Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ. Методические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля


НазваниеМетодические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля
АнкорМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
Дата17.10.2017
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
ТипМетодические указания
#29222
страница5 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Тема 9 Биологическая экскурсия
1 Понятие школьной биологической экскурсии

2 Правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии

3 Подготовка к экскурсии

4 Требования к организации и проведению экскурсий

5 Десять заповедей экскурсионного дела
1 Понятие школьной биологической экскурсии
Школьная экскурсия форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя ипо темам, связанным с программой.

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие(в течение всего учебного года) и заключительные(обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.

Экскурсии могут быть организованы в природу, по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.

Экскурсии имеют познавательное, воспитательное, развивающее, профориентационное, оздоровительное, природоохранное и краеведческое значение.
2. Правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии
1 Перед проведением экскурсии ее руководитель тщательно обследует тот участок природного окружения школы, куда будут выведены дети, выбирая места, где не существует опасности нападения хищников, ядовитых животных (змей, паукообразных, многоножек и т.п.), где нет трясин.

2 В руководстве экскурсантами учителю помогают старшие школьники или, по возможности, родители учащихся. Желательно, чтобы на каждых 10–15 учащихся приходилось по одному взрослому или старшему школьнику. Категорически запрещается объединять для экскурсии два или несколько классов.

3 Перед выходом на экскурсию проводится перекличка учеников класса и отмечаются присутствующие на ней. Для руководства каждой группой детей назначается старший. Вторая перекличка проводится по прибытии на место экскурсии, третья – перед отправлением в обратный путь, четвертая – по возвращении с экскурсии.

4 При подвозе школьников к месту экскурсии используется общественный транспорт, их посадка осуществляется группами под руководством выделенного ранее взрослого или старшего учащегося. При этом в транспорт входят сначала ученики, а затем лицо, руководящее ими. В том же порядке происходит и высадка детей из транспорта.

В случае необходимости предоставления для экскурсии специального транспорта разрешается использовать с этой целью автобусы или закрытые грузовые машины, оборудованные для перевозки людей. Перевозка детей на открытых грузовых машинах категорически запрещается. Для управления специальным транспортом необходимо подбирать самых опытных, проверенных водителей, имеющих стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее трех лет. При перевозке детей в грузовом автомобиле необходимо, чтобы в кузове находилось не менее двух взрослых. Во время переезда учащимся запрещается высовываться из окон, входить и выходить из транспорта во время движения.

5 При изучении флоры и фауны водоема необходимо заранее выбрать такое место, где его глубина у берега настолько мала, что гарантирует от несчастных случаев. Входить в воду учащимся запрещается. Для ознакомления с живыми объектами водоема используются сачки на длинных палках.

Использование лодок или мостков, расположенных над глубокими местами водоемов, категорически запрещается.

6 При проведении экскурсий запрещается использовать ядовитые вещества: хлороформ, серный эфир для замаривания насекомых.

7 При организации экскурсии нужно ознакомить учащихся с требованиями охраны природы, местными ядовитыми растениями – такими, как дурман, белена, волчье лыко, бледная поганка и т.д., и категорически запретить ученикам пробовать на вкус какое бы то ни было растение из собранного материала. В кабинете биологии школы должен быть стенд с фотографиями или рисунками местных ядовитых растений.

Необходимо ознакомить участников экскурсий с местными ядовитыми животными (змеи, паукообразные), переносчиками (например, грызуны) или передатчиками (клещи, насекомые) инфекционных болезней. С этой целью в помещении кабинета биологии создаются специальные стенды с рисунками и фотографиями, сопровождаемыми соответствующими текстами, поясняющими, чем опасно данное животное и как предупредить эту опасность.

8 На экскурсию дети должны выходить в прочной обуви и чулках или носках, что предохранит ноги от механических повреждений сучками, хворостом, колючими растениями, острыми камнями, осколками стекла и т.п., а также от укусов ядовитых животных (например, змей, тарантулов и т.п.).

Категорически запрещается школьникам снимать обувь и ходить босиком во время экскурсий.

9 Во избежание лесных пожаров и ожогов учащимся запрещается разводить костры во время экскурсий.

10 Во время экскурсий детям нельзя пить воду из открытых водоемов, поэтому каждый из них должен захватить из дому питьевую воду в бутылке.

11 Отправляясь на экскурсию с детьми, учитель обязан иметь при себе походную аптечку первой помощи.

12 Инструкция по технике безопасности во время экскурсий для учащихся вывешивается на видном месте в помещении кабинета биологии.
3 Подготовка к экскурсии
Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки учителя и учеников.

Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.

Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:

1 Тема экскурсии, ее цель и задачи.

2 Маршрут экскурсии. Следует заметить, что маршрут – это не путь движения школьников, а логически связанные между собой "объекты внимания", остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.

3 Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.

4 Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5–7 мин).

5 Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).

6 Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10–15 мин).

7 Итоговая беседа по теме экскурсии (3–5 мин).

8 Осмотр территории и приведение ее в порядок.

9 Общее заключение по экскурсии (в природе).

10 Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения.
4 Требования к организации и проведению экскурсий
Экскурсия не должна быть очень продолжительной, ее содержание должно соответствовать ее теме и поставленным целям.

В соответствии с поставленными целями экскурсия обычно проводится по следующему плану:

1 Сообщение темы и цели экскурсии, разъяснение правил поведения в природе, инструктаж по технике безопасности с обязательными подписями учеников об ознакомлении, показ редких растений, подлежащих охране. При необходимости осуществляется разбивка учащихся на группы и проверка наличия у них нужного оборудования (блокнот, карандаш, копалка).

2 Организованный выход из школы и следование учащихся к месту проведения экскурсии (лес, парк и т.д.).

3 Рассказ учителя или беседа с учащимися (выяснение видового состава растений, их условий обитания, рассмотрение сезонных явлений в растительном мире и их значение и т.п.)

4 Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий (наблюдение за растениями; сбор растений или их отдельных частей для гербария или коллекций). Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.

5 Заключительная беседа о выполненной работе (рекомендуется уделить внимание и эстетическому воспитанию: красота растительного мира, отображение ее художниками в картинах, поэтами – в стихах и т.п.). Учитель дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции (личной или для школы), рекомендует растения с корнями прикопать в местах их сбора либо разрешает взять некоторые растения для уголка живой природы и посадки на школьном участке.

6 Задание на дом.

7 Организованное возвращение учащихся в школу.


5 Десять заповедей экскурсионного дела
По проведению экскурсий Б. Е. Райков дал учителю ряд полезных советов (1920). В методике обучения биологии они известны как "Десять заповедей экскурсионного дела":

1 Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2 Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.

3 Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4 Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5 Избегай длинных объяснений.

6 Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7 Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8 Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.

9 Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10 Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Вопросы для самоконтроля
1 От чего зависит результативность экскурсии?

2 Как повысить воспитательные возможности экскурсии?

3 В чем отличие программных и внепрограммных экскурсий?
Практическое занятие 9
Цель: изучить структуру, содержание и методику проведения экскурсии, ее учебно-воспитательные возможности и педагогическую результативность.
Материалы и оборудование: учебные пособия и программа по биологии для 7–11 классов, примерное календарно-тематическое планирование.
Задания

1 Используя программу и учебник, составьте структуру и содержание экскурсий по каждому курсу биологии.

2 Разработайте план проведения одной из программной экскурсии. Укажите правила техники безопасности при проведении конкретной экскурсии.

3 Разработайте план проведения внепрограммной экскурсии на: предприятие, лес, парк, ботанический сад. Укажите правила техники безопасности при проведении конкретной экскурсии.

Тема 10 Особенности структуры и содержания раздела «Ботаника». Методика изучения темы: «Строение и

жизнедеятельность клеток»
1 Структура и содержание курса «Ботаника»

2 Организация учебного процесса по ботанике

3 Особенности изучения темы: «Строение и жизнедеятельность клеток»

1 Структура и содержание курса «Ботаника»
При формировании биологических понятий в средних классах учитель обычно опирается на те знания о природе, которые приобретены учащимися еще в начальной школе, а также при изучении курса «Природоведение» или «Вселенная».

В программу раздела «Ботаника» включен материал, раскрывающий важнейшие закономерности строения и жизни растительных организмов, бактерий, протистов и грибов, доступный учащимся среднего возраста и способствующий воспитанию их мировоззрения. На начальных этапах изучения предмета очень важно вызвать интерес учащихся к биологии, показать широкие возможности применения получаемых знаний на практике.

Несмотря на то, что учащиеся уже знакомились с живыми организмами в 5 классе и им знаком термин «биология», во введении целесообразно вернуться к содержанию этого понятия, показать, что современная биология представляет собой комплекс наук о живой природе, а поскольку живой мир богат и разнообразен, то и, соответственно, многообразны биологические науки, которые изучают отдельные группы организмов или свойства живых систем.

Далее начинается изучение многообразия органического мира на основе современной системы органического мира, включающей пять царств живой природы: Прокариоты (Бактерии), Протисты, Грибы, Растения и Животные.

Вначале изучаются доядерные организмы – бактерии, которые имеют наиболее простое строение и были первыми организмами на Земле; рассматриваются особенности их строения и жизнедеятельности, распространение, роль в природе и жизни человека. Далее учащиеся знакомятся с цианобактериями, занимающими особое положение среди прокариот в связи со способностью осуществлять фотосинтез с выделением кислорода.

При рассмотрении следующей темы «Строение и жизнедеятельность клеток» учащиеся подробно знакомятся с клеточным строением организмов (ядерных), особенностями жизнедеятельности клетки, делением и ростом клеток.

Далее изучаются эукариотические организмы, строение которых по сравнению с бактериями значительно усложнилось – представители сборной группы водоросли (царство протисты в учебнике): рассматривается их организация на примере типичных представителей, особенности жизнедеятельности, значение.

Следующая тема посвящена изучению грибов, знакомиться с которыми учащиеся начинают с выяснения особенностей их строения и жизнедеятельности, рассмотрения признаков сходства между грибами и растениями, грибами и животными. Затем изучаются отдельные группы грибов: плесневые грибы, дрожжи, шляпочные грибы, грибы-паразиты, лишайники.

Далее учащиеся переходят к изучению растений, которое начинается с рассмотрения основных тканей растительных организмов (следует отметить, что анатомический материал трудно воспринимается и усваивается учащимися, поскольку ученики среднего звена не всегда могут представить, как разные ткани располагаются в теле растения, связаны между собой и функционируют). Затем изучаются вегетативные органы растений: корень, побег – особенности их внешнего и внутреннего строения, разнообразие, выполняемые функции, видоизменения. Опираясь на рассмотренный материал, учащиеся знакомятся с различными способами вегетативного размножения растений и переходят к изучению репродуктивных органов растительных организмов (цветок, плод, семя), их строения и классификации, функций и биологического значения.

Последний раздел учебника по ботанике знакомит учащихся с многообразием растений: мхами, папоротниками, хвощами, плаунами, голосеменными и покрытосеменными растениями. Рассматриваются общие характеристики отделов, типичные представители, размножение, значение. При изучении покрытосеменных растений уделяется внимание изучению отличительных признаков однодольных и двудольных растений, характерных признаков семейств: капустные (крестоцветные), бобовые (мотыльковые), астровые (сложноцветные), мятликовые (злаки).

При изучении курса учащиеся приобретают знания о внешнем строении и многообразии форм вегетативных и генеративных органов растений, а также об особенностях бактерий, протистов и грибов – представителей различных систематических групп органического мира. Большинство уроков содержат морфологический материал. Из курса ботаники учащиеся получают знания о внутреннем строении организмов – уроки содержат и анатомический материал. Изучение анатомического строения сопровождается использованием увеличительных приборов и приготовлением препаратов. Учащиеся узнают о росте, развитии, функциях органов и всего растительного организма. Изучение физиологического материала сопровождается наблюдениями и экспериментами. Весь курс ботаники строится на связи строения и жизнедеятельности растений, грибов, протистов и бактерий с условиями окружающей среды. Наличие элементов экологии обобщает знания морфологического, анатомического и физиологического материала.

Будущий учитель должен усвоить методику применения средств наглядности на всех уроках, содержащих морфологический, анатомический, систематический, физиологический и экологический материалы. Основные пособия на таких уроках – натуральные объекты. В соответствии с материалом учебника педагог должен уметь подобрать живые растения или гербарные экземпляры, продумать возможность их оптимального использования на уроках.
2 Организация учебного процесса по ботанике
Методы, используемые при изучении такого раздела биологии как «Ботаника», разнообразны и определяются в соответствии с содержанием учебного материала. Наряду с наиболее часто используемыми словесными методами (объяснение, рассказ, беседа и т.д.) значительна и роль наглядных методов.

Среди приемов обучения следует выделить следующие: демонстрация натуральных объектов, муляжей, моделей, таблиц, школьных опытов, зарисовки учителем на доске различных схем изучаемых объектов, диаграмм, аналитических таблиц, демонстрации кинофильмов или их фрагментов. Так, например, многие учителя при изложении материала методом беседы или рассказа проводят демонстрацию натуральных объектов и опытов, что помогает вызвать у учащихся яркие ощущения, непосредственные чувственные восприятия, более отчетливые представления и также является непосредственным источником знаний.

Основной формой организации учебного процесса по биологии, как в принципе и большинства других предметов, является урок, реже используется проведение лабораторных и практических работ, экскурсии.

Сущность лабораторных работ состоит в использовании практических методов обучения для формирования новых знаний и практических умений. Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть, это зависит от содержания и объема выполняемой работы. Лабораторные занятия могут проводиться в двух формах: фронтально, то есть по непосредственным указаниям учителя, и по предварительному заданию.

Практическая работа обычно проводится после того, как учащиеся уже приобрели знания из объяснения учителя, из учебника или путем наблюдения. Практическая работа – это использование практических методов обучения для закрепления, углубления и развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений.

Лабораторные и практические работы отличаются не только по решаемым дидактическим задачам, но и по структуре (таблица 6.1).

Таблица 10.1 – Структура лабораторных и практических работ


Лабораторные работы

Практические работы

1 Постановка задач

2 Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала

3 Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов

4 Фиксация результатов. Формулирование выводов

5 Заключительная беседа

1 Постановка задач

2 Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы

3 Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы

4 Пробное выполнение операций с анализом ошибок

5 Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков

6 Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае необходимости

Лабораторные и практические работы являются частью учебной программы, их выполнение обязательно для каждого учителя. Программа указывает необходимый минимум таких работ. Перед проведением лабораторной или практической работы учитель должен точно установить цель и содержание работы, предварительно проделать опыты, которые будут проводить учащиеся, проверить наличие необходимого оборудования. За выполнение лабораторной работы оценку ставить не рекомендуется (работа проводится на этапе ознакомления с новым материалом, значительна помощь со стороны учителя; часто оценка выставляется не столько за знания ученика, сколько за аккуратность выполнения работы). Оценка за выполнение практической работы уместна, потому что к моменту ее выполнения осуществлена уже значительная часть познавательного цикла; при выставлении оценки учитываются не только знания, но и умения, которыми в соответствии с программой овладели учащиеся.

Проверку и оценку знаний учащихся по биологии рекомендуется проводить систематически, так как это позволяет выявить достижения, пробелы и ошибки учащихся в усвоении нового материала, может служить стимулом учебной деятельности для самих учащихся и ориентиром для родителей, а также помогает учителю совершенствовать свою методику обучения. Наиболее эффективным способом контроля за усвоением знаний и умений является использование различных сочетаний устной, письменной, графической и практической проверки.

Некоторые примеры сочетаний различных видов проверки знаний и умений учащихся:

1 сочетание устной проверки с графической: расскажите о строении корневого волоска растений, а затем зарисуйте его;

2сочетание письменной и графической проверки знаний: опишите строение семени двудольных растений, нарисуйте его строение, подпишите название частей;

3сочетание практической проверки с графической: приготовьте микропрепарат кожицы лука, зарисуйте его, подпишите компоненты клетки;

4 сочетание устной проверки с практической: расскажите о строении простых и сложных листьев, определите, какие из предложенных листьев (гербарные образцы, живые растения) являются простыми, а какие сложными.

5 сочетание письменной проверки с использованием раздаточного материала (наглядность): рассмотрите строение растений на гербарных образцах, определите, к какому семейству они относятся, заполните таблицу 10.2:
Таблица 10.2 – Определение растений


Названия

растений

Семейство

Почему отнесли к данному семейству?

1.

2.








Рекомендуется предлагать учащимся задания различной степени сложности (разноуровневые).

Таким образом, будущий учитель биологии должен хорошо знать как содержание курса, так и методику передачи его учащимся, должен уметь организовать работу учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками практической деятельности с растительными объектами.
3 Особенности изучения темы: «Строение и жизнедеятельность клеток»
При изучении данной темы учащиеся рассматривают строение клеток растений, знакомятся с основными органоидами клетки и их функциями, изучают особенности жизнедеятельности растительной клетки (питание, дыхание, поступление веществ в клетку, обмен веществ), деление и рост клеток. В рамках темы учащиеся знакомятся с устройством увеличительных приборов (лупа, микроскоп) и техникой работы с ними, учатся готовить микропрепараты.

Формирование правильного представления о клеточном строении живых организмов – одна из важнейших задач курса, подготавливающая учащихся к последующему, более глубокому изучению этих вопросов в старших классах. Успех изучения школьниками темы зависит и от качества проведенных учителем демонстраций (рассматривание под микроскопом клеток кожицы лука, пластид в клетках листа элодеи и мякоти плода рябины), в ходе которых учащиеся рассматривают клеточное строение растительной клетки, отдельные ее органоиды.
Вопросы для самоконтроля
1 Отметьте особенности методики преподавания курса «Ботаника».

2 Укажите возможные формы и методы организации обучения по биологии в 7 классе.

3 Какие дидактические приемы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся при изучении растений?

4 В чем заключается специфика практических и лабораторных работ при изучении курса биологии в 7 классе?

5 Какие способы проверки и оценки знаний учащихся можно использовать при освоении данного курса?
Практическое занятие 10
Цель: ознакомиться с содержанием программы и учебника «Биология» 7 класса, рассмотреть особенности методики изучения темы «Строение и жизнедеятельность клеток».
Материалы и оборудование: учебное пособие и программа по курсу «Ботаника»; элодея канадская, фиксированные или свежие плоды рябины, лук репчатый, микроскопы МБС–1, препаровальные иглы, лезвия, скальпель, пинцет, склянки с водой, пипетки, фильтровальная бумага, раствор йода.
Задания

1 Проанализируйте содержание программы и учебника по курсу «Ботаника»; обратите внимание на перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, основные требования к результатам обучения учащихся 7 класса.

2 Ознакомьтесь с материалом темы «Строение и жизнедеятельность клеток»; составьте тематический план, укажите возможные формы и методы организации обучения по данной теме.

3 Подготовьте и выполните: а) демонстрацию «Рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи и мякоти плода рябины»; б) лабораторный опыт «Приготовление временного препарата кожицы чешуи лука и его окрашивание раствором йода». Проведите самоанализ и/или анализ проведенных демонстрации и лабораторного опыта.

4 Составьте разноуровневую самостоятельную работу для проверки знаний учащихся по теме «Строение и жизнедеятельность клеток».

5 Составьте развернутый план-конспект комбинированного урока по ботанике.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей