Главная страница

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ. Методические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля


Скачать 1.18 Mb.
НазваниеМетодические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля
АнкорМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
Дата17.10.2017
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
ТипМетодические указания
#29222
страница1 из 15
Каталог

С этим файлом связано 42168 файл(ов). Среди них: lekcii_po_gigiene.doc, Ftiziatria_zadachi.doc, Kak_pravilno_prisedat_Polnoe_rukovodstvo.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_2.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_1.pdf, 20_prichin_chtoby_prisedat_prisedat_i_esche_raz_prisedat.pdf, Огоньки(знакомства,конфликтные,адаптации итд).doc, vasileva_okruzhayuschiy_mir.docx, ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, ЛОВКОСТЬ, РЕА и ещё 42158 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
Практическое ПОСОБИЕ

для студентов специальности 1–31 01 01-02

«Биология (научно-педагогическая деятельность)»

Гомель

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

2011
УДК 57:37.016 (075.8)

ББК 28р30 + 74.262.8я73

М545
Составители:

И. И. Концевая, Ю. М. Бачура, А. М. Будов, А. А. Горносталев, Н. М. Дайнеко, С. В. Жадько

Рецензент:

С.М. Пантелеева, доцент, кандидат химических наук

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»



М545


Методика преподавания биологии: практическое пособие для студентов специальности 1-31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность» / Составители: И. И. Концевая,

Ю. М. Бачура, А. М. Будов, А. А. Горносталев, Н. М. Дайнеко, С. В. Жадько. Министерство образования РБ, Гомельский гос. университет им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. –156 с.


Практическое пособие ставит своей целью оказание помощи студентам в овладении основами методики преподавания биологии. Пособие включает 14 занятий. Последовательно рассматриваются основные программные вопросы методики преподавания биологии, даны методические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля.

Практическое пособие адресовано студентам специальности 1–31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)».


УДК 57:37.016 (075.8)

ББК 28р30 + 74.262.8я73
© Составители: Концевая И.И., Бачура Ю.М..,

Будов А.М., Горносталев А.А.,

Дайнеко Н.М., Жадько С.В., 2011

© УО «Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины», 2011

Содержание


Введение ……………………………………………………….

4

Тема 1 Содержание школьного курса биологии. Перспективное планирование учебного материала по биологии………

5

Тема 2 Методы и приемы обучения, типы уроков………….

14

Тема 3 Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся……………………………………...

20

Тема 4 Централизованное тестирование для школьников, его особенности…………………………………………………...

28

Тема 5 Составление развернутого плана конспекта урока…

37

Тема 6 Технические средства обучения……………………...

39

Тема 7 Нетрадиционные уроки биологии……………………

46

Тема 8 Технологии обучения…………………………………

54

Тема 9 Биологическая экскурсия……………………………..

64

Тема 10 Особенности структуры и содержания раздела «Ботаника». Методика изучения темы: «Строение и жизнедеятельность клеток»……………………………………………..

70

Тема 11 Особенности структуры и содержания курса «Зоология». Методика изучения темы: «Моллюски»……………….

77

Тема 12 Особенности структуры и содержания курса биологии в 9 классе. Методика изучения тем: «Опорно-двигательная система» и «Сердечно-сосудистая система (кровообращение)»…………………………………………………….

83

Тема 13 Особенности структуры и содержания курса биологии в 10 классе. Методика изучения темы: «Наследственность и изменчивость организмов»……………………………...

90

Тема 14 Особенности структуры и содержания курса биологии в 11 классе. Методика изучения темы: «Биосфера – живая оболочка планеты»………………………………………..

95

Литература …………………………………………….............

98

Приложение А…………….....................................

99

Приложение Б………………….....................................

133

Приложение В………………….....................................

135

Приложение Г………………….....................................

147



Введение
Методика преподавания биологии, исследуя процесс обучения биологии, является педагогической дисциплиной. Она рассматривает приоритетные содержательные аспекты организации процесса обучения биологии и включает основы методических знаний, актуализированных с учётом задач школьного биологического образования.

На лабораторных занятиях студенты знакомятся с основными программными вопросами: содержанием и структурой школьного биологического образования; дидактическим инструментарием методики обучения биологии; диагностикой и контролем знаний в системе обучения биологии; средствами и материальной базой обучения биологии; современными педагогическими технологиями в преподавании биологии. На занятиях активно используются учебные пособия и программы по биологии для 7–11 классов. Закрепление пройденного материала организовано в виде написания и защиты планов урока, тренинга по ведению уроков разных типов.

Изложение материала построено в соответствии с программой курса. Пособие включает четырнадцать занятий. Материал каждого из них начинается с плана, включает изложение теоретической части и вопросы, которые можно использовать для текущего контроля усвоения знаний студентами, а также для самоконтроля. Далее перечисляются материалы, необходимые на занятии, ставится цель занятия, перечисляются задания для самостоятельной работы студентов на лабораторном занятии.

Студенты, отработавшие лабораторные занятия, должны уметь: определять номенклатуру учебных задач; планировать и реализовывать систему учебных занятий; осуществлять дидактически оптимальный выбор методов обучения биологии; осуществлять системный контроль знаний, умений и навыков на уроках биологии; проводить тематические экскурсии по биологии; использовать элементы инновационных учебных технологий в преподавании биологии.

Целью практического пособия является оказание помощи студентам в овладении теоретическими основами методики преподавания биологии. Материал пособия сделает процесс обучения более эффективным, он способствует выработке профессиональных навыков преподавания биологических школьных предметов.

Практическое пособие адресовано студентам специальности 1–31 01 01–02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)».
Тема 1 Содержание школьного курса биологии.

Перспективное планирование учебного материала по биологии
1 Исходные методологические принципы построения содержания учебного предмета «Биология»

2 Общая характеристика и особенности построения содержания учебного предмета «Биология»

3 Состав и структура учебно-методического комплекса по биологии

4 Перспективное планирование учебного материала

1 Исходные методологические принципы построения

содержания учебного предмета «Биология»
Высокая степень дифференциации биологических наук и её прикладных отраслей обусловливает традиционную методику проектирования учебного предмета «Биология» на основе приоритетных научных знаний (теорий, понятий, фактов и методов) биологической науки с учетом знаний и умений, необходимых в жизни обычного человека.

В связи с переходом школ Республики Беларусь к одноуровневому (базовому) изучению учебных предметов предлагаемая схема построения содержания биологического образования является единой для всех общеобразовательных учреждений. В то же время, ученики должны иметь возможность углубления своих знаний по данной дисциплине, что достигается системой факультативных занятий.

Для II ступени общего среднего образования (6–9 классы) приоритетной установкой, диктующей принципы структурирования и содержания учебного материала, является идея культуросообразности школьного образования: выпускник базовой школы должен получить те знания, которыми он будет пользоваться в жизни независимо от выбранной профессии. Вместе с тем данная установка не только не отрицает задач овладения учащимися определённой системой знаний о живой природе, но и просто невыполнима без их решения.

Элементарные представления о живом, необходимые для изучения учебного предмета «Биология» в 7–11 классах, введены в пропедевтическом курсе 6 класса. При этом содержание этого курса соответствует следующим требованиям:

– включает только представления и абстрактные понятия;

– содержит элементарные знания по разделам, которые изучаются в средней школе;

– формирует общие представления об окружающем мире, его явлениях, в том числе феномене жизни, её разнообразии.

Отбор содержания биологического образования на этой ступени должен базироваться на следующих концептуальных постулатах:

– вне клетки нет жизни;

– структура и функция живых организмов едины;

– многообразие органического мира – результат естественного происхождения жизни и её эволюции;

– сохранение многообразия органического мира – необходимое условие сохранения жизни на Земле;

– человек – сложное биосоциальное существо;

– здоровый образ жизни – залог физического, психического и репродуктивного здоровья человека, необходимое условие работоспособности и долголетия.

Содержание учебного предмета «Биология» является основой для формирования целостной системы представлений о мире живой природы, его разнообразии, структуре и уровнях организации. Эта часть содержания направлена на воспитание отношения к жизни как важнейшей непреходящей ценности, формирование установки на здоровый образ жизни, экологическую культуру личности и обогащение духовного мира подрастающего поколения.

В курсах биологии III ступени общего среднего образования (10–11 классы) научные знания, в первую очередь основные биологические теории, остаются ведущим компонентом учебного предмета. Эти знания должны быть интегрированы по структурным уровням организации жизни – от молекулярно-генетического до биосферного, что в наибольшей степени соответствует задаче системного усвоения основ науки о жизни. Развивающий потенциал этой части предметной области нацелен в первую очередь на решение мировоззренческих задач.

Концептуальные постулаты, лежащие в основе отбора содержания биологического образования на III ступени общего среднего образования:

– биологические науки имеют фундаментальное общенаучное и общекультурное значение;

– молекулярно-генетический уровень – основа структуры и жизнедеятельности клетки;

– клетка – структурная, функциональная и генетическая единица всего живого;

– обмен веществ и превращение энергии – основа функционирования всех живых систем, являющихся открытыми;

– деление клеток – основа роста, размножения и индивидуального развития организмов;

– биотехнология – важнейшее направление развития промышленности и сельскохозяйственного производства;

– биобезопасность – необходимое условие развития селекции и генной инженерии как приоритетных направлений развития прикладной генетики;

– видовое разнообразие и адаптация организмов – результат исторического развития жизни на Земле;

– качество окружающей среды – определяющий фактор для здоровья человека;

– сохранение генофонда и биоразнообразия – единственная возможность сохранения жизни на Земле.
2 Общая характеристика и особенности построения

содержания учебного предмета «Биология»
Цель изучения биологии – формирование биологической культуры.

Задачи предмета биологии:

1 формирование у школьников представлений: о живой природе в единой картине мира, о многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, об общих закономерностях развития живой материи;

2 усвоение учащимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;

3 усвоение учащимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;

4 воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у школьников экологического стиля мышления, что должно выработать бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека;

5 приобретение учащимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;

6 формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования, подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии.

Содержательными линиями учебного предмета «Биология» являются:

– живой организм;

– многообразие и эволюция живой природы;

– биологические знания в жизни человека.

В соответствии с единым типовым учебным планом, обучение биологии в общеобразовательных учреждениях осуществляется на II ступени общего среднего образования (6–9 классы), III ступени общего среднего образования (10–11 классы) в 11-летней общеобразовательной школе, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

Цели учебного предмета «Биология» определяют содержаниеи структурушкольного биологического образования, которое осуществляется при изучении систематических курсов:

– Биология (Введение в биологию) – 6 класс;

– Биология (Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) – 7 класс;

– Биология (Животные) – 8 класс;

– Биология (Человек и его здоровье) – 9 класс;

– Биология (Общая биология) – 10, 11 классы.
3 Состав и структура учебно-методического комплекса

по биологии
В учебно-методический комплекс в качестве основных средств обучения входят: учебные программы, учебные пособия, учебники, сборники задач, дидактические материалы, рабочие тетради, сборники контрольных работ, учебно-методические пособия для учителей, таблицы. Могут использоваться дополнительные пособия, компьютерные программные продукты. Сочетание названных средств должно содействовать повышению эффективности обучения учащихся.

При разработке теоретического содержания учебных пособий, учебников по биологии необходимо обеспечить сочетание доступности и системности предъявления содержания учебного материала с его научностью. Научные понятия, вводимые в курс биологии, должны быть адаптированными с учётом возрастных особенностей учащихся. В учебниках необходимо сочетать исторический и логический подходы изложения учебного материала.

Система дидактических материалов должна включать самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания и системы тестов с целью повышения эффективности индивидуальной работы, объективности текущего, промежуточного и итогового контроля.

В процессе обучения учащихся биологии целесообразно использовать электронные средства, которые могут включать наборы мультимедийных ресурсов, интерактивные компьютерные модели, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажёры и др. Они повысят степень наглядности, будут способствовать конкретизации изучаемых понятий, наиболее полно ответят научным и культурным интересам и запросам учащихся, будут создавать эмоциональное отношение обучаемых к учебной информации.

Учебно-методическое обеспечение курса биологии должно давать возможность осуществления самообразования учащегося и использования разных методических систем и образовательных технологий.
4 Перспективное планирование учебного материала
Подготовка к уроку складывается из системы планирования и собственно подготовки. Система планирования уроков бывает стратегической и тематической. Стратегическое планирование подразделяется на годовое и тематическое. Оба вида стратегического планирования являются перспективными и позволяют обзорно, в виде крупных блоков представить или весь курс-предмет, или целый раздел биологии ("растения", "бактерии, грибы, лишайники", "животные", "человек и его здоровье", "общая биология"), или тему раздела ("клетка", "лист"). При составлении годового планирования предусматривается проведение внеклассных работ и экскурсий в сочетании с темами уроков.

В работе учителя роль годового плана выполняет календарно-тематическое планирование.

Значение тематического плана состоит в том, что он:

– помогает своевременно подготовить раздаточный и демонстративный материал (снопы, колосья, зерно, плоды, таблицы) для урока, заказать кинофильм;

– заранее заложить опыты с растениями и животными, чтобы их результаты или ход опыта можно было показать на нужном уроке;

– предусматривает всю систему уроков, логику развития содержания, виды методов, подготовку пособий, дидактического материала.

Разработка системы уроков под силу не каждому учителю. Поэтому органы образования пошли на публикацию примерного календарно-тематического планирования. Учитель имеет право пользоваться готовым, опубликованным в печати вариантом планирования при условии его точного совпадения с реальной практикой. Большинство учителей составляют собственные календарно-тематические планы на год или используют откорректированные планы прошлых лет. При этом следует учесть возможные потери времени из-за карантина, праздников, сельскохозяйственных работ и не растягивать изучение первых тем в ущерб последним.

При разработке тематического плана учитель имеет право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы по своему усмотрению, при сохранении логики развития основных биологических понятий. Изменение последовательности прохождения тем и разделов нежелательно, так как при этом может произойти несоответствие изучения материала в разных школах, что отразится на выступлении учеников на олимпиадах, конкурсах и на успешности выполнения контрольных срезов по заданиям районных, областных, республиканских структур. Допускается небольшое перераспределение времени между темами.

Не существует нормативов, которые прописывали бы форму календарно-тематического планирования. Она определяется самим учителем либо рекомендуется администрацией школы. Форма должна содержать необходимую для учителя и для организации внутри-школьного контроля информацию: распределение учебного времени по темам и по календарным срокам изучения, выполнение программных требований по проведению лабораторных, практических работ, демонстраций, экскурсий. В планирование могут вноситься внеурочные формы обучения биологии – наблюдения, длительные опыты, сбор гербариев и т.п. Учитель может прописать формы уроков, формы и виды контроля знаний, предусмотреть повторение. По возможности, в планировании включены вводные, обобщающие уроки и уроки контроля знаний.

Разные методисты предлагают свой образец тематического плана. Например, Пономарева И.Н. с соавт. [11] предлагают следующую схему тематического плана:


Учебная

тема курса

Тема урока

Дата

Внеурочная

работа

Домашнее

задание

















Конюшко В.С. с соавт. [7] предлагают свою схему тематического плана:


Номер и тема урока

Тип урока по дидактической цели

Что ученики должны знать и уметь

Повторение и межпредметные связи

Практические и самостоятельные работы

















Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь предложена следующая схема примерного календарно-тематического планирования (2009):




урока

Дата

проведения

Тема раздела,

урока

Материал учебного пособия

Домашнее задание

















Предлагаемые варианты планирования – это лишь основа плана. В реальных условиях каждый учитель вносит в него необходимые коррективы. Тематический план не следует слишком детализировать, это не удобно и не нужно для работы. Оборудование, объем и содержание школьных заданий, виды контроля знаний и т.п. лучше предусмотреть в поурочном плане.

Название темы в тематическом плане приводится полное, по программе, а названия уроков можно приводить в сокращенном виде, удобном для записи в журнале. Как правило, названия уроков совпадают с названиями параграфов в учебных пособиях. Но нередко оно формулируется учителем с изменениями для более точного отражения содержания урока. Краткая формулировка урока всегда лучше запоминается учениками.

На основе тематического плана (плана системы уроков) составляют план урока, который представляет собой конкретную программу организации деятельности учителя и учеников на уроке.

Таким образом, годовое и тематическое планирование помогает учителю при подготовке к системе уроков окинуть взглядом и отдельный урок, и весь раздел, и весь курс-предмет, и помогает учителю представить понятия в их взаимосвязях, и развивать в определенной последовательности из урока в урок, из темы в тему, из раздела в раздел, из класса в класс на протяжении всего процесса обучения, добиваясь целостности. Схематически это можно представить так: урок – тема – раздел – курс.
Вопросы для самоконтроля
1 Какой материал науки находит отражение в содержании школьного предмета "Биология"?

2 Каковы цель и основные задачи предмета «Биология»?

3 Какова структура предмета "Биология" в средней школе?

4 Что дает учителю биологии учебно-методический комплекс?

5 Каковы особенности тематического планирования и кто его осуществляет?
Практическое занятие 1
Цель: ознакомиться с особенностями содержания школьного курса биологии, его учебно-методическим обеспечением; сформировать навыки составления примерного календарно-тематического планирования.

Материалы и оборудование: учебные пособия и программа по биологии для 7–11 классов, примерное календарно-тематическое планирование, инструктивно-методическое письмо по биологии.
Задания

1 Запишите в рабочую тетрадь содержательные линии учебного предмета «Биология».

2 Перечислите деление учебного предмета «Биология» на систематические курсы, укажите соответствующие классы. Запишите в тетрадь.

3 Продумайте, что из учебно-методического комплекса наиболее востребовано: а) в учебном процессе; б) учащимися при их самостоятельной работе? Ответ обоснуйте.

4 Изучите предложенный учебник биологии. Опишите структуру учебника согласно схеме таблицы 1. На основании анализа учебного пособия по биологии составьте для учащихся краткую рекомендацию по работе с учебником.
Таблица 1 – Структура учебника биологии, его функции


Название учебника, класс, автор (ы), издательство, год издания, число страниц




Структура учебника включает




Текст структурно делят на:




Наличие шрифтовых либо цветовых различий в тексте. Указать случаи использования




Каким образом выделяют главное в тексте?




Нетекстовые вспомогательные компоненты включают




Каким образом учебник способствует закреплению знаний?




Приведите доказательства, что учебник в той или иной мере отражает методику преподавания учебных предметов





5 Проанализируйте структуру программы по биологии. Охарактеризуйте основные структурные элементы программы согласно схеме таблицы 2.
Таблица 2 – Структура программы, ее назначение


Элементы программы

Назначение

Объяснительная записка




Содержательная часть




Методический аппарат программы




Выводы: (указать функции, которые реализует программа)


6 Ознакомьтесь с принципами составления примерного календарно-тематического планирования, с различными его схемами. Предложите свой вариант примерного календарно-тематического планирования.

7 Составьте примерное календарно-тематическое планирование по нескольким темам выбранного курса биологии.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов
связь с админом