Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование


Скачать 393.5 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование
Анкорmetodichka po diplomam psikhologia obrazovania.doc
Дата26.09.2017
Размер393.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetodichka_po_diplomam_psikhologia_obrazovania.doc
ТипМетодические указания
#19857
страница2 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4
Раздел «Введение»содержит краткое обоснование выбора темы дипломной работы и сжатую характеристику самого исследования.

Все ключевые моменты введения должны быть выделены жирным шрифтом. Каждая характеристика излагается с красной строки.

Традиционно последовательность его описания выглядит следующим образом:

1) актуальность исследования;

2) проблема исследования;

3) тема выпускной квалификационной работы;

4) объект исследования;

5) предмет исследования;

6) цель исследования;

7) гипотеза исследования;

8) задачи исследования;

9) методологические основы исследования;

10) методы и методики исследования;

11) экспериментальная база исследования;

12) научная новизна и теоретическая значимость исследования;

13) практическая значимость исследования;

14) апробация результатов исследования1;

15) структура выпускной квалификационной работы.

Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач.

Размышления должны быть направлены на решение следующего вопроса: «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». Довольно часто в качестве обоснования актуальности темы указывают на директивные документы (цитируют постановления, законы, уставы и т.п.), либо опираются на высказывания классиков, либо, не утруждая себя доказательствами, утверждают, что тема (проблема) исследована в литературе недостаточно. Чтобы доказать необходимость исследования той или иной темы (проблемы), нужно прежде всего хорошо знать ее современное состояние в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в дополнительном исследовании, какие не исследованы вовсе. Отсутствие решения тех или иных аспектов проблемы (темы) и является доказательством необходимости, актуальности ее исследования.

Далее оценивается степень разработанности проблемы – приводится краткая характеристика состояния интересующей области. Здесь должны быть перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие исследования по данной проблематике (что и кем уже сделано в науке в этом направлении).

В проблеме исследования описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания – и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей: решение проблемы отсутствует в современном знании и не может быть получено на его основе. Ставя проблему, исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?

Например, по теме: «Формирование логической культуры учащихся в процессе обучения» можно сформулировать проблему исследования следующим образом:

Таким образом, обнаруживаются противоречия между:

  • объективной потребностью общества в формировании школьника, обладающего развитой логической культурой мышления и недостаточным уровнем овладения учащимися знаниями о законах и методах формальной и диалектической логики и сформированностью умений и навыков оперировать ими на практике;

  • имеющимся потенциалом учебных предметов в развитии логического мышления учащихся и неразработанности научно-обоснованных педагогических условий его реализации.

Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.
Проблема выступает как констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний. Проблема дипломного исследования часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования.

Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет.

Под объектом исследования понимаются реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, мы должны ответить на вопрос: что исследуется?

Под предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой. Следует иметь в виду, «что в предмете исследования отражается не просто «сторона», а сторона, отражающая целостные свойства объекта, то есть изменение предмета влечет за собою изменение объекта, и наоборот. Например, в процессе обучения можно выделить содержательную, процессуальную, организационную, мотивационную стороны. Естественно, изменение, допустим, процессуальной стороны (привнесение новых методов обучения, новых технологий) приведет к изменению всего процесса обучения». Размышляя над предметом исследования, мы должны ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?

Пример. Тема дипломного исследования сформулирована следующим образом: «Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков». Объект исследования(что исследуется) можно описать таким образом: «процесс и результат коррекции Интернет-аддикции у подростков». Внутри названного объекта выделены свойства объекта – его условия, описанные как предмет исследования «педагогические условия коррекции аддиктивного поведения подростков, вызванного неуправляемым использованием Интернета».

В качестве цели исследования в дипломной работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Цель исследования описывается через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Искомым результатом могут стать: анализ, закон, закономерность, гипотеза, идея, классификация, концепция, метод, модель, подход, понятие, правило, прием, принцип, описание, рекомендация, система (дидактическая, методическая, воспитательная), средство, теория, тенденция, терминология, типология, требование, условие, функции и др.

Цель дипломного исследования можно сформулировать следующим образом – «выявить...», «определить...», «дать характеристику...», «доказать...», «обосновать...». Цель исследования должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психолого-педагогической практики или применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы.

Пример. Тема «Формирование логической культуры учащихся в процессе обучения»

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность дидактических условий формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.

Объект исследования: учебно-познавательная деятельность учащихся в процессе обучения.

Предмет исследования: дидактические условия формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.

Из предмета и цели исследования вытекает гипотезаисследованиянаучное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Она требует доказательства, обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.

В гипотезе формируется новое решение проблемы. В процессе разработки гипотеза развертывается в систему предположений, каждое из которых опирается на предыдущее. Вопрос, над которым должен рассуждать исследователь, чтобы сформулировать гипотезу, звучит так: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?

Для того чтобы сформулировать гипотезу, нужно много знать об объекте, и прежде всего – хорошо изучить ее сложившееся состояние в теории и на практике. В гипотезе не должно быть самоочевидных положений. Чаще всего она строится по алгоритму «А будет усовершенствовано, если используются В, C, D».

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Тема: «Условия формирования мотивации достижения успеха у старших школьников».

Гипотеза исследования: педагогические условия формирования мотивации достижения успеха будут эффективны, если:

– вычленить существенные признаки и функции мотивации достижения успеха у старших школьников;

определить уровни развития мотивации достижения успеха;

– разработать и экспериментально проверить систему средств формирования мотивации достижения успеха.

Данная гипотеза сформирована достаточно содержательно.
Пример 2. Тема «Формирование логической культуры учащихся в процессе обучения»

Гипотеза исследования: процесс формирования логической культуры учащихся будет более эффективным, если:

- осуществлять структурирование содержания обучения на основе обобщенных логических способов и приемов познавательной деятельности;

- обеспечить реализацию специальных логических форм и методов учебной работы, способствующих развитию логических свойств мышления;

- разработать специальные учебные задания мыслительно-коммуникативного характера по овладению учащимися логическими операциями мышления;

- обеспечить реализацию развивающих технологий обучения по формированию логико-познавательных умений и навыков учащихся в процессе познавательной деятельности.

Данная гипотеза сформирована достаточно содержательно.
Пример 3. Тема: «Роль педагогического мастерства учителя в формировании знаний школьников». Гипотеза: чем выше педагогическое мастерство учителя, тем более глубокие знания у школьников он формирует. Гипотеза неудачна, так как носит самоочевидный характер и не нуждается в проверке и доказательстве.
Из целей и гипотезы исследования вытекают и задачи исследования. Чтобы их осмыслить, исследователь должен поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели и проверить гипотезу исследования? В дипломном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Задачи исследования могут быть описаны следующими стандартизированными терминами: проанализировать, выявить, дополнить, конкретизировать, обобщить, описать, определить, проверить, разработать, систематизировать, уточнить и др.

1. Первая задача, как правило, связана с выявлением сущности, природы, структуры, законов функционирования и развития изучаемого объекта, например:

вскрытие, выявление, знакомство, исследование, описание.

2. Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов преобразования объекта, на построение его моделей, например: выработка, дополнение, использование, обобщение, подтверждение, оценка, построение, развитие, разработка, рассмотрение, создание, сравнение.

3. Третья задача направлена на разработку, создание конкретных методик педагогического действия, выработку практических рекомендаций: проверка, внедрение, применение, использование.

Пример 1. Тема дипломной работы: «Дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов».

Цель исследования: выявить дидактические условия, при которых оптимально формируется культура учебной деятельности студентов.

Задачи исследования: 1) выявить дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов как педагогическую проблему; 2) в процессе опытно-экспериментальной работы проверить дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов (на примере психологического факультета Института экономики, управления и права); 3) разработать технологию и рекомендации по управлению формированием культуры учебной деятельности студентов.
Пример 2. Тема «Формирование логической культуры учащихся в процессе обучения»

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть и обосновать сущность и содержание формирования логической культуры учащихся на основе обобщенных логических способов и приемов учебно-познавательной деятельности.

  2. Выявить дидактические условия, повышающие эффективность формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.

  3. Разработать дидактическую модель формирования логической культуры учащихся и определить логико-познавательные формы и методы её реализации в процессе обучения.

На основе разработанных показателей и критериев проверить эффективность дидактических условий и модели формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.
В разделе методологические основы исследованияприводятся названия научных подходов, принципов, теорий и концепций, положенных в основу дипломного исследования. Выбор методологических основ исследования определяет, в каких понятиях и терминах будут описаны объект и предмет исследования и его проблема, а также выбор конкретных методов и методик исследования. Все ключевые положения теорий авторов, указанных в этом разделе введения, обязательно должны быть описаны в теоретической части дипломного исследования.

Пример 1. Методологическими основами дипломного исследования на тему «Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков» могут выступать, например, теории аддиктивного поведения, изложенные в трудах Б.С. Братуся, А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, Н.П. Фетискина; труды современных авторов, исследующих формирование медиакультуры (Д.Е. Григорова, Е.С. Полат, А.В. Федоров, Ю.Н. Усов, И.Ф. Сибгатуллина); биогенетические (З. Фрейд, А. Адлеp, Э. Берн, Э. Эриксон, Э. Фромм) и социогенетические (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, А. Бандура, Р. Уолтерс) концепции отклоняющегося поведения; теория и методика применения инфокоммуникационных технологий в образовании (Д.З. Ахметова, Г.В. Ившина, Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров, Е.А. Машбиц, В.П. Дьяконов); работы о развитии, саморазвитии и самосовершенствовании личности (В.И. Андреев, Л.А. Казанцева, Л.М. Попов, Ф.Д. Ратнер и др.).
Пример 2. Теоретико-методологическую основу составили исследования: по теории и логике научного познания (М.Н. Алексеев, В.С. Библер, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и др.); концепции развития мышления (К.А. Абдульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн); по теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин), по теории проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, Г.И. Ибрагимов, М.И. Махмутов, М.А. Чошанов и др.); компетентностному подходу в образовательном процессе (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.М. Новиков, А.В. Хуторской и др.); по теории коммуникативно-развивающего обучения (И. Пассов); по теории содержания образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.).

В качестве методологических основ исследования могут выступать и отдельные принципы психологии и педагогики, такие, как принцип активности, развития, субъектности и т.д., которые акцентируют те или иные аспекты этих теорий.

Методы исследования — это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности (например, изучение и анализ научной литературы, моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.). В данном разделе также обычно указывается способ математической обработки результатов и для чего он применяется (выявление корреляции, выделение неявных связей и т.п.).

Пример. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ философской, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (анкетирование, интервьюирование, метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); педагогическое моделирование, методы математической статистики.

Экспериментальная база исследования включает в себя описание выборки испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), а также место и сроки исследования.

Желательным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы; результатом, который был получен впервые, подтвержден или обновлен, или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения. Автору необходимо ответить на вопросы: «что сделано из того, что другими не было сделано? Какие результаты получены впервые? Какие конкретные недостатки практической психолого-педагогической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?»

При этом новые результаты могут иметь как теоретический, так и практический характер. В первом случае новизна исследования может быть описана с помощью таких стандартизированных терминов, как закономерность, идея, концепция, модель, принцип, система (дидактическая, воспитательная), теория, тенденция, условия, функции и др. Практическая новизна исследования требует для своего описания терминов прием, описание, правило, рекомендация, способ, средство, технология, требование и др.
Пример. Научная новизна исследования:

  1. Выявлены и экспериментально проверены дидактические условия формирования логической культуры учащихся в процессе обучения:

- структурирование содержания обучения на основе обобщенных логических способов и приемов познавательной деятельности;

- реализация специальных логических форм и методов учебной работы, способствующих развитию логических свойств мышления учащихся;

- разработка специальных учебных заданий мыслительно-коммуникативного характера по овладению учащихся логическими операциями мышления;

- обеспечение реализации развивающих технологий обучения по формированию логико-познавательных умений и навыков учащихся в познавательной деятельности.

  1. Разработана и реализована дидактическая модель формирования логической культуры учащихся в процессе обучения. В модель включены следующие компоненты: цель, задачи; структура; технологии, обеспечивающие эффективность и качество познавательной деятельности учащихся и применяемые комплексно, как целостная совокупность дидактических, психологических и методических процедур; взаимосвязанная деятельность учителя и ученика с использованием адекватного содержания, форм и методов учебной работы; показатели развития логической культуры, а также критерии её сформированности.

  2. Выявлены дидактические возможности развивающих технологий обучения (метод проектов, дискуссионный метод, метод ролевых игр, портфолио, кейс-стади, мозговой штурм) в аспекте развития логического мышления учащихся: развитие активности и стремления к созданию чего-то нового; способностей концентрировать мыслительные усилия по решению учебных задач; генерировать идеи, выдвигать гипотезы; гибкости и рационализма мышления; критичности и способности к оценочным суждениям; видение проблем и противоречий; обобщение и свертывание мыслительных операций; рефлексия мышления и преодоление инерции; способность к переносу принципов и методов научного познания в новые ситуации.

4. Определены показатели (логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование, обобщение, конкретизация; логические свойства мышления: глубина, аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность; формы и способы мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция), критерии (овладение учащимися знаниями законов, форм и методов формальной и диалектической логики; усвоение формально-логических и диалектических форм и методов мышления, превращение их в логико-познавательные умения и навыки; сформированность у учащихся логико-познавательных операций и логических способов деятельности, умение ими пользоваться на практике) и уровни (низкий, средний, высокий) сформированности логической культуры учащихся в процессе обучения.
Теоретическая значимость исследования включает определение направления, отрасли или раздела в психолого-педагогической науке, которую обогатил своими новыми результатами исследователь, с содержательным уточнением, чем именно (разработка классификации, формулировка новых или уточнение существующих основных понятий, углубление и расширение научных представлений об объекте или явлении, описание специфики изучаемого процесса и т.п.).

Приведем несколько примеров описания дипломниками теоретической значимости исследования: выявлены уровни отношения студентов к национальной культуре и критерии каждого из уровней; выявлены основные тенденции описания педагогических проблем в непедагогической прессе; определены механизмы влияния социального положения современного учительства на профессиональные намерения выпускников; на основе типологии учителей выдвинута гипотеза об оптимальном типе учителя начальных классов; выявлены особенности потребностей современных студентов педагогических специальностей; определена специфика применения метода проблемного изложения в начальной школе.

Пример. Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов к формированию логической культуры личности в аспекте выявления связей мышления с другими психическими процессами (восприятие, представление, воображение, память, внимание); видов и этапов мыслительных операций; овладении правилами и приемами анализа и решения учебных задач; особенностей развития логического мышления учащихся, а именно логические свойства (глубина, аналитичность, осознанность, перспективность, доказательность) и качества (прогностичность, гибкость, самостоятельность).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Примеры описания практической значимости дипломных исследований: составлен алгоритм изучения фонетического материала в начальной школе; выявлены три типа заданий при формировании теоретических знаний у младших школьников; определены основные типы заданий к текстам учебника по природоведению в начальной школе; разработана система проблемных задач по изучению темы «Организм человека»; разработаны методические рекомендации для учителей по изучению темы (называется тема); разработана методика по набору оптантов для обучения в педагогическом классе; разработана методика по определению уровня адаптации первокурсников к обучению в вузе и др.

Пример. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы учителями и специалистами системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; методистами в процессе разработки учебно-методического инструментария по повышению эффективности процесса обучения в целом и формирования логической культуры учащихся в процессе обучения.
При наличии публикаций авторапо теме исследования, они приводятся в разделе апробация результатов исследования. В этот раздел включают также информацию об участии автора в научно-практических конференциях и методических семинарах по исследуемой проблеме.

Структура дипломной работы содержит описание данных об объеме работы, количестве глав, параграфов, графических объектов (графики, схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный и информативный материал), приложений, использованных литературных источников.

Объем «Введения» около 3 – 5 страниц.
Основная часть дипломной работы обычно состоит из одной теоретической и одной экспериментальной (практической) глав, при этом каждая глава – из двух-трёх параграфов. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломной работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия диплома в целом и отдельных глав или параграфов. Объем параграфа в главе должен быть не менее 5 страниц. Подзаголовки в параграфе не допускаются.

Изложение материала должно быть последовательным и логичным. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу. Каждый параграф в дипломной работе должен завершаться кратким выводом по нему. Для этого может быть выделен, например, последний абзац параграфа. Выводы могут начинаться оборотом типа «Таким образом, ...», «Следовательно, ...» и т.д. Особое внимание в выводах обращается на умение студента анализировать, обобщать изученный и изложенный материал.

Первая глава представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в дипломной работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы ее решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. Даются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения стороны проблемы. Большое значение имеет правильная трактовка понятий (дефиниций), их точность и научная обоснованность. Первая глава заканчивается проблематизацией данной области исследования, т.е. обосновывается наличие противоречия или пробела в существующем психологическом знании и происходит постановка (формулировка) нерешенной проблемы, выделяемая на основе всего предыдущего анализа существующих литературных источников. На основе поставленной проблемы в следующей главе дипломной работы формулируется гипотеза исследования.

Работая с литературой, необходимо обратить внимание на:

– общую характеристику вашей области исследования;

– классификацию основных направлений исследований в данной области, – практически используемые и находящиеся в стадии разработки направления;

– разные точки зрения на разрешение проблемы,

– результаты исследований по каждому разделу классификации, по используемому методу,

– применяемый научный аппарат.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.

Выводы по I главе показывают умение студента анализировать, обобщать и делать выводы из изученного и изложенного материала. Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала, важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент должен выразить собственное мнение и взгляды по проблеме, а также сформулировать цель следующей главы.

Вторая глава посвящена практической части исследования, в которой описывается гипотеза и методики исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты.

Вторая глава может носить эмпирический или экспериментальный характер.

Целью эмпирического исследования является сбор нового материала и обоснование приемов его анализа.

Необходимость эмпирического исследования определяется отсутствием достаточно полного описания исследуемого психического явления либо противоречием между эмпирическими данными, полученными другими исследователями. Целью исследования в таком случае будет более точное или полное определение характеристик явлений и разработка рекомендаций по практическому применению данных результатов исследования.

В теоретической части такого исследования важно уделить внимание обоснованию выбора или построения определенной категориальной системы (номинальной шкалы), в единицах которой осуществляется фиксация и анализ эмпирического материала.

В психолого-педагогических исследованиях желательно наличие формирующего этапа эксперимента, где студент применяет специальную систему мер, направленных на формирование у испытуемых определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности. Эта глава показывает умение студента планировать и проводить экспериментальное исследование. Такие дипломные работы, как правило, содержат собственные теоретические разработки студента, предлагающего новые схемы, модели осмысления уже имеющихся в науке данных, которые лучше описывают или объясняют те или иные психологические явления.

Теоретическая часть такого исследования является результатом самостоятельного теоретического поиска автора и не сводится к реферату на избранную тему. Цитирование научных источников, пересказ результатов исследований других авторов включается в текст лишь для того, чтобы позволить автору работы развернуть дискуссию с другими исследователями, изложить свою позицию, показать новый взгляд на приводимые в обзоре факты и его преимущества. Практическая часть работы содержит экспериментальную проверку выдвинутых теоретических предположений на конкретном экспериментальном материале. Особенно ценится в экспериментальных исследованиях разработка авторской программы коррекции или профилактики негативных явлений или программы развития определенных умений и навыков у испытуемых (в зависимости от целей исследования).

Структура параграфа «Организация эксперимента и обоснование выбора методов исследования» должна быть представлена следующим образом:

– гипотеза исследования (копировать из введения);

– задачи практического исследования;

– этапы исследования;

– описание методов исследования, типа и схемы эксперимента, характеристики конкретных психодиагностических методик. Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик;

– методы статистической обработки данных;

– выборка испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), место исследования.

Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Исходя из методов математической обработки, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 25–30 человек.

Цель параграфа «Анализ и обсуждение результатов исследования (эксперимента)» – связать воедино содержание теоретической и практической частей исследования и обосновать его выводы. В ходе обсуждения необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения. Анализ и интерпретация данных должны быть всесторонними и объективными. Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.

Результаты представляются в виде таблиц, графиков, рисунков. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных.

В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение.

Выводы по II главе отражают основные результаты практического исследования. Выводы излагаются кратко по пунктам: 1, 2, 3 и т.д.

Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы было не более 3-4 выводов общего и конкретного вида, которые позволят увидеть главные достижения работы, проведенной студентом. Целесообразно выводы соотнести с задачами исследования, сформулированными в начале главы. Необходимо также указать, подтвердилась ли гипотеза исследования.

1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей