8 КЛАСС У ЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов В том числе Лекции Практические занятия I. Личная гигиена 2 I.1 Значение косметики для девушек и юношей. Уход за кожей, волосами, ногтями. Как избавиться от неприятного запаха. Дезодоранты. Солнечный загар 1 0,5 0,5 I.2 Косметические дезинфицирующие средства. Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств, рецепты умывания без мыла (профилактика появления прыщей) 1 0,5 0,5 II. Одежда и обувь 4 II.1 Уход за одеждой из хлопковых, льняных, шелковых, шерстяных и синтетических тканей, из трикотажа 2 1 1 II.2 Глажение фасонного белья 2 1 1 III Питание 16 III.1 Консервирование фруктов и ягод 2 2 III.2 Приготовление консервированных груш 2 2 III.3 Запись рецепта и приготовление варенья из тыквы 3 3 III.4 Запись рецепта и приготовление варенья из кабачков 3 3 III.5 Запись рецепта и приготовление варенья из моркови 3 3 III.6 Запись рецепта и приготовление варенья из яблок 3 3 IV Я и моя будущая семья 18 IV.1 Правила ухода за грудным ребенком 2 2 59 № п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов В том числе Лекции Практические занятия IV.2 Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек, одежды ребенка 1 1 IV.3 Практическая работа: «Знакомство с предметами ухода за новорожденным ребенком. Аптечка матери и ребенка» 1 1 IV.4 Практическая работа: «Измерение температуры грудного ребенка» 1 1 IV.5 Практическая работа: «Купание ребенка» 1 1 IV.6 Практическая работа: «Одевание и пеленание грудного ребенка» 1 1 IV.7 Практическая работа: «Укачивание ребенка (разучивание колыбельных песен)» 2 1 1 IV.8 Практическая работа: «Прогулка на свежем воздухе» 1 1 IV.9 Практическая работа: «Стирка детского белья» 1 1 IV. 10 Распределение обязанностей в семье. (Русская народная сказка «Федул и Маланья») 1 1 IV. 11 Бюджет семьи: статьи расходов, расходы на питание, планирование крупных покупок 1 1 VКультура поведения 4V.1 Внешний вид юноши (одежда, аксессуары, парфюмерия с учетом места нахождения) 1 1 V.2 Как вести себя на дискотеке 1 1 V.3 Сюжетно-ролевые игры: «Знакомство на дискотеке», «Первое свидание» 2 2 Продолжение таблицы 60 № п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов В том числе Лекции Практические занятия VIЖилище 8VI.1 Правила и периодичность уборки кухни, санузла (ванна, унитаз, раковина). Моющие средства и приспособления 1 1 VI.2 Правила мытья кафельной плитки1 1 VI.3 Бытовая химия в вашем доме 1 1 VI.4 Практическая работа: «Уборка кухни и ванны» 2 2 VI Содержание жилища: оплата жилой площади и коммунальных услуг 1 1 VI Практическая работа: «Расчет электроэнергии и газа — снятие показаний счетчика и заполнение квитанций» 2 2 VIIТранспорт 4VII.1 Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Расписание. Порядок приобретения билета 1 1 VII.2 Экскурсия на автовокзал 3 3 VIIIТорговля 4VIII.1 Cпециализированные магазины (книжный, спортивный, мебельный) 1 1 VIII.2 Правила поведения в магазине 1 1 VIII.3 Экскурсия в магазин 2 2 IX Средства связи 2IX.1 Правила общения по телефону 1 0,5 0,5 IX.2 Практическая работа: «Вызов экстренных служб по телефонам 01;02;03;04» 1 1 XМедицинская помощь 5X.1 Глистные заболевания и меры их предупреждения 1 1 1 Продолжение таблицы 61 № п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов В том числе Лекции Практические занятия X.2 Первая помощь при несчастных случаях (ожог, обморожение, отравление, тепловой и солнечный удары) 2 1 1 X.3 Cюжетно-ролевая игра. Оказание помощи при ожоге кипятком. Оказание помощи при обморожении. Оказание помощи при тепловом ударе 2 2 Итоговое занятие. Тестирование 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I. Личная гигиена Значение косметики для девушек и юношей. Уход за кожей, волосами, ногтями. Как избавиться от неприятного запаха. Дезодоранты. Солнечный загар. Косметические дезинфицирующие средства. Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств, рецепты умывания без мыла (профилактика появления прыщей). Практическая работа: Приготовление настоев из трав для жирной и нормальной кожи. Практическая работа: Приготовление маски из натуральных продуктов для предотвращения появления прыщей. II. Одежда и обувь Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек, другого фасонного белья. Практическая работа: Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила безопасности в использовании стирального порошка. Окончание таблицы
62 Практическая работа: Глажение белья, соблюдая правила безопасной работы с электроприборами. III. Питание Консервирование фруктов и ягод. Подготовка, стерилизация. Пищевая ценность варенья из овощей и фруктов Рецепты варенья из яблок, райских яблок, тыквы, кабачков, моркови. Практическая работа: Приготовление варенья из яблок (райских). Практическая работа: Приготовление варенья из тыквы. Практическая работа: Приготовление варенья из кабачков Практическая работа: Приготовление варенья из моркови. IV. Я и моя будущая семья Особенности развития новорожденного. Правила ухода за грудным ребенком. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек, одежды. Купание ребенка. Прогулки с ребенком. Предметы ухода за новорожденным ребенком. Аптечка матери и ребенка. Практическая работа: Знакомство с предметами ухода за новорожденным ребенком. Аптечка матери и ребенка. Практическая работа: Измерение температуры грудного ребенка. Практическая работа: Купание ребенка. Практическая работа: Одевание и пеленание грудного ребенка. Практическая работа: Укачивание ребенка (разучивание колыбельных песен). Практическая работа: Прогулка на свежем воздухе. Практическая работа: Стирка детского белья. Распределение обязанностей в семье. (Русская народная сказка «Федул и Маланья»). Бюджет семьи: статьи расходов, расходы на питание, планирование крупных покупок.
63 V. Культура поведения Как вести себя на дискотеке. Значение тона разговора в установлении межличностного контакта. Внешний вид молодых людей (одежда, косметика, парфюмерия с учетом места нахождения). Практическая работа: Знакомство на дискотеке. Практическая работа: Первое свидание. VI. Жилище Правила и периодичность уборки кухни. Моющие средства и приспособления для уборки кухни. Правила и периодичность уборки санузла: ванна, унитаз, раковина. Моющие средства и приспособления. Техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами. Правила мытья кафельных стен. Моющие средства и приспособления. Содержание жилища: оплата жилой площади и коммунальных услуг. Практическая работа: Расчет расхода электроэнергии и газа — снятие показаний счетчика и заполнение квитанций. VII. Транспорт Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Расписание. Порядок приобретения билета. Практическая работа: Экскурсия на автовокзал. VIII. Торговля Cпециализированные магазины (книжный, спортивный). Правила поведения в магазине. Виды товара, отделы. Вежливое обращение к продавцу. Практическая работа: Экскурсия в магазин. IX. Средства связи Городской телефон. Таксофон. Квартирный телефон. Сотовый телефон. Абонентская плата. Практическая работа: Правила общения по телефону.
64 Практическая работа: Вызов экстренных служб по телефонам 01;02;03;04. X. Медицинская помощь Первая помощь при несчастных случаях (ожог, обморожение, отравление, тепловой и солнечный удары) Глистные заболевания и меры их предупреждения. Практическая работа: Cюжетно-ролевые игры: Оказание помощи при ожоге кипятком. Оказание помощи при обморожении. Оказание помощи при тепловом ударе. В результате изучения разделов образовательной об-ласти «Социально-бытовая ориентировка» для 8 класса учащиеся должныз н а т ь:правила ухода за кожей лица; правила ухода за волосами, ногтями; правила стирки и сушки одежды из хлопчатобумаж ных, льняных, шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения изделий; способы заготовки продуктов впрок из овощей и фрук тов; способы варки варенья из доступных продуктов; правила ухода за грудным ребенком; санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек, одежды ребенка; предметы ухода за новорожденным ребенком; состав аптечки матери и ребенка; правила общения юноши и девушки; как следует одеваться и пользоваться косметическими и парфюмерными средствами в зависимости от места нахождения; правила и периодичность уборки кухни и санузла; моющие средства и приспособления для уборки кухни и санузла; правила техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами; правила мытья кафельных стен; моющие средства и приспособления; как производить оплату жилой площади и коммуналь ных услуг; междугородный автотранспорт; порядок приобретения билета; 65 специализированные магазины; правила поведения в магазине; как пользоваться различными видами связи; правила общения по телефону; как оказать первую помощь при несчастных случаях (ожог, обморожение, отравление, тепловой и солнечный удары); профилактика и лечение глистных заболеваний; для чего нужен больничный лист; у м е т ь:правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук и ног; использовать подручные средства дополнительно к кре мам, лосьонам; в меру пользоваться косметикой и парфюмерией; стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетиче ских тканей; гладить блузки, рубашки, платья; обрабатывать продукты и посуду для варки варенья; готовить варенье из фруктов и овощей; ухаживать за новорожденным ребенком; содержать в надлежащем порядке вещи маленького ре бенка; пользоваться предметами из аптечки матери и ребенка; одеваться соответственно месту нахождения; производить уборку кухни и санузла, соблюдая правила техники безопасности при работе с препаратами бытовой химии; производить оплату жилой площади и коммунальных услуг; пользоваться междугородним автотранспортом; приобретать билет; делать покупки в специализированных магазинах; вежливо обращаться к продавцу; общаться по телефону; пользоваться сотовым, домашним телефоном, город ским таксофоном; вызывать в случае необходимости экстренные службы по телефонам 01; 02; 03; 04; оказывать первую помощь при несчастных случаях; лечить глистные заболевания народными средствами. 66 ПИТАНИЕ П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «П РИГОТОВЛЕНИЕ КОНСЕРВИРОВАННЫХ ГРУШ » Оборудование: ножи, разделочные доски, миски, ложки, мерный стакан, банки, металлические крышки. Продукты: груши, сахар. Ход работы:Организационный момент. Повторение теоретического материала (в том числе правил техники безопасности). Запись рецепта: Мытье груш. Удаление плодоножек, очистка, разрезание пополам, удаление сердцевин. Обертывание фруктов во влажную салфетку, чтобы они не потемнели. Укладка груш вместе с сахаром в чистые банки слоями и добавление воды, чтобы фрукты были едва полностью ею покрыты. Добавление гвоздики, корицы или имбиря. Стерилизация в течение получаса при температуре 80 градусов. Закатка простерилизованными металлическими крышками. Подведение итогов работы. П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «П РИГОТОВЛЕНИЕ ВАРЕНЬЯ ИЗ ТЫКВЫ » Оборудование: кастрюля, разделочные доски, ножи, таз для варки варенья, мерный стакан, ложки. Продукты: тыква, сахар, апельсин, лимон. Ход работы:1. Организационный момент. 2. Повторение теоретического материала. 3. Очистка тыквы от кожицы и зерен. 4. В кастрюлю с холодной содовой водой положить тыкву, нарезанную крупными кусками. 5. Слить воду, тыкву промыть в холодной воде и откинуть на решето. 6. Нарезать тыкву небольшими квадратиками. 7. Сварить традиционный сироп, положить в него тыкву, но не мешать. Когда варенье закипит, снять его с огня на некоторое время. Остудить. 8. Добавить апельсин или лимон. Варить до готовности. 9. Закрыть пластмассовыми крышками. 10. Подведение итогов работы. 67 П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «П РИГОТОВЛЕНИЕ ВАРЕНЬЯ ИЗ КАБАЧКОВ » Оборудование: кастрюля, разделочные доски, ножи, таз для варки варенья, мерный стакан, ложки. Продукты: кабачки, сахар, лимон. Ход работы: 1. Организационный момент. 2. Повторение теоретического материала 3. Очистить от кожуры и семян кабачки и мелко порезать на кубики. 4. В тазу для варки варенья развести один килограмм сахарного песку в половине стакана воды. Сварить сироп. 5. Положить в сироп один килограмм кабачков . 6. После того, как варенье закипит, добавить один лимон, нарезанный очень мелко или пропущенный через мясорубку вместе с кожурой. 7. Варить все вместе 45 минут. Лимон можно положить и ближе к концу варки. 8. Варенье разлить по банкам, укупорить крышками. Хранить в холодильнике. 9. Подведение итогов работы. П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «П РИГОТОВЛЕНИЕ ВАРЕНЬЯ ИЗ МОРКОВИ » Оборудование: кастрюля, разделочные доски, ножи, таз для варки варенья, мерный стакан, ложки. Продукты: морковь, сахар. Ход работы: 1. Организационный момент. 2. Повторение теоретического материала. 3. Морковь нарезать кубиками, отварить 5 минут в кипящей воде, охладить. 4. Залить кипящим сиропом (1 кг сахара, 2 стакана воды), проварить 5 минут. Отставить на некоторое время. 5. Снова сварить сироп (500 г сахара, 1 стакан воды). 6. Добавить сироп в варенье и снова проварить. 7. Перед концом варки добавить лимонную кислоту. 8. Разлить варенье по чистым банкам. 9.Укупорить банки с вареньем. 10. Подведение итогов работы.
68 П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «П РИГОТОВЛЕНИЕ ВАРЕНЬЯ ИЗ ЯБЛОК » Оборудование: кастрюля, разделочные доски, ножи, таз для варки варенья, мерный стакан, ложки. Продукты: яблоки, сахар, ванилин. Ход работы:1. Организационный момент. 2. Повторение теоретического материала 3. Яблоки очистить от кожицы, нарезать дольками и удалить сердцевину. 4. Приготовить сироп. 5. Положить яблоки и варить их до тех пор, пока они не станут прозрачными. 6. Если часть яблочных долек будет готова ранее других, их надо осторожно вынуть ложкой, переложить в миску и варку остальных продолжать до полной готовности. 7. Для аромата в конце варки добавить немного ванилина, апельсинной или лимонной цедры. 8. При варке варенья из сладких сортов яблок добавить клюкву (на 1 кг яблок — 1 стакан клюквы). 9. Разлить варенье по банкам и укупорить. 10. Подведение итогов работы. П РАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «М ОЯ СЕМЬЯ » Практическая работа: «Знакомство с предметами ухода за новорожденным ребенком. Аптечка матери и ребенка». Оборудование: аптечка матери и ребенка. Ход работы:1. Организационный момент. 2. Повторение теоретического материала. 3. Изучение состава аптечки матери и ребенка. 4. Чтение инструкции и ознакомление с использованием предметов и медикаментов, содержащихся в аптечке. Рекомендуемый состав аптечки: спринцовка, соски, пустышки, глазные пипетки, губки, детское мыло, крем, присыпка, термометры для измерения температуры тела и воды, полиэтиленовая пленка, перевязочные материалы, бактерицидный лейкопластырь, вазелиновое масло, йода спиртовой раствор 5%, борная кислота, перманганат калия. 5. Запись в рабочую тетрадь названий и зарисовка предметов из аптечки. 6. Подведение итогов работы. 69 П РАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА . У КАЧИВАНИЕ РЕБЕНКА ( РАЗУЧИВАНИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН ) Данная практическая работа может проходить в различных формах. Тут все зависит от возможностей учеников и изобретательности учителя. Ее можно провести как дополнительное занятие, можно раздать тексты колыбельных детям на дом, можно устроить прослушивание и разучивание некоторых колыбельных. Хорошо проходит конкурс из серии «Моя семья», где учащиеся, разбившись на «семьи», соревнуются, кто лучше сумеет укачать своего ребенка. Причем, мальчики должны участвовать в конкурсе на равных с девочками. Конкурс можно проводить в два этапа: один из «родителей» пеленает ребенка, а второй укачивает, напевая колыбельную песенку. Текст колыбельной песни «Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского) Спят усталые игрушки, книжки спят, Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться. Ты ей пожелай: «Баю-бай!» В сказке можно покататься на Луне, И по радуге промчаться на коне, Со слонёнком подружиться, И поймать перо Жар — птицы, Ты ей пожелай: «Баю-бай!» Баю-бай, должны все люди ночью спать. Баю-баю, завтра будет день опять. За день мы устали очень, Скажем всем: «Спокойной ночи!» Глазки закрывай! Баю-бай!
|