Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ. Методические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля


НазваниеМетодические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля
АнкорМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
Дата17.10.2017
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
ТипМетодические указания
#29222
страница15 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


Приложение Г
Краткая характеристика технологий учебно-воспитательного

процесса


Названия

технологий

Целевые установки

и средства достижения целей

Литература

1

2

3

Технология вероятностного образования (для

начальной школы)

Формирование авторской позиции ребёнка в культуре, помощь ребёнку в обретении способности заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой, развитие потребности самореализации, формирование письма у школьников как авторского самовыражения. Это достигается посредством особых уроков: урок-событие, урок-акт культуры; особой атмосферы занятий; восприятия ошибки как нормы; безотметочного обучения; культа черновика и т.п.

Лобок, А.М. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант /А.М.Лобок// Школьные технологии. –1997. – № 3. – С. 12–24.

Интегральная технология

Усвоение учащимися содержания учебных программ, развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных, коммуникативных, информационных и управленческих компетенций; формирование критичности мышления. Цели достигаются на основе сочетания технологического подхода к проектированию и осуществлению учебно-воспитательного процесса и организации на уроке развивающих образовательных ситуаций.


Гузеев, В. В. Интегральная образовательная технология /В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999. – 158 с.


Вузовская технология обучения в школе

Усвоение программных знаний и умений, подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В основе лежит лекционно-семинарская организация обучения, используется зачётная система учёта знаний.

Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с.


Продолжение приложения Г

1

2

3

Технология вальдорфской школы

Воспитание целостной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях; развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия. Перечисленные цели достигаются за счёт педагогики отношений, а не требований; метода погружения, индивидуализация; обучения без учебников; коллективного познавательного; отрицания отметки; свободы выбора и др.

Ависон, К. Справочник классного учителя вальдорфской школы / К. Ависон. – Киев, Издательство: Наири, 2005. – 116 с.

Штейнер, Р. Методика обучения и предпосылки воспитания / Р. Штейнер. – Пер. с нем. – М.: Пасифаль, 1994. – 80 с.

Дальтон технология

Усвоение знаний и способов деятельности, формирование общеучебных умений, воспитание ответственности и самостоятельности, развитие коммуникативных способностей. Цели достигаются посредством обеспечения свободного самоопределения учащихся на деятельность, их самостоятельности и сотрудничества с соучениками.

Личностно-ориентированная педагогика Дальтон: история, принципы и организация работы /Под ред. Ю.Л. Загуменнова. –Мн.: НИО, 1998. –196 с.

Шамова, Т.И. Дальтон – технология / Т.И. Шамова // Завуч. – 2001. – № 1. – С. 42–61.

Технология коллективной мыслительной деятельности

Развитие потребностей и способностей человека на основе проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется в четыре такта: ввод в ситуацию, работа по микрогруппам, обсуждение, защита позиций, определение новой проблемы.

Левитес, Д. Г. Практика обучения:современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с.

Продолжение приложения Г

1

2

3

Технология диалога культур

Усвоение знаний межкультурного характера, разнообразных смысловых спектров и способов деятельности; формирование диалогического сознания, освобождение его от плоского рационализма с помощью создания ситуаций диалога; проявление точек удивления, загадок бытия (слова, числа, явлений природы, Я-сознания, моментов истории); игровых ситуаций; специальных уроков-диалогов.


Библер, В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы / В.С. Библер. – Кемерово: АЛЕФ, Гуманитарный центр, 1993. – С. 416.

Селеменев, С.В. Школа диалога культур: что это? / С.В. Селеменев, А.А. Ткаченко // Школьные технологии – 1996. – № 3. – С.89–101.

Технология индивидуализации обучения

Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка и его способностей; выполнение учебных программ каждым учащимся; формирование общеучебных умений и навыков; улучшение учебной мотивации и развитие познавательного интереса; формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества посредством индивидуальных учебных заданий; руководства индивидуальной самостоятельной работой учащихся, выбора уровня сложности заданий учащимися, работы в парах сменного состава и др.

Границкая, А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе / А.С. Границкая. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.

Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Э Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

Технология критического мышления

Усвоение учебного материала; развитие критического мышления, творческих способностей учащихся. Реализуется по трёхэтапной схеме: 1) вызов, 2) реализация, 3) рефлексия.

Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной шко- ле / Т.И. Шамова, Т.М.Давыденко.– М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.–384с.


Продолжение приложения Г

1

2

3

Компьютерная (информационная) технология

Усвоение знаний, овладение учебными умениями и навыками, способами умственной деятельности, специальными умениями по работе с информацией. Цели достигаются посредством исполнения компьютером многих функций учителя – функций рабочего инструмента, объекта обучения, досуговой среды, сотрудничающего коллектива.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ … пед. кадров / Е.С. Полат [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 с.


Технология коллективного способа обучения

Усвоение знаний, умений и навыков, развитие коммуникативных качеств личности достигаются взаимообучением школьников, поабзацной проработкой текстов, обмена мнениями и др.

Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. – М.: Народное образование, 2000. – 496 с.


Технология концентрированного обучения

Овладение учебным материалом и способами деятельности на повышенном и углубленном уровнях. Средства достижения целей: объединение уроков в блоки, сокращение числа параллельно изучаемых предметов в течение учебного дня, недели, погружение учащихся в учебный материал.

Ибрагимов, Г. И. К вопросу о технологии концентрированного обучения / Г.И. Ибрагимов// Специалист. – 1993. – № 1. – 29–31.

Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. –288 с.


Продолжение приложения Г

1

2

3

Модульная технология

Усвоение учебного материала; развитие умений самоконтроля; формирование коммуникативных способностей. В основе лежат самостоятельная и парная деятельности учащихся по освоению учебного материала, представленного в модульной программе, в соответствии с индивидуальным темпом работы обучаемых; самоконтроль и коррекция знаний и умений учащихся; рефлексия их деятельности.


Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989. – 272с.


Технология педагогических мастерских

Саморазвитие; осознание учащимися самих себя и своего места в мире, закономерностей мира, в котором они живут, перспектив своего будущего; освоение самоуправлением личности; овладение знаниями и способами умственной деятельности. Цели достигаются посредством осуществления алгоритма поисковой деятельности учащихся, который в обобщённом виде выглядит так: проблематизация; индивидуальный поиск; работа в парах, работа в четвёрках; представление результатов работы всему классу; обсуждение работы.

Окунев, А.А. Как учить не уча / А.А. Окунев. – Спб: Питер-пресс, 1996. – 195 с.

Белова, Н.И. Урок-мастерская: приглашение к поиску / Н.И. Белова // Частная школа – 1997. – 123 с.


Технология полного усвоения

Усвоение знаний, овладение умениями и навыками посредством такой организации работы в классе, когда каждый ученик имеет столько учебного времени, сколько ему потребуется для полного усвоения данного материала.

Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. – М.: ТЦ "Сфера"., 1994 – 222с.

Технология проблемно-модульного обучения

Обеспечение мобильности знания; формирование у школьников гибкости метода, критичности мышления. Цели достигаются путём сжатия учебной информации, построения учебных модулей, проблемности обучения на основе использования гносеологических, методических и учебных ошибок.

Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов. – М.: Народное образование , 1996. – 198 с.


Продолжение приложения Г

1

2

3

Технология оперативного обучения

Усвоение учебного материала; развитие коммуникативных способностей; формирование активности и интереса учащихся к познавательной деятельности. Цели достигаются путём совместного решения учащимися учебных проблем, создания проектов, взаимообучения.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ….пед. кадров / Е.С. Полат [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”,1999.–224 с.

Технология саморазвива-ющего обучения

Формирование самосовершенствующего человека; формирование самоуправляющих механизмов личности; воспитание доминанты саморазвития; формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Цели достигаются за счёт переноса акцента с преподавания на учение, взаимосогласованного просвещения учеников и родителей, самообразования учащихся.

Селевко, Г.К. Саморазвивающее обучение / Г.К. Селевко. – Ярославль: ИПК, 1996. – 164 с.

Технология программированного обучения

Овладение знаниями, умениями и навыками, которое достигается путём эффективного управления индивидуальной работой учащихся (машинного или безмашинного); использования обратной связи, позволяющей корректировать деятельность учащихся.

Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. / В.П. Беспалько – М.: Высшая школа,1971. – 300 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. кадров / Е.С. Полат и [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр“Акаде-мия”, 1999.–224с.


Продолжение приложения Г

1

2

3

Технология развивающего обучения

(по В.В. Давыдову)

Формирование теоретического сознания и мышления; передача детям не столько знания, сколько способов умственной деятельности; воспроизведение в учебной деятельности учащихся логики научного познания. Цели достигаются на основе целенаправленной учебной деятельности учащихся, проблематизации знаний, метода учебных задач, коллективно-распределенной деятельности, иного характера оценивания.


Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 542 с.


Технология проектного обучения

Получение углубленных знаний по отдельным темам; формирование общеучебных умений учащихся; развитие творческой самостоятельности; формирование интереса к учебной деятельности, что достигается на основе целенаправленной, управляемой деятельности учащихся по изучению той или иной проблемы, которая осуществляется в несколько этапов:1) определение темы и цели проекта, 2) планирование работы, 3) сбор необходимой информации, 4) анализ информации, 5) представление и оценка результатов.

Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – 222 с

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ … пед. кадров / Е.С. Полат и [др.]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. – 224 с.

Технология обучения в школе С. Френе

Всестороннее воспитание; развитие способов умственной деятельности; формирование знаний, умений и навыков; формирование способов трудовой и практической деятельности. Цели достигаются при использовании метода проектов, самоуправления детей, культа информации, самостоятельного планирования работы детьми, культа труда и здоровья.


Степихова В. Педагогика Френе в Швейцарии / В. Степихова // Частная школа. – 1995. – № 3. – С. 124–125.

Продолжение приложения Г

1

2

3

Технология самоопределения

Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу; формирование способ умственной деятельности, эстетических и нравственных качеств, практических действий. В основе лежит погружение в предмет, отсутствие балльной системы оценивания, завершение учебного года творческими экзаменами.

Тубельский, А. Н. Школа самоопределения: первый шаг (Из опыта работы коллектива школы № 734 в первом экспериментальном учебном году). В 2-х ч. / А.Н. Тубельский. –– М.: АО «Политекст», 1991. – Ч.I – 155 с.; Ч.II. – 183 с.

Тубельский, А. Н. Школа самоопределения: Шаг второй / А. Н. Тубельский.– М.: АО «Политекст», 1994 – 480 с.

Технология саморазвития

(М. Монтессори - для начальной школы.)

Всестороннее развитие, воспитание самостоятельности; соединение в сознании ребёнка предметного мира и мыслительной деятельности; формирование способов умственной и практической деятельности. Достижение целей становится возможным на основе свободы детей, погружения в предмет, отсутствия заданий учащимся, самостоятельного поиска, безурочного и безотметочного обучения и др.


Корнетов, Г.Б. Метод Монтессори / Г.Б. Корнетов // Частная школа – 1995. – № 4. – с. 117– 121.


Технология уровневой дифференциации

Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся; обеспечение овладения знаниями, умениями и навыками; развитие способов умственной деятельности. Основа для достижения целей: система внешней и внутриклассной (дидактической) дифференциации обучения.


Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192с.

Продолжение приложения Г

1

2

3

Технология «Шаг за шагом» (для начальной школы)

Учить делать выбор; отдавать отчёт своим действиям; влиять на процесс своего обучения; руководствоваться демократическими принципами; совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни. Перечисленные цели достигаются за счёт организации ситуаций, в которых учащиеся овладевают культурой общения, социальными навыками, объединения усилий семьи и школы.

Уолш, К. Создание классов, ориентированных. на ребенка: Метод. разраб. для нач. шк.: Междунар. образоват. программа для детей от 6 до 7 лет и родителей / К. Уолш. – Мн.: МЕТ, 2001. –299 с.

Уолш, К. Создание классов для 8 – 10-летних детей: Практическое пособие / К. Уолш. – Мн.: МЕТ, 2002. – 316 с.

Гладкая, В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся младших классов вспомогательной школы: Учеб.-метод. пособие /В.В. Гладкая. – Мн.: Акад. последиплом. образования, 2002. – 230 с.



Учебное издание

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
Практическое руководство для студентов

Специальности 1–31 01 01-02

«Биология (научно-педагогическая деятельность)»


В авторской редакции
Составители:

Концевая И.И., Бачура Ю.М., Будов А.М., Горносталев А.А.,

Дайнеко Н.М., Жадько С.В.

Подписано в печать . Формат 64х80 1/16. Бумага писчая №1. Гарнитура «Таймс». Усл.-печ.л. 8,9. Уч.-изд.л. 6,9. Тираж экз.


Отпечатано в учреждении образования

«Гомельский государственный университет

Имени Франциска Скорины»

2


46019, г. Гомель, ул. Советская, 104

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей