Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка по иэу. Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине История экономических учений


Скачать 259.5 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине История экономических учений
Дата28.03.2020
Размер259.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файламетодичка по иэу.doc
ТипМетодические указания
#67993
страница2 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3
Тема 7. Неоклассический этап в развитии экономической мысли: Маржинализм.

Типовые учебные задания
Задание 1. Необходимо ответить на вопросы в процессе опроса:

1.Предшественники маржиналистской революции.

2.Австрийская школа: К. Менгер, Ф.фон Визер О. фон Бём-Баверк

3. Кембриджская школа: А.Маршалл, А.Пигу

4.Лозаннская школа: Л.Вальрас, В.Парето

5.Методологические принципы маржинализма

6.Провести сравнительный анализ взглядов представителей Лозаннской и Кембриджской школ. Результаты анализа оформить в таблицу.
Форма контроля
Методические указания по подготовке к практическому занятию

Задание 2.

1. Маржинализм – это…

а) банковская школа,

б) школа, соединившая трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности,

в) учение А.Маршалла,

г) анализ, основанный на изучении “предельных” величин.

2. Теория предельной полезности возникла в рамках…

а) Кембриджской школы,

б) Лозаннской школы,

в) Австрийской школы,

г) теории рациональных ожиданий.

3. Первый закон Г. Госсена гласит, что…

а) «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие»,

б) «производство порождает равный себе спрос»,

в) «ежегодный темп прироста денежной массы должен равняться среднегодовому приросту реального ВВП»,

г) «желаемость блага убывает по мере увеличения его потребления».

4. Условие равновесия потребителя известно также как…

а) первый закон Г. Госсена,

б) второй закон Г. Госсена,

в) закон Э. Энгеля,

г) закон возрастания альтернативной стоимости.

5. Основы теории спроса и предложения на товарных рынках, эластичности были разработаны…

а) А. Смитом,

б) К. Марксом,

в) Л. Вальрасом,

г) А. Маршаллом.

6. А. Маршалл известен как…

а) автор концепции «экономического человека»,

б) автор произведения «Общая теория занятости, процента и денег»,

в) ученый, заложивший основы современной микроэкономики,

г) ученый, заложивший основы современной макроэкономики.

7. Главная заслуга А. Маршалла состоит:

а) в том, что он основал теорию предельной полезности;

б) в соединении трех теорий стоимости;

в) в критике кейнсианства;

г) в применении эмпирического метода в экономике.

8. Кто предложил переименовать “политическую экономию” в “economics”?

а) А. Смит,

б) А. Маршалл,

в) М. Фридман,

г) Е. Бем-Баверк.

9. Кто ввел понятия “цена производителя” и “цена потребителя”?

а) А.Смит,

б) А. Тюрго,

в) Аристотель,

г) А. Маршалл.

Рекомендуемая литература1,3,5, из предложенного списка

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема 8. Формирование и эволюция социально-институционального направления

Типовые учебные задания
Задание 1. Необходимо ответить на вопросы в процессе опроса:

1. Т. Веблен и эволюционно-технократический институционализм

2. Правовой институционализм Дж. Коммонса

3. Статистический институционализм У.Митчелла

4. Обновленный институционализм Дж.К. Гэлбрейта

5.Англо-американская теория несовершенной конкуренции: Э.Чемберлин, Дж.Робинсон

6.Американская школа и Дж.Б. Кларк


8. Представьте «ось времени» в виде луча и нанесите на ось основные направления и школы, изученные ранее.
Форма контроля
Методические указания по подготовке к практическому занятию

Задание 2.

1. Т. Сарджент и Р. Лукас – основатели:

а) теории адаптивных ожиданий,

б) теории рациональных ожиданий,

в) теории естественного уровня безработицы,

г) концепции больших циклов конъюнктуры

2. Поводом к стагфляционным кризисам 70-х 80-х годов послужило…

а) прекращение деятельности ОПЕК,

б) введение высоких экспортных пошлин в мировой торговле,

в) понижение мировых цен на энергоресурсы,

г) повышение цен на нефть странами ОПЕК.

3. Что такое стагфляция?

а) Сочетание дефляции и спада производства,

б) сочетание инфляции и спада производства,

в) сочетание безработицы и экономического роста,

г) повышение цен на энергоносители на мировом рынке.

4. Какая школа не входит в современное неоклассическое направление?

а) Историческая школа,

б) школа рациональных ожиданий,

в) монетаризм,

г) «школа экономики предложения».

5. Какую политику школа монетаризма считала основной?

а) Фискальную,

б) кредитно-денежную,

в) антициклическую,

г) социальную.

6. «Денежное правило» М. Фридмана определяло, что прирост денежной массы должен…

а) зависеть от стадии цикла,

б) с некоторым лагом времени опережать производственный цикл,

в) соответствовать среднегодовому приросту номинального ВВП,

г) соответствовать среднегодовому приросту реального ВВП.

7. Кому принадлежат следующие слова: “Количество денег имеет исключительно важное значение для номинальных величин, для номинального дохода, для определения уровня дохода в долларах, т.е. для того, что происходит с ценами. Оно совсем неважно или, если это выглядит преувеличением, не очень важно для того, что происходит с реальным продуктом на протяжении длительных периодов времени”?

а) Дж.М.Кейнсу,

б) А.Лафферу,

в) М.Фридману,

г) Дж.К.Гэлбрейту.

8. Почему М. Фридман считал опасной дискретную кредитно-денежную политику?

а) потому что она приводит к накоплению дефицита бюджета,

б) потому что существует лаг времени между принятием решений и их эффектом,

в) потому что она требует изменения налогово-бюджетного регулирования,

г) потому что она сглаживает экономический цикл и снижает темп

экономического роста.

9. М. Фридман считал, что в краткосрочном периоде кредитно- денежная политика может повлиять на реальный выпуск и занятость вследствие…

а) эффекта мультипликатора,

б) эффекта вытеснения,

в) эффекта храповика,

г) действия не рациональных, а адаптивных ожиданий.

Рекомендуемая литература1,3,4, из предложенного списка литературы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема 9. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
Типовые учебные задания

Задание 1. Необходимо ответить на вопросы в процессе опроса:

1.Особенности развития экономической науки в России

2. Научный вклад Н.И. Туган - Барановского в понимании экономических циклов.

3. Вклад Н.Д Кондратьева в понимание экономической динамики

4. Вклад Л.И.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства

5.Рассмотрите цикличность экономического развития в историческом контексте


Форма контроля
Методические указания по подготовке к практическому занятию

Задание 2.

1. Автор трактата, предназначенного для Петра I, в котором целью было провозглашено преодоление скудости большей части населения России и создание «изобильного богатства» -

а) А.В. Чаянов,

б) К.Д. Каверин,

в) М.В. Ломоносов,

г) И.Т. Посошков.

2. К невещественному богатству И.Т. Посошков относил…

а) изобретения «вымышленников»,

б) рациональное размещение производительных сил,

в) праведные законы и управление страной,

г) людские навыки и знания.

3. Автор «Российского Атласа», где впервые представлена подробная экономико-географическая характеристика городов и уездов России –

а) А.П. Волынский,

б) М.В. Ломоносов,

в) А.Т. Болотов,

г) П.И. Рычков.

4. Чем известны российские экономисты П.И. Рычков и М.Д. Чулков?

а) они являются основателями российской статистики как науки,

б) разработали теорию трудового крестьянского хозяйства,

в) являются авторами трудов по развитию купеческого дела и торговли,

г) разработали программу крестьянской революции.

5. Государственный деятель, автор реформы государственного управления при Александре I, написавший ряд произведений, касающихся упорядочивания финансов, налогово-бюджетной системы и денежного обращения в России -

а) И.В. Вернадский,

б) Н.С. Мордвинов,

в) Н.И. Тургенев,

г) М.М. Сперанский.

6. Какую основную идею развивал Н.С. Мордвинов в своей работе “Некоторые соображения по предмету мануфактур в России и о тарифе”?

а) о значимости государственного протекционизма для развития промышленности,

б) о необходимости укрепления аграрного строя в России,

в) о важности свободной торговли для установления эффективного международного разделения труда,

г) о том, что импортные тарифы не способствуют, а препятствуют развитию

мануфактуры.

7. Н.И. Тургенев известен как…

а) автор «Общей теории занятости, процента и денег»,

б) противник развития капиталистических начал хозяйствования в России,

в) автор одного из первых налоговых трактатов, где изложены принципы рационального налогообложения для России,

г) последовательный сторонник движения декабристов.

8. Согласно экономическому учению славянофилов, основой нового аграрного строя России должны быть…

а) большие фермерские хозяйства, типа западных,

б) личные семейные хозяйства,

в) агрокомбинаты индустриального типа,

г) самоуправляемые крестьянские общины.

9. Какое направление экономической мысли В.И. Ульянов-Ленин называл «экономическим романтизмом»?

а) либеральное народничество,

б) революционно-демократическое направление,

в) западничество,

в) буржуазный либерализм.

Рекомендуемая литература1,2,3,5 из предложенного списка

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема 10. Традиции экономико-математической школы в России
Типовые учебные задания

Задание 1. Необходимо ответить на вопросы в процессе дискуссии:

1.Применение математических методов в мировой экономической мысли.

2.Особенности математического метода анализа


В.К.





Форма контроля
Методические указания по подготовке к практическому занятию

Задание 2.

1. Основатель российской статистики как науки –

а) А.И. Чупров,

б) А.А. Чупров,

в) М.Д. Чулков,

г) А.В. Чаянов.

2. М.И. Туган-Барановский известен как…

а) энциклопедист, описавший историю российской фабрики,

б) ученый создавший концепцию социального распределения доходов,

в) один из первых российских экономистов, изучавших промышленные циклы и кризисы,

г) все перечисленное – верно.

3. В.К. Дмитриев и Е.Е. Слуцкий –

а) авторы таблицы «затраты-выпуск» и межотраслевого баланса,

б) разработчики основ линейного программирования,

в) основатели первой экономико-математической школы в России,

г) сторонники институционально-социологического направления

экономической мысли в России.

4. Что из перечисленного ниже не входит в экономическое учение А.В.

Чаянова?

а) концепция трудопотребительского баланса,

б) учение о трудовом крестьянском хозяйстве,

в) учение о сельскохозяйственной кооперации,

г) концепция сбалансированного потребительского бюджета.

5. Какое из утверждений относительно экономического учения А.В.

Чаянова неверно?

а) Чаянов доказывал устойчивость индивидуального крестьянского хозяйства,

б) Чаянов доказывал, что оптимальный размер сельскохозяйственных предприятий не зависит от их отраслевой направленности,

в) Чаянов был сторонником естественных форм кооперации,

г) Чаянов считал, что деятельность трудового крестьянского хозяйства должна строиться на основе организационно-производственного плана и трудопотребительского баланса.

6. Автор теории больших циклов конъюнктуры и трендов мировой динамики –

а) А.В. Чаянов,

б) Н.Д. Кондратьев,

в) В.В. Леонтьев,

г) М.И. Туган-Барановский.

7. Конъюнктурные циклы Н.Д. Кондратьев связывал с…

а) инвестициями в создание и обновление активов длительного пользования,

б) инвестициями в обновление активной части основных фондов, то есть в машины и оборудование,

в) инвестициями в создание запасов,

г) появлением новых ресурсов и источников энергии.

8. В.В. Леонтьев является автором…

а) теории дифференциальных оптимумов,

б) «единого экономического показателя конъюнктуры»,

в) матрицы полных затрат и технологических коэффициентов,

г) концепции межотраслевых балансов и таблицы «затраты-выпуск».

Рекомендуемая литература1,3, 4,из предложенного списка

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Тема 11. Кейнсианство
Типовые учебные задания

Задание 1. Необходимо ответить на вопросы в процессе опроса:

  • Дж.М. Кейнс и суть кейнсианской революции. Отличие кейнсианства от прежних школ и направлений.
  • Теория эффективного спроса. Эффект мультипликатора
  • Спрос на деньги
    5.Последствия государственного регулирования по Кейнсу

    6. Производственная функция и ее интерпретация К.Викселлем, Н.Д.Кондратьевым, Г.Коббом и П.Дугласом
    Форма контроля
    Методические указания по подготовке к практическому занятию

    Задание 2. Ответьте письменно на поставленные вопросы

    1.Классическая школа политэкономии, ее основоположник и основные этапы

    2.Микроэкономические исследования А.Смита

    3. Теории Д.Рикардо

    4. Вклад в экономическую науку Т.Мальтуса

    Рекомендуемая литература1,3,5, из предложенного списка

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

    Тема 12. Монетаризм
    Типовые учебные задания

    Задание 1. Необходимо ответить на вопросы в процессе дискуссии:

    1.Основные характеристики монетаризма.

    2.Кризис и пути выхода из него

    3.Теория инфляции

    4.Социальная политика государства

    5.Кривая Филипса, ее интерпретация монетаристами, новыми классиками: проблемы применения на практике

    6.Дж. Гелбрейт и его вклад в экономику. Новое индустриальное общество.
    Форма контроля
    Методические указания по подготовке к практическому занятию

    Задание 2.

    1. Какую политику школа монетаризма считала основной?

    а) Фискальную,

    б) кредитно-денежную,

    в) антициклическую,

    г) социальную.

    2. «Денежное правило» М. Фридмана определяло, что прирост денежной массы должен…

    а) зависеть от стадии цикла,

    б) с некоторым лагом времени опережать производственный цикл,

    в) соответствовать среднегодовому приросту номинального ВВП,

    г) соответствовать среднегодовому приросту реального ВВП.

    3. Кому принадлежат следующие слова: “Количество денег имеет исключительно важное значение для номинальных величин, для номинального дохода, для определения уровня дохода в долларах, т.е. для того, что происходит с ценами. Оно совсем неважно или, если это выглядит преувеличением, не очень важно для того, что происходит с реальным продуктом на протяжении длительных периодов времени”?

    а) Дж.М.Кейнсу,

    б) А.Лафферу,

    в) М.Фридману,

    г) Дж.К.Гэлбрейту.

    4. Почему М. Фридман считал опасной дискретную кредитно-денежную политику?

    а) потому что она приводит к накоплению дефицита бюджета,

    б) потому что существует лаг времени между принятием решений и их эффектом,

    в) потому что она требует изменения налогово-бюджетного регулирования,

    г) потому что она сглаживает экономический цикл и снижает темп

    экономического роста.

    5. М. Фридман считал, что в краткосрочном периоде кредитно- денежная политика может повлиять на реальный выпуск и занятость вследствие…

    а) эффекта мультипликатора,

    б) эффекта вытеснения,

    в) эффекта храповика,

    г) действия не рациональных, а адаптивных ожиданий
    Рекомендуемая литература1,3,4,5, из предложенного списка

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

    1   2   3

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей