Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Методическое пособие для обслуживающего персонала


Скачать 8.07 Mb.
НазваниеМетодическое пособие для обслуживающего персонала
АнкорMetodicheskoe_posobie_dlya_personala_2014_g.pdf
Дата31.01.2017
Размер8.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie_dlya_personala_2014_g.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#8019
страница8 из 18
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18
Белые и розовые вина.
1. Белое и розовое вино подаются охлажденными до 10-12 градусов Цельсия, и открываются в ведерке со льдом (кулере), которое накрыто белым ручником.
2. Продемонстрировать бутылку гостю, чтобы он подтвердил, что это именно то вино, которое он заказал: бутылка достается из кулера, протирается белым ручником, ставится на левую руку, так, чтобы гости могли видеть этикетку. Правой рукой разрешается слегка придерживать бутылку около горлышка.
3. Вино презентуется следующим образом: “белое, сухое (сладкое), итальянское (французское) из региона … (название вина) от (производитель) …года урожая.”
4. После подтверждения гостя, бутылка ставится обратно в кулер.
5. Белое вино разливают в бокалы примерно по 100 мл.
Гость может отказаться от вина. Замена вина без включения его стоимости в
счет производится только в следующих случаях:
- Официант нарушил правила подачи вина: сломалась или раскрошилась пробка, кусочки пробки попали в вино, откололась часть горлышка бутылки, вино разлилось и т.д.
- Вкусовые качества и аромат вина не соответствуют данной марке вина, например, вследствие неправильного хранения. В этом случае непригодность вина должен подтвердить администратор, бар – менеджер.

73
- Брак фирмы - изготовителя (недолив вина, дефект бутылки или этикетки и т.п.).
- В этих случаях официанту необходимо принести гостям извинения, немедленно заменить вино и подать, чистые бокалы.
Подача шампанского
- Правила подачи шампанского и игристых вин схожи с подачей вина. Они подаются охлажденными до 6-8 градусов Цельсия.
- Перед их подачей предварительно необходимо приготовить ведерко со льдом. Ведерко заполняется льдом чуть больше, чем на половину объема, затем доливается немного воды.
- Досервировать стол.
- Шампанское и игристые вина приносят и демонстрируют гостю так же, как и остальные вина.
Получив разрешение открыть бутылку, официант открывает бутылку. Для этого необходимо.
- Поставить бутылку в ведерко для льда, не встряхивая ее, и не направляя на гостя.
- Снять фольгу, покрывающую проволоку. Аккуратно снять проволоку с горлышка, придерживая пробку и не давая ей выскочить
- Держать бутылку под углом 45 градусов в сторону от гостя.
- Медленно поворачивая пробку правой рукой, аккуратно вынуть ее из горлышка, стараясь не произвести громкого хлопающего звука. Левая рука при этом поддерживает бутылку
- Разлить шампанское
- Правила разлива шампанского такие же, как и вина, но шампанское не дают предварительно пробовать и наливать его следует маленькими порциями, в 2-3 приема, следя за тем, чтобы пена не пролилась.
- Закончив, поставить бутылку в ведерко со льдом.
Открывание бутылки с шампанским
При подаче шампанского и игристых вин следует помнить, что возможен случай, когда
пробка может «выстрелить» из бутылки. Не допускайте этого, все время придерживайте
пробку!
К) Коктейли и другие смешанные напитки
Визитная карточка бара, а также немалая статья дохода бара – это приготовление и реализация коктейлей. Их обычно подают в начале обеда или ужина в специальных бокалах или стаканах самой различной формы. Чтобы подать коктейли хорошо охлажденными, стаканы для них желательно держать в холодильнике. Пьют коктейли через соломинку разового пользования.
Часто коктейли украшают различными фруктами, делают ободок из сахара по краю бокала или стакана.
Используемые для изготовления коктейлей спиртные напитки должны хорошо сочетаться с другими компонентами смесей.

74
Взбивают коктейли, состоящие из разнородных ингредиентов (фруктовых соков, сливок, яиц, ликеров различных сортов), в шейкере (прибор из двух металлического и стеклянного стаканов, один из которых надевается на другой). Смесь взбивают энергичными движениями, встряхивая шейкер. Если в состав коктейлей входят шампанское, шипучие вина, газированные напитки, то такие коктейли смешивают непосредственно в бокале. В некоторых случаях шампанское доливают после взбивания смеси в шейкере. Компоненты, дополняющие друг друга (джин, вермут), смешивают, добавляя для охлаждения лед.
Кроме того, понадобится сосуд для смешивания коктейлей объемом примерно 1 л (на 3–4 порции) с насадкой-ситечком. Оно представляет собой пластину с краями в виде спиральной пружины и по размеру точно подходит для шейкера или сосуда для коктейлей. Это ситечко можно вполне заменить обычным чайным.
Специальная барная ложка, длина ручки которой около 15 см, одновременно служит в качестве мерной (ее объем составляет 50 мл), значительно облегчит работу. Кружком на конце такой ложки можно давить фрукты, сахар или свежую зелень.
Для смешивания напитков, содержащих углекислоту (например, шампанское), рекомендуется использовать специальную барную мешалку.
В миксере обычно приготовляют коктейли, компоненты которых легко смешиваются. Делается это так. Миксер наполняется на 2/3 объема льдом. Далее воду, образовавшуюся в миксере после таяния льда, сливают и наливают в миксер все необходимые для напитка компоненты. Через несколько секунд коктейль готов. Теперь его можно разлить по рюмкам или фужерам и украсить. Напиток украшают различными фруктами, ягодами, дольками лимона, апельсина и т. д.
Коктейли, в состав которых входят сиропы, ликеры, сладкие настойки, сливки, яйца, фруктовые соки, смешивают в шейкере. Он состоит из основания в виде стакана, куда помещают лед и вливают напитки. Другая часть шейкера – фильтр, который надевается на основание. И последняя часть – крышка-колпачок. Она надевается на фильтр. Все части шейкера плотно подогнаны друг к другу, так что при встряхивании находящаяся в нем жидкость не вытекает.
Коктейль готовится в шейкере при встряхивании его. Берут шейкер обеими руками (одна рука держит за дно, а другая – за крышку) и быстрыми движениями горизонтально от себя либо вверх-вниз смешивают напиток. Взбивают напиток не более 10 с, иначе лед в шейкере будет интенсивно таять, и большая его часть смешается с напитками. В результате вкус коктейля ухудшится.
Блендером можно легко превратить фрукты в пюре, взбить сливки и измельчить лед. Для льда потребуются специальный сосуд, лопатка, щипцы и мельница.
Кроме того, необходимы соковыжималка, специальные барные щипцы, бутылка с мерным наконечником для маленьких доз, фигурный нож для фруктов, специальный нож и терка для срезания цедры. Для украшения напитков предназначены различные насадки и разноцветные соломинки.
Сироп для коктейлей рекомендуется заготавливать заранее, так как сахар плохо растворяется в ликерах. Ускоряет растворение добавление 1–2 чайных ложек воды. Быстро растворяется сахар в содовой воде. Кубики льда, используемые для приготовления коктейлей, обдают теплой водой, и они приобретают блеск.
В хорошем баре соки подают свежевыжатыми. Существует различная аппаратура для выжимания сока из разных овощей. Однако обязательным компонентом многих коктейлей

75 является сок цитрусовых – лимона, апельсина, грейпфрута. Для того чтобы лимон дал больше сока и легче выжимался, его на 15 мин нужно поместить в холодильник.
Очень эффектно выглядят коктейли в замороженных стаканах: для этого стакан опускают в воду, а затем ставят в морозитель холодильника.
Для составления коктейлей по различным рецептурам используются специальные мерные линейки с делениями, мерные стаканы, а для отпуска вин – дозаторы.
Для отпуска коктейлей в большинстве крупных ресторанов созданы коктейль-бары, оборудованные специальной стойкой с ледогенератором. Высота стойки 100–120 см, длина не менее 300 см на одного бармена. На фасадной части стойки для удобства посетителей установлены высокие табуреты (80 см) с упорами для ног.
Коктейли в зависимости от компонентов резко отличаются друг от друга по вкусу, крепости и своему действию. Одни из них могут утолять жажду, другие – возбуждать аппетит. Последние обычно подают на приемах-банкетах в качестве аперитива.
Несмотря на разнообразие коктейлей, нужно знать некоторые правила их приготовления.
В зависимости от крепости алкогольные коктейльные напитки готовят в большем или меньшем объеме на порцию: крепкие, десертные и слоистые коктейли готовят обычно в объеме от 50 до
100 мл, игристые коктейли, коктейли с яйцом, крюшоны и другие слабоалкогольные коктейли – в объеме от 100 до 200 мл и более.
По классическим правилам количество ингредиентов в коктейле, не включая украшения, не должно быть больше пяти. Все компоненты коктейлей должны хорошо сочетаться по вкусу.
Для приготовления коктейлей часто используют лед различной степени измельчения. Для смешивания напитков, приготовляемых в малом объеме, лучше брать куски льда величиной с грецкий орех, чтобы он не таял слишком быстро и не разбавлял напиток.
Для приготовления коктейлей с фруктами, игристых, крюшонов и др. большими порциями используют мелкодробленый лед (лед-фрапэ). Его обычно готовят заранее. Для этого куски льда заворачивают в чистую плотную ткань и дробят деревянным молотком. Существуют и специальные аппараты для приготовления такого льда.
Иногда перед подачей напитков охлаждают посуду. Стаканы или бокалы ставят дном на лед и держат до тех пор, пока их стенки не запотеют. Можно положить в бокал кусочек льда, взять за ножку большим и указательным пальцами и сделать несколько вращательных движений, так, чтобы кубик льда вращался в бокале, затем воду слить и заполнить бокал напитком.
Удобнее использовать сахарный сироп или сахарную пудру, чтобы не тратить время на растворение сахара, к тому же при употреблении сиропа напиток не мутнеет.
Вина, используемые для смешанных напитков, не должны иметь осадка.
Коктейль принято украшать. Как этому научиться? В рецептах фирменных коктейлей чаще всего указывается посуда, в которой коктейль принято подавать, и способ его украшения. Но бармен должен уметь украсить коктейль по своему вкусу. Приведем некоторые общие правила украшения коктейлей.
Чем слаще коктейль, тем ярче должно быть украшение.

76
К сладким коктейлям подходят вишня, кусочки ананаса, виноград, клубника, киви, яблоки, груши – любые фрукты, главное, чтобы они удачно сочетались по вкусу с самим коктейлем.
Многие сухие коктейли украшают лимоном.
Коктейли с томатным соком, или несладкие, например Кровавая Мэри, украшают веточкой зелени: укропа, сельдерея, петрушки. Подойдут даже маринованные овощи.
Экзотические коктейли, коктейли на основе текилы украшают фруктами, листиками фруктов, зонтиками.
Палочка для перемешивания коктейлей тоже может быть украшением, и к ее выбору следует отнестись очень внимательно.
Красиво выглядит твист из цедры цитрусовых – узкая длинная полоска кожуры, уложенная спиралью.
Горячие коктейли можно посыпать сверху тертым шоколадом, корицей, мускатным орехом, молотым кофе.
По краю стакана или рюмки можно сделать ободок. Ободок похож на полоску инея или снега.
Он может быть сладким или соленым, в зависимости от коктейля. Сделать его очень просто: наружный край рюмки смазывают по кругу шириной около 1 см долькой лимона или апельсина, или смачивают другой жидкостью, а затем погружают в сахарную пудру или соль. Лишний сахар стряхивают – и ободок готов: можно наливать в рюмку коктейль. Ободок можно сделать и цветным. Для этого края бокала сначала надо опустить в ликер или сок, имеющий необходимый цвет, а затем – в сахарную пудру или соль
Шпажки могут быть самостоятельным украшением, но в основном они используются для того, чтобы нанизывать на них украшения из фруктов. Но можно не ограничиваться фруктами. К сладким коктейлям прекрасно подойдет ломтик зефира, к крепким – веточка мяты, оливки и даже маринованные грибы.
Полоску кожуры цитрусовых можно не только уложить в форме спирали. Можно сплести косичку, сформировать эффектный узел или сложить в виде розочки.
Специальной круглой ложкой с острыми краями можно вырезать из различных фруктов шарики, которые затем накалываются на шпажки. Можно вырезать не только шарики, но и все, что угодно, – колеса, цветы, бочонки.
Коктейль можно посыпать сверху крошкой – шоколадной, мускатной, из корицы или кокосовой стружкой.

77
13. Уборка со стола
А) Спрашивайте гостя, если хотите что-то убрать со стола
1. Посуду убирают правой рукой справа от посетителя.
2. Убирая, двигайтесь вокруг стола по часовой стрелке.
3. Вся посуда ставится и убирается со стола так, чтобы не беспокоить гостей.
4. Убирайте ненужную посуду и различные принадлежности.
5. Стаканы и бокалы следует убирать со стола правой рукой справа от гостя.
6. Сначала нужно убрать со стола грязный стакан, взяв его пальцами у основания, а затем салфетки, которые могли подаваться специально с этим стаканом. Винные бокалы следует брать за ножку.
7. Ни в коем случае не кладите салфетки в стакан или в бокал.
8. Не берите стакан или бокал сверху.
9. Не засовывайте пальцы в стакан, даже если берете сразу несколько стаканов.
10. Не берите винный бокал сбоку (только снизу за ножку).
11. Использованные приборы необходимо положить на тарелку, прежде чем уносить ее.
12. Взяв со стола грязные тарелки, сразу же уносите их.
13. Если по пути вы увидите, что ваша помощь требуется гостям за другими столиками, не останавливайтесь и не ставьте на их столик грязную посуду. Улыбнитесь, и скажите им, что подойдете к ним через минуту.
Способы уборки использованной посуды
Б) Смена пепельниц
Пепельница не уносится, а меняется!
1. Если курит один человек, пепельница меняется после каждого окурка.
2. В пепельнице может быть не более 2-х окурков.

78 3. Если гостей 4 и более, на стол ставится две пепельницы, более 8 человек – 4 пепельницы.
4. Пепельницы меняются открытой рукой.
5. Грязная пепельница меняется с помощью двух чистых.
6. Использованная пепельница накрывается чистой пепельницей, обе пепельницы ставятся на третью пепельницу, которая находиться в другой руке, затем нижняя пепельница ставится на стол.

79
14. Расчет с гостями
Расчет – это ответственный момент в работе официанта. Гость может попросить счет сам, и в этом случае официант должен немедленно его предоставить. Если же гость не спешит, то официант может тактично напомнить посетителю о расчете. После подачи десерта можно поинтересоваться, не нужно ли ему что-нибудь дополнительно. Если гость ответит отрицательно, официант подготавливает счет подает его в счётнице с левой стороны.
Оплата может производиться наличными, но все чаще посетители рассчитываются кредитной картой.
Что касается оплаты наличными, то не следует забывать, что если заведение не обладает правом валютных операций, брать валюту у клиента противозаконно. К сожалению, многие делают это, иногда по воле обстоятельств, когда клиент не имеет других денег. Из этой щекотливой ситуации все выходят по-разному. Хорошо, когда поблизости или прямо в ресторане располагается обменный пункт, а если его нет… Жизнь диктует свое, а задача официанта – получить расчет и избежать проблем, потому что валютные операции для субъектов, не имеющих лицензии, по-прежнему запрещены.
Расчет кредитной картой предполагает наличие на кассе специального оборудования. Кредитная пластиковая карта представляет собой небольшой твердый пластиковый прямоугольник, на котором указаны следующие данные:
• тип карты (Master Card, Visa, American Express и др.);
• реквизиты банка, который выдал карту;
• номер карты;
• код;
• срок действия карты;
• фамилия владельца;
• образец подписи владельца;
• иногда – фотография владельца;
• защитный знак или голограмма.
Иногда карта указывает и другие сведения, например уровень кредитования. Кредитная карта, предоставленная клиентом для оплаты, относится на кассу, где кассир осуществляет процедуру снятия денег со счета клиента. После этого клиент должен подписать чек (до того, как официант вернет ему карту). Специалисты рекомендуют учитывать, что после обеда или ужина со спиртным могут возникнуть некоторые неувязки с образцом подписи. В случае полного ее несовпадения следует тактично попросить гостя предоставить какой-либо документ, удостоверяющий личность. Во всех сомнительных случаях следует как можно тактичней попытаться урегулировать ситуацию, привлечь для этого администратора.
Чаевые, которые гость оставляет официанту сверх счета в знак благодарности, также следует принимать с достоинством. Не следует самому оставлять себе сдачу.
Напоминать гостю о чаевых, демонстрировать свое неудовольствие их размером – запрещено официанту, такое поведение не приветствуется ни администрацией, ни здравым смыслом. И к тому же, чаще всего ни к чему не приводит. Как показывает практика, на размер чаевых чаще всего влияет качество обслуживания и то желание посетить заведение вновь, которое возникло у гостя.
Официант после оплаты посетителем счета должен помочь женщинам, пожилым людям и детям выйти из-за стола, отодвинуть стулья и проводить гостей с той же учтивостью и вниманием, с которыми он их встречал. В любом случае следует поблагодарить, по возможности искренне, гостя за то, что он посетил их ресторан. Во многих ресторанах уходящим посетителям

80 предлагают подать автомобиль. Если гость – иностранец, ему будет приятно, если с ним попрощаются на родном языке.
Во многих кафе и ресторанах для посетителей приготовлены памятные мелочи – зажигалки, спички, карточки. Возможно, именно такая мелочь, попавшаяся на глаза гостю, напомнит ему о том, что он хорошо провел время в вашем заведении, когда он будет решать, куда ему отправиться в следующий раз.

81
15. Обслуживание гостей
В последнее время при организации банкета за столом принято предусматривать для гостей подачу аперитива в отдельном зале, где они ожидают друг друга перед началом банкета, знакомятся, беседуют. В качестве аперитива подают коктейли, вермут, водку, соки и другие напитки. Иногда вместе с аперитивом гостям предлагают канапе – закусочные бутерброды, расстегаи (малой формы). Все напитки и закуски предлагаются гостям официантами. Для этого в подсобном помещении рюмки, стопки, бокалы заранее заполняют на 2/3 их емкости напитками и ставят на небольшой поднос на расстоянии 2–5 см друг от друга, предварительно положив на поднос салфетку.
Перед началом банкета администратор, составляя план обслуживания столов, подразделяет их на секторы, закрепив каждый за определенными квалифицированными официантами.
Администратор заранее распределяет между ними всю работу по обслуживанию гостей и устанавливает, кто из официантов предлагает гостям закуски, горячие блюда, гарниры, соус, кто наливает вино, убирает посуду, предлагает гостям кофе и аперитивы и т. п. Подачу вин обычно поручают официантам высокого роста (и желательно молодым).
Администратор регулирует работу официантов, дает распоряжение на выход в зал с очередным блюдом. Выход официантов строго обусловлен: первыми выходят те, которые обслуживают дальний сектор. Особое внимание администратор должен обращать на своевременность и синхронность выхода в зал официантов, подающих вина и блюда.
Вначале подают холодные рыбные закуски, икру, масло и свежие овощи, затем – закуски из мяса, птицы и дичи. После холодных рыбных закусок официанты заменяют использованные тарелки и приборы чистыми для холодных мясных закусок. После холодных закусок подают горячие, затем первые блюда, вторые горячие блюда, десерт, фрукты и горячие напитки (в отдельном зале или за отдельными столиками).
Получив на раздаче блюда, официанты направляются с ними к входу в банкетный зал, где собираются по порядку номеров, присвоенных секторам стола, которые они обслуживают. По знаку администратора официанты входят в зал, направляются к своим секторам и становятся лицом к столу в 2–3 шагах сзади от гостей, с которых они должны начать обслуживание. Блюда держат на левой руке на уровне локтя. По знаку старшего официанта (обслуживающего почетных гостей в центре стола) они приступают к подаче блюд, соблюдая очередность обслуживания. (Во время произнесения тостов обслуживание прекращается). Все закуски, блюла и т. п. подаются гостю с левой стороны. Водку и воду наливают с правой стороны правой рукой. Подача блюд может производиться и с правой стороны, если кушанье было заранее разложено или разлито в посуду индивидуального пользования (горячие закуски – в кокотницы, супы – в чашки и тарелки, десертные блюда – в креманки, горячие напитки – в чашки). При этом надо предупредить гостя: разрешите поставить. На каждом блюде обязательно должны быть приборы для раскладки. После подачи блюд, которые принято есть руками, не пользуясь приборами (спаржа или цыплята табака), гостям подают небольшие чашки с водой и кусочком лимона для ополаскивания пальцев и салфетки.
Убирают посуду официанты только после того, как почетные гости, в честь которых дается завтрак или обед, кладут вместе нож и вилку на тарелку. По неписанному международному обычаю это означает, что данное блюдо они уже есть не будут. В этом случае по знаку администратора официанты начинают уборку посуды одновременно во всех секторах. Посуду убирают с правой стороны гостя правой рукой, а с левой – левой рукой. При замене посуды и приборов официант подходит к гостю с чистой тарелкой, берет левой рукой использованную

82 тарелку, а правой ставит чистую и кладет чистый прибор, если таковые не были разложены предварительно при сервировке.
Кофе на банкетах обычно подают после десерта в отдельном.
Чашки должны быть повернуты ручкой в левую сторону, на блюдца кладут кофейные ложки ручкой в правую сторону.
Необходимое условие хорошей организации банкета – бесшумная работа официантов, без лишних разговоров, без громких вопросов. Официант должен заранее уяснить себе схему обслуживания и очередность подачи закусок, вин, блюд и обязательно соблюдать прин ятый порядок обслуживания гостей, что имеет особенно большое значение на официальных приемах- банкетах.

83
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей