МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Управление качеством и сертификация Методические указания по выполнению курсовой работы в 8 семестре по учебной дисциплине Всеобщее управление качеством для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 220501 – Управление качеством Составители Пономарев СВ. Мищенко Е.С. Дивина Д.А. Тамбов 2012
2 Аннотация В методических указаниях определены цель курсовой работы, рекомендуемый порядок выполнения, примерное содержание пояснительной записки и графических материалов, рекомендации по оформлению, а также порядок защиты курсовой работы. В приложении приведены примерные темы курсовых работа также пример выполнения курсовой работы. Введение Курсовая работа по учебной дисциплине Всеобщее управление качеством это один из наиболее важных подготовительных этапов к выполнению дипломного проекта по специальности 220501 – Управление качеством. Эту курсовую работу в 8 семестре выполняют студенты группы СМК-41. В процессе работы рекомендуется использовать литературу [1-6], а также современные публикации в центральных журналах Стандарты и качество, Методы менеджмента качества, Вестник ТГТУ», Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского и др. 1. Цель выполнения курсовой работы Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний, полученных по комплексу дисциплин, связанных с изучением проблем теории и практики контроля, управления и менеджмента качества, а также выработка навыков самостоятельного решения практических задач по разработке элементов систем менеджмента качества. В результате выполнения курсовой работы студент должен уметь - обосновывать актуальность выполнения работ по проектированию, разработке, внедрению элементов (процессов) систем менеджмента качества
3 - представлять в виде сети (цепочки) процессов рассматриваемые участки производственных, технологических, организационно-управленческих и других процессов в организациях - выявлять контрольные и критические точки производственных, технологических и/или организационно-управленческих процессов - выявлять возможности (потребности) улучшения рассматриваемого производственного, технологического и/или организационно-управленческого процессов путем их исследования с применением контрольных листков, диаграммы Парето, мозговой атаки (штурма, диаграммы Исикавы и других инструментов и методов менеджмента качества - разрабатывать предложения (проекты) по улучшению рассматриваемых производственных, технологических и/или организационно- управленческих процессов - разрабатывать предложения по улучшению процессов (элементов) системы менеджмента качества (СМК) организаций - разрабатывать проекты документированных процедур и документов третьего уровня системы менеджмента качества - оценивать результативность и эффективность процессов системы менеджмента качества. 2. Организация выполнения курсовой работы Курсовая работа по учебной дисциплине Всеобщее управление качеством выполняется в 8 семестре. В качестве примерного варианта темы курсовой работы принимается один из приведенных ниже вариантов (приложение 1). По инициативе студента возможно выполнение темы курсовой работы, связанной с разработкой процессов системы менеджмента качества (применительно к производству определенного вида продукции) по тематике конкретной организации, на которой студент проходил практику и/или планирует трудоустроиться после окончания учебы (приложение 2). Закрепление за студентом темы
4 курсовой работы, с указанием руководителя и срока её выполнения, оформляется распоряжением по кафедре. Студент обязан систематически являться на консультации по расписанию, согласованному с руководителем, и предъявлять ему результаты работы в соответствии с утвержденным графиком. 3. Состав курсовой работы Курсовая работа состоит из расчетно-пояснительной записки на 30-50 страницах основного текста (выполненного в редакторе Word, кегль 14, полуторный интервал) и размещаемых в приложении графических материалов в виде поточных диаграмм, схем, чертежей и др, объемом 10-20 страниц. В приложение к расчетно-пояснительной записке помещают также результаты теоретических, численных и/или экспериментальных исследований, а также подготовленные проекты документов системы менеджмента качества. Примерное содержание расчетно-пояснительной записки Основной текст пояснительной записки должен включать в себя следующее. Титульный лист. 2. Задание на курсовую работу. 3. Содержание (оглавление. 4. Введение (обосновывает актуальность темы курсовой работы и целесообразность проведения мероприятий по улучшению качества, атак же выбор процесса, подлежащего улучшению (определяется темой курсовой работы 1 Приветствуется включение в состав пояснительной записки курсовой работы графических материалов, отражающих результаты применения новых и новейших инструментов и методов управления качеством.
5 5. Реализация на практике улучшения выбранного процесса с помощью методологии решения проблем, представляющей собой детализацию цикла PDCA Деминга [4]: I. Планирование действий, направленных на решение проблемы (фаза Plan цикла Деминга PDCA): 1. Описание проблемы ; 2. Определение фактического состояния процесса, подлежащего улучшению. Обзор данных о показателях качества выполнения процесса до улучшения с помощью простейших инструментов управления качеством a) сеть (цепочка) процессов (операций b) таблица контрольных точек. c) построение и применение контрольного листка d) применение инструмента гистограмма e) построение и анализ диаграммы Парето; f) построение и анализ временных рядов g) построение и анализ контрольных карт Шухарта; 3. Анализ причин проблемы a) применение мозговой атаки b) построение причинно – следственной диаграммы Исикавы; c) использование экспертного метода определения главной причины несоответствия d) возможно использование FMEA и/или QFD -методологий 4. Идентификация (генерирование) возможных решений проблемы ивы- бор лучшего варианта (мозговая атака, мозговой штурм, экспертный метод 5. Планирование действий, направленных на решение проблемы, улучшение производственных, технологических и/или организационно- управленческих процессов представление результатов планирования в виде плана мероприятий по улучшению II. Реализация мероприятий по улучшению (фаза Do цикла Де- минга PDCA):
6 1. Проектирование и разработка нового процесса, устройства, автоматизированной системы контроля и управления 2. Осуществление работ по закупке комплектующих, формированию (изготовлению) деталей, разработка и внедрение нового процесса, устройства, автоматизированной системы контроля и управления 3. Осуществление запланированного усовершенствования в малом масштабе (изготовление пробной партии продукции) совместно с постоянным мониторингом и измерениями III. Оценка и проверка результативности и эффективности действий по улучшению(фаза Check цикла PDCA Деминга). Измерение и проверка эффективности и результативности выполнения мероприятий, реализованных в малом масштабе - оценка результативности и/или (если возможно) эффективности (например, при оценке результативности и эффективности) учебы студента за базу сравнения можно принять среднюю успеваемость на 1 – 3 курсах и рассчитать результативность учебы на четвертом курсе. IV. Стандартизация и полномасштабное внедрение достигнутого улучшения (фаза Act цикла Деминга PDCA). В рамках этой части курсовой работы могут быть отражены следующие мероприятия - разработка (улучшение) миссии и видения организации (студента - разработка (улучшение) Политики в области качества и Целей в области качества - предложения по изменению (улучшению) сети процессов и таблицы контрольных точек - разработка проекта документированной процедуры (улучшение) прежде разработанной документированной процедуры - разработка проекта рабочей (методической) инструкции (улучшение прежде разработанной рабочей (методической) инструкции. 9. Заключение.
7 10. Список использованной литературы. ПРИЛОЖЕНИЯ к пояснительной записке П Миссия, видение и ключевые роли П Политика в области качества П Цели в области качества (измеримые) на текущий (следующий) календарный год П Проект документированной процедуры (по утвержденному варианту задания на курсовой работе. П Проект рабочей инструкции по вычислению результативности и эффективности для процесса (по заданному студенту варианту курсовой работы. Приветствуется включение в состав графических материалов курсовой работы результатов применения новых и новейших инструментов и методов управления качеством. 4. Рекомендация по оформлению материалов курсовой работы Расчетно-пояснительная записка и графические материалы должны быть оформлены в соответствии с рекомендациями [6]. При выполнении курсового проекта следует пользоваться приведенным ниже списком литературы. 5. Порядок защиты курсовой работы Оформленная курсовая работа, подписанная студентом, представляется руководителю. После просмотра и одобрения руководитель подписывает ее. Подпись руководителя на курсовой работе является допуском студента к ее защите. Защита курсовой работы проводится входе беседы с руководителем в виде ответов на его вопросы. При ответах на вопросы студент должен быть способен обосновать актуальность темы, определить цель и перечислить задачи
8 проектирования. Основная часть ответов студента должна быть посвящена изложению сущности, результативности и эффективности принятых в курсовой работе организационно-управленческих и инженерно технических решений. Желательно, чтобы при ответах на вопросы студент использовал графические материалы, приведенные в приложении к пояснительной записке. 6. Рекомендуемая литература 1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М Издательство стандартов, 2008. – 30 с 2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. – М Издательство стандартов, 2008. – 26 с 3. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – М Издательство стандартов, 2010. – 52 с 4. Пономарев, СВ. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества / СВ. Пономарев, СВ. Мищенко, В.Я. Белобрагин // М РИА Стандарты и качество, 2004. - 248 с 5. Пономарев, СВ. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества / СВ. Пономарев, СВ. Мищенко, В.Я. Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов, С.А. Пахомова, ОС. Понома- рева // М РИА Стандарты и качество, 2005. - 248 c.; 6. СТП ТГТУ 07-97 Стандарт предприятия. Проекты (работы) дипломные и курсовые. Правила оформления. Тамбов Изд-во ТГТУ. 2003. с 7. Пономарев, СВ. Осуществление процессов коррекций, корректирующих и предупреждающих действий в СМК. Методические рекомендации / СВ. По- номарев // Методы менеджмента качества. - 2011. - №8. – С. 16-23;
9 8. Пономарев, СВ. К вопросу о формировании и оценке показателей результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества / СВ. Пономарев, СВ. Миронов Стандарты и качество. - №8. – С. 70-74.
10 Приложение 1 Примерные темы курсовых работ (выполняемых по инициативе студента, связанных с разработкой процессов системы менеджмента качества (применительно к производству определенного вида продукции) по конкретной организации, на которой студент проходил практику 1. Разработка процессов системы менеджмента качества ОАО «ИС- КОЖ» применительно к производству нитроискожи – Т. 2. Разработка процессов системы менеджмента качества ОАО Электроприбор применительно к производству зарядного устройства. 3. Разработка процессов системы менеджмента качества ФГУП Пластмасс применительно к производству линолеума поливинилхлоридного. 4. Разработка процессов системы менеджмента качества ОАО Электроприбор применительно к производству радиовещательного приемника. 5. Разработка процессов системы менеджмента качества ОАО «ТВЕС» применительно к производству весов Кобра. 6. Управление процессами системы менеджмента качества в филиале ОАО «РЖД» ФГУП «ТВРЗ» применительно к производству буксы. 7. Управление процессами системы менеджмента качества ОАО «ЗПС» применительно к производству вкладыша шатунного подшипника. 8. Управление процессами системы менеджмента качества ОАО Тамбовский завод "Комсомолец" им. НС. Артемова"применительно к производству мерника. 9. Управление процессами системы менеджмента качества ОАО Корпорация химзащиты» применительно к производству самоспасателя СПИ. 2.1. Разработка процессов системы менеджмента качества применительно к производству вспененного полистирола на ООО Пенопласт
Приложение 2. Пример выполнения курсовой работы ТГТУ 220501.004 КУРСОВАЯ РАБОТА Разработка процессов системы менеджмента качества применительно к производству вспененного полистирола на ООО Пенопласт Дивина ДА, группа СМК-41 Тамбов 2010
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Управление качеством и сертификация УТВЕРЖДАЮ ИО. завкафедрой УКиС СВ. Пономарев «____» г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсовой работе по курсу Всеобщее управление качеством на тему Разработка процессов системы менеджмента качества применительно к производству вспененного полистирола на ООО Пенопласт Автор курсовой работы ДА. Дивина Группа СМК-41 Специальность 220501 Управление качеством Руководитель работы СВ. Пономарев Работа защищена Оценка Дата «____» г. Тамбов 201_
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Управление качеством и сертификация УТВЕРЖДАЮ ИО. завкафедрой УКиС СВ. Пономарев «____» г. Задание на курсовую работу студента Дивиной ДА. вариант 4 группы СМК-41 1 Тема Разработка процессов системы менеджмента качества применительно к производству вспененного полистирола на ООО Пенопласт. 2 Срок предоставления работы к защите _____________2011 г. 3 Перечень разделов пояснительной записки ВВЕДЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (PLAN) 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА, ПОДЛЕЖАЩЕГО УЛУЧШЕНИЮ ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕНОПОЛИСТИРОЛЬ- НЫХ ПЛИТ РАЗРАБОТКА СЕТИ ПРОЦЕССОВ И ТАБЛИЦЫ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК 2.3. ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА АНАЛИЗ ПРИЧИН ПРОБЛЕМЫ 3.1. ПРИМЕНЕНИЕ МОЗГОВОЙ АТАКИ 3.2. ПОСТРОЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДИАГРАММЫ 3.3 ПРИМЕНИЕ QFD – МЕТОДОЛОГИИ 3.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ FMEA – МЕТОДОЛОГИИ 4. ГЕНЕРИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ II. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ (DO) ОЦЕНКА И ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ) СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОЛНОМАСШТАБНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ДОСТИГНУТОГО УЛУЧШЕНИЯ (ACT) ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛИТИКИ И ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ Руководитель работы СВ. Пономарев Задание принял к исполнению ДА. Дивина
Изм Лист № докум. Подпись Дата Лист ТГТУ.220501.004 ПЗ КР Разраб. Дивина ДА Провер. Пономарев СВ Реценз. Н. Контр Утверд. Пономарев С.В. Разработка процессов системы менеджмента качества применительно к производству вспененного полистирола на ООО Пенопласт Лит. Листов УКиС, гр. СМК-41 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................... ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (PLAN)................................................................................................................................................... 5 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА, ПОДЛЕЖАЩЕГО УЛУЧШЕНИЮ ..................................................................................................................................... 6 ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕНОПОЛИСТИРОЛЬНЫХ ПЛИТ .................................................................................................... 6 2.2. РАЗРАБОТКА СЕТИ ПРОЦЕССОВ И ТАБЛИЦЫ КОНТРОЛЬНЫХ ТОЧЕК ........................ 10 ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА .......................................................................................... 17 a) КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК И ГИСТОГРАММА .......................................................................... 17 b) ПРИМЕНЕНИЕ ДИАГРАММЫ ПАРЕТО ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ................................................... ГЛАВНОГО НЕСООТВЕТСТВИЯ .................................................................................................... 19 c) ПОСТРОЕНИЕ И АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ КАРТЫ (ДО УЛУЧШЕНИЯ. 21 АНАЛИЗ ПРИЧИН ПРОБЛЕМЫ .......................................................................................... 25 ПРИМЕНЕНИЕ МОЗГОВОЙ АТАКИ .............................................................................. 25 ПОСТРОЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДИАГРАММЫ. 26 ПРИМЕНЕНИЕ QFD – МЕТОДОЛОГИИ. 28 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ FMEA – МЕТОДОЛОГИИ .................................................................. 34 4. ГЕНЕРИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМЫ .................................................... 35 ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ. 36 II. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ (DO) ....................................................... ОЦЕНКА И ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ) ................................................................................................................... СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПОЛНОМАСШТАБНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ДОСТИГНУТОГО УЛУЧШЕНИЯ (ACT) ......................................................................................................................... ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛИТИКИ И ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ........... ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................................... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............................................................................ ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2.4
Изм. Лист № докум. Лист 4 ТГТУ.220501.004 ПЗ КР ВВЕДЕНИЕ В настоящее время уже очевидно, что конкурентоспособность любого предприятия, независимо от формы его собственности и размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, те. оттого, в какой степени продукция удовлетворяет запросам потребителя [1,4,9,10], что обосновывает актуальность данной курсовой работы. Для успешного управления качеством организации должна определить процессы и проводить их мониторинг, осуществляемый с помощью статистических методов и инструментов управления качеством. Целью статистического управления качеством является своевременное выявление несоответствий, анализ причин их возникновения и предотвращение их повторного возникновения. Изм. Лист № докум. Лист 5 ТГТУ.220501.004 ПЗ КР
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |