ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИНВЕСТИЦИИ Методические указания к разработке бизнес-плана
по курсу « Инвестиции»
для студентов экономического и заочного факультетов,
обучающихся по специальности 080105 « Финансы и кредит»
Набережные Челны
2010
Методические указания к разработке бизнес-плана по дисциплине «Инвестиции» для студентов экономического и заочного факультетов, обучающихся по специальности 080105 « Финансы и кредит» / составитель профессор кафедры « Финансы и бухгалтерский учет» Р.Г.Мухаметзянов. Набережные Челны: ИНЭКА, 2010, 90 с.
Рецензент: к.э.н., доцент кафедры ФиБУ Н.Н. Жарина
Зачем нужен бизнес-план? Выбрав свое дело, необходимо решить, как вы его будете организовывать, спланировать ближайшую перспективу. Этот план нужен всем: тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта — банкирам и инвесторам; вашим сотрудникам, желающим понять свои перспективы и задачи; а главное — вам самим, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.
Без бизнес-плана вообще не стоит браться за коммерческую деятельность, риск неудачи слишком велик.
Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия или проекта, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?
Очень важно вначале сделать это именно самому на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты — это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее «подстелить соломку».
Личное ваше участие как руководителя в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще откажутся рассматривать заявки на выделение средств, если станет известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал его. Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя.
Овладение искусством разработки бизнес-плана необходимо, по крайней мере, в силу следующих пяти причин.
Новые экономические условия требуют новых предпринимателей и дают им возможность реализовать свои «предпринимательские наклонности». Однако многие из этих людей никогда не руководили каким-либо коммерческим предприятием и потому крайне слабо представляют весь круг проблем, связанных с предпринимательством в условиях рыночной экономики. Для этого и необходимо самому попытаться составить бизнес-план, просчитать все варианты развития событий.
Изменчивая хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычной для них борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей. К тому же старый опыт получен ими в условиях командно-административной системы хозяйствования и может быть оценен скорее отрицательно, чем положительно (привычка ожидать команду «сверху», безынициативность, безответственное отношение к «чужим деньгам», искусственная выживаемость убыточного предприятия и т. д.).
Бизнес-план является связующим звеном между организатором производства и инвестором. Если предприниматель рассчитывает не только на свои средства, а хочет привлечь средства со стороны, т. е. заинтересовать потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, вложить деньги в предлагаемое дело, то ему необходимо доказать эффективность такого вложения. Он должен показать свои способности мыслить реалистически и оценивать все возможные аспекты использования инвестируемых средств — как положительные, так и отрицательные.
Если вы обратитесь за необходимыми средствами в банк, вам также понадобится бизнес-план, который поможет убедить банкира в надежности вложения средств, в реальности возвращения выдаваемого вам кредита и получения собственной прибыли. В этом случае бизнес-план является документом «на продажу» для получения капитала. В «продаваемом» бизнес-плане необходимо несколько изменить акценты; например, обязательно внести основные биографические данные предполагаемых менеджеров, сведения об их образовании и опыте работы. Такая информация является ключевой для потенциальных инвесторов. Собственно, многие западные авторы рассматривают это предназначение бизнес-плана как основное для любой компании, нуждающейся в привлечении капитала. В современном высококонкурентном экономическом окружении высококачественный квалифицированный бизнес-план абсолютно необходим. Любой, кто просит деньги для своего бизнеса, должен иметь такой план. Как документ «на продажу», бизнес-план должен убедить инвесторов, что новый предприниматель реально оценивает свои возможности, обладает предпринимательским и управленческим талантом, чтобы использовать эти возможности, и имеет достаточно реалистичную, согласованную программу получения прибылей и достижения поставленных целей во времени.
А если вам не нужны заемные средства? Если вы имеете достаточный капитал, чтобы открыть собственное дело без привлечения инвесторов со стороны? Нужен ли бизнес-план в этом случае? Стартовой точкой в любом бизнесе является ситуация, когда кто-либо письменно излагает план развития дела, а кто-то дает деньги на осуществление этого плана. Эти двое могут быть одним и тем же лицом. Однако и в этом случае бизнес-план необходим. Нужно разделить два процесса: планирование и инвестирование. Если у вас есть средства, вы должны написать бизнес-план не «на продажу», а для себя. В этом случае вы получите преимущества, описанные ниже.
4, Бизнес-план позволит прежде всего именно вам отчетливо увидеть перспективы вашего бизнеса, оценить существующую экономическую ситуацию и ваши возможности, определить эффективные направления развития компании и все необходимые действия по достижению поставленных целей, проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность. В этой связи ценным является не только конечный результат этой плановой работы — законченный бизнес-план, но и сам процесс его разработки. Все вовлеченные в него получат прекрасный опыт будущей совместной деятельности и общения, а также обоснованный мотивированный взгляд на перспективы развития бизнеса.
5. Бизнес-план будет служить для вас и ваших сотрудников стандартом, с которым вы будете сверять результаты практической деятельности по его реализации и вносить в эту деятельность необходимые коррективы. Он позволит сотрудникам четко понять свои задачи и увидеть собственные личные перспективы, связанные с общим для всех бизнесом, оценить свой личный вклад в достижение поставленных целей. Бизнес-план окажется полезным для установления приоритетов и индивидуальных рабочих заданий на первый год работы предприятия.
Рассматривайте разработанный бизнес-план как «путь к цели», как карту, определяющую наиболее желательный, оптимальный по времени и наименее рискованный маршрут достижения намеченных целей.
Однако многочисленные факторы, в том числе и такие, как «неожиданное изменение погоды», могут значительно изменить намеченные планы. Для начинающих компаний практика отклонения от намеченного в бизнес-плане маршрута является обычной. Постарайтесь предвидеть возможные отклонения, разработать «запасные варианты» и подготовить «запасные пути». Ведь в конечном итоге давно известно, что «плох тот план, который не терпит модификаций».
Кто разрабатывает бизнес-план?
Ответ на этот вопрос может быть очень кратким: главное действующее лицо (или лица). Планирование должно осуществляться настоящими или будущими лидерами компании, т. е. теми, кто возьмет на себя ответственность за реализацию бизнес-плана. Попытаемся расширить наш ответ и объяснить его категоричность.
Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов. Совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь о другом. Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, вы как бы моделируете свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя — хватит ли у вас сил довести дело до успешного завершения и двинуться дальше? С другой стороны, вы показываете инвестору уровень вашей квалификации, вашу готовность к предпринимательской деятельности.
Если вы сомневаетесь в своих литературных дарованиях, попросите кого-либо отредактировать готовый бизнес-план, исправить грамматические ошибки, но не избегайте самого процесса создания бизнес-плана. Время, потраченное на его подготовку, не пропадает зря: это время, которое вы уже посвятили своему будущему бизнесу. Вы уже работаете на свое будущее. Разработка бизнес-планов — это именно то, чем должен заниматься руководитель. Каждый раз, когда вы разрабатываете бизнес-план, вы становитесь все более опытным предпринимателем.
Каким должен быть бизнес-план по объему?
Во-первых, излишняя объемность бизнес-плана затрудняет понимание сути излагаемых в нем идей, а во-вторых, данный бизнес-план вряд ли будут внимательно читать.
Представленный вами бизнес-план должен быть очень хорошо подготовлен, чтобы он прошел описанный отбор, победил в конкурентной борьбе с другими бизнес-планами и был «продан» — или, другими словами, получил запрашиваемые инвестиции.
Оптимальный размер бизнес-плана — не более 55-60 страниц.
Не загромождайте его схемами и рисунками с целью придания ему вида научного труда или диссертации. Используйте только те из них, без которых трудно понять содержание бизнес-плана. Графики и таблицы существенно облегчают просмотр проекта. Внешний вид плана не должен быть самоцелью, главное — доступность понимания его содержания любым читающим его человеком.
И конечно, бизнес-план должен иметь четкое резюме, титульный лист и оглавление. На титульном листе указывается название компании (или имя и фамилия потенциального предпринимателя, если компании еще нет), адрес, номер телефона (факса). Содержание желательно поместить на одной странице. Это очень важная часть бизнес-плана. У каждого из читающих имеются свои, наиболее интересующие его моменты, которые он хочет немедленно узнать, например объем требуемых инвестиций, сроки их возврата. Содержание сразу же подскажет читающему человеку, где можно найти эту информацию. Страницы бизнес-плана должны быть обязательно пронумерованы, и номера страниц проставлены рядом с наименованием разделов в содержании. Кто и где составит бизнес-план? В бизнес-плане надежды на будущее преуспевание вашего бизнеса должны «задевать за живое» вступительным резюме и должны быть подкреплены точными расчетами, графиками, таблицами, оформлены в соответствии с принятыми нормами, с особой тщательностью следует подойти к оценке окупаемости проекта и бизнеса в целом.
Особенно важно наличие бизнес-плана для начинающих предпринимателей и инициаторов новых проектов. Именно на первом этапе создания нового дела точность исследований, отраженных в бизнес-плане, важна как никогда, и поэтому не стоит экономить на этом этапе разработки бизнес-плана.
Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам.
Для внешнего представления. Чтобы представить проект или предприятие для внешних инвесторов и кредиторов или заинтересованных лиц.
Для внутреннего применения. В этом случае проект представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления внутри компании-инициатора.
Назначение бизнес-плана в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи.
Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.
Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.
Обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.
Определить те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.
Стоит особо сказать, что бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составлять его следует примерно на 3-5 лет вперед. При этом для первого года основные показатели следует делать в месячной разбивке, для второго - поквартально, и лишь начиная с третьего года следует ограничиться годовыми показателями. Последовательность разработки бизнес-плана Процесс бизнес-планирования — это последовательное изложение ключевых моментов проекта, убеждающих партнера или инвестора в его выгодности и необходимости участия в нем. Ключевые моменты бизнес-планирования — это:
обоснование возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг или реконструкции);
выявление потенциальных потребителей;
определение конкурентоспособности продукта на рынке;
определение своего сегмента рынка;
достижение показателей различных видов эффективности;
обоснование достаточности капитала у инициатора проекта и выявление возможных источников финансирования.
В сегодняшней экономической ситуации в России наиболее привлекательны для инвесторов проекты создания бизнес-линий как совокупности прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ от закупки сырья и найма работников до сбыта готовой продукции.
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходят несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в той степени, в какой это необходимо.
Можно с уверенностью утверждать, что успех в постоянно изменяющемся море бизнеса решающим образом зависит от нескольких элементов, основными из которых являются:
понимание общего состояния дел на момент принятия решения;
определение целей и перспектив другого уровня развития;
планирование процесса перехода из одного состояния предприятия в другое, качественно новое;
обладание максимальным количеством информации для принятия стратегических решений.
В условиях рыночной экономики бизнес-план является главным рабочим документом. Бизнес-план способен помочь им в повседневной работе, в добывании необходимого капитала, в освоении выпуска новой, конкурентоспособной продукции, в разработке планов развития компании на перспективу и ближайшее время.
Профессионально подготовленный и законченный бизнес-план любого проекта — это мощное средство для передачи идей инициаторов проекта другим заинтересованным субъектам: работникам компании, собственникам бизнеса, потенциальным инвесторам, партнерам и банкирам.
Итак, главное: бизнес-план необходим для эффективной работы каждого предприятия в условиях рынка, и к этому делу нужно подходить всерьез.
Для любого предприятия существуют свои особенности в разработке стратегий развития, так как каждое предприятие придерживается собственных направлений: в бизнесе, финансовой политике и хозяйственной деятельности. Но в целом структура бизнес-плана для всех фирм практически одинакова. Он состоит из четко регламентированных разделов, принятых в мировом бизнес-сообществе, в которых кратко и ясно изложены основные данные проекта и его главные цели.
Что входит в бизнес-план? Бизнес-план имеет сложную структуру. Содержание его разделов может меняться в зависимости от вида бизнеса, но принятая структура бизнес-плана должна в общих чертах отражать тот проект или процесс, под который инвесторы дают деньги. Иными словами, вся жизнь фирмы от момента создания до момента стабильности и устойчивости должна быть прописана в бизнес-плане деловым языком, понятным любому предпринимателю.
На стилистику и язык представления информации в бизнес-плане следует обратить особое внимание. Любой бизнес-план всегда имеет двойственный характер. С одной стороны, это серьезный исследовательский и аналитический документ, а с другой — это средство рекламы.
Бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным.
Информация, которую вы передаете через бизнес-план своим партнерам, банкирам или инвесторам, обладает огромной емкостью. Проработка каждого раздела бизнес-плана говорит о тщательной подготовке проекта инициаторами и проведенных ими предварительных исследованиях.
Меморандум о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности приводимой в нем информации. В таком меморандуме может содержаться напоминание о том, что читающий бизнес-план берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащихся в нем сведений без предварительного согласия автора (или инициатора) проекта. В меморандуме может содержаться запрет на копирование, на передачу проекта третьим лицам и требование о возврате проекта автору, если бизнес-план не вызывает интереса у инвесторов и они не собираются вкладывать деньги в проект.
Бизнес-план — довольно объемный документ и неприемлем для первого ознакомления инвестора с вашим проектом. Рекомендуется представлять дозированную информацию.
Аннотация (до 1 страницы) — для высшего руководства, письменных обращений.
Резюме (1-3 страницы) — в качестве основной информации для ознакомления с бизнес-планом проекта.
Бизнес-план (45-60 страниц) — для подробного изучения проекта специалистами инвестора и экспертами.
Любая предлагаемая форма дает лишь общее представление. Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может существовать некий «стандартный» план, приемлемый во всех случаях. Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана.
Бизнес-план всегда должен быть кратким и емким.
Представленное ниже содержание бизнес-плана является не более чем схемой, поэтому вы можете использовать его при составлении своего бизнес-плана по своему усмотрению. Тем не менее оно содержит все главные моменты, которые необходимо предусмотреть, поэтому отнеситесь к нему с достаточным вниманием. Бизнес-план начинается с конца.
Резюме
Цель бизнес-плана.
Потребность в финансах, их предназначение и для каких целей они необходимы.
Краткое описание бизнеса и его целевого клиента.
Что делает ваш бизнес непохожим на бизнес ваших конкурентов.
Что именно должно вызывать доверие к вашему бизнесу (отчетные материалы, квалифицированность руководителя группы и т. д.).
Основные финансовые показатели.
Цели и задачи
Анализ идеи.
Основные направления и цели деятельности.
Характеристика отрасли промышленности.
Продукт (услуга)
Описание продукции или услуги и их применение.
Отличительные качества или уникальность.
Технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе.
Лицензии/патентные права.
Будущий потенциал.
4. Анализ рынка
Покупатели.
Конкуренты (их сильные и слабые стороны).
Сегменты рынка.
Размер рынка и его рост.
Оценочная доля на рынке.
Состав вашей клиентуры.
Влияние конкуренции
5. План маркетинга
Маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции/услуг) - основные характеристики продукции, услуг в сравнении с конкурентными.
Ценообразование.
Схема распространения товаров.
Методы стимулирования продаж.
6. План производства
Расположение помещений.
Оборудование.
Источники поставки основных материалов и оборудования.
Использование субподрядчиков.
7. Управленческий персонал
Основной руководящий состав.
Вознаграждение руководящего состава.
Краткие выводы по планированию количества и состава персонала.
8. Источники и объем требуемых средств
Объем требуемых средств.
Откуда намечается получить эти деньги, в какой форме и в какие сроки.
Сроки возврата средств.
9. Финансовый план и анализ рисков
Объем продаж, прибыль, себестоимость и т. д.
Риски - и каким образом их можно избежать.
10. Детальный финансовый план
Прогноз объемов продаж.
Оценки прибыли и убытков.
Анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, а затем поквартально).
Годовая балансовая ведомость.
Далее изложим содержание бизнес-плана более подробно
Резюме
Ваш бизнес-план всегда должен начинаться с выводов. Вы напишете их в самую последнюю очередь, но именно они должны быть самым первым пунктом вашего бизнес-плана. Выводы должны быть краткими — не более 1-2 страниц. Резюме — это самостоятельный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать в проект, какие есть собственные средства.
Это решающая часть вашего бизнес-плана; для многих бизнес-планов это единственный раздел, который будет прочитан потенциальным инвестором, после чего бизнес-план будет отложен в сторону. Значит, «краткие выводы» оказались неубедительными и не заинтересовали инвестора. Краткие выводы дают читателю возможность быстро понять базовые идеи и перспективы вашего бизнеса и решить, стоит ли тратить дополнительное время на чтение вашего плана. Следовательно, цель кратких выводов — заинтересовать и даже «соблазнить» потенциального читателя.
Чтобы сделать это, вы должны суметь передать читающему ваш оптимизм по отношению к вашему бизнесу. Для этого не следует использовать «лозунги», — просто в доброжелательном, доверительном тоне продемонстрируйте, что вы готовы и сумеете использовать для достижения успеха все возможности, предоставляемые рынком.
Резюме — это суть вашего предложения, это результат уже написанного бизнес-плана. Здесь на одной-двух (максимум трех) страницах предельно просто и лаконично должна быть изложена сущность вашего бизнеса: что вы собираетесь делать, чем ваш будущий продукт (услуга) будет отличаться от продукции конкурентов и почему потребители заинтересуются им, каких затрат (инвестиций) потребует реализация вашего проекта и каковы источники их получения. Здесь обязательно приводятся цифровые данные об объемах будущих продаж (в ближайшие 3-5 лет), выручке, прибыли, уровне рентабельности и, наконец, срок, в течение которого вы сможете гарантированно вернуть все одолженные средства (или, другими словами, срок окупаемости капитальных вложений).
Как следует из резюме, оно оформляется тогда, как бизнес-план полностью подготовлен, все его разделы просчитаны, а вы вместе со своими сотрудниками и привлеченными консультантами достигли полной ясности во всех деталях вашего проекта. В зависимости от характера вашего бизнеса и возможностей пишущего вы можете подготовить два типа резюме: конспективное и описательное.
Конспективное резюме просто повторяет в сокращенном виде выводы каждого раздела бизнес-плана. Поэтому оно более прямолинейно и «откровенно». Преимущество таких выводов и состоит в том, что они легко пишутся и в наименьшей степени зависят от способностей того, кто пишет. Единственным недостатком конспективных выводов является слишком «сухой», деловой тон. Конспективные выводы охватывают все разделы вашего бизнес-плана и представляют их в равной мере одинаково, хотя и сокращенно.
Описательное резюме похоже на краткий рассказ, который вы преподносите читателю. Здесь вы можете с большим драматизмом и волнением описать ваш бизнес. Однако необходимо обладать достаточными способностями, чтобы, представляя требуемую информацию, вызвать у читателя энтузиазм и не впасть в преувеличение.
Описательные резюме хороши для бизнеса, связанного с новизной. Это может быть новый товар, новый рынок, новая технология, требующие дополнительных пояснений. Такие выводы хороши также в том случае, если ваш бизнес имеет какой-то доминирующий элемент, например обладание важным патентом или участие в нем выдающегося, знаменитого бизнесмена, и это должно быть обязательно подчеркнуто. Краткие описательные выводы хороши для компаний с интересной историей. Такими краткими выводами вы можете вызвать эмоциональный отклик у читателя, приведя одну или две наиболее впечатляющих черты вашей компании и показав, как именно эти черты будут способствовать успеху будущего бизнеса.
Описательное резюме имеет меньше пунктов, чем конспективное. Наибольшее внимание уделяется концепции дела и основным его моментам, наименьшее — деталям.
Порядок изложения материала в описательных резюме произвольный. При этом, например, концепция вашего бизнеса может описываться в трех абзацах, а команда управляющих — в одном или двух предложениях. Все зависит от того, чему именно вы придаете большее значение. Однако хочется подчеркнуть, что вовсе не обязательно использовать краткие описательные выводы. Большинство бизнесменов вполне удовлетворяются конспективными выводами, особенно если концепция вашего бизнеса хорошо понятна, а рынок и предстоящая деятельность достаточно стандартны. Конспективные краткие выводы вполне достигают своей цели, давая опытным инвесторам всю необходимую информацию. Цели и задачи Здесь должен быть приведен анализ идеи. Не забывайте об иерархии планирования. План должен раскрывать заявленные цели и задачи предприятия.
Анализ перспективности идеи
SWOT-анализ (SWOT— аббревиатура английских слов: Strength — сила, Weakness — слабость, Opportunities — возможности, Troubles — угрозы). Этот анализ также называют ситуационным анализом.
Сильные и слабые стороны идеи — это те ее характеристики, которые могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени.
Здесь необходимо рассмотреть следующие факторы:
организационные (организационно-правовая форма, наличие помещений, собственных или арендованных);
маркетинговые (место расположения, маркетинговый комплекс, рынок, его сегмент; конкуренты: чем продукт (услуга) будет отличаться от конкурентной);
технические (производственные фонды: состояние и ресурсы);
финансовые (наличие собственных средств);
кадровые (навыки и профессиональные недостатки, насколько идея отвечает представлениям, знаниям и умениям предпринимателя).
Например, сильные:
дешевое сырье;
высокий профессионализм;
дешевый продукт (услуга);
новизна продукта (услуги);
хорошая упаковка.
Слабые:
нет склада;
большие издержки => высокая цена;
слабая реклама.
Возможности и угрозы — это те характеристики, которые находятся вне контроля предпринимателя и могут повлиять на результат в будущем. Здесь необходимо учесть следующие факторы:
экономическая среда (государственная поддержка малых форм, налоговое законодательство);
политическая среда;
социально-культурная среда;
технологическая среда;
демографическая среда.
Необходимо проанализировать факторы, вызвавшие появление идеи и ее привлекательность. Как они будут развиваться в дальнейшем? Например, проблемы с электричеством в России — необходимость «ветряков», прогресс технологии, изучение спроса, государственная политика, поведение конкурентов.
Возможности:
повышение профессионального уровня
получение нового продукта;
использование новых материалов, нового сырья;
благоприятная налоговая и кредитная политика.
Угрозы:
таможенное оформление;
появление конкурентов (но это может быть и сильной стороной).
Целеполагание Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех следующих элементов.
Понимание состояния дел на данный момент.
Ясное представление того уровня, которого вы собираетесь достичь.
Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.
Проанализировав и оценив идею, вы тем самым определили свое состояние (сильные и слабые стороны, возможности и опасности) на данный момент.
Закончив оценку, необходимо приступить к формулированию целей и задач. Этот процесс состоит из двух этапов.
Во-первых, вам необходимо установить, какой именно бизнес вы ведете. Это задача более трудная, чем может показаться на первый взгляд. А затем необходимо определить главные количественно определенные цели на перспективу, отражающие ваши стремления в бизнесе, и выделить те из них, которые реально достижимы.
Решив проблему с целями и задачами, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и тактику и сформулировать оперативные планы.
Формулировка цели бизнеса должна прежде всего содержать основные направления деятельности фирмы. Они очерчивают границы вашего бизнеса, определяемые его сильными и слабыми сторонами.
Формулировка основных направлений вашей деятельности должна быть, с одной стороны, достаточной узкой, чтобы давать конкретное направление деятельности и фокусировать внимание на главном, а с другой — охватывающей достаточную область, чтобы оставить простор для роста.
В итоге, здесь должно содержаться нечто такое, что коренным образом отличало бы вас от ваших конкурентов. Вы также должны включить сюда определенные элементы, отражающие то, каким вы хотите видеть свой бизнес в будущем. Эти элементы могут включать в себя рост, прибыльность, какие-то другие показатели. Они должны передавать некий образ бизнеса, к которому и вы сами, и ваши работники могли бы стремиться. Как правило, фирма наиболее уверенно чувствует себя при ответе на вопрос о ее занятиях, делах: что мы делаем — и как мы это делаем. Труднее рассуждать — кто мы, в каком мы бизнесе, ради чего мы это делаем.
Фирмы с первой ориентацией («делать») понимают вопрос «кто мы?» просто как описание чего-то очевидного, тогда как фирмы со второй ориентацией («быть») видят в этом вопросе шанс к творчеству и достижению преимуществ в конкуренции. Например, фирма решает: «Мы посвящаем себя развитию лесного комплекса России» (а не просто «производим пиломатериалы»). Тогда диапазон возможных будущих продуктов значительно расширяется.
Этот образ должен быть подкреплен некоторыми количественными характеристиками, иначе никто не будет знать, когда же он будет достигнут. Он должен быть реалистичным, иначе к нему никто и стремиться не будет.
Цели должны быть также очень точно и четко выражены в цифрах и отражать не только то, чего хотели бы вы достичь в бизнесе, но также и то, чего можно достичь в данной экономической ситуации, в данном месте и в данное время.
Цели должны быть конкретными, количественно определенными, достижимыми и реальными. Сравнивая эти цели с результатами деятельности, вы сможете судить о эффективности своей деятельности.
Основные направления и цели говорят о том, чего вы хотите достичь. Следующая стадия — сформулировать их так, чтобы они показывали, как вы хотите этого достичь, определив при этом задачи, которые необходимо решить. Правильно поставленная совокупность задач, направленных на достижение требуемых целей, составляет стратегию. Необходимо рассмотреть несколько вариантов стратегии, дать им оценку и выбрать то необходимое, что может помочь вам в осуществлении поставленных задач. Эти варианты должны включать в себя различные подходы к ценообразованию продукции, работе с персоналом, финансовым вопросам. Необходимо выбрать наиболее приемлемую для вашего бизнеса стратегию. Стратегия не должна быть слишком сложной и перегруженной, она должна состоять из серии простых задач.
Однако если вы хотите, чтобы поставленные цели были действительно достигнуты, то эти задачи необходимо разбить на еще более мелкие составные части. Такой уровень детализации называют планом действий. Продукт (услуга) В этом разделе вы должны дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены вашей компанией. Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства вашей продукции или услуг. Важно, чтобы эта часть была написана ясным, четким языком, понятным для неспециалиста. Не используйте профессиональный жаргон. При разработке данного раздела требуется предельно четко ответить на ряд вопросов.
Какие потребности призван удовлетворить ваш продукт?
Что в нем особенного и почему покупатели будут отличать его от других товаров, предоставляемых другими компаниями, и отдавать ему предпочтение?
Почему вы выбрали этот продукт и это время и место его реализации, чем они привлекательны для вас?
Каков жизненный цикл товара, или, другими словами, как скоро он устареет?
Правильные ответы на первые два вопроса требуют ясного понимания, что в действительности приобретают покупатели, делая ту или иную покупку. Это суть самого товара, и «не попробовав» ее, невозможно правильно разработать сам товар (ведь вы не осознали потребность), его рекламу, систему распространения и т. п.
Давайте задумаемся. Что мы приобретаем, покупая зубную пасту? В чем состоит наша потребность? Неужели нам просто хочется купить этот тюбик? Конечно, нет. Покупая зубную пасту, мы покупаем здоровые зубы, ощущение свежести и обворожительную улыбку. Именно в этом состоит наша потребность, удовлетворяемая зубной пастой.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |