Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка по итоговому тесту 2 семестр. Методические указания по сдаче итогового модуля второго семестра по курсу Химия биомолекул и наносистем


НазваниеМетодические указания по сдаче итогового модуля второго семестра по курсу Химия биомолекул и наносистем
Анкорметодичка по итоговому тесту 2 семестр.pdf
Дата07.11.2017
Размер2.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodichka_po_itogovomu_testu_2_semestr.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические указания
#30995
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Министерство образования РФ.
Департамент науки и образования г.Москва.
Российскии Научнно-Исследовательский Медицинский Универстет
Кафедра общей и биоорганической химии.
не принимали участия в подготовке этого пособия
Методические указания по сдаче итогового модуля второго семестра по курсу «Химия биомолекул и наносистем».
2-ое издание
Исправленное и дополненное
Подготовлено:
Федоров А. Ю.
Третьяков Д.
Алиакберова К.
Москва. 2015

Предисловие.
Будучи огорчены качеством преподавания химии в РНИМУ, и тем более, способом последующего контроля качества образования – тестами, мы решили оказать посильную помощь студентам в сдаче оных. Пособие представляет собой краткую, насколько возможно, инструкцию, как минимально загрузив голову таки сдать этот окаянный тест. Мы исследовали большое их количество, обобщили результаты. Вопросы были разделены на темы в таком порядке, в каком вы их изучали или якобы изучали, кому как повезло. На каждый вид вопросов мы дали ответ, в меру научный, чтобы все- таки не слишком уйти от своих химических корней, но и достаточно ясный, чтобы он мог быть воспринят среднестатистическим студентом. Теперь мы представляем свой труд на суд и пользование широкой общественности, надеюсь, наше творение сможет послужить к чьей-нибудь пользе.
Конечно, многим хотелось бы иметь готовые ответы и не париться. Объясним, почему такое желание глупо. Во-первых, вопросов уже сейчас многие сотни. Вы банально запутаетесь в горе правильных ответов, даже если они у вас будут. Во вторых, изучение динамики показывает, что каждый день добавляются новые вопросы, то есть всех правильных ответов от всех вопросов у вас все равно не будет. А глядя на все это глобально, по-моему, все же лучше что-то понимать и мыслить, чем всю жизнь списывать.
В этой методичке мы снова обращали внимание на понимание сути явлений. Это является следствием бОльшего, чем раньше, разнообразия вопросов. Поняв, как устроено нечто, вы сможете ответить на любой вопрос, с этим связанный. Но это имеет и отрицательную сторону – пособие получилось огромным по объему, и более трудно воспринимаемым. В более поздних редакциях мы постараемся это исправить. К сожалению, в этом модуле многие темы содержат плохо классифицируемые вопросы, поэтому зачастую нам приходилось давать набор правильных ответов, а не связанную теорию. Попытка дать теорию неизбежно привела бы к тому, что нам пришлось бы перепечатать Сергеева «Коллоидную химию» Но кому это нужно? Это касается тем коллоидные ПАВ, растворы ВМС и нарушение устойчивости растворов ВМС. Желающие приобщиться к этой теории могут почитать прекрасную книгу Сергеева «Коллоидная химия», желто–черно–зеленая в мягкой обложке. Там очень мало ну хотя бы не так много и только все то, что нужно.
Заранее благодарны за адекватные комментарии, дополнения и исправления к тексту. Давайте будем вместе улучшать это пособие. Приносим извинения за возможные опечатки и неточности.
Первое – следствие сжатых сроков подготовки, второе – следствие стремления изложить материал проще, что приводит к упрощениям, иногда с утратой важных деталей. Текст создан исключительно из гуманных соображений и распространяется безвозмездно.
Удачи, ни пуха, ни пера, дорогие любители химии.
Федоров Алексей, «Леша-химик»
Третьяков Данил
Алиакберова Камила
17.05.2015

Тема 0. Пролог.
Темы, изученные вами в прошлом году, но основательно забытые, нужно максимально подробно восстановить в памяти. Еще бы неплохо поддерживать изученное в первом модуле. Ну, там декарбоксилирование-элиминирование, тыры-пыры… Уже совершенно неуместно и глупо будет выглядеть, если нам с вами придется заниматься такими банальными вещами, как выяснения того, что такое альдегид, карбоновая кислота, амин и т.д. Для слоупоков могу рекомендовать обратить внимание на приложения липиды, изданное отдельным файлом, там изображены внезапно липиды и вещества, из которых они состоят.
Тема 1. Липиды
Введение. Основным, что нужно понять – это из чего состоят липиды и, соответственно, что из них получается при гидролизе.
Название
Из чего состоит-что получается при гидролизе
Связи
Простые липиды
Воск
Одноатомный спирт+жирная кислота
1 сложноэфирная
Жир
Глицерин + 3 жирных кислоты
3 сложноэфирных
Фосфолипид, глицеролипид фосфатидовая кислота
Глицерин + 2 жирных кислоты + фосфорная кислота
3 сложноэфирных фосфатидилэтаноламин
(коламинкефалин)
Глицерин+2жирных кислоты+фосфорная+коламин
4 сложноэфирные фосфатидилхолин
(лицитин)
Глицерин+2жирных кислоты+фосфорная+холин
4 сложноэфирные фосфатидилсерин
Глицерин+2жирных кислоты+фосфорная+серин
4 сложноэфирные
Сфинголипид, тоже простой липид
Церамид
Сфингозин+жирная кислота
1 амидная
Сфинголипид, фосфолипид
Сфингомиелин
Сфингозин+жирная кислота+фосфорная+холин
1 амидная и 2 сложнофжирных
Сфинголипид, гликолипид
Цереброзид
Сфингозин+жирная кислота+углевод(глюкоза, манноза, галактоза)
1 амидная, 1 гликозидная
Ганглиозид
Сфингозин+олигосахарид+жирная кислота естесна
1 амидная, 1 гликозидная
Формулы всей этой радости можете найти в приложении, хехе…
Так же важно иметь ввиду формулы жирных кислот. Их всего 6:
Насыщенные (пальмитиновая, стеариновая);
Ненасыщенные (олеиновая(1), линолевая(2), линоленовая(3), арахидоновая(4)) цифры в скобках означают количество двойных связей, в некоторых вопросах это архиважно, товарищи.
Собственно, все по сути. Курите формулы, и будет вам счастье.
Типичные вопросы:
1.
Состав липидов для Рашида для слоупоков, мы не разжигаем!

Пример:
Ну неужели вы еще не заглянули в таблицу?
Как с этим бороться:
С*ки, посмотрите в таблицу!!! Обратите свое внимание на таблицу во введении, дорогие любители химии. Имейте в виду, что коламин, аминоэтанол и аминоспирт – одно и то же вещество, а глицерин – спирт многоатомный.
2.
Связи
Пример:
Сфингомилеин – это как миозин, но только немножко с финго…

Как с этим бороться:
Нужно понять какого это вида липид (на картинке сфингомиелин), приложение должно облегчить эту задачу, а дальше – посмотреть таблицу
3.
Двойные связи в жирных кислотах.
Пример:
Ох уж эти злоебучие названия… Особенно мы недоумеваем, как можно было назвать кислоты
линолевой и линоленовой? Хуй различишь же…
Как с этим бороться:
Ненасыщенные жирные кислоты своими тентаклями двойными связями могут вступать в реакции, характерные для алкенов (привет, ЕГЭ!!!) с галогенами(F, I, Cl, Br), водородом, галогеноводородами и водой, т.е. если в липиде есть ненасыщенная жирная кислота то он может вступать во все эти реакции, но осталось еще прочитать эти названия.
4.
Количество двойных связей
Пример:
Сдохни, пытаясь это прочесть…

Как с этим бороться:
Самое сложное в этом вопросе – прочесть название вещества. В названии нужно увидеть названия жирных кислот, что является нетривиальной задачей. Это же просто язык сломать можно. В названии находим названия жирных кислот. В жирных кислотах – двойные связи. Обратите внимание, что в липидах, где есть сфингозин (церамид, сфингомиелин, цереброзид), будет +1 двойная связь за счет сфингозина.
5.
Гидролиз
Пример:
Спой
лер: Б
Как с этим бороться:
При гидролизе или омылении липидов получаются те вещества, из которых они состояли. ВНЕЗАПНО
ДА??? Не ждали такого поворота событий, мои юные друзья? Обратитесь к таблице, и вам вновь откроется бездна знаний. Обратное утверждение тоже верно. Например, если при гидролизе некоего липида получается глицерин, 2 жирные кислоты и фософрная кислота, то следовательно исходный липид был фосфатидовой кислотой. При омылении, в отличие от гидролиза, жирные кислоты выделяются в виде солей, т.е. при гидролизе воска получится одноатомный спирт и жирная кислота, а при омылении воска – одноатомный спирт и соль жирной кислоты.
6.Два тупых утверждения

Только А (ответ с)
ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ
Просто читайте учебник. Если вам повезет – что то из прочитанного совпадет с полученным вопросом.
Поделюс опытом: насыщенные кислоты входят в животные жиры, ненасыщенные - в растительные.
Температура плавления с ростом насыщенности повышается. Олеиновая кислота – ω-9, линолевая ω-6.
Из сочувствия вам можем ответить – в первом скрине оба ответа верные.

7) Соотнесите сраные формулы
Ох уж эти заборы…
Как с этим бороться: в приложении должны быть формулы составляющих липидов, а так же самих липидов. Если их нет в приложении – учебник, гугль, шпоры, такие пироги, а вообще они есть.
7) Ассиметрические атомы.
Изображение не найдено…
Сфингозин в формуле дает +2 к асимметрическим атомам, углеводы (глюкоза, маноза, галактоза) дают
+5 к асимметрическим атомам. Для чайников: в церамидах и сфингомиелинах 2 ассиметрических атома, в цереброзидах – 7.
Тема 2. Колоидные ПАВ и дисперсные системы.
Введение: Это сложная тема, т.к. содержит большое количество разнообразных вопросов. Фактически тема состоит из двух не сильно связанных разделов: дисперсные системы и коллоидные ПАВ. Опишем отдельно каждый раздел.

Дисперсные системы – это системы, состоящие из частиц, распределенных в среде. Важно понять, какими они бывают.
Частицы
Среда
Система
Примеры
Твердые
Твердая
Сплав – для РНИМУ это не нужно
-
Твердые
Жидкая
Суспензия (золь)
Красная, красная кровь…
Твердые
Газ
Аэрозоль
Пыль, дым, порошок
Жидкие
Твердая
Пористые тела
Губки во влажном состоянии
Жидкие
Жидкая
Эмульсия
Нефть, молоко и еще
100500 примеров
Жидкие
Газ
Аэрозоль
Туман, облака
Газообразные
Твердая
Пористые тела
Губки сухие, пенза
Газообразные
Жидкая
Пена
Мыльная пена
Для ответа на многочисленные вопросы надо иметь ввиду, что все эти системы гетерогенны,
лиофобны, агрегативно неустойчивы, седиментационно неустойчивы и термодинамически
неустойчивы. ВСЕ!!! (кроме золя – он устойчив только седиментационно). Они не образуются самопроизвольно, а
образуются
только
в
присутствии
стабилизаторов
(эмульгаторов, пенообразователей и т. п.). Свободнодисперсные системы – все, кроме систем с твердой средой.
Системы с твердой средой называют связаннодисперсными.
Скажем пару слов об отдельных видах наиболее модных систем:
1.
Суспензии и золи. Две системы вида «Твердое в жидком» отличаются размером частиц – в суспензиях крупные, а в золях мелкие. Следовательно более легкие, а потому не оседают – седиментационно устойчивы.
2.
Эмульсии – системы вида жидкое в жидком. Эмульсии бывают прямые и обратные. Прямые – частицы масла в воде (М/В), еще называются эмульсии первого типа, обратные – частицы воды в масле (В/М), эмульсии второго типа.
Вторая составляющая этого раздела – коллоидные ПАВ. Это органические вещества дифильного строения (радикал и группы, например C17H33COONa) с числом атомов углерода от 10 до 20. Если углерода меньше, ПАВ называется истинно растворимым. ПАВ являются стабилизаторами всех дисперных систем (эмульгаторами), в этом связь этих двух частей этого раздела. К коллоидным ПАВ еще относят липиды и желчь. Для ПАВ характерно образовывать мицеллы. Об этом явлении нужно сказать чуть подробнее, потому что про мицеллы коллоидного ПАВ бывают разные вопросы, и тут как раз лучше понять суть явления, чем придумывать какие то хитрые ходы. С12Н33СООNa схематично можно изобразить значком черточка-кружочек. Черточка означает гидрофильный хвост, С12Н33, а кружок – гидрофильную группу, СООNа. Для ПАВ в растворах характерно делать так, как нарисовано ниже.

Рис.1 Прямая мицелла коллоидного ПАВ
ПАВ, спасая свои гидрофобные задницы хвосты, собираются в кучи, то есть движущей силой мицелообразования является гидрофобное взаимодействие. При попадании другого гидрофобного вещества (например, бензол) оно стремится занять положение между хвостами. Такое явление называют солюбилизацией и оно схематично изображено ниже:
Рис. 2 Солюбилизация в прямой мицелле.
Если среда – не вода, а вещество, не растворяющееся в воде, то мицелла выстраивается головками внутрь, а в мицелле прячется (солюбилизируется), если добавлена в систему, уже сама вода.

Рис. 3 Солюбилизация воды в обратной мицелле.
Типичные вопросы:
1.
Простые вопросы про дисперсные системы
Пример:
Это легкий вопрос, ну как же вам не стыдно не ответить на такой легкий вопрос (Спойлер: D)
Как с этим бороться:
Прочитать таблицу во введении.
2.
Задачи про скорость расслоения и оседания.
Пример:
Это как школьная задача в третьем классе. Сорян, криво заскринили.
Как с этим бороться:

Решается как в школе.
Путь
= время
× скорость.
То есть половина
, а
. Обратите внимание, что в задачах всегда имеют ввиду время ПОЛУоседания или расслоения, то есть под путем понимаем половину объема пены или эмульсии, а не весь. Т1/2 – время, за которое оседает половина пены. Этим временем характеризуют устойчивость пен.
Смотрите пример. Объем 60 мл, но нам надо время полуоседания, поэтому берем 30. Скорость
1 мл/с, время = путь/скорость = 30/1 = 30 секунд. В ответах вы этого не видите потому, что мы этого не заскринили.
3.
Применение эмульсий.
Пример:
Чем же лечить человека? (Спойлер: A)
Как с этим бороться:
В фармакологии прямые эмульсии называют сиропами и используют угадайте куда??? – в рот, пирорально, не ждали? Обратные эмульсии – крема и мази, применяются наружно. Аэрозоли – в дыхательные пути.
4.
Разрушение дисперсных систем.
Пример:
Спойлер: A
Спойлер: C

Спойлер: B
Спойлер: А. Ну люди, ну включите голову! Вы серьезно думаете, что добавление
пеноОБРАЗОВАТЕЛЯ может привести К РАЗРУШЕНИЮ пены? Или продувание пузырьков
воздуха? Или встряхивание? Ну больше же пениться будет только.
Как с этим бороться:
Общего способа не существует, однако когда спрашивают про химический метод, дают в качестве напрвильных ответов 3 физических способа (перемешивание, взбалтывание, ультразвук и тому подобная херня) и 1 правильный – добавление какого-нибудь вещества – химический же. Когда спрашивают про физические – наоборот, в качестве неправельных дают
3 добавить какую-нибудь фигню, и 1 правильный (встряхнуть, перемешать, ультразвук и т.д.)
Вопрос про аэрозолей – эффективный способ разрушения аэрозолей – конденсация воды, это печально. Ну, наверное, стоило бы вспомнить, что аэрозоль – система с газообразной фазой, и из этого увидеть аналогию с парами, но… ноу комментс. Там еще и элктрофильтры где то были.
5.
НЁХ.
Пример:
Бляяяяяяя… Спойлер: B
Спойлер: А

Спойлер: А, ведь число агрегации m.
Сопйлер: D.
Спойлер – С.
И еще кое что (вопросы без скринов):
1)
Где-то был дурацкий вопрос что такое степень ассоциации? Это число молекул ПАВ в
мицелле.
2)
Дисперсность пен/имульсий суспензий харакнеризуется средним размером частицы.
3)
Чем больше радикал, тем меньше ККМ
4)
Электрофильтры, если есть, то способ разрушения аэрозолей.
5)
Бойся, это достанется ТЕБЕ!!!
Как с этим бороться:
К сожалению, не существует способа объяснить это просто. Поэтому из сочуствия к вам, дорогие любители химии, мы просто приводим правильные ответы, хотя это и противоречит нашим принципам.
6.
Солюбилизация.
Пример:

Солюбилизация – странное слово. Спойлер: В
Как с этим бороться:
В вопросах про солюбилизацию иногда встречаются вариации одного и того же, поэтому мы кратко объясним смысл. Солюбилизация – это процесс перехода нерастворимых веществ в мицеллы коллоидных ПАВ. Про мицеллы ниже. У солюбилизации 2 важных условия: 1). Нужно нерастворимое в воде вещество (бензол, толуол, гептан, водоНЕрастворимые витамины и т.д.)
2). Концентрация ПАВ должна быть выше критической концентрации мицелообразования. Для чайников: правильный ответ всегда С ПАВ>ККМ.
7.
ГЛБ.
Пример:
ГЛБ. Спойлер: ПАВ с ГЛБ больше 8
Как с этим бороться:
ГЛБ – гидрофильно – липофильный балланс, характеристика ПАВ. Если у ПАВ ГЛБ меньше 3, о он не стабилизирует эмульсий. ГЛБ от 3 до 6 – стабилизирует обратные эмульсии. ГЛБ от 7 до 8
– множественные эмульсии (смесь прямых и обратных), и больше 8 – ПАВ стабилизирует прямые эмульсии.
8.
Обращение фаз.
Пример:
В

Спойлер: С
Спойлер: D
Как с этим бороться:
Данные вопросы строятся наследующем явлении: прямые эмульсии стабилизированны ПАВ с
ГЛБ>8, олеатами и стеаратами Na и K. При добавлении к ним солей Mg, Ca и Al получаются соответственно стеараты/олеаты этих металлов. А у них ГЛБ уже от 3 до 6. И что же делать эмульсии? Из прямой становиться в обратную, то есть обращение фаз. КОРОЧЕ ЗАПОМНИТЕ:
СОЛИ КАЛЬЦИЯ, МАГНИЯ И АЛЛЮМИНИЯ ВЕДУТ К ОБРАЩЕНИЮ ФАЗ.
9.
Логика.
Пример:
Тот самый гневный комментарий о людях, которые ленятся включить голову. А
Как с этим бороться:
Думать. И там таких еще много.
10.
Стабилизация дисперсных систем
Пример:
В
Как с этим бороться:

Стабилизаторы дисперсных систем (эмульсий, суспензий, пен) – коллоидные ПАВ, реже – белки. Пример – как раз такой случай.
11.
Про порошки.
Пример:
В
Как с этим бороться:
Гидрофильные порошки стабилизируют прямые эмульсии, а гидрофобные – обратные эмульсии.
12.
Классификация коллоидных ПАВ.
Пример:
A, D
Как с этим бороться:
К анионным колоидным ПАВ относятся ПАВы, содержащие группу COONa и COOK, и
SO3Na/SO3K, соли жирных и сульфо- кислот.
К катионным ПАВ относятся содержащие N
+
, соли аммония.
Неионногенные ПАВ содержат все остальное (COOCH3 и т.д.)
Амфолиты содержат и катионную, и анионную группу. Могут содержать COOH и NH2.
В примере: A, D – анионные ПАВ
В – катионное ПАВ
С – амфолит

13.
Характеристики устойчивости.
Пример:
В
Как с этим бороться:
Устойчивость эмульсий характеризуется скоростью расслоения, в устойчивость пен временем полуоседания.
14.
Задачи про кратность пен.
Пример:
Спойлер: D
Как с этим бороться:
Кратность пен = объем пены/объем жидкости, из которой получилась эта пена. Объем пены дан тупо, а объем жидкости находится как разность: что было – что осталось. В примере: жидкости было 20 мл, а осталось 10 мл. Т.е. вспенилось 10 мл. Кратность = 100/10 = 10.
15.
Верно/Не верно
Пример:

Спойлер:
Как с этим бороться:
Мы с глубочайшим презрением относимся к раздолбаям, которые нихрена не смоги запомнить ничего из предыдущего текста, где уже и так все было, или почти все. Тем не менее, заботясь о полных дибилах скорбных разумом, просто очень занятых людях, которым некогда, мы приводим дополнительно, с целью изготовления шпор, список встречаемых утверждений с оценкой их верности/не верности.
Верно:
- Движущей силой образования мицелл в водных растворах коллоидных ПАВ являются гидрофобные взаимодействия.
- Сильным стабилизирующим действием по отношению к эмульсиям обладают белки.
- Процесс мицелообразования в растворах коллоидных ПАВ обратим: при разбавлении систем, мицеллы распадаются.
Не верно:
- Пены – это полидисперсные системы типа ж/г.
- Коллоидные ПАВ – это дифильные органические соединения с небольшими углеводородными радикалами.
- Эмульсии могут быть получены из двух растворимых друг в друге жидкостей.
- Эмульсии – седиментационно устойчивые дисперсные системы.
- Для перорального введения лекарственного препарата (через рот) в качестве лекарственной формы могут применяться обратные эмульсии.
16.
Свойства эмульсий
Скрина нет, но мб будет позже
Как с этим бороться:
Прямые эмульсии окрашиваются водорастворимым красителем, смешиваются с водой, электропроводны, смачивают гидрофильную поверхность.
Обратные эмульсии – окрашиваются водонерастворимым красителем, не смешиваются с водой, электронепроводны, не смачивают гидрофильную поверхность.

Тема 3. Аминокислоты.
Введение. Это маленькая, короткая тема. Обязательно должны иметь шпоры с 20 аминокислотами+название+трехбуквенное название, иначе тут делать нечего!!
Примеры вопросов:
1)
Дать название или трехбуквенное название.
Пример:
Arg (Аргинин)
Как с этим бороться:
Угадайте как именно с этим надо бороться, ленивые ублюдки мои дорогие любители химии.
2) Еще раз с названием аминокислот.
Пример:

СПОЙЛЕР(!):Глицин, лейцин, лизин, гистидин
Как с этим бороться:
Вы что, до сих пор не написали шпоры?!
3)Классификация аминокислот
Пример:
Как с этим бороться:

Аминокислоты с неполярным радикалом: аланин, валин, лейцин, изолейцин, фенилаланин
Аминокислоты с полярным радикалом: серин, цистеин, трианин, метианин, лизин, аргинин, глутаминовая кислота, аспарагиновая кислота, глутамин, аспарагин.
Аминокислоты с ионогенным радикалом: аргинин, лизин, глутаминовая и аспарагиновая кислоты, тирозин.
Ароматические :фенилаланин, тирозин, гистидин, триптафон
Кислые: аспарагиновая и глутаминовая кислоты, тирозин
Основные: лизин и аргинин
Нейтральные: те, что с полярным радикалом, но не кислые и не основные
Алифатические: аланин, валин, лейцин, изолейцин (кроме фенилаланина)
Гетероциклические: триптофан и гистидин
4)Вопрос про формы
Пример:
При Ph
При PH>PI анионная и диполярная
При Ph=PI только диполярная
5)Интервал буферного действия
Пример:

Как с этим бороться:
Если раствор включает катионную и диполярную формы, то интервал отчитывается от pКa1.
Интервал равен от pК минус 1, до pК плюс один. Например, если pК равен 2,12, то интервал равен 1,12-3,12.
Если раствор включает анионную и диполярную формы, то интервал отсчитывается от второй консанты, pКa2, тоже минус плюс один.
6) Реакции
Окислительное дезанимирование
Пример:

Как с этим бороться:
При окисилительном дезанимировании амин превращается в кетон, значит в названии должно быть –
оксо-, -кето-
Типичные случаи:
Из аланина – пировиноградная кислота
Из аспарагиновой – щавелеуксусная
Из глутаминовой – альфакетоглутаровая
В остальных вроде бы должно получиться кето или оксо – название исходного вещества, ну или хотя бы что то похожее. Но – вскрытые покажет.
Аминокислота + спирт в кислой среде
Пример:
Правильными являются ответы, содержащие слова «гидрохлорид» и «эфир». Те, кто помнят еще школьную программу, могут утереть ностальгическую скупую слезу, да, это реакция этерификации.
Альдольное расщепление
В реакции альдольного расщепления вступают всего 2 аминокислоты: из серина получают глицин и формальдегид, а из треонина - глицин и ацетальдегид
Альдольное расщепление

Скрин подъедет позже.
Восстановительное аминирование – это метод получения аминокислот из кетокислот.
Основные примеры:
Из пировиноградной кислоты получают аланин
Из α-кетоглутаровой получают глутаровую кислоту
Из щавелевоуксусной получают аспарагиновую
Ничего не напоминает? Верно, мой догадливый друг, это оксилительное дезаминирование наоборот.
Гидроксилирование
Гидроксилируется только одна несчастная кислота – фенилаллаин, и получается тирозин
Декарбоксилирование
При декарбоксилировании получаются амины.
Бойтесь декарбоксилирования, что я могу сказать еще? Чтобы понять и простить пример, объясню: в глицине 2 атома С, при декарбоксилировании удаляем СО2, и остается один атом С, то есть метил- амин, то есть правильный ответ метиламин. Но вспомните ли вы вот так, запросто, что в глицине именно 2 С? И вспомните ли вы, в самый ответственный момент, что при декарбоксилировании удаляют СО2, а значит минус один С из амнокислоты?
Гидролиз

Гидролизу подвергаются аспарагин и глутамин, потому что амиды. Редкий студент, вспомнивший 1 модуль, понимает, что при гидролизе амидов что то получается и плачет от осознания собственной крутизны.
7)Гидролиз дипептидов
Пример:
Как с этим бороться:
При гидролизе пептиды расщеляются на составляющие аминокислоты, неожиданно, правда? При гидролизе в кислой среде группа NH2 станет NH3+, а при гидролизе в щелочной группы COOH станут
COO-. Вот это уже и правда важно.

Тема 4. Образование растворов ВМС
Введение: вопросы плохо поддаются классификации, поэтому мы сейчас приведем что-то более похожее на набор спойлеров, чем на разумную теорию.
Тем не менее, все же рискнем привести зависимости, для сильных духом, логикой, энциклопедическими знаниями и памятью.
Белки – природные органические гетероцепные поликонденсационные полиамфолиты, то есть вещества, содержащие много кислых групп (разных, но главная – СООН, OH, SH) и много же основных
(тоже разные, но главная – NH2 и гетероатомы азота). В разных средах группы могут быть заряжены – кислые минус, основные плюс. У белков есть pI – изоэлектрическая точка, такое значение рН, при котором белок заряжен нейтрально, все «+» скомпенисировнны «-». В более кислой среде суммарный заряд белка становится «+», при рН меньше рI, в более щелочной, рН больше pI, заряд становится отрицательным. Там еще много про разные полимеры. Разберем лучше в спойлерах.
Типичные вопросы:
1.
Формы белка.
Пример:
Смешная шутка должна быть здесь…
Как с этим бороться:
При Ph
При ph>pi белок находится в анионнной форме, белок-основание
При ph=pi белок находится в изоэлектрическом состояние, белок-соль
Ничего не напомнило? Это как у аминокислот. И угадайте, почему так? А потому, юный химик, что белки
– это природные полимеры, состоящие из α-аминокислот
2.
1 и 2 стадии набухания
Пример:

Как с этим бороться:
Первая стадия набухания
Вторая стадия набухания
1.
Небольшое увеличение обьема массы
ВМС
2.
Диффузия растворителя
3.
H<0
4.
S<0
5.
G<0
6.
Контракция
7.
Сольватация
1.значительное увеличение обьема и массы
2. диффузия вмс
3.h=0
4.s>0
5.g<0
3.
Полиэлектролиты.
Пример:
Белки, днк, гепарин…
Как с этим бороться:
Полимеры – вещества, состоящие из повторяющихся фрагментов – мономеров. В искуственных полимерах все просто – полиэтилен, поливиниловый спирт, полиакриловая кислота, полиэтиленимин – ежу понятно, что это полимеры, да еще и понятно, к какому классу относятся. Амины (имины) = основания, и кислоты = кислоты, оба – полиэлектролиты. С органическими полимерами хуже. Ну, ладно, во введении было, что белки (полипептиды) – это полиамфолиты. А вот фиг знает, что там в гепарине есть за группы? Или в целлюлозе? В гликогене? Ведь формулу целлюлозы не каждый может вспомнить в сегодняшний день. Вернее, вспомнить может не только лишь каждый, мало кто может ее вспомнить, как говорил классик… И это печально.

4.
Зависимость свойств от PH.
Пример:
Как с этим бороться:
Важнейший вопрос, внимание!!! Степень набухание, растворимость, вязкость, осмотическое давление, электрофоритическая подвижность зависят от PH. Если PH близко к Pi, то эти свойства минимальны, а если далеко от Pi(в любую сторону), то свойства максимальны.
Хорошо бы запилить графики, вот:
Простите за качество. Замысел – график с минимумо в рI. Горизонтальная ось –рН, вертикальная – указанные свойства.
Способность к высаливанию и набуханию от рН зависит обратно. Лучше всего высаливать в изоэлектрической точке, но это уже в следующей теме.
5.Влияние всякой фигни на степень набухания

Как с этим бороться:
На набухание влияют:
1)
Ph(смотреть выше)
2)
Кислоты и щелочи, т.к. они влияют на PH. Оба – увеличивают набухание.
3)
Соли «легких» металлов – калий, натрий, магний и соли аммония. Уменьшают степень набухания
4)
Спирт уменьшает набухание
5)
KCNS увеличивает набухание, вот такой вот негодяй.
6)
Электрофорез
Как с этим бороться:
Электрофорез-перемещение заряженных молекул в электрическом поле. Если ph в катионной форме заряжен полодительно и при электрофорезе перемещается к катоду (какая неожиданность!), если ph>pi, то белок заряжен отрицательно и перемещается к аноду.
Эф.-подвижность зависит от PH. При ph близких к pi(изоэлектрическое состояние) она минимальна, при равенстве рН=pI она вообще равна нулю, при ph далеких от pi, она максимальна.

7)
Кислотно-основные свойства белков
Как с этим бороться:
Кислотыне свойства определяются группами COOH, OH ,SH
Основные – NH2
8)
Какая то дурацкая хрень
Ответ: с

Как с этим бороться:
Помните, люди. В любой непонятной ситауции говорите, что белки это полиамфолиты. Белки обладают широким диапазоном, потому что в них много групп.
9)
рi и структура белка
Как с этим бороться:
Если в структуре белка преобладают кислые аминокислоты, то pi<7, а если основные, то pi>7
Если групп поровну, то pi примерно 6,5-7.
10)
Верные/неверные утверждения

ответ: D
Ответ: C
Ответ: a

Ответ: D
Ответ: в
Как с этим ороться:
Никак.
11)
Область антагонистичесакого набухания
Скрина то нет, конечно же.
Как с этим бороться:
Область антагонистического набухания двух белков – это область между их pI
12)
Расчет степени набухания
Пример:

Скрина то нет, конечно же. Правильно было 60%
Как с этим бороться:
Для лириков: Степень набухания равна массе поглощенной жидкости, деленной на массу до набухания, умножить на 100%
Для химиков со знанием математики:
Для четких математиков *100%
Для детей с особенностями развития
Для детей с сильными особенностями в развитии ввести в калькулятор «первая цифра в задаче» потом
«
÷
» потом «вторая цифирка» * 100, получится ответ… И это печально.
13)
Растворы белков…
Пример:

Скрина то нет, конечно же. Есть
Как с этим бороться:
Верное: гомогенны, лиофильны (назло гетерогенным системам), образуются самопроизвольно, термодинамически устойчивы.
Тема 5. Нарушение устойчивости растворов ВМС.
Введение.
Короткая, легкая тема. Печалит только большое количество странных определений. Выучить их – да и все.
Высаливание это обратимое выпадение белка в осадок при добавлении к раствору больших количеств солей легких металлов или аммония, без нарушения нативной структуры.
Механизм высаливания – связывание свободной воды солями(к нему приводит KCl, (nh4)2So4)
Денатурация - это необратимое нарушение четвертичной, вторичной, третичной структуры белка.
Её могут вызывать: соли тяжелых металлов – свинец, ртуть, медь, повышение или повышение температуры, кислоты, щелочи, радиация и ультразвук, мочевина, спирт (только в больших количествах – бухайте смело, товарищи), ацетон.
Коалесценция – слияние капель

Коацервация – выделение из раствора полимера новой жидкой фазы.
Синерезис – старение студней
Тиксетропия – обратимое превращение студней в раствор, происходящее под внешней механической нагрузкой
Структурообразование – это образование структуры в расторве вмс (масло масляное получилось)
Ему способствуют ph близкие к pi и охлаждение.
Комплексная коацервация – расслоение растворов двух разных ВМС при их смешивании (крахмал и желатин).
Даже не будем копать основные типы вопросов, знания этих определений будет достаточно. Только вот один, не очень то и типичный:
Типичные вопросы:
1.
Биуретова реакция.
Пример:
Как с этим бороться:
Хрень какая то попалась. Качественные реакции на белки.
2.
Всячина.
Пример:

Тут правильно отмечено
Тут надо Na2SO4
Даны определения высаливания, кристаллизации, структурообразования и тиксотропии.
Трепещите.

Как с этим бороться:
Хрень какая то попалась. Никак.
Тема 6. Хроматография.
Введение. Хроматография – это метод разделения (очистки) смесей веществ. Хроматография может быть классифицирована на:
Название
Механизм
Зачем нужна
Неподвижная фаза
Адсорбционная
Различные адсорбции веществ на неподвижной фазе
Универсальный метод. Если не понятно, как разделить 2 вещества – берут ее.
Адсорбенты
Ионнообменная
Основана на различии констант диссоциации веществ
Разделение электролитов – кислот и оснований (аминов).
Кислоты делят на анионитах, основание на катионитах.
Иониты (Катиониты и аниониты)
Молекулярно
– ситовая
Основана на различной проницаемости веществ.
Крупные молекулы проходят быстрее мелких
Предназначена для разделения веществ с большими различиями в молекулярной массе
(например, белок от низкомолекулярных примесей)
Молекулярные сита
Биоспецифическая
Различная специфичность связывания с лигандами на неподвижной фазе
Отделение белков друг от друга
Лиганды, связанные с неподвижной фазой специфическим образом
Распределительная
(бумажная)
Основана на различном распределении веществ между различными разами
Ни зачем. Устаревший метод.
Вода в порах бумаги
Классификация по геометрии неподвижной фазы:
Колоночная
Универсальна, подходит для всего
Тонкослойная (плоскостная)
Не подходит для легкоиспаряющихся веществ.
Классификация по агрегатному состоянию:

Подвижная фаза может быть жидкость или газ, неподвижная – жидкость или твердая, поэтому возникают следующие гибриды:
1). Газожидкостная – подходит для газов или веществ, которые можно легко разделить.
2). Жидкостнотвердофазная – для веществ, которые испарить нельзя (например, белки).
3). Жидкость-жидкостная
Одни раз попалось определение элюент – это подвижная фаза. Так то.
Типичные вопросы:
1.
Укажите правильное/не правильное утверждение.
Пример:
Спойлер: С
Спойлер: А
Спойлер: D
Как с этим бороться:
Читайте таблицу, ленивые свиньи! дорогие друзья.
2.
Задача про Rf.

Пример:
Извиняемся что плохо заскринили.
Как с этим бороться:
Фактор воздержания удержания рассчитывается как отношение расстояния от линии до середины пятна/расстояние от линии старта до линии фронта пробега элюэнта. В этой задаче мы случайно отрезали расстояние до середины пятна, а расстояние до фронта растворителя –
200 мм. Rf = хрен знает какое число/200. Полученный результат надо сравнить с вариантами и отметь, где совпадает.
3.
Задача на сообразительность.
Пример:
Спойлер: А
Как с этим бороться:
При тонкослойной хроматографии количество пятен = количеству веществ в разделяемой смеси. Если получилось 5 пятен, из них 2 – свидетельских, то собственно определяемых веществ было 3
4.
Порядок выхода веществ в адсорбционной хроматографии.
Пример:
Амид бутановой кислоты, которого здесь нет.
Как с этим бороться:

При разделении веществ методом адсорбционной хроматографии вещества выходят из разделительной колонки в порядке уменьшения теплот адсорбций.
5.
Истинность суждений.
Пример:
1 не верно, 2 верно
Как с этим бороться:
Никак
6.
Разделение аминокислот.
Пример:
Нет
А.
Как бороться:
При разделении аминокислот методом ионнообменной хроматографии их элюируют раствором с повышающимся pH. Аминокислоты выходят в порядке возрастания pI.
7.
Всякая всячина.
Пример:
Вроде бы хроматография нужна для разделения смесей, ну и где этот ответ? Спойлер - С
Как бороться:
Общих методов нет, даже включение головы не спасает...

8.
ГЖХ.
Пример:
Спойлер - С
Как бороться:
Основная особенность ГЖХ – то, что это газо-жидкостная хроматография. Тут в основу принципа поставлена классификация по агрегатному состоянию. По механизму она, чаще всего, адсорбционная, а по геометрии – только колоночная. Основное ограничение – нельзя делить термически нестойкие вещества, потому что ну не могут они испаряться – разлагаются при нагревании. Практически, отсюда половина вопросов о ГЖХ. Вторая половина – сбор всякого разного, снова не подлежащего классификации.

Приложение 1.
Функциональные группы органических соединений
Спирт
Дисульфид амин
Альдегид
Сложный эфир
Кетон
Имин
Карбоновая кислота амид

Приложение 2.
Неполный список используемых формул
КОЛАМИН
ХОЛИН
АЦЕТИЛХОЛИН
ГИДРОХИНОН Пирокатехин
Пара-ХИНОН (бензохинон-1,4)
ПАРА-АМИНОФЕНОЛ
ПЕНТАДИОН-2,4
(ацетилацетон)
ГЛИЦЕРИН
ГЛИЦЕРИНОВЫЙ АЛЬДЕГИД

2-ГЛИЦЕРОФОСФАТ
АЦЕТИЛФОСФАТ
АЦЕТИЛКОА
УКСУСНАЯ КИСЛОТА
АМИНОУКСУСНАЯ КИСЛОТА, ГЛИЦИН
ЩАВЕЛЕВАЯ КИСЛОТА
ПРОПИОНОВАЯ КИСЛОТА
АКРИЛОВАЯ КИСЛОТА
МОЛОЧНАЯ КИСЛОТА
ПИРОВИНОГРАДНАЯ КИСЛОТА
МАЛОНОВАЯ КИСЛОТА
МАСЛЯНАЯ КИСЛОТА
γ-АМИНОМАСЛЯНАЯ КИСЛОТА
β-ГИДРОКСИМАСЛЯНАЯ КИСЛОТА
АЦЕТОУКСУСНАЯ КИСЛОТА

ЯНТАРНАЯ КИСЛОТА
ЯБЛОЧНАЯ КИСЛОТА
ЩАВЕЛЕВОУКСУСНАЯ КИСЛОТА
ПАРААМИНОБЕНЗОЙНАЯ КИСЛОТА, ПАБК
АНЕСТЕЗИН
СУЛЬФАНИЛОВАЯ КИСЛОТА
СТРЕПТОЦИД
МОЧЕВИНА
АЦЕТИЛМОЧЕВИНА
Липоева/дигидролипоевая кислоты
ДИГИДРОКСИАЦЕТОН
АЦЕТОН
ПРОПИОНОВАЯ КИСЛОТА
КРОТОНОВАЯ КИСЛОТА
(БУТЕН-2-ОВАЯ)
ЦИСТИН

ВИННАЯ КИСЛОТА
СЕРИН
ЦИСТЕИН
БУТАНДИОВАЯ
(ЯНТАРНАЯ) КИСЛОТА
ФУМАРОВАЯ КИСЛОТА
(ТРАНС-ИЗОМЕР)
МАЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА
(ЦИС-ИЗОМЕР)
ЭТИЛЕНОКСИД
ЭТИЛЕНИМИН
….

Приложение 2. Липиды и их фрагменты.
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЛИПИДОВ
ГЛИЦЕРИН
СФИНГОЗИН
КОЛАМИН
ХОЛИН
СЕРИН
ФОСФОРНАЯ КИСЛОТА
ГЛЮКОЗА
ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ
ПАЛЬМИТИНОВАЯ КИСЛОТА С15Н31СООН
СТЕАРИНОВАЯ КИСЛОТА С17Н35СООН
ОЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА С17Н33СООН
ЛИНОЛЕВАЯ КИСЛОТА С17Н31СООН
ЛИНОЛЕНОВАЯ КИСЛОТА С17Н29СООН
АРАХИДОНОВАЯ КИСЛОТА С19Н31СООН

Воск
ЖИР
ФОСФАТИДОВАЯ
КИСЛОТА
ФОСФАТИДИЛЭТАНОЛАМИН
ФОСФАТИДИЛХОЛИН
ФОСФАТИДИЛСЕРИН
ЦЕРАМИД
СФИНГОМИЕЛИН
(ГЛЮКО) ЦЕРЕБРОЗИД

Приложение 3. Аминокислоты

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей