Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Шафеева А.А. Логопедический массаж. Методическое пособие 2009 3 пояснительная записка


НазваниеМетодическое пособие 2009 3 пояснительная записка
АнкорШафеева А.А. Логопедический массаж.pdf
Дата28.05.2017
Размер0.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShafeeva_A_A_Logopedicheskiy_massazh.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#21540
страница4 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4
Тема: Дикие животные
Задачи:
— Нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры;
— развитие подвижности артикуляционной и мимической мускулатуры;
— развитие кинестетического праксиса;
— формирование артикуляционных укладов;
— развитие логического мышления на основе упражнений на отгадыва- ние загадок и исключения «4-го лишнего»;
— развитие фонематического слуха;
— развитие речевого дыхания;
— закрепление знаний о диких животных;
— воспитание любознательности и интереса к занятию.
Оборудование: Медвежонок с коробкой, в которой находятся альбом, кон- верт с загадками о диких животных, картинки с изображением диких жи- вотных с «окошечками»; логопедические зонды, магнитофон, аудиокассета.
Ход занятия
1. Оргмомент
2. Стук в дверь
— Кто-то стучится.
(Пришел медведь, принес посылку)
— Здравствуйте. Я принес Вам посылку и альбом с фотографиями моих лесных друзей.
— Спасибо, Мишка. Ты, наверное, устал. Посиди, отдохни немного.Мы с Данилом посмотрим, что ты нам принес. (сажаем Мишку на стульчик).
3. Рассматривание альбома.
Первая страница альбома:картина И. Шишкина «Дубовая роща»
— Данил, что изображено на картине? (лес)
— Какое время года? Как ты догадался, что лето? (ребенок называет
признаки лета).
4. Массаж
Ребенок ложится на кушетку. Включается тихая спокойная музыка.
Начинается массаж артикуляционных и мимических мышц сначала ру-
ками, затем — зондами.
Делаются круговые поглаживающие движения на лице («Рисую» круглое
солнце, затем солнечные лучи)
Ласковое солнышко распускает лучики,
И они ложатся нежненько на личико…
(поглаживание лица по
направлению от центра
к периферии по ходу лим-
фатических сосудов)
— Данил, давай представим, что
Лето пришло, (зонд №2 «восьмерочка»)
Все расцвело:
Цветы в лугах,
Кусты в садах,
Грибы и ягоды в лесах.
Ласковое солнышко греет наши руки, ноги, грудь, спину. Дует свежий, теплый ветерок…
Нам легко и приятно. Дышим ровно… глубоко…
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление приятно.
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется….
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык!
5. Загадки (зонд №6 «топорик», скользящие движения)
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)

46 47
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней?
(Лиса)
Кто мохнатый и большой,
Кто в берлоге спит зимой?
(Медведь)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
(Волк)
Под соснами, под елками
Бежит мешок с иголками.
(Еж)
— Какое общее название они имеют? (Дикие животные)
6. Исключить 4-ый лишний
Сейчас я буду называть слова, одно слово не подходит. Какое слово лиш- нее? Почему? (Дятел — не дикое животное, а птица, стучит по дереву)
(зонд «топорик», «рубящие» движения)
Дятлу клювом бить не лень,
Целый день, целый день.
Тук да тук, тук да тук,
Выходи из щелки жук.
Тут и там, тут и там
Стучит дятел по стволам.
(зонд №3 «саночки»)
Наши мышцы не устали —
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление — приятно…
Хорошо нам отдыхать…
Но пора уже вставать!
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
Мы спокойны всегда!
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
Соблюдаем паузы мы,
Выделяем звук ударный.
И легко нам говорить,
И не хочется спешить!
Так спокойно, так приятно
Говорим — и всем понятно!
(ребенок встает и садится за стол)
7. Развитие фонематического слуха
— Посмотрим, что есть в посылке? Кубики волшебные (Отгадать по зву-
чащим кубикам, кто идет: медведь неуклюжий, большой — идет медленно,
заяц — быстро бежит; белка легкая, проворная — прыгает).
8. Постановка дыхания
Сидя, ребенок контролирует правильность речевого вдоха своей ладонью,
которую кладет на область диафрагмы
Внимание направлено на длительность и четкость звучания гласных и согласных звуков.
— Что есть в посылке? Фотографии:
— Волк зимой. Ему холодно зимой, он голодный. Как он воет? (Вдох че-
рез нос, рука на диафрагме, губы вытянуты вперед, округлены, слегка на-
пряжены: У-У-У…)
Медведь. Как он голос подает? (Объяснение артикуляции звука Э)
(Э-Э-Э…).
9. Кто что любит кушать? Угостим животных.
Картинки с изображением диких животных с «окошечками». Положить в
«окошечки»: зайцу — морковь, белке — орешки, медведю — малину.
10. Итог занятия. Мишке понравилось, как мы с тобой занимались. Он хочет тебя угостить грибочками, которые собрал со своими лесными дру- зьями (печенье в форме грибочков).
Тема: Насекомые
Задачи:
Нормализация тонуса мимической и оральной мускулатуры;
— развитие подвижности артикуляционной и мимической мускулатуры;
— развитие кинестетического праксиса;
— формирование артикуляционных укладов;
— развитие логического мышления и творческого воображения на осно- ве отгадывания загадок;
— развитие фонематического слуха;
— развитие речевого дыхания;
— закрепление представлений детей о насекомых;
— решение простейших арифметических задач;
— воспитание любознательности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: логопедические зонды, магнитофон, аудиокассета.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстрации «Весна»
Ход занятия
1. Оргмомент.
Ребенок ложится на кушетку, включается спокойная музыка.
Начинается массаж артикуляционных и мимических мышц сначала ру- ками, затем — зондами.

48 49
2. Отгадать загадку
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
— Мы знаем три весны: весна света, когда темное время суток стано- вится короче, а светлое время — длиннее; весна воды, когда тает снег, бе- гут ручьи; вена зеленой травы, когда появляется зеленая трава, листья на деревьях распускаются…
Мы с тобой рассматривали картину, на которой изображена поздняя вес- на. (называются признаки поздней весны: трава зеленая, деревья цветут…
бабочки летают).
Зонд №2
Тебе нравится весна?
Давай представим себе, что наступила весна и природа, словно проснулась от зимней спячки: дни стали длиннее, яркие солнечные лучи стали согревать землю, растаял снег, появилась зеленая трава, на деревьях распустились ли- стья. И вскоре нас стали радовать яблони цветущие, скворечники поющие.
Легкий, свежий ветерок доносит до нас аромат первых весенних цветов.
Дышим ровно, спокойно….
3. Загадки
Зонд №3
На ромашку у ворот,
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это?
(Стрекоза)
Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(Муравей)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
И поделится медком.
(Пчела)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу
И звук ж все твержу.
(Жук)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка)
Самого не видно,
А песню слышно.
(Комар)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
(Муха)
Зонд №5
— Как можно одним словом всех назвать? (Насекомые)
— Что можем рассказать про насекомых? (по 6 лапок, крылья…).
4. Хорошо нам отдыхать…
Но пора уже вставать!
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
(Ребенок садится за стол).
5. Развитие речевого дыхания
— Здесь на картинке сколько цветочков? (Два).
— Какого цвета? (Синего и красного).
— Сколько бабочек? (Две)
— Какого цвета? (Тоже синего и красного).
— Нам надо подуть на бабочек так, чтобы каждая из них села на цве- ток такого же цвета. Делаем глубокий вдох через нос, выдох медленный че- рез рот, дуем на бабочек…
6. Произнесение звуков Ж, З.
— Здесь кто нарисован на картинке (Жук).
Как он жужжит? (Объяснение артикуляции звука Ж).
— Кто еще нарисован? (Комар).
Как комарик поет песенку (Объяснение артикуляции звука З).
7. Решение арифметической задачи
— Здесь на картинке какие насекомые нарисованы? (Муравьи)
Муравьи в лесу густом
Дружно строят новый дом.
Трое тащут веточку,
Трое тащут щепочку.
Прибавляют дружно шаг
Сколько всего работяг? (Шесть)
— Как получили?
3 + 3 = 6
8. Итог занятия
Тема: Зима
Задачи:
— Нормализация тонуса мимической и оральной мускулатуры;
— развитие кинестетического и динамического праксиса;
— формирование артикуляционных укладов;
— развитие логического мышления и творческого воображения на осно- ве отгадывания загадок и «исключения 4-го лишнего»;
развитие фонематического слуха;
— развитие речевого дыхания;

50 51
— формирование артикуляционных укладов;
— закрепление представлений детей о зиме;
— обогащение активного и пассивного словаря эмоционально-сте ти чес- кими терминами;
— воспитание радостных чувств от прихода красавицы-зимы, эмоцио- нального отклика на настроение картины, любознательности.
Оборудование: Картинки с изображением диких животных, снежинки, логопедические зонды, магнитофон, аудиокассета.
Предварительная работа: Рассматривание репродукции картины И.
Шиш кина «Зима»
Ход занятия
1. Оргмомент.
Начинается массаж артикуляционных и мимических мышц сначала ру- ками, затем — зондами.
2. Отгадать загадку
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима)
Зонд №1
Мы очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как па- дал первый снег, усыпая землю. Рассматривали снежинки — какие они все разные, изящные, нарядные. И вот дождались мы снежных, морозных дней.
Снег пушистым белым ковром покрыл всю землю.
Мы заметили, что когда очень холодно, то снег сыпучий, легкий, пу- шистый; он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами. Снег даже пахнет… Пахнет необыкновенной свежестью и чистотой — запа- хом мороза.
Художники, композиторы, поэты и писатели любуются этим временем го- да. Зима раскрывает перед ними свои тайны, и они рассказывают нам о том, что они видят, слышат, чувствуют. Вот как сказали о зиме поэты:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
И. Никитин
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй зимушка-зима,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй матушка-зима!
П. Вяземский
Зонд №2
Как красиво называют зиму: «гость-зима», «зимушка-зима», «белоснеж- ная лебедка», «матушка-зима»! Как нежно, ласково и радостно обращаются к ней! И мы рады приходу волшебницы — зимы! Чтобы встретиться с ней, давай-ка мы как будто бы отправимся в сказочный лес и посмотрим, как она там похозяйничала.
Сейчас я произнесу волшебные слова, а ты закрой глаза.
По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть мы очутимся в зимнем лесу! Теперь открой глаза, и прислушайся. Что можно услышать в зимнем лесу...
Тишина! Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Упадет вдруг с ветки клок снега — и опять звенящая тишина.
Тишина — шепнула белая поляна.
Тишина — вздохнула, вея снегом, ель.
Тишь, безмолвие вокруг! А понюхай-ка воздух. Чем же это пахнет в ле- су? Да, морозом, свежим снегом. К нему примешивается чуть заметный за- пах обожженной морозом коры деревьев, смолистый аромат леса.
Свежо, холодно, морозно!
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление приятно.
Зонд №6
А теперь вспомним лес. Какой он большой, дремучий, непроходимый.
Ветви огромных елей расположены высоко. Есть и маленькие елочки. Мно- го снега в лесу. Кругом — стена деревьев, поэтому снег слегка коричнева- тый, кремовый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где среди дере- вьев есть просвет, луч солнца освещает поляну, окрасив деревья в желтова- тые тона. От этого снег, толстым слоем лежащий в тени на земле, на вет- ках елей, кажется еще голубее.

53
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
А как мы могли бы назвать этот лес? «Сказочный», «очарованный», «за- снувший».
Пора и домой возвращаться. Закрой опять глаза, а я скажу волшебные слова. Раз, два, три — обратно нас верни! Открой глаза — вот мы и до- ма! А картину про сказочный зимний лес написал великий русский худож- ник Иван Иванович Шишкин и называется она «Зима». Это лесной пейзаж.
Если вьюга кружит, злится,
Круговые движения в области лба,
Всюду белый снег кружится,
щек, подбородка.
В снежных шапках все дома, —
Это к нам зима пришла.
Хорошо нам отдыхать…
Но пора уже вставать!
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
(ребенок встает и садится за стол).
3. Исключить 4-ый лишний
Рассматривание картинок: волк катается на лыжах, еж собирает грибы, заяц катается на коньках, дикие животные водят хоровод вокруг новогодней елки. Какая картинка не подходит? Почему?
4. Развитие фонематического слуха
Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных звуков.
Когда коньки скользят по льду, какой звук мы слышим?
(Объяснение артикуляции звука С)
С-С-С-
Когда лыжи скользят по снегу, какой звук мы слышим?
(Объяснение артикуляции звука С)
(Объяснение артикуляции звука Ш)
Ш-Ш-Ш (имитация движения лыжника)
5. Развитие речевого дыхания
Подуем на снежинки.
Сидя, ребенок контролирует правильность речевого вдоха своей ладонью,
которую кладет на область диафрагмы
6. Итог занятия
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным парали- чом. — М.: Просвещение, 1989.
2. Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 1987.
3. Блыскина И.В. Логопедический массаж. — СПб., 2004.
4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: Детство-пресс, 1999.
5. Васичкин В.И. Справочник по массажу. — Л.: Медицина, 1991.
6. Вербов А.Ф. Лечебный массаж. — М.: Селена +, 1996.
7. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия / Под ред.
Л.С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989.
8. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. —
М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1997.
9. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М.: ГНОМ и Д, 2000.
10. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М.: Академия, 2003.
11. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. —
СПб.: КОРОНА — Век, 2007.
12. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. —
М.: ГНОМ и Д, 2007.
13. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным па ра ли- чом. — М.: Просвещение, 1991.
14. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение,
1992.
15. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. — М.:
ГНОМ и Д, 2000.
16. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения.
Часть 3 — М.: ГНОМ и Д, 2004.

55 17. Новикова Е.В. Зондовый массаж. Часть 4. — М.: ГНОМ и Д, 2006.
18. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии. — Ростов-на-
Дону: Феникс, 2002.
19. Поваляева М.А. Справочник логопеда. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М.:
Просвещение, 1989.
21. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи детей. — М.:
Профессиональное образование, 1993.
22. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. — М.: Творческий центр Сфера, 2006.
23. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. — М.: Творческий центр Сфера, 2007.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка .....................................................................................
3
Понятие речевого аппарата .............................................................................
6
Центральный отдел речевого аппарата ......................................................
6
Речевые центры коры головного мозга .................................................
6
Подкорковый отдел головного мозга .....................................................
7
Мозжечок и ствол головного мозга .......................................................
8
Черепно-мозговые нервы, участвующие в речевом моторном акте.. 8
Периферический отдел речевого аппарата ................................................. 11
Дыхательный отдел ................................................................................... 11
Фонаторный отдел ..................................................................................... 11
Артикуляционный отдел .......................................................................... 11
Основные мышцы, иннервируемые тройничным нервом ........... 12
Основные мышцы, иннервируемые лицевым нервом .................. 12
Основные мышцы, иннервируемые подъязычным нервом.......... 12
Обследование артикуляционного аппарата ................................................. 14
Обследование жевательно-артикуляционных мышц ................................ 14
Обследование мимико-артикуляционных мышц ...................................... 15
Обследование мышц языка ..................................................................... 15
Обследование мышц губ .......................................................................... 16
Обследование мышц щек ......................................................................... 17
Обследование мышц мягкого неба ........................................................ 17
Состояние мышц артикуляционного аппарата ......................................... 17
Логопедический массаж .................................................................................... 20
Физиологическое действие логопедического массажа ............................. 20
Показания к проведению массажа .............................................................. 22

Противопоказания к проведению массажа ................................................ 22
Положение тела при массаже ....................................................................... 23
Классификация массажных приемов ........................................................... 23
Поглаживание ............................................................................................. 24
Растирание .................................................................................................. 25
Разминание.................................................................................................. 25
Вибрация ..................................................................................................... 26
Виды логопедического массажа ................................................................... 27
Классический массаж ............................................................................... 27
Сегментарно-рефлекторный массаж ....................................................... 27
Массаж по биологически активным точкам (БАТ) ............................ 29
Зондовый массаж ....................................................................................... 29
Артикуляционная гимнастика ........................................................................ 34
Изотонические упражнения .......................................................................... 37
Рекомендации по проведению логопедического массажа ....................... 38
Элементы аутогенной тренировки ............................................................... 39
Использование приемов самомассажа в логопедической практике ..... 40
Самомассаж мышц головы и шеи ............................................................... 41
Самомассаж мышц лица ................................................................................ 41
Самомассаж языка .......................................................................................... 42
Самомассаж ушных раковин ........................................................................ 43
Примерные конспекты комплексных занятий........................................... 44
Тема: Дикие животные .................................................................................. 44
Тема: Насекомые ............................................................................................. 47
Тема: Зима ........................................................................................................ 49
Литература ............................................................................................................ 53
1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей