Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ. Методические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля


НазваниеМетодические указания по проведению лабораторных работ, вопросы для самоконтроля
АнкорМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
Дата17.10.2017
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ.doc
ТипМетодические указания
#29222
страница9 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

VII КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 5 ч – резервное время)
Введение (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Общие признаки и свойства живых организмов. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, их роль в природе. Царства живых организмов.

Значение растений в природе и жизни человека.

Экскурсии

1. Многообразие растений. Осенние явления в жизни рас­тений.
СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТОК (4 ч)

Строение клеток. Клеточная оболочка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, ядро. Разнообразие клеток в связи с выполняемыми функциями.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, обмен веществ, питание, дыхание. Деление и рост клеток.

Демонстрации: таблицы; рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, мякоти плода рябины.
БАКТЕРИИ (4 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Многообразие форм, строение, движение и питание бактерий. Понятие о сапротрофах и симбионтах. Дыхание бактерий. Размножение бактерий. Спорообразование, распространение.

Цианобактерии. Особенности их строения и жизнедеятель­ности.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Участие в кру­говороте веществ. Бактерии как возбудители болезней. Прак­тическое использование бактерий.

Демонстрации: таблицы строения бактерий; культура сен­ной палочки. Влажные препараты корней бобовых растений с клубеньками.
ПРОТИСТЫ (7 ч)

Общая характеристика протистов. Особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности. Форма тела, питание и пищеварение, дыхание, выделение и размножение. Передви­жение. Раздражимость. Инцистирование.

Гетеротрофные протисты. Амеба обыкновенная, инфузо­рия туфелька.

Автотрофные и автогетеротрофные протисты. Общая ха­рактеристика водорослей как фотосинтезирующих организмов. Размножение водорослей.

Одноклеточные водоросли. Особенности строения и жизне­деятельности на примере хлореллы, эвглены зеленой.

Колониальные водоросли. Особенности строения и жизне­деятельности колониальных водорослей на примере вольвокса.

Многоклеточные водоросли. Особенности строения и жизне­деятельности многоклеточных водорослей на примере зеленых водорослей (улотрикса, спирогиры), бурых водорослей (лами­нарии). Понятие о закономерной смене способов размножения (на примере улотрикса). Зеленые водоросли – предшествен­ники наземных растений. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Демонстрации: таблицы, микропрепараты автотрофных протистов.

Лабораторные работы

1. Изучение строения спирогиры.
ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (5 ч)

Общая характеристика грибов. Среда обитания, строение и жизнедеятельность.

Плесневые грибы и дрожжи. Мукор, пеницилл и дрожжи. Хозяйственное значение плесневых и дрожжевых грибов.

Шляпочные грибы. Особенности строения и жизнедеятель­ности шляпочных грибов. Питание. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлениях.

Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, животных и человека (микозы). Значение грибов в природе и жизни человека.

Лишайники. Лишайники — симбиотические организмы. Строение таллома, питание, размножение лишайников. Роль в природе.

Демонстрации: таблицы; муляжи и натуральные плодо­вые тела шляпочных грибов. Кусочки субстрата (хлеб, сыр, то­матная паста, повидло) с плесневыми грибами. Органы рас­тений, пораженных разными грибами-паразитами. Коллекции лишайников.

Практические работы

1. Выращивание плесневых грибов на разных субстратах (опыт в домашних условиях).
РАСТЕНИЯ (43 ч)
Вегетативные органы растений (18 ч)

Общая характеристика растений. Жизненные формы рас­тений. Ткани (образовательные, покровные, механические, проводящие, основные) и органы растений.

Корень. Функции корня. Виды корней. Корневые системы. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемы­ми функциями. Зоны корня. Рост корня. Видоизменения кор­ня (корнеплоды, корневые клубни, корни-присоски) и их зна­чение.

Побег. Функции побега. Основные части побега. Почка – зачаточный побег. Типы почек по расположению (верхушечные, пазушные, придаточные) и строению (вегетативные, генера­тивные). Развитие побега из почки.

Стебель. Разнообразие стеблей. Рост стебля в длину. Внут­реннее строение стебля в связи с выполняемыми функциями (на примере древесного растения). Передвижение по стеблю воды, минеральных и органических веществ. Рост стебля в тол­щину. Образование годичных колец.

Лист. Функции листа: фотосинтез, дыхание, испарение во­ды. Внешнее строение листа. Простые и сложные листья. Жилкование листа. Внутреннее строение листа в связи с его функциями. Листопад и его значение.

Видоизменения побега: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение растений. Размножение рас­тений видоизмененными побегами, черенками, отводками, деле­нием куста, прививками. Биологическое и хозяйственное зна­чение вегетативного размножения.

Демонстрации: таблицы; опыты, показывающие верхушеч­ный рост корня; влияние на рост корня удаления его кончика. Результаты опытов, доказывающих рост побега, испарение воды листьями. Видоизмененные листья. Строение корневых систем. Строение кончика корня. Внутреннее строение древесного рас­тения. Определение возраста стебля по спилу.

Лабораторные работы

2 Строение почек, расположение их на стебле.

3 Изучение внешнего строения простых и сложных лис­тьев.

4 Изучение видоизмененных побегов: клубня, луковицы.

Практические работы

2. Вегетативное размножение растений.
Споровые растения (6 ч)

Мхи. Кукушкин лен: строение, размножение, цикл разви­тия. Сфагновые мхи: строение и размножение. Образование и использование торфа. Роль мхов в природе.

Папоротники. Строение папоротника щитовника мужского. Размножение и цикл развития папоротников. Разнообразие папоротников. Роль папоротников в природе.

Хвощи, плауны. Особенности строения и размножения хвощей и плаунов. Разнообразие и значение.

Демонстрации: таблицы. Живые и гербарные экземпляры растений: мхов, хвощей, плаунов и папоротников. Торф и про­дукты его переработки. Отпечатки вымерших папоротников. Строение хвоща полевого.

Лабораторные работы

5 Изучение внешнего строения мха (кукушкин лен, сфагнум).
Семенные растения (19 ч)

Голосеменные. Общая характеристика. Строение и размноже­ние голосеменных на примере сосны. Значение голосеменных.

Покрытосеменные. Общая характеристика.

Цветок. Цветок, его строение и функции. Соцветия и их биологическое значение. Опыление (самоопыление, перекрест­ное опыление). Двойное оплодотворение, образование плодов и семян.

Плоды. Строение и классификация плодов. Распростране­ние плодов. Биологическое и хозяйственное значение плодов.

Семя. Строение семян однодольных и двудольных растений. Условия прорастания семян. Посев семян. Питание и рост за­родыша и проростка. Уход за посевами.

Многообразие покрытосеменных. Основные систематичес­кие группы: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. Отличительные признаки двудольных и однодольных растений. Характерные признаки и практическое значение растений се­мейств (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые, Злаки). Дикорастущие и культурные растения.

Охрана растений.

Демонстрации: таблицы. Живые и гербарные экземпляры голосеменных и покрытосеменных растений. Муляжи цветков, схемы различных соцветий, коллекции плодов. Опыты, доказы­вающие наличие в семенах воды, минеральных и органических веществ; значение воды, кислорода и тепла для прорастания семян; дыхание семян; питание проростков запасными веществами семени. Определение всхожести семян культурных растений.

Лабораторные работы

6 Строение цветка.

7 Изучение строения соцветий.

8 Строение семян однодольных и двудольных растений.

Практические работы

3. Подготовка почвы к посеву. Посев семян. Уход за расте­ниями.

Экскурсии

2. Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ VII КЛАССА

Учащиеся должны: называть:

общие признаки живых организмов;

составные части клетки: клеточная оболочка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды;

отличительные признаки бактерий, протистов, грибов, рас­тений;

ткани: образовательные, покровные, механические, прово­дящие, основные;

признаки однодольных и двудольных растений;

распознавать:

организмы бактерий, протистов, грибов, лишайников, рас­тений;

клетки живых организмов, ткани, органы и системы органов растений — на препаратах, рисунках, таблицах, в гербариях; съедобные и ядовитые грибы;

приводить примеры:

организмов, принадлежащих к различным группам живой природы;

основных видов дикорастущих и культурных растений, ти­пичных для местных условий;

редких и исчезающих видов растений местной флоры;

характеризовать:

строение, особенности процессов жизнедеятельности бакте­рий, протистов, грибов, лишайников, растений;

особенности строения и функций клеток, тканей и органов растений;

роль бактерий, протистов, грибов и растений в биосфере и хозяйственной деятельности человека;

проводить сравнение:

строения, процессов жизнедеятельности, роли организмов, принадлежащих к различным группам и жизненным формам; семян однодольных и двудольных растений;

обосновывать:

взаимосвязь строения и функций тканей, органов;

значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;

использование живых организмов и продуктов их жизне­деятельности в хозяйственной деятельности человека; меры по охране редких и исчезающих растений; правила поведения в природе;

проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на пришкольном учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке;

овладеть умениями:

работать с увеличительными приборами (лупой и микро­скопом);

ставить биологические опыты, анализировать полученные данные, делать выводы;

проводить различные агротехнические приемы (рыхление почвы, внесение удобрений, полив, посев, пикировку, окучи­вание);

применять знания:

особенностей строения и жизнедеятельности декоративных и сельскохозяйственных растений для их выращивания;

для профилактики заболеваний и отравлений человека, вызываемых бактериями, грибами, растениями.


VIII КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 6 ч – резервное время)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Основные признаки животных. Строение и функции живот­ного организма. Типы симметрии. Классификация животных, основные систематические категории (вид, род, отряд, класс, тип). Роль животных в природе и жизни человека.
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распростра­нения кишечнополостных.

Пресноводный полип гидра. Двуслойность. Клеточный со­став наружного и внутреннего слоя. Разнообразие клеток. Ре­генерация, движение, питание и пищеварение. Бесполое и по­ловое размножение. Диффузная нервная система, рефлексы.

Многообразие кишечнополостных. Медузы, коралловые по­липы, особенности их строения.

Значение кишечнополостных.

Демонстрации: таблицы.
ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распростра­нения плоских червей.

Белая планария. Особенности строения и жизнедеятель­ности.

Паразитические черви. Бычий цепень, печеночный сосаль­щик, их строение и циклы развития. Меры борьбы с парази­тами, профилактика заражения.

Демонстрации: таблицы.
ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распростране­ния круглых червей.

Аскарида человеческая, острица детская. Особенности стро­ения и жизнедеятельности. Меры профилактики.

Многообразие и роль круглых червей в природе.

Демонстрации: таблицы. Влажные препараты круглых червей.
ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности и распростране­ния кольчатых червей.

Дождевой червь. Среда обитания, движение, внешнее и внут­реннее строение. Размножение и развитие. Регенерация. Роль дождевых червей в процессах почвообразования.

Многообразие кольчатых червей.

Демонстрации: таблицы.

Демонстрационные опыты

1 Наблюдение за движением и реакциями на раздражение дождевого червя.
ТИП МОЛЛЮСКИ (3 ч)

Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Беззубка, прудовик, кальмар. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

Лабораторные работы

1 Изучение строения раковины беззубки и прудовика.
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (14 ч)
Общая характеристика типа (1 ч)

Особенности строения и жизнедеятельность. Классификация членистоногих.
Класс Ракообразные (3 ч)

Среда обитания ракообразных и приспособления к водному образу жизни.

Речной рак. Особенности строения и процессов жизнедея­тельности.

Многообразие ракообразных. Их роль в природе и жизни человека.

Демонстрации: таблицы и коллекции: внешнее строение рака.

Лабораторные работы

2. Изучение внешнего строения речного рака.
Класс Паукообразные (2 ч)

Особенности строения, процессов жизнедеятельности и по­ведения в связи с жизнью на суше.

Паук крестовик. Особенности строения и процессов жизне­деятельности.

Многообразие паукообразных. Растительноядные, хищные и паразитические клещи. Клещи как переносчики и возбудители заболеваний человека и сельскохозяйственных животных. Профилактика заболеваний и борьба с клещами.

Демонстрации: таблицы.

Класс Насекомые (8 ч)

Внешнее строение насекомых: отделы тела, конечности, крылья, покровы.

Майский жук. Особенности внутреннего строения. Дыха­тельная, пищеварительная, выделительная, кровеносная, нерв­ная системы и органы чувств.

Поведение насекомых. Размножение и развитие. Типы раз­вития насекомых.

Многообразие насекомых. Отряды насекомых: Стрекозы, Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Пе­репончатокрылые.

Роль насекомых в природе и жизни человека. Насекомые – паразиты человека и животных, переносчики возбудителей за­болеваний. Охрана насекомых.

Демонстрации: таблицы и коллекции насекомых (пред­ставители отрядов).

Лабораторные работы

3. Внешнее строение насекомых на примере майского жука.
ТИП ХОРДОВЫЕ (32 ч)
Общие признаки хордовых животных (2 ч)

Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Образ жизни и особенности строения ланцетника как низшего хордового жи­вотного.

Подтип Черепные, или Позвоночные. Характерные черты строения позвоночных. Классификация.

Демонстрации: таблицы.
НАДКЛАСС РЫБЫ (5 ч)

Особенности рыб как водных позвоночных: форма и отделы тела, кожные покровы, скелет и мускулатура, плавательный пу­зырь.

Речной окунь. Внутреннее строение.

Размножение и развитие. Поведение рыб.

Многообразие рыб. Классы Хрящевые (Акулы, Скаты) и Костные рыбы (Кистеперые, Лососеобразные, Осетрообразные, Карпообразные, Сельдеобразные). Хозяйственное значение рыб. Охрана рыб.

Демонстрации: таблицы. Скелет рыбы.

Лабораторные работы

4. Приспособления к водному образу жизни во внешнем строении рыб.
НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ (25 ч)
Класс Земноводные, или Амфибии (3 ч)

Особенности строения и жизнедеятельности земноводных как обитателей двух сред.

Лягушка озерная. Строение кожи, скелета, конечностей, внутренних органов. Питание, дыхание, кровообращение, выде­ление, нервная система и органы чувств. Размножение и раз­витие.

Многообразие земноводных. Отряды Хвостатые и Бесхвос­тые. Значение и охрана земноводных.

Демонстрации: таблицы. Скелет лягушки.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Особенности строения и жизнедеятельности пресмыка­ющихся как первых настоящих сухопутных позвоночных.

Ящерица прыткая. Строение и процессы жизнедеятель­ности.

Многообразие пресмыкающихся. Отряды Чешуйчатые, Кро­кодилы, Черепахи, их значение и охрана.

Демонстрации: таблицы. Скелет ящерицы.
Класс Птицы (7 ч)

Особенности строения и процессов жизнедеятельности птиц в связи с приспособлением к полету.

Сизый голубь. Перьевой покров, строение скелета, муску­латуры, внутренних органов. Усложнение нервной системы, органов чувств и поведения. Размножение и развитие.

Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц: птицы лесов и открытых пространств; водоплавающие и околоводные птицы; птицы культурных ландшафтов. Роль птиц в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана птиц.

Демонстрации: таблицы. Чучела и скелеты птиц, модель яйца.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей