Главная страница

Методические указания по оформлению выпускных квалификационных (дипломных) работ студентами психологического


НазваниеМетодические указания по оформлению выпускных квалификационных (дипломных) работ студентами психологического
АнкорMETODIChKA_NA_DIPLOM_2015_chelny.doc
Дата26.09.2017
Размер141 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMETODIChKA_NA_DIPLOM_2015_chelny.doc
ТипМетодические указания
#19852
Каталог


Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Методические указания

по оформлению выпускных квалификационных

(дипломных) работ студентами психологического

факультета всех форм обучения

2015

УДК 001.8: 159.9

ББК 73+88
Печатается по решению секции психологических дисциплин

Учебно-методического совета Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензенты: кафедра общей психологии Набережночелнинского

филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)
Авторы-составители: к.псх.н., доц. Л.М.Закирова,

к.псх.н. Н.Г. Терещенко.

Методические указания по оформлению выпускных квалификационных (дипломных) работ студентами психологического факультета всех форм обучения. – Казань: Издательство Института экономики, управления и права «Таглимат», 2007. – 19 с.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Социальная и профессиональная психология».



Содержание

Введение 5

1.Структура выпускной квалификационной 5

(дипломной) работы 5

2.Оформление выпускных квалификационных 8

(дипломных) работ 8

3. Правила сшивки дипломной работы 12

3.Требования к обязательным документам на 12

выпускные квалификационные (дипломные) работы 12

4.1. Отзыв руководителя на выпускную квалификационную 12

(дипломную) работу 12

4.2. Рецензирование выпускных квалификационных (дипломных) работ 13

Приложение 1 15

Приложение 2 16

Приложение 3 16

Приложение 4 18

Приложение 5 19


Введение



Качество дипломной работы и успешность ее защиты во многом определяются степенью соблюдения основных требований, предъявляемых к ее выполнению, написанию и докладу. Данные методические указания содержат общие правила оформления, принятые в данном вузе, и касаются следующих вопросов: общей композиции и каждого из входящих компонентов структуры текста, его объема и соотношения частей, шрифта (основного кегля, гарнитуры) и межстрочного интервала, а также требований к рисункам, таблицам, цитированию литературы и оформлению библиографии. В отношении других вопросов организации научно-исследовательской работы - выполнения отдельных частей, поиска и отбора материалов, проведения и описания эмпирического исследования и многих других вопросов, волнующих студентов при написании научной работы - направляем к специальной литературе соответствующих курсов и дисциплин, а также к пособию: А. И. Фукин, Ю. А. Цагарелли, Р. Ф. Сулейманов и др. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ. – Казань: Изд-во Института экономики, управления и права «Таглимат», 2005. – 84 с.

  1. Структура выпускной квалификационной

(дипломной) работы



При выполнении дипломной работы необходимо руководствоваться следующими требованиями ее общей композиции.

1. Дипломная работа содержит следующие основные компоненты и порядок их расположения: титульный лист, содержание, введение, теоретическую, методическую и эмпирическую части, выводы и предложения, заключение, список использованной литературы и, желательно, приложения.

2. Объем всей работы (исключая приложение) составляет 50-75 страниц. При этом должно соблюдаться следующее соотношение между основными компонентами (и в машинописных страницах в том числе):

  • введение – 5% текста или 3-5 с.;

  • теоретический раздел – 28% или 20 с.;

  • методический раздел – 28% или 20 с.;

  • эмпирический раздел – 28% или 20 с.;

  • выводы и предложения, заключение, список используемой литературы – 10%, до 5 с.

Объем параграфа в главе должен быть не менее 5 страниц.

В зависимости от темы исследования соотношение частей может меняться по согласованию с научным руководителем.

3. Титульный лист является первой страницей работы и содержит сведения о наименовании учебного заведения и кафедры, о теме и типе работы, исполнителе (фамилия, имя, отчество, факультет, курс, группа), научном руководителе (фамилия, инициалы, ученая степень, должность), рецензенте и заведующем указанной кафедры (фамилия, инициалы, ученая степень, должность), месте (город) и времени выполнения работы (год). Эти сведения указываются в соответствующем поле титульного листа в определенном порядке.

На титульном листе обязательными реквизитами являются подписи студента, научного руководителя, рецензента, заведующего кафедрой (свидетельствующая о допуске студента к защите работы перед ГАК). Образец написания титульного листа содержит приложение 1.

4. Содержание включает название всех разделов и подразделов текста работы, от введения до приложения, а также страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять все заголовки в тексте.

5. Введение содержит краткое обоснование актуальности выбранной темы, формулировки цели и задач дипломной работы, объекта и предмета изучения, гипотез, выбора метода исследования, сообщается ее научное и практическое значение, указание на новизну. В конце введения приводится реферат с кратким содержанием содержания работы и описание ее структуры.

6. В первой главе работы на основе результатов изучения литературных источников и собственных накопленных знаний раскрываются основные теоретические положения по изучаемой проблеме, обобщаются существующие результаты научных исследований по избранной теме, формулируется собственное мнение студента по отношению к ним.

7. Вторая глава работы носит методический характер и содержит описание общей методики исследования (процесса): выборки испытуемых (количество, состав по полу возрасту, другим социально-демографическим характеристикам), процедура организации и условия проведения, методов и методик сбора, обработки и анализа эмпирических данных. Необходимо дать полный перечень методик, их описание и обоснование выбора.

8. В третьей главе последовательно описываются полученные эмпирические результаты, проводится их количественный и качественный анализ, обсуждение и интерпретация, делаются выводы.

Каждая глава в дипломной работе, кроме второй, должна завершаться кратким выводом.

9. В разделе «Выводы и предложения» дипломной работы в доступной и четкой форме излагаются основные результаты проведенных исследований, вытекающие из материалов предыдущих глав и характеризующие степень достижения поставленной цели, то есть они должны содержать основные положения работы, выносимые на защиту: проблема дипломной работы, полученные выводы по каждой главе, практическая значимость полученных результатов и возможность их внедрения.

10. Выводы должны быть сформулированы предельно лаконично, четко и изложены в следующей примерной форме: «В результате исследования темы дипломной работы установлено (получено, подтверждено… и т.п.)». Или «Результаты исследования позволяют нам сделать следующие выводы и предложения».

11. Все материалы (расчеты, рисунки, схемы, диаграммы и др.), необходимые для повышения наглядности работы и подтверждения выводов и предложений, а также новые разработки по исследуемой проблеме приводятся в тексте работы. А вспомогательные материалы даются в приложениях к работе. По объему большие таблицы и рисунки (на целую страницу и более) также должны быть вынесены в приложения.

12. Список использованной литературы – обязательный раздел дипломной работы, который характеризует уровень ознакомления студента с современным состоянием проблемы, над которой он работает. В данном списке указываются все использованные автором источники. Список использованной литературы оформляется в алфавитном порядке и в соответствии с правилами оформления библиографии. Обязательными элементами являются сведения об авторах, заглавие работы, сведения об издании – месте и издательстве, выходные данные, количественные характеристики. Образец оформления приведен в приложении 5.


  1. Оформление выпускных квалификационных

(дипломных) работ



Объем дипломной работы составляет в среднем не более 75 страниц машинописного текста (без учета приложений) и не менее 50 страниц. Значительное превышение или недобор установленного объема являются недостатком работы и указывают на то, что студент не сумел отобрать и переработать нужный материал.

Текст работы должен быть напечатан через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги (A-4). Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затенения. Шрифт использовать Times New Roman, кегель 14. Названия глав и параграфов выделяются полужирным шрифтом. Выравнивание двустороннее. Отступ красной строки – 1,3 см.

Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Нумерация страниц текста делается в правом верхнем углу листа. Проставлять номер страницы необходимо со страницы, где печатается "Введение", на которой ставится цифра "3". После этого нумеруются все страницы, включая приложения.

Между названием главы и названием параграфа этой главы пробел ставится (равный двум интервалам), а название параграфа не должно отделяться от текста этого параграфа пробелом. Названия параграфов отделяются от текста предыдущего параграфа пробелом (равным двум интервалам).

Введение, главы, выводы и предложения, список использованной литературы начинаются с новой страницы. Слово «Глава» не пишется. Главы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1,2,3), после которых ставится точка. Слово «параграф» или значок параграфа в названии не ставятся. Параграфы имеют порядковые номера в пределах глав, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1.1. и 1.2.).

Заголовки глав и параграфов в тексте работы должны располагаться по центру, точку в конце названия главы и параграфа не ставят. Не допускается переносить часть слова в заголовке.

В тексте работы произвольное сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается.

Не допускается заимствование текста чужих произведений без ссылки. Формулы и справочные материалы, также должны иметь ссылки на источник, а условные сокращения в формулах – быть расшифрованы.

Ссылки на литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные автором при написании дипломной работы, должны отражаться в круглых скобках в конце предложения с указанием номера источника в списке литературы и диапазона цитируемых страниц. Например: Направленность будущего поведения личности описывается в психологии через различные понятия: отношение (В. Н. Мясищев), личностный смысл (А. Н. Леонтьев), детерминирующая тенденция (С. Л. Рубинштейн) и др. (11, 18, 27). В западной социальной психологии используется термин аттитюд, который наиболее полно включает в себя социальные факторы и является выражением социальной установки (13). Или: Как указывает Л. Я. Гозман, “…аттракция - это чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция — это отношение к другому человеку, т. е. она принадлежит и к классу социальных установок; наконец, аттракция — это оценка человека (хороший, симпатичный), следова­тельно, она представляет собой определенный ком­понент межличностного восприятия” (7, С. 78).

Допустимое количество литературных источников обычно соотносится с количеством страниц в самой работе, но не менее 50.

Основными способами систематизированного представления цифровой информации являются таблицы, графики, диаграммы, схемы. Графики, диаграммы, схемы и т.д. в тексте работы называются рисунками.

В дипломной работе должно содержаться не менее 7-8 таблиц и 3-4 рисунка. Важнейшее требование к ним состоит в том, чтобы они содержали необходимый материал и были легко читаемы.

При размещении таблиц следует придерживаться следующих рекомендаций. Небольшие таблицы желательно помещать в тексте по ходу изложения материала, а большие, занимающие целую страницу и более, желательно выносить в приложения. Все таблицы должны иметь порядковый номер и название, отражающее содержание. Слово "таблица" и ее порядковый номер (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, по центру должно быть название таблицы (см. приложение 3). Слово "рисунок" пишется сокращенно: рис. 3.1.1 (без знака №), название рисунка пишется рядом с номером (см. приложения 4).

Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной или соотноситься с номером главы и параграфа. Например, если таблица или рисунок включены в текст первого параграфа третьей главы, нумерация следующая: Таблица 3.1.1., рис. 3.1.1. Последняя цифра означает порядковый номер таблицы (или рисунка) в данном параграфе. Таблица помещается на странице после первого упоминания о ней в тексте.

Если таблица целиком заимствована или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем дипломной работы на основе первичных материалов.

В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 12 – 10. Названия таблиц и рисунков следует выделять жирным шрифтом. Во всех таблицах и рисунках должны быть проставлены единицы измерения.

Каждому документу, таблице, схеме, представленным в приложении, присваивается соответствующий номер, обозначаемый арабскими цифрами (например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.). Таким образом, таблицы в приложениях (если таковые имеются) не нумеруются, и ссылки на них делаются так: по данным таблицы, представленной в Приложении 4 … и т.д.

Цифровые данные в таблицах пишутся строго по классам и разрядам чисел (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.).

Раздел «Содержание» отражает всю структуру исследования и включает в себя: введение, главы и параграфы, выводы и предложения, список использованной литературы и приложения. Рубрикация выполняется арабскими цифрами. Слова «Глава», «Раздел» и «Подраздел» не пишутся.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом, а каждой последующей ступени смещают на три пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

Все заголовки выполняются с прописной буквы и без точки на конце. Последнее слово заголовка соединяется отточием с соответствующим номером страницы в правом столбце содержания.

3. Правила сшивки дипломной работы



Дипломная работа и документы к ней подшиваются в папку в следующей последовательности:

1. Титульный лист.

2. Задание на дипломную работу.

3. Отзыв научного руководителя дипломной работы.

4. Рецензия.

5. Содержание.

  1. Текст работы.

  2. Выводы и предложения.

8. Список использованной литературы.

9. Приложения.
  1. Требования к обязательным документам на

выпускные квалификационные (дипломные) работы




4.1. Отзыв руководителя на выпускную квалификационную

(дипломную) работу


Согласно инструкции о подготовке дипломных работ в высших учебных заведениях, научный руководитель дает отзыв на завершенную работу. К этому важному документу предъявляются следующие требования.

В отзыве отражается выбор темы дипломной работы, ее актуальность с научной и практической точек зрения, дается краткую характеристику работы по разделам, оценивается ее соответствие заданию на дипломную работу, высказывается мнение о степени решения дипломником поставленных в работе задач, оценивается самостоятельность в творчестве, уровень знаний, проявленные студентом в ходе выполнения дипломной работы, его умение и готовность применять эти знания при решении сложных практических задач.

Руководитель должен отметить ценность выполненной работы, показать возможность использования разработанных в ней рекомендаций в производстве.

В отзыве допускается критика научным руководителем отдельных положений или отношения автора к работе.

В заключительной части отзыва дается общая (недифференцированная) оценка соответствия работы предъявляемым требованиям и возможности допуска ее к защите перед ГАК.

4.2. Рецензирование выпускных квалификационных (дипломных) работ


Рецензия является одним из основных документов, учитываемых Государственной аттестационной комиссией при оценке качества выполненной работы и ее соответствия предъявляемым требованиям.

Основная цель рецензирования заключается в том, чтобы на основе всесторонней объективной характеристики содержания представленной работы выявить уровень знаний выпускника, степень его готовности к самостоятельной работе по специальности и, исходя из этого, сделать заключение о возможности присвоения ему соответствующей квалификации.

При оценке актуальности темы дипломной работы рецензенту следует показать ее связь с современными задачами, ее роль и значение в решении проблем теории и практики.

При характеристике теоретической части дипломной работы рецензент должен оценить степень выполнения требований, предъявляемых к обзору литературы. В свете этих требований показать, насколько глубоко и всесторонне в представленной работе раскрыты основные теоретические положения изучаемой проблемы, степень ее изученности, насколько обоснована собственная точка зрения автора работы по рассматриваемым вопросам. Исходя из этого, оценить обоснованность примененной при выполнении работы методики исследований, широту использования современных методов экономического анализа.

При рецензировании аналитической части дипломной работы особое внимание следует обратить на обоснованность сделанных автором выводов и заключений о состоянии изучаемых вопросов, на глубину проведенного анализа. При этом следует показать, насколько материалы, приводимые в аналитическом разделе, увязаны как с теоретическими, так и методическими положениями, которые обосновывались автором в первой главе работы.

Кроме того, рецензент должен оценить глубину обоснования предложений и рекомендаций автора по улучшению состояния изучаемого вопроса.

Оценивая заключительный раздел дипломной работы – выводы и предложения, рецензенту следует показать, насколько они корректны, как увязаны с основными результатами проведенных исследований и в какой степени их можно использовать.

Обязательным элементом рецензии является оценка качества оформления дипломной работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (оценка правильности оформления титульного листа, содержания, табличного материала, списка использованной литературы и грамотности изложения).

В заключении рецензии дается комплексная оценка дипломной работы и делается вывод о возможности присвоения автору работы соответствующей квалификации.

Обязательным требованием к рецензии является наличие нескольких серьезных замечаний. При их отсутствии дипломная работа направляется на повторное рецензирование.

Приложение 1


Федеральное агентство по образованию

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Психологический факультет

Кафедра «Социальной и профессиональной психологии»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ НА РЕКЛАМУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

дипломная работа

Исполнитель: студент __ курс___________ Лоншакова Мария Алексеевна

Научный руководитель: д.психол.н., проф. ____________ Цагарелли Ю. А.

Рецензент: д.психол.н., проф. ____________ Рогов М. Г.

Заведующий кафедрой: к.психол.н., доцент ____________ Султанова Н. Д


Набережные Челны – 2000

Приложение 2


Содержание


Введение ……………………………………………………………………

3

  1. Социально-психологические аспекты рекламы образовательных

услуг…………………………………………………………………


6

1.1. Возможности рекламы в коммуникации……………………

6

1.2. Социальный стереотип и установка в поведении

потребителей товаров и услуг ……………………………….


12

    1. Психологические особенности целевой аудитории

рекламы образовательных услуг……………………………


20

  1. Планирование экспериментального изучения социальной

установки на рекламу образовательных услуг …………………...


27

2.1. Организация исследования …………………………………..

27

2.2. Методы исследования ………………………………………...

31

2.3. Описание методики оценки особенностей аттитюда

на рекламу образовательных услуг…………………………..


38

  1. Результаты исследования различий в предпочтении мужских и

женских образов в рекламе …………………………………………


45

3.1. Индивидуальные различия в сформированности эталонов

фемининности и маскулинности …………………………….


45

3.2. Влияние поло-ролевого стереотипа при восприятии

женского и мужского образа у старшеклассников ………...


52

3.3. Обсуждение результатов ……………………………………..

60

Выводы и предложения ……………………………………………………

69

Список использованной литературы ……………………………………..

73

Приложения ………………………………………………………………..

76

Приложение 3


Образец оформления таблиц

Таблица 3.1.1

Предпочтение мужских и женских качеств подростками




Мужской эталон

Женский эталон

Мужские качества

  • энергичный

  • реалистичный

  • грубого характера

  • рассудительный

  • честолюбивый

  • самостоятельный

  • обдумывающий

  • смелый

  • быстрый

  • охотно руководит

  • мудрый

  • с выносливой психикой

  • планирующий

  • настойчивый

  • спокойный

  • энергичный

  • рассудительный

  • честолюбивый

  • самостоятельный

  • обдумывающий

  • смелый

  • быстрый

  • охотнее руководит

  • мудрый

  • с выносливой психикой

  • настойчивый

  • охотнее рискует

  • спокойный




Женские качества

  • старательный

  • разговорчивый

  • следящий за своим внешним видом

  • более обращающий внимание на детали

  • романтичный

  • мягкого характера

  • разговорчивый

  • импульсивный

  • старательный

  • следящий за своим внешним видом






Приложение 4





Рис.3.1.1. Гистограмма предпочтений для испытуемых первой группы

Примечание: - -эмоциональный; - когнитивный; - конативный компоненты.

Ответ «ааа» обозначает предпочтение женского образа по трем вопросам компонента.

Ответ «ааб» – предпочтение женского образа по двум любым вопросам компонента.

Ответ «ббб» предпочтение мужского образа по всем вопросам компонента.

Ответ «бба» – предпочтение мужского образа по двум любым вопросам компонента.

Приложение 5



Образец списка использованной литературы
Список использованной литературы


  1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс,1998. – 376 с.

  2. Белинская Е. П. Пространство населенное Другими [электронный ресурс] / Е. П. Белинская, А. Е. Жичкина. – Режим доступа: http://inter.net.ru/16/28.htm, свободный

  3. Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы; под ред. М. Дымшица. - М.: Смысл, 1995. – 134 с.

  4. Келли Г. Основы современной сексологии / Г. Келли. – СПб.: Питер, 2000. – 896 с.

  5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов на Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

  6. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. –255 с.

  7. Красовский Б. П. Некоторые социально-психологические аспекты рекламы // Социс, 1996. - №10. - С.124-127.

  8. Лебедев А. Н., Боковиков А. К. Влияние ролевой установки на экономическое поведение российских потребителей // Вопросы психологии, 1995. - №3. - С. 46-52.

  9. Лебедев А. Н., Боковиков А. К. Отношение российских потребителей к конкуренции товаров отечественных и зарубежных фирм // Психологический журнал, 1996. - №1. - Т.7. - С.35-43.

  10. Лебедев А. Н. Первая всероссийская конференция «Психология в рекламе» // Вопросы психологии, 1997. - №4. - С.147-151.


Методические указания

по оформлению выпускных квалификационных

(дипломных) работ студентами психологического факультета

всех форм обучения


Редактор Р. И. Галеева

Технический редактор С. А. Каримова

Подписано в печать 00.00.2007. Формат 60х90 1/16

Гарнитура Times New Roman, 10. Усл.печ.л. 1,1. Уч.-изд.л. 0,5

Тираж 100 экз.




Типография «Таглимат» ИЭУП

Лицензия №172 от 12.09.96 г.

420108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17


перейти в каталог файлов
связь с админом