Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Шафеева А.А. Логопедический массаж. Методическое пособие 2009 3 пояснительная записка


НазваниеМетодическое пособие 2009 3 пояснительная записка
АнкорШафеева А.А. Логопедический массаж.pdf
Дата28.05.2017
Размер0.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShafeeva_A_A_Logopedicheskiy_massazh.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#21540
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

А.А. ШАФЕЕВА
Логопедический массаж
Методическое пособие
2009

3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Массаж артикуляционного аппарата и ар ти ку- ля цион ные упражнения не только улуч шают дви га тель ную функцию отстающих систем моз га, но и вовлекают в работу близ лежащие мозговые системы.
М.Е. Хватцев
Речь — одна из основных высших психических функций.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое зна- чение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затруд- няет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обуче- нию в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, в настоящее время отме- чается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Речевые расстройства могут являться следствием органического нарушения центрального харак- тера (алалия, афазия, дизартрия, анартрия), а могут быть обусловлены ана- томическими дефектами периферического речевого аппарата. В тех случаях, когда имеют место анатомические дефекты, нарушения носят органический характер (периферического происхождения), такие, как ринолалия, механи- ческая дислалия; при их отсутствии — функциональный характер (функ- циональная дислалия).
УДК 376.3
ББК 74.3
Ш30
Р е ц е н з е н т ы:
Т.Г. Визель, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник
Центра патологии речи и нейрореабилитации;
Е.Е. Шевцова, доцент кафедры логопедии
Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова
Шафеева, А.А.
Ш30 Логопедический массаж: метод. пособие / А.А. Шафеева. — М.:
БЕТА-ФРЕЙМ, 2009. — 55 [1] с.
ISBN
5-902564-06-9
В книге представлены анатомические и физиологические характеристики процесса речи, отражены патогенетические механизмы и дифференциальная диагностика рече- вых расстройств. Обоснована необходимость проведения, определены цели и задачи ло- гопедического массажа в комплексной системе преодоления речевых нарушений. Обоб- щен опыт проведения ручного и зондового массажа в комплексной системе коррекции речевой патологии. Предлагаются дифференцированные приемы массажа в зависимости от патологической симптоматики при различных речевых нарушениях.
Книга адресована студентам дефектологических факультетов педвузов, логопедам, педагогам, психологам, врачам.
УДК 376.3
ББК 74.3
Шафеева Альфия Аркадьевна
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Методическое пособие
Ответственный за выпуск Зданевич А.В.
Редактор Чуйкова Н.С. Корректор Смирнова Е.Г.
Оригинал-макет подготовлен Центром полиграфии «Аттика»
www.attica-center.ru E-mail: zakaz@attica-center.ru
Тел.: (495) 773-24-58
Подписано к печати 29.12.2008. Формат 60 × 90/16. Гарнитура TimesET
Бумага офсетная. Печать цифровая. Усл.-печ. л. 3,5.
Тираж 100 экз. Заказ от 29.12.2008
Отпечатано в типографии «БСП-ПРИНТ»
115280, Москва, ул. Автозаводская, 23
E-mail: bcp-print@mail.ru
ISBN 5-902564-06-9
© А.А. Шафеева, 2009.

4
Речевые расстройства, связанные с органическим поражением централь- ной нервной системы, исправляются с большим трудом и гораздо медленнее, чем дефекты функционального происхождения.
Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возник- новением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нару- шения: различные комплексы неполноценности, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.), ограничения в выборе профессии.
Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникнове- ние вторичных отклонений. Базовыми, безусловно, являются традиционные пе- дагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.
Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют воз- растных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.
Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-об- разовательном процессе улучшает у ребенка внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрес- сы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию.
Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в на- стоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, — влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие — успокаивающее, расслабляющее, тонизи- рующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное примене- ние в логопедической практике запахов (аромотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (музыкотерапия, звукотерапия), куклотерапия, сказкотерапия, фитотерапия может значительно повысить эффективность выполняемых про- цедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
Одним из методов лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий является логопедический массаж.
Цель методического пособия: способствовать формированию правильной речи у ребенка с речевыми расстройствами через логопедический массаж.
Основные задачи логопедического массажа:
— нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляци- онной мускулатуры;
— уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
— снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
— стимуляция проприорецептивных ощущений;
— увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
— активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имеется недостаточная сократительная активность;
— формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы мас- сажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.
Данное методическое пособие является результатом глубокого изучения научно-методической литературы и обобщения собственного многолетнего опыта успешного использования логопедического массажа в работе с деть- ми дошкольного и младшего школьного возраста и адресовано логопедам, дефектологам и родителям, имеющим детей с речевой патологией.

6 7
ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
Под речевым аппаратом подразумевается система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Эта система включает два тесно связан- ных между собой отдела — центральный и периферический.
Центральный отдел речевого аппарата
Центральный отдел находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.
Речевые центры коры головного мозга
Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, но- сит рефлекторный характер. Речевые рефлексы связаны с деятельностью всей коры больших полушарий мозга. Однако некоторые участки имеют преиму- щественное значение в образовании речи. К ним относятся:
Центр (зона) Вернике — участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей).
Обеспечивает процесс восприятия устной речи. При ее поражении возника- ют дефекты фонематического слуха (сенсорная афазия, сенсорная алалия).
Центр (зона) Брока — участок коры головного мозга, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей).
Обеспечивает моторную организацию речи. При его поражении отмечается невозможность произнесения звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт (моторная
афазия, моторная алалия).
Левая лобная доля осуществляет функцию планирования, программи- рования и контроля речемыслительной деятельности. Поражение моторных областей лобных отделов ведет к нарушению произвольной регуляции дви- гательных функций (регуляторная апраксия), которое проявляется преиму- щественно в форме нарушения речевой регуляции (динамическая афазия).
При поражении корковых зон моторной области возникает корковая ди-
зартрия.
Теменная доля коры связана с восприятием и анализом чувствительных раздражений, пространственной ориентацией, регуляцией целенаправленных движений. Следствием поражения корковых полей теменной области яв- ляются расстройства координации и управления различными движениями
(апраксия). При оральной апраксии нарушаются произвольные движения ар- тикуляционного аппарата.
Височная доля связана с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти. При поражении левой височной доли мозга возникают расстройства фонемати-
ческого слуха, вследствие чего страдает целый комплекс речевых функций: письмо, чтение, активная речь.
Затылочная доля коры головного мозга является зрительной областью.
При поражении левой затылочной доли утрачивается способность различать буквы (буквенная агнозия). Вследствие нарушения зрительного восприятия возникают специфические нарушения чтения (оптические алексия и дислек-
сия) и письма (оптические аграфия и дисграфия).
Подкорковый отдел головного мозга
Подкорковые (базальные) узлы (центры, ядра) представляют собой боль- шие скопления нервных клеток, расположенных в массе белого вещества больших полушарий головного мозга. К ним относятся хвостатое ядро, чече- вицеобразное ядро, состоящее из скорлупы и бледного шара, ограда (группа клеточных образований) и миндалевидное тело.
Базальные узлы в сочетании с другими образованиями нервной систе- мы составляют так называемую экстрапирамидную систему, задача кото- рой заключается в подготовке и коррекции по ходу выполнения двигатель- ного акта. Она участвует в осуществлении эмоционально-двигательных ре- акций — мимических движений. Данная система влияет на перераспределе- ние тонуса мышц, делает их движения плавными. При ее поражении насту- пают грубые нарушения мышечных функций, что проявляется в изменени- ях тонуса произвольной мускулатуры, исчезновении содружественных дви- жений и появлении гиперкинезов. Характер нарушений речи зависит от на- растания мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре (смазанность речи, нечеткое звукопроизношение), изменения эмоционально-двигательной иннервации (монотонная, однообразная, немодулированная речь), появления гиперкинезов (грубые искажения речи).
Данный симптомокомплекс характерен для экстрапирамидной дизартрии.

8 9
Мозжечок и ствол головного мозга
Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных движений, коорди- нирует действия мышц-антагонистов, регулирует мышечный тонус, поддер- жи вает равновесие. Мозжечок имеет тесные связи со многими отделами цент ральной нервной системы. При его поражении возникает мозжечковая
дизартрия. Речь становится затрудненной, замедленной, толчкообразной, скандированной. Отмечается пониженный тонус мышц языка и губ, мягкое небо провисает, мимика становится вялой.
Ствол мозга состоит из большого числа клеточных скоплений — ядер и проводников, связывающих головной мозг со спинным, а также отдельные части головного мозга между собой. Ядра ствола дают начало 12-ти парам
черепно-мозговых нервов. Двигательные волокна черепно-мозговых нервов начинаются от двигательных ядер ствола головного мозга и оканчиваются непосредственно в мышце, куда и передают импульс.
Каждый нерв — это совокупность отростков нервных клеток (волокон).
Они делятся на двигательные (эфферентные) и чувствительные (афферент- ные).
Черепно-мозговые нервы,
участвующие в моторном речевом акте
В моторном речевом акте непосредственное участие принимают пять пар черепно-мозговых нервов:
V пара — тройничный нерв;
VII пара — лицевой нерв;
IХ пара — языкоглоточный нерв;
Х пара — блуждающий нерв;
XII пара — подъязычный нерв.
Тройничный нерв (V пара) — смешанный, так как он содержит двига- тельные и чувствительные волокна. Тройничный нерв имеет три ветви:
— первая, верхняя ветвь называется глазничный (лобный) нерв, выхо- дит из черепа через верхнюю глазничную щель, иннервирует кожу лба, передней волосистой части головы, верхнего века, внутреннего угла гла- за, спинки носа, глазного яблока, слизистой оболочки верхней части по- лости носа;
— вторая ветвь называется верхнечелюстной (подглазничный) нерв,вы- ходит из черепа через круглое отверстие в области щеки под скуловой ко- стью, иннервирует кожу нижнего века, наружного угла глаза, верхней части щеки, верхней губы, верхней челюсти и ее зубов, слизистой оболочки ниж- ней части носовой полости.
— третья ветвь называется нижнечелюстной (подбородочный) нерв, вы- ходит через овальное отверстие нижней челюсти, иннервирует кожу нижней части щеки, нижнюю губу, нижнюю челюсть и ее зубы, подбородок, слизи- стую оболочку щек, нижней части ротовой полости и языка. В состав тре- тьей ветви тройничного нерва входят также двигательные волокна, иннер- вирующие жевательные мышцы, которые осуществляют произвольные дви- жения нижней челюсти.
Определить объем движений и силу мышц, иннервируемых двигательны- ми волокнами тройничного нерва, поможет следующий тест.
Нужно положить пальцы обеих рук на область жевательных и височ- ных мышц ребенка и попросить его воспроизвести жевательные движения.
На пораженной стороне жевательные мышцы напрягаются слабее. Визуаль- но отмечается отклонение нижней челюсти при открывании рта. Снижение функции этих нервов влечет за собой вялость мышц челюсти, вследствие чего рот широко не открывается, губы плотно не смыкаются, ребенок мед- ленно пережевывает пищу.
Лицевой нерв (VII пара) — двигательный, иннервирует мимические мыш- цы и мышцы ушных раковин.
Установить функциональное состояние верхних ветвей лицевого нерва можно при помощи тестов, определяющих объем и силу отдельных мышц лица. Нужно предложить ребенку:
— поднять и нахмурить брови (в норме складки на лбу должны быть выражены равномерно, а брови смещены к средней линии);
— закрыть, а затем зажмурить глаза (в норме они закрываются и за- жмуриваются равномерно);
— закрывать и открывать глаза поочередно.
О поражении верхних ветвей лицевого нерва свидетельствуют следую- щие признаки: неравномерность глазных щелей, невозможность морщить лоб, поднимать и нахмуривать брови, зажмуривать глаза с силой. Иногда наблюдается неполное смыкание век (лагофтальм).
Установить функциональное состояние нижних ветвей лицевого нерва можно при помощи тестов, определяющих объем и силу отдельных мышц лица.
Ребенку нужно предложить:
— оскалить зубы;
— надуть щеки;
— посвистеть («задуть свечку»).
При периферическом парезе лицевого нерва отмечается сглаживание но- согубной складки, рот перетянут в противоположную (здоровую) сторону.
При надувании щек на пораженной стороне щека «парусит», т.е. менее на- пряжена.
Языкоглоточный (IХ пара) и блуждающий (Х пара) нервы — нервы сме шанного порядка. Исследуются они одновременно, так как совместно обе- спечивают чувствительную и двигательную иннервацию мышц глотки (при

10 11
актах глотания и чихания, кашлевом и рвотном рефлексах), гортани, над- гортанника, мягкого неба (при фонации).
Двигательные волокна этих нервов иннервируют поперечно-полосатые мышцы мягкого неба, сжиматели глотки, все мышцы гортани. (Двигатель- ные волокна языкоглоточного нерва самостоятельно иннервируют лишь ши- логлоточную мышцу, а двигательные волокна блуждающего нерва — мышцы мягкого неба и голосовых связок.)
Функциональное состояние двигательных волокон этих нервов исследуют, оценивая характер сокращения мышц мягкого неба, глотательных движений, фонации. Чтобы определить характер сокращения мышц мягкого неба у ре- бенка, его просят произнести звук Э, сначала медленно, а затем несколько раз отрывисто, широко открыв рот, как при произнесении звука А. Если поражение нервов мягкого неба отсутствует, то маленький язычок, располо- женный посередине небных дужек, несколько поднимается вверх.
При поражении языкоглоточного нерва отмечается нарушение глотания.
При одностороннем поражении блуждающего нерва небная занавеска на стороне поражения несколько опущена, а маленький язычок отклоняется в противоположную (здоровую) сторону. Одновременно у ребенка наблюда- ется изменение голоса (гнусавость, охриплость), слегка нарушается глотание и возникает поперхивание во время еды, иногда жидкая пища попадает в нос. При двухстороннем поражении блуждающего нерва эти симптомы вы- ражены в резкой степени.
Подъязычный нерв (XII пара) — двигательный нерв,иннервирует по пе- реч но-полосатыемышцы языка и, в частности, подбородочно-язычные мыш- цы, при помощи которых язык высовывается изо рта вперед.
Поражение нерва или его ядра в стволе головного мозга вызывает пери- ферический парез соответствующей половины языка. При этом наблюдает- ся атрофия мышц языка (истончение его паретичной половины), гипотония
(язык тонкий, распластанный, удлиненный), отклонение языка при высовыва- нии изо рта в сторону пареза, фибриллярные подергивания. Движения языка в пораженную сторону ограничены или невозможны.
Определение силы и объема движения языка производят при его высо- вывании вперед, движениях в стороны и вверх. При одностороннем пора- жении подъязычного нерва кончик языка девиирует в сторону пораженного нерва.
Двустороннее поражение подъязычного нерва приводит к глоссоплегии и анартрии, при этом затруднен прием твердой и жидкой пищи.
При поражении блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов или их ядер возникает бульбарная дизартрия.
При двустороннем поражении кортико-бульбарных путей к ядрам блуж- дающего, языкоглоточного и подъязычного нервов возникает псевдобульбар-
ная дизартрия.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей