Главная страница

МУ СРС ЭП. Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине


Скачать 135.5 Kb.
НазваниеМетодические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине
АнкорМУ СРС ЭП.doc
Дата28.09.2017
Размер135.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМУ СРС ЭП.doc
ТипМетодические указания
#21114
Каталог


Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет



КафедраАэрологии, охраны труда и окружающей среды








Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Направление подготовки: 030500 – Юриспруденция

Специальность:030501 -Юриспруденция

Формы обучения - очная


Тула 2011г.


Предисловие



Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведёт к дестабилизации биосферы, утрате её целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Основными задачами в указанной сфере являются создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и её неотвратимости.
Тема 1.2. Экологическая функция государства и права.

Методические рекомендации

Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления экологического правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации среди важнейших поставлена задача по «обеспечению жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире». При этом особо отмечается, что обеспечение национальной безопасности в сфере экологии становится актуальным направлением деятельности государства.Объектом государственного управления определена единая деятельность общества и государства в экологической сфере, направленная на реализацию единой государственной политики. При осуществлении этой деятельности должна быть учтена реально существующая «единая технологическая цепочка» мер, направленных, во-первых, на исключение загрязнения природных объектов, и, во-вторых, на нейтрализацию угроз со стороны загрязненных природных объектов (если меры по предупреждению загрязнения природных объектов оказались не эффективными).

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 25.12.1993. № 237.

  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 2006 № 200-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 11.12.2006. № 50. Ст. 5278.

  3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.06.2006. № 23. Ст. 2381.

  4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

  5. Федеральный закон от 04.05.1999 № 98-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.05.1999. № 18. Ст. 2222.

  6. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «О животном мире» // Собрание законодательства Российской Федерации. 24.04.1995. № 17. Ст. 1462.

  7. Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

  8. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 670 с.

  9. Духно Н.А. Экологическое право России: Учебник - М. Юрист, 2006. – 346 с.

  10. Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 688 с.

  11. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2006. – 384 с.


Тема 1.7Объекты эколо­гических отношений: история правового регулирования экологи­ческих отношений

Методические рекомендации

С одной стороны, окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, ее материальной основой, источником ресурсов. С другой стороны, территория проживания, является пространственным пределом осуществляемой государственной власти, и, кроме того, местом ведения промышленного и сельскохозяйственного производства.

В рамках окружающей среды происходит две формы взаимодействия природы и общества. Экономическая форма - использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Экологическая форма - охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания.

При изучении темы уделите внимание объектам экологических отношений, проанализируйте ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды», изучите историю возникновения и становления правоотношений. Уделите внимание становлению экологических правоотношений, их основным этапам.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 25.12.1993. № 237.

  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 2006 № 200-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 11.12.2006. № 50. Ст. 5278.

  3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.06.2006. № 23. Ст. 2381.

  4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

  5. Федеральный закон от 04.05.1999 № 98-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.05.1999. № 18. Ст. 2222.

  6. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «О животном мире» // Собрание законодательства Российской Федерации. 24.04.1995. № 17. Ст. 1462.

  7. Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

  8. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 670 с.

  9. Духно Н.А. Экологическое право России: Учебник - М. Юрист, 2006. – 346 с.

  10. Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 688 с.

  11. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2006. – 384 с.


Тема 1.10. Экологические обязанности и права граждан и общественных экологических движений.
Методические рекомендации
При изучении данной темы надо обратить внимание на конституционные прав и обязанности граждан РФ. Изучите ст.3, 11-13 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «Об охране окружающей среды». Подберите примеры из журнала «Экологическое право», из прессы или Практикума, прокомментируйте их с учетом изученного материала

Литература:


  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 25.12.1993. № 237.

  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

  3. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 670 с.

  4. Духно Н.А. Экологическое право России: Учебник - М. Юрист, 2006. – 346 с.


Тема 6.6.1.1 - 3.Нормативы качества окружающей среды: виды, функции и критерии определения. Нормативы использования природных ресурсов: виды, функции и критерии определения. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды: виды, функции, критерии определения
Методические указания
В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Определенная таким образом цель подразумевает наложение граничных условий (нормативов) как на само воздействие, так и на факторы среды, отражающие и воздействие, и отклики экосистем.

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность. Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы. К таковым относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды. В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

Под качеством окружающей среды понимают степень соотствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей среды. Этот термин означает установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на оос.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Предельно допустимый выброс (проект ПДВ) — это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.
Литература


    1. Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ №2. Ст.133.

    2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ С последующими изменениями и дополнениями

    3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями

    4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ С последующими изменениями и дополнениями

    5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ

    6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями

    7. О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1. С последующими изменениями и дополнениями

    8. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями




  1. Бринчук, М.М. Ин-т государства и права РАН. Акад.правовой ун-т. Экологическое право : учебник для вузов / М.М.Бринчук; Ин-т государства и права РАН;Акад.правовой ун-т .— 2-е изд.,перераб.и доп. — М. : Юристъ, 2005 .— 670с.

  2. Дубовик, О.Л. Ин-т государства и права РАН. Экологическое право : учебник для вузов / О.Л.Дубовик;Ин-т гос-ва и права РАН .— 2-е изд.,перераб.и доп. — М. : Проспект, 2006 .— 688с.

  3. Боголюбов, С.А. Экологическое право : учебник для вузов / С.А.Боголюбов [и др.];под ред.С.А.Боголюбова .— М. : Высш.образование, 2006 .— 485с.

6.6.1.4.Экологические требования к продукции. Нормативы санитарных и защитных зон.

Методические указания
При изучении данной темы обратите внимание на требования. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части экологических требований к продукции.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - специально выделенная территория между промышленными предприятиями и близлежащими жилыми или общественными зданиями. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) создается с целью защиты населения от влияния вредных производственных факторов (шум, пыль, газообразные и другие вредные выбросы, содержащие промышленные загрязнения). Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может составлять от 50 до 1000 м и устанавливается в зависимости от того, к какому классу принадлежит предприятие. Все предприятия разделяются по действующему законодательству на пять классов в зависимости от степени вредности выделяемых в атмосферу промышленных выбросов, совершенства технологических процессов на предприятии, наличия очистных сооружений.

10 апреля 2003 года введено постановление № 38 о введении в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03.

Теми же функциями по защите водных объектов обладают  

водоохранные зоны.  

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

 


Литература

    1. Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ №2. Ст.133.

    2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ С последующими изменениями и дополнениями

    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями

    4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями

    5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ С последующими изменениями и дополнениями

    6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-Ф3. С последующими изменениями

    7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ

    8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями

    9. О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1. С последующими изменениями и дополнениями

    10. О техническом регулировании от 27.12.2002 №184-ФЗ. С последующими дополнениями

    11. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ

    12. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ. С последующими изменениями

    13. Об охране озера Байкал: Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями

    14. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями




  1. Бринчук, М.М. Ин-т государства и права РАН. Акад.правовой ун-т. Экологическое право : учебник для вузов / М.М.Бринчук; Ин-т государства и права РАН;Акад.правовой ун-т .— 2-е изд.,перераб.и доп. — М. : Юристъ, 2005 .— 670с.

  2. Дубовик, О.Л. Ин-т государства и права РАН. Экологическое право : учебник для вузов / О.Л.Дубовик;Ин-т гос-ва и права РАН .— 2-е изд.,перераб.и доп. — М. : Проспект, 2006 .— 688с.

  3. Боголюбов, С.А. Экологическое право : учебник для вузов / С.А.Боголюбов [и др.];под ред.С.А.Боголюбова .— М. : Высш.образование, 2006 .— 485с.

Тема 6.6.3-6.6.4. Учет природных ресурсов и воздействий на окружающую среду. Лицензирование в ООС .Экологический аудит
Методические указания
Среди правовых механизмов охраны окружающей среды и управления природопользованием существует механизм учета использования и охраны природных ресурсов, а также разнообразных воздействий на окружающую среду и их источников. Вплотную к нему примыкает еще одна область информационной деятельности природопользователей — отчетность о состоянии (качестве) окружающей среды и воздействиях на нее в различных формах. Вычленение этих информационно-правовых мероприятий, осуществляемых государственными органами, предприятиями — природопользователями, а также иными лицами в отдельный механизм вполне оправдан как с позиций управления (учет является самостоятельной функцией в нем), так и с позиций юриспруденции - так как учет ведется в виде официальных документов, некоторые из которых имеют нормативно-правовой характер.

В настоящее время в Российской Федерации ведутся следующие кадастры: земельный; водный, лесной; месторождений и проявлений полезных ископаемых; объектов животного мира; природно-заповедных объектов; лечебно-оздоровительных ресурсов природы и прочие. Для каждого из них устанавливается своя структура и порядок ведения, а также специально уполномоченный в этой области государственный орган.

Изучите правовые основы лицензирования в ООС. Изучите функции экологического аудита.
Литература:

    1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

    2. Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

    3. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ

    4. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ. С последующими изменениями

    5. Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий: Утв. приказом Госкомэкологии России от 4.07.1997 № 312. С последующими дополнениями (приказ Госкомэкологи России от 31.03.1998 № 185) // БНА. 1997. № 16; 1998. № 12 (Зарегистрировано в Минюсте России соответственно 28 июля 1997 года за № 1361 и 29 апреля 1998 года за № 1519).

    6. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 22.06.2009. № 25. Ст. 3052. О техническом регулировании от 27.12.2002 №184-ФЗ. С последующими дополнениями

    7. Постановление Правительства РФ от 21.12.1999 № 1410 «О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении» // Собрание законодательства Российской Федерации. 27.12.1999. № 52. Ст. 6406.




  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 670 с.

  2. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2006. – 384 с.



Тема 7.4-7.5.: Экологическое страхование. Развитие его правового регулирования.

Методические указания

При изучении данной данной темы следует обратить внимание, что экологическое страхование выступает как совокупность перераспределительных отношений между его участниками, формирующими за счет денежных взносов, целевой страховой фонд, предназначенный для возмещения причиненных убытков (ущерба) предприятиям и организациям или для оказания денежной помощи гражданам.

Страхование осуществляется в обязательной или добровольной формах. Принципиальная особенность экологического страхования - страховые отношения, возникают по поводу рисков ответственности за вред, причиненный воздействием на природный объект либо природного объекта на третьих лиц.

Страхование аварийного загрязнения окружающей среды ориентируется на риск. Его величина при загрязнении окружающей среды зависит от объема, степени опасности поступившего вредного вещества; характера ущерба; периода загрязнения и времени года.

Убытками в экологическом страховании считаются потери третьих лиц, обусловленные аварийным выбросом в окружающую среду вредного вещества.
Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 25.12.1993. № 237.

  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

  3. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 670 с.

  4. Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 688 с.

  5. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: ИД

  6. «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2006. – 384 с.



Тема 11( 11.1-11.3) Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.

Методические указания

Следует обратить внимание на правовые основы, регламентирующие данный вид деятельности, обеспечение прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, а также обязанности граждан и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности.

Следует обратить внимание на ст.44.ФЗ №7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», определяющей требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Литература

    1. Конституции Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993. М., 2002.

    2. Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ №2. Ст.133.

    3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-Ф3. С последующими изменениями

    4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ

    5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями

    6. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями

    7. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ. С последующими изменениями //СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2.

    8. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями

    9. Бринчук, М.М. Ин-т государства и права РАН. Акад.правовой ун-т. Экологическое право : учебник для вузов / М.М.Бринчук; Ин-т государства и права РАН;Акад.правовой ун-т .— 2-е изд.,перераб.и доп. — М. : Юристъ, 2005 .— 670с.

    10. Дубовик, О.Л. Ин-т государства и права РАН. Экологическое право : учебник для вузов / О.Л.Дубовик;Ин-т гос-ва и права РАН .— 2-е изд.,перераб.и доп. — М. : Проспект, 2006 .— 688с.

    11. Боголюбов, С.А. Экологическое право : учебник для вузов / С.А.Боголюбов [и др.];под ред.С.А.Боголюбова .— М. : Высш.образование, 2006 .— 485с.

    12. Экологическое право : Федеральный журнал : Научно-практическое и информационное издание .: ИГ"Юрист"


Тема 13. (13.1-13.2) Правовой режим зон чрезвычайной экологической си­туации и зон экологического бедствия. Правовой режим территорий неблагополучной экологической обстановки. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Методические указания
При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ «О защите населения от ЧС природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. При изучении материалов данной темы познакомьтесь с классификаций ЧС.Закон "Об охране окружающей природной среды" называет два вида экологически неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основании государственной экологической экспертизы.
В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
Усиление антропогенного воздействия на природу в условиях современ­ного научно-технического прогресса проявляется в возрастании темпов за­грязнения окружающей природной среды, истощении природных ресурсов, ухудшении среды обитания человека. Это приводит к сокращению экологи­чески благоприятных для жизни людей территорий и образованию зон повышенной экологической опасности, характеризующихся высоким и посто­янным уровнем загрязнения, истощения природной среды и как следствие этого - повышенной заболеваемостью населения.

В числе таких зон Закон об охране окружающей природной среды выде­ляет зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия (ст. 58, 59).

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки тер­ритории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происхо­дят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

В таких зонах должны прекращаться деятельность, отрицательно влияю­щая на окружающую природную среду, приостанавливаться работа пред­приятий и организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих не­благоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваться отдельные виды природо­пользования, проводиться оперативные меры по восстановлению и воспро­изводству природных ресурсов.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за со­бой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зо­ны чрезвычайной экологической ситуации. На территории зоны должны прекращаться деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с об­служиванием проживающего на ней населения, запрещаться строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничивать­ся все виды природопользования, приниматься оперативные меры по вос­становлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окру­жающей природной среды.

 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" вводит более общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ушерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации подразделяются нелокальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Литература:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

  2. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ « О защите населения от ЧС природного и техногенного характера»

  3. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 670 с.

  4. Духно Н.А. Экологическое право России: Учебник - М. Юрист, 2006. – 346 с.



Тема 15. (15.1-15.6) Общие закономерности формирования национального экологического права и управления в зарубежных государствах Правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах: правовая охрана окружающей среды от загрязнения, проблемы юридической ответственности за экологические правонарушения
Методические указания

Экологическое право промышленно развитых капиталистических государств является неотъемлемой частью законодательства. Экологическое Законодательство отражает в определенной степени географические, этнические и социально-экономический условия конкретных территорий.

В июне 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, продолжая традиции Стокгольмской конференции, рассмотрела положение дел с охраной окружающей среды в мире и определила дальнейшие шаги человечества в достижении целей устойчивого развития. Принятые Конференцией Декларации и « Повестка дня на XXI век » (долгосрочная программа) стали основополагающими документами современного международного экологического сотрудничества и развития международного экологического права. В целях обеспечения неуклонного соблюдения государствами требований международного экологического права на международном уровне проводится большая аналитическая работа по оценке состояния международного экологического права, его исполнимости и определение мер стимулирования государств к исполнению права.

Независимо от структурно-функциональных особенностей законодательной базы и исполнительной власти, механизм управления качеством окружающей природной среды направлен на решение важных задач:

  1. Борьба с различного вида загрязнениями окружающей природной среды.

  2. Развитие заповедной охраны природы.

  3. Рациональное природопользование

  4. Восстановление нарушенного экологического равновесия

К числу развитых капиталистических стран принято от­носить некоторые государства Западной Европы, США, Канаду и Японию. Хотя по уровню развития экономики и социальной сферы эти страны не одинаковы, они считаются наиболее динамичными в историческом процессе. США и Япония име­ют лучшие показатели развития, а среди западноевропейских государств более высокой степенью экономического развития отличаются Соединенное Королевство Великобритании и Север­ной Ирландии, Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия и Скандинавские страны. Изучите на примере ряда этих государств национальное экологическое законодательство. Обратите внимание на общие закономерности формирования национального экологического права и управления в зарубежных государствах, систему источников экологического права, правовую охрану окружающей среды от загрязнения, правовую охрану особо ценных природных территорий и объектов, организацию управления охраной окружающей среды и проблемы юридической ответственности за экологические правонарушения.


Литература

1.Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 670 с.

  1. Духно Н.А. Экологическое право России: Учебник - М. Юрист, 2006. – 346 с.

  2. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2006. – 384 с.



перейти в каталог файлов
связь с админом