Выступание или западение подбородка.
|
|
|
|
|
| 11. Симптом «наперстка».
|
|
|
|
|
|
Задача № 17. Укажите методы выявления ниже перечисленных вредных привычек?
Вредные привычки
| Опрос больного
| Проба с ворсинками ваты
| Проба с проглатыванием слюны, воды
| Общий осмотр
| Осмотр полости рта
| Устный счет, декламация стихов
| Проба с сомкнутыми губами
| Осмотр пальцев
рук
| 1. Неправильная речевая артикуляция.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Привычка сосания пальцев.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Неправильное положение нижней челюсти и языка в покое
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Ротовое дыхание.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Неправильная поза тела и нарушение осанки.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Привычка сосания и прикусывания языка.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача № 16. Симптомы клинического проявления каких привычек нижеперечислены?
Симптомы клинического проявления вредных привычек
| Привычка сосания и прикусывания языка
| Ротовое дыхание
| Нарушение функции жевания
| Неправильное положение нижней челюсти и языка в покое
| 1. Слабая круговая мышца рта.
|
|
|
|
| 2. Гладкий кончик языка, сосочки не выражены, точечные кровоизлияния.
|
|
|
|
| 3. Возможны деформации зубных рядов и прикуса.
|
|
|
|
| 4. Выступающий или западающий подбородок.
|
|
|
|
| 5. Метеорологический хеилит.
|
|
|
|
| 6. Увеличение высоты нижней трети лица.
|
|
|
|
| 7. Напряжение мимических мышц.
|
|
|
|
| 8. Отсутствуют движения ворсинок ваты, приближенных к носовым ходам.
|
|
|
|
| 9. Асимметрия лица
|
|
|
|
| 10. При сомкнутых губах отмечается подвижность крыльев носа
|
|
|
|
| 11. Несовпадение резцовых ли линий.
|
|
|
|
|
Задача №18. Методы и средства устранения каких вредных привычек нижеперечислены?
Методы и средства устранения вредных привычек
| Ротовое дыхание
| Привычка сосания и прикусывания языка
| Неправильная речевая артикуляция
| Неправильное положения нижней челюсти и языка в покое
| 1. Миогимнастика.
|
|
|
|
| 2. Подвижные игры.
|
|
|
|
| 3. Своевременная санация ЛОР-органов.
|
|
|
|
| 4. Наложение в полость рта ортодонтических аппаратов с заслонками для языка.
|
|
|
|
| 5. Логопедическое лечение.
|
|
|
|
| 6. Ортодонтическое лечение.
|
|
|
|
|
Задача № 19. Методы и средства устранения каких вредных привычек нижеперечислены?
Методы, средства устранения вредных привычек
| Неправильная поза тела и нарушение осанки
| Привычка сосания пальцев
| Нарушение
функции жевания
| Привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов
| Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы
| 1. Лечебная гимнастика.
|
|
|
|
|
| 2. Метод убеждения о вредности привычки.
|
|
|
|
|
| 3. Миогимнастика.
|
|
|
|
|
| 4. Наложение в полости рта ортодонтических аппаратов с заслоном для языка.
|
|
|
|
|
| 5. Обучение интенсивному жеванию двустороннему, равномерному.
|
|
|
|
|
| 6. Психотерапия. Гипноз.
|
|
|
|
|
| 7. Подвижные игры.
|
|
|
|
|
| 8. Наложение на локтевой сустав картонных лангет.
|
|
|
|
|
|
ll. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ.
Содержание задач
|
Оснащение
| 1. Какие функциональные нарушения или вредные привычки способны сформировать данную деформацию зубочелюстной системы ребёнка.
2. Какие вредные привычки могут быть устранены с помощью предложенных аппаратов
| 1. Контрольно - диагностические модели 2. Набор ортодонтических аппаратов профилактического назначения.
| IV. КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ (ситуационные)
Пример:
1. При проведении функциональной клинической пробы с проглатыванием слюны у ребенка 5 лет в момент глотания морщится лоб, закрываются глаза, появляется «симптом наперстка».
Как следует расценить эти данные?
Каковы действия стоматолога-педиатра?
2. У ребенка 6 лет при внешнем осмотре определяется утолщение основания носа, полуоткрытый рот. Губы сухие, в углах рта заеды. Со слов родителей, ребенок спит с открытым ртом.
Какую функциональную пробу следует провести?
Какой фактор риска имеется?
Каковы действия стоматолога-педиатра?
3. Ребенок 4 лет 8 месяцев сосет большой палец левой руки. Со слов родителей, они не в состоянии устранить эту вредную привычку: беседы не эффективны, при одевании на ночь рукавичек, ребенок сосет постельное белье.
Определите действие стоматолога-педиатра
Что необходимо рекомендовать родителям, работникам дошкольного учреждения? ТЕМА: МИОГИМНАСТИКА. КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ
ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА
Цель занятия:
1. Научиться подбору миогимнастических упражнений для предупреждения и устранения отклонений в развитии зубочелюстной системы ребенка (по показаниям).
2. Научиться планировать проведение урока миогимнастики.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |