Ведущая деятельность. Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной фор-мой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые суще-ствуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отно-шения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Основные новообразования:
формирование Мы-концепции;
формирование референтных групп;
чувство взрослости.
Формирование Мы-концепции. Иногда оно принимает очень жесткий характер: «мы - свои, они - чужие». Поделены территории, сферы жиз-ненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.
Формирование референтных групп. В подростковом возрасте среди де-тей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей
34
Стратегия родителей
одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.
Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общест-ва, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными, это следует понимать и принимать. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.
Типичная черта подростковой группы - чрезвычайно высокая кон-формность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диф-фузное «Я» нуждается в сильном «Мы», инакомыслие исключено.
Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:
эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независи мости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10—12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок - максималист и не принимает снисхождения к себе. Разно- гласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается от- ношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.
новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразова- нию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюда- ется расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе; возможности высокие, а успехи низкие.
взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстни- ками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
внешний облик и манера одеваться.
Эмоциональное развитие подростка/Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина четырна-
35
дцатилетних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому двенадца-таму в голову приходили идеи самоубийства.
Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостат-кам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
Воображение и творчество подростка. Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творче-ская. У подростка фантазия связана с новыми потребностями - с создани-ем любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочине-ния стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупи-цы поэзии. «Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетво-ренный». Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.
Есть еще второе русло - объективное творчество (научные изобрете-ния, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.
Типы воспитания
Базальная потребность возраста - понимание. Чтобы ребенок был от-крыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
Описаны несколько типов отношений родителей и подростков:
эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.
эмоциональное потворство. Ребенок - центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключи- тельность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
авторитарный контроль. Воспитание - главное дело жизни родите- лей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипу- лировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта
36
нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально не-приемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
- потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предос-тавлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демокра-тичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
Аномалии личностного развития подростков. Подростковый воз-раст- манифестация тех аномалий личностного развития, которые в до-школьном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь на-смешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это про-ходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональ-ные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состоя-ния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
Кризис юношеского возраста
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы одного года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происхо-дит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научит-ся объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
У молодого человека наблюдается философская интоксикация созна-ния, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).
Э. Эриксон о кризисе идентичности. Э. Эриксон называет этот кризис кризисом идентичности, и поскольку отрочество составляет переходный этап от детства к зрелости, считает этот период решающим. Основной конфликт этого периода он определяет как кризис идентичности, возникающий в ре-зультате того, что новые социальные и биологические факторы включаются в детерминацию становления личности.
Общество требует от юноши определения своего места в обществе, выбора профессии, определения жизненного пути, - одним словом, самоопределения. В то же время возмужание, изменение внешнего облика расшатывают его
37
сложившееся представление о себе, меняют отношение к нему окружающих и перемещают его в иные демографические и социальные группы. Обретение здесь новой целостности в результате синтеза всех новообразований предше-ствующих стадий Э. Эриксон обозначает как формирование истинной внут-ренней идентичности, в структуре которой интегрируются и в то же время глубоко преобразуются все прежние идентификации ребенка: «Эта идентич-ность - естественная уверенность человека в том, что внутренняя тождествен-ность и целостность, подготовленные в прошлом, соответствуют тождествен-ности и целостности личности, какой ее видят окружающие. Она служит для человека вещественным доказательством его целостности и создает перспек-тиву для будущей карьеры».
Э. Эриксон рассматривает две противоположные возможности, кото-рые предоставляет личности кризис в случае успешного и неуспешного прохождения. В первом случае человек получает идентичность, сопровож-даемую такой базовой «добродетелью» возраста, как верность. «Верность есть способность сдерживать свои обещания, несмотря на противоречие системы ценностей».
В случае отрицательного прохождения молодой человек обладает спутан-ной идентичностью, а «патологией» возраста является отвержение. В работах Эриксона выделены определенные симптомы диффузной идентичности. По его наблюдениям, диффузность идентичности проявляется во внезапно разви-вающейся враждебности по отношению к ролям, предлагаемым и желатель-ным в семье или ближайшем социальном окружении. Молодые люди ощу-щают в это время тревогу, чувствуют себя изолированными от мира, опусто-шенными, не способными сделать выбор или принять решение.
Стадии идентичности по Дж. Марсиа. Варианты формирования иден-тичности выделил Джеймс Марсиа (Marcia, 1980), базирующий свою тео-рию на эпигенетической концепции Э. Эриксона.
Модель формирования идентичности Дж. Марсиа
Название Прохождение Обязательства статуса кризиса идентичности в отношении выбора идентичности или периода системы убеждений принятия решения и ценностей или карьеры Статус Нет Есть предрешенности Статус диффузии Нет Нет Статус моратория В процессе В процессе принятия прохождения Статус достижения Пройден Приняты идентичности
| 38
Библиографический список
1. Байярд Р. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
Борисов С. Б. Мир русского девичества: 70-90 годы XX века М : Ладомир, 2002.
ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1992.
4. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.: Петербург - XXI век 1997.
Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988.
Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие) М., 1991.
Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
Он же. Психология старшеклассника. М., 1982.
Он же. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
Он же. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспек- тива). М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1988.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рож- дения до 17 лет. М.: РОУ, 1996.
Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков М., 1983.
Матейчек 3. Родители и дети. М., 1992.
Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. М., 1987.
Прихожан А. М., Толстых Н. И. Дети без семьи. М., 1990.
Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
Ремишидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994.
СнайдерД. Курс выживания для подростков. Екатеринбург, 1992.
Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, уп- ражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
Цукермаы Г. Саморазвитие: задача для подростков и их учителей // Знание - сила. 1995. № 5.
ЯчевскийА. На пути к зрелости. М., 1992.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Уни- верситетская книга», 1996.
Он же. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
3. Зрелость
На сегодняшний день детство в психологии развития изучено лучше всего, юность неизмеримо слабее, а период взрослости остается белым
39 пятном. Л. С. Выготский, не закончив свою теорию, предположил, однако, что кризисы развития взрослого человека имеют какие-то другие законо-мерности, нежели кризисы ребенка: «Трудно представить себе, чтобы раз-витие человека в начале зрелости (с 18 до 25 лет) могло быть подчинено закономерностям детского развития».
Как уже было сказано выше, большинство теорий развития относятся к детскому возрасту, и до сих пор единственной попыткой проследить зако-номерности развития на протяжении всего жизненного пути была попытка Э. Эриксона. Ниже будет рассмотрен период жизненного пути, охваты-вающий взросление и старость. Вслед за Э. Эриксоном этот период имену-ется зрелостью, а внутри периода выделяются следующие стадии:
ранняя зрелость (молодость);
нормальная зрелость (взрослость);
поздняя зрелость (старость).
Э. Эриксон предлагает каждую стадию жизненного пути человека рас-сматривать как новую идентичность, которую тот осваивает (см. гл. «Тео-рии развития»).
3.1. Ранняя зрелость
Согласно теории Э. Эриксона, это шестая стадия жизненного пути, со-ответствующая молодости. Еще одно название этого периода - зрелая ге-нитальность.
Эриксон характеризует эту стадию наличием дилеммы: «близость про-тив изоляции». Она наступает в начале зрелого периода жизни. Это время завоевания независимости от родителей и от школы, период установления дружбы и близких взаимоотношений. Это возможно только после того, как у человека сформировалось чувство идентичности. Человек готов смешать свою добытую столькими усилиями идентичность с партнером, с которым он будет разделять цикл: «работа-рождение детей-отдых».
Кризисом этой стадии становится обычно происходящая в этот период подлинная взаимность с любовным партнером. Уровень близости значи-тельно отличается от прежних сексуальных опытов и интенсивного поиска сексуальной идентичности. В противном случае человек оказывается в одиночестве и близость с другим воспринимается им как опасность.
Это стадия развития новой добродетели возраста - любви. Э. Эриксон доказывает, что это одна из мощнейших сил в человеке: «Любовь состоит во взаимной преданности, подавляющей антагонизм, присущий разделен-ным функциям». Любовь принимает много различных форм. Но если меж-ду взрослыми людьми наступает настоящая близость, то любовь включает в себя разделенную идентичность и взаимное уважение.
Выбор изоляции дает «сердцевинную патологию стадии» - исключи-тельность, отвержение.
Э. Фромм о любви. Э. Фромм утверждает, что в своем стремлении ов-ладеть интимностью люди обычно оказываются жертвами следующих за-блуждений:
люди исходят из посылки, что проблема не в том, чтобы любить са- мому, а в том, чтобы любили его. Для привлечения к себе женщины и мужчины используют привлекательность и эффективность;
люди рассматривают поиск любимого человека как проблему объек- та, главное при этом - встретить «подходящего» человека. Это, по Фром- му, рыночная ориентация, при которой человек является добычей;
люди смешивают состояние первоначального чувства влюбленности с перманентным состоянием пребывания в любви. Но сила такой любви равна лишь силе предшествующего одиночества.
Взамен существующих заблуждений Э. Фромм предлагает определение любви как ответа на вопрос человеческого существования. Быть отделен-ным - значит быть отвергнутым и не иметь возможности употребить свои силы. Желание межличностного слияния - наиболее мощное стремление в человеке, сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению.
Таким образом, любовь - это реализация человеческой силы, это дей-ствие, активный процесс. Это давать, а не брать. Наиболее распространено мнение, что давать - значит отказываться от чего-то в чью-то пользу, жертвовать, лишаться, поэтому «давание» считается добродетелью. Но для продуктивного характера «давание» - высшее проявление силы, богатства, власти.
Э. Фромм считает, что искусству любви, как и любому искусству, сле-дует учиться, практикуя его.
Кризис тридцати лет
Кризис тридцати лет относится к кризисам эмансипации, напоминая три предыдущих кризиса эмансипации:
-кризис новорожденности (биологическая эмансипация от материн-ского организма);
кризис трех лет (психологическая эмансипация);
кризис подросткового возраста (социальное отделение от генеалоги- ческой семьи). Теперь человек входит в кризис сценарной * эмансипации. Это значит, что ему предстоит осознать те установки, которые интериори- зованы в процессе жизни, и решить, подходят ли они лично ему. В противном случае - пересмотреть сценарий жизни и построить свой соб- ственный путь.
* Термин наш (Р.Е.). перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |