Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС... Методические указания к разработке бизнес-плана по курсу Инвестиции для студентов экономического и заочного факультетов


НазваниеМетодические указания к разработке бизнес-плана по курсу Инвестиции для студентов экономического и заочного факультетов
АнкорМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС.
Дата17.09.2017
Размер0.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС...doc
ТипМетодические указания
#13435
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИНВЕСТИЦИИ
Методические указания к разработке бизнес-плана

по курсу « Инвестиции»

для студентов экономического и заочного факультетов,

обучающихся по специальности 080105 « Финансы и кредит»


Набережные Челны

2010

Методические указания к разработке бизнес-плана по дисциплине «Инвестиции» для студентов экономического и заочного факультетов, обучающихся по специальности 080105 « Финансы и кредит» / составитель профессор кафедры « Финансы и бухгалтерский учет» Р.Г.Мухаметзянов. Набережные Челны: ИНЭКА, 2010, 90 с.

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры ФиБУ Н.Н. Жарина

Зачем нужен бизнес-план?
Выбрав свое дело, необходимо решить, как вы его будете организовывать, спланировать ближайшую перспективу. Этот план нужен всем: тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реа­лизацию своего проекта — банкирам и инвесторам; вашим со­трудникам, желающим понять свои перспективы и задачи; а глав­ное — вам самим, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.

Без бизнес-плана вообще не стоит браться за коммерческую деятельность, риск неудачи слишком велик.

Бизнес-план — это документ, который описывает все основ­ные аспекты будущего предприятия или проекта, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также оп­ределяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно со­ставленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?

Очень важно вначале сделать это именно самому на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специ­альные расчеты — это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее «подстелить со­ломку».

Личное ваше участие как руководителя в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инве­стиционные фирмы вообще откажутся рассматривать заявки на выделение средств, если станет известно, что бизнес-план с на­чала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал его. Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя.

Овладение искусством разработки бизнес-плана необходи­мо, по крайней мере, в силу следующих пяти причин.

  1. Новые экономические условия требуют новых предприни­мателей и дают им возможность реализовать свои «предприни­мательские наклонности». Однако многие из этих людей никог­да не руководили каким-либо коммерческим предприятием и потому крайне слабо представляют весь круг проблем, связан­ных с предпринимательством в условиях рыночной экономики. Для этого и необходимо самому попытаться составить бизнес-план, просчитать все варианты развития событий.

  2. Изменчивая хозяйственная среда ставит и опытных руко­водителей предприятий перед необходимостью по-иному про­считывать свои будущие шаги и готовиться к непривычной для них борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей. К тому же старый опыт получен ими в условиях командно-админист­ративной системы хозяйствования и может быть оценен скорее отрицательно, чем положительно (привычка ожидать команду «сверху», безынициативность, безответственное отношение к «чужим деньгам», искусственная выживаемость убыточного предприятия и т. д.).

  3. Бизнес-план является связующим звеном между организа­тором производства и инвестором. Если предприниматель рас­считывает не только на свои средства, а хочет привлечь средства со стороны, т. е. заинтересовать потенциальных инвесторов, в том числе и иностранных, вложить деньги в предлагаемое дело, то ему необходимо доказать эффективность такого вложения. Он должен показать свои способности мыслить реалистически и оценивать все возможные аспекты использования инвестируе­мых средств — как положительные, так и отрицательные.

Если вы обратитесь за необходимыми средствами в банк, вам также понадобится бизнес-план, который поможет убедить бан­кира в надежности вложения средств, в реальности возвраще­ния выдаваемого вам кредита и получения собственной прибыли. В этом случае бизнес-план является документом «на прода­жу» для получения капитала. В «продаваемом» бизнес-плане необходимо несколько изменить акценты; например, обязатель­но внести основные биографические данные предполагаемых менеджеров, сведения об их образовании и опыте работы. Такая информация является ключевой для потенциальных инвесторов. Собственно, многие западные авторы рассматривают это пред­назначение бизнес-плана как основное для любой компании, нуждающейся в привлечении капитала. В современном высоко­конкурентном экономическом окружении высококачественный квалифицированный бизнес-план абсолютно необходим. Любой, кто просит деньги для своего бизнеса, должен иметь такой план. Как документ «на продажу», бизнес-план должен убедить инве­сторов, что новый предприниматель реально оценивает свои воз­можности, обладает предпринимательским и управленческим талантом, чтобы использовать эти возможности, и имеет доста­точно реалистичную, согласованную программу получения при­былей и достижения поставленных целей во времени.

А если вам не нужны заемные средства? Если вы имеете дос­таточный капитал, чтобы открыть собственное дело без привле­чения инвесторов со стороны? Нужен ли бизнес-план в этом слу­чае? Стартовой точкой в любом бизнесе является ситуация, когда кто-либо письменно излагает план развития дела, а кто-то дает деньги на осуществление этого плана. Эти двое могут быть од­ним и тем же лицом. Однако и в этом случае бизнес-план необхо­дим. Нужно разделить два процесса: планирование и инвестиро­вание. Если у вас есть средства, вы должны написать бизнес-план не «на продажу», а для себя. В этом случае вы получите преиму­щества, описанные ниже.

4, Бизнес-план позволит прежде всего именно вам отчетливо увидеть перспективы вашего бизнеса, оценить существующую экономическую ситуацию и ваши возможности, определить эф­фективные направления развития компании и все необходимые действия по достижению поставленных целей, проанализиро­вать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность. В этой связи ценным является не только конечный результат этой плановой работы — законченный бизнес-план, но и сам процесс его разработки. Все вовлеченные в него получат пре­красный опыт будущей совместной деятельности и общения, а также обоснованный мотивированный взгляд на перспекти­вы развития бизнеса.

5. Бизнес-план будет служить для вас и ваших сотрудников стандартом, с которым вы будете сверять результаты практи­ческой деятельности по его реализации и вносить в эту деятель­ность необходимые коррективы. Он позволит сотрудникам чет­ко понять свои задачи и увидеть собственные личные перспективы, связанные с общим для всех бизнесом, оценить свой личный вклад в достижение поставленных целей. Бизнес-план окажется полезным для установления приоритетов и ин­дивидуальных рабочих заданий на первый год работы предпри­ятия.

Рассматривайте разработанный бизнес-план как «путь к цели», как карту, определяющую наиболее желательный, оптимальный по времени и наименее рискованный маршрут достижения на­меченных целей.

Однако многочисленные факторы, в том числе и такие, как «неожиданное изменение погоды», могут значительно изменить намеченные планы. Для начинающих компаний практика откло­нения от намеченного в бизнес-плане маршрута является обыч­ной. Постарайтесь предвидеть возможные отклонения, разрабо­тать «запасные варианты» и подготовить «запасные пути». Ведь в конечном итоге давно известно, что «плох тот план, который не терпит модификаций».

Кто разрабатывает бизнес-план?

Ответ на этот вопрос может быть очень кратким: главное дей­ствующее лицо (или лица). Планирование должно осуществлять­ся настоящими или будущими лидерами компании, т. е. теми, кто возьмет на себя ответственность за реализацию бизнес-пла­на. Попытаемся расширить наш ответ и объяснить его катего­ричность.

Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами кон­сультантов. Совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь о другом. Составление биз­нес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, вы как бы моделируете свою будущую деятель­ность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя — хватит ли у вас сил довести дело до успешного завершения и двинуться даль­ше? С другой стороны, вы показываете инвестору уровень ва­шей квалификации, вашу готовность к предпринимательской деятельности.

Если вы сомневаетесь в своих литературных дарованиях, по­просите кого-либо отредактировать готовый бизнес-план, ис­править грамматические ошибки, но не избегайте самого про­цесса создания бизнес-плана. Время, потраченное на его подготовку, не пропадает зря: это время, которое вы уже посвя­тили своему будущему бизнесу. Вы уже работаете на свое бу­дущее. Разработка бизнес-планов — это именно то, чем должен заниматься руководитель. Каждый раз, когда вы разрабатыва­ете бизнес-план, вы становитесь все более опытным предпри­нимателем.

Каким должен быть бизнес-план по объему?

Во-первых, излишняя объемность бизнес-плана затрудняет по­нимание сути излагаемых в нем идей, а во-вторых, данный биз­нес-план вряд ли будут внимательно читать.

Представленный вами бизнес-план должен быть очень хорошо подготовлен, чтобы он прошел описанный отбор, побе­дил в конкурентной борьбе с другими бизнес-планами и был «продан» — или, другими словами, получил запрашиваемые ин­вестиции.

Оптимальный размер бизнес-плана — не более 55-60 стра­ниц.

Не загромождайте его схемами и рисунками с целью прида­ния ему вида научного труда или диссертации. Используйте только те из них, без которых трудно понять содержание биз­нес-плана. Графики и таблицы существенно облегчают про­смотр проекта. Внешний вид плана не должен быть самоцелью, главное — доступность понимания его содержания любым чи­тающим его человеком.

И конечно, бизнес-план должен иметь четкое резюме, титуль­ный лист и оглавление. На титульном листе указывается на­звание компании (или имя и фамилия потенциального пред­принимателя, если компании еще нет), адрес, номер телефона (факса). Содержание желательно поместить на одной страни­це. Это очень важная часть бизнес-плана. У каждого из читаю­щих имеются свои, наиболее интересующие его моменты, ко­торые он хочет немедленно узнать, например объем требуемых инвестиций, сроки их возврата. Содержание сразу же подска­жет читающему человеку, где можно найти эту информацию. Страницы бизнес-плана должны быть обязательно пронумеро­ваны, и номера страниц проставлены рядом с наименованием разделов в содержании.
Кто и где составит бизнес-план?
В бизнес-плане надежды на будущее преуспевание вашего бизнеса должны «задевать за живое» всту­пительным резюме и должны быть подкреплены точными расчетами, графиками, таблицами, оформлены в соответствии с принятыми нормами, с особой тщательностью следует подойти к оценке окупаемости проекта и бизнеса в целом.

Особенно важно наличие бизнес-плана для начинающих предпринимателей и инициаторов новых проектов. Именно на пер­вом этапе создания нового дела точность исследований, отражен­ных в бизнес-плане, важна как никогда, и поэтому не стоит экономить на этом этапе разработки бизнес-плана.

Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам.

  1. Для внешнего представления. Чтобы представить проект или предприятие для внешних инвесторов и кредиторов или заинтересованных лиц.

  2. Для внутреннего применения. В этом случае проект пред­ставляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот биз­нес-план используется постоянно как инструмент управления внутри компании-инициатора.

Назначение бизнес-плана в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи.

  1. Изучить емкость и перспективность развития будущего
    рынка сбыта.

  2. Оценить затраты для производства нужной рынку продук­ции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыль­ность дела.

  3. Обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.

  4. Определить те показатели, по которым можно будет регу­лярно контролировать состояние дел.

Стоит особо сказать, что бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составлять его следует примерно на 3-5 лет вперед. При этом для первого года основные показатели сле­дует делать в месячной разбивке, для второго - покварталь­но, и лишь начиная с третьего года следует ограничиться го­довыми показателями.
Последовательность разработки бизнес-плана
Процесс бизнес-планирования — это последовательное изложе­ние ключевых моментов проекта, убеждающих партнера или инвестора в его выгодности и необходимости участия в нем. Ключевые моменты бизнес-планирования — это:

  • обоснование возможности, необходимости и объема выпус­ка продукции (услуг или реконструкции);

  • выявление потенциальных потребителей;

  • определение конкурентоспособности продукта на рынке;

  • определение своего сегмента рынка;

  • достижение показателей различных видов эффективно­сти;

  • обоснование достаточности капитала у инициатора проекта и выявление возможных источников финансирования.

В сегодняшней экономической ситуации в России наиболее привлекательны для инвесторов проекты создания бизнес-линий как совокупности прав собственности, долгосрочных привиле­гий и конкурентных преимуществ от закупки сырья и найма ра­ботников до сбыта готовой продукции.

Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или суще­ственного изменения уже действующей фирмы проходят не­сколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в той степени, в какой это необходимо.

Можно с уверенностью утверждать, что успех в постоянно из­меняющемся море бизнеса решающим образом зависит от не­скольких элементов, основными из которых являются:

  • понимание общего состояния дел на момент принятия ре­шения;

  • определение целей и перспектив другого уровня развития;

  • планирование процесса перехода из одного состояния предприятия в другое, качественно новое;

  • обладание максимальным количеством информации для принятия стратегических решений.

В условиях рыночной экономики бизнес-план является глав­ным рабочим документом. Бизнес-план способен помочь им в повседневной работе, в добы­вании необходимого капитала, в освоении выпуска новой, конку­рентоспособной продукции, в разработке планов развития компа­нии на перспективу и ближайшее время.

Профессионально подготовленный и законченный бизнес-план любого проекта — это мощное средство для передачи идей инициаторов проекта другим заинтересованным субъектам: ра­ботникам компании, собственникам бизнеса, потенциальным инвесторам, партнерам и банкирам.

Итак, главное: бизнес-план необходим для эффективной ра­боты каждого предприятия в условиях рынка, и к этому делу нужно подходить всерьез.

Для любого предприятия существуют свои особенности в раз­работке стратегий развития, так как каждое предприятие при­держивается собственных направлений: в бизнесе, финансовой политике и хозяйственной деятельности. Но в целом структура бизнес-плана для всех фирм практически одинакова. Он состо­ит из четко регламентированных разделов, принятых в мировом бизнес-сообществе, в которых кратко и ясно изложены основ­ные данные проекта и его главные цели.

Что входит в бизнес-план?
Бизнес-план имеет сложную структуру. Содержание его разде­лов может меняться в зависимости от вида бизнеса, но приня­тая структура бизнес-плана должна в общих чертах отражать тот проект или процесс, под который инвесторы дают деньги. Иными словами, вся жизнь фирмы от момента создания до мо­мента стабильности и устойчивости должна быть прописана в бизнес-плане деловым языком, понятным любому предприни­мателю.

На стилистику и язык представления информации в бизнес-плане следует обратить особое внимание. Любой бизнес-план всегда имеет двойственный характер. С одной стороны, это се­рьезный исследовательский и аналитический документ, а с дру­гой — это средство рекламы.

Бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным.

Информация, которую вы передаете через бизнес-план своим партнерам, банкирам или инвесторам, обладает огромной ем­костью. Проработка каждого раздела бизнес-плана говорит о тщательной подготовке проекта инициаторами и проведенных ими предварительных исследованиях.

Меморандум о конфиденциальности составляется в целях пре­дупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиден­циальности приводимой в нем информации. В таком меморан­думе может содержаться напоминание о том, что читающий бизнес-план берет на себя ответственность и гарантирует нерас­пространение содержащихся в нем сведений без предваритель­ного согласия автора (или инициатора) проекта. В меморандуме может содержаться запрет на копирование, на передачу проекта третьим лицам и требование о возврате проекта автору, если бизнес-план не вызывает интереса у инвесторов и они не собирают­ся вкладывать деньги в проект.

Бизнес-план — довольно объемный документ и неприемлем для первого ознакомления инвестора с вашим проектом. Реко­мендуется представлять дозированную информацию.

Аннотация (до 1 страницы) — для высшего руководства, пись­менных обращений.

Резюме (1-3 страницы) — в качестве основной информации для ознакомления с бизнес-планом проекта.

Бизнес-план (45-60 страниц) — для подробного изучения проекта специалистами инвестора и экспертами.

Любая предлагаемая форма дает лишь общее представление. Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не мо­жет существовать некий «стандартный» план, приемлемый во всех случаях. Существует один испытанный принцип состав­ления любого бизнес-плана.

Бизнес-план всегда должен быть кратким и емким.

Представленное ниже содержание бизнес-плана является не более чем схемой, поэтому вы можете использовать его при составлении своего бизнес-плана по своему усмотрению. Тем не менее оно содержит все главные моменты, которые необходимо преду­смотреть, поэтому отнеситесь к нему с достаточным вниманием. Бизнес-план начинается с конца.

  1. Резюме

    • Цель бизнес-плана.

    • Потребность в финансах, их предназначение и для каких целей они необходимы.

    • Краткое описание бизнеса и его целевого клиента.

    • Что делает ваш бизнес непохожим на бизнес ваших конкурентов.

    • Что именно должно вызывать доверие к вашему бизнесу (отчетные материалы, квалифицированность руководите­ля группы и т. д.).

    • Основные финансовые показатели.

  2. Цели и задачи

    • Анализ идеи.

    • Основные направления и цели деятельности.

    • Характеристика отрасли промышленности.

  3. Продукт (услуга)

    • Описание продукции или услуги и их применение.

    • Отличительные качества или уникальность.

    • Технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе.

    • Лицензии/патентные права.

    • Будущий потенциал.

4. Анализ рынка

  • Покупатели.

  • Конкуренты (их сильные и слабые стороны).

  • Сегменты рынка.

  • Размер рынка и его рост.

  • Оценочная доля на рынке.

  • Состав вашей клиентуры.

  • Влияние конкуренции

5. План маркетинга

  • Маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции/услуг) - основные характеристики продукции, услуг в сравнении с конкурентными.

  • Ценообразование.

  • Схема распространения товаров.

  • Методы стимулирования продаж.

6. План производства

  • Расположение помещений.

  • Оборудование.

  • Источники поставки основных материалов и оборудова­ния.

  • Использование субподрядчиков.

7. Управленческий персонал

  • Основной руководящий состав.

  • Вознаграждение руководящего состава.

  • Краткие выводы по планированию количества и состава персонала.

8. Источники и объем требуемых средств

  • Объем требуемых средств.

  • Откуда намечается получить эти деньги, в какой форме и в какие сроки.

  • Сроки возврата средств.

9. Финансовый план и анализ рисков

  • Объем продаж, прибыль, себестоимость и т. д.

  • Риски - и каким образом их можно избежать.

10. Детальный финансовый план

  • Прогноз объемов продаж.

  • Оценки прибыли и убытков.

  • Анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, а затем поквартально).

  • Годовая балансовая ведомость.

Далее изложим содержание бизнес-плана более подробно

Резюме

Ваш бизнес-план всегда должен начинаться с выводов. Вы на­пишете их в самую последнюю очередь, но именно они должны быть самым первым пунктом вашего бизнес-плана. Выводы дол­жны быть краткими — не более 1-2 страниц. Резюме — это само­стоятельный документ, так как в нем содержатся основные по­ложения всего бизнес-плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информа­цию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки по­гашения, кто еще собирается инвестировать в проект, какие есть собственные средства.

Это решающая часть вашего бизнес-плана; для многих биз­нес-планов это единственный раздел, который будет прочитан потенциальным инвестором, после чего бизнес-план будет от­ложен в сторону. Значит, «краткие выводы» оказались неубе­дительными и не заинтересовали инвестора. Краткие выводы дают читателю возможность быстро понять базовые идеи и пер­спективы вашего бизнеса и решить, стоит ли тратить дополни­тельное время на чтение вашего плана. Следовательно, цель кратких выводов — заинтересовать и даже «соблазнить» потен­циального читателя.

Чтобы сделать это, вы должны суметь передать читающему ваш оптимизм по отношению к вашему бизнесу. Для этого не следует использовать «лозунги», — просто в доброжелательном, доверительном тоне продемонстрируйте, что вы готовы и су­меете использовать для достижения успеха все возможности, предоставляемые рынком.

Резюме — это суть вашего предложения, это результат уже на­писанного бизнес-плана. Здесь на одной-двух (максимум трех) страницах предельно просто и лаконично должна быть изложе­на сущность вашего бизнеса: что вы собираетесь делать, чем ваш будущий продукт (услуга) будет отличаться от продукции кон­курентов и почему потребители заинтересуются им, каких затрат (инвестиций) потребует реализация вашего проекта и каковы источники их получения. Здесь обязательно приводятся цифровые данные об объемах будущих продаж (в ближайшие 3-5 лет), выручке, прибыли, уровне рентабельности и, наконец, срок, в течение которого вы сможете гарантированно вернуть все одол­женные средства (или, другими словами, срок окупаемости ка­питальных вложений).

Как следует из резюме, оно оформляется тогда, как бизнес-план полностью подготовлен, все его разделы просчитаны, а вы вместе со своими сотрудниками и привлеченными консультан­тами достигли полной ясности во всех деталях вашего проекта. В зависимости от характера вашего бизнеса и возможностей пи­шущего вы можете подготовить два типа резюме: конспективное и описательное.

Конспективное резюме просто повторяет в сокращенном виде выводы каждого раздела бизнес-плана. Поэтому оно более прямо­линейно и «откровенно». Преимущество таких выводов и состоит в том, что они легко пишутся и в наименьшей степени зависят от способностей того, кто пишет. Единственным недостатком кон­спективных выводов является слишком «сухой», деловой тон. Кон­спективные выводы охватывают все разделы вашего бизнес-пла­на и представляют их в равной мере одинаково, хотя и сокращенно.

Описательное резюме похоже на краткий рассказ, который вы преподносите читателю. Здесь вы можете с большим драматиз­мом и волнением описать ваш бизнес. Однако необходимо обла­дать достаточными способностями, чтобы, представляя требуе­мую информацию, вызвать у читателя энтузиазм и не впасть в преувеличение.

Описательные резюме хороши для бизнеса, связанного с но­визной. Это может быть новый товар, новый рынок, новая тех­нология, требующие дополнительных пояснений. Такие выво­ды хороши также в том случае, если ваш бизнес имеет какой-то доминирующий элемент, например обладание важным патентом или участие в нем выдающегося, знаменитого бизнесмена, и это должно быть обязательно подчеркнуто. Краткие описательные выводы хороши для компаний с интересной историей. Такими краткими выводами вы можете вызвать эмоциональный отклик у читателя, приведя одну или две наиболее впечатляющих черты вашей компании и показав, как именно эти черты будут спо­собствовать успеху будущего бизнеса.

Описательное резюме имеет меньше пунктов, чем конспектив­ное. Наибольшее внимание уделяется концепции дела и основ­ным его моментам, наименьшее — деталям.

Порядок изложения материала в описательных резюме произ­вольный. При этом, например, концепция вашего бизнеса может описываться в трех абзацах, а команда управляющих — в одном или двух предложениях. Все зависит от того, чему именно вы при­даете большее значение. Однако хочется подчеркнуть, что вовсе не обязательно использовать краткие описательные выводы. Боль­шинство бизнесменов вполне удовлетворяются конспективными выводами, особенно если концепция вашего бизнеса хорошо по­нятна, а рынок и предстоящая деятельность достаточно стандартны. Конспективные краткие выводы вполне достигают своей цели, давая опытным инвесторам всю необходимую информацию.
Цели и задачи
Здесь должен быть приведен анализ идеи. Не забывайте об иерар­хии планирования. План должен раскрывать заявленные цели и задачи предприятия.

Анализ перспективности идеи

SWOT-анализ (SWOT— аббревиатура английских слов: Strength — сила, Weakness — слабость, Opportunities — возможно­сти, Troubles — угрозы). Этот анализ также называют ситуа­ционным анализом.

Сильные и слабые стороны идеи — это те ее характеристики, которые могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени.

Здесь необходимо рассмотреть следующие факторы:

  • организационные (организационно-правовая форма, нали­чие помещений, собственных или арендованных);

  • маркетинговые (место расположения, маркетинговый ком­плекс, рынок, его сегмент; конкуренты: чем продукт (услу­га) будет отличаться от конкурентной);

  • технические (производственные фонды: состояние и ре­сурсы);

  • финансовые (наличие собственных средств);

  • кадровые (навыки и профессиональные недостатки, на­сколько идея отвечает представлениям, знаниям и умениям предпринимателя).

Например, сильные:

  • дешевое сырье;

  • высокий профессионализм;

  • дешевый продукт (услуга);

  • новизна продукта (услуги);

  • хорошая упаковка.

Слабые:

  • нет склада;

  • большие издержки => высокая цена;

  • слабая реклама.

Возможности и угрозы — это те характеристики, которые на­ходятся вне контроля предпринимателя и могут повлиять на результат в будущем. Здесь необходимо учесть следующие фак­торы:

  • экономическая среда (государственная поддержка малых форм, налоговое законодательство);

  • политическая среда;

  • социально-культурная среда;

  • технологическая среда;

  • демографическая среда.

Необходимо проанализировать факторы, вызвавшие появле­ние идеи и ее привлекательность. Как они будут развиваться в дальнейшем? Например, проблемы с электричеством в России — необходимость «ветряков», прогресс технологии, изучение спро­са, государственная политика, поведение конкурентов.

Возможности:

  • повышение профессионального уровня

  • получение нового продукта;

  • использование новых материалов, нового сырья;

  • благоприятная налоговая и кредитная политика.

Угрозы:

  • таможенное оформление;

  • появление конкурентов (но это может быть и сильной стороной).


Целеполагание
Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех сле­дующих элементов.

  1. Понимание состояния дел на данный момент.

  2. Ясное представление того уровня, которого вы собираетесь достичь.

  3. Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Проанализировав и оценив идею, вы тем самым определили свое состояние (сильные и слабые стороны, возможности и опас­ности) на данный момент.

Закончив оценку, необходимо приступить к формулированию целей и задач. Этот процесс состоит из двух этапов.

Во-первых, вам необходимо установить, какой именно бизнес вы ведете. Это задача более трудная, чем может показаться на первый взгляд. А затем необходимо определить главные количе­ственно определенные цели на перспективу, отражающие ваши стремления в бизнесе, и выделить те из них, которые реально достижимы.

Решив проблему с целями и задачами, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и тактику и сформулировать оперативные планы.

Формулировка цели бизнеса должна прежде всего содержать основные направления деятельности фирмы. Они очерчивают границы вашего бизнеса, определяемые его сильными и слабы­ми сторонами.

Формулировка основных направлений вашей деятельности должна быть, с одной стороны, достаточной узкой, чтобы давать конкретное направление деятельности и фокусировать внимание на главном, а с другой — охватывающей достаточную область, чтобы оставить простор для роста.

В итоге, здесь должно содержаться нечто такое, что корен­ным образом отличало бы вас от ваших конкурентов. Вы также должны включить сюда определенные элементы, отражающие то, каким вы хотите видеть свой бизнес в будущем. Эти эле­менты могут включать в себя рост, прибыльность, какие-то дру­гие показатели. Они должны передавать некий образ бизнеса, к которому и вы сами, и ваши работники могли бы стремиться. Как правило, фирма наиболее уверенно чувствует себя при ответе на вопрос о ее занятиях, делах: что мы делаем — и как мы это делаем. Труднее рассуждать — кто мы, в каком мы бизнесе, ради чего мы это делаем.

Фирмы с первой ориентацией («делать») понимают вопрос «кто мы?» просто как описание чего-то очевидного, тогда как фирмы со второй ориентацией («быть») видят в этом вопросе шанс к творчеству и достижению преимуществ в конкуренции. Например, фирма решает: «Мы посвящаем себя развитию лесного комплекса России» (а не просто «производим пилома­териалы»). Тогда диапазон возможных будущих продуктов зна­чительно расширяется.

Этот образ должен быть подкреплен некоторыми количествен­ными характеристиками, иначе никто не будет знать, когда же он будет достигнут. Он должен быть реалистичным, иначе к нему никто и стремиться не будет.

Цели должны быть также очень точно и четко выражены в цифрах и отражать не только то, чего хотели бы вы достичь в бизнесе, но также и то, чего можно достичь в данной экономи­ческой ситуации, в данном месте и в данное время.

Цели должны быть конкретными, количественно определен­ными, достижимыми и реальными. Сравнивая эти цели с резуль­татами деятельности, вы сможете судить о эффективности сво­ей деятельности.

Основные направления и цели говорят о том, чего вы хотите достичь. Следующая стадия — сформулировать их так, чтобы они показывали, как вы хотите этого достичь, определив при этом задачи, которые необходимо решить. Правильно постав­ленная совокупность задач, направленных на достижение тре­буемых целей, составляет стратегию. Необходимо рассмотреть несколько вариантов стратегии, дать им оценку и выбрать то необходимое, что может помочь вам в осуществлении постав­ленных задач. Эти варианты должны включать в себя различ­ные подходы к ценообразованию продукции, работе с персона­лом, финансовым вопросам. Необходимо выбрать наиболее приемлемую для вашего бизнеса стратегию. Стратегия не дол­жна быть слишком сложной и перегруженной, она должна со­стоять из серии простых задач.

Однако если вы хотите, чтобы поставленные цели были дей­ствительно достигнуты, то эти задачи необходимо разбить на еще более мелкие составные части. Такой уровень детализации на­зывают планом действий.
Продукт (услуга)
В этом разделе вы должны дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены вашей компанией. Здесь следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства вашей продукции или услуг. Важно, чтобы эта часть была написана ясным, чет­ким языком, понятным для неспециалиста. Не используйте профессиональный жаргон. При разработке данного раздела требуется предельно четко ответить на ряд вопросов.

  • Какие потребности призван удовлетворить ваш продукт?

  • Что в нем особенного и почему покупатели будут отличать его от других товаров, предоставляемых другими компани­ями, и отдавать ему предпочтение?

  • Почему вы выбрали этот продукт и это время и место его реализации, чем они привлекательны для вас?

  • Каков жизненный цикл товара, или, другими словами, как скоро он устареет?

Правильные ответы на первые два вопроса требуют ясного по­нимания, что в действительности приобретают покупатели, делая ту или иную покупку. Это суть самого товара, и «не попро­бовав» ее, невозможно правильно разработать сам товар (ведь вы не осознали потребность), его рекламу, систему распростра­нения и т. п.

Давайте задумаемся. Что мы приобретаем, покупая зубную пасту? В чем состоит наша потребность? Неужели нам просто хочется купить этот тюбик? Конечно, нет. Покупая зубную па­сту, мы покупаем здоровые зубы, ощущение свежести и обво­рожительную улыбку. Именно в этом состоит наша потреб­ность, удовлетворяемая зубной пастой.

  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей