Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Биология, 6–11 классы» (Утверждено Министерством образования Республики Беларусь, Минск: Национальный Институт образования, 2009) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы – воспитания и развития личности учащегося. Оно способствует гуманизации общества, формированию нравственного, психологического и физиологического здоровья человека, пониманию значения жизни как наивысшей ценности на Земле.
Большое значение биологических знаний как в прикладных направлениях развития цивилизации (сельское хозяйство, здравоохранение, биотехнология, охрана окружающей среды и др.), так и в духовно-мировоззренческой сфере человеческого бытия делает биологию неотъемлемой частью естественнонаучного цикла предметов общеобразовательной школы.
Сохранение природы Беларуси, ее растительного и животного мира, окружающей среды и здоровья людей в условиях обострения экологических проблем невозможно без обстоятельной биологической подготовки. При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления, обеспечивается понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека. Ни одна наука не может обеспечить решение этих задач с большей эффективностью, чем биология.
Цель изучения биологии – формирование биологической культуры.
Задачи предмета биологии:
формирование у школьников представлений о живой природе в единой картине мира, о многообразии, взаимосвязи и взаимовлиянии живых организмов, об общих закономерностях развития живой материи;
усвоение учащимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;
усвоение учащимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;
воспитание у учащихся ответственного отношения к принятию решений и поступкам, обучение прогнозированию результатов своего воздействия на окружающий мир, формирование у школьников экологического стиля мышления, что должно выработать бережное отношение к природе, отношение к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека;
приобретение учащимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;
формирование умений и навыков, необходимых для самообразования или продолжения образования, подготовка учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии.
Цели и задачи определяют содержание и структуру школьного биологического образования, которое осуществляется при изучении систематических курсов:
I. Биология – (Введение в биологию) VI класс;
II. Биология (Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) – VII класс;
III. Биология (Животные) – VIII класс;
I V Биология (Человек и его здоровье) – IX класс;
V. Биология (Общая биология) – X, XI классы. Ведущими при отборе содержания для систематического курса биологии являются идеи:
биологического разнообразия, многоуровневости организации живой природы;
взаимосвязи и взаимозависимости биологических систем между собой и с компонентами неживой природы;
целостности и саморегуляции живых систем;
взаимосвязи строения и функций;
взаимосвязи теории и практики.
В каждом разделе программы указаны методы обучения: демонстрации, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы, экскурсии. Экспериментальная часть программы учит ставить опыты, проводить наблюдения за биологическими объектами, применять биологические закономерности для объяснения гигиенических правил.
Последовательность изучения вопросов в пределах темы учитель может изменять по собственному усмотрению. В программе заложено время как на изучение темы, так и на обобщающие уроки, практические и лабораторные работы, а также на тематический контроль знаний и проведение экскурсий.
При организации лабораторных и практических работ, экскурсий следует проводить инструктаж по технике безопасности. При отборе содержания для проверки и оценки учебных достижений учащихся следует руководствоваться изложенными в программе требованиями к знаниям и умениям учащихся. Рекомендации направлены на достижение единства требований, обеспечение объективности отметок, на усиление внимания к формированию учебных умений в процессе обучения биологии. При оценивании ответов учащихся нужно руководствоваться «Общими положениями десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях».
При оценке результатов учебной деятельности учащихся по биологии необходимо учитывать совокупность усвоенных теоретических и практических знаний и умений по следующим критериям и показателям:
уровень усвоения теоретических биологических знаний – объем, точность фактологического материала и его изложение с использованием предметной терминологии, глубина и полнота раскрытия морфологических, анатомических, физиологических, цитологических, экологических и эволюционных понятий, основных положений и законов;
уровень сформированности теоретических биологических умений – описание и характеристика биологических объектов, их сравнение и классификация, определение эволюционного положения и филогенетических связей, анализ взаимосвязи строения и функции биологических объектов, связи организма с окружающей средой, определение закономерностей протекания жизненных процессов на всех уровнях организации живой природы, объяснение наблюдаемых в природе биологических явлений и процессов;
♦ уровень сформированности практических биологических умений – применение приобретенных знаний на практике для обоснования и соблюдения гигиенических правил, принципов и норм при выращивании растений, проведении природоохранных мероприятий, умение проводить биологический эксперимент и наблюдение, выявлять существующие в природе связи и закономерности. Рекомендации к методике преподавания
В процессе преподавания важно научить школьников применять основные положения науки для самостоятельного объяснения биологических явлений, результатов лабораторных и практических работ. Выделение основных понятий в каждом разделе курса биологии помогает учителю обратить внимание на те вопросы, которые учащиеся должны глубоко и прочно усвоить. Необходимо акцентировать внимание на прочном и сознательном усвоении учащимися ведущих идей и основных научных понятий.
Решение основных учебно-воспитательных задач достигается через организацию различных форм и методов обучения, дифференциацию изучения биологии в базовой школе.
Учебный материал на уроке должен быть отобран и систематизирован таким образом, чтобы учащемуся были понятны не только его содержание, но и целесообразность. Для этого необходимо:
тщательно выбирать рациональные методы и приемы обучения с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей учащихся, уровня развития общеучебных умений и навыков;
учитывать специфику предмета биологии и на уроках применять сочетание объяснительно-иллюстративных, эвристических методов обучения и самостоятельной работы учащихся с различными источниками знаний и биологическими объектами, применять исследовательский подход и проблемное изложение материала;
особое внимание следует уделить формированию специальных умений (ставить опыты, проводить наблюдения), формированию общеучебных умений (работать с учебной, научно-популярной и научной литературой);
добиваться понимания значения биологических знаний в основных современных отраслях производства, здравоохранении и медицине, охране окружающей среды;
учитывать основные межпредметные связи, использовать знания школьников по другим предметам для более глубокого понимания учащимися сущности биологических явлений, значения применения биологических знаний в смежных научных и практических областях, в формировании научной картины мира;
развивать интересы и способности учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и возможностей, последовательно осуществлять подготовку учащихся к жизни, к сознательному выбору профессии, разъяснять необходимость научных знаний о живой природе для каждого человека.
VI КЛАСС
(1 ч в неделю; всего 35 ч, из них 2 ч – резервное время) Введение (1 ч)
Понятие о живой и неживой природе. Тела и явления природы. Биология – наука о живой природе. Основные разделы биологии. Значение биологии.
Демонстрации: таблицы, слайды с изображением тел и явлений природы. ЖИВАЯ ПРИРОДА И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ (5 ч)
Живая природа. Живые организмы. Отличие живых организмов от тел неживой природы (химический состав, питание, рост, развитие, получение энергии из пищи, выделение, размножение, реакции на изменения в окружающей среде).
Методы изучения живой природы. Наблюдение и опыт (эксперимент) – важнейшие методы изучения живой природы. Увеличительные приборы. Лупа. Микроскоп. Правила работы с микроскопом. Приготовление простейших препаратов.
Демонстрации: таблицы и слайды с изображением живых организмов и их свойств; лупа, микроскоп, оборудование для приготовления простейших препаратов.
Лабораторные работы
1 Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) и правила работы с ними.
2 Приготовление простейших препаратов.
Практические работы
1 Развитие растений фасоли из семян (опыт в домашних условиях).
Экскурсии
1 Живая и неживая природа; наблюдение за живыми объектами. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (5 ч)
История изобретения микроскопа и обнаружения клеточного строения живых организмов.
Растительная клетка. Многообразие клеток. Строение клеток: оболочка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды (хлоропласты), вакуоли (клеточный сок), ядро.
Животная клетка. Форма животных клеток, их размеры, особенности внутреннего строения: цитоплазма, органоиды, ядро.
Жизнедеятельность клеток. Понятие об обмене веществ. Поступление веществ в клетку, диффузия, преобразование веществ в клетке, понятие о питании, клеточное дыхание, выделение.
Размножение и рост клеток. Понятие о размножении клеток. Деление клеток. Результаты деления. Рост клеток.
Демонстрации: таблицы, слайды с изображением строения растительной и животной клеток, их деления. Фрагмент кинофильма «Деление клетки».
Демонстрационные опыты
1 Полупроницаемость цитоплазматической мембраны на модели из целлофана.
2 Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные работы
3 Строение клеток кожицы лука.
4 Строение клеток листа элодеи.
5 Клетки крови лягушки. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 ч)
Понятие о царствах живых организмов.
Бактерии. Распространение и условия обитания, особенности строения, питание, роль в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии.
Протисты. Распространение и особенности строения протестов на примере амебы, эвглены зеленой и спирогиры. Роль протистов в природе и жизни человека.
Грибы. Распространение и особенности строения шляпочных грибов. Питание грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Дрожжи и плесневые грибы. Роль грибов в природе.
Растения. Многообразие растений и их распространение. Основные группы растений. Особенности жизнедеятельности растений. Питание растений. Фотосинтез. Поглощение минеральных веществ. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные. Отличительные признаки животных. Многообразие животных. Позвоночные и беспозвоночные животные. Основные группы животных. Питание животных (растительноядные, плотоядные, всеядные, паразиты). Дикие и домашние животные. Значение животных в природе и жизни человека.
Демонстрации: таблицы, слайды с изображением форм бактерий и протистов, особенностей строения их клеток, строения шляпочных грибов, многообразия съедобных, ядовитых и плесневых грибов, муляжи плодовых тел. Гербарные и живые экземпляры культурных, комнатных и дикорастущих растений. Скелеты позвоночных животных; таблицы с изображением домашних и диких животных, животных-паразитов и вредителей сельскохозяйственных культур, влажные препараты и коллекции беспозвоночных животных.
Демонстрационные опыты
3 Образование крахмала в листьях на свету.
4 Выделение кислорода в процессе фотосинтеза.
Экскурсии
2. Живые организмы зимой.
РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч) Понятие о размножении живых организмов и его значении. Формы размножения. Понятие о бесполом и половом размножении, половых клетках, оплодотворении.
Демонстрации: таблицы с изображением способов размножения различных организмов, строения половых клеток.
Практические работы
2. Вегетативное размножение растений. ВИДЫ, СООБЩЕСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)
Вид. Понятие о видах живых организмов. Признаки вида: сходство особей одного вида по внешнему и внутреннему строению, условия обитания, скрещивание особей одного вида с образованием плодовитого потомства.
Сообщества живых организмов. Понятие о биоценозе. Связи организмов в биоценозах. Организмы – производители, потребители и разрушители органических веществ. Цепи питания. Организмы-паразиты. Хищничество, роль хищников в природе.
Демонстрации: таблицы, слайды с изображением различных видов животных и растений, биоценозов. Схемы, рисунки и слайды, иллюстрирующие критерии вида, пищевые связи, цепи питания. ЭКОСИСТЕМЫ (5 ч)
Общая характеристика экосистем. Понятие о среде обитания живых организмов. Факторы среды. Понятие об экосистемах. Понятие о биологическом круговороте веществ.
Пресноводная экосистема – озеро. Закономерности расселения живых организмов в озере. Связи между организмами.
Лес – наземная экосистема. Ярусное распределение растений. Значение лесных экосистем в природе и жизни человека. Правила поведения в лесу.
Изменение экосистем. Сезонные изменения в экосистемах (на примере лесной экосистемы). Озеро зимой.
Демонстрации: таблицы, слайды, схемы, фотографии различных экосистем, их структуры, круговорота веществ, связей организмов, ярусного распределения организмов в экосистемах, сезонных изменений в экосистемах. Аквариум как модель экосистемы.
Экскурсии
3. Живые организмы весной в различных экосистемах. ЧЕЛОВЕК И ЕГО РОЛЬ В ПРИРОДЕ (3 ч)
Взаимоотношения человека с природой. Условия жизни современного человека. Зависимость человека от природы (потребность человека в воде, пище, чистом воздухе, воздействие на человека температуры и атмосферного давления).
Роль человека в природе (положительные и отрицательные стороны хозяйственной деятельности человека). Результаты воздействия человека на природу. Понятие о рациональном природопользовании. Охрана природы. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ VI КЛАССА
Учащиеся должны:
применять при объяснении явлений понятия:
живая природа, живые организмы, питание, дыхание, размножение, рост, развитие, клеточное строение, клетка, бактерии, протисты, грибы, растения, фотосинтез, животные (позвоночные, беспозвоночные, растительноядные, хищники, животные-паразиты), вид, признаки вида, биоценоз, пищевые связи, цепи питания, экосистема, среда обитания, факторы среды, круговорот веществ, изменение экосистем, охрана природы;
характеризовать (описывать):
особенности строения растительной и животной клеток;
основные группы живых организмов;
сообщества живых организмов;
связи между организмами;
цепи питания;
озеро и лес;
круговорот веществ;
результаты негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять:
отличие объектов живой природы от тел неживой природы; клеточное строение живых организмов; сущность фотосинтеза и роль растений в природе; роль бактерий, протистов, грибов, растений, животных в природе;
причины изменений, происходящих в природе (на примере изученных);
называть:
признаки живых организмов;
основные группы живых организмов и их признаки; органы растений;
структурные элементы клетки и их функции; свойства клетки; основные группы растений;
примеры видов протистов, грибов, растений, животных;
дикорастущие и культурные растения;
диких и домашних животных;
съедобные и ядовитые грибы;
способы размножения живых организмов;
примеры биологических явлений;
объекты и тела природы (на примере изученных);
основные методы изучения живой природы;
уметь обращаться с лабораторным оборудованием, простейшими приборами (лупа, микроскоп);
уметь пользоваться:
инструкцией при выполнении практических работ; учебником и дополнительной литературой;
проводить:
размножение растений черенками; изготовление простых микропрепаратов;
анализировать результаты наблюдаемых явлений и проводимых опытов и делать на их основе выводы.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |