Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

13. Ефимкина Р.П. - Психология развития. Методические указания. Методические указания по курсу Новосибирск 2004 ббк ю 937. 4 Удк 152. 26 (075)


Скачать 373.5 Kb.
НазваниеМетодические указания по курсу Новосибирск 2004 ббк ю 937. 4 Удк 152. 26 (075)
Анкор13. Ефимкина Р.П. - Психология развития. Методические указания.doc
Дата23.09.2017
Размер373.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла13. Ефимкина Р.П. - Психология развития. Методические указания.d
ТипМетодические указания
#17425
страница3 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет на-чатки самосознания, у него развивается притязание на признание со сто-роны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях жела-ние заслужить похвалу, признание.

Усвоение языка. Словарный запас детей полутора лет обычно содер-жит около 10 слов, в год и восемь месяцев - 50 слов, в два года - примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900-000 слов. Установ-лена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в до-машнем окружении и развитием речи ребенка в три года.

Стратегия родителей




При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односостав-ных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

17

Умственное развитие. Главным стимулом совершенствования умст-венной деятельности у «ходячих» детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. Пер-вые 4 из них ребенок проходит до года (см. выше), пятую и шестую - по-сле года.

  1. стадия - третичные круговые реакции (1-1,5 лет) - экспериментирова-
    ние с предметами. Цель экспериментов - в них самих: малыши любят на-
    блюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлектор-
    ному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок
    ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

  2. стадия (1,5-2 года). Появление символического мышления, то есть
    способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (симво-
    лам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок
    может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предмета-
    ми. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не
    прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют
    успешной работе мышления.

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5-2 лет уже осознает свою обособлен-ность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Од-нако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: «Я центр вселенной», «Весь мир вращается вокруг меня».

Стратегия родителей



Страхи здоровых детей. У детей от 1 до 3 лет больший диапазон стра-хов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способно-стей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопровод-ных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воз-душный шарик - все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетер-пимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способст-

18

вовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная роди-тельская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Э. Эриксон о раннем детстве. Э. Эриксон, характеризуя период ранне-го детства, рассматривает его в психоаналитической традиции как аналь-ную фазу, когда удовольствие ребенка связано с овладением произвольно-стью: удерживать/отпускать содержимое кишечника, а также владеть мышцами. Осваивая этот модус, ребенок делает выбор между автономией (свободной волей, независимостью, самостоятельностью) и сомнением (стыдом). Автономия развивается у тех детей, чьи родители автономны.

Кризис трех лет

На подходе к кризису присутствует когнитивная симптоматика:

  • острый интерес к своему изображению в зеркале;

  • ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он
    выглядит в глазах других. У девочек проявляется интерес к нарядам; маль-
    чики демонстрируют озабоченность своей эффективностью, например, в
    конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впада-ет в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы кризиса по их количе-ству называют семизвездием кризиса 3 лет.

  • негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на
    то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки
    собственному желанию;

  • упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а
    потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным ре-
    шением;

  • строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания,
    образа жизни, который сложился до трех лет;

  • своеволие. Стремится все делать сам;

  • протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружаю-
    щими;

  • симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает
    ругаться, дразнить и обзывать родителей;

  • деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.
    По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как
    ревность.

19






Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со ста-новлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».


Стратегия родителей
Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффек-тивной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (см. выше). Дети перестают нуж-даться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чув-ство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда ро-дители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять само-стоятельность.

Эта сфера деятельности - в игре. Игра с ее особыми правилами и нор-мами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою неза-висимость, самостоятельность» (Э. Эриксон).

Библиографический список

  1. ВенгерЛ. А., Мухина В. С. Психология. М., 1988.

  2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи
    лет. М., 1992.

  3. Джайнотт X. Д. Родители и дети. М., 1986.

  4. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.
    М., 1993.

  5. КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

  6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рожде-
    ния до 17 лет. М.: РОУ, 1996.

  7. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

  8. ЛешлиД. Работать с маленькими детьми. М., 1991.

  9. Макарова Е. В начале было детство. М., 1990.




  1. Матейчек 3. Родители и дети. М., 1992.

  2. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. М., 1987.

  3. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
    М., 1991.

  4. Одаренные дети / Пер с англ. М., 1991.

  5. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

20


  1. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире.
    М., 1991.

  2. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

  3. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

  4. Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1990.

  5. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Уни-
    верситетская книга», 1996.

  6. Он же. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

2.4. Дошкольное детство (3-7 лет)

Ведущая деятельность — игра. Характер игры меняется вместе с раз-витием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С по-мощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ре-бенок развивает координацию движений (см. выше: «Последовательность развития движений»).

Собственно игра возникает в три года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явлений и дейст-вий (см. ниже: «Умственное развитие ребенка»).

На первом этапе она представляет собой копирование действий и пове-дения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребе-нок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К пра-вилам ребенок еще не чувствителен.

В среднем дошкольном возрасте - ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. На этой стадии самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что являет-ся для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Роле-вая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Игра - критерий нормальности развития ребенка, она имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кош-мары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).

21

не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры, помо­гают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

Технологическая оснащенность. Имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. Но психологи счита-ют, что гораздо важнее иметь развитое воображение. В. В. Давыдов пишет: «Главный аспект познавательной готовности - высокий уровень развития воображения». А воображение развивается в игре.

Мнимая ситуация - это основная единица игры. Существенным момен-том для такой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. Л. С. Выготский говорит о расхождении видимого (оптического, зрительного) пространства и смыслового поля. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с тем, чем предмет является по смыслу, а не по свойствам (например, пал-ка вместо лошади).

Если в полтора года ребенок открывает, что всякая вещь имеет свое имя, то в игре он открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь. Он мысленно видит вещь за словом. Это и есть воображение, которое формируется в игре (то есть действие в смысловом поле, строящееся вне зависимости от материала, с которым это действие осуществляется).

Воображение - это действие в смысловом поле, оно является предтечей мышления. В школе дети будут иметь дело с особыми идеальными объек-тами, например, геометрическими фигурами, числами.

Личностная готовность. Личностная готовность проявляется в само-актуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное - с любовью и восторгом. Для девочек само-актуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков - в виде эффективности. Это тендерное различие - следст-вие культурных образцов.

Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются ос-новные структуры личности:

  • притязания личности;

  • Я-концепция;

  • перспективы личности;

  • иерархия побуждений.

24





Стратегия родителей

Притязания личности (эффективность и привлекательность). Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться. Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх компен-сируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими.

Стратегия родителей - сформировать в дошкольном возрасте уверен-ность в своих силах, а не способности.

Позиция уверенности: «Все зависит от меня, моих способностей, ка-честв, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов».

Позиция неуверенности: «Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока».

Формирование Я-концепции. Я-концепция включает в себя 3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный.

Оценочный. Самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней опорной шкалы, например, методики Дембо. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т. д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.

Когнитивный. Имеется в виду способность составить описание самого себя.

Эмоциональный. Восприятие себя связано с неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т. п.). Ребенка можно по­нять через рисунки.

Перспективы личности у ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетво-рять ребенка, и наоборот. Перспектива - это цель, реализация которой свя-зана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности.

Формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов. Ребенок двух лет действует ситуационно: какой мотив сильнее, тот и побеждает. К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.

Базовая потребность возраста. Если в младенческом возрасте по-требность в безопасности была насыщена, то актуализируется потреб-ность в любви.

25

Дети в раннем и дошкольном возрасте все еще зависят от родителей и нуждаются в их любви. Чтобы получить эту любовь, они нередко вынуж-дены забывать о собственной индивидуальности, поскольку их желания зачастую противоположны тому, чего хотят от них родители. Поэтому де-ти могут утрачивать идентичность, уверенность в себе, доверие своим чув-ствам и мыслям. Этот внутренний конфликт порождает страх, агрессию, чувство вины.

Потребность в любви выражается в том, что дети постоянно хотят чув-ствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетво-рении данной базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года - время формирования эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

Э. Эриксон о дошкольном детстве. 3-6 лет - это локомоторно-генитальная, или эдипова, стадия развития, в психоанализе соответствует фаллической фазе. Она характеризуется неограниченным радиусом целей, охватом огромного числа ролей с помощью воображения и совершенным чувством языка. Доминирующим является модус вторжения «в простран-ство - с помощью движений, в неизвестное - с помощью любознательно-сти, «влезание» в уши и души криками, физическая атака в людей» (Э. Эриксон).

На этой стадии ребенок делает выбор между инициативой (в мечтах -всесилен) и чувством вины (страшное преступление против родителя сво-его пола). Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потреб-ности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время «стремятся побыстрее найти та-кие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и ин-тересы в социально приемлемые рамки». Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же про-явлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответ-ственности.

Кризис семи лет

Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис одного года.

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше по-кладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как ин­туитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей