Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИЧКА 1. Методические указания для студентов к практическим занятиям по курсу


НазваниеМетодические указания для студентов к практическим занятиям по курсу
АнкорМЕТОДИЧКА 1.doc
Дата18.01.2017
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMETODIChKA_1.doc
ТипМетодические указания
#6877
страница3 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7
ТЕМА: 1) ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ПРИКУСА PЕБЕНKA

2) ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДЕТЕЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ

Цель занятия: а) Научиться различать функциональные признаки, характеризующие норму на этапах развития прикуса. Устанавливать наличие патологии функциональных отправлений

б) Научиться установлению и устранению вредных привычек у детей.
II. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ
Задача № 1. Укажите основные функции полости рта ниже перечисленных периодов развития прикуса.

Периоды развития прикуса

сосание

глотание

дыхание

жевание

речь

1. Беззубый рот новорожденного (от 0 до 6 месяцев)
















2. Формирование молочного (от 6 мес. До 3,5 лет)
















3. Сформированный молочный (от 3,5 до 6 лет)
















4.Сменный (от 6 до 12— 13 л.)
















5. Постоянный (с 12—13 л.)

















Задача № 2. Какому физиологическому акту и в каком воз­растном периоде соответствуют перечисленные функциональные отправления, характеризующие норму?

Функциональные отправления, характеризующие норму

Беззубый рот

новорожденного

Формирование

молочного прикуса

сосание

глотание

дыхание

глотание

дыхание

1.Носовое дыхание
















2.Беспрепятственные ритмические передне-задние движения нижней челюсти, возможные бла­годаря не выраженности элементов височно-нижнечелюстного сустава и благо приятной форме десневых валиков.
















3.Соматическое: после прорезывания молочных резцов язык совершает первичный толчок от их небной поверхности и передней трети неба. Зубы и губы сомкнуты.
















4.Возможность одновременного дыхания и глотания.
















5.Выраженный сосательный рефлекс. Сосательные движения - функциональный раздражитель, способствующий развитию челюстей, жевательных и мимических мышц, мышц языка и дна полости рта.
















6.Инфантильное: язык совершает первичный толчок от нижней губы, прокладывается между десневыми валиками. Губы сомкнуты.


















Задача № 3. Какому физиологическому акту и в каком возрастном периоде соответствуют перечисленные функциональные отправления, характеризующие норму?

Функциональные отправления, характеризующие норму

Сформированный

молочный

Сменный

Постоянный

жевание

речь

смыкание губ

жевание

речь

смыкание губ

жевание

речь

смыкание губ

1. Умеренно выраженные подбо­родочная и носогубные складки, верхняя губа без напряжения слегка перекрывает нижнюю.




























2. Двустороннее равномерное жевание. Жевательная эффективность 65-80%




























3. Движения нижней челюсти дробящие и размалывающие. Жевательная эффективность 90 %.




























4. Четкое произношение всех звуков. Правильная артикуляция губ и языка.




























5. Продолжи­тельность жевательного периода 23 – 30 сек.




























6. Продолжи­тельность жевательного периода 25—60 сек.




























7. Продолжи­тельного периода 14—16 сек.





























Задача № 4. Какому физиологическому акту соответствуют ниже перечисленные лабораторные показатели нормальных функциональных отправлений

Лабораторные показатели нормальных функциональных отправлений

Глотание

Жевание

Смыкание

губ

Электромиография: биоэлектрическая активность мышц в состоянии покоя не регистрируется.










1. Электромиография: биоэлект­рическую активность проявляют мышцы супрагиоидной группы и дна полости рта










2. Электромиография: биоэлектрическая активность жевательных мышц выше активности височных.












Задача № 5. Какому физиологическому акту и в каком возрастном периоде присущи перечисленные функциональные отправления патологического характера?



Функциональные отправления патологического характера.

Сформированный

молочный

Сменный

Постоянный

жевание

речь

смыкание

губ

жевание

речь

смыкание

губ

речь

смыкание

губ

1. Глотание инфантильное и после про­резывания молочных резцов

























2. Снижение жевательной эффективности за счёт уменьшения контактирующих зубов.

























3.Искусственное вскармливание.

























4. Нарушение произношения шипящих и свистящих звуков. Картавость. Шепелявость. Косноязычие.

























5. Предпочтение пищи мягкой консистенции.

























6. Дыхание - ротовое или смешанное.

























7. Жевание одностороннее, неравномерное.

























8. Гипо и гипертонус при смыкании. Отсутствие смыкания.

























9. Дыхание – ротовое или смешанное


























Задача № 10. Мероприятия по нормализации каких нарушенных функции перечислены?

Мероприятия по нормализации нарушенных функций

Максимальное приближение искусственного вскармливания к естественному

Обучение носо­вому дыханию

Обучение правильному смыканию губ

Нормализация жевания

1. Миогимнастика.













2. Своевременная санация ЛОР-органов.













3. Обучение интенсивному жеванию: двустороннему, равномерному.













4. Бутылочке с соской придается горизонтальное положение.













5. Назначение пищи грубой консистенции.













6. Подвижные игры.













7. Регулярная санация полости рта.













8. Бутылочка не оказывает давления на передние отделы челюстей.













9. Своевременное протезирование.














Задача № 11. К какой группе по классификации В. П. Окушко (1975 г.) относятся ниже перечисленные вред­ные привычки?

Вредные привычки

Зафиксированные позотонические рефлексы, определяющие положение частей тела

Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции)

Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции)

1. Привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов.










2. Нарушение функ­ции жевания.










3. Неправильное положение нижней челю­сти и языка в покое.










4. Ротовое дыхание.











5. Привычка сосания пальцев.










6. Неправильная речевая артикуляция.










7. Привычка сосания и прикусывания языка.










8. Неправильная поза тела и нарушение осанки.










9. Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы.












Задача № 12. Какие вредные привычки могут вызывать ниже перечисленные деформации зубных рядов и прикуса?

Деформация зубных рядов и прикуса

Привычка сосания пальца

Нарушение функции жевания

Неправильная речевая артикуляция

Неправильная поза тела и нарушение осанки

1. Открытый прикус.













2. Не стертость бугров молочных зубов.













3. Дистальная окклюзия.













4. Протрузия передних зу­бов верхней челюсти.













5. Менее активная смена зубов на нерабочей стороне зубных рядов.













6. Мезиальная окклюзия.













7.Неудовлетворительное гигиеническое состояние нерабочей стороны зубных рядов.













8.Ретрузия передних зубов нижней челюсти.













9. Передний открытый при­кус за счет протрузии передних зубов или зубоальвеолярного укорочения передних отделов.















Задача № 13. Какие вредные привычки могут вызвать ниже перечисленные деформации зубных рядов и прикуса?

Деформации зубных рядов и прикуса

Привычка сосания и прикусывания губ щек, предметов

Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы

Неправильное положение нижней челюсти и языка в покое

Ротовое дыхание

Привычка сосания и прикусывания языка.

1. Сужение зубных рядов.

















2. Передний открытый прикус за счет зубоальвеолярного укорочения передних отделов челюстей.
















3. Мезиальную окклюзию.
















4. Открытый прикус.
















5. Передний открытый при кус за счет протрузии передних зубов или зубо-альвеолярного укорочения в передних отделах одной или обеих челюстей.
















6. Ретрузию или протрузию передних зубов на обеих челюстях.
















7. Протрузию верхних и вижних передних зубов.
















8. Буккальную или буккально - лингвальную окклюзию.
















9. При гипертрофии небных миндалин - вестибулярное положение верхних передних зубов. Дистальную окклюзию.
















10. Боковой открытый при кус за счет зубоальвеоляр ного укорочения в боковых отделах челюстей.
















11. Смещение нижней

челюсти в сторону.
















12. При гипертрофии язычной миндалины - мезиальный прикус.


















Задача № 14. Какие вредные привычки могут вызвать ниже перечисленные функциональные нарушения?

Функциональные нарушения

Привычка сосания пальцев

Неправильная поза тела и нарушение осанки

Привычка сосания и прикусывания губ, щек предметов

Неправиль­ное поло­жение ниж­ней челюсти и язы­ка в покое

Привычка сосания и прикусывания языка

1. Нарушение функции жевания, речи. Эс­тетические нарушения.
















2. Нарушение функции глотания, жевания, речи.

















Задача № 15. Симптомы клинического проявления каких вредных привычек нижеперечислены?

Симптомы клинического проявления вредных привычек.

Неправильная речевая артикуляция

Неправильная поза те­ла и на рушение осанки

Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы

Привычка сосания пальцев

Привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов

1. Нарушение осанки, наклон головы вперед.
















2 Привычное положение нижней челюсти.
















3. Гиперфункция мимических мышц, двойной подбородок.
















4 Наличие шепелявости, картавости. Прокладывание языка между зубами.
















5. Увеличенный шейный и грудной изгиб позвоночника, опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, западающая грудная клетка, отстающие от груди лопатки, свисающий живот.
















6. Движения головой. Гримасничанье. Сморщенный лоб.
















7. Прокладывание языка между зубами.
















8. Возможны локальные участки кровоизлияний на слизистой оболочке гy6, щек.
















9. Возможен характерный рисунок кожи пальца от ее мацерации.
















10. Выступание или западение подбородка.
















11. Симптом «наперстка».


















Задача № 17. Укажите методы выявления ниже перечисленных вредных привычек?

Вредные привычки

Опрос больного

Проба с ворсинками ваты

Проба с проглатыванием слюны, воды

Общий осмотр

Осмотр полости рта

Устный счет, декламация стихов

Проба с сомкнутыми губа­ми

Осмотр пальцев

рук

1. Неправильная речевая артикуляция.

























2. Привычка сосания пальцев.

























3. Неправильное положение нижней челю­сти и языка в покое

























4. Привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов.

























5. Ротовое дыхание.

























6. Неправильная поза тела и нарушение осанки.

























7. Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы.

























8. Привычка сосания и прикусывания языка.


























Задача № 16. Симптомы клинического проявления каких привычек нижеперечислены?

Симптомы клинического проявления вредных привычек

Привычка сосания и прикусывания языка

Ротовое дыхание

Нарушение функции жевания

Неправильное положение нижней челюсти и языка в покое

1. Слабая круговая мышца рта.













2. Гладкий кончик языка, сосочки не выражены, точечные кровоизлияния.













3. Возможны деформации зубных рядов и прикуса.














4. Выступающий или западающий подбородок.













5. Метеорологический хеилит.













6. Увеличение высоты нижней трети лица.













7. Напряжение мимических мышц.













8. Отсутствуют движения ворсинок ваты, приближенных к но­совым ходам.













9. Асимметрия лица













10. При сомкнутых губах отмечается подвижность крыльев носа













11. Несовпадение резцовых ли линий.














Задача №18. Методы и средства устранения каких вредных привычек нижеперечислены?

Методы и средства устранения вредных привычек

Ротовое дыхание

Привычка сосания и прикусывания языка

Неправильная речевая артикуля­ция

Неправильное положения нижней челюсти и языка в покое

1. Миогимнастика.













2. Подвижные игры.













3. Своевременная санация ЛОР-органов.













4. Наложение в полость рта ортодонтических аппаратов с заслонками для языка.













5. Логопедическое лечение.













6. Ортодонтическое лечение.














Задача 19. Методы и средства устранения каких вредных привычек нижеперечислены?

Методы, средства устранения вредных привычек

Непра­вильная поза тела и нарушение осанки

Привычка сосания пальцев

Нарушение

функции жевания

Привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов

Неправильное глотание и привычка дав­ления языком на зубы

1. Лечебная гимнастика.
















2. Метод убеждения о вредности привычки.
















3. Миогимнастика.
















4. Наложение в полости рта ортодонтических аппаратов с заслоном для языка.
















5. Обучение интенсивному жеванию двустороннему, рав­номерному.
















6. Психотерапия. Гипноз.
















7. Подвижные игры.
















8. Наложение на локтевой сустав картонных лангет.


















ll. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ.

Содержание задач


Оснащение


1. Какие функциональные нарушения или вредные привычки способны сформировать данную деформацию зубочелюстной системы ребёнка.

2. Какие вредные привычки могут быть устранены с помощью предложенных аппаратов

1. Контрольно - диагностические модели
2. Набор ортодонтических аппаратов профилактического назначения.

IV. КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ (ситуационные)

Пример:

1. При проведении функциональной клинической пробы с проглатыванием слюны у ребенка 5 лет в момент глотания морщится лоб, закрываются глаза, появляется «симптом наперстка».

Как следует расценить эти данные?

Каковы действия стоматолога-педиатра?

2. У ребенка 6 лет при внешнем осмотре определяется утолщение основания носа, полуоткрытый рот. Губы сухие, в углах рта заеды. Со слов родителей, ребенок спит с откры­тым ртом.

Какую функциональную пробу следует провести?

Какой фактор риска имеется?

Каковы действия стоматолога-педиатра?

3. Ребенок 4 лет 8 месяцев сосет большой палец левой руки. Со слов родителей, они не в состоянии устранить эту вредную привычку: беседы не эффективны, при одевании на ночь рукавичек, ребенок сосет постельное белье.

Определите действие стоматолога-педиатра

Что необходимо рекомендовать родителям, работникам дош­кольного учреждения?
ТЕМА: МИОГИМНАСТИКА. КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ

ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА

Цель занятия:

1. Научиться подбору миогимнастических упражнений для предупреждения и устранения отклонений в развитии зубочелюстной системы ребенка (по показаниям).

2. Научиться планировать проведение урока миогимнастики.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей