Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Методическое пособие. Методическое пособие 2-е издание удк 373 025. 7 159. 925. 6 Ббк 74. 102 3 472 Серия основана в2007году


Скачать 124.15 Kb.
НазваниеМетодическое пособие 2-е издание удк 373 025. 7 159. 925. 6 Ббк 74. 102 3 472 Серия основана в2007году
АнкорЗегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Методическое пособие.docx
Дата13.01.2017
Размер124.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаZegebart_G_M__Ilicheva_O_S_Volshebnye_obvodilki_Metodicheskoe_po
ТипМетодическое пособие
#5698
Каталогid206045626Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Karpov_Mudrye_zaytsy_ili_Kak_razgovarivat_s_de.djvu, Zegebart_G_M__Ilicheva_O_S_Volshebnye_obvodilki_Metodicheskoe_po.
Показать все связанные файлы


Зегебарт Г.М., Ильичева О.С.

ВОЛШЕБНЫЕ ОБВОДИЛКИ

Формирование графомоторных навыков

Методическое пособие 2-е издание




УДК 373.2.025.7:159.925.6

ББК 74.102

3 472

Серия основана в2007году
Научный руководитель проекта: профессор, канд. педагогических наук С.Д. Забрамная
Зегебарт Г.М., Ильичева О.С.

3-472 Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. — М.: Генезис, 2010. — 32 с: ил. — (Учение без мучения).
ISBN 978-5-98563-221-7
Методическое пособие является частью комплекта коррекционно-развивающих материалов, предназначенного для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Основная цель программы — формирование предпосылок, необходимых для осуществления любой практической и особенно учебной деятельности. Занятия способствуют развитию графомоторных навыков, тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии.

В комплект входят оригинальные рисунки-образцы для копирования и методическое пособие, в котором подробно описан порядок работы с образцами, а также представлен комплекс упражнений «Гимнастика для мозга», направленный на повышение умственной работоспособности детей и создания за счет этого базы для овладения графомоторными действиями.

Комплект может быть использован для работы с детьми как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях различного вида (детские сады, реабилитационные центры, центры подготовки к школе, центры развития, школы и т.д.).

Издание предназначено для психологов, родителей, учителей, воспитателей, логопедов, дефектологов.
ISBN 978-5-98563-221-7

УДК 373.2.025.7:159.925.6 ББК 74.102

© Г.М. Зегебарт,

О.С. Ильичева, 2009

© Издательство «Генезис», 2009

© Н.В. Синельщикова, рисунки,

художественное оформление, 2009

Посвящается нашим детям Мите и Наташе
Выражаем искреннюю признательность педагогам и сотрудникам, с которыми мы имели счастье работать в ННОУ «Школа Монтессори "Елиса,,» г. Мытищи, а также в МОУСОШ № 75 городского округа Черноголовка: О.Н. Абызовой, Т.В. Аржниковой, Ю.Е. Буняевой, И. В. Валеевой, Н. А. Верховой, И.Л. Зуевой, Т.А. Клименко, Л.А. Кошиной, Н.А. Куликовой, Т. В. Лейбовой, О. Г. Лоншаковой, Т.А Савиной, М.П. Смирновой и Г.А.Фирсовой. С надеждой на будущее!

Отдельная благодарность начальнику управления образования Мытищинского муниципального района Московской области Е.А. Стукаловой.

Спасибо заведующей МДОУ № 27 «Радость» г. Мытищи Т.В. Ефремовой, а также директору МОУСОШ № 75 городского округа Черноголовка Л. А. Тройновой — за поддержку и понимание.

Мы бесконечно признательны А.Ф. Карташевой за долготерпение и участие во всех наших начинаниях.

Особая благодарность Танечке и Ольге Шкуновым за работы, предоставленные для оформления обложки.

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА
Предлагаемый комплект материалов предназначен для работы с детьми дошкольного (начиная с трех лет) и младшего школьного возраста, как в условиях семьи, так и в дошкольных и школьных учреждениях различного вида (детские сады, детские реабилитационные центры, центры подготовки к школе, центры развития, школы и т.д.).

Основная цель, которую ставят авторы, — сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий. Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля. Все эти и иные психофизические качества могут быть в значительной мере улучшены при систематической и целенаправленной работе с ребенком по предлагаемой программе.

Такая работа особенно необходима детям, у которых по разным причинам (медицинского и психологического характера) имеются те или иные нарушения в развитии, страдает моторика рук, речь, наблюдаются трудности в овладении навыками письма, рисования, чтения и т.д.

Вот почему я считаю чрезвычайно полезным предлагаемый комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми, в который входят как занятия по формированию графомоторных навыков (программа «Волшебные обводилки»), так и занятия с ребенком по программе «Гимнастика для мозга».

Необходимо отметить, что занятия по предлагаемым программам взаимосвязаны, то есть проводятся параллельно. «Гимнастика для мозга» способствует синхронизации работы глаз и рук, повышает умственную работоспособность, создавая тем самым базу для овладения графомоторными действиями. Программа «Волшебные обводилки» направлена на развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики). Занятия по этой программе также способствуют развитию пространственных представлений, внимания, памяти, волевой сферы и соответственно создают предпосылки успешного овладения учебной деятельностью.

Материалы комплекта будут полезны родителям, педагогам, психологам и дефектологам, которые искренне любят детей и не ленятся помогать им.

Любящие и небезразличные взрослые, творите вместе и рядом с детьми!

Кандидат педагогических наук, профессор

Забрамная С. Д.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии. Даже небольшое на первый взгляд отклонение от нормы приводит современного ребенка в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.

Избежать этого можно лишь в случае ранней диагностики нарушений и проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы.

Основной и обязательной составляющей такой работы являются особые виды гимнастики, позволяющие не только снять отдельный симптом, но и повысить продуктивность протекания психических процессов за счет нормализации функционирования всей биосистемы ребенка. Ведь только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, самоконтроля, работоспособности — всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.

А без этого будет затруднен процесс обучения в школе, что может существенно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребенка.

В специальной литературе (Dennison P., Dennison G.; Семенович А.В.; Сиротюк А.Л.; Шанина Г.Е. и др.) можно найти немало разработок на эту тему. Авторы настоящего издания опираются на многолетний успешный опыт работы в ННОУ «Школа Монтессори "Елиса,,» г. Мытищи, где используется комплекс «Гимнастика для мозга», адаптированный для работы с детьми, начиная с трех лет, а также школы №75 г. Черноголовка.

В пособии представлена программа, включающая в себя два комплекса упражнений — «Гимнастика для мозга» и «Волшебные обводилки».

В основе программы «Гимнастика для мозга» лежит представление о том, что ребенок способен развивать себя сам, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала. Предлагаемый комплекс упражнений за счет развития межполу-шарного взаимодействия, синхронизации работы глаз и рук повышает умственную работоспособность и интеллектуальную готовность детей, а также способствует развитию мелкой моторики, памяти и внимания, мышления и речи, создавая тем самым базу для любой умственной деятельности и, в частности, для овладения графомоторными действиями. Поэтому гимнастику желательно выполнять каждый день (по утрам).

Комплекс упражнений «Волшебные обводилки» направлен в первую очередь на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук. В основе работы лежит известный принцип копирования графических изображений (Bogdanowicz М., Зарин А.). Материалы для этого комплекса — 56 оригинальных рисунков-образцов — приведены на отдельных листах формата A3, а алгоритм работы сними описан в соответствующем разделе пособия (с. 21). Формирование графомоторных навыков». Работа по этой программе создает важнейшие предпосылки для полноценного овладения навыками письма и чтения, поскольку два этих процесса тесно взаимосвязаны: ребенку с плохо развитой рукой тяжело не только писать, но и читать. Эти процессы в значительной степени упрощаются на фоне предварительно сформированных и развитых графомоторных умений (плавность движений, степень уверенности и произвольности, ритмичность и точность выполнения; способ удержания карандаша, нажим). Именно они лежат в основе письма и рисования и зависят от зрительно-двигательной координации, зрительного и кинестетического восприятия объектов ребенком.

Принято считать, что для подготовки ребенка к письму достаточно дать ему возможность просто рисовать. Однако письмо — специфический вид графических действий, связанных с получением именно контурного изображения — букв. И для этого требуется умение уверенно, быстро и с достаточной силой проводить в заданном направлении неотрывные протяженные линии. Для письма следует развивать в первую очередь именно эти умения. Это становится возможным при выполнении большого количества упражнений, связанных с деятельностью, аналогичной процессу написания букв — воспроизведением именно контурного изображения объекта. В рисовании же прежде всего важна возможность переноса на бумагу представлений и впечатлений об этом объекте, но это уже тема другого издания.

Мы посчитали необходимым дать детям возможность отрабатывать графомоторные навыки на больших листах бумаги. Именно такие размеры листа позволяют проводить длинные линии, требующие долговременной и стабильной нагрузки настоль важные для письма группы мышц.

Следует иметь в виду, что любое отклонение в развитии ребенка неизбежно ведет к трудностям формирования графомоторых навыков. Отсутствие же возможности их развития и коррекции за счет обучения некоторым естественным видам деятельности (завязывание шнурков, пришивание пуговиц, заточка карандашей руками и пр.), по причине либо гиперопеки, либо, наоборот, недостаточного внимания к ребенку, лишь увеличивает количество проблем у детей. Поскольку формирование этих навыков сопряжено со значительными трудностями даже у благополучных детей, это приводит к значительному падению интереса к любой графической деятельности в целом.

В основе предлагаемых упражнений лежит принцип копирования в различных его вариантах. Задания на копирование рисунков решают одну из важнейших задач психомоторной коррекции — способствуют развитию ловкости, координации движений, что, в свою очередь, приводит к развитию высших психических функций ребенка. Копирование в значительной степени упрощает процесс не только рисования, но и письма. Для детей особый интерес представляет получение законченного изображения, поэтому они с удовольствием занимаются копированием рисунков.

Преимущество предлагаемых упражнений заключается и в том, что их без особого труда смогут выполнять как дошкольники (от 3 лет), так и учащиеся начальной школы.

С комплектом легко могут работать как специалисты — психологи, дефектологи, педагоги дошкольных и школьных учреждений, так и родители.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА»

Автор программы — Ильичева О.С.
В основе программы «Гимнастика для мозга» лежит представление о том, что ребенок способен развивать себя сам, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала. Она включает в себя:

  • упражнения на сжатие, растяжение и расслабление кистей, предплечий и плеч;

  • изолированные упражнения для каждого из пальцев;

  • изолированные упражнения для каждой руки.


В отличие от широко распространенной «пальчиковой гимнастики» особое внимание в предлагаемой методике уделено упражнениям, в которых используются одновременные, но разнотипные движения рук, так как именно они формируют более высокий, нежели симметричные и содружественные движения, уровень саморегуляции ребенка. Осуществление и автоматизация движений такого типа создают и развивают принципиально иные связи в коре головного мозга, что расширяет резервные возможности его функционирования.

Кроме того, при выполнении этого комплекса упражнений работают все пальцы рук, а не только большой, указательный и средний. Обычно в быту, а также при выполнении таких видов деятельности, как плетение, нанизывание бусин, составление мозаики, вырезание из бумаги и т.п., задействованы в основном эти три пальца. Они, а также смежная с ними часть ладони обозначаются как социальная зона руки. Безымянный же палец и мизинец в повседневной деятельности обычно пассивны и находятся вне социальной зоны. Поэтому так необходима дополнительная активизация именно этих пальцев, ведь и они участвуют в развитии навыков письма, чтения, познавательных процессов. Отсутствие гармонизации в работе пальцев рук у дошкольников в дальнейшем негативно сказывается на учебной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) при ряде речевых нарушений отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость — уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз, что и учтено в предлагаемом комплексе. Кроме того, дополнительно введены упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения глаз, укреплению глазодвигательных мышц, синхронизации работы рук и глаз.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ «ГИМНАСТИКИ ДЛЯ МОЗГА»
Гимнастику для мозга следует выполнять по утрам перед любыми обучающими мероприятиями. При этом обстановка должна быть спокойной, поскольку только тогда достигается наибольшее интегрирующее воздействие упражнений. Основным требованием при выполнении упражнений является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым днем задания могут усложняться, увеличиваться в объеме; может повышаться и их темп. Кроме того, для достижения положительного результата, как и в любой другой обучающей программе, важна последовательность выполнения применяемых упражнений. Все, вместе взятое, приводит к расширению зоны ближайшего развития ребенка и способствует ее переходу в зону актуального развития.

В условиях группы детского сада, школьного класса или же домашних занятий комплекс приобретает большую эффективность, если воспитатель, учитель или родители владеют им в полном объеме сами и, выполняя упражнения одновременно с детьми, дополнительно помогают им овладеть навыками счета в пределах первой сотни в прямом и обратном порядке.

Перед выполнением комплекса необходимо промаркировать левую руку детей, путающих понятия «лево-право», например, цветной резинкой или же любым иным безобидным для ребенка способом.

Комплекс включает в себя 12 упражнений, а также подготовительный этап — ритмирование. (Термин «ритмирование» означает настройку организма на восприятие сенсорной информации с целью последующего вовлечения ребенка в активную и ритмичную работу).

Упражнения 3-8 способствуют развитию межполушарного взаимодействия; упражнения 4, 5, 7, 9, 12 — развитию мышления; упражнения 1-3, 5, 9, 12 — развитию памяти. Входе работы педагогу или родителям необходимо контролировать точность фиксации пальцев, головы, глаз, координации работы рук и ног ребенка.
Ритмирование
Ритмирование предшествует работе с основными заданиями комплекса «Гимнастика для мозга». Упражнения подготовительного этапа позволяют обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание. Их можно выполнять стоя, сидя, а при необходимости и лежа.

Ритмирование обязательно предваряется литьем чистой воды — это позволяет повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.
Ритмирование включает в себя следующие процедуры:
1. Упражнение «Кнопки мозга», позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации.

Для его выполнения необходимо массировать одновременно большим и средним пальцами левой руки парные точки в подключичных впадинах (рис. 1), положив при этом правую руку на пупок (малыши 3-4 лет могут массировать грудку круговыми движениями плотно прижатой левой ладошкой до легкого покраснения). Стимулирование точек следует провести 10 раз.

После этого надо поменять положение рук на противоположное и провести стимулирование точек еще 10 раз.
Затем следует повторить все упражнение ещё раз.

Рис. 1.
2. Упражнение «Перекрестные движения», способствующее развитию интегрированных связей обоих полушарий.

Упражнение представляет собой медленную ходьбу на месте под счет педагога (начинать следует с 5-10 шагов с постепенным увеличением количества шагов до 100), при выполнении которой ребенок попеременно перекрестно касается правым локтем левого колена и левым локтем — правого с обязательной фиксацией положения «локоть — колено».

Модификация упражнения, пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет педагога.
3. Упражнение «Крюки», оказывающее влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга, состоит из нескольких частей:
Часть I

  • скрестить ноги;

  • последовательно соединить кончики пальцев широко раскрытых обеих ладоней (от больших к мизинцам), образовав тем самым «корзиночку» и развернув при этом кисти рук так, чтобы сомкнутые большие пальцы — «ручка корзиночки» были направлены к груди;

  • развести локти в стороны, плечи расправить;

  • держать голову прямо, взглядопуститьна «корзиночку»;

  • фиксировать положение под счет педагога до 20.


Часть II

  • скрестить ноги;

  • вытянуть вперед руки, скрестить их, повернуть ладони друг к другу;

  • соединить пальцы в замок;

  • вывернуть соединенные в замок руки, прижав большие пальцы к груди;

  • положение головы прямое, взгляд устремлен вверх;

  • зафиксировать положение головы, рук и глаз под счёт педагога до 20.


Часть III

  • соединить стопы и колени;

  • выпрямить руки над головой, плотно соединив ладони (пальцы ладоней прижаты друг к другу и направлены вверх); взгляд обращен вперед;

  • медленно опускать руки до тех пор, пока предплечья не образуют горизонтальную линию; взгляд обращен вперед;

  • зафиксировать положение рук и глаз под счет педагога до 20.


После ритмирования тело и мозг подготовлены к проведению основной работы.
Основной комплекс упражнений
На начальном этапе занятия могут проводиться по укороченной схеме — ритмирование и первые 8 упражнений — в темпе, позволяющем детям качественно разучить упражнения, то есть отработать этапы фиксации всех перечисленных позиций.
1. «Ушки» — самомассаж ушных раковин.

Педагог под счет до пяти вместе с детьми проводит самомассаж ушных раковин: массирующими движениями «вверх и назад» для верхней части уха и «строго вниз» — на мочках. Упражнение повторить 5 раз. После правильно проведенного массажа ушки краснеют.
2. «Носики» — самомассаж кончика носа.

Под счет педагога до десяти дети массируют кончик носа круговыми движениями раскрытой ладошкой вначале правой руки, а затем и левой, но уже под обратный отсчет (от десяти до одного). Упражнение повторить 2 раза.
3. «ЗдравствуйтеУшки— циклы однородных перекрестных движений рук.

По команде педагога «Ушки» дети дважды перекрестно накладывают руки на ушки, слегка захватив мочки. Первый раз левую руку — на правое ушко и одновременно с этим правую руку — на левое. Правая рука при этом оказывается сверху. При повторном же касании правая рука должна оказаться снизу. Далее может следовать команда «Плечи». После чего дети дважды перекрестно, меняя «верхнюю» руку, захватывают руками именно плечи. Упражнение повторить 10-20 раз, произвольно чередуя команды «Ушки — Плечи — Колени — Локти».

При выполнении упражнения дети следуют только командам педагога, а не его движениям, так как ведущий может намеренно «путать» детей их несоответствием.

4. «Ушко - носик» — циклы разнородных перекрестных движений рук.

После команды «Ушки» педагог показывает и называет, какая именно рука должна коснуться ушка, а какая, перекрестно, носика. Например, правая — носика, а левая — правого ушка. После фиксации и следующей за ней очередной команды дети меняют положение рук. Теперь левая рука касается носика, а правая — левого ушка. Упражнение повторить 10 раз.
5. «Зеркальце и полочка» — синхронизация разнородных движений рук с работой глазодвигательных мышц (развитие зрительно-двигательной координации).

Позиция «Зеркальце» (рис. 2а) — ладонь правой руки раскрыта и поставлена вертикально; большой палец отставлен в сторону; взгляд направлен в центр ладони.

Позиция «Полочка» (рис. 26) — ладонь правой руки горизонтальна; большой палец руки плотно прижат к ладони; средний палец приставлен к ребру левой ладони у основания мизинца.

По команде педагога «полочка», приставленная к «зеркальцу», превращается в «зеркальце» и наоборот.

.

При выполнении упражнения особое значение придается контролю положения головы и глаз: взгляд перемещается с одной руки на другую без какого-либо движения головы.

Рис. 2.

6. «кулак-ребро-ладонь» — смена однородных позиций рук.

Позиция «Ладонь» (рис. 3 а) — обе руки лежат на коленях ладонями вниз; большие пальцы направлены друг к другу и соприкасаются.

Позиция «Ребро» (рис. 3 б) — обе ладошки ребром расположены на коленях (ладони обращены друг к другу); большие пальцы прижаты к ладони; четыре оставшиеся пальца выпрямлены и плотно прижаты друг к другу.

Позиция «Кулак» (рис. 3 в) — обе ладошки сжаты в кулак (большой палец прижат к кулаку сбоку); кулачки — на коленях.

После команд педагога в произвольной последовательности дети меняют позиции рук, следуя исключительно командам педагога, а не его движениям, так как педагог может намеренно «путать» детей несоответствием своих движений и команд.
Рис. 3

7. «Солонышко и тучка» — смена разнородных позиций рук.

Позиция «Солнышко» — правая рука вытянута вперед; ладонь широко раскрыта.

Позиция «Тучка» — левая рука вытянута вперед; ладонь сжата в кулак.

После команды педагога дети меняют позиции рук. Упражнение повторить 10-12 раз.
8. «Колечки» — манипуляции с пальцами.

Педагог демонстрирует детям колечки, образованные за счет поочередного соединения кончиков большого и одного из четырех пальцев каждой руки — мизинца, среднего и т. д. (рис. 4).

Следующие за этим команды, например, «Указательный», «Безымянный» и т.п., означают, что дети должны образовать колечко между большим и названным пальцами.
Необходимо не только максимально задействовать в упражнении мизинец и безымянный палец, но и проконтролировать точность образованных при этом окружностей.

Рис. 4.
9. Рисуем в воздухе» — «рисование» в воздухе одновременно обеими руками контуров геометрических фигур или предметов.

Варианты упражнения:

Вариант 1. Одновременное «рисование» обеими руками общего контура (квадрат, солнышко, елочка и т.д.).

Вариант 2. Одновременное «рисование» каждой рукой одной и той же фигуры (ромб, квадрат, круг и т.д.).

Вариант 3. Одновременное рисование каждой рукой, но разных по форме фигур. Например, правая рука «рисует» квадрат, а левая — круг.

10. «Совушка-сова» — регуляция дыхания.

Упражнение состоит из двух циклов:

Первый цикл

Исходное положение — сидя или же стоя; голова повернута в сторону правого плеча (до упора); глаза смотрят вперед; левая рука обхватывает мышцу правого плеча; вдох. По команде педагога и на выдохе ребенок начинает вытягивать шейку вперед — назад (имитация движений головы совы), постепенно переводя голову от правого плеча к левому и вновь возвращаясь к правому (в исходное положение). При этом каждому вытягиванию шеи вперед соответствует синхронное сжатие левой рукой мышцы правого плеча, а также «уханье» (крик совы). В данном упражнении выдох является дробным, порционным (при «уханье»), и запаса воздуха ребенку должно хватить на все время, необходимое для перевода головы от правого плеча к левому и обратно в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.
Второй цикл

Захватить левое плечо правой рукой; повернуть голову к левому плечу и выполнить все последующие манипуляции, как указано для первого цикла. Упражнение повторить еще 3-4 раза.

Рис.5.


11. «Сухой листик» — расслабление.

Исходное положение — стоя; ноги на ширине плеч; руки опущены вдоль тела; глаза смотрят прямо перед собой. По команде педагога дети начинают медленно опускать вниз вначале взгляд, затем голову, плечи и округлять спину. В завершающей фазе упражнения происходит полное расслабление мышц спины, плеч и рук — «листик засох и оторвался от ветки» (рис. 5).

При индивидуальной работе комплекс может быть расширен за счет следующих упражнений, приведенных ниже.


12. «Ленивые восьмёрки» (для письма) — «обкатка» контура знака бесконечности («ленивая восьмерка улеглась спать») (рис. 6).
Рис 6.

Для этого необходимо: — положить лист с заранее нарисованной большой (в пределах поля зрения ребенка, что индивидуально для каждого) «ленивой восьмеркой» на пол перед ребенком или же нарисовать ее мелом на доске на уровне его глаз;

  • предложить ребенку проехаться по контуру восьмерки маленькой машинкой, начиная от центра, вначале влево и вверх, а после пересечения центра — вправо и вверх. Упражнение выполнять вначале левой, а затем и правой рукой, соблюдая всякий раз первоначальное направление движения — влево и вверх.


Для детей старше 5 лет упражнение можно усложнить:

  • заменить машинку на маленький резиновый мячик с шипами, который следует катить по «дорожке» — контуру восьмерки вначале левой, а затем и правой рукой, усиленно работая пальцами;

  • укрепить лист с заранее нарисованной восьмеркой на стене на уровне глаз ребенка;

  • предложить ребенку «обкатать» восьмерку фишкой от любой детской игры, машинкой или же мячиком.

Упражнение повторить несколько раз (по желанию ребенка) для каждой руки в отдельности.
«Ленивые восьмёрки» (для глаз) — синхронизация работы рук и глаз.

Эффект достигается за счет «рисования» в воздухе восьмерки (а ее середина находится на уровне носа) большим пальцем (он показывает, что «все здорово!») вначале левой, а затем и правой руки. Одновременно с этим за движением руки следует и взгляд, для концентрации которого на ноготь большого пальца наклеивается метка красного цвета из изоленты (можно легко переклеить на палец другой руки).

Внимание! Необходимо помнить, что в упражнениях этой серии контроль за движением рук осуществляется за счет движения именно глаз, а не головы, которая должна оставаться неподвижной на всем пути следования машинки, фишки, мячика или же руки.
Хотелось бы еще раз отметить, что предлагаемая гимнастика полезна для ЛЮБОГО ребенка. Она стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности.

ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЕ ОБВОДИЛКИ».

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

Автор программы — Г.М. Зегебарт.

Основная цель этой программы — формирование графомоторных навыков как у право-, так и у левополушарных детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Комплект включает в себя 12 рисунков формата А4 (они размещены по два на листе формата A3, разрезать их не надо) и 34 рисунка формата A3. Листы можно располагать вертикально (развешивая на стенах) или горизонтально (размещая на столах или других горизонтальных поверхностях). Дети могут обводить и раскрашивать (заштриховывать) рисунки одной рукой или двумя, стоя или сидя.

Упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у ребенка как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования одних и тех же рисунков-образцов. В дальнейшем многочисленные копии могут быть использованы для штриховки, раскрашивания и создания разного рода поделок. Копирование, будучи увлекательной игрой, фактически становится мягким и эмоционально окрашенным тренировочным процессом.
Как работать с рисунками?
Начнем с общих рекомендаций:

1. Комплект рассчитан на совместную деятельность с детьми. На первых этапах работы следует копировать рисунки вместе с ними, отслеживая точность работы и правильность выполнения действий, а на более поздних этапах можно коллективно обсуждать рисунки, контролируя правильность выполнения действий лишь при необходимости.

2. Для получения копий рисунков можно использовать кальку, прозрачную пленку, бумагу высокой прозрачности, файлы и уголки соответствующих размеров (при работе фломастером), копировальную бумагу (предварительно соединив два листа А4, чтобы получился нужный размер).

3. Калька или пленка накладываются на рисунок, а копировальная бумага располагается под рисунком на чистом листе бумаги формата A3 (все вместе можно скрепить степлером или скрепками). Полученные копии используются для дальнейшей работы с изображением (штриховки, изготовления поделок и т.п.).

4. Для горизонтального копирования может быть использован как обычный стол, так и специальный (с нижней подсветкой).

5. При горизонтальном копировании ребенок может работать:

  • сидя в стандартном для рисования положении (локоть ведущей руки лежит на столе);

  • сидя, удерживая локоть ведущей руки на небольшом расстоянии от стола;

  • стоя.

Это дает возможность совершенствовать работу различных групп мышц.

6. При вертикальном копировании следует работать стоя (можно и сидя), на расстоянии вытянутой руки от предварительно укрепленного на стене образца на уровне глаз ребенка.

7. При любом виде копирования образцы необходимо укреплять на поверхности (вертикальной либо горизонтальной) малярным скотчем, кнопками или магнитами.

8. Предлагайте детям копировать рисунки в последовательности, обозначенной номерами страниц, так как сложность образцов возрастает от первого рисунка к последнему.

9. Почаще меняйте рисунки, подогревая у детей интерес к продолжению работы.

10. Контролируйте точность копирования.

11. Научите детей самостоятельно точитъ карандаши — это отличное упражнение для развития мелкой моторики рук: точилка всегда должна быть под рукой.

12. Для развития графомоторных навыков лучше всего пользоваться трехгранными (мягкими простыми или цветными) карандашами.

13. При пониженном мышечном тонусе ребенка на начальных этапах занятий предлагайте ему более «легкие» в использовании, чем карандаши, фломастеры, с последующим переходом к копированию только карандашом.

14. В случае работы с группой детей все образцы рисунков необходимо предварительно заламинировать или же защитить специальной пленкой с целью продления срока их службы. Можно также предварительно сделать ксерокопии образцов.

15. Рисунки-образцы выполнены толстыми линиями, и каждая линия имеет внешний и внутренний контуры. Объясните ребенку, что при любом виде копирования следует придерживаться единственного выбранного заранее (внешнего или внутреннего) контура, не переходя с одного на другой. При этом ребенок может ограничиться обведением какого-либо одного контура или последовательно обвести оба, и тогда в результате получится полая линия, которую в дальнейшем можно будет заштриховывать или раскрашивать.

16. Копирование по любому из выбранных контуров необходимо вести:

  • максимально точно, даже если темп выполнения задания незначителен;

  • не отрывая карандаша от поверхности рисунка;

  • соблюдая выбранное направление.


17. Копирование при помощи карандаша желательно предварять другими видами обведения образца:

  • обведение рисунка пальцем (или всей кистью руки) непосредственно по контуру с целью создания двигательного образа изображения (поочередно каждой рукой);

  • обведение рисунка движениями над ним в воздухе для создания двигательного образа и усиления ощущения ритма движения, что является основой при выполнении любого графического изображения (поочередно каждой рукой).

В этих случаях рисунок необходимо обводить в двух направлениях — в указанном на рисунке стрелкой (слева направо) и в противоположном — (справа налево).

В результате формируется графический и двигательный образы рисунков.

Рисунки, расположенные в вертикальной плоскости, следует обводить пальцами (всей кистью) вытянутой вперед прямой руки, предварительно укрепив рисунок-образец на уровне глаз ребенка.
18. После того как ребенок освоит процесс копирования, развесьте образцы в тех местах, где он будет иметь к ним свободный доступ и может начать работать в любой момент с разными образцами.
А теперь о порядке работы и о том, как работать с отдельными листами набора.
1. Рисунки 1-10 предназначены для работы на начальных этапах занятий с детьми всех возрастов. Маленькие дети (3-4 года) и дети с пониженным мышечным тонусом работают только с этими образцами. Таким детям we следует предлагать более сложные образцы.

Начинать работу следует с обведения рисунка пальцем (кистью руки), а затем постепенно вводить другие упражнения по обводке контуров. Обводить рисунки можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Сначала предложите ребенку обводить отдельные части рисунка незаточенным концом карандаша (можно отметить небольшой участок линии, который вы наметите для прохождения, а затем постепенно увеличивать объем выполненной работы).

Следующий этап — катание маленькой машинки по контурам горизонтально расположенных рисунков с последующей обводкой их фишкой от любой детской игры.

Ощутимый результат по развитию рук (после 5-6 лет) дает обкатка контуров маленьким шипованным мячиком, особенно из положения стоя по укрепленному на стене рисунку. При этом ребенок должен перебирать мячик пальцами, а не катить его ладонью.

После того как ребенок научится обводить весь контур не останавливаясь, можно переходить к непосредственному копированию рисунка. На первых этапах — лишь отдельных частей образца (карандашом или фломастером). Убедившись, что малыш справляется с заданием, объем работы можно увеличить.

Обратите внимание на то, что некоторые рисунки данного раздела — это слова, которые маленький ребенок, конечно же, самостоятельно написать не может. Но, копируя рисунки тем или иным способом, он эту возможность получает. И это может явиться поводом для похвалы и поддержки.

2. Рисунки 11-24 предназначены для работы с детьми, начиная с пяти лет. Предполагается, что к моменту начала работы с ними дети уже освоили процесс копирования карандашом, поработав с рисунками 1-10.

Для работы с этой группой рисунков необходимо предложить ребенку предварительно скопировать предлагаемый образец (любым способом) вначале по внешнему, а затем и внутреннему контурам на бумагу. В результате будет получена полая контурная линия. Эту линию можно заполнить разными способами:

  • внутри нее проложить параллельно основным многочисленные дополнительные контуры цветными карандашами поочередно каждой рукой и в разных направлениях (не за один раз).

  • закрасить отдельные участки полой линии цветными карандашами, чередуя цвета. Полученные рисунки можно будет использовать в разных целях — подробнее об этом написано в конце пособия (см. стр. 28—30).


3. Симметричные образцы, представленные на рис. 25-34, предназначены в первую очередь для синхронизации работы обеих рук: ребенок выполняет упражнение непосредственно по образцам, без предварительного копирования. Он действует двумя руками одновременно как при горизонтальном, так и вертикальном расположении рисунка. Выполнять упражнения по этим рисункам рекомендуется с детьми 5-6-летнего возраста.

Порядок работы:

  • ребенок обводит контур рисунка пальцами (или кистью руки), а затем движениями над ним в воздухе каждой рукой в отдельности и в двух направлениях (сначала слева направо, затем справа налево) для создания образа рисунка (см. п. 17);

  • контур обводится одновременно пальцами обеих рука разных направлениях (руки движутся по стрелкам навстречу друг другу). Для самоконтроля на отдельных симметричных участках рисунков отмечены точки, которые обе руки должны пройти одновременно;

  • обводка контура фишками (от детской игры) одновременно обеими руками в разных направлениях (руки движутся по стрелкам навстречу друг другу).


Не забудьте, что при работе с рисунками их необходимо предварительно закрепить.

Копирование рисунков 25-34 карандашом одновременно обеими руками и в разных направлениях не предусмотрено, так они слишком сложны для этого. Если ребенок захочет их скопировать для раскрашивания или изготовления поделок, он может сделать это одной рукой любым из описанных ранее способов. Однако при определенной заинтересованности любящих взрослых можно добиться столь серьезных успехов в развитии графомоторных навыков ребенка, что его можно научить самостоятельно копировать эти рисунки и обеими руками одновременно.
4. Образцы рисунков 35-46 предназначены для работы с детьми шести лет и старше. Упражнения заключаются в одновременном прорисовывании линии внутри полого контура обеими руками, но в разных направлениях (по стрелкам). Для контроля на отдельных симметричных участках рисунков отмечены точки, которые обе руки должны пройти одновременно. Рисунки не предназначены для копирования, однако при желании детей их можно скопировать любым из предложенных выше способов.

Работа с копиями рисунков
Многочисленные копии рисунков являются прекрасным материалом для раскрашивания, изготовления разнообразных поделок и штриховки.
Штриховка
Выше мы писали о том, как можно раскрашивать полые контурные линии рисунков. Кроме этого, можно предлагать детям заштриховывать отдельные детали изображения или же все изображение целиком.

Штриховка является одним из важнейших упражнений по развитию графомоторных навыков, которые, в свою очередь, формируют высшие психические функции ребенка.

Для повышения эффективности упражнений научите детей следующему:

  • штриховать изображения, используя всю цветовую гамму карандашей, имеющихся в их распоряжении;

  • не прокладывать рядом штриховые линии одного и того же цвета.


Для проведения штриховой линии всякий раз требуется совершить захват карандаша пальцами. Конечно же, он может быть и неправильным. Однако современный рынок предлагает детям трех-, а не шестигранные цветные карандаши достаточной толщины. Именно они автоматически обеспечивают правильное взаимоположение пальцев при штриховке (письме, рисовании), без дополнительных эмоциональных затрат со стороны ребенка и взрослого.

Заинтересованные взрослые смогут обеспечить перемену цвета до 30 раз. Если любую из предлагаемых копий дополнительно разделить на отдельные части и штриховать каждую часть отдельно, то ребенок будет вынужден брать карандаш в руки до 1000 раз и более. И тогда штриховка, не переставая быть игрой, станет очень серьезным тренировочным процессом.
Чтобы гарантированно обеспечить перемену цвета и желаемое количество захватов, поступите следующим образом:

  • приготовьте для штриховки и рисования две коробки (подставки);

  • одну из них, заполненную карандашами, поставьте напротив НЕведущейруки ребенка. Например, если ребенок праворукий, то такая коробка (подставка) должна стоять напротив его левой руки;

  • вторую, пустую (для «отработанных» карандашей), поставьте со стороны ведущей руки.


В процессе штриховки (рисования) одна из коробок (подставок) опустеет, а другая — наполнится. Достаточно поменять их местами, чтобы все продолжилось вновь.
Изготовление игр и поделок
При создании этого комплекта материалов мы прежде всего преследовали цель формирования у ребенка именно графомоторных навыков, но материалы могут быть использованы не только для достижения этой цели, они создают широкое поле для импровизации и проявления творческой натуры ребенка. Полученные «обводилки» можно не только штриховать и раскрашивать, но и вырезать, дорисовывать и подклеивать к ним отсутствующие детали. Их можно дарить и использовать в самых разных целях: в качестве сменных обоев, декоративной упаковочной и поделочной бумаги; материала для книжных обложек и для украшения помещений (особенно если предварительно поработать восковыми карандашами).

Например, на рисунке 11 может получиться замечательная яркая птица с глазками, крылышками, пушистым хвостом на фоне неба, солнца и цветов. Рисунок 13 может превратиться в хрупкий корабль, плывущий по бушующему морю.

Можно вырезать полученные рисунки по контуру. Например, рисунок 15 — дерево — вырезается по контуру и затем разрезается на отдельные составляющие. Заранее заготовленные жгутики скрученной бумаги наклеиваются на картонную основу — фон, который можно заранее затонировать; на них наклеиваются отдельные вырезанные и раскрашенные детали кроны, а под ними — ствол. В результате получается очень красивое объемное изображение. Примеры работ приведены на задней стороне обложки.

На основе полученных копий в домашних условиях можно изготовить и развивающие игры. Например, можно сделать следующее:

  • прикрепите (но не приклеивайте!) одну из копий к гофрокартону (материал упаковочных коробок) или куску фанеры. По контуру рисунка вставьте цветные кнопки. Обмотайте штырь каждой кнопки отрезком толстой пряжи так, чтобы оставался один длинный конец. Предложите ребенку соединить штыри кнопок отрезком толстой пряжи между собой в любой последовательности. После чего можно:

  • размотать пряжу в обратном порядке;

  • приклеить пряжу по контуру рисунка в нескольких местах, а штыри удалить, — получится выпуклый контур.

Картинок много, отрезки пряжи могут быть цветными. Все вместе — отличный тренажер для развития мелкой моторики рук.

Пряжу можно заменить банковскими цветными резинками. Получится вариант силового тренажера, однако для этого лист с изображением необходимо предварительно закрепить на фанере так, чтобы кнопки прочно держались. Если вы хотите использовать копии разных образцов, последовательно меняя их, то можно закреплять копии на листовой пробке, линолеуме с войлочной основой, на пенопласте или любом другом прочном вспененном материале.
Контур любой копии можно сделать шероховатым, для этого надо:

  • нанести на него тонкий слой клея (ПВА или канцелярского);

  • обсыпать его на выбор опилками, пшеном, манкой, солью, предварительно подкрашенными (с помощью йода, зеленки, пищевых красителей для пасхальных яиц и т.п.) и просушенными.

Полученные шероховатые контуры являются прекрасной игрушкой для угадывания изображения после обводки их пальцами, но с закрытыми глазами.

Вложив полученные копии в обычный файл, можно воспользоваться специальными полимерными красками, которые, застывая, позволяют получить прозрачное цветное изображение для украшения внутреннего интерьера и окон.

Эти игры доставят массу удовольствия не только детям, но и взрослым, работающим с ними. Скучно не будет никому! Творческий подход не только будет способствовать формированию графомоторных навыков, но и поможет улучшить координацию движений, развить внимание, воображение, пространственные представления, аккуратность ребенка. А все это, вместе взятое, значительно повысит обучаемость ребенка и упростит процесс овладения навыками письма, чтения, причем с наименьшими для ребенка и родителей эмоциональными потерями.
Желаем вам творческих удач в совместной работе с детьми!
ЛИТЕРАТУРА
1. Зарин А. Волшебные рисунки. СПб: «Каро», 2004.

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: «Генезис», 2007.

3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2002.

4. Ханнафорд К. Мудрое движение, или Мы учимся не только головой. М.: «Восхождение», 1998.

5. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологическо-го комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М.: ВНИИФК, 1999.

6. Bogdanowicz М. Leworecznosc u dzieci. Warszawa, 1989.

7. Bogdanowicz М. Cwiczenia grafomotoryczne Hany Tymichowe usprawniajace technike rysowania i pisania. Gdansk: Wyd. «Topos», 1991.

8. Dennison, Paul E. and Dennison Gail E. «Brain Gym, Teachers Edition*. Edi — Kinesthetics, Inc.,1994

Галина Михайловна Зегебарт, Ольга Сергеевна Ильичева

ВОЛШЕБНЫЕ ОБВОДИЛКИ

Методическое пособие

Директор издательства Е.А. Мухаматулина

Главный редактор О. В. Сафуанова

Корректор Оригинал-макет Т.Ю. Барышникова

Дизайн обложки СВ. Иванова АВ. Гущина

Издательство «Генезис» 129301, Москва, ул. Б. Галушкина, д. 10, корп. 1

Оптовая закупка книг издательства (495) 682-5442, info@genesis.ru

Розничная продажа (495) 682-5442, (495) 682-6051 Москва, ул. Б. Галушкина, д. 10, корп. 1

Книга-почтой 125464, г. Москва, а/я 32 sale@genesis.ru

Интернет-магазин www.genesisbook.ru

Подписано в печать 22.07.2010. Формат 60x84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 1,86 Тираж 1000 экз. Заказ № 4655
Отпечатано в полном соответствии

с качеством диапозитивов в типографии ООО «РПЦ ОФОРТ» 105137, г. Москва, гор. им. Баумана, д. 2, к.
перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей