Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Методические указания Пенза Издательство Пензенского государственного университета 2009 удк 61(09) и 90 (или ш 31)


НазваниеМетодические указания Пенза Издательство Пензенского государственного университета 2009 удк 61(09) и 90 (или ш 31)
АнкорМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.doc
Дата27.12.2017
Размер0.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.doc
ТипМетодические указания
#33507
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Методические указания


Пенза

Издательство

Пензенского государственного

университета

2009
УДК 61(09)

И 90 (или Ш 31)

В издании на основе требований образовательного стандарта представлены тематические планы и методические рекомендации к практическим занятиям по курсу «История медицины», содержится необходимый учебно-методический комплекс, включающий тематику докладов и рефератов, тестовые задания, вопросы к зачету, обширную библиографию, хронологический минимум.

Методические указания подготовлены на кафедре истории и предназначены для студентов Медицинского института специальности 060101 «Лечебное дело».

Составитель О. Е. Шевнина

кандидат исторических наук

доцент кафедры истории

Пензенского государственного

университета

Под редакцией В. Ю.Карнишина

доктора исторических наук,

профессора

заведующего кафедрой истории

Пензенского государственного

университета


Рецензент В. В. Вострикова

кандидат исторических наук

доцент кафедры истории,

экономики, политики и культуры

Всероссийского заочного

финансово-экономического

института (филиал в г. Орле)

Часть I

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема 1
История медицины как наука и учебная дисциплина
План занятия


  1. Понятие «история медицины». Медицина: народная, традиционная, научная.

2. Источники изучения истории медицины.

3. Периодизация и хронология всемирной истории.
1. Понятие «история медицины». Медицина: народная, традиционная, научная. История медицины изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практики народов мира на различных исторических этапах (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.

Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

Являясь составной частью общей истории науки и культуры, история медицины отражает историческое развитие логики научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения.

Раскройте понятия: «врачевание», «медицина», «история медицины».

Определите область исследования данных категорий.

В современном мире существует 3 глобальных направления медицинской деятельности:

- народная медицина (правильно – народное врачевание);

- традиционная медицина;

- научная медицина.

Народная медицина включает совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества.

Традиционная медицина предполагает наличие религиозно-философского учения, частью которого является эмпирический опыт народного врачевания конкретного этноса.

Научная медицина опирается на научный эксперимент, в ходе которого проверяются эмпирические знания, философские концепции, создаются научно (экспериментально) обоснованные теории.

Используя конкретные примеры из практики врачевания и медицины, установите специфику указанных направлений медицинской деятельности.
2. Источники изучения истории медицины. Возможности изучения врачебной деятельности человечества на различных исторических этапах неодинаковы и находятся в обратной зависимости от давности эпохи.

Наиболее сложна реконструкция ранних исторических этапов, не оставивших письменных источников. В этом случае установление достоверного научного знания базируется на данных археологии, палеонтологии, палеопатологии.

В качестве дополнительных источников изучения развития медицины могут служить материалы лингвистики (языкознания), искусства (особенно изобразительного), этнографии, народного эпоса и фольклора. В отдельных случаях – данные нумизматики, эпиграфики, палеографии.

Наличие письменных источников позволяет воссоздать объективную картину развития медицинских знаний и практики конкретной исторической эпохи. Их информативность неоднородна и зависит от специфики представленного материала.

Проанализируйте репрезентативные возможности различных категорий письменных источников:

а) произведения художественной литературы;

б) исторические труды;

в) законодательные акты;

г) религиозно-философские трактаты;

д) исследования врачей и естествоиспытателей.
3. Периодизация и хронология всемирной истории. Предпосылкой научного исторического исследования, в частности медицины, является правильная периодизация – выделение периодов, характеризующихся определенными специфическими чертами.

В основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории. Состояние медицинской практики и науки, возникающие задачи и возможности их разрешения, условия труда медиков, их общественная роль при разных общественно-экономических эпохах резко различаются.

Основными периодами являются:

- Первобытное общество (2 млн. лет – 4-е тысячелетия до н.э.).

- Древний мир (4-е тыс. до н.э. – середина 1-го тысячелетия н.э.).

- Средние века (476 г. – середина XVII в.)

- Новое время (середина XVII в. – начало XX в.).

- Новейшее время (1918 г – начало XXI в.).

Определите, чем обусловлена указанная периодизация, какие качественные изменения легли в её основу?

Почему периодизация истории медицины совпадает с периодизацией всемирной истории?

Обратите внимание, что указанная периодизация касается преимущественно общей истории медицины, рассматривающей развитие медицины в целом. Что касается отдельных медицинских дисциплин, то здесь, кроме общей периодизации следует иметь ввиду особенности развития каждой из них – хирургии, терапии, педиатрии, гигиены и всех других.
Подготовьте сообщение:


  1. Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоох­ранения.

  2. Истоки традиционной и научной медицины.


Список литературы
1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции / Ф. Г. Бородулин. - М. : Медицина, 1961.

2. Грибанов Э. Д. Источники изучения истории медицины и здравоохранения / Э.Д. Грибанов. – М., 1980.

3. Грицак Е. Н. Популярная история медицины / Е. Н. Грицак. – М.: Вече, 2003.

4. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины / П. Е. Заблудовский, Р. Р. Крючок, М. К. Кузьмин. – М.: Медицина, 1981.

5. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

6. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. / М. К. Кузьмин. – М., 1978.

7. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник / Ю.П. Лисицын – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

8. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

9. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

10. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

11. Мультановский М. П. История медицины: Учебник / М. П. Мультановский. - М.: Медицина, 1967.

12. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. / Т. С. Сорокина. – М.: «Академия», 2005.
Тема 2
Первобытное общество: истоки эмпирического врачевания
План занятия
1. Характеристика периода: источники, хронология, периодизация.

2. Первобытное врачевание: этапы развития.
1. Характеристика периода: источники, хронология, периодизация. История первобытной эры охватывает период от появления человека до становления первых классовых обществ: (2 млн. лет до н.э. – 4-е тыс. до н.э.). В недрах первобытной эпохи формировались мышление и сознание, речь и языки, трудовая деятельность, религиозные верования, искусство, этика, а так же врачевание и гигиенические навыки. Общая продолжительность первобытной эры составляет около 2 млн.лет. её завершение связано с формированием первых государств.

В истории первобытного общества выделяют три эпохи:

1. Становление первобытного общества (2 млн. – 40 тыс. лет назад).

Историческими характеристиками эпохи являются:

- существование праобщины (первобытного человеческого стада).

- развитие абстрактного мышления и речи (поздние палеоантропы).

- появление зачатков идеологических (религиозных) представлений.

2. Расцвет первобытного общества (40 тыс. – X тыс. до н.э.);

Данный этап характеризуется:

- завершением антропогенеза, формированием человека современного вида – Homo sapiens;

- расширением ойкумены;

- существованием ранней родовая общины;

- матрилинейной организацией рода.

3. Разложение первобытного общества (X – V тыс.до н.э.).

Характерными чертами эпохи являются:

- зарождение частной собственности, переход к патриархату

- классообразование;

- складывание предпосылок к возникновению государства.

Следуя представленной логике изложения, дайте краткую характеристику каждому из периодов.

Рассмотрите современные гипотезы происхождения и прародины человечества.

Раскройте понятия: моногенизм, полигенизм, антропогенез, социогенез.

Обратите внимание, что каждому из этапов присущи особенности в практике врачевательной деятельности человечества.

Особенностью истории первобытности является отсутствие письменных источников. Достоверные научные знания базируются на достижениях археологии, палеоантропологии, палеопатологии, этнографии.

Составьте типологическую характеристику источников информации о болезнях и врачевании в первобытную эру.

Рассмотрите гипотезу «золотого века», приведите аргументы в пользу её опровержения.
2. Первобытное врачевание: этапы развития. Соответственно этапам первобытной истории определяется 3 периода развития врачевания.

Врачевание эпохи праобщины (2 млн. – 40 тыс. лет назад).

Эпоха характеризуется:

- первоначальным накоплением и обобщением эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах;

- зарождением кол­лективного врачевания и гигиенических навыков;

- появлением пер­вых погребений умерших (ок. 65 – 40 тыс. лет назад);

Врачевание эпохи первобытной общины (40 тыс. – X тыс. до н.э.).

На данном этапе происходит утверждение целенаправленного применения эмпирического опыта врачевания в социальной практике.

В частности:

- зарождение культов, религиозных верований и лечебной магии;

- переход от коллективного врачевания к знахарству;

- понимание сущности здоровья, болезней и их ле­чения в совокупности рациональных и иррациональных представлений об окружаю­щем мире;

- трепанации черепов (с XII–Х тыс. до н.э.).

Врачевание эпохи классообразования (X – V тыс.до н.э.).

На данном этапе происходит становление культовой практики врачевания, расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания.

Раскройте содержание и особенности каждого из этапов.

Обратите внимание, что несмотря на культовый компонент врачевания, практика и эмпирический опыт являлись первичными.
Подготовьте сообщение:


  1. Народное врачевание в синполитейных обществах аборигенов (На примере Австралии, Азии, Америки, Африки, Океании).

  2. Знахарь, его общая и профес­сиональная подготовка. (Положение в обществе, лечебные средства и приемы психологического воздействия на больного и общество).


Список литературы
1. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции / Ф. Г. Бородулин. - М. : Медицина, 1961.

2. Грицак Е. Н. Популярная история медицины / Е. Н. Грицак. – М.: Вече, 2003.

3. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины / П. Е. Заблудовский, Р. Р. Крючок, М.К. Кузьмин. – М.: Медицина, 1981.

4. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. – М.: Медицина, 1954.

5. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. / М. К. Кузьмин. – М., 1978.

6. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник / Ю. П. Лисицын – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

7. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

8. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

9. Мультановский М. П. История медицины: Учебник / М. П. Мультановский. - М.: Медицина, 1967.

10. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. / Т. С. Сорокина. – М.: «Академия», 2005.
Тема 3
Великие державы Древнего Востока:

особенности врачевания и медицины

(IV тыс. до н.э. – V в н.э.)
Занятие 1

План занятия
1. Сравнительная характеристика цивилизаций Древнего Востока.

2. Врачевание в Древней Месопотамии.

3. Врачевание в Древнем Египте.
1. Сравнительная характеристика цивилизаций Древнего Востока. На смену эпохи первобытности пришел период государствообразования, который нередко называют цивилизацией.

Возникновение первых рабовладельческих циви­лизаций: в Месопотамии и Египте приходится на IV–III тыс. до н.э., Индии - на середину III тыс. до н.э., Китае – на II тыс. до н.э.

Обратите внимание, что данный исторический этап является закономерным и предполагает наличие комплекса предпосылок, демонстрирующих необходимый уровень экономического, политического и социального развития.

Что включает понятие «государство»?

Каковы универсальные предпосылки его возникновения?

Первые государства имели немало общего, что позволяет объединить их в модель древневосточной (циклической) цивилизации.

Для стран Древнего Востока была характерна:

- неограниченная власть правителей-монархов;

- отсутствие частной собственности и рыночной экономики;

- монополия аграрного сектора;

- крестьянство, как подавляющая часть населения;

- наличие общинной организации;

- второстепенная роль рабства.

Изменения в таких обществах идут медленно, стереотипы сознания – устойчивы, социальный опыт и традиции канонизируются как высшая общественная ценность.

Данные особенности оказали непосредственное влияние на развитие врачевания и медицины.
2. Врачевание в Древней Месопотамии. Первые государства Древней Месопотамии включают Шумер, Вавилонию и Ассирию (III тыс. до н.э. – VI в. до н.э.).

Обратите внимание на существование преемственности в развитии данных государств. В частности, достижения шумерской цивилиза­ции являются основой и источником вавилоно-ассирийской культуры и врачевания.

Определите периодизацию и хронологию истории Древней Месопотамии.

Каковы геополитические особенности развития региона?

Охарактеризуйте источники по истории и врачеванию. Обратите внимание, что первые тексты медицинского содержания приходятся на начало III тыс. до н.э. и носят эмпириче­ский характер.

Каковы космологические и мифологические представления народов Древней Месопотамии? Раскройте их во взаимосвязи с врачеванием.

Рассматривая особенности теории и практики врачевания, определите:

1. Эмпирические основы научного знания:

а) математика, астрономия, письменность;

б) развитие анатомии.

2. Традиции врачебной деятельности:

а) представления о причинах болезней;

б) вариативность подходов и способов лечения (асуту и ашипуту);

в) способы передачи знаний.

3. Практика врачевания:

а) внутренние болезни;

б) развитие хирургии;

в) родовспоможение;

г) зубоврачевание;

д) лекарственные средства;

4. Социальные нормы врачевания:

а) статус врачевателя;

б) правовые аспекты деятельности (законы Хаммурапи XVIII в. до н.э.);

в) врачебная этика.

5. Гигиенические правила;

а) навыки гигиены;

б) санитарно-гигиенические сооружения.
3. Врачевание в Древнем Египте. Дайте краткую характеристику формирования и развития древнеегипетской цивилизации (III–I тыс. до н.э.). Выявите характерные черты древнеегипетской культуры и их влияние на врачевание.

Акцентируйте внимание на:

- иероглифической письменности;

- естественнонаучных знаниях;

- религиозных представлениях;

- культе мертвых.

Определите периодизацию и хронологию истории и врачевания.

Следует отметить, что благодаря наличию большого числа письменных источников (папирусов), различные аспекты врачевания в Древнего Египта изучены лучше всего

Охарактеризуйте медицинские папирусы:

а) папирус Г. Эберса, (ок. 1500 г. до н.э.);

б) папирус Э. Смита, (ок. 1550 г. до н.э.).

Сравнение сохранившихся древнеегипетских медицинских текстов выявляет их сходства и повторения, что наводит на мысль о существовании первоначального источника в глубокой древности. Однако чем более поздним периодом датированы письменные иероглифические источники, тем больше в них иррациональный, теургический компонент.

Религиозно-мифологическая система Древнего Египта содержит многочисленные ссылки на теорию и практику врачевания.

Какими функциями врачевания были наделены египетские боги?

Обратите внимание, что на протяжении всей истории Древнего Египта религиозный компонент в практике врачевания неуклонно возрастал. Медицина становилась более магической, консервативной, догматической; её каноны нельзя было нарушать под угрозой жестоких наказаний, вплоть до смертной казни.

Каким образом это влияло на развитие медицинских знаний и практики?

Рассматривая практику врачевания, проанализируйте:

1. Уровень анатомических знаний.

2. Представления о причинах бо­лезней.

3. Врачебную специализацию.

а) оперативное врачевание;

б) лекарственное лечение и диететику

в) родовспоможение;

г) лечение женских и детских болезней;

д) методы борьбы с инфекционными заболеваниями

е) зубоврачевание.

4. Гигиенические традиции.

5. Врачебную этику.

6. Заупокойный культ и ба­льзамирование умерших.

Выделите сильные и слабые стороны врачевания Древнего Египта.
***

Определите общие черты развития врачевания в странах Ближнего Востока.

Среди них:

- создание первых текстов медицинского содержания;

- формирование эмпирического и культового направлений лечебной деятельности;

- целенаправленная подготовка врачей;

- создание санитарно-технических сооружений;

- формирование врачебной этики;

- классовый подход к врачеванию.
Подготовьте сообщения:


  1. Медицина в Иудее: религиозные каноны и эмпирический опыт.


Занятие 2

План занятия
1. Врачевание в Древней Индии.

2. Врачевание в Древнем Китае.
1. Врачевание в Древней Индии. Медицина Древней Индии и Китая классифицируется как традиционная. Она основана на религиозно-философской традиции, берущей начало в IV – III тыс. до н.э.

Установите периодизацию и хронологию истории и врачевания Древней Индии (III тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э.).

Раскройте характерные черты Индской (хараппской) цивилизации.

Акцентируйте внимание на следующих элементах:

- особенности архитектуры;

- уровень санитарного благоустройства;

- оросительные системы;

- развитие ремесла;

- социальная структура, основанная на разделении функций (касты и варны).

Обратите внимание, что Индская культура превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Охарактеризуйте типологические особенности источников по истории врачеванию Древней Индии. Какова их содержательная сторона?

Классифицируйте по группам:

  1. Письменные источники:

а) религиозно-философские сочинения

б) эпические поэмы;

в) трактаты;

г) памятники законодательства.

2. Памятники материальной культуры:

а) археологические источники:

- древнейшие поселения;

- санитарно-технические сооружения;

б) вещественные памятники:

- орудия труда;

- предметы быта.

Религиозно-мифологический компонент Древней Индии эволюционировал в стройное философско-религиозное учение, в основе которого – совокупность элементов ведийской культуры.

Веды считались священными текстами индуизма – религии индийского общества. В ведийском наследии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связаны с представлением о здоровье и болезни. Охарактеризуйте их.

Рассмотрите основные аспекты медицинской теории и практики в соответствии с общепринятой периодизацией истории Древней Индии:

I Ведийский период (XIII – VI вв. до н.э.)

Охарактеризуйте следующие сюжеты:

  1. Священные кни­ги: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа» как источник све­дений о болезнях.

  2. Философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буд­дизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевание.

В древнеиндийской медицине получила развитие концепция основных типов и подтипов телосложения и темперамента, дающая врачу ориентир в диагностике и лечении болезней.

II Классическая эпоха (буддийский период), (II в. до н.э. – V в. н.э.):

1. Представления о здоровье и болезнях (учения о трех природных субстанциях и пяти стихиях).

2. Лекарственное врачевание («Чарака-самхита», II в. н.э.).

3. Представления о строении тела человека (вскрытия).

4. Развитие оперативных методов лечения («Сушрута-самхита», IV в.), родовспоможения.

5. Гигиенические традиции («Законы Ману»).

6. Организация медицинского дела (дхармашалы).

7. Врачебные школы при храмах.

8. Врачебная этика, статус врача.

9. Гигиенические традиции.

Подводя итоги, следует отметить современное наследие индийской традиционной медицины.
2. Врачевание в Древнем Китае. Древнекитайская традиция медицины (середина II тыс. до н.э. – III в. н.э.) берет начало в народной медицине и натурфилософии прошлого.

Дайте характеристику рассматриваемой исторической эпохе, охарактеризуйте дости­жения древнекитайской цивилизации.

Обратите внимание на её локальность в силу относительной изоляции Китая от цивилизаций Древнего Востока. Поэтому в течение тысячелетий Китай представлял уникальный пример стабильности национальной культуры и, следовательно традиционной медицины.

Определите периодизацию и хронологию истории Древнего Китая.

Какие факторы легли в основу периодизации врачевания исследуемой эпохи?

Классифицируйте источники информации о врачевании. Акцентируйте внимание на памятниках иероглифической письменности.

Охарактеризуйте трактат «Хуанди Нэй цзин» - «Трактат Желтого императора о внутреннем» (III в. до н.э.).

Анализ врачевания Древнего Китая невозможен без рассмотрения эволюции философских систем – теоретических основ медицины. Они прошли длительный путь становления и развития от культа природы до религиозно-философских учений (конфуцианство, даосизм) и философии стихийного материализма (натурфилософия). Все это определило специфическую национальную традицию медицинской теории и практики.

Дайте характеристику::

1. Учений у син и ынь-ян; их влиянию на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лече­нии.

2. Искусства диагностики, методов обследования больного.

3. Учения о пульсе.

4. Традиционного враче­вания чжэнь-цзю.

5. Лекарственного враче­вания и оперативного лечения. Бянь Цюэ (XI в. до н.э.), Ван Чун (I в.), Хуа То (II в.), Ван Шухэ (III в.).

6. Предупреждения болезней.

7. Вариоляции.

8. Гигиенических традиций.
***

В отличие от Месопотамии и Египта, индийская и китайская цивилизации, продолжили поступательное развитие в последующие эпохи. Основные теоретические положения древневосточной медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение почти трёх тысячилетий. В трансляции наследия медицинской теории и практики привлекает внимание система высоко эффективной диагностики, физических и психических манипуляций, лекарственной терапии, внутреннего самосовершенствования.
Подготовьте сообщения:


  1. Традиционные системы медицины Китая и Индии: сравнительная характеристика.

  2. Тибетская медицина как часть культурной традиции народов Центральной Азии.



Список литературы
Источники

1. Законы Ману / Пер. с санскрита Г. Ф. Ильина. – М.: Изд-во Вост. лит., 1960.

2. Трактат Желтого Императора о внутреннем: Пер. с древнекит. – М.: ООО «ЧИТРА», 2002.

3. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2 ч. / Под ред. М. А. Коростовцева. – М.: Высш. шк., 1980.
Учебники и учебные пособия

  1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. – М.: Высш. школа, 1970.

  2. Бородулин Ф. Г. История медицины. Избранные лекции. – М.: Медицина, 1961.

3. Вогралик В. Г., Вяземский Э. С. Очерк китайской медицины. – М.: Медгиз, 1961.

4. Вогралик В. Г. Слово о китайской медицине. – Горький: Кн. изд., 1959.

5. Грицак Е. Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

6. Заблудовский П. Е., Крючок Р. Р., Кузьмин М. К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

7. История Древнего Востока: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2002.

8. История Древнего Востока: Месопотамия / Под ред. И. М. Дьяконова. – М.: Наука, 1983.

9. История Древнего мира. Древний Восток: Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. – М.: АСТ, 2000.

10. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. - М.: Медицина, 1954.

11. Кузьмин М. К. История медицины: Очерки. – М., 1978.

12. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

13. Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина (Медицина Древнего Востока и классической древности). – М.: Высшая школа, 1999. – 128 с.

14. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 17. – 2-е изд. – М.: Медицинская энциклопедия, 1960. – Стб. 47 – 512.

15. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Т. 14. – 3-е изд. – М., 1980. – С.7 – 322. Стб. 1 – 947.

16. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002.

17. Мультановский М. П. История медицины: Учебник. - М.: Медицина, 1967.

18. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. – М.: Наука, 1982.

19. Сорокина Т. С. История медицины: Учебник. – 4-е изд. – М.: «Академия», 2005.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей