Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Шафеева А.А. Логопедический массаж. Методическое пособие 2009 3 пояснительная записка


НазваниеМетодическое пособие 2009 3 пояснительная записка
АнкорШафеева А.А. Логопедический массаж.pdf
Дата28.05.2017
Размер0.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShafeeva_A_A_Logopedicheskiy_massazh.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#21540
страница3 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4
гиперкинезов, которые усиливаются при волнении, эмо- циональном напряжении, отмечается подергивание губ, иногда в сочетании с гримасами лица, тремор языка, в тяжелых случаях — непроизвольное от- крывание рта, выбрасывание языка вперед, насильственная улыбка.
При дизартрии дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить арти- куляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.
Недостаточность артикуляционного праксиса делится на 2 типа:
1. Кинестетический, при котором отмечаются трудности и недостаточ- ность в развитии артикуляционных укладов, главным образом, согласных звуков.
2. Кинетический, при котором отмечается недостаточность временной ор- ганизации артикуляционных укладов. При этом нарушается произношение как гласных, так и согласных звуков. Гласные нередко удлиняются, их ар- тикуляция приближается к нейтральному звуку а.
Для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают так на- зываемые функциональные пробы.
Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удержать его неподвижно по средней линии, одновременно следя глазами за предме- том, перемещающимся в боковых направлениях.
Проба считается положительной, если в момент движений глаз отмечает- ся отклонение языка в соответствующую сторону.
Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое дви- жение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

20 21
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раз- дражений на мышцы артикуляционного аппарата специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных приспособле- ний (шпатели, постановочные зонды, зонды, предложенные Е.В. Новиковой).
Физиологическое действие массажа
В основе механизма воздействия массажа лежат сложные взаимообус- ловленные рефлекторные процессы, регулируемые высшими отделами цен- тральной нервной системы. В результате массажа в организме возникают различные реакции. Они не являются самостоятельными, а представляют собой генерализованную реакцию рефлекторного характера, благодаря кото- рой происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации его функции при самых различных нарушени- ях, в том числе и речевых.
Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нерв- ных окончаний кожи. Возникшие в ней нервные импульсы поступают в цен- тральную нервную систему. Следовательно, энергия массажных манипуля- ций превращается в энергию нервного возбуждения, что является начальным звеном цепи нервно-рефлекторных реакций в механизме действия массажа на организм. Возбуждения рецепторов в форме центростремительных (аффе- рентных) импульсов передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему (спинной мозг, мозжечок, функциональные образования ствола головного мозга и др.), далее достигают коры больших полушарий головного мозга, где синтезируются в общую сложную реакцию и вызывают различные функциональные сдвиги в организме.
При правильном выборе массажных приемов и методике их применения появляется ощущение приятного тепла и улучшение самочувствия.
Массаж оказывает влияние:
— На нервную систему: под влиянием массажа улучшается функцио- нальное состояние проводящих путей, усиливаются различные рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами и внутренними органами.
Глубокое влияние оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя про- цесс регенерации при его повреждении, предупреждая или уменьшая вазо- моторные чувствительные и трофические расстройства, развитие вторичных изменений в мышцах и суставах на стороне повреждения нерва.
— На кожу и подкожножировую клетчатку: кожа очищается от оттор- гающихся роговых чешуек эпидермиса, а вместе с ними от посторонних ча- стиц (пыль и др.), попавших в поры кожи, и микробов, обычно находящихся на поверхности кожи; улучшается секреторная функция потовых и сальных желез и очищаются их выводные отверстия от секрета; активируется лимфо- и кровообращение кожи, устраняется влияние венозного застоя, усиливается кровоснабжение кожи и, следовательно, улучшается ее питание, повышается сопротивляемость к механическим и температурным воздействиям, повы- шается кожно-мышечный тонус, улучшается местный обмен, что оказывает влияние и на общий обмен.
— На кровеносную и лимфатическую системы. Массаж вызывает рас- ширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается обильное орошение кровью не только массируемо- го участка, но рефлекторно и на большом отдалении от него, в результате чего увеличивается газообмен между кровью и тканью, происходит как бы кислородная терапия тканей.
Под влиянием массажа кожные лимфатические сосуды легко опорожня- ются и ток лимфы ускоряется. Кроме прямого воздействия на местный лим- фоток массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую си- стему, улучшая тоническую и вазомоторную функцию лимфатических сосудов.
— На мышечную систему: под влиянием массажа повышается эластич- ность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышеч- ная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия.
Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет по- низить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых па- резах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.
— На общий обмен веществ: массаж вызывает многообразные измене- ния в течении окислительно-восстановительных процессов.
Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нерв-

22 23
ной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Логопедический массаж способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности дви- жений, развитию кинестетических ощущений.
Логопед, выполняющий массаж, должен:
обладать хорошим осязательным чувством кожи;
владеть техникой массажа;
четко ориентироваться в диагностике речевой патологии; иметь чет- кое представление о физиологическом действии отдельных приемов мас- сажа;
знать, в каких случаях необходимо применять тот или иной прием и пе реходить от одного к другому;
знать анатомию речевого аппарата, топографию мышц, сосудов, нервов;
знать показания и противопоказания к выполнению массажа.
Показания к проведению массажа
Логопедический массаж можно делать всем детям с расстройствами ре- чи. Его нужно начинать как можно раньше, пока не закрепилась порочная поза артикуляционного уклада.
А тем детям, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педа- гогическими методами, эта процедура особенно необходима.
Противопоказания к проведению массажа
Противопоказаниями к проведению массажа являются:
наличие гнойничковых и грибковых заболеваний кожи у логопеда или ребенка;
гематомы на массируемом участке;
болезни крови и капилляров;
тромбозы сосудов;
острая крапивница, отек Квинке в анамнезе;
онкологические заболевания;
инфицированные раны;
фурункулез;
ОРЗ;
гиперчувствительность у ребенка.
Если ребенок недавно перенес ангину, массаж ему также противопоказан
(после полного выздоровления должно пройти не менее 10 дней).
Обязательно следует установить эмоциональный контакт с ребенком до начала массажа. Важно во время сеанса быть к ребенку внимательным, уметь оценить его ответную реакцию на проводимую процедуру.
Положение тела при массаже
Массируемая часть тела должна находиться в устойчивом положении и быть максимально расслаблена. Если нет прочной основы для массируемо- го участка, то расслабления не наступит; для удержания нужной позы ре- бенок будет напрягать мышцы, что приведет к утомлению и снизит эффект от массажа.
Поэтому перед началом процедуры ребенок должен принять правильную позу — позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу ло- гопеда при проведении массажа.
Оптимальны следующие положения тела при логопедическом мас-
саже:
1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает по- ложение за головой пациента.
2. Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед зани- мает положение за головой пациента.
3. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Специалист занимает положение справа от массируемого. Ладонь левой руки логопеда для фикса- ции положения головы ребенка помещается на теменную ее область, правой рукой логопед осуществляет массажные движения.
Классификация массажных приемов
Техника массажа складывается из множества отдельных приемов, кото- рые сводятся к четырем основным приемам:
1) поглаживание,
2) растирание,
3) разминание,
4) вибрация.
Также имеются вспомогательные приемы («пиление», «штрихование»,
«рубление» и т.д.), целью которых является усиление или ослабление физи- ологического действия основных массажных приемов.
В массажной практике редко употребляют один какой-либо массажный прием. По образному выражению Доллингер, «массажные приемы как от- дельные тоны музыки никогда не звучат в одиночку, а переходят один в другой, сливаясь в аккорд».

24 25
Поглаживание
Поглаживание — скольжение руками по коже массируемого, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания.
Основные приемы поглаживания:
1) плоскостное кисть держат свободно, без напряжения, выпрямлен- ной, пальцы сомкнуты и находятся в одной плоскости. Применяют на боль- ших участках кожи (спина, грудь);
2) обхватывающее — кисть руки массирующего, приняв форму желоба, свободно расслаблена, большой палец максимально отведен в сторону так, что противопоставлен остальным. Кисть плотно прилегает ладонной поверх- ностью к массируемому участку. Используют для массажа конечностей, пле- чевых суставов.
Плоскостное и обхватывающее поглаживания могут быть поверхностны-
ми — рука массирующего нежно, без усилия выполняет поглаживание — и глу-
бокими оказывает более энергичное надавливание на подлежащие ткани.
Поверхностное поглаживания оказывает успокаивающее влияние на нерв- ную систему, снижает эмоциональную возбудимость, способствует мышечно- му расслаблению, повышает упругость и эластичность кожи.
Глубокое поглаживание особенно стимулирует лимфо- и кровотоки, спо- собствует быстрому устранению застойных явлений, выведению из тканей продуктов обмена.
Поглаживание можно выполнять продольно, поперечно, зигзагообразно, кругообразно и спиралевидно. Его проводят как непрерывное скольжение по коже или в виде прерывистых ритмичных движений.
Непрерывное поглаживание способствует появлению тормозной реакции центральной нервной системы; прерывистое поглаживание в виде энергич- ных ритмичных движений оказывает возбуждающее действие на централь- ную нервную систему, обеспечивает быстрое усиление местного кровообра- щения в тканях, повышение их сократительной способности, согревание.
Вспомогательные приемы поглаживания:
щипцеобразное поглаживание: массируемые ткани захватывают между подушечками 1, 2 и 3 пальцев (щипцеобразно), применяется при массаже бо- ковых поверхностей пальцев, краев кисти, отдельных небольших мышц и др.
граблеобразное поглаживание: широко разведенные пальцы (граблео- бразно) располагают подушечками на массируемом участке под углом 30—45
°.
Поглаживание производят в продольном, поперечном, зигзагообразном и кру- говом направлениях;
гребнеобразноепоглаживание выполняют костными выступами основ- ных фаланг согнутых в кулак пальцев одной или обеих кистей. Использу- ют для глубокого поглаживания крупных мышц спины, ладонной поверх- ности кисти и др.
Эти приемы массажа выполняют медленно, ритмично, в темпе 24—26 по- глаживаний в минуту.
Каждый прием массажа (растирание, разминание, вибрация) начинается и заканчивается поглаживанием.
Во время одного сеанса массажа не обязательно использовать все виды основных и вспомогательных приемов.
Растирание
Растирание — движение руки массирующего, когда она, производя на- давливание, смещает кожу в разных направлениях.
У детей с парезами растирание в сочетании с поглаживанием понижает воз- будимость двигательных клеток спинного мозга. Растирание усиливает сокра- тительную функцию мышц и повышает их тонус. Под влиянием растирания быстро развивается ощущение тепла в тканях. Основными, чаще всего упо- требляемыми приемами растирания являются: растирания пальцами, греб-
необразное, локтевым краем ладони, опорной частью кисти (запястьем).
Растирание пальцами производят их подушечками.При растирании большим пальцем кисть руки фиксируется упором остальных пальцев.
Растирание локтевым краем ладони, опорной ее частью и гребнеобраз-
ные выполняются так же, как и поглаживания того же варианта, но требуют значительно больших усилий.
Вспомогательные приемы растирания: (пиление, штрихование, стро-
гание).
— пиление представляет собой такой прием, при котором растирание тканей проводят локтевым краем одной или обеих кистей. При выполнении приема двумя руками их кисти обращены друг к другу ладонями. Движе- ния выполняются в противоположных направлениях. Темп растирания равен
60—100 движениям в минуту. Оно может быть поверхностным и глубоким;
— штрихование похоже на пиление, но выполняется концом большого пальца, концами нескольких пальцев или ладонной стороной кисти;
— строгание представляет собой соединение прерывистого давления с растиранием. Отличие от штрихования состоит в том, что массирующие дви- жения вперед значительно дольше, чем назад.
Основной задачей растирания является разогревание подлежащих тканей, их подготовка к восприятию более сильных приемов.
Разминание
Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, захватывания, оттягивания тканей одной или двумя руками одновременно. Массажные движения выполняются в продоль- ном и поперечном направлениях или спиралевидно.

26 27
Вспомогательные приемы разминания: (валяние, сдвигание, подерги-
вание (пощипывание)):
— валяние: массируемые ткани подвергаются сжиманию и перетиранию между вытянутыми, установленными параллельно ладонями обеих рук, дви- жущихся в противоположных направлениях;
— сдвигание:большими пальцами рук приподнимают и захватывают под- лежащие ткани в складку, затем ритмичными движениями сдвигают склад- ку в сторону;
— подергивание (пощипывание): ткани захватывают большим и указа- тельным пальцами одной или обеих рук и ритмичными движениями оття- гивают вверх.
При выполнении этого приема происходит растяжение нервно-мышечных волокон, вследствие чего улучшается приток проприоцептивных импульсов, идущих в центральную нервную систему, что, в свою очередь, ведет к реф- лекторным изменениям в нервно-мышечном аппарате.
Разминание мышц повышает общую возбудимость организма, рефлектор- но влияя на повышение функционального состояния мозговых центров. Уси- ливая кровоснабжение массируемого участка, разминание ведет к улучшению питания тканей, стимулирует удаление продуктов их деятельности, повышает тонус и эластичность мышц, укрепляет их, усиливает сократительные функ- ции, а также способствует регенеративным процессам. Все это позволяет рас- сматривать разминание как пассивную гимнастику для мышечных волокон.
Разминание обычно выполняют непрерывно. Руки, не отпуская массиру- емую мышцу, ритмично (в темпе 40—50 движений в минуту), без остано- вок выполняют движения.
Вибрация
Вибрация — передача массируемой части тела колебательных движений.
Вибрация бывает:
— Непрерывная — выполняется концевой фалангой одного или несколь- ких пальцев. При необходимости одной или обеими кистями, всей ладонью, основанием ладони. Различают стабильную непрерывную вибрацию (кисть не движется) и лабильную непрерывную вибрацию (кисть передвигается по массируемой поверхности).
— Прерывистаявибрация (ударная) заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев, ребром ладони
(локтевым краем), тыльной поверхностью слегка разведенных пальцев, ла- донью с согнутыми или сжатыми пальцами.
Движения выполняют одной, двумя руками попеременно.
Вспомогательные приемы вибрации:
— поколачивание: выполняется локтевыми краями одной или обеих ки- стей, согнутых в кулак, а также тыльной стороной кисти;
— рубление: выполняется локтевыми краями кистей. Движения быстрые, ритмичные, вдоль мышц. Чем прямее пальцы и больше расстояние между ними, тем интенсивнее прием. Применяют при парезе, параличе, мышечной атрофии (для тонизирования мышц);
— похлопывание ладошкой: пальцы немного согнуты, расслаблены;
— пунктирование: передача вибрации кончиками пальцев подобно выби- ванию дроби на барабане (пальцевой душ). Применяют на лице.
Вибрация вызывает усиление, а иногда и восстановление угасших глу- боких рефлексов, улучшает сократительную функцию мышц и трофику тканей, интенсивное расширение или сужение сосудов в зависимости от частоты и амплитуды колебаний, активизируются регенеративные про- цессы.
Виды логопедического массажа
Существует несколько видов логопедического массажа: классический
массаж, массаж по биологически активным точкам (БАТ), зондовый
массаж.
Классический массаж
Классический массаж проводится с использованием основных массаж- ных приемов (поглаживание, растирание, разминание, вибрация).
Движения различаются по силе воздействия: седативные — глубокие и медленные, тонизирующие — поверхностные и быстрые.
Массажные манипуляции проводят по направлению тока лимфы по лим- фатическим путям к лимфоузлам.
Лимфатические сосуды направляются от средней линии лица в стороны, на лбу — параллельно волосистому краю кожи, на висках опускаются к уху и далее вниз к углу нижней челюсти. К этой же области направляются со- суды носа, глаз, верхней половины щек. Сосуды губ и нижней половины щек идут вниз, перегибаются через край нижней челюсти от подбородка до угла ее и собираются под углом нижней челюсти. Сосуды подбородка спу- скаются по передней поверхности шеи к грудине.
Сегментарно-рефлекторный массаж
Способ массажа, основанный на принципе использования сегментарного строения тела, называется сегментарным массажем.
Спинной мозг имеет сегментарное строение, где под сегментом подразу- мевается участок спинного мозга, соответствующий спинномозговым нервам, иннервирующие определенные сегменты тела. Причем иннервируется не толь- ко кожная поверхность тела, но и мышцы, органы, расположенные на уров- не данного сегмента.

28 29
При коррекции речи предусматривается массаж только определенных от- делов тела: шейного, верхнегрудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица.
Все органы, ткани и функциональные системы организма человека, на- ходясь в неразрывных взаимоотношениях, представляют собой единое целое.
В связи с этим ни одна проблема, в том числе и касающаяся речи, не может быть рассмотрена как процесс локальный. Всегда появляются рефлекторные изменения в сегментарно связанных функциональных образованиях, иннер- вируемых теми же сегментами мозга. Эти изменения могут возникать в коже, мышцах, соединительной ткани и в свою очередь влиять на первичный очаг нарушения речи. Устраняя с помощью массажа произошедшие изменения, можно содействовать ликвидации первичного патологического процесса и восстановлению нормального состояния организма.
Взаимосвязи нашего организма осуществляются путем рефлексов.
При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа.
Сегментарно-рефлекторный массаж базируется на применении специально разработанных и научно обоснованных, дифференцированных для различ- ных заболеваний методик. Выбор приемов массажа, техника их проведения и дозирование воздействий зависят от формы и стадии патологического про- цесса, индивидуальной переносимости и реактивности организма ребенка.
Массаж по биологически активным точкам (БАТ)
*
Биологически активные точки (БАТ) — это небольшой участок ко- жи и подкожной основы, в которых имеется комплекс взаимосвязанных ми- кроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря че- му здесь создается биологически активная зона. В области точки происхо- дит усиленное поглощение кислорода, повышается температура, снижается электрическое сопротивление, сильнее инфракрасное излучение, отмечается болезненность при пальпации. Диаметр активных точек изменяется в зави- симости от состояния человека. Так, во время сна и при сильной усталости точки имеют диаметр менее 1 мм. Когда человек просыпается, диаметр то- чек увеличивается до 1 см, а когда находится в состоянии эмоционально- го напряжения или болен, площадь отдельных точек настолько увеличива- ется, что образуются целые участки (зоны) с повышенной проводимостью.
В случае заболевания человека повышается электрический потенциал актив- ных точек, причем не всех, а дифференцированно, что происходит с участи- ем коры больших полушарий головного мозга.
Элементы метода метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко, ко- торые включены в комплекс упражнений классического массажа или масса- жа по точкам (разминающие движения вдоль надбровных дуг, по верхней и нижней части скуловой кости, по кости нижней челюсти в направлении от центра к периферии). Этот метод используется с целью воздействия на реф- лексогенные зоны, активизирующие движения.
Зондовый массаж
Одним из видов лечебного логопедического массажа является зондовый
массаж по методике Е.В. Новиковой, который применяется при различных речевых нарушениях.
Е.В. Новикова создала комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. С помощью этих зондов производят различные движения в виде скольжения, давления, отодвигания, перетирания мышц. Благодаря своим достоинствам методика получила па- тент и была внесена в международный реестр комплиментарной медицины.
Данный метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправ- ленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроиз- ношения проходит быстрее.
Для массажа созданы 12 специальных зондов, каждый из которых воз- действует на определенную группу мышц языка, скул, щек, губ, мягкого неба.
*
Массаж по биологически активным точкам проводит врач-рефлексотерапевт.
Рис. 3. Линии выполнения сегментарно-рефлекторного массажа:
1 — от середины лба к вискам; 2 — от середины лба до ушных раковин; 3 — от латеральных концов бровей к волосистой части головы; 4 — от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз; 5 — от спинки носа к ушным раковинам; 6 — от крыльев носа к ушным раковинам; 7 — от середины верхней губы до ушных раковин; 8 — от середины верхней губы на подбородок; 9 — от крыльев носа по носогубным складкам к углам рта; 10 — от середины подбородка до ушных раковин
10 9
8 7
6 5
4 3
2 1

30 31
Зонд №1 «Вилочковый» («игольчатый») участвует в массаже мышц языка, скул, щек, мягкого неба. Он необходим для определения границы рвотного рефлекса и снятия его.
Зонд предназначен для обкола мышц. В результате такого воздействия мышцы активно сокращаются.
При обколах используются короткие, частые, легкие движения; обкола должны быть недалеко друг от друга.
Более интенсивного воздействия можно добиться, применяя прием обкол с прокачиванием: поставив зонд на определенное место, покачивать его впра- во, влево, назад в течение 4—6 секунд. Другой вариант указанного прие- ма: погрузив зонд в мышцы, производить вращательное движение по часо- вой стрелке (или против часовой стрелки). Время давления 5 секунд. Зонд не отрывать от места.
Зонд №2 «Восьмерочка» участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ. Предназначен для «перетирания» мышц: надавив петелькой на мышцы
(глубокое погружение зонда), производится движение вверх — вниз 6 раз.
Зонд не отрывать от места нажатия. Затем зонд передвигать на небольшое расстояние и массировать следующий участок. Зонд не двигается по языку, а утапливает мышцы, покачивая их на месте и заставляя активно работать группу веерных мышц.
Зонды №3, №4, №5 «Саночки» большие, средние, малые точечно скольз- ят по мышцам языка, скул, щек, губ, мягкого неба в разном направлении, заставляя их активизироваться.
Изгибы зондов выполнены так, чтобы можно было работать любой сто- роной. Если на одной стороне можно выделить две точки нажима и сколь- жения, то на другой — три. В массаже участвует и верхняя часть зондов, которая чаще используется при нажатии на мышцы.
«Саночки» выполняют одинаковые массажные приемы, но захват масси- руемого участка и интенсивность нажима у них разная. Кроме того, зондом
№5 (стороной 2) выполняются вкручивающие и пружинистые возвратные движения.
Зонд №6 «Топорик» используется при массаже мышц языка, скул, щек, губ, мягкого неба, охватывая большую поверхность и интенсивно воздей- ствуя на мышечный аппарат.
Зонд предназначен для выполнения двух приемов: плотного нажатия —
«рубка» мышц и скольжения (имитация процесса бритья) по мышцам.
Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их со- кратительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажатия за- висит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Нада- вливающие движения частые, интервалы между ними короткие. Время дав- ления 5 секунд.
Скольжение улучшает эластичность и упругость мышц, снимает напря- жение.
Зонд №7 «Крестовина» участвует в массаже мышц скул, щек, губ, сред- ней и прикорневой частей языка, позволяет воздействовать на мышцы, обе- спечивающие верхний подъем языка. Нажимая на язык и отодвигая его на- зад, заставляем сокращаться, включаться в работу мышцам указанных обла- стей языка.
«Крестовиной» можно сжимать мышцы языка, удерживая их в таком по- ложении до 30 секунд. С ее помощью выполняются:
Надавливающие движения — «нажатия». Время давления 5 секунд.
Пружинистые возвратные движения вперед — назад (прокачивание).
Сделав 5—6 движений в одной точке, затем передвигаем зонд на небольшое расстояние и массируем следующий участок.
Надавливающие круговые движения вправо — влево (вкручивание зонда в мышцы). Время давления 5 секунд.
Зондом удобно осуществлять постановку заднеязычных звуков Г, К, Х, а также звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Р.
Рис. 4. Виды зондов
5 6
4 3
2 1
11 12 10 9
8 7

32
Зонд №8 «Толкачик» участвует в массаже мышц скул, щек, губ, мяг- кого неба. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы, вос- станавливая их подвижность и эластичность, что обеспечивает возможность принимать различные артикуляционные позиции.
На конце зонда имеется петелька. При нажиме на язык происходит ак- тивное сокращение мышц, при снятии зонда снимается напряжение, насту- пает фаза расслабления. Время давления 5 секунд.
Более интенсивного воздействия можно добиться, используя прием с про- качиванием: зонд устанавливается в определенное место и прокручивается с нажимом по часовой стрелке в течение 5 секунд. Степень нажима зависит от состояния мышц.
Зонд №9 «Щипчики» участвует в массаже мышц щек, губ, скул, языка, воздействует на продольные, поперечные мышцы языка, восстанавливает их подвижность, эластичность, переключаемость. Это позволяет принимать раз- личные артикуляционные позиции. Особенно эффективно идет сжатие боков языка к корню и обратно, при выгибе спинки языка, а также повороты языка вправо и влево, в подтяге языка вперед изо рта, так как им можно захватить не только кончик, но и серединную часть языка.
Зонд №10 «Подтягивающий» предназначен для массажа подъязычной связки и ее растягивания. Если ребенок не может поднять язык вверх, зонд используется для того, чтобы проверить состояние подъязычной связки. Уко- роченная подъязычная связка подрезается у хирурга-стоматолога.
Подводим зонд под язык. Затем постепенно поднимаем зонд так, чтобы увидеть подъязычную связку и определить, по какой причине язык не под- нимается в момент произнесения звуков (короткая уздечка или атрофирован- ность мышечных структур языка).
Зонд №11 «Лебедушка» предназначен для массажа щек, скул и мягкого неба. Восстанавливает подвижность и эластичность мышц, что дает возмож- ность принимать разные артикуляционные позиции и помогает устранить слюнотечение.
Зонд №12 «Скользящий» участвует в массаже мышц щек, губ, скул, языка, руки.
Воздействует на продольные, поперечные мышцы языка, восстанавливает их подвижность, эластичность, переключаемость.
Зонд имеет две рабочие стороны. Все массажные упражнения выполня- ются сначала стороной 1, затем стороной 2.
Мышцы языка должны обладать эластичностью, подвижностью и хоро- шей переключаемостью при выполнении различных движений, необходимых для произнесения различных звуков. Если мышцы такими свойствами не обладают, то речь ребенка невнятна, смазана или вообще невозможна.
Задача логопеда — оживить, заставить работать пораженные мышцы и вос ста новить нарушенное звукопроизношение. Проведение зондового масса- жа нормализует спастическое или паретическое состояние различных групп мышц.
Проводят массаж языка, скул, губ, щек, мягкого неба по отдельности или в различном сочетании. Постепенно осуществляют больший охват по- раженных мышечных структур.
Массаж артикуляционных органов укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного увеличения нагрузки (от простого задания к более сложному).
Прежде чем приступить к зондовому массажу, необходимо провести 15—30 сеансов массажа языка руками. Это способствует расслаблению мышц и слу- жит подготовкой к последующей, более интенсивной форме воздействия.
Каждый сеанс массажа включает упражнения из различных массажных комплексов:
1—2 упражнения из массажа языка руками;
1—2 упражнения из массажа скул;
1—2 упражнения из массажа щек;
1—2 упражнения из массажа мышц вокруг ротового отверстия.
Далее сеанс дополняется упражнениями из комплекса «Массаж мышц языка зондами», а на заключительном этапе вводятся упражнения из раз- дела «Массаж мышц мягкого неба»
Упражнения выполняются по 30 раз. Через каждые 5 раз делается пере- рыв для отдыха ребенка.
Продолжительность массажного сеанса 30 минут.
Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможно- стей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения.
Кроме того, для активизации мышц речевого аппарата применяется артику- ляционная гимнастика.
Артикуляционную гимнастику рекомендуется проводить через 20—30 ми- нут после массажа.

34 35
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика — этосовокупность специальных упраж- нений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, раз- витие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча- ствующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движе- ний и определенных положений органов артикуляционного аппарата, уме- ние объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для пра- вильного произнесения звуков.
При проведении артикуляционной гимнастики вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается исполь- зованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдель- ные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту
Принципом отбора артикуляционных упражнений является характер де- фекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для пра- вильного произнесения данного звука. Упражнения должны быть целенаправ- ленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться пра- вильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нуж- но научить ребенка правильно применять соответствующие движения, вы- работать точность, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конеч- ного результата, что может быть оценено конечным местоположением и фор- мой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа; движение должно совершаться без вспомо- гательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп — это скорость движения. Вначале движение производится несколь- ко замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным — быстрым или медленным.
Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
Переход (переключение) к другому движению и положению должен со- вершаться плавно и достаточно быстро.
При проведении артикуляционной гимнастики большое значение имеет тактильно — проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо со- блюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движени- ем, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для до- стижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.
После того, как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка.
Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дает- ся название, к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении артикуляционных упражнений. Логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоми- нать последовательность действий.
Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя или зонда.
На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением дру- гих, более сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного)
Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста проводится сна- чала в пассивной, затем в пассивно-активной и в активной формах.

36 37
Пассивная гимнастика
Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребе- нок производит движение только при помощи механического воздействия — под нажатием руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя.
Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в про цесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.
Пассивно-активная гимнастика
После нескольких пассивных движений делается попытка произвести то же движение еще один — два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится в пассивно-активное.
В качестве пассивно-активных упражнений также рекомендуется захва- тывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра, пить через соломинку и т.д.
Активная гимнастика
Затем пассивно-активные движения переводятся в активные при зритель- ном самоконтроле перед зеркалом.
Активной гимнастикой называется система упражнений для различных речевых органов, которые проводятся по инструкции логопеда, под его счет.
Активные движения органов артикуляции выполняет ребенок по показу или по словесной инструкции.
Сначала самостоятельные движения будут замедленными. В процессе многократных повторений они становятся легкими, правильными, привыч- ными и могут производиться в произвольном темпе.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения дей- ствия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, же- лательно два—три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навы- ки становились более прочными.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной. На первых занятиях иногда приходится огра- ничиваться двухкратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить коли- чество повторений до 15—20.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоми- нали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во- вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в бара- бан» или «Поиграем в лошадки».
Применяются статические упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Иго- лочка», «Горка», «Трубочка» и т.д., а также динамические упражнения «Ча- сики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Змей- ка», «Катушка» и др.
Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, то новое упражнение не вво- дится, а отрабатывается старый материал, используя для его закрепления новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положе- нии у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Упражнения хорошо проводить в игровой и опосредованной форме.
Сначала взрослый читает стихотворение и показывает соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми.
Учитывая то, что развитие тонких движений руки способствует развитию речи, артикуляционные упражнения можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения. Язык отклоняется вправо и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т.д.
На начальном этапе работы артикуляционные упражнения рекомендуется проводить перед зеркалом, а в последующем, для улучшения кинестетиче- ских ощущений — без зеркала.
Изотонические упражнения
*
Для развития достаточной силы артикуляционных мышц используют спе- циальные упражнения с сопротивлением. При этом возникшие в мышцах импульсы передаются мышцам — антогонистам и активируется работа по- раженных мышц.
Для этого можно предложить следующие упражнения:
Упражнения для губ:
1. Ребенок обхватывает трубочку губами и старается ее удержать, не- смотря на попытки взрослого вытянуть ее изо рта.
2. Губы ребенка не напряжены. Логопед фиксирует пальцами углы губ ребенка и просит его с силой изобразить улыбку. Пальцы от углов губ от- рывает в момент наиболее сильного напряжения.
3. Логопед просит ребенка улыбнуться. Зафиксировав пальцами углы его губ в улыбке, предлагает ребенку вытянуть их в трубочку. Отрывает пальцы от губ в момент наиболее сильного их напряжения.
*
Изотонические упражнения — физические упражнения с элементами сопротивления

38
Упражнения для языка:
1. Язык ребенка высунут. Логопед просит ребенка убрать язык в рот.
Стерильной салфеткой старается удержать язык в исходном положении. Раз- жимает пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка.
2. Язык ребенка находится в полости рта у нижних зубов. Логопед паль- цем надавливает на кончик языка (фиксирует его). Далее просит ребенка с силой высунуть язык, вытолкнув палец. При наиболее сильном напряжении спинки языка палец следует приподнять.
При помощи данных упражнений ребенок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения, что спо- собствует быстрейшей постановке звуков.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести рече- вого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Большое значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в кор- рекционной работе родителей.
Рекомендации
по проведению логопедического массажа
— Воздействия не должны вызывать у ребенка негативных эмоций, ин- тенсивность массажных приемов (сила надавливания, количество повторов) должна наращиваться постепенно в зависимости от состояния ребенка и его отношения к данным занятиям.
— К приемам, вызывающим легкие болевые ощущения, переходить только тогда, когда будет достигнуто полное доверительное отношение к педагогу.
— Если ребенок перенес какое-либо заболевание, что повлекло за со- бой перерыв занятий, нужно временно снизить интенсивность массажных приемов.
— Для коррекции звукопроизношения необходимо сочетать сеансы масса- жа с комплексами артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнения для которых подбираются индивидуально для каждого ребенка в соответ- ствии с характером нарушения звукопроизношения.
— Схему массажа и комплекс упражнений артикуляционной гимнастики необходимо корректировать в соответствии с изменениями, происходящими в органах артикуляции.
Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед).
Например:
Если солнце жарко греет,
Если легкий ветер веет,
Стало сухо и тепло —
Это лето к нам пришло.
Поглаживающие движения от середины
лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улететь пора —
Это осень к нам пришла.
Постукивающие движения подушечками
пальцев по лбу, щекам, подбородку.
Если вьюга кружит, злится,
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома, —
Это к нам зима пришла.
Круговые движения в области лба, щек,
подбородка.
Если тает снег и лед,
Звонкий ручеек течет,
Распускается листва —
Это к нам пришла весна.
Поглаживающие движения обеими ла до-
нями сверху вниз по боковым сторонам
лица и шеи, по центральной части лица
и шеи.
Элементы аутогенной тренировки
Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, эле-
ментов аутогенной тренировки:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление приятно.
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется….
И послушный мой язык
Быть расслабленным привык!
Я спокоен (спокойна) всегда!
Говорю всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорю,
Никогда я не спешу!
Соблюдаю паузы я,
Выделяею звук ударный.
И легко мне говорить,
И не хочется спешить!
Так спокойно, так приятно
Говорю — и всем понятно!
Хорошо мне отдыхать…
Но пора уже вставать!
Весел (весела), бодр (бодра) снова я
И к занятиям готов (готова)!

40 41
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетиче- ских ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование приемов самомассажа полезно по нескольким причинам:
— самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фрон- тально с группой детей одновременно;
— самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты (после утренней гимнастики, занятия по релаксации, после дневного сна);
— самомассаж может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа предваряют или завершают артикуляционную гимна- стику.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возрас- та составляет 5—10 минут. Каждое движение выполняется 4—6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.
Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокой- ную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контро- ля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специ- ально подобранную тихую, спокойную музыку.
Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ре- бенку удовольствие.
Самомассаж мышц головы и шеи
1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы бли- же ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по воло- сам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Дви- жения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части к яремной ямке.
Самомассаж мышц лица
1. «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Дви- жение направлено несколько по диагонали.
4. «Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
5. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
6. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удер- жать в течение 3—5 секунд.
8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
11. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
13. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

42 14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.
15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
17. «Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко посту- кивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушами, от середины носа к ушам.
19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в раз- ных направлениях.
21. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к ще- кам. Производить круговые движения, смещая мышцы век сначала по часо- вой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
22. «Пальцевой душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
23. «Испечем блины». Похлопать ладошками по щекам.
24. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглажи- вающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж мышц языка
Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.
1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь зубы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.
3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовы- вая его вперед и убирая назад, в полость рта.
5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сло- жить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движений жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.
Самомассаж ушных раковин
1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за мочки ушей и потянуть их вниз 4—5 раз.
3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2—3 секунды.
Исходя из вышесказанного и опыта работы можно сделать вывод: лого- педический массаж и артикуляционные упражнения с элементами самомасса- жа и аутогенной тренировки: способствуют нормализации мышечного тонуса, укреплению мышц артикуляционного аппарата, улучшению кинестетическо- го и динамического праксиса, развитию силы, подвижности и дифференци- рованности движений органов, участвующих в речевом процессе.

44 45
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ
КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ
1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей