VII КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 5 ч – резервное время) Введение (2 ч)
Биология – наука о живой природе. Общие признаки и свойства живых организмов. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, их роль в природе. Царства живых организмов.
Значение растений в природе и жизни человека.
Экскурсии
1. Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТОК (4 ч)
Строение клеток. Клеточная оболочка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, ядро. Разнообразие клеток в связи с выполняемыми функциями.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, обмен веществ, питание, дыхание. Деление и рост клеток.
Демонстрации: таблицы; рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, мякоти плода рябины. БАКТЕРИИ (4 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Многообразие форм, строение, движение и питание бактерий. Понятие о сапротрофах и симбионтах. Дыхание бактерий. Размножение бактерий. Спорообразование, распространение.
Цианобактерии. Особенности их строения и жизнедеятельности.
Роль бактерий в природе и жизни человека. Участие в круговороте веществ. Бактерии как возбудители болезней. Практическое использование бактерий.
Демонстрации: таблицы строения бактерий; культура сенной палочки. Влажные препараты корней бобовых растений с клубеньками. ПРОТИСТЫ (7 ч)
Общая характеристика протистов. Особенности среды обитания, строения и жизнедеятельности. Форма тела, питание и пищеварение, дыхание, выделение и размножение. Передвижение. Раздражимость. Инцистирование.
Гетеротрофные протисты. Амеба обыкновенная, инфузория туфелька.
Автотрофные и автогетеротрофные протисты. Общая характеристика водорослей как фотосинтезирующих организмов. Размножение водорослей.
Одноклеточные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности на примере хлореллы, эвглены зеленой.
Колониальные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности колониальных водорослей на примере вольвокса.
Многоклеточные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности многоклеточных водорослей на примере зеленых водорослей (улотрикса, спирогиры), бурых водорослей (ламинарии). Понятие о закономерной смене способов размножения (на примере улотрикса). Зеленые водоросли – предшественники наземных растений. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Демонстрации: таблицы, микропрепараты автотрофных протистов.
Лабораторные работы
1. Изучение строения спирогиры. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (5 ч)
Общая характеристика грибов. Среда обитания, строение и жизнедеятельность.
Плесневые грибы и дрожжи. Мукор, пеницилл и дрожжи. Хозяйственное значение плесневых и дрожжевых грибов.
Шляпочные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов. Питание. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлениях.
Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, животных и человека (микозы). Значение грибов в природе и жизни человека.
Лишайники. Лишайники — симбиотические организмы. Строение таллома, питание, размножение лишайников. Роль в природе.
Демонстрации: таблицы; муляжи и натуральные плодовые тела шляпочных грибов. Кусочки субстрата (хлеб, сыр, томатная паста, повидло) с плесневыми грибами. Органы растений, пораженных разными грибами-паразитами. Коллекции лишайников.
Практические работы
1. Выращивание плесневых грибов на разных субстратах (опыт в домашних условиях). РАСТЕНИЯ (43 ч) Вегетативные органы растений (18 ч)
Общая характеристика растений. Жизненные формы растений. Ткани (образовательные, покровные, механические, проводящие, основные) и органы растений.
Корень. Функции корня. Виды корней. Корневые системы. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Рост корня. Видоизменения корня (корнеплоды, корневые клубни, корни-присоски) и их значение.
Побег. Функции побега. Основные части побега. Почка – зачаточный побег. Типы почек по расположению (верхушечные, пазушные, придаточные) и строению (вегетативные, генеративные). Развитие побега из почки.
Стебель. Разнообразие стеблей. Рост стебля в длину. Внутреннее строение стебля в связи с выполняемыми функциями (на примере древесного растения). Передвижение по стеблю воды, минеральных и органических веществ. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец.
Лист. Функции листа: фотосинтез, дыхание, испарение воды. Внешнее строение листа. Простые и сложные листья. Жилкование листа. Внутреннее строение листа в связи с его функциями. Листопад и его значение.
Видоизменения побега: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение.
Вегетативное размножение растений. Размножение растений видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.
Демонстрации: таблицы; опыты, показывающие верхушечный рост корня; влияние на рост корня удаления его кончика. Результаты опытов, доказывающих рост побега, испарение воды листьями. Видоизмененные листья. Строение корневых систем. Строение кончика корня. Внутреннее строение древесного растения. Определение возраста стебля по спилу.
Лабораторные работы
2 Строение почек, расположение их на стебле.
3 Изучение внешнего строения простых и сложных листьев.
4 Изучение видоизмененных побегов: клубня, луковицы.
Практические работы
2. Вегетативное размножение растений. Споровые растения (6 ч)
Мхи. Кукушкин лен: строение, размножение, цикл развития. Сфагновые мхи: строение и размножение. Образование и использование торфа. Роль мхов в природе.
Папоротники. Строение папоротника щитовника мужского. Размножение и цикл развития папоротников. Разнообразие папоротников. Роль папоротников в природе.
Хвощи, плауны. Особенности строения и размножения хвощей и плаунов. Разнообразие и значение.
Демонстрации: таблицы. Живые и гербарные экземпляры растений: мхов, хвощей, плаунов и папоротников. Торф и продукты его переработки. Отпечатки вымерших папоротников. Строение хвоща полевого.
Лабораторные работы
5 Изучение внешнего строения мха (кукушкин лен, сфагнум). Семенные растения (19 ч)
Голосеменные. Общая характеристика. Строение и размножение голосеменных на примере сосны. Значение голосеменных.
Покрытосеменные. Общая характеристика.
Цветок. Цветок, его строение и функции. Соцветия и их биологическое значение. Опыление (самоопыление, перекрестное опыление). Двойное оплодотворение, образование плодов и семян.
Плоды. Строение и классификация плодов. Распространение плодов. Биологическое и хозяйственное значение плодов.
Семя. Строение семян однодольных и двудольных растений. Условия прорастания семян. Посев семян. Питание и рост зародыша и проростка. Уход за посевами.
Многообразие покрытосеменных. Основные систематические группы: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. Отличительные признаки двудольных и однодольных растений. Характерные признаки и практическое значение растений семейств (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые, Злаки). Дикорастущие и культурные растения.
Охрана растений.
Демонстрации: таблицы. Живые и гербарные экземпляры голосеменных и покрытосеменных растений. Муляжи цветков, схемы различных соцветий, коллекции плодов. Опыты, доказывающие наличие в семенах воды, минеральных и органических веществ; значение воды, кислорода и тепла для прорастания семян; дыхание семян; питание проростков запасными веществами семени. Определение всхожести семян культурных растений.
Лабораторные работы
6 Строение цветка.
7 Изучение строения соцветий.
8 Строение семян однодольных и двудольных растений.
Практические работы
3. Подготовка почвы к посеву. Посев семян. Уход за растениями.
Экскурсии
2. Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ VII КЛАССА
Учащиеся должны: называть:
общие признаки живых организмов;
составные части клетки: клеточная оболочка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды;
отличительные признаки бактерий, протистов, грибов, растений;
ткани: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные;
признаки однодольных и двудольных растений;
распознавать:
организмы бактерий, протистов, грибов, лишайников, растений;
клетки живых организмов, ткани, органы и системы органов растений — на препаратах, рисунках, таблицах, в гербариях; съедобные и ядовитые грибы;
приводить примеры:
организмов, принадлежащих к различным группам живой природы;
основных видов дикорастущих и культурных растений, типичных для местных условий;
редких и исчезающих видов растений местной флоры;
характеризовать:
строение, особенности процессов жизнедеятельности бактерий, протистов, грибов, лишайников, растений;
особенности строения и функций клеток, тканей и органов растений;
роль бактерий, протистов, грибов и растений в биосфере и хозяйственной деятельности человека;
проводить сравнение:
строения, процессов жизнедеятельности, роли организмов, принадлежащих к различным группам и жизненным формам; семян однодольных и двудольных растений;
обосновывать:
взаимосвязь строения и функций тканей, органов;
значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;
использование живых организмов и продуктов их жизнедеятельности в хозяйственной деятельности человека; меры по охране редких и исчезающих растений; правила поведения в природе;
проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на пришкольном учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке;
овладеть умениями:
работать с увеличительными приборами (лупой и микроскопом);
ставить биологические опыты, анализировать полученные данные, делать выводы;
проводить различные агротехнические приемы (рыхление почвы, внесение удобрений, полив, посев, пикировку, окучивание);
применять знания:
особенностей строения и жизнедеятельности декоративных и сельскохозяйственных растений для их выращивания;
для профилактики заболеваний и отравлений человека, вызываемых бактериями, грибами, растениями.
VIII КЛАСС
(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 6 ч – резервное время) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (2 ч)
Основные признаки животных. Строение и функции животного организма. Типы симметрии. Классификация животных, основные систематические категории (вид, род, отряд, класс, тип). Роль животных в природе и жизни человека. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (2 ч)
Особенности строения, жизнедеятельности и распространения кишечнополостных.
Пресноводный полип гидра. Двуслойность. Клеточный состав наружного и внутреннего слоя. Разнообразие клеток. Регенерация, движение, питание и пищеварение. Бесполое и половое размножение. Диффузная нервная система, рефлексы.
Многообразие кишечнополостных. Медузы, коралловые полипы, особенности их строения.
Значение кишечнополостных.
Демонстрации: таблицы. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности строения, жизнедеятельности и распространения плоских червей.
Белая планария. Особенности строения и жизнедеятельности.
Паразитические черви. Бычий цепень, печеночный сосальщик, их строение и циклы развития. Меры борьбы с паразитами, профилактика заражения.
Демонстрации: таблицы. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)
Особенности строения, жизнедеятельности и распространения круглых червей.
Аскарида человеческая, острица детская. Особенности строения и жизнедеятельности. Меры профилактики.
Многообразие и роль круглых червей в природе.
Демонстрации: таблицы. Влажные препараты круглых червей. ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 ч)
Особенности строения, жизнедеятельности и распространения кольчатых червей.
Дождевой червь. Среда обитания, движение, внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Регенерация. Роль дождевых червей в процессах почвообразования.
Многообразие кольчатых червей.
Демонстрации: таблицы.
Демонстрационные опыты
1 Наблюдение за движением и реакциями на раздражение дождевого червя. ТИП МОЛЛЮСКИ (3 ч)
Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Беззубка, прудовик, кальмар. Значение моллюсков в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
1 Изучение строения раковины беззубки и прудовика. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (14 ч) Общая характеристика типа (1 ч)
Особенности строения и жизнедеятельность. Классификация членистоногих. Класс Ракообразные (3 ч)
Среда обитания ракообразных и приспособления к водному образу жизни.
Речной рак. Особенности строения и процессов жизнедеятельности.
Многообразие ракообразных. Их роль в природе и жизни человека.
Демонстрации: таблицы и коллекции: внешнее строение рака.
Лабораторные работы
2. Изучение внешнего строения речного рака. Класс Паукообразные (2 ч)
Особенности строения, процессов жизнедеятельности и поведения в связи с жизнью на суше.
Паук крестовик. Особенности строения и процессов жизнедеятельности.
Многообразие паукообразных. Растительноядные, хищные и паразитические клещи. Клещи как переносчики и возбудители заболеваний человека и сельскохозяйственных животных. Профилактика заболеваний и борьба с клещами.
Демонстрации: таблицы.
Класс Насекомые (8 ч)
Внешнее строение насекомых: отделы тела, конечности, крылья, покровы.
Майский жук. Особенности внутреннего строения. Дыхательная, пищеварительная, выделительная, кровеносная, нервная системы и органы чувств.
Поведение насекомых. Размножение и развитие. Типы развития насекомых.
Многообразие насекомых. Отряды насекомых: Стрекозы, Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые.
Роль насекомых в природе и жизни человека. Насекомые – паразиты человека и животных, переносчики возбудителей заболеваний. Охрана насекомых.
Демонстрации: таблицы и коллекции насекомых (представители отрядов).
Лабораторные работы
3. Внешнее строение насекомых на примере майского жука. ТИП ХОРДОВЫЕ (32 ч) Общие признаки хордовых животных (2 ч)
Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Образ жизни и особенности строения ланцетника как низшего хордового животного.
Подтип Черепные, или Позвоночные. Характерные черты строения позвоночных. Классификация.
Демонстрации: таблицы. НАДКЛАСС РЫБЫ (5 ч)
Особенности рыб как водных позвоночных: форма и отделы тела, кожные покровы, скелет и мускулатура, плавательный пузырь.
Речной окунь. Внутреннее строение.
Размножение и развитие. Поведение рыб.
Многообразие рыб. Классы Хрящевые (Акулы, Скаты) и Костные рыбы (Кистеперые, Лососеобразные, Осетрообразные, Карпообразные, Сельдеобразные). Хозяйственное значение рыб. Охрана рыб.
Демонстрации: таблицы. Скелет рыбы.
Лабораторные работы
4. Приспособления к водному образу жизни во внешнем строении рыб. НАДКЛАСС ЧЕТВЕРОНОГИЕ (25 ч) Класс Земноводные, или Амфибии (3 ч)
Особенности строения и жизнедеятельности земноводных как обитателей двух сред.
Лягушка озерная. Строение кожи, скелета, конечностей, внутренних органов. Питание, дыхание, кровообращение, выделение, нервная система и органы чувств. Размножение и развитие.
Многообразие земноводных. Отряды Хвостатые и Бесхвостые. Значение и охрана земноводных.
Демонстрации: таблицы. Скелет лягушки. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих сухопутных позвоночных.
Ящерица прыткая. Строение и процессы жизнедеятельности.
Многообразие пресмыкающихся. Отряды Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, их значение и охрана.
Демонстрации: таблицы. Скелет ящерицы. Класс Птицы (7 ч)
Особенности строения и процессов жизнедеятельности птиц в связи с приспособлением к полету.
Сизый голубь. Перьевой покров, строение скелета, мускулатуры, внутренних органов. Усложнение нервной системы, органов чувств и поведения. Размножение и развитие.
Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц: птицы лесов и открытых пространств; водоплавающие и околоводные птицы; птицы культурных ландшафтов. Роль птиц в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана птиц.
Демонстрации: таблицы. Чучела и скелеты птиц, модель яйца.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |