Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ. Методические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля


НазваниеМетодические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля
АнкорМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
Дата17.10.2017
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
ТипМетодические указания
#29222
страница8 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Биология, 611 классы» (Утверждено Министерством образования Республики Беларусь, Минск: Национальный Институт образования, 2009)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы – воспитания и развития личности учащегося. Оно способствует гуманизации общества, форми­рованию нравственного, психологического и физиологического здоровья человека, пониманию значения жизни как наивысшей ценности на Земле.

Большое значение биологических знаний как в прикладных направлениях развития цивилизации (сельское хозяйство, здра­воохранение, биотехнология, охрана окружающей среды и др.), так и в духовно-мировоззренческой сфере человеческого бытия делает биологию неотъемлемой частью естественнонаучного цикла предметов общеобразовательной школы.

Сохранение природы Беларуси, ее растительного и живот­ного мира, окружающей среды и здоровья людей в условиях обострения экологических проблем невозможно без обстоя­тельной биологической подготовки. При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления, обеспечивается понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека. Ни одна наука не может обеспечить решение этих задач с большей эффективностью, чем биология.

Цель изучения биологии – формирование биологической культуры.

Задачи предмета биологии:

  • формирование у школьников представлений о живой природе в единой картине мира, о многообразии, взаимо­связи и взаимовлиянии живых организмов, об общих за­кономерностях развития живой материи;

  • усвоение учащимися важнейших классических и совре­менных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;

  • усвоение учащимися знаний о структуре, функциониро­вании и развитии биологических систем и об их измене­ниях под влиянием естественных причин и деятельности человека;

  • воспитание у учащихся ответственного отношения к при­нятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, фор­мирование у школьников экологического стиля мышле­ния, что должно выработать бережное отношение к при­роде, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека;

  • приобретение учащимися знаний о применении биоло­гических законов и закономерностей в повседневной дея­тельности человека и для формирования навыков здоро­вого образа жизни;

  • формирование умений и навыков, необходимых для са­мообразования или продолжения образования, подготов­ка учащихся к самостоятельному выбору будущей про­фессии.

Цели и задачи определяют содержание и структуру школь­ного биологического образования, которое осуществляется при изучении систематических курсов:

I. Биология – (Введение в биологию) VI класс;

II. Биология (Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) – VII класс;

III. Биология (Животные) – VIII класс;

I V Биология (Человек и его здоровье) – IX класс;

V. Биология (Общая биология) – X, XI классы.
Ведущими при отборе содержания для систематического курса биологии являются идеи:

  • биологического разнообразия, многоуровневости органи­зации живой природы;

  • взаимосвязи и взаимозависимости биологических систем между собой и с компонентами неживой природы;

  • целостности и саморегуляции живых систем;

  • взаимосвязи строения и функций;

  • взаимосвязи теории и практики.

В каждом разделе программы указаны методы обучения: демонстрации, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы, экскурсии. Экспериментальная часть про­граммы учит ставить опыты, проводить наблюдения за биоло­гическими объектами, применять биологические закономер­ности для объяснения гигиенических правил.

Последовательность изучения вопросов в пределах темы учитель может изменять по собственному усмотрению. В про­грамме заложено время как на изучение темы, так и на обоб­щающие уроки, практические и лабораторные работы, а также на тематический контроль знаний и проведение экскурсий.

При организации лабораторных и практических работ, эк­скурсий следует проводить инструктаж по технике безопас­ности. При отборе содержания для проверки и оценки учебных достижений учащихся следует руководствоваться изложен­ными в программе требованиями к знаниям и умениям уча­щихся. Рекомендации направлены на достижение единства требований, обеспечение объективности отметок, на усиление внимания к формированию учебных умений в процессе обуче­ния биологии. При оценивании ответов учащихся нужно руко­водствоваться «Общими положениями десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в обще­образовательных учреждениях».

При оценке результатов учебной деятельности учащихся по биологии необходимо учитывать совокупность усвоенных теоретических и практических знаний и умений по следу­ющим критериям и показателям:

  • уровень усвоения теоретических биологических знаний – объем, точность фактологического материала и его изло­жение с использованием предметной терминологии, глу­бина и полнота раскрытия морфологических, анатоми­ческих, физиологических, цитологических, экологичес­ких и эволюционных понятий, основных положений и законов;

  • уровень сформированности теоретических биологических умений – описание и характеристика биологических объектов, их сравнение и классификация, определение эволюционного положения и филогенетических связей, анализ взаимосвязи строения и функции биологических объектов, связи организма с окружающей средой, опреде­ление закономерностей протекания жизненных процессов на всех уровнях организации живой природы, объяснение наблюдаемых в природе биологических явлений и про­цессов;

♦ уровень сформированности практических биологических умений – применение приобретенных знаний на прак­тике для обоснования и соблюдения гигиенических пра­вил, принципов и норм при выращивании растений, про­ведении природоохранных мероприятий, умение прово­дить биологический эксперимент и наблюдение, выявлять существующие в природе связи и закономерности.
Рекомендации к методике преподавания

В процессе преподавания важно научить школьников при­менять основные положения науки для самостоятельного объяснения биологических явлений, результатов лабораторных и практических работ. Выделение основных понятий в каждом разделе курса биологии помогает учителю обратить внимание на те вопросы, которые учащиеся должны глубоко и прочно усвоить. Необходимо акцентировать внимание на прочном и сознательном усвоении учащимися ведущих идей и основных научных понятий.

Решение основных учебно-воспитательных задач достига­ется через организацию различных форм и методов обучения, дифференциацию изучения биологии в базовой школе.

Учебный материал на уроке должен быть отобран и си­стематизирован таким образом, чтобы учащемуся были понят­ны не только его содержание, но и целесообразность. Для этого необходимо:

  • тщательно выбирать рациональные методы и приемы обу­чения с учетом возрастных и психоэмоциональных осо­бенностей учащихся, уровня развития общеучебных уме­ний и навыков;

  • учитывать специфику предмета биологии и на уроках применять сочетание объяснительно-иллюстративных, эв­ристических методов обучения и самостоятельной работы учащихся с различными источниками знаний и биологи­ческими объектами, применять исследовательский под­ход и проблемное изложение материала;

  • особое внимание следует уделить формированию специ­альных умений (ставить опыты, проводить наблюдения), формированию общеучебных умений (работать с учебной, научно-популярной и научной литературой);

  • добиваться понимания значения биологических знаний в основных современных отраслях производства, здраво­охранении и медицине, охране окружающей среды;

  • учитывать основные межпредметные связи, использовать знания школьников по другим предметам для более глу­бокого понимания учащимися сущности биологических явлений, значения применения биологических знаний в смежных научных и практических областях, в формиро­вании научной картины мира;

  • развивать интересы и способности учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и возможностей, после­довательно осуществлять подготовку учащихся к жизни, к сознательному выбору профессии, разъяснять необхо­димость научных знаний о живой природе для каждого человека.



VI КЛАСС

(1 ч в неделю; всего 35 ч, из них 2 ч – резервное время)
Введение (1 ч)

Понятие о живой и неживой природе. Тела и явления при­роды. Биология наука о живой природе. Основные разделы биологии. Значение биологии.

Демонстрации: таблицы, слайды с изображением тел и явлений природы.
ЖИВАЯ ПРИРОДА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ (5 ч)

Живая природа. Живые организмы. Отличие живых орга­низмов от тел неживой природы (химический состав, питание, рост, развитие, получение энергии из пищи, выделение, размно­жение, реакции на изменения в окружающей среде).

Методы изучения живой природы. Наблюдение и опыт (эк­сперимент) важнейшие методы изучения живой природы. Увеличительные приборы. Лупа. Микроскоп. Правила работы с микроскопом. Приготовление простейших препаратов.

Демонстрации: таблицы и слайды с изображением живых организмов и их свойств; лупа, микроскоп, оборудование для приготовления простейших препаратов.

Лабораторные работы

1 Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) и правила работы с ними.

2 Приготовление простейших препаратов.

Практические работы

1 Развитие растений фасоли из семян (опыт в домашних условиях).

Экскурсии

1 Живая и неживая природа; наблюдение за живыми объектами.
КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (5 ч)

История изобретения микроскопа и обнаружения клеточ­ного строения живых организмов.

Растительная клетка. Многообразие клеток. Строение клеток: оболочка, цитоплазматическая мембрана, цитоплаз­ма, пластиды (хлоропласты), вакуоли (клеточный сок), ядро.

Животная клетка. Форма животных клеток, их размеры, особенности внутреннего строения: цитоплазма, органоиды, ядро.

Жизнедеятельность клеток. Понятие об обмене веществ. Поступление веществ в клетку, диффузия, преобразование ве­ществ в клетке, понятие о питании, клеточное дыхание, выде­ление.

Размножение и рост клеток. Понятие о размножении кле­ток. Деление клеток. Результаты деления. Рост клеток.

Демонстрации: таблицы, слайды с изображением строения растительной и животной клеток, их деления. Фрагмент кино­фильма «Деление клетки».

Демонстрационные опыты

1 Полупроницаемость цитоплазматической мембраны на модели из целлофана.

2 Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Лабораторные работы

3 Строение клеток кожицы лука.

4 Строение клеток листа элодеи.

5 Клетки крови лягушки.
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ч)

Понятие о царствах живых организмов.

Бактерии. Распространение и условия обитания, особен­ности строения, питание, роль в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии.

Протисты. Распространение и особенности строения про­тестов на примере амебы, эвглены зеленой и спирогиры. Роль протистов в природе и жизни человека.

Грибы. Распространение и особенности строения шляпоч­ных грибов. Питание грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Дрожжи и плесневые грибы. Роль грибов в природе.

Растения. Многообразие растений и их распространение. Основные группы растений. Особенности жизнедеятельности растений. Питание растений. Фотосинтез. Поглощение мине­ральных веществ. Значение растений в природе и жизни че­ловека.

Животные. Отличительные признаки животных. Многооб­разие животных. Позвоночные и беспозвоночные животные. Основные группы животных. Питание животных (растительно­ядные, плотоядные, всеядные, паразиты). Дикие и домашние животные. Значение животных в природе и жизни человека.

Демонстрации: таблицы, слайды с изображением форм бактерий и протистов, особенностей строения их клеток, стро­ения шляпочных грибов, многообразия съедобных, ядовитых и плесневых грибов, муляжи плодовых тел. Гербарные и жи­вые экземпляры культурных, комнатных и дикорастущих рас­тений. Скелеты позвоночных животных; таблицы с изображе­нием домашних и диких животных, животных-паразитов и вредителей сельскохозяйственных культур, влажные препараты и коллекции беспозвоночных животных.

Демонстрационные опыты

3 Образование крахмала в листьях на свету.

4 Выделение кислорода в процессе фотосинтеза.

Экскурсии

2. Живые организмы зимой.

РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)
Понятие о размножении живых организмов и его значении. Формы размножения. Понятие о бесполом и половом размно­жении, половых клетках, оплодотворении.

Демонстрации: таблицы с изображением способов размно­жения различных организмов, строения половых клеток.

Практические работы

2. Вегетативное размножение растений.
ВИДЫ, СООБЩЕСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)

Вид. Понятие о видах живых организмов. Признаки вида: сходство особей одного вида по внешнему и внутреннему стро­ению, условия обитания, скрещивание особей одного вида с образованием плодовитого потомства.

Сообщества живых организмов. Понятие о биоценозе. Свя­зи организмов в биоценозах. Организмы – производители, по­требители и разрушители органических веществ. Цепи пита­ния. Организмы-паразиты. Хищничество, роль хищников в природе.

Демонстрации: таблицы, слайды с изображением различ­ных видов животных и растений, биоценозов. Схемы, рисунки и слайды, иллюстрирующие критерии вида, пищевые связи, це­пи питания.
ЭКОСИСТЕМЫ (5 ч)

Общая характеристика экосистем. Понятие о среде оби­тания живых организмов. Факторы среды. Понятие об экоси­стемах. Понятие о биологическом круговороте веществ.

Пресноводная экосистема озеро. Закономерности рассе­ления живых организмов в озере. Связи между организмами.

Лес наземная экосистема. Ярусное распределение рас­тений. Значение лесных экосистем в природе и жизни чело­века. Правила поведения в лесу.

Изменение экосистем. Сезонные изменения в экосистемах (на примере лесной экосистемы). Озеро зимой.

Демонстрации: таблицы, слайды, схемы, фотографии раз­личных экосистем, их структуры, круговорота веществ, связей организмов, ярусного распределения организмов в экосистемах, сезонных изменений в экосистемах. Аквариум как модель эко­системы.

Экскурсии

3. Живые организмы весной в различных экосистемах.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО РОЛЬ В ПРИРОДЕ (3 ч)

Взаимоотношения человека с природой. Условия жизни со­временного человека. Зависимость человека от природы (по­требность человека в воде, пище, чистом воздухе, воздействие на человека температуры и атмосферного давления).

Роль человека в природе (положительные и отрицательные стороны хозяйственной деятельности человека). Результаты воз­действия человека на природу. Понятие о рациональном при­родопользовании. Охрана природы.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ VI КЛАССА

Учащиеся должны:

применять при объяснении явлений понятия:

живая природа, живые организмы, питание, дыхание, раз­множение, рост, развитие, клеточное строение, клетка, бактерии, протисты, грибы, растения, фотосинтез, животные (позвоночные, беспозвоночные, растительноядные, хищники, животные-парази­ты), вид, признаки вида, биоценоз, пищевые связи, цепи пита­ния, экосистема, среда обитания, факторы среды, круговорот ве­ществ, изменение экосистем, охрана природы;

характеризовать (описывать):

особенности строения растительной и животной клеток;

основные группы живых организмов;

сообщества живых организмов;

связи между организмами;

цепи питания;

озеро и лес;

круговорот веществ;

результаты негативного воздействия хозяйственной деятель­ности человека на природу;

объяснять:

отличие объектов живой природы от тел неживой природы; клеточное строение живых организмов; сущность фотосинтеза и роль растений в природе; роль бактерий, протистов, грибов, растений, животных в природе;

причины изменений, происходящих в природе (на примере изученных);

называть:

признаки живых организмов;

основные группы живых организмов и их признаки; органы растений;

структурные элементы клетки и их функции; свойства клетки; основные группы растений;

примеры видов протистов, грибов, растений, животных;

дикорастущие и культурные растения;

диких и домашних животных;

съедобные и ядовитые грибы;

способы размножения живых организмов;

примеры биологических явлений;

объекты и тела природы (на примере изученных);

основные методы изучения живой природы;

уметь обращаться с лабораторным оборудованием, простей­шими приборами (лупа, микроскоп);

уметь пользоваться:

инструкцией при выполнении практических работ; учебником и дополнительной литературой;

проводить:

размножение растений черенками; изготовление простых микропрепаратов;

анализировать результаты наблюдаемых явлений и прово­димых опытов и делать на их основе выводы.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей